Перейти к содержанию

О браке в Католической Церкви


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Я понимаю это так. Христос указал на то, что изгнанной жене тем самым подается повод прелюбодействовать. Но в отношении прелюбодейной жены сепарация допустима, поскольку таковая, будучи не в состоянии найти себе другого мужа, поскольку женившийся на ней сам стал бы прелюбодеем, в конце концов, вероятно, раскается и примирится с мужем. В этом и заключается отличи точки зрения Христа от взгляда школы Шаммая: новый брак при жизни супруга (-и) невозможен.

 

Приемлемое объяснение. Единственное, что остаётся неясным, почему евангелист употребляет не то слово, которым обычно обозначается прелюбодеяние.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 702
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Хорошо. Но всё, что мы здесь обсуждаем - касается почему-то одной ПОМЕСТНОЙ РПЦ. А какова ПРАКТИЧЕСКАЯ ситуация в других поместных ПЦ, интересно?..

Я вот последнее время жалею,что не знаю греческого. Много интересного можно было бы почитать...

И Бърз куда-то запропастился - не спросишь о практике в БПЦ...

Абыдна :(.

 

Судя по названию темы - все что мы обсуждаем касается РПЦ и многие православные (и не только :)) критикуют практику РКЦ за категоричность в этом вопросе. Хотя вот видим, что если посмотреть на примеры из жизни, то ближе к Писанию позиция РКЦ, а позиция поместных Церквей и лютеран в итоге плодит столько же, а то и больше брошенных детей, греха и трагедий.

 

А насколько я поняла, база правил у всех поместных церквей - весьма похожая. Возможно (надеюсь), что все-таки остальные православные Церкви не ставят ЗАГС впереди себя и не признают по факту "развод из ЗАГСа", но по сути ситуация в целом с населением может быть получше, но проблемы на уровне учения о Браке - те же.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

У меня также создалось впечатление, что РПЦ действительно не видит разницы в данном случае между овдовевшими и разведёнными.

 

Разлученные одним словом. Смертью или еще чем..Раньше люди гораздо короче жили, где-то до 45 лет в среднем. Так брачный союз ,закрепленный Церковью и длился лет 20, примерный ресурс брака. А сейчас всё так увеличилось и удлинилось ,и не все выдерживают.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Разлученные одним словом. Смертью или еще чем..Раньше люди гораздо короче жили, где-то до 45 лет в среднем. Так брачный союз ,закрепленный Церковью и длился лет 20, примерный ресурс брака. А сейчас всё так увеличилось и удлинилось ,и не все выдерживают.

 

сейчас через год-полтора разводятся. Тоже, видать, не выдерживают.

 

Впрочем, раньше в это время молодая женушка как раз могла в родах преставиться. Вот тебе и путь к новому браку

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

[Разлученные одним словом. Смертью или еще чем..Раньше люди гораздо короче жили, где-то до 45 лет в среднем. Так брачный союз ,закрепленный Церковью и длился лет 20, примерный ресурс брака. А сейчас всё так увеличилось и удлинилось ,и не все выдерживают.

Псалом 89:10

Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.

 

Так что на юге жили дольше. Да и вообще ресурс брака в годах ни при каком условии не измеряется. Изменились условия жизни, вот в чем причина.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Впрочем, раньше в это время молодая женушка как раз могла в родах преставиться. Вот тебе и путь к новому браку

Беременная -одной ногой в могиле (с) .Если что- жена отошла к Богу , а муж опять жениться.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я и не говорю, что именно Вы. Ваш друг Сергий 58, которому Вы активно поддакивали. Его теперь нет, так что это Вам для него :)

Дмитрий, Вы это сказали именно Сандре, а не мне:

Wannie просто вернула вам ваши же упреки в адрес Католической Церкви. Тогда вы пол-страницы залили своими лицемерными слезами, какая, мол, КЦ жестокая и немилосердная к детям.... Так что теперь кушайте уже вы, приятного аппетита! :D
Я о детях, кстати, тоже ничего не говорил. Кроме того, что вы и их вместе с родителями из Церкви выставляете. И никуда я не делся, здесь я, но ходить кругами вокруг трёх сосен не вижу необходимости. В данном случае правым останетесь Вы, поскольку у Вас больше прав. К чему дебаты?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

Интересно, что св. Епифаний Кипрский высказывается, как кажется, вполне в духе "Основ социальной концепции РПЦ":

 

