Перейти к содержанию

Некоторые мысли о концепции "Москва - третий Рим" в связи с паломничеством в вечный город


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

См. выше: Уложенная грамота 1589 г. и Деяния собора 1593 г.

 

Ну, в Уложенной грамоте действительно упомянут "Третий Рим". А в Деяниях Собора идет речь лишь о том, что Москва как "царственный град" имеет право на своего Патриарха.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 619
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

То бишь греки, румыны, грузины и болгары почитают Москву "символом державного центра, несущего свет православной веры во все концы империи", а себя "культурно подчинённым империи прочим миром"?
Вы все на почитание сбиваетесь. Мы не почитаем символизм Москвы.
Не сбиваюсь. Просто почитать имеет и другие значения, не связанные с почитанием На "считают" замените. Зачем в слова играть?

 

Но даже грузины не могут не согласиться, что из столиц православных государств Москва сильно выделяется в качестве как политического, так и культурного фактора.
Для начала грузины должны начать считать Москву столицей православного государства. И греки.

 

А что, Бухарест, Белград или Афины могут соперничать?
В чём соперничать? В праве называться столицей православного государства?

 

 

 

Я потрясен. В чем нас не обвиняют - и в тесном сотрудничестве Церкви с государством, и в неправославности страны.

 

Я Вам поясню.

 

1. Россия существует как цивилизационное явление благодаря православной вере. Этой верой наши предки страну построили. С этой верой в мире ассоциируют все русское - язык, культуру, историю. Центром страны является Москва.

 

2. Среди современных государств, в которых существует тесное сотрудничество и признание Православной Церкви со стороны государства, в которых культура и история тесно связана с правславием, только Москва может претендовать на политическую самостоятельность и культурную значимость.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Владимир углубил моё разочарование в его позиции. Я не знаю, национализм ли тому виной, или тлетворное влияние Запада

Тлетворное влияние Запада, оно самое.

 

не интересует его вся эта история сама по себе - ему куснуть надо, и только.

Сомневаюсь, что мне когда-либо удастся превзойти Вас в кусании, да я и не стремлюсь. :)

 

Вот и Зосима... в современной историографии есть очень интересная версия, объясняющая обвинение его в еретичестве

Мне об этом известно, но это именно версия.

 

Вы хоть сами понимаете степень некорректности разговора? На мое молчание о то, считаю ли я Москву православной, Вы сначала приписали мне признание в неправославности города, а когда я выразил удивление, написали вот это.

 

Какая гадость эта ваша заливная рыба...

Вам по существу-то есть, что написать?

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, в Уложенной грамоте действительно упомянут "Третий Рим". А в Деяниях Собора идет речь лишь о том, что Москва как "царственный град" имеет право на своего Патриарха.

Уважаемый Соловьев, христианский царь - один. Византийская доктрина последовательно различает христианского царя и "поместных государей". Последних может быть много, но царь - единственен. Это так же, как на Западе королей может быть сколько угодно, но император - один.

 

Поэтому когда собор говорит о том, что Москва имеет патриаршество, подобно тому как это по 28-му правилу Халкидона имеет Константинополь, ставший патриаршим престолом из-за "перенесения царства", он имеет в виду ничто иное, как новое "перенесение царства" и ставшее следствием этого уникальное положение Московских царей в церковно-политической системе крещеного мира.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я потрясен. В чем нас не обвиняют - и в тесном сотрудничестве Церкви с государством, и в неправославности страны.
Нет. Во первых, я вас не обвинял не в том, не в этом, во-вторых, это вещи не противоположные, а вполне совместимые.

 

С этой верой в мире ассоциируют все русское - язык, культуру, историю.
Нет. Не ассоциируют. На западе - по неграмотности, может быть. А греки и грузины к вам относятся примерно так, как вы к нам: лохи, которых можно доить, когда надо, благо что-то христианское в них всё же есть, но до глубин православия дорасти им не дано.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да ну? А почему тогда Москву поставили лишь на 5-е место? С чего Вы взяли, что с т.з. греков московский царь не один из "поместных государей"? Например, для той же Болгарии Константинополь признавал и титул василевсов, и титул Патриарха, но отказался признать "Римские" претензии болгарских царей. Грузинские цари со своими Патриархами-Католикосами и сами не претендовали на "римское наследство". Трапезундские императоры отказались от римских претензий в ответ на признание восстановленой Византией их титула "Василевс Востока".
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да ну? А почему тогда Москву поставили лишь на 5-е место?

Чтобы самим не перемещаться на второе, конечно.

С чего Вы взяли, что с т.з. греков московский царь не один из "поместных государей"? Например, для той же Болгарии Константинополь признавал и титул василевсов, и титул Патриарха, но отказался признать "Римские" претензии болгарских царей. Грузинские цари со своими Патриархами-Католикосами и сами не претендовали на "римское наследство". Трапезундские императоры отказались от римских претензий в ответ на признание восстановленой Византией их титула "Василевс Востока".

Пардон, но ведь не я, а греки ссылаются на 28-канон Халкидона, тот самый, который поднимает тему римской монархии. Это в принципе.

