Перейти к содержанию

Византийские антифилиоквисты


Jaime
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

То, что Вы так думаете, я уже понял и из первого сообщения. Я хочу понять, на чем зиждется Ваша уверенность, что Вы лучше, скажем, Лосского, знаете, почему отцы не вводили различие планов, да ещё и "намеренно". Что укрепляет Вас в таком мнении?

 

Догмат об одном исхождении Духа и догмат о воплощении Сына, а не Духа.

 

Поскольку Дух не воплощался, у Него одно исхождение, а не два, как у Лосского (вечное и домостроительное).

Поскольку Сын воплотился, у Него два рождения (вечное и домостроительное).

 

"Посылание Духа есть самое исхождение", -- сказал свт.Григорий Двоеслов. Это известная цитата.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 324
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Так а может, это не два исхождения, а исхождение и посылание?

 

У Духа одна идиома исхождения. У Духа нет такой идиомы "быть посылаемым", которая бы отличалось от идиомы исхождения. Исхождение и послание - это одна и та же идиома Духа, только выраженная в домостроительном аспекте во времени. Дух опознаётся как исходящий и в вечности, и во времени. Домостроительство не добавляет к Нему дополнительные несвойственные Ему из вечности идиомы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Если перевести, то это означает: "Я уверен, что эту мысль кто-то выразил, даже если митрополит пишет, что ее никто не выразил. Но я думаю, что ее кто-то все-таки выразил, только какими-то очень иными словами". Таки Вы уже готовы привести эти слова? Готовы изобразить, какой из признанных до-фотиевских святых включил в свои рассуждения эти "элементы"?

Не надо Вам меня переводить, у Вас это как-то плоховато выходит.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

То, что ты разделяешь Отца и Сына, противореча Евангелию. Выходит у тебя, что Христос - не полноценный Бог.

Чепуха. Я привел пример того, что исхождение и посылание - не одно и то же, это разные функции, а вовсе никого не разделял.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не надо Вам меня переводить, у Вас это как-то плоховато выходит.

А я вот очень доволен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Догмат об одном исхождении Духа и догмат о воплощении Сына, а не Духа.

 

Поскольку Дух не воплощался, у Него одно исхождение, а не два, как у Лосского (вечное и домостроительное).

Поскольку Сын воплотился, у Него два рождения (вечное и домостроительное).

 

"Посылание Духа есть самое исхождение", -- сказал свт.Григорий Двоеслов. Это известная цитата.

Что произошло в тот момент, когда уже воскресший Спаситель дунул на учеников и послал им Духа? Что изменилось в этот момент по сравнению с тем, что было до этог, в нашем мире?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

А я вот очень доволен.

Да это заметно, что довольны. Я тоже бываю доволен, когда, к примеру, напьюсь пьян и горланю "ой мороз-мороз" - мне так это мелодично и красиво кажется.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да это заметно, что довольны. Я тоже бываю доволен, когда, к примеру, напьюсь пьян и горланю "ой мороз-мороз" - мне так это мелодично и красиво кажется.

Ну, что же, по-моему, сегодня Вы можете уже приступать к пению.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Ну, что же, по-моему, сегодня Вы можете уже приступать к пению.

Нет, сегодня я, с Вашего позволения, пропущу этот номер программы и сразу пойду спать.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

То, что ты разделяешь Отца и Сына, противореча Евангелию. Выходит у тебя, что Христос - не полноценный Бог.

При всем моем экуменизме и допощении мной филиокве именно этот аргумент мне странен.

 

А как же Дух полноценен если не исходит сам от себя?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чепуха. Я привел пример того, что исхождение и посылание - не одно и то же, это разные функции, а вовсе никого не разделял.

С чего ты решил, что это разные функции и что Бог Сын так умалён, что от Него не исходит св. Дух?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

А как же Дух полноценен если не исходит сам от себя?

Ага. И не рождает Сына, замечу. Как это так, что Дух так умалён, что от Него предвечно не рождается Сын?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как это так, что Дух так умалён, что от Него предвечно не рождается Сын?

Что ты такое говоришь? Или ты не веришь в то, что Сын Божий родился от Духа Святого и Марии Девы?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что ты такое говоришь? Или ты не веришь в то, что Сын Божий родился от Духа Святого и Марии Девы?

Ты невнимателен - пропустил в моём высказывании слово "предвечно". Я его нарочно написал, чтобы подобные обвинения сразу отмести. А ты невнимательно читаешь. Я сейчас специально для тебя его вот полужирным шрифтом выделяю, чтоб ты заметил слово.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да нет, я заметил. :) И несколько схитрил чтобы заострить твоё внимание.

Но на самом деле участие св. Духа в рождении Христа - этот догмат Церкви. Вечное Рождение Сына, как я понимаю, тоже происходит не без участия Духа-Утешителя, ибо все Лица едины во св. Троице.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вечное Рождение Сына, как я понимаю, тоже происходит не без участия Духа-Утешителя, ибо все Лица едины во св. Троице.

И каково это участие, позволь спросить?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Наверное, Андрей имел в виду перихорезис Лиц в Троице, но с этим православные никогда не спорили.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если он имел в виду перихорезис, то он опять "хитрил", как он сам выразился чуть раньше, так как о двухприродности Личности Спасителя мы вообще не говорили и это совершенно не касается обсуждаемой темы.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И каково это участие, позволь спросить?

Не позволю. Я не тайнозритель.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Не позволю. Я не тайнозритель.

Тогда нечего меня обвинять в арианстве.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Отрицание филиокве - один из симптомов арианства.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Отрицание филиокве - один из симптомов арианства.

