Перейти к содержанию

Византийские антифилиоквисты


Jaime
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Св.Фома Аквинский. Сумма теологии. Вопрос 36. Раздел2:

 

"Когда говорится, что Святой Дух пребывает или почивает в Сыне, этим вовсе не подразумевается, что Он не исходит от Сына, ибо о Сыне также говорится, что Он пребывает в Отце, а Он происходит от Отца. Также о Святом Духе говорится, что Он почивает в Сыне подобно тому как любовь любящего почивает в любимом. И еще в отношении человеческой природы Христа писано: "На Кого видишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот и есть крестящий Духом Святым" (Ин. 1, 33)".

 

 

Дух почивает в Сыне в трёх смыслах:

 

1) в общем смысле это превечный ипостасный перихоресис, в котором все Лица Троицы Друг в Друге пребывают неотлучно, неизменно, неслитно, нерадельно;

 

2) в частном смысле это превечная особенность Духа, который является Любовью любящего Отца, превечно почивающего на возлюбленном Сыне;

 

3) в домостроительном смысле Дух помазывает человеческую природу воплощённого Сына.

 

Почему почивание Духа на Сыне (во втором смысле) не противоречит исхождению Духа от Сына? Потому что в Троице существует некое таинственное движение, взаимообщение Лиц, вечное "круговращение". Мы знаем, что Отец рождает Сына. От Отца чрез Сына исходит Дух. Это порядок происхождения Лиц. "Затем" (если мыслить, возвращаясь в обратную сторону к началу) Дух почивает на Сыне (как любовь на возлюбленном, как говорит блж.Августин) и чрез Сына соединяется со Отцем (как говорит свт.Василий Великий).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 324
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Православные считают, что раньше богословие было туманным, а потому Дамаскин не различал пока ещё эти два плана. А вот потом православные стали умнее и стали жёстко различать эти два плана.

Также говорят, что более ранних отцов следует понимать в свете учения более поздних, т.е. того же Иоанна Дамаскина или Тарасия Константинопольского необходимо понимать сквозь призму учения Григория Кипского и Григория Паламы. Хотя едва ли возможно оспорить, что отцы первого тысячелетия обладают большим авторитетом в сравнении с позднейшими.

 

Ну, все же самое известное - Пасхальный канон

Полагаю, не так уж много знающих, чьему перу он принадлежит.

 

Я тоже думаю, что "паламизм" (в том смысле, что нетварные энергии "находятся" внутри Троицы и внутри Троицы отличаются от сущности и ипостасей) сам собой отпадает, если под внутритроичными нетварными энергиями разуметь рождение Сына и исхождение Духа. Собственно, рождение и исхождение - это и есть нетварные энергии (или эргоны) сущности Отца, результатами которых являются Сын и Дух.

Квк в этом можно убедиться?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ТИПВ очень авторитетная книга. Многими рассматриваеться на уровне соборных изложений и в КЦ и в ПЦ
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вопрос к людям, исследующим учения об отношениях личностей Бога, — какое праксиологическое значение имеют результаты этих исследований в вашей жизни?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Встречный вопрос к Сашку - что такое праксиологическое значение?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вопрос к людям, исследующим учения об отношениях личностей Бога, — какое праксиологическое значение имеют результаты этих исследований в вашей жизни?

 

Велик и могуч, русский язык, но видать не столько :(

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я думал, это прикладная ценность.

Ну, наверно, можно и так сказать - смотря, что вы имеете в виду. :)

Но как-то странно требовать непременно прикладных результатов от теоретической дисциплины, коей является богословие.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, наверно, можно и так сказать - смотря, что вы имеете в виду. :)

Но как-то странно требовать непременно прикладных результатов от теоретической дисциплины, коей является богословие.

О, я имею некоторое представление, что такое богословие. Богословие между иным выступает как метод представления человеку того, что мы называем "истина веры". Истину веры необходимо исповедовать. Зачем?..

