Перейти к содержанию

Еретики или не еретики?


Маричка
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Я-то не верю. НО не Вы ли где-то писали, что по вере самих причащающихся, Бог может сотворить чудо и сделать для них Причастие даже без действительного священника? Причем на оную мысль ВАс натолкнул кто-то из моих единоверцев?

Может конечно.Но весьма не факт что решит так поступить

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 794
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Такое обвинение должно было бы иметь иное обоснование. Символ веры, действительно, подходит под определение вероучительного и обязательного текста. Но вот только в Символе Керулларий и его последователи ничего не отсекали.

 

Это уж легатам Святого Престола видней, я считаю. Но, в любом случае, я хочу подчеркнуть, что "конфликт" 1054 года был не только дисциплинарным, но и вероучительным. Перед грамотой легата Гумберта было еще, кстати, такое дело, что "в Студийском монастыре в пределах города Константинополя, в присутствии императора и его князей (procerum), монах Никита предал анафеме один текст, который распространялся против Апостольского Престола и всей Латинской Церкви под названием "О пресном хлебе, субботе и браке священников". Кроме того, он предал анафеме всех тех, кто отрицал, что Римская Церковь есть первая из всех Церквей и кто положил упрекать ее вечно-православную веру в каком-либо виде. После этого, по предложении тех же Римских легатов и на глазах у всех, православный император приказал, чтобы вышеупомянутый текст был сожжен, что и было исполнено". Вопрос об опресноках вообще имел очень большое значение, намного большее, чем о "Filioque": последователи Керуллария, как мы знаем, вовсе отрицали возможность пресуществления пресного хлеба, что видно из того, что при погроме, учиненном ими в латинских церквах Константинополя, сакелларий Константин выбрасывал из дарохранительниц Святые Дары и топтал их ногами.

 

К тому же, уточнение обвинения "керуллариевцев" на основании других документов, принадлежащих им, касается "керуллариевцев". То есть в отношении восточных церквей, взятых вообще, в силе сохраняется всё вышесказанное.

 

В отношении Восточных Церквей, которые не присоединились к "керуллариевцам" или позднее отошли от них - разумеется. А которые присоединились - с теми большой вопрос. Они присоединились к Керулларию, но не к его ересям? - может быть и такое, но это надо как-то доказать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Может конечно.Но весьма не факт что решит так поступить

 

Может: Бог вообще всё может. Равно, например, может некрещеного - крестить неким тайным от нас образом и тем самым спасти. Но из этого нельзя делать какие-либо практические выводы (например, отказываться от крещения).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По крайней мере Констаннтинополь уже признаёт примат Римского первосвященника.

После того как турнули митр Пергамского ваши слова весьма спорны

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Если мы возьмем гипотетического "православного" (фотианина), который не является еретиком, т. е. не отрицает и не сомневается ни в одной из истин католической веры, то такой человек находится в весьма прискорбном состоянии - собственно, по учению II Ватиканского Собора, он не может спастись - поскольку, зная истинность Католической Церкви, не присоединяется к Ней.

 

Весьма иронично

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Ну вот так считал, например, блаженный Леонид Федоров, или о. Волконский, который писал, что промысел Божий - тот факт, что отделённые православные Церкви не приняли ни одного еретического догмата,

По моему у нас многие верят в обязательность паламизма а у вас многие что он есть политеизм и язычество.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это уж легатам Святого Престола видней, я считаю.

Конечно, Олег, Вы можете считать как угодно. Вы можете считать, что раз кардинал Гумберт был легатом Святого Престола и обвинил Керуллария в исключении из Символа веры исхождения "и от Сына", то так оно всё и было, и греческий Символ изначально был принят с "от Отца и Сына исходящего". Разве я могу запретить Вам так считать? Нет, конечно.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Такое значение у слова "экуменизм" тоже есть, и пока мы остаемся в рамках этого - ничего плохого в этом нет, а только хорошее. Хотя и непонятно, зачем такое хорошее дело (унийную миссию) называть таким скомпроментированным словом - "экуменизм". Пока вещи назывались своими именами, и результаты были хоть какие-то, а с этим вашим экуменизмом как-то не получается: совместных молебнов устраивается сколько угодно, а, например, ни один (!) фотианский епископ так и не обратился за столько лет. И когда обращающихся мирян и священников стараются как-нибудь отфутболить обратно с мотивировкой "это не экуменично" - тоже показательно.