К счастью, Церковь, которую ты представляешь, не разделяет твоих экзотических взглядов. Святая Православная Церковь даже римскими епископами никогда не обвинялась в арианстве.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Святая Православная Церковь даже римскими епископами никогда не обвинялась в арианстве.

Конечно, не обвинялась. Ибо святая Православная Церковь, возглавляемая Римским Папой, полностью ортодоксальна.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Конечно, не обвинялась. Ибо святая Православная Церковь, возглавляемая Римским Папой, полностью ортодоксальна.

А, ну да. Я забыл, что вы тут пытаетесь отнять у нас право называть себя православными. Но это не меняет сути - читатель, который мыслит в категориях реальности, поймет меня. А на твое понимание я, в общем, и не рассчитываю, уж извини.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что произошло в тот момент, когда уже воскресший Спаситель дунул на учеников и послал им Духа? Что изменилось в этот момент по сравнению с тем, что было до этог, в нашем мире?

 

Отвечу пространно, чтобы была более цельная картина. Эта, конечно, отдельная, сложная и огромная тема. Приведу здесь одну заметку, которую когда-то написал.

 

Св.Иоанн Дамаскин. Слово на Великую Субботу // PG 96,601

 

"Наконец после всего, как бы некоего царя, Бог собственною рукою сотворил и сие пресловутое животное — человека, почтив его Своим образом. Тело его Он образовал из земли, а душу произвёл божественным и животворящим Дуновением, которое, по моему мнению, есть Святый Дух, животворящий, зиждительный, всё совершающий и освящающий. И не только (лишь) соединил Он душу с телом, как будто бы душа существовала ещё раньше (да удалится это нелепое и странное пустословие Оригеново!), но прямо из небытия создал её".

 

Здесь очевидно, что первое дуновение в Адама Дамаскин понимает в значении ипостаси Святого Духа, так как говорит, что Бог "душу произвёл божественным и животворящим Дуновением, которое, по моему мнению, есть Святый Дух, животворящий, зиждительный, всё совершающий и освящающий"). Речь у него идёт явно об ипостаси Святого Духа, а не только энергии.

 

Что уж говорить о втором дуновении воскресшего Христа на апостолов? Второе Дуновение тем более (ведь это событие превосходит сотворение Адама) было ипостасью Духа, так как

 

а) первое дуновение было в душу живу (создало душу Адама из небытия), а второе - в дух животворящий (очистило от первородного греха и личных грехов уже существующие души),

 

б) именно ипостасное (а не только благодатными дарами) почивание Духа конституирует Церковь.

 

Как ипостасный дар Дух был дан Отцом и Сыном (или чрез Сына) несколько раз:

 

1) дуновение Духа "в лице" Адамово после создания мира, приведшее к сотворению души из небытия;

2) сошествие Духа на Деву после принятия Ею благой вести, приведшее к вочеловечению Сына;

3) дуновение Духа на апостолов после воскресения Искупителя, приведшее к крещальному воскрешению душ апостолов;

4) сошествие Духа после вознесения Ходатая, приведшее к обогащению Церкви дарами.

 

Дух, как ипостасный дар, не постоянно пребывает в святых, а тогда, когда хочет. В святых чаще всего пребывают дары Духа. Когда Дух промыслительно оставляет святых, то остаётся Его след в их душах, то есть то, что совершил в них Дух (об этом пишет св.Симеон Новый Богослов). Но Самого Духа в такие моменты нет. Он вышел. Святые зовут его и ищут со слезами, призывают. Когда Дух внезапно приходит, святые радуются, как Невеста -- Жениху.

 

Если возвратиться к нашему разговору, то я считаю важным различать вечное (а значит не имеющее ни начала, ни конца) исхождение Духа и получение Духа людьми, имеющее начало во времени. А так называемое "послание" Духа -- это не действие, которое начало быть с определённого времени, а то самое безначальное и бесконечное исхождение Духа, но проявленное в домостроительстве освящения людей. Можно сказать, что вечное исхождение Духа "проникает" в сердца людей. А ещё точнее сказать, что люди становятся причастными этому вечному исхождению Духа. Но -- сразу оговорюсь, -- святые причаствуются Духу не в том аспекте, в каком Он является сущностью, а в том аспекте, в каком Он является исходящей Любовью Любящего Отца и Возлюбленного Сына (кстати, эту августиновскую парадигму потом активно и охотно использует Палама. В его время в Византии перевели, наконец, Августина на греческий язык, и греки впервые ознакомились с латинским богословием).

 

Говорить, что Дух-Любовь исходит только от Отца равносильно тому, что только Отец любит Сына, но не Сын любит Отца. Между тем, в Евангелии от Иоанна 14:31 Христос говорит: "Я люблю Отца". То есть, Дух-Любовь исходит и от Сына к Отцу.

 

Кроме того, не будем забывать, что во времена патр.Григория Кипрского существовали раскольники арсениты, которые вопреки Григорию Кипрскому учили, что Дух исходит чрез Сына только икономически, а значит с определённого времени. Учение о только икономическом исхождении Духа чрез Сына было отвергнуто и осуждено Влахернским собором в 1285 году.

 

Мне хочется спросить Вас, Вы не знаете об этом соборе и учении Григории Кипрском о вечном исхождении Духа чрез Сына или знаете, но сознательно отвергаете?

Я интересуюсь этим в связи с тем, что в последнее время уверен, что учение Григория Кипрского так и осталось маргинальным в ПЦ (об этом писал как-то выше).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться


×
×
  • Создать...