Народу - по причине его немощи - можно попускать, чтобы он сочетавался и со второй по смерти первой, если не в состоянии удовольствоваться одною супругой. Имеющий одну пребывает в великой похвале и чести и у всех членов церковного чина; а не могущий ограничиться одной, коль скоро она умрет или будет отлучена (от мужа) по какому-нибудь поводу, напр. любодеянию, прелюбодеянию, или, вообще,по вине тяжкой, и сочетавающийся с другою женой или жена со вторым мужем ни божественным словом не осуждается, ни от Церкви и жизни не исключается, но терпится по снисхождению к немощи; - только чтобы кто не имел двух жен одновременно - другой при живой первой, а отделившийся от одной, если случится, законно сочетавается с другою. Ему оказывает милость и священство (иерархия) и святая Церковь Божия - тем боле, когда таковой в прочем благочестив и поступает по закону Божию.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 месяца спустя...

Тут на форуме тема отношений мужчины и женщины я смотрю чуть ли самая животрепещущая :)

Интересующимся взглядом КЦ на брак советую ознакомиться:

1) https://radiomaria.rpod.ru/306981.html

2) https://radiomaria.rpod.ru/307996.html

3) https://radiomaria.rpod.ru/308240.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно, что св. Епифаний Кипрский высказывается, как кажется, вполне в духе "Основ социальной концепции РПЦ":

 

Народу - по причине его немощи - можно попускать, чтобы он сочетавался и со второй по смерти первой, если не в состоянии удовольствоваться одною супругой. Имеющий одну пребывает в великой похвале и чести и у всех членов церковного чина; а не могущий ограничиться одной, коль скоро она умрет или будет отлучена (от мужа) по какому-нибудь поводу, напр. любодеянию, прелюбодеянию, или, вообще,по вине тяжкой, и сочетавающийся с другою женой или жена со вторым мужем ни божественным словом не осуждается, ни от Церкви и жизни не исключается, но терпится по снисхождению к немощи; - только чтобы кто не имел двух жен одновременно - другой при живой первой, а отделившийся от одной, если случится, законно сочетавается с другою. Ему оказывает милость и священство (иерархия) и святая Церковь Божия - тем боле, когда таковой в прочем благочестив и поступает по закону Божию.

 

Хм. Совсем странно.

Древний святой, и...

 

Но ведь в Евангелии - иначе...

Соответственно, это применялось в древней Церкви только в самом крайнем случае и как икономия? Но применялось? :mellow:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чья концепция тогда действовала - тот и прав ведь!

 

Далеко не все мнения и практики которые встречались в первом тысячелетии автоматически верны. Людей по второму разу тоже крестили

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Людей по второму разу тоже крестили

Более того, крестили даже покойников. :) В каком то раннем патерике встречалось рассказ на эту тему, когда ангел спросил авву: "Зачем вы нам отправляете "пустые мешки"?".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

Префект Конгрегации вероучения подтвердил учение Церкви о нерасторжимости брака

 

x.gif

x.gif

Брак между крещеными мужчиной и женщиной – это Таинство, которое затрагивает личную, социальную и историческую реальность человека: так начинается статья префекта Конгрегации вероучения Герхарда Мюллера, опубликованная в газете «Оссерваторе Романо». Статья – которая практически воспроизводит июньскую публикацию монс. Мюллера в ответ на некоторые местные инициативы немецкой Церкви в отношении разведенных и второбрачных – еще раз объясняет позицию Церкви по этому вопросу, ссылаясь на документы учительства.

Монс. Мюллер напоминает, что вслед за апостолами Отцы Церкви и позднее Тридентский собор отвергали развод и повторный брак, исключая по этой причине возможность принятия Таинств для разведенных, вступивших в новый брак. И не только: специалисты по каноническому праву называли «злоупотреблением» практику восточных христиан, допускавших развод по «пастырскому снисхождению», открывая путь второму и третьему браку. Речь идет об «экуменическом аспекте – поясняет монс. Мюллер, - который не следует недооценивать».

Затем префект Конгрегации вероучения ссылается на документы современного учительства, продолжающего неизменную традицию Церкви в вопросе о нерасторжимости брака: начиная от документов Второго Ватиканского собора и заканчивая итоговым документом Синода по новой евангелизации 2012 года. Во всех этих документах подтверждается, что разведенные католики, вступившие в новый брак, не могут приступать к Причастию, поскольку их ситуация противоречит единству любви между Христом и Церковью, которое означает само Таинство Евхаристии.

