Перейти к содержанию

Византийские антифилиоквисты


Jaime
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Вот нашел слова ioann22 и Владимир М., говорили они (правда, три года назад) то, что я пытался донести в параллельной теме о фальшивых цитатах: блж. Августин мог понимать филиокве в таком смысле, как свт. Кирилл, т. е. не в современном римо-католическом понимании, а в таком понимании, какое сформулировал Григорий Кипрский:

  • Владимир М.: А святые отцы не безошибочны, и, кстати, у Лосского читал, что, может быть, августиновскую триадологию можно интерпретировать в сугубо православном ключе.
    ioann22: И можно,и нужно. Не напрасно свт.Палама кусками цитировал блж.Августина. Из него вытекает паламизм. Блж.Августин говорит о превечном энергетическом сиянии Духа через Сына и от Сына.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 324
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Вот нашел слова ioann22 и Владимир М., говорили они (правда, три года назад) то...

Реплика из-за левого плеча...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот нашел слова ioann22 и Владимир М., говорили они (правда, три года назад) то, что я пытался донести в параллельной теме о фальшивых цитатах: блж. Августин мог понимать филиокве в таком смысле, как свт. Кирилл, т. е. не в современном римо-католическом понимании, а в таком понимании, какое сформулировал Григорий Кипрский:

Ну так Лосский говорит о том, что это "тонкий вопрос", а Вы сразу с плеча рубите, записав Августина в антифилиоквисты. Чувствуете разницу?

 

P.S. А что, Иоанн22 - это Азамат?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы считаете, что до Мейендорфа о Соборе 1285 года русские патрологи что-нибудь знали?

Мне так показалось, исходя из процитированной мной статьи Лосского.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот нашел слова ioann22 и Владимир М., говорили они (правда, три года назад)

 

С 2000 - по 2007 годы я придерживался икономического понимания "чрез Сына". Это ошибочное и устаревшее представление даже с точки зрения Православной Церкви. Вы правильно делаете, что отвергаете его. Некоторые православные с Вами бы не согласились (я видел на форуме "Слово" то, что Собор 1285 года не все православные принимают как нечто обязательное для веры). Ну это уже отдельный момент.

 

С 2008 года меня просветили статьями Мейендорфа и Лурье (от которых испытал нечто наподобие шока), а потому я стал придерживаться не икономического, а уже превечно-энергетического понимания "чрез Сына". Соответственно, все тексты святых отцов о том, что Дух "чрез" или "от Сына" я понимал либо в смысле "воссияния" (туда же относил и "почивание", и "сопровождение"), либо в смысле "явления" (если контекст был домостроительный).

 

С 2011 года у меня, наконец, дошли руки самому начать читать блж.Августина и прочих святых отцов без подсказок и указки православных патрологов, озабоченных конфессиональными интересами. Разумеется, прочитывание западных отцов с чистого листа (то есть без пред_убеждений и пред_установок) заставили меня иначе взглянуть на тексты, увидя логику самих святых отцов. Так, например, свт.Григорий Двоеслов совершенно однозначно указывает на две апроприации:

 

1) Сын посылается Отцом во времени, потому что вне времени рождается от Отца,

2) Дух посылается Отцом и Сыном во времени, потому что вне времени исходит от Отца и Сына.

 

Свт.Григорий Нисский без примешения икономии говорит о происхождении Духа от Отца посредством Сына, отличая посредническое происхождение Духа от непосредственного происхождения Сына от Отца. Контекст у него при этом отнюдь не об ипостасном перихорисисе.

 

Свт.Василий Великий говорит ещё сильнее, что Дух соединяется с Отцом через Сына. Казалось бы, что мешает Духу связываться с Отцом непосредственно, если бы Он происходил непосредственно от Отца? Зачем такие "сложности"? Почему всё время "Сын" как бы встревает в личные отношения Отца и Духа?

