Перейти к содержанию

Некоторые мысли о концепции "Москва - третий Рим" в связи с паломничеством в вечный город


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Доброго дня!

 

Павел Недашковский

 

Опять это православное Средиземье

 

Про православных ли у Дж, Р. Р. Толки(е)на - "и объединить навек в их земной юдоли под владычеством всесильным... (?)..."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 619
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Ну не про католиков точно так как Профессор сам католик был
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Выдумка все эти христианские столицы мира...

Ну, не столица, так древний центр евхаристического общения в Христианской Церкви.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Был вчера в Третьяковской галерее на выставке: "ВО ХРИСТЕ / IN CHRISTO. ОБМЕН ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ И ДУХОВНЫМИ ШЕДЕВРАМИ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ИТАЛИЕЙ. ДЖОТТО В ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ В МОСКВЕ, РУБЛЕВ И ДИОНИСИЙ В БАПТИСТЕРИИ ВО ФЛОРЕНЦИИ" и обратил внимание в описании выставки на такой любопытный пассаж:

 

"В Средние века культуры наших народов объединял общий источник – художественная традиция Византии. Великий флорентинец Джотто принадлежит к числу немногих художников, чье творчество меняло облик эпохи, в которой они жили. Его "Мадонна с Младенцем" была создана в конце XIII века уже после разделения Церкви на Восточную (с центром в Константинополе, а потом в Москве) и Западную (с центром в Риме) и демонстрирует отход от византийского канона, которому еще следовали его учителя и предшественники, такие как Пьетро Каваллини или Чимабуэ".

 

У меня вопрос к историкам: является ли объективной реальностью подобного рода утверждение о Москве? Я, понимаю, конечно, что РПЦ самая многочисленная и богатая из всех ПЦ, но, с точки зрения этих остальных, является ли Москва действительно центром Восточной Церкви?

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976

Это вопрос не к историкам, а к политически ангажированным гражданам. Историки могут только засвидетельствовать, что например в XVI - XVII веках полную политическую независимость сохраняло только одно православное государство - догадайтесь с трёх раз, какое.

 

Кроме этого, определённой степенью полунезависимости обладали гетманская Украина, Румыния (Молдавия - Валахия) и Грузия (Картлия - Кахетия - Имеретия), а также Абхазия, если не считать её частью Грузии. Но они всё же были в зависимости от католиков и мусульман.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это вопрос не к историкам, а к политически ангажированным гражданам. Историки могут только засвидетельствовать, что например в XVI - XVII веках полную политическую независимость сохраняло только одно православное государство - догадайтесь с трёх раз, какое.

Я не спрашивал, какие страны сохраняли политическую независимость. Я спросил, правда ли, что Москва - центр Восточной Церкви (начиная, вероятно, с падения Константинополя)? Я понимаю, что "центр" в данном контексте не совсем канонический термин, но, тем менее, когда говорят, что "Москва - центр Восточной Церкви" или "Москва - третий Рим", то что имеют в виду? Москва - центр, Патриарх Московский тогда кто? А Вселенский?

 

Кроме того, в 16-17 вв ситуация с независимостью государств была одной, а сейчас она другая. Что в результате стало с центром?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976

Я уже сказал, на подобные "хвилософские" вопросы историки не отвечают :) Они дают справки насчёт реальной численности, статуса и так далее. А современному человеку не запретишь центром считать хоть Урюпинск, хоть Ужгород.

 

Опять же тут разница в ментальности. Северокореец мог бы приехать в Бельгию и расспрашивать: "А кто у вас Великий Вождь и кто Любимый Руководитель?" Он вряд ли бы поверил скептическому ответу...

 

Так может, и у нас искать Центр в вашем понимании слова несколько тщетно? Что конечно не исключает почётного наименования исходя из численности, из исторической роли и так далее...

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Они дают справки насчёт реальной численности, статуса и так далее. А современному человеку не запретишь центром считать хоть Урюпинск, хоть Ужгород

 

Леша, так об этом и говорят упрямые католики, размер имеет значение в школьном туалете, но не в каноническом порядке. Грубо но верно. В Русской Церкви увы это не все понимают, предпочитают говорить о несметном количестве прихожан и плодить епархии, но древние Восточные Кафедры уже дали понять, что подростковые претензии младшей Сестры у старших Сестер (вспоминаем Синод Древних Церквей 2011) встречают снисхождение до поры до времени

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976

Так древние они или современные, они имеют власти над нами не более, чем Папа Римский. Что нам может сделать синод карликов? Если мы отвергли западное папство, то восточного и тем более не хотим. Все вопросы - пожалуйста, в соборном порядке (или в рамках нефтегазовых контрактов).

