Перейти к содержанию

"И Ангелу Смирнской церкви напиши..." (Церковь перед лицом будущих испытаний)


Maxim Bulava
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

После внесения правки о недопустимости смертной казни в катехизис Папа Франциск продолжает противоречить неизменному нравственному учению Церкви. Выступая 17 декабря перед представителями Международной комиссии против смертной казни, Франциск раскритиковал Пап прошлого, которые, по его словам, "не понимали примата милосердия над справедливостью". Он, очередной раз назвав смертную казнь морально недопустимой, заявил о необходимости "принять ответственность за прошлое" [опять будем каяться. Возможно - и платить - М.В.]. Новой является критика пожизненного заключения, которое, по словам Франциска, является "скрытой формой смертной казни".
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 4 тыс
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Новой является критика пожизненного заключения, которое, по словам Франциска, является "скрытой формой смертной казни".

Следующим этапом будет критика тюремного заключения независимо от срока?:)

  • Like 4
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 недели спустя...

У Франциска обнаружились и другие проблемы с Благовещеньем....

Папа Франциск словно бы решил сосредоточиться на мариологии.

 

Выступая накануне Рождества перед семьями сотрудников Ватикана, он сказал: "Они [Мария и Иосиф] преисполнены святости и, следовательно, радости. Вы скажете: ну конечно! Это Богородица и святой Иосиф! Да, но давайте не будем думать, что им было легко: святыми не рождаются - святыми становятся, и это верно и для них также".

Изменено пользователем Maxim Bulava
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Следующим этапом будет критика тюремного заключения независимо от срока? :)

Скажем так — лишение свободы, как его понимают в России, морально устарело.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

После внесения правки о недопустимости смертной казни в катехизис Папа Франциск продолжает противоречить неизменному нравственному учению Церкви. Выступая 17 декабря перед представителями Международной комиссии против смертной казни, Франциск раскритиковал Пап прошлого, которые, по его словам, "не понимали примата милосердия над справедливостью". Он, очередной раз назвав смертную казнь морально недопустимой, заявил о необходимости "принять ответственность за прошлое" [опять будем каяться. Возможно - и платить - М.В.]. Новой является критика пожизненного заключения, которое, по словам Франциска, является "скрытой формой смертной казни".

 

Наоборот хорошо, что говорит о недопустимости смертной казни, ее можно вполне заменить пожизненным сроком. Смертная казнь противоречит Евангельскому духу, Христос простил женщину взятую в прелюбодеянии, говорит оставить расти плевелы до жатвы. Бог не истребил гонителя Савла, который стал Апостолом. Ранние христиане были против даже судейской работы, так например Лактанций писал: «Когда Бог запретил убивать, Он не только удерживал нас от разбоя, заниматься которым и общественными законами запрещено, но увещевал также, чтобы мы не совершали и того, что у людей считается дозволенным. Так, праведнику нельзя служить в армии, ибо он служит справедливости, и даже нельзя выносить кому бы то ни было смертный приговор, [то есть нельзя быть судьей], ибо нет никакой разницы, убиваешь ли ты мечом или словом, поскольку запрещено уже само убийство. Итак, из этого предписания Бога нельзя делать никакого исключения. В самом деле, убивать человека — всегда великое злодеяние, ведь Бог восхотел, чтобы человек был неприкосновенным живым существом» (Лактанций. Божественные установления, кн. 5, гл. 20). Апологет Афинагор Афинский писал: «Мы научились не только воздавать удар на удар, не идти на суд с теми, кто обкрадывает и грабит нас, но тем, которые ударят нас по одной щеке, подставить также и другую, и тем, которые отнимают только верхнюю одежду, отдать также и нижнюю» (Афинагор, Апология, гл. 1). Христианин призван к тому, чтобы копья переделать на серпы, само данное пророчество относится к призванию христианина: «Мы, которые исполнены войной, взаимным кровопролитием и всяким злом, изменили своё воинское оружие, наши мечи на орала, а наши копья на орудия по обработке почвы» (Иустин Мученик. Диалог с Трифоном, пар. 110). По крайней мере такой был императив в христианстве доникейского периода, отражавшего Евангельский дух. Я бы мог еще привести цитаты церковных авторов доникейского периода, если этих будет мало.