 

Блж.Августин делает такую аналогию, которая взрывает мозг аристотелика: Отец - это как бы одно тело. Сын - это как бы другое тело. А Дух - это связь этих двух тел. С точки зрения новоникейской триадологии (с её "ипостасями", "природой", "ипостасными идиомами"), такая аналогия совершенно абсурдна, так как Дух должен был быть как бы третьим телом, а связь этих трёх тел пролегала бы на уровне природы. Но блж.Августин функцию связи приписывает не виду (природе), объемлющему трёх индивидов (как это принято считать у греков), а Духу, то есть третьему лицу Троицы. При этом сам блж.Августин отлично понимает различие двух дискурсов, говоря, что у греков говорится так, а у латинян говорится иначе.

 

Ещё одним аргументом в пользу филиокве стало размышление о Богооткровенных именах Троицы. Почему открыты нам именно такие имена? Почему в этих именах нет симметрии? Почему Отец и Сын образуют Диаду (имя "Отец" указывает на Сына, а имя "Сын" указывает на Отца)? Почему имя Духа стоит отдельно, ни на кого прямо не указывая? Ведь исхождение (в отличие от рождения) не отсылает мысль ни к кому конкретно. Имя первой ипостаси "Отец", то есть Рождающий. Это имя никак не может прямо относиться к Духу, так как Рождающий отсылает нашу мысль только к Сыну, а не к Духу. Дух не может прямо относиться к Отцу, так как это сделало бы Его сыном. Ведь если бы мы в крещении называли первое лицо "Изводителем", то на второе место ставили бы только Духа, но не Сына, так как Сын не исходит от Изводителя. Но поскольку Христос повелел крестить именно в таком порядке, называя первое лицо "Отцом", то на второе место никак не может быть поставлен Дух, так как Дух не рождён.

 

Следующий аргумент в пользу филиокве возник в связи с размышлением о термине "ипостасная идиома". Раньше я считал, что ипостасная идиома выполняет только одну смысловую функцию: различает индивиды одного вида. Поэтому "рождение" и "исхождение" я мыслил только в смысле различия лиц, как мысленно разводящие лица признаки. Но на примере антропологии (в ЖЖ есть споры с лурьитами по этом теме) я вскоре понял, что "ипостасные идиомы" не только различают, но и неслиянно связывают индивидов одного вида. В западном богословии эта двойная роль ипостасных идиом выражается одним простым термином relatio. И действительно, если посмотреть на "рождение" и "исхождение" в перспективе relatio, то filioque вытекает естественным образом. Ведь рождение - это отношение, одновременно отличающее и связывающее Отца и Сына. А исхождение - это отношение, одновременно отличающее и связывающее Духа с диадой имён (с Отцом и Сыном). Исхождением Дух отличается от Отца и Сына. Исхождением Дух неслиянно связан с Отцом и Сыном.

 

Ещё один штрих, уничтожающий теорию "воссияния", заключается в том, что в учении патр.Григория Кипрского и архиеп.Григория Паламы предлоги и союзы ("от", "чрез", "с", "в", "на") смешиваются совершенно бездумно и произвольно. Так, например, у Паламы предлог "чрез" вдруг выражает идею сопровождения. Но это безумие. Не может сопровождение выражаться предлогом "чрез". Когда святые отцы говорят "чрез", то говорят не о сопровождении, а о прохождении. Если надо сказать о сопровождении, то говорят, что Дух исходит с рождающимся с Сыном. Предлог "чрез" выражает совсем другую мысль. Православные часто трактуют "чрез" ещё и как почивание (или пребывание) одного лица в другом (что называется ипостасным перихорисисом). Но и тут совершается ошибка. Идея пребывания ипостасей Троицы друг в друге у святых отцов классического периода выражается предлогом в, а не чрез. Поэтому трактовать "чрез Сына" как сопровождение или как почивание (пребывание) - значит выставлять классических святых отцов дураками, элементарно не разбиравшихся в предлогах и союзах. А именно это и делают очень часто антифилиоквисты.

 

И последний штрих против теории патр.Григория Кипрского заключается в том, что сама идея, будто "чрез Сына" выражает лишь смысл превечного воссияния, по сути приводит к тому, что надо допустить такое же воссияние Сына чрез Духа, а также воссияние Отца чрез Сына, а также воссияние Отца чрез Духа, а также воссияние Сына чрез Отца, а также воссияние Духа чрез Отца. Ведь воссияние - это по сути общая энергия трёх лиц. А значит в воссиянии не может быть порядка. Таким образом, если "чрез" выражает "воссияние", то классические святые отцы ставили бы и Отца в середину в качестве посредника в этом едином для всех лиц воссиянии друг от друга. Но святые отцы это не делают.