 

А если Вы при диптихи, то я и сам не хочу ничего менять. Пятые, значит - пятые. Не первые, и не шестые (Кипр пусть идёт лесом).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так древние они или современные, они имеют власти над нами не более, чем Папа Римский

 

Ну в этом все и дело, для синодальности нужен примат, первенство чести должно предполагать наличие юрисдикции - поэтому говорить о единстве Православных Церквей, в том смысле, в каком есть единство Католической Церкви, католики не могут. А для Вас, как видно, Церковь и не мыслится Вселенски, что есть, что нету общения с другими Поместными Церквами и Церковью (будь то Константинополь или Рим) выполняющими функцию "узла" евхаристического и канонического общения между прочими Поместными Церквами, для Вас не важно

 

Эта самоизоляция и есть схизматическое мышление

 

Да и Соборы у Вас видятся как демократическая процедура голосования, да только это не так, иначе бы Вы II Эфесский собор почитали как Вселенский

 

И уж простите, но скажу, более того, для Вас Православие это маркер национальной иденичности, и Вы боитесь ее потерять, весь Ваш анти-экуменизм это анти-западничество. Во всяком случаи такое впечатление

  • Like 4
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все вопросы - пожалуйста, в соборном порядке (или в рамках нефтегазовых контрактов).

 

Весьма характерно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976

для синодальности нужен примат, первенство чести должно предполагать наличие юрисдикции

 

Че-его? Точнее: с чего?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976

Весьма характерно.

 

Да, это сказано сознательно. Господа "древние", которые вроде как нас "на место поставить" собрались, ещё от Ивана Грозного с Алексеем Михайловичем милостынькой питались, и не факт, что эти времена прошли безвозвратно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Че-его? Точнее: с чего?

 

С 34-го Апостольского канона

 

"должны признать того, кто первенствует среди них, и считать его своей главой и не делать ничего важного без его согласия"

 

Сократ Схоластик

 

"по церковному правилу, никакого постановления в Церквах без согласия римского епископа вводить не следует"

 

Ириней

 

"по необходимости, с этою церковью (Римской), по ее преимущественной важности, согласуется всякая Церковь"
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Господа "древние", которые вроде как нас "на место поставить" собрались, ещё от Ивана Грозного с Алексеем Михайловичем милостынькой питались, и не факт, что эти времена прошли безвозвратно.
Ну, не в газе силе Бог, а в правде. (Александр Невский).
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976
Павел, но нельзя же аргументировать по-хлестаковски. Если у католиков теперь иной перевод других частей этого правила, а именно "Епископам всякого народа подобает знать первого в них" и "Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех", так и скажите. А ставить рекорды по вырыванию цитат в расчёте на то, что разговариваешь с Ванькой-дураком, это бумеранг, знаете ли.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976

Ну, не в газе силе Бог, а в правде. (Александр Невский).

 

Не в газе ихняя правда, а в МВФ, скажите лучше...

 

А вот Игнатий IV Сирийский предпочёл остаться в стороне от "древних". Почему бы это?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Епископам всякого народа подобает знать первого в них"

 

Этот канонический принцип, о послушании первому епископу, работает не только на уровне митрополий, но и между Поместными Церквами - о чем писали Ириней и Сократ Схоалстик

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976

Сократ Схоластик

 

"по церковному правилу, никакого постановления в Церквах без согласия римского епископа вводить не следует"

 

Ириней

 

"по необходимости, с этою церковью (Римской), по ее преимущественной важности, согласуется всякая Церковь"

 

Этих "правил" нигде, кроме как в нарративных повествованиях у Сократа Схоластика и Иринея, да разве ещё в постановлениях каких-нибудь поместных западных соборов, не обретается. Ещё одна "на дурачка работа" :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Этих "правил" нигде, кроме как у Сократа Схоластика, да разве ещё у каких-нибудь поместных западных соборов, не обретается. Ещё одна "на дурачка работа" :)

 

Это правило, правовой обычай, к которому апеллировал например папа Юлий I восстанавливая на антиохийской кафедре Афанасия, принцип которого содержится в 34 Апостольском Каноне

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не в газе ихняя правда, а в МВФ, скажите лучше...
Не скажу. Вот когда они МВФ-ом угрожать начнут, тогда может быть. А сейчас Вы газом угрожаете.

 

А вот Игнатий IV Сирийский предпочёл остаться в стороне от "древних". Почему бы это?
Не знаю. В самом буквальном смысле слова - я и Игнатия только сейчас в поисковике нашёл.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У Вас Леша как обычно бла-бла, а у католиков наследие Отцов, которым они и следуют. Если для Вас Церковь это примочка к русской культуре, и Вам глубоко до лампочки единство с Восточными Кафедрами или с Апостольским Престолом, то так и скажите "я ролевик"
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Этих "правил" нигде, кроме как в нарративных повествованиях у Сократа Схоластика и Иринея
Многое подобное на этом основании оспорить, и всё правильно. Беда только с тем, что слишком много, и оспорить всё разом как-то не того.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976

А сейчас Вы газом угрожаете.

 

Напоминаю. Просто напоминаю. На свете есть только одна крупная страна, которая готова кормить кого-то из принципа, без отдачи. Допустим, она сейчас беднее, менее влиятельна... Но нашим не слишком принципиальным братьям я бы рекомендовал присмотреться, как западные правительства относятся к РКЦ, не то что к православию.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976

У Вас Леша как обычно бла-бла, а у католиков наследие Отцов, которым они и следуют. Если для Вас Церковь это примочка к русской культуре, и Вам глубоко до лампочки единство с Восточными Кафедрами или с Апостольским Престолом, то так и скажите "я ролевик"

 

Нахальство второе счастье. Быстро же у Вас кончились вырванные цитаты и отрывки из повествовательных текстов :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться


×
×
  • Создать...