Если брать поздний период, то можно вспомнить Киевского митрополита Фотия, который не благословлял смертную казнь в отношении стригольников, так например историк Карташев пишет:

Митр. Фотий пишет наставительное послание к псковским властям, священству и всем православным людям, возлагая на них долг — возвращать сектантов на правый путь, а в случае упорства «отженуть» их от церкви. Это «отженутие» Фотий разумел и в каноническом и в гражданском смысле. Ссылаясь на каноны, митрополит приглашает упорствующих возмутителей мира церковного предавать «мирским властелем» для тюремного заточения. Вероятно, какая-то часть была арестована и заточена, а другие разбежались. Прошло 11 лет, и митр. Фотий в 1427 г. пишет второе послание, рисует прежнюю картину и предлагает те же меры. Псковичи опять проделали и аресты, и заключения, и телесные наказания, и доносили митрополиту, что и скрывавшиеся еретики и вновь захваченные проявляют удивительное упорство и нераскаянность: «на небо взирающе, тамо Отца себе нарицают». Очевидно, по-прежнему беспоповствуют и даже в какой-то мере противятся и государству. В том же году Фотий пишет третье послание. В нем благословляет и «внешние казни», но только не смертную казнь. Но все меры оказываются довольно безуспешными. Через два года митрополит пишет четвертое послание. B нем подтверждает обращение к гражданским казням, но никоим образом не к смертной казни. Это характерно для восточной богословской мысли и практики. «Но инако», т. е. исключая смертную казнь, говорит м. Фотий, «всяко и заточеньями приводити их в познание».

Позже были жидовствующие, главарей ереси казнили, но против казни еретиков выступали Кирилловские старцы. Если брать Византийскую Империю, то против казни еретиков писал преподобный Феодор Студит. Но сейчас я конечно больше пишу об отношении к еретикам, нежели чем к гражданским преступлениям, но позицию даже по гражданским преступлениям, написал еще Лактанций, что христианину недозволительно быть даже судьей. Конечно во времена когда христианство стало повсеместной верой, это невозможно стало, чтобы судьей не был христианин, но сейчас ведь тоже времена изменились и Церкви вполне можно следовать ранним призывам, а в плане гражданского правосудия, высказываться о замене смертной казни на пожизненное заключение.

Изменено пользователем Денис В.Н.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Наибольший интерес в творчестве Нила Сорского вызывает его концепция взаимодействия государства и Церкви. Нил Сорский был сторонником четкого размежевания духовной и светской властей, их невмешательства в дела друг друга. Наиболее ярко эта идея проявилась в вопросе наказания еретиков. Нил Сорский стоял на позиции прощения тех еретиков, которые раскаялись и отказались от своих убеждений в пользу православия. Тех же еретиков, которые остались верными своим убеждениям, Нил Сорский не призывал казнить и преследовать, если эти убеждения не были опасны для общества. Нил Сорский по сути дела первым поднял вопрос о свободе мысли и убеждений, и отсутствии преследования за убеждения. Сферу убеждений человека он считал неприкосновенной и недоступной для государственного вмешательства.

 

Необходимость прощения раскаявшихся еретиков была выражена в «Послании кирриловских старцев по поводу слова Иосифа Волоцкого о еретиках». Заволжские старцы ссылались на Священное Писание как основу для милосердного отношения к еретикам, которые отступились от противных христианству убеждений: «Старцы из Кириллова монастыря, а с ними все заволжские старцы привели на это послание старца Иосифа от божественного Писания обратное — что нераскаявшихся и непокорных еретиков предписано держать в заключении, а покаявшихся и проклявших свое заблуждение еретиков Божья Церковь принимает в распростертые объятия: ради грешников облекся плотью Сын Божий, и пришел Он погибших сыскать и спасти».