 

Вот такие мысли в конце концов привели меня к тому, что я когда-то отвергал, то есть: к filioque.

 

Таким образом, сбылась поговорка "Все дороги ведут в Рим" (с)

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 недели спустя...

Не так давно беседовал с одним очень хорошим православным богословом о филиокве. Речь зашла о почивании Духа на Сыне. Я доказывал, что почивание у классических отцов тождественно помазанию, и потому относится не к теологическому плану (как считали монофизиты, Евстратий Никейский и Палама), а к домостроительному.

 

Но недавно подумал о том, что в принципе превечное почивание Духа на Сыне никак не противоречит филикве, а просто является другим аспектом внутренней жизни Троицы. Ведь у Духа имеется не только пассивная идиома исхождения от Отца и Сына, но и активная идиома связывания Отца и Сына. У блж.Августина Дух не только исходит от Отца и Сына, но и связывает Их, будучи Их Любовью. Эта Любовь не односторонняя (Отец Духом любит Сына, а потому называет Сына возлюбленным), а двусторонняя (Сын Тем же Духом любит Отца). Почивание Духа Отчего на Сыне как раз относится к движению Отца в сторону Сына. И когда Сын воплощается это превечное почивание Духа на Сыне переносится (распространяется) и на плоть Сына. Это движение Духа-Любви Отца на Сына было показано на Иордане. Этим же Духом Отчим христиане любят Сына. Тем же Духом Сына христиане любят Отца, взывая "Авва".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 месяца спустя...

ioann22:

 

"Начиная с Фотия, греки часто аргументируют так: Отец и Сын не могут иметь общую способность изводить Святого Духа, так как общее свойство сольёт Их в одно лицо и получится савеллианская ересь.

 

Но это доказательство логически легко опровергнуть. Ведь "идиома" в переводе -- это просто особенность. А особенности могут быть разными:

 

1) индивидуальными,

2) парными,

3) групповыми (если участвуют более двух лиц),

4) природными (видовыми),

5) родовыми (если общим свойством обладают несколько видов сразу).

 

У людей групповые идиомы могут быть природными, видовыми, если имеются ввиду все люди. Так, например, все люди имеют всечеловеческую особенность "быть разумным и словесным". Этой особенностью группа "люди" отличается от группы "млекопитающие".

 

Но групповые идиомы могут и не быть природными. Например, группа, состоящая из Петра, Иоанна, Иакова, противопоставлена прочим апостолам не по природе, а по особой избранности их Христом.

 

В Троице групповые идиомы являются природными, так как Лиц в Боге всего Три. Групповая идиома, как принадлежащая всем Трём, по необходимости и природная.

 

Парная же идиома в Троице не может быть природной, видовой, так как в парной идиоме общи только два Лица в каком-нибудь общем свойстве, этим свойством отличаясь от третьего Лица.

 

В этом парная идиома похожа на индивидуальную идиому. А отличается от индивидуальной идиомы тем, что в парной идиоме любая Пара отличается от некоего третьего Лица, в то время как в индивидуальной идиоме любое одно Лицо отличается от некой Пары. В парной идиоме Пара противопоставлена Одному. В индивидуальной идиоме Один противопоставлен Паре.

 

Итак, индивидульных идиом в Троице три:

1) "отцовство" ("отчество", быть Отцом),

2) "сыновство" ("сыновность", быть Сыном),

3) "исходность" (быть Исходящим). Почему, скажете, не "духовность"? Потому что производное от имени "Святой Дух" не подходит для индивидуальной идиомы, так как и Отец свят, и Сын свят, и Отец духовен, и Сын духовен. Имя "Святой Дух" одновременно и индивидуально, и природно. Этот любопытный момент замечал ещё блж.Августин.

 

Парных идиом в Троице тоже три. В Троице все Лица объединяются в Пары и имеют общие свойства. И это не делает Их одним Лицом.

 

1) Отец и Сын имеют то общее между Собой, что Оба неисходны. Этим Они отличаются от Духа.

2) Отец и Дух имеют то общее между Собой, что Оба нерождённы. Этим Они отличаются от Сына.