Это свидетельствует о неправильном понимании термина, а не о том, что само понятие несовместимо с католической верой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Несомненно, что при своем возникновении (у протестантов) этот термин имел скорее как раз то значение, которое ему приписывается "неправильно". Что, разумеется, само по себе ничего не значит - народные языки меняются, и слова приобретают в них новые смыслы.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Конечно, Олег, Вы можете считать как угодно. Вы можете считать, что раз кардинал Гумберт был легатом Святого Престола и обвинил Керуллария в исключении из Символа веры исхождения "и от Сына", то так оно всё и было, и греческий Символ изначально был принят с "от Отца и Сына исходящего". Разве я могу запретить Вам так считать? Нет, конечно.

 

Греческий Символ вообще изначально был принят в редакции, не говорившей ничего об исхождении Святого Духа: на I Никейском Соборе был составлен текст, заканчивавшийся словами "и в Святого Духа", после которых шла еще анафема на некоторых еретиков. Потом на I Константинопольском Соборе он был дополнен, а потом дополнен еще словами "и от Сына". После чего, мне кажется, достаточно очевидно и не требует доказательств, что, когда полномочная церковная власть предложила Керулларию принять и это дополнение, он воспротивился, выдвинув аргументы богословского характера (и аргументы, при этом, ошибочные - иначе, если бы мы признали его аргументы верными, то, по совести, должны были бы и сами отказаться от этого добавления). Стало быть, именно "отсёк" некую часть истины, и именно по догматическим причинам.

 

Кстати, еще об экуменизме: хорошо, есть такой некий католический экуменизм, который правильный, а все остальные экуменизмы - неправильные. Но всякие там разные некатолические-то деятели экуменического движения, они что, тоже занимаются этим с той единственной целью, чтобы им разъяснили истины католической веры и тем самым облегчили их воссоединение с престолом св. Петра? Какая самоотверженность!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, о Восьмом Вселенском Соборе, о котором упоминал Хараим. Его ведь 10 лет признавали Вселенским и византийцы. А потом был Большой Софийский Собор 879-880, "отменивший" Восьмой Вселенский Собор 869-870 (который кстати был не только пастырским как 2ВС, но и догматическим, осудившим ересь трихотомии). Кроме того, на Большом Софийском Соборе была осуждена вставка филиокве в Никео-Константинопольский Символ. Про Влахернский Собор я уже упоминал. А еще был Констанитинопольский Собор 1484 г.,где были все 4 греческих патриарха, обьявивший Флорентийский Собор и унию недействительным. Неужели мало, чтобы признать "фотиан" находящимися в ереси?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А что Вы хотите? Я, пожалуй тоже поставлю "другое" - что это за вероисповедание "РПЦ"?

Согласен с вами

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Павле, мирюсь с Вами.

Мир, дружба, [...] !

 

Спасибо!

Христос Воскрес!

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спаси Господи. Ангела-хранителя.

 

Христос воскресе!

 

Я вот что ещё забыл сказать: у вас (современных католиков) маниакальное пристрастие к единому учению, которое кем-то как-то выражено. И это сравнительно недавняя мания. Ведь некие документальные кодексы, которые объединяют вероучение католической церкви, возникли сравнительно недавно, веке в 17, наверное, а? Или чуть раньше? Это неважно. До этого КЦ не имела сама некоего единого формализованного вероучения (как нынче это у нас), ни от еретиков этого не требовала - ереси осуждала без взирания на наличие или отсутствие вероучения.

 

А теперь прямо уже Церковь не Церковь, если у неё нет ясно выраженного единого документа, определяющего её вероучение. Да с какой стати?

 

Армяне не выражали того, что поддерживают монофизитские взгляды. Однако и католическая и православная церкви веками видели в них еретиков.на том лишь основании, что они не поддержали решений Четвёртого собора. А для нас, гляди ты - подавай единое вероучение, которое у самих появилось лишь как рефлексия на протестантов.