 

Причем, нестяжатели приводили примеры из Священного Писания о прощении Богом еретиком. К тому же они отметили, что в основном положения о наказании еретиком смертью находятся в Ветхом Завете - источнике иудаизма, просветленный благодатью учения Христа. Новый же Завет исходи из принципа всепрощения и милости, который нес с собой Иисус Христос, простивший мытаря, разбойника, блудницу. В Послании говорится: «И когда привели к нему женщину, схваченную за блуд, сказал милосердный Судья:

 

«Кто без греха, пусть первый бросит в нее камень». Сам же, склонив голову, написал грехи каждого из них и так отразил поднятую на убийство руку иудеев. В Судный день каждый получит от Бога по своим делам. Если же ты требуешь, чтобы брат убивал согрешившего брата, то скоро дойдет и до празднования субботы, и до всего, что в Ветхом Завете, что ненавистно Богу».

 

Несмотря на то, что все-таки с подачи иосифлян верхушка еретиков была казнена или отправлена в заточение, все-таки идеи нестяжателей были восприняты официальной идеологией Московского государства. По сути, по вопросу о свободе убеждений и веры концепция нестяжателей стала официально действующей правовой доктриной в рамках церковного и уголовного права России. В отличие от католической инквизиции, в России случаи преследования за убеждения были единичными и касались наиболее опасных для православия и государства ситуаций, как в случае с ересью жидовстующих, охвативших верхушку духовенства, родню великого князя и самого Ивана III, что угрожало православию и государственности. Н.М. Золотухина справедливо заметила, что «тем, что в России преследования за веру никогда не принимали такого характера, как в католических странах, она немало обязана Нилу, его сторонникам и последователям, которые со рвением доказывали невозможность применения смертной казни за вероотступничество. Смертную казнь за религиозные убеждения «нестяжатели» рассматривали как отступление от основных постулатов православного вероучения. И хотя в споре о формах воздействия на еретиков они проиграли (Собор 1504 г. приговорил еретиков к смерти), влияние нестяжателей на формирование общественного мнения несомненно. Казни еретиков носили единичный характер и распространения не получили».

 

В.В. Сорокин, А.А. Васильев. История правовых учений России. 2014

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Свт. Иоанн Златоуст:

 

«Христианам в особенности запрещается исправлять впадающих в грех насилием. Наша война не живых делает мертвыми, но мертвых живыми, ибо полна кротости и смирения… Я гоню не делом, но словом, и преследую не еретиков, но ересь… Мне привычно терпеть преследования, а не преследовать, - быть гонимым, а не гнать. Так и Христос побеждал распятый, а не распиная, - не ударяя, но принимая удары».

 

(Цит. по: Прот. Георгий Флоровский. Восточные отцы 4 в. (8. Иоанн Златоуст. 2. Златоуст, как учитель).

 

 

Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 46-ая на Евангелие от Матфея:

 

 

«Заметь также усердие слуг: они сейчас же готовы выдергать плевелы, хотя поступают не совсем осмотрительно. Это показывает их заботливость о посеянном; они имеют в виду не то, чтобы был наказан всеявший плевелы, а единственно то, чтобы не погибло посеянное господином; в первом не было нужды, а потому и придумывают средство, как бы только истребить болезнь. Впрочем, избравши средство, они не осмеливаются сами собою привести его в исполнение; но ожидают приговора от господина, спрашивая его: хощеши ли? Что же отвечает им господин? Запрещает, говоря: да не когда ... восторгнете с ними купно пшеницу. Этими словами Христос запрещает войны, кровопролития и убийства. И еретика убивать не должно, иначе это даст повод к непримиримой войне во вселенной.

 

Но что разумел Господь, сказав: да не восторгнете с ними купно пшеницу? Или то, что принявшись за оружие и убивая еретиков, неминуемо истребите с ними многих святых; или то, что многие из этих самых плевел могут перемениться и сделаться пшеницею. Следовательно, если вы, — говорит Он, — искорените их преждевременно, то лишив жизни людей, которым было еще время перемениться и исправиться, истребите то, что могло бы стать пшеницею. Итак, Господь не запрещает обуздывать еретиков, заграждать им уста, сдерживать их дерзость, нарушать их сходбища и заговоры; но запрещает их истреблять и убивать. И заметь, какова кротость Господа: Он не просто объявляет приговор Свой, не просто повелевает, но излагает вместе и причины. Что же будет, если плевелы соблюдутся до конца? Тогда реку жателем: соберите первее плевелы, и свяжише их в снопы, яко сожещи я. Опять приводит на память ученикам слова Иоанновы, в которых Он изображен Судиею, и вразумляет, что должно щадить плевелы, доколе они растут подле пшеницы, потому что для них возможно еще стать пшеницею. Если же еретику случится умереть без всякого плода, то необходимо постигнет его неизбежное наказание. Реку жателем, говорит Господь, соберите первее плевелы. Для чего же первее? Чтобы ученикам не подать случая к опасению, что вместе с плевелами выдергана будет пшеница. И свяжите их в снопы, яко сожещи я; а пшеницу соберите в житницу».