 

А конкретные выражения греков по адресу Московских царей XVI-XVII вв. давно собраны. Я уже рекомендовал труд Каптерева, они там цитируются. Ничего поместного в этих выражениях нет, одна православная вселенскость.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы правы. Что, в общем и логично. В это время кроме российских царей самостоятельных православных монархов и не было. Остальные были зависимыми от неправославных (напр., те же грузинские цари были вассалами то Османской Империи, то Персии)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Среди современных государств, в которых существует тесное сотрудничество и признание Православной Церкви со стороны государства, в которых культура и история тесно связана с правславием, только Москва может претендовать на политическую самостоятельность и культурную значимость.

А остальные православные государства (столицы) не могут претендовать на самостоятельность и культурную значимость?

Шовинизм, причем на ровном месте.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

только Москва может претендовать на политическую самостоятельность и культурную значимость

 

Пусть это грекам расскажут. Хотя это небезопасно. Могут побить.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

только Москва может претендовать на политическую самостоятельность и культурную значимость

 

Пусть это грекам расскажут. Хотя это небезопасно. Могут побить.

Зачем? Политическая самостоятельность Греции оксюморон в современной действительности. И о греческой культуре знают лишь по плюсквамперфекту.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

А остальные православные государства (столицы) не могут претендовать на самостоятельность и культурную значимость?

Шовинизм, причем на ровном месте.

Да претендовать могут, только без толку. Назовите хоть одно православное государство с самостоятельной геополитической позицией, помимо России. Никакого шовинизма - факт чистой воды.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Да претендовать могут, только без толку. Назовите хоть одно православное государство с самостоятельной геополитической позицией, помимо России. Никакого шовинизма - факт чистой воды.

 

Вы заставляете меня очень громко смеяться. Окружающие не могут понять, в чем дело.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И о греческой культуре знают лишь по плюсквамперфекту.
Ну, это совсем не так. По культуре мы все больше греки, чем кто-либо ещё. Даже о Зевсе с Афродитой средний россиянин знает больше, чем о Даждьбоге и Мокоши. (Проверка русской орфографии вот сейчас Зевса с Афродитой признала, а Даждьбога и Мокошь красным подчёркивает :) )
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Значит, ни на что сакральное я не посягнул? Из-за чего тогда сыр-бор?

Не посягнул. Но есть масса других предосудительных вещей, помимо посягательств на сакральное. Хам, к примеру, в известной истории со своим отцом тоже не посягал на сакральное. Но все его потомство по полной получило. Есть много форм неблагодарности, которые не связаны никак с посягательством на сакральное.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Назовите хоть одно православное государство с самостоятельной геополитической позицией, помимо России. Никакого шовинизма - факт чистой воды.
СССР имел самостоятельную позицию - но он и не претендовал на православность.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И о греческой культуре знают лишь по плюсквамперфекту.
Ну, это совсем не так. По культуре мы все больше греки, чем кто-либо ещё. Даже о Зевсе с Афродитой средний россиянин знает больше, чем о Даждьбоге и Мокоши. (Проверка русской орфографии вот сейчас Зевса с Афродитой признала, а Даждьбога и Мокошь красным подчёркивает :) )

Погодите, давайте не путать культуру вымершей цивилизации с культурой живой (хоть и едва). Предметы русской культуры никакие не даждьбоги - это лишь игры. Вся русская культура, которую мы знаем, связана с православием, рефлексирует на православную веру, и неотъемлема от православия. И даже читая отлученного графа Толстого, далекий японец через него знакомится с православием.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И даже читая отлученного графа Толстого, далекий японец через него знакомится с православием.

 

НУ ежели знакомство с русской культурой через отлученного графа Толстого означает знакомство с "православием" - тады "ой"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Про СССР и ракеты удалено - это все же оффтоп. Давайте в оффтоп не углубляться, а придерживаться темы.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Назовите хоть одно православное государство с самостоятельной геополитической позицией, помимо России. Никакого шовинизма - факт чистой воды.
СССР имел самостоятельную позицию - но он и не претендовал на православность.

Ну и что? Как это опровергает мою мысль?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да претендовать могут, только без толку. Назовите хоть одно православное государство с самостоятельной геополитической позицией, помимо России. Никакого шовинизма - факт чистой воды.

 

Вы заставляете меня очень громко смеяться. Окружающие не могут понять, в чем дело.

Ridi
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

НУ ежели знакомство с русской культурой через отлученного графа Толстого означает знакомство с "православием" - тады "ой"

Знакомство с православием многогранно, как само православие.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну и что? Как это опровергает мою мысль?
Да отвечал уже, говорят - оффтоп. Вкратце - современная Россия не православная держава и не имеет самостоятельной позиции. Православная держава с самостоятельной позицией закончилась в 1917.

 

Другие - тоже не православные державы, но всё-таки больше на них похожи. Кстати, католических держав сейчас тоже нет (ну разве Ватикан :) ). Время такое пришло...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, насчёт Толстого и православия, это всё более-менее так тоже до 1917. Познакомившись с советским каким писателем или современным модным российским, ничего японец о православии не узнает.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться


×
×
  • Создать...