 

Опять же, мне всё-равно. Но вы даже не видите, как потешно со стороны выглядит это суесловное обоснование еретичности или нееретичности. Умора.

 

Ладно. Христос воскресе!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Греческий Символ вообще изначально был принят в редакции, не говорившей ничего об исхождении Святого Духа: на I Никейском Соборе был составлен текст, заканчивавшийся словами "и в Святого Духа", после которых шла еще анафема на некоторых еретиков. Потом на I Константинопольском Соборе он был дополнен, а потом дополнен еще словами "и от Сына".
Греческий Символ был дополнен словами "и от Сына"? Когда и кем?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, еще об экуменизме: хорошо, есть такой некий католический экуменизм, который правильный, а все остальные экуменизмы - неправильные. Но всякие там разные некатолические-то деятели экуменического движения, они что, тоже занимаются этим с той единственной целью, чтобы им разъяснили истины католической веры и тем самым облегчили их воссоединение с престолом св. Петра? Какая самоотверженность!

У разных некатолических деятелей и мотивы разные. Однако католические деятели должны преследовать при экуменических собеседованиях цель католической миссии.То, что многие или даже большинство такой цели, увы, не преследует, не означает, с моей точки зрения, что Церковь должна отказываться от такого инструмента в своей миссии, как экуменизм.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кроме того, на Большом Софийском Соборе была осуждена вставка филиокве в Никео-Константинопольский Символ.

 

Это, кстати, один из фотианских мифов. Там были преданы анафеме те, кто вносит изменения в НИКЕЙСКИЙ Символ веры (повторена формула Эфесского собора). Про Filioque же ни единого слова нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И каковы же его задачи?

Да, кстати, этот вопрос обращенный ко мне, позволяет мне высказать свою точку зрения на эту тему.

Цель одна - общение. Христиане декларируют принцип любви, причем не как чувства , а как отношения. А специфика нашего времени такова, что много слов и текста и очень мало общения.

 

Причем это остро чувствуется даже в науке. Ученые прошлых десятилетий не ездили столь часто на конференции и однако их личная переписка между собой зачастую была именно буквально двигателем науки. Наука всегда стояла на обсуждениях и спорах. Причем обсуждения эти были не "в никуда", не направленные к абстрактной анонимной аудитории, это были споры и обсуждения всегда очень личные, он одного конкретного ума ,к другому конкретному уму ,и это, как ни парадоксально, открывало дорогу к пониманию и другим, тем кто, казалось бы, не был вовлечен непосредственно.

Не будет преувеличением сказать что собственно именно личные беседы и споры Шредингера, Гейзенберга, Бора и ряда других ученых в первой половине прошлого столетия, ни много ни мало, а изменяли парадигму сознания во всем обществе в целом, потому как эти их разговоры словно вносили изменения непосредственно в саму ноосферу.

А что же мы имеем сейчас? Фактически только тексты статей ,безликие, ориентированные на всех и на никого, не обращенные ни к кому конкретно. Ну еще по паре коротких рецензий от референта в журнале. Жесткое "нет" или легкое "да" и ряд конкретных практических вопросов. По 3-4 вопроса после доклада на конференции, вот и все обсуждение. Но, собственно, потому только и таскается народ, пусть даже на такие конференции, потому что только там, где-нибудь в перерыве со стаканом кофе в руке, есть все-же какая-то возможность все-таки поговорить лично, познакомиться с умом другого человека. Вырваться чуть-чуть за пределы штампов и шаблонов.

 

И если это так важно в науке , которая никогда не говорит о любви, которой, по идее, казалось бы, и не нужны ни глаза ни особенности мышления собеседника, а нужно только сухое, максимально четкое изложение, то сколь же более важно все это для духовного вИдения? Если личные частные разговоры отдельных умников о том в каких терминах лучше описать наблюдаемые свойства микроматерии, способны изменить взгляды человечества, то сколь же сильнее и значимее может быть совместная молитва! Не то важно с чем там именно согласился Гейзенберг, что так никогда и не принял Бор и т д, важно то что они стояли лицом к лицу и были вызовом друг для друга и это изменило мир.