 

Вот отрывок из "Слова о проклятии" святителя Иоанна Златоуста. Ни о каком "сокруши уста... освяти руку..." там и речи нет:

 

 

«Ибо, скажи мне, что значит то, что ты называешь проклятием (анафема)? Вникни в это слово, рассуди, что ты говоришь; понимаешь ли ты силу его? ... Изрекаемое тобою "анафема" не то ли значит, чтобы такой-то был предан дьяволу, не имел участия во спасении, был отвержен от Христа?

 

Но кто ты, присвояющий себе такую власть и великую силу? Тогда сядет Сын Божий, и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов -- по левую (Матф. XXV, 31-33). Почему же ты присвояешь себе такую честь, которой удостоен только сонм апостолов и истинные и во всем точные их преемники, исполненные благодати и силы? ... Почему же, тогда как никто из получивших власть не делал этого или не смел произносить такого приговора, ты осмеливаешься делать это, поступая вопреки (цели) смерти Господней, и предупреждаешь суд Царя? ... Но что говорят люди, способные на всякое зло? Он еретик, говорят они, имеет в себе дьявола, произносит хулу на Бога и своими убеждениями и суетною лестию ввергает многих в бездну погибели; посему он отвержен отцами, особенно учитель его, произведший разделение в церкви, -- разумея Павлина или Аполлинария. ... Но ты поучай с кротостью наставляя противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю (2 Тим. II, 25, 26). Простри сеть любви, не для того, чтобы храмлющий погиб, но лучше, чтобы он исцелился; покажи, что ты по великому добродушию хочешь собственное благо сделать общим; закинь приятную уду сострадания, и таким образом, раскрыв сокровенное, извлеки из бездны погибели погрязшего в ней умом. Научи, что принимаемое по пристрастию или по неведению за хорошее -- несогласно с преданием апостольским, и если человек заблуждающийся примет это наставление, то, по изречению пророка, он жив будет, и ты спас душу твою (Иез. III, 21); если же он не захочет и останется упорным, то, дабы тебе не оказаться виновным, засвидетельствуй только об этом с долготерпением и кротостью, чтобы Судия не взыскал души его от руки твоей, -- без ненависти, без отвращения, без преследования, но оказывая искреннюю и истинную любовь к нему. Ее ты приобретай и, хотя бы ты не получил никакой другой пользы, это -- великая польза, это -- великое приобретение, чтобы любить и доказать, что ты -- ученик Христов.

 

... Посему увещеваю вас, не оставляйте без внимания этих слов. Еретические учения, несогласные с принятыми нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться об их спасении».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Правило 77, святаго поместнаго собора Карфагенскаго (393-419):

 

77. О кротком обращении с донатистами. По дознании и исследовании всего, пользе церковной споспешествовати могущаго, по мановению и внушению Духа Божия, мы избрали за лучшее, поступати с вышеупомянутыми людьми кротко и мирно, хотя они беспокойным своим разномыслием и весьма удаляются от единства тела Господня. Таким образом, по возможности нашей, да соделается совершенно известным для всех, по всем Африканским областям, уловленных их общением и приязнью, каким жалостным заблуждением они себя связали. Может быть тогда, как мы с кротостию собираем разномыслящих, по слову апостола, даст им Бог покаяние в разум истины, и возникнут от диавольския сети, быв уловлены от него в свою волю (2 Тим. 2, 25).

 

Собор цитирует из Послания Апостола Павла: с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины (2 Тим. 2, 25).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Преподобный Феодор Студит

Послание 26(214). К Феофилу, епископу Ефесскому

 

Взяв в руки письмо, которое прислала священная высота твоя брату нашему Афанасию, и прочитав его, я опечалился великою печалью, почтеннейший отец мой, во-первых, потому, что между нами самими, прямо выступавшими за истину против неистовствующей теперь ереси иконоборцев, происходят несогласия и возникают разделения; во-вторых, потому, что я, нижайший, вынужден сделать возражение. Да простит величие твое; но речь идет об истине, важнее и достопочтеннее которой нет ничего.