В документах церковного учительства, напоминает монс. Мюллер, подчеркивается также необходимость пастырского сопровождения разведенных, вступивших в новый брак: они призваны понять, что их недопущение к Таинствам – не результат дискриминации, а абсолютная верность воле Христовой. Монс. Мюллер добавляет, что необходимо обращать внимание на действительность Таинства Брака, совершение которого в наши дни часто идет вразрез с христианским пониманием этого Таинства. «Если нельзя установить недействительность брака, - пишет иерарх, - отпущение грехов и Причастие возможно в том случае, когда супруги живут вместе как друзья, как брат с сестрой». Таким образом, следует абсолютно исключить благословение новых союзов.

Прелат добавляет, что стабильные и длительные отношения отвечают духовной и нравственной природе человека: нерасторжимый брак защищает супругов от «произвола чувств», помогает переносить трудности и прежде всего защищает детей. «Любовь – это нечто большее, нежели чувство или инстинкт, - пишет Мюллер. – По своей сути это преданность». И тем, кто рассматривает брак исключительно с мирской точки зрения, «Церковь не может ответить прагматическим приспособлением», поскольку брак, совершенный между крещеными, - это «сверхъестественная реальность».

Прелат обращает внимание на ситуации, в которых «брачное сожительство становится практически невозможным», как в случае физического или психологического насилия. В таких болезненных обстоятельствах Церковь всегда допускала для супругов возможность прекратить совместное жительство, однако при этом брачные узы сохраняются перед Богом и супруги не могут вступить в новый брак.

Монс. Мюллер отвечает тем, кто предлагает сомнительные решения, например, предоставить совести самих разведенных второбрачных, приступать или нет к Евхаристии. Прелат заявляет о недопустимости такого подхода, поскольку, даже когда второбрачные уверены в недействительности предыдущего брака, эта недействительность должна быть подтверждена компетентными органами. Здесь нельзя также применить доктрину об «epicheia» - согласно которой человеческие поступки не всегда могут соответствовать общему закону: нерасторжимость Таинства Брака относится к Божественному праву. А тех, кто апеллирует к милосердию Бога, монс. Мюллер предостерегает от «ложного упоминания о милосердии», наносящего ущерб образу Бога: «Милосердие Бога – это не освобождение от заповедей и от указаний Церкви», - подчеркивает монс. Мюллер.

Наконец, префект Конгрегации вероучения настаивает на пастырском попечении разведенных, вступивших в новый брак: оно не должно сводиться к вопросу о принятии Таинств. «Помимо сакраментального Причастия, есть различные способы войти в общение с Богом: посредством веры, надежды и любви, покаяния и молитвы». «Бог может даровать людям Свою близость и Свое спасение разными путями, даже если они живут в противоречивых ситуациях, - пишет в заключение иерарх. – Пастырская забота, основанная на истине и любви, всегда найдет верные способы и пути».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Далеко не все мнения и практики которые встречались в первом тысячелетии автоматически верны.

Но все же, если исходить из свидетельства Епифания Кипрского, практика древней Церкви в отношении расторжения брака отнюдь не была повсеместно тождественной нынешней практике Католической Церкви, так?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

Чья концепция тогда действовала - тот и прав ведь!

 

Далеко не все мнения и практики которые встречались в первом тысячелетии автоматически верны. Людей по второму разу тоже крестили

И сейчас крестят.

А практика "крещения для умерших" прямо отражена у апостола Павла и оставлена без осуждения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но все же, если исходить из свидетельства Епифания Кипрского, практика древней Церкви в отношении расторжения брака отнюдь не была повсеместно тождественной нынешней практике Католической Церкви, так?

 

А что Вас смущает?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А практика "крещения для умерших" прямо отражена у апостола Павла и оставлена без осуждения.

Это не единственно возможное понимание слов ап. Павла.

 

А что Вас смущает?

Возможность заключения нового брака при живом (живой) супруге.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

Со ссылкой на книгу "Брак в средневековой Англии" Конана МакКартера, тут утверждается что

 

В Англии времен раннего Средневековья церковные теологи признавали развод при нескольких обстоятельствах.

Муж мог разойтись с женой без угрызений совести, если жена совершила прелюбодеяние. Женщина, собственно, могла разойтись с мужем, если он был ей неверен, но только в том случае, если это было ее первое замужество. Также она имела право оставить мужа, если он попадал в рабство в результате какого-то уголовного действия. Оставленный муж имел право жениться снова только через пять лет, да и то по разрешению епископа, которое выдавалось в том случае, если примирение супругов не выглядело возможным.

