Перейти к содержанию

Некоторые мысли о концепции "Москва - третий Рим" в связи с паломничеством в вечный город


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Гость Алексей 1976

Правильно, слон есть слон. Он существует независимо от меня, по воле Божьей. Я не обязан кормить этого слона, стрелять в него, выступать за него или против, и наконец, я не обязан даже вообще знать о том, что он там стоит.

 

Вот так и с Третьим Римом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 619
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Насколько я помню, Тырново претендовало на роль Третьего Рима задолго до Москвы. Так что Москва - как минимум Четвертый если не более.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976

Правильно! Больше Римов - хороших и разных :D Чтобы не возникало искушений римопоклонничества.

 

- Я тоже за помещиков, - не без усталости ответил Гуд. - Я так их люблю, что хотел бы их размножить. Побольше, побольше помещиков! Сотни и тысячи...

 

(Честертон).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Правильно, слон есть слон. Он существует независимо от меня, по воле Божьей. Я не обязан кормить этого слона, стрелять в него, выступать за него или против, и наконец, я не обязан даже вообще знать о том, что он там стоит.

 

Я обычно, когда иду в собор, прохожу вдоль стены Московского зоопарка. И как раз в этом месте за стеной находится загон для лам. В смысле - "Этот зверь зовется лама. Лама-дочь и лама-мама". Так вот я тоже не обязан, но так получается, что знаю. И даже, если б никогда не был в зоопарке, и даже если б не знал, что это зоопарк, то узнал бы. Конечно, я не настолько профессионал, чтоб по запаху определить, что это именно ламы, а не верблюды или, скажем, лошади Пржевальского. Но тем не менее...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976
Гм. И как эти ламы меняют Вашу жизнь или, скажем, убеждения?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ламы? Никак. Но они и не претендуют на то, чтобы быть центром чего бы то ни было.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976

Москва тоже не претендует. Вернее, от наличия или отсутствия Третьего Рима претендует не больше и не меньше. Вспомните, я только что цитировал: Тютчев, судя по всему, вообще не знал о Третьем Риме (сочинения Филофея были опубликованы впервые в 60-е гг. XIX в.). Разве это мешало ему быть вдохновенейшим защитником идеи мессианского предназначения России, какого только можно вообразить?

 

Третий Рим это предсказание о СУДЬБЕ и РОЛИ России, а не руководство к действию. Тем более, совершенно ниоткуда не следует, что эта идея обосновывает административное подчинение всех православных Москве.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Я обычно, когда иду в собор, прохожу вдоль стены Московского зоопарка.

Я хожу там, когда возвращаюсь с работы.

 

Я позволю себе ещё раз повторить то, что говорил в этой теме раньше: концепция "Москва - третий Рим" не пренебрегает святынями православного Рима, а просто не признает православности современного Рима. Разумеется, для тех, кто считает Рим православным, Москва не только не третий Рим, но даже и не христианский город, в котором на 8-9 млн. живет пара тысяч истинных католиков. Но русская цивилизация создана руками других христиан, православных, для которых Москва - центр православия, способный противостоять еретическому натиску.

 

А ламы тоже взирают на прохожих через полупрозрачные окна в стене зоопарка.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Аркадий, я тебя умоляю... Еще же не 1 апреля... ;)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Правильно, слон есть слон. Он существует независимо от меня, по воле Божьей. Я не обязан кормить этого слона, стрелять в него, выступать за него или против, и наконец, я не обязан даже вообще знать о том, что он там стоит.

 

Вот так и с Третьим Римом.

То есть образ есть, а реальности, стоящей за ним - нет?

Ну я так себе и представлял. Намечтали, короче, себе образ 3 Рима?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Аркадий, я тебя умоляю... Еще же не 1 апреля... ;)

Ты о еретическом натиске?

 

Всё зависит от точки зрения. Объективность же точки зрения в этом вопросе нам недоступна по определению.

 

Или о способности противостоять?

 

Пока способна. Пока последний император Константин сражался за город, Византия противостояла натиску мусульман.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Разумеется, для тех, кто считает Рим православным, Москва не только не третий Рим, но даже и не христианский город, в котором на 8-9 млн. живет пара тысяч истинных католиков...

...а Россия и вовсе не христианское (православное) государство?

Нет, я не дискутирую, просто интересно. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

...а Россия и вовсе не христианское (православное) государство?

 

Ну конечно.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

То есть образ есть, а реальности, стоящей за ним - нет?

Ну я так себе и представлял. Намечтали, короче, себе образ 3 Рима?

 

Я бы понял твое удивление, если бы ты не служил модератором на ресурсе, который намечтал себе образ "католической Руси" и даже назвал так этот ресурс, запретив православным называть свое вероисповедание православным в рамках этого ресурса.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

концепция "Москва - третий Рим" не пренебрегает святынями православного Рима, а просто не признает православности современного Рима.

Собственно, в этом основной порок данной концепции. Если в Риме не осталось православия, значит и святынь нет? И значит все же пренебрегает ими, коль скоро они есть, а она их не признает?

Разумеется, для тех, кто считает Рим православным, Москва не только не третий Рим, но даже и не христианский город, в котором на 8-9 млн. живет пара тысяч истинных католиков.

Почему же? Вполне христианский, более того, православный... Но не исключительный и не центральный, в этом все дело.

...а Россия и вовсе не христианское (православное) государство?