 

Что же прискорбное содержится в письме? "Мы, - говоришь ты, - не советовали ни убивать манихеев, ни не убивать; но если бы и позволили, то сделали бы дело, величайшее из прекрасных".

 

Что говоришь ты, богопочтенный? Господь запретил это в Евангелии, сказав: нет, - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы (Мф.13:29). Ты же называешь величайшим из прекрасных дел позволение исторгать их.

 

А то, что плевелами Он назвал именно еретиков, как тогдашних, так и последующих, т.е. всех, об этом послушаем Златоуста, который, изъясняя те же самые слова, говорит так: "Что Господь запрещает, говоря: чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы? Этими словами Христос запрещает войны, кровопролития и убийства; и еретика убивать не должно, иначе это даст повод к непримиримой войне во вселенной".

 

И далее: "Что разумел Господь, сказав: чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, как не то, что если вы приметесь за оружие и станете убивать еретиков, то неминуемо будут истреблены вместе с ними и многие из святых?" [1] Это и случилось в наши времена; ибо кровопролития и убийства наполнили нашу страну, и многие из святых преданы смерти; слово Господне оказалось нетщетным, как засвидетельствовали многие.

 

И для чего мы говорим, что не позволительно убивать еретиков? Нам не позволительно даже и желать им зла. Послушаем опять Господа, Который, по словам премудрого Дионисия, сказал святому Карпу: "Наноси Мне удары, Я готов опять страдать за спасение людей; для Меня это вожделенно, только бы другие люди не грешили; впрочем, смотри, хорошо ли будет для тебя - пребывание с Богом и добрыми и человеколюбивыми Ангелами променять на жизнь в пропасти со змиями" [2].

 

Видишь, богомудрый, гнев Божий на святого за то, что он молил о еретиках, чтобы они лишены были жизни; и если бы святой остался при таком расположении, то был бы осужден. Таким образом, отнюдь не должно желать зла врагам, как показала истина; а, напротив, нужно молиться о них, как показал Сам Господь во время страдания, сказав к Отцу Своему: Отче! прости им грех: ибо не знают, что делают (Лк.23:34).

 

Что же касается того, будто, как говорит святость твоя, с твоим мнением согласны некоторые святые, то прости, отец, мы не хорошо понимаем слова святых и потому оказываемся вносящими новое вопреки отцам, или лучше сказать, вопреки Богу. Так божественный Кирилл, в речи против Юлиана, выразился согласно с древним законом, не смешивая Ветхого Завета с Новым; - да не будет. Ибо он не мог не знать, что сказанное в законе сказано тем, кто жил под законом (см. Рим. гл.4); равно не мог не знать он и сравнения, сделанного Спасителем в следующих словах: сказано древним то-то; а Я говорю вам то-то (Мф.5:21-22). Поэтому мы, как говорит божественный Дионисий к некоему Демофилу, не примем твоих слишком ревностных стремлений, хотя бы тысячу раз ты ссылался на Финееса и Илию.

 

То же услышав, Иисус не одобрил учеников, чуждых кроткого и благого духа (Лк.9:54-56). Ибо наш Божественный Священноначальник с кротостью поучает противящихся учению Божию. Надобно учить неведущих, а не наказывать. Будем же, блаженный, внимать тому, что сказал и святой Павел, солнце вселенной (см. 2Тим.2:25). Также и Игнатий Богоносец говорит: "Ненавидящих Бога надобно ненавидеть и на врагов Его негодовать (ср. Пс.78:6), но не преследовать или бить их нам, подобно язычникам, не знающим Бога". Если же не должно бить, то едва ли должно убивать их.