Исповедание всегда неразрывно связано с жизнью на всех её уровнях, а жизнь связана с тем, как исповедник её ощущает сердцем, и, как он понимает истины веры на интимном, полувербальном уровне. То, что имеет значение в жизни, человек может об`яснить другому. То есть истины веры человек может об'яснить другому. Но об'яснение не может быть теологическим, потому что у мусульман, евреев и других общин теология другая. Теология не терпит других. Но опыт человека может восприниматься другим. И поэтому важно знать философский аспект истин веры, которые сформулированы в системе теологии. Это ИМХО с большой натяжкой.

Зачем верить в те вещи, в которые необходимо верить, но которые в то же время неочевидны тем, кто так же, как и мы, верит в Бога — мусульманам, евреям и другим?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Наверно, потому, что они истинны. :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Зачем верить в те вещи, в которые необходимо верить, но которые в то же время неочевидны тем, кто так же, как и мы, верит в Бога — мусульманам, евреям и другим?

Чтобы спастись.
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Именно. "Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа" (Ин 17:3).
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Зачем верить в те вещи, в которые необходимо верить, но которые в то же время неочевидны тем, кто так же, как и мы, верит в Бога — мусульманам, евреям и другим?

Чтобы спастись.

Э не, это не ответ.

Мусульманин и так спасается, он верит в Аллаха и покоряется ему. Еврей тоже спасается, верит в Бога, соблюдает заповеди.

Истины нужно исповедовать, потому что они истинны, — это как Коран есть откровение Бога, потому что Коран это откровение Бога.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мусульманин и так спасается

Откуда Вам это известно?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Откуда Вам это известно?

Что известно?))

Вы подумали, что я считаю, будто Кораном и Сунной может спастись человек?

Мусульманин верит, что он на правильном пути. И если он задаст христианину вопрос о его исповедании, то ответ "нужно верить в эти догмы, потому что они истинны" его не удовлетворит. Он же к принятию ислама пришел путем размышлений и наблюдений (если мы о прозелите, или о мусульманине, который начал практиковать полноценную религиозную жизнь в зрелом возрасте), так и к пониманию христианских догм он может прийти таким же путем, если ему об'яснить. ИМХО.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

если ему об'яснить. ИМХО.

Если он захочет Вас слушать.

Неужели Вы думаете, что проблема в том, чтобы правильно все объяснить? :)

 

Даже Иисусу Отец дал только 12 человек, которым Он все правильно объяснил, и которые Его правильно поняли. И понесли Его учение дальше.

 

"Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня." Иоан.14:6

"Я дверь овцам." Иоан.10:7

Как у нас говорили - "у Бога нет форточки в виде Магомета."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Неужели Вы думаете, что проблема в том, чтобы правильно все объяснить?

Ага. А немогущие об`яснить ищут оправданий.)))
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Именно. "Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа" (Ин 17:3).

Кстати любимый стих иеговистов и унитариан

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати любимый стих иеговистов и унитариан

Православных тоже, поскольку эти слова приводятся в евхаристической молитве на литургии Василия Великого.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я тоже думаю, что "паламизм" (в том смысле, что нетварные энергии "находятся" внутри Троицы и внутри Троицы отличаются от сущности и ипостасей) сам собой отпадает, если под внутритроичными нетварными энергиями разуметь рождение Сына и исхождение Духа. Собственно, рождение и исхождение - это и есть нетварные энергии (или эргоны) сущности Отца, результатами которых являются Сын и Дух.

Как в этом можно убедиться?

 

Дамаскин называет рождение Сына от Отца делом (эргоном) природы. Думаю, что дело природы синонимично в данном случае действию природы. Фома называет рождение и исхождение актами (надо свериться поточнее в Сумме).

 

Рождение - это нетварное действие (энергия) природы Отца. Исхождение - нетварное действие природы Отца и Сына.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А.Г. Дунаев:

 

Божественные действия принадлежат сущности Троицы и едины для всех трех Лиц. Лишь рождение Сына от Отца и исхождение Духа от Отца же (и, соответственно, аналогичные действия Отца) являются ипостасными особенностями, присущими каждому Лицу и не свойственными другим Лицам. Но возникает вопрос: почему же не воплотилась вся Троица? Тогда либо названными ипостасными идиомами не исчерпываются исключения и внутри Троицы есть другие отличия, либо догмат формулирован неверно и действия относятся к Лицам.