Могли заключить новый брак те, чьи супруги попали в плен к врагу, и чья судьба была неизвестна. Здесь было несколько регуляций по поводу срока отсутствия, и того, будет ли вернувшийся неожиданно супруг/супруга иметь легальные брачные права на свою заключившую новый брак половину.

 

Вообще взгляды христианской церкви на развод сильно варьировали, очевидно, вместе с условиями и прочими реалиями жизни. Историки считают, что в шестом-седьмом веках разводы по взаимному желанию были обычным делом, в восьмом веке за разведенными не признавалось права на следующий церковный брак, и в последующие столетия, когда светский закон стал потихоньку передавать все дела, связанные с браком, под эгиду церковного закона, церковь все тверже начинает отстаивать доктрину, что брак - это договор на всю жизнь, благославляемый Богом, и, на этом основании, не может быть "передуман" человеком.

 

В середине и конце Средних веков развод существовал в двух формах. Во-первых, в случае, когда брак изначально был неправомерен, как в случае, если у одного из супругов где-то существовала уже половина, и это было скрыто. Во-вторых, если пара попадала под один пункт из длиннейшего листа препятствий к браку: генетическое родство или даже родственые связи через браки родственников (самая популярная причина), импотенция супруга, принуждение к браку силой или запугиванием, несовершеннолетие, имеющийся в наличии официальный обет безбрачия, ситуация, когда один из супругов не состоит в христианской вере. Собственно, все эти препятствия сосредоточены на периоде до вступления в брак, они как бы делают этот брак ненастоящим. Эти разводы признавались по принципу "a vinculo", и расставшиеся супруги считались как бы и не всупавшими никогда в брак.

 

Интересным явлением в средневековой Англии было то, что часть бракоразводных дел никогда и не попадала в церковные суды, а решалась чисто юридически. Даже такие видные персоны, как Эдмунд, граф Корнуэльский, и его жена, Маргарет, договорились в 1294-м году о том, что Маргарет получит финансовую компенсацию, и не будет обращаться в церковный суд с требованием восстановить себя в супружеских правах. Излишне говорить, что такие "саморазводы" церковь осуждала, но на практике они были самым обыденным делом, о котором церковь могла узнать только в случае, если кто-то внезапно обращался в церковный суд, и выяснялось, что брак этот изначально был заключен с человеком, разведенным через договор, а не решением церковного суда.

 

То есть знакомое нам представление о том что нет развода, а может быть только недействительный брак, как утверждают тут сформировалось только к "середине Средних веков" а до этого и мужчина и женщина могли развестись и спустя некоторое время вступить в новый брак, на основании прелюбодеяния первого супруга/супруги.

Это я, так понимаю, практиковалось до того как брак стал признаваться Таинством?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это я, так понимаю, практиковалось до того как брак стал признаваться Таинством?

 

А когда и каким образом это случилось по Вашему мнению?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А когда и каким образом это случилось по Вашему мнению?

Моего мнения тут нет. Есть, например, данные вики что официально включено в Таинства, бракосочетание было на веронском соборе в 12 веке.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Моего мнения тут нет.

 

Ну Вы же написали - "Это я, так понимаю..." Вот я и спросил о Вашем понимании.

 

 

Есть, например, данные вики что официально включено в Таинства, бракосочетание было на веронском соборе в 12 веке.

 

В вики можно и другую информацию прочесть - "Брак — одно из христианских таинств, которое ведет свое начало от ветхозаветных времён"- например.

А в Вашей ссылке идет речь о 1294 годе, что явно не 12 в.

А вот апостол Павел называет брак таинством (в рус. пер. "тайной") в своем послании к Ефесянам. Как быть?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я не собираюсь оспаривать ТАинственность брака. :) Да и вообще спорить в мои намерения не входило.

Собственно, я хотела услышать комментарии специалистов по поводу отрывка и ссылки которую я привела.

А собственные "я так понимаю", я вставила скорее из вежливости. (спрашивать не предлагая своих версий хотя бы нулевого порядка мне часто кажется просто невежливым :) )

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Просто получилось так, будто сначала Брак был чем-то иным, а потом стал вдруг Таинством. А это не так. Терминология, да, долгое время утрясалась...
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вот интересно, почему перетолковывают 18-е апостольское правило. Согласно ему брак с отпущенной лишает возможности священства, но не церковного общения (если уж ставится в ряд с браками со вдовой, блудницей, рабыней и актрисой).

Может, там как раз учитывалась ситуация со светскими разводами светских же браков?

Изменено пользователем xiucai
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться


×
×
  • Создать...