 

Так как ты, Владыка, полагаешь, что и святой Симеон, живший на дивной горе, согласен с тобою, то не думай этого. Ибо святой не мог противиться Христу или учителям, высшим его. Но что же тогда? Он говорил увещание к тогдашнему императору о язычниках, мучивших христианский народ, стараясь о том, чтобы христиане не были угнетаемы самарянами. Это и хорошо. К тому же самому и мы ныне увещеваем, когда говорим, чтобы императоры не щадили, но воевали против скифов и арабов, убивающих народ Божий. Но это иное дело, а то иное; это относится к неприятелям, а то к подвластным еретикам.

 

Сообщаемое об Иоанне Постнике, предстоятеле Константинопольском [3], будто он повелел посадить на кол волшебников, мне не кажется истинным, но, может быть, он допустил это. Ибо и они убийцы, с которыми начальникам не запрещено поступать по римским законам; ибо они не напрасно, - говорит апостол, - носят меч, но суть отмстители делающему злое (Рим.13:4); но это непозволительно в отношении к тем, о которых Господь изрек запрещение. Начальствующие над телами имеют право наказывать виновных в преступлениях, касающихся тела, а не виновных в делах душевных; ибо право наказывать последних принадлежит управляющим душами, и наказания здесь суть отлучения и прочие епитимии.

 

Так, Владыка, думаем мы, уничиженные; и, скажем по неразумию, даже Блаженнейшему Патриарху нашему мы дерзновенно сказали, что Церковь не мстит мечом, и он согласился с этим. Императорам же, совершавшим убийство, мы сказали, первому: "Не угодно Богу такое убийство", а второму, требовавшему одобрения на убийство: "Прежде пусть снимут мою голову, нежели я соглашусь на это". Таков ответ от нас, грешных. Вы же, святейшие, если читали другое Евангелие, которого мы не знаем, то хорошо; а если нет, то вдумайтесь в то, что объявил апостол.

 

Примечания

1. Беседа 46 на Евангелие от Матфея. Творения святителя Иоанна Златоуста. Спб. 1901. Т.VII. С.482.

2. Дионисий Ареопагит к Демофилу. Гл.6. Четии-Минеи 26 мая и 3 октября.

3. Преп. Симеон Столпник, Дивногорец, и св. Иоанн Постник, архиепископ Цареградский, жили в конце VI в.

Изменено пользователем Денис В.Н.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Про светское правосудие, я тоже затронул в ответном сообщении Максиму.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В наше время, во многих странах мира, включая и Россию, смертная казнь заменена на пожизненное заключение, это гуманное отношение. Сейчас времена изменились и в плане правосудия, Церковь может приветствовать замену смертной казни на пожизненное заключение и вообще поддерживать подобную практику, как гуманную. К тому-же у пожизненных заключенных остается возможность покаяться и спастись, это соответствует Евангельским словам о том, чтобы выбирая плевелы, случайно не вырвать пшеницу, то есть человек может покаяться и спастись.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Предполагаю, что речь у него шла о святости, которая достигнута через синергию. О святости без синергии (просто по дару без дел) папа римский сказал в другой проповеди:

 

"Через Тайну Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии наш Отец задумал прервать цепь человеческой греховности, чтобы через Неё Самому прийти в мир. Поэтому Дева Мария — это чудо Божественной любви к нам".

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В проповеди на Непорочное зачатие папа Франциск как бы повторяет слова византийского монаха Михаила Пселла (1018 г. - около 1078 г.).

 

Мудрейшего Пселла Слово на Благовещенье Пресвятыя Богородицы, 6:

 

«И вот, до Девы пребывал сей род (человеческий) унаследовавшим праматернее проклятие. Но затем была воздвигнута Плотина поперек течения, и Дева стала Твердыней, удержавшей наводнение зол. "Благословенна Ты в женах" – как не вкусившая от Древа Познания (добра и зла) и не преступившая заповедь Божию, но и Сама обоженная (feofeisa) и обожившая (feosasa) человеческий род».

 

https://azbyka.ru/da...-blagoveshhenie

Изменено пользователем ioann22
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Наоборот хорошо, что говорит о недопустимости смертной казни, ее можно вполне заменить пожизненным сроком. Смертная казнь противоречит Евангельскому духу,...