 

Любовь как некое позитивное чувство легче всего обходится без всякого экуменизма. Подальше от вызовов. Всегда легче любить на расстоянии, любить выдуманного или выбранного оппонента и получать аплодисменты более менее выдуманных единомышленников. Куда как тяжелее сталкиваться с реальностью и любить того кто вас не понимает. Самые трудные для любви это всегда соседи по коммуналке.

Но без преодоления этого вызова, если отказаться от общения, если не заставлять себя слушать собеседника и терпеть его, стоять к нему лицом, любовь выхолащивается, обессмысливается и действительно становится лишь сладкой патокой от которой сводит зубы.

 

Хотя отгороженность отнюдь не обязательно должна быть лаского-вежливой, с елейной улыбочкой на лице и желанием поскорее распрощаться. Столь же успешно отгораживаться можно и агрессивной позицией, повторением лозунгов, упоением собственной речью. Главное чтобы не было глаза в газа, главное обобщить и подвести под собеседниками общий знаменатель и тогда безопасность от другого почти гарантирована.

 

Экуменизм же требует слушать, слышать этого другого. Пусть в диалоге буду провокация, пусть игра, пусть уловки. Все это свидетельствует о наличии обратной связи, и это ,имхо, лучше чем самовыражение или монотонные лозунги в надежде что кто-нибудь случайно прочитает и проникнется и обратиться из оппонента в единомышленника.

Да в этом есть соблазн и опасность. Но только в этом и есть хоть какой-то смысл любых разговоров.

 

Сорри за длинный монолог, но как-то накопилось.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

После чего, мне кажется, достаточно очевидно и не требует доказательств, что, когда полномочная церковная власть предложила Керулларию принять и это дополнение, он воспротивился, выдвинув аргументы богословского характера (и аргументы, при этом, ошибочные - иначе, если бы мы признали его аргументы верными, то, по совести, должны были бы и сами отказаться от этого добавления). Стало быть, именно "отсёк" некую часть истины, и именно по догматическим причинам.

Опять же, вольному воля. Вы можете считать, что выражение "отсекать от символа", "вырезать из символа" означает на самом деле, что Керулларию "предложили принять дополнение", а он отказался. Но уж извините, что мне такое прочтение не кажется ни "очевидным", ни "не требующим доказательств".

Кстати, о Восьмом Вселенском Соборе, о котором упоминал Хараим. Его ведь 10 лет признавали Вселенским и византийцы. А потом был Большой Софийский Собор 879-880, "отменивший" Восьмой Вселенский Собор 869-870 (который кстати был не только пастырским как 2ВС, но и догматическим, осудившим ересь трихотомии). Кроме того, на Большом Софийском Соборе была осуждена вставка филиокве в Никео-Константинопольский Символ. Про Влахернский Собор я уже упоминал. А еще был Констанитинопольский Собор 1484 г.,где были все 4 греческих патриарха, обьявивший Флорентийский Собор и унию недействительным. Неужели мало, чтобы признать "фотиан" находящимися в ереси?

По Софийскому собору уже ответили. Томос Влахернского собора я полностью не читал, но имеющиеся отрывки позволяют считать неправомыслие его участников вещью высоковероятной. Тем более, что Филиокве к тому времени уже было догматически закреплено. Если, однако, предполагать КП находящимся с этого момента в ереси, то эта традиция еретической преемственности была прервана Флорентийским собором и униатской историей патриархата. Остается Константинопольский собор. Давайте его обсудим. Приведите, пожалуйста, формулировки его постановлений, и из них, надеюсь, станет понятным их вероучительный статус.

 

Рансимен в "Великой церкви.." утверждает вот, что Флорентийский был отвергнут на Константинопольском как "неканонически созванный", а это совсем другая материя.

 

Христос воскресе!

Воистину воскресе!

Я вот что ещё забыл сказать: у вас (современных католиков) маниакальное пристрастие к единому учению, которое кем-то как-то выражено. И это сравнительно недавняя