3) Сын и Дух имеют то общее между Собой, что Оба причинённы. Этим Они отличаются от Отца.

 

Поэтому то, что Отец и Сын имеют общие свойства "неисходности" и "изведения Духа", не производят в Них никакого слияния, так как Отец и Сын между Собой не имеют полной общности всех свойств. Они различаются свойствами отцовством и сыновством.

 

Троица едина не только естеством, не только перихоресисом Лиц (взаимопребыванием Друг в Друге), не только единством движения, силы, воли и энергии, но и в области ипостасных идиом, то есть в области отношений Лиц. Троица едина попарно. Любое Лицо в Троице не только отличается от Двух других Лиц, но и имеет общее с другим Лицом, вместе с Ним отличаясь от Третьего Лица. Такова природа отношений. Отношение вообще - это связь и общность двух разных лиц. Поэтому неудивительно то, что Отец и Сын имеют парную общность, Сын и Дух имеют парную общность, Дух и Отец имеют парную общность. Ведь Они связаны отношениями.

 

Вывод. Силлогизм Фотия логически опровергнут."

 

https://jean-damascene.livejournal.com/5330.html#cutid1

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

Я не богослов и не философ, философию вообще не люблю, ибо это такая искусница, что с ней можно доказать, все, что тебе нужно, но по теме один вопрос,я его часто задавал, но меня тихо ненавязчиво посылали к Св.Отцам.

Так вот, как по мне, то мне не понятен этот спор, чего вдруг выизантийцы так ополчились, есть же слова в Писании где Иисус Христос ясно говорит;" Иоан.20:22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго." Мое мнение, просто восточные патриархи не хотели принимать западных, я так думаю и Григорианский календарь они не приняли от того же.

Если мои мысли пусты, камнями не бейте пожалуйста, а просто удалите их :rolleyes:

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Рассуждения, на уровне ученика воскресной щколы. Олег, где Вы получили духовное образование?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Рассуждения, на уровне ученика воскресной щколы. Олег, где Вы получили духовное образование?

 

А я не разсуждаю, а выражаю свое мнение на основании Писания, я знаю, что староверам любое латинство, ровно как и никонианство, ересь, то чего удивляетесь-то?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я не удивляюсь,Вы из ИПЦ? И где Вы закончили семинарию?

А, что это ИПЦ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Катакомбники, наверное. Вы, в какой то теме, давали ссылку на ихний сайт.

Вы на фасоли погадайте, может че дельное будет :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Отец Олег,

 

спор между латинскими филиоквистами и православными противниками филиокве сводится к тому, следует ли понимать исхождение Духа через Сына частью взаимоотношений Бога и тварного мира или внутритроичным свойством в Ее предвечном бытии. Православные понимают приведенную Вами строку, как исхождение Духа в мир через Сына. Но латиняне толкуют филиокве как предвечное участие Сына в извождении Духа. Оттого новый униатский украинский катехизис содержит скандальный элемент: в нем филиокве трактуется именно в православном понимании участия Сына в извождении Духа в мир.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 1135 году состоялся диспут в присутствии Иоанна Комнина между Никетасом митрополитом Никомедийским, преподавателем Патриаршей Богословской Школы, и Ансельмом, епископом Авельбергским. Когда, после долгого спора, стали цитировать тексты греческих Отцов, епископ Авельбергский сказал митрополиту Никомедийскому: "Сказать по правде, у нас и множества западных ученых людей нет разногласий с вами относительно смысла этого (ekporeuseos) исхождения, но,как я уже говорил много раз, слово, которым вы обозначаете это исхождение, было до сих пор нам неизвестно; мы боимся не способа этого исхождения, ибо он православен, но слова, которое его обозначает и которое нам непривычно. Многие греческие учителя, толковавшие Священное Писание, давали нам понимание способа этого исхождения-посылания (proeleusis) в том же смысле, что и ты, но они употребляли это слово "исхождение" (ekporeuseos) не настолько ясно, чтобы оно осталось в нашем богословском обиходе". В подтверждение сказанного Ансельм привел несколько свидетельств греческих и латинских Отцов. На это Никетас сказал ему: "Ты доставил мне большое удовольствие, обратившись к учению наших Отцов, но я хотел бы спросить тебя: а ты, будучи латинянином, признаешь авторитет тех, кого цитировал, и других наших Учителей?" На это Ансельм отвечал: "Для меня все христиане равны, будь то греки, римляне или кто-нибудь еще; для меня все под благодатью Духа Святого.