Денис, я совершенно не понимаю к чему это. Конечно, на форуме существует свобода обсуждений различных вопросов, но ведь есть межконфессиональный раздел, где свободно можно доказывать, что смертная казнь противоречит "Евангельскому духу", и что Католическая Церковь веками ошибалась, уча о том, что смертная казнь морально допустима. Там будет самое место и Лактанцию, и уважаемым Кирилловским старцам, и Иосифу Волоцкому с "Просветителем". В данной же теме лично я понял бы или ту постановку вопроса, что Папа вправе изменять учение Церкви, или что он не противоречил этому конкретному пункту учения, или что Церковь не учила о допустимости смертной казни, или что это учение не является твердым и окончательным.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Предполагаю, что речь у него шла о святости, которая достигнута через синергию. О святости без синергии (просто по дару без дел) папа римский сказал в другой проповеди:

 

"Через Тайну Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии наш Отец задумал прервать цепь человеческой греховности, чтобы через Неё Самому прийти в мир. Поэтому Дева Мария — это чудо Божественной любви к нам".

Я, со своей стороны, полагаю правильным читать именно то, что сказано. Никто не рождается святым, и это относится и к Богородице, - сказал Папа. Согласно правилам языка и мышления, это означает, что Богородица не родилась святой.

 

Далее, через "синергию", Иоанн, Богородица приобретала не святость, а заслуги и увеличение святости, ибо она всегда была угодна Богу и облагодатствована, что составляет сущность святости. Общее мнение католических богословов (конечно, я не имею в виду богословов конца ХХ - начала ХХI века) - что даже начальная благодать, которой была наделена Дева Мария, превышает благодать любого самого святого человека и любого ангела.

 

Следующее: "черного кобеля не отмоешь добела", - говорит пословица. Это как раз о данном случае. Есть выражения, которые морально неправильно даже отмывать.

 

Наконец, о словах Франциска о Непорочном Зачатии. Во-первых, говоря строго, Франциск не пишет здесь о святости - он пишет о свободе от первородного греха. Можно, конечно, вслед за католическим богословием утверждать, что свобода от греха естественно подразумевает святость. Но Франциск - не католическое богословие. Трудности с пониманием последнего у Папы Франциска отмечены. Папа Франциск может, например, предполагать состояние "чистой природы" как состояние, в котором сотворена Богородица.

 

Или, если это покажется слишком сложным для Франциска, Папа просто может говорить в одном месте одно, а в другом - другое с намерением посеять соблазн, распри и недоумения. Я вынужден считаться с вероятностью этого, учитывая многократность случаев его противоречия католическому учению и многократность же попыток обратить на это его внимание.

Изменено пользователем Maxim Bulava
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Наоборот хорошо, что говорит о недопустимости смертной казни, ее можно вполне заменить пожизненным сроком. Смертная казнь противоречит Евангельскому духу,...

Денис, я совершенно не понимаю к чему это. Конечно, на форуме существует свобода обсуждений различных вопросов, но ведь есть межконфессиональный раздел, где свободно можно доказывать, что смертная казнь противоречит "Евангельскому духу", и что Католическая Церковь веками ошибалась, уча о том, что смертная казнь морально допустима. Там будет самое место и Лактанцию, и уважаемым Кирилловским старцам, и Иосифу Волоцкому с "Просветителем". В данной же теме лично я понял бы или ту постановку вопроса, что Папа вправе изменять учение Церкви, или что он не противоречил этому конкретному пункту учения, или что Церковь не учила о допустимости смертной казни, или что это учение не является твердым и окончательным.

 

1) Максим, если касаться чисто римо-католиков, то я думаю, что их церковные каноны в каких-то решениях, не во всех, но в каких-то, может быть даже во многих, должны соответствовать времени и изменяться. Если сейчас во многих государствах смертная казнь заменена на пожизненное заключение, то и римо-католики должны пересмотреть свои позиции. Вообще во всем в наше время невозможно следовать канонам, вот например по древним канонам на много лет нужно за тяжкие грехи отлучать, но тогда в храмах людей практически не будет, многие крещенные в детстве, приходят в храм с багажом смертных грехов, многие женщины до прихода к христианской жизни, сделали аборты. Покаянная практика в наше время изменилась, больше нет многолетних епитимий.

 

2) На счет Евангельского духа, Христос простил женщину взятую в прелюбодеянии, а в средние века, прелюбодеев по всей видимости наказывали наверное светские законы.