Ну конечно.

Очень странно слышать подобный ответ от человека, полагающего себя русским и православным... Не христианское, не православное... может и не государство?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976

Правильно, слон есть слон. Он существует независимо от меня, по воле Божьей. Я не обязан кормить этого слона, стрелять в него, выступать за него или против, и наконец, я не обязан даже вообще знать о том, что он там стоит.

 

Вот так и с Третьим Римом.

 

То есть образ есть, а реальности, стоящей за ним - нет?

Ну я так себе и представлял. Намечтали, короче, себе образ 3 Рима?

 

Я думаю, каждый читатель способен оценить соответствие между моими словами и Вашей расшифровкой :)

 

Впрочем, что бы я вообще ни сказал, Ваш вывод от этого не изменится - есть мол только один Рим, располагающий неким набором священных и мистических свойств.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Впрочем, что бы я вообще ни сказал, Ваш вывод от этого не изменится - есть мол только один Рим, располагающий неким набором священных и мистических свойств.
Алексей, как Вы думаете, почему нет второй Антиохии?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я бы понял твое удивление, если бы ты не служил модератором на ресурсе, который намечтал себе образ "католической Руси" и даже назвал так этот ресурс, запретив православным называть свое вероисповедание православным в рамках этого ресурса.

 

РПЦ - неправославная? :blink: :wacko:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не знаю. Зато есть Новый Иерусалим и даже Неокесария ;)

Новый и Город есть, а Старому не бывать:)

 

Третий Рим, по-Вашему, относится к городу только, и ни в коей мере к епископской кафедре? Если так, то Новый Иерусалим и даже Неокесария действительно в тему. Если нет, тогда нет

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976

Ну, если Вы о кафедре, то вообще говорить не о чем. Вы что, хотите кого-то убедить, что можно быть неправославным и в то же время оставаться главой православия?

 

А если можно прекрасно существовать и без Папы, которому пел такие дифирамбы Максим Исповедник, невольно рождается вопрос: "А был ли мальчик? Может, мальчика-то и не было?!"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Алексей, снова, почему нет кафедры, именуемой второй Антиохией? Или Иерусалимом вторым? А Римов как собак не резанных. Даже Москва - третий Рим, но ни разу не второй Константинополь? Почему так, ежели мальчика не было?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976

Подождите. Вы говорите так, будто бы я признал Вашу идею о кафедре. На самом деле, это искажение перспективы.

 

Начнём с того, что Константин Великий при переносе столицы в 330 году в ВизАнтий, переименовал этот город в Новый Рим. Официально. Об этом немногие знают, но это так. Лишь после его смерти постепенно утвердилось название Константинополь. Надеюсь, Вы не будете предполагать, что он имел в виду некий перенос кафедры? Совершенно ясно, что дело идёт о светском правлении. Отсюда и знаменитое разъяснение, не принятое папством "поелику то был царствующий град".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

То есть Москва - Третий Рим только потому что Константин переименовал Византий в Новый Рим? Ну, может быть...
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976

Далее, было бы уместно обратиться к первоисточнику. А то говорим, и сами не знаем, о чём. Это текст сложный, до сих пор привлекающий внимание толкователей.

 

О сих бо преупокоивши слово, мала некая словеса изречем о нынешнем православном царьстве пресветлейшаго и высокостолнейшаго государя нашего, иже во всеи поднебесней единого христианом царя и броздодрьжателя святых Божиих престол святыя вселенскиа апостольскиа Церкве, иже вместо римьской и костянтинопольской, иже есть в богоспасеном граде Москве святого и славнаго Успения Пречистыя Богородица, иже едина в вселенней паче солнца светится. Да веси, христолюбче и боголюбче, яко вся христианская царства приидоша в конец и снидошася во едино царьство нашего государя, по пророчьским книгам то есть Ромейское царство. Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти. Многажды и апостол Павел поминает Рима в посланиих, в толковании глаголет: Рим весь мир.

...

Видиши ли, избранниче Божий, яко вся христианская царства потопишася от неверных, токмо единаго государя нашего царство едино благодатию Христовою стоит. Подобает царствующему держати сие с великим опасениемь и Богу обращениемь не уповати на злато и богатьство исчезновенное, но уповати на все дающаго Бога. А звезды, якоже и преже рекох, не помогут ничем, ни придадут, ни уимуть...

 

(Послание к Мисюрю Мунехину)

 

Иже от вышняя и от всемощныя, вся содръжащия десница Божия, Им же царие царствуют и Им же велиции величаются и силнии пишут правду, тебе пресветлейшему и высокостолнийшему государю великому князю, православному християнскому царю и всех владыце, броздодръжателю святых Божиих престол святыя вселенския соборныя апостольския Церкве Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго ея Успения, иже вместо римския и константинопольския просиявшу, старого убо Рима Церкви падеся неверием Аполинариевы ереси, втораго же Рима Константинова града Церкви агаряне внуцы секирами и оскордми разсекоша двери, сия же ныне третьяго, новаго Рима дръжавнаго твоего царствия святая соборная апостольская Церкви, иже в концых вселенныя во православной христианстей вере во всей поднебесней паче солнца светится. И да весть твоя держава, благочестивый царю, яко вся царства православныа христианския веры снидошася в твое едино царство, един ты во всей поднебесней Христианом царь.

 

(Послание к Василию III)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться


×
×
  • Создать...