Я никого не презираю, никого не отталкиваю и не считаю, что кто-нибудь заслуживает отвержения. Каждого, кто православно рассуждает и чьи писания не идут против учения, полученного от апостолов, я принимаю и охотно лобызаю". Тут Никетас воскликнул: "Я вижу, что нашел мужа-латинянина - истинного кафолика! Да пошлет нам Бог в наши дни таких людей! Итак, наши Учителя, объясняя что-либо касающееся учения о Троице или о Символе Веры, часто говорят, что Дух Святой посылается (proienai) Отцом и Сыном или что Дух Святой проливается Отцом и Сыном (proxeitai). Но в эти выражения - "посыл" (proeleusis) ли "пролитие" (proxusis) - Отцы вкладывают иной смысл, нежели в выражение "Дух Святой исходит (происходит) (ekporeuestai) от Отца.

Да будет известно твоей любви, что после столь долгих рассуждений и цитирования стольких авторов я и все другие греческие ученые согласны с тобой во мнении относительно исхождения Святого Духа ... Итак, следовательно, латинские и греческие ученые, забыв все, что до сих пор написали друг против друга, сообразуясь с законом любви, наконец пришли ныне к согласию относительно тождественности учений".

 

Filioque. Краткие ответы.

Это с нашей библиотеки.

 

От себя скажу, о. Игорь Ковалевский в принципе не принимал экзамен у тех, кто не мог объяснить что от Отца через Сына :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Оттого новый униатский украинский катехизис содержит скандальный элемент: в нем филиокве трактуется именно в православном понимании участия Сына в извождении Духа в мир.

Не совсем так, по-моему. Мы рассматривали этот вопрос на старом форуме, там не так всё просто.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Отец Олег,

 

спор между латинскими филиоквистами и православными противниками филиокве сводится к тому, следует ли понимать исхождение Духа через Сына

 

Да я то все это понимаю, кто чему учит, я просто выражаю свое мнение, что есть слова Писания, без обводов и подводных камней, прямо и четко, дунул и сказа примите, и не надо философии, я вообще считаю, что философия погубила единство в Христианстве. Но опять же, повторю, это мое личное мнение, не надо мене тыкать необразованностью, сам знаю, что неуч :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Не совсем так, по-моему. Мы рассматривали этот вопрос на старом форуме, там не так всё просто.

 

Максим поправит, если я не прав в отношении катехизиса.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

не надо мене тыкать необразованностью,

Помилуйте, отче, даже в мыслях не было. Я как раз и хотел подтвердить, что православные понимают этот стих буквально: именно Сын и только Он, будучи Частью тварного мира, мог быть проводником для Духа между Отцом и миром.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Максим поправит, если я не прав в отношении катехизиса.

А я и не понял: "Оттого новый униатский украинский катехизис содержит скандальный элемент: в нем филиокве трактуется именно в православном понимании участия Сына в извождении Духа в мир". Отчего оттого?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

именно Сын и только Он, будучи Частью тварного мира, мог быть проводником для Духа между Отцом и миром.

Чего-чего?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

А я и не понял: "Оттого новый униатский украинский катехизис содержит скандальный элемент: в нем филиокве трактуется именно в православном понимании участия Сына в извождении Духа в мир". Отчего оттого?

Оттого, что он трактует филиокве не по-католически. Точнее было бы мне сказать "оттого объяснение филиокве в новом украинском катехизисе граничит со скандалом". Ну, что сказал, то сказал.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Чего-чего?

То, что Боговоплощение сделало Бога частью нашей истории, нашего мира. Я сказал что-то новое для Вас?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Оттого, что он трактует филиокве не по-католически. Точнее было бы мне сказать "оттого объяснение филиокве в новом украинском катехизисе граничит со скандалом". Ну, что сказал, то сказал.

Оттого - это указание на причину. Так отчего "оттого"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться


×
×
  • Создать...