 

3) Вот еще Вам цитаты церковных авторов Доникейского периода, отражающие Евангельский дух:

 

Ипполит Римский: «Кто принял власть отдавать приказы убивать, и даже простой солдат, не должны этого делать ни при каких обстоятельствах, даже если они получат приказ...» (Каноны Ипполита, канон 13). «Не должно быть христианину в армии, за исключением случая, когда его принуждают взять меч в руки. В таком случае пусть он не берет на себя греха пролития крови. Но если кровь прольется, пусть он будет отстранен от Таинств, чтоб хотя бы через наказание, слезы и стенания очиститься» (там же, канон 14).

 

Арнобий: «Мы, составляющие такое множество людей, усвоили из Его заповедей и наставлений то, что не должно воздавать злом за зло, что лучше перенести, нежели нанести обиду, что предпочтительнее свою кровь пролить, нежели чужой запятнать руки и совесть» (Арнобий, Против язычников, кн. 1, гл. 6).

 

Получается, что в ранние времена, христиане отражали вот эту точку зрения, добавьте к этим словам церковных авторов, еще и Лактанция, который писал что христианин даже судьей не может быть. И вот если римские папы пересматривают свое отношение к смертной казни и просят прощения за прошлые деяния, то как раз они возвращаются в этом, не во всем, а именно в этом, к Евангельскому идеалу, который касательно данной тематики огласили еще церковные авторы Доникейского периода.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Денис, Вы продолжаете межконфессиональный диалог, видимо. протестантско-католический, потому что наши отделенные кузены все же предпочитают не ссылаться на некоторых ранних христианских авторов, которые не допускали никакого лишения жизни, даже на справедливой войне.

 

Или же это модернистско-католический диалог, где католиков хотят убедить в том, что им надо изменяться.

 

В любом случае место ему - в межконфессиональном разделе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Денис, Вы продолжаете межконфессиональный диалог, видимо. протестантско-католический,

 

Протестанты разные бывают. В данном случае, это католическо-меннонитский диалог :)

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Денис, Вы продолжаете межконфессиональный диалог, видимо. протестантско-католический, потому что наши отделенные кузены все же предпочитают не ссылаться на некоторых ранних христианских авторов, которые не допускали никакого лишения жизни, даже на справедливой войне.

 

Или же это модернистско-католический диалог, где католиков хотят убедить в том, что им надо изменяться.

 

В любом случае место ему - в межконфессиональном разделе.

 

Да причем здесь межконфессиональный диалог, если сам римский папа пересматривает отношение к смертной казни, а папа Иоанн Павел Второй просил прощения?! И потом, если например речь о казнях еретиков, то я ведь ранее тоже цитировал Святых Отцов, которые были против казни еретиков, я цитировал Феодора Студита, Иоанна Златоуста. Цитаты этих отцов тоже что ли в межконфессиональный раздел? Правда уточню, что они писали о недопустимости уничтожения еретиков, а не про смертные казни в отношении например убийц, в отличии от полностью пацифистских заявлений процитированных мною ранее церковных авторов Доникейского периода. Можно еще вспомнить католического святого Томаса Мора, который был против смертной казни, критиковал смертную казнь. Это ведь Ваш святой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, принимается.

 

А критика смертной казни католическим святым Томосом Мором принимается?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да причем здесь межконфессиональный диалог, если сам римский папа пересматривает отношение к смертной казни, а папа Иоанн Павел Второй просил прощения?!

Да просто при том, что такая постановка вопроса: "Католическая Церковь ошибалась, и сейчас должна пересмотреть свое учение" - не внутрикатолическая. Чего тут можно не понять?

Изменено пользователем Maxim Bulava
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А критика смертной казни католическим святым Томосом Мором принимается?

В межконфессиональном диалоге, Денис.... В межконфессиональном диалоге...

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Процедура называется лаицизация. Лаик. Мирянин. То есть бывший кардинал - теперь мирянин.

 

А если он кого-то решит рукоположить, тот будут рукоположенным?

 

А я вот давно хотел спросить... То есть неизлгадимость и в латинстве не то, чтобы неизгладимость? Не только с Денисенко такое?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться


×
×
  • Создать...