 

И все же ответ лежит, по-видимому, в иной плоскости. Нельзя проводить резкого различия между внутроичной жизнью (богословие) и действиями Троицы вовне (икономия). Исхождение и посылание Духа больше различаются в православном богословии (и греч. языке), нежели в католическом (и лат. языке). Сын рождается вечно, но и во времени (воплощается). Дух исходит вечно, но и во времени (посылается). Это временнЫе проявления ипостасных идиом Божественных Лиц. В таком случае никакой апории не наблюдается, а ответ на вопрос: почему не воплотилась вся Троица? — становится очевидным.

 

Этот ход размышлений заставляет нас идти далее в этом направлении. Если не случайна связь между проявлением внутритроичных отношений вовне, то и рождение Сына от Духа Свята, и ниспослание Духа от Сына (и до Пятидесятницы, и во время нее) столь же неслучайны. Эта «инверсия» внутритроичных отношений в икономии подчеркивает участие всех Лиц Троицы в Ее действиях. Можно предположить, что и в богословском плане не только Дух исходит от Отца через Сына, но и Сын рождается от Отца через Духа. Тогда и католическое Filioque представляется неточной формулировкой, и тем более фотианское и постфотианское «от одного Отца». Только Spiritus procedit a Patre per Filium наиболее верно отражает внутритроичные отношения и их проекцию вовне — формула, имеющая почтенную историю на всем протяжении византийского богословия и освященная авторитетом Вселенского Собора и множества отцов. И равным образом возможна параллельная формула: Filius nascitur a Patre per Spiritum (формула, неизвестная мне у отцов, хотя, возможно, у кого-то она и имеется). При обеих этих формулировках сохраняется и монархия Отца, и участие всех Лиц Троицы во внутритроичной жизни без смешения и без разделения, и «зеркальная» проекция действий Троицы вовне. Тем самым отпадают и все разногласия между православными и католиками как крайности нечетких формулировок.

 

https://danuvius.live...com/154771.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ага, формула Дунаеву неизвестна у Отцов Церкви, но погадать можно...

 

Православные патрологи и богословы (в том числе и Лурье) всё никак не могут понять, что Сын ещё и Человек, а потому у Него два рождения. А у Духа только одно исходение, а не два разных исхождения. Поэтому если Дух и действовал по отношению к Сыну как Больший к Меньшему, то это касалось только человеческой природы Сына. А то, что Сын действовал по отношению к Духу, это не может касаться человеческой природы, так как ни Дух не воплощался, ни человек не может посылать или выдыхать Бога. Следовательно, Сын посылал и выдыхал Духа по божеству.

 

Антифилиоквисты (например, Лурье) говорят, что Дух исходит от Отца чрез Сына в том же смысле, что и Сын рождается от Отца чрез Духа. По-моему, это откровенная ересь.

 

И так постоянно. Не принимают католические догматы, сочиняют свою "православную" альтернативу, а выходит что-то совершенно уродское и богохульное.

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати Иоанн как бы вы тот стих который как я писал иеговисты и унитариане любят , прокомментировлаи бы?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати Иоанн как бы вы тот стих который как я писал иеговисты и унитариане любят , прокомментировлаи бы?

 

В Символе веры мы говорим: "Верую во единого Бога Отца", - но не приходим к выводу, что один только Отец есть Бог, но не Сын. А потом говорим: "И во единого Господа Иисуса Христа", - но не делаем вывод, что один только Иисус Христос есть Господь, но не Отец.

 

Отец - единый Бог. Сын - единый Бог. Дух - единый Бог.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Антифилиоквисты (например, Лурье) говорят, что Дух исходит от Отца чрез Сына в том же смысле, что и Сын рождается от Отца чрез Духа. По-моему, это откровенная ересь.

 

И так постоянно. Не принимают католические догматы, сочиняют свою "православную" альтернативу, а выходит что-то совершенно уродское и богохульное.

Но Дунаева нельзя нзвать антифилиоквистом, у него не видно желания во что бы то ни стало опровергнуть католическое учение об исхождении Духа и от Сына; скорее неудачная попытка согласовать восточную и западную традиции.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться


×
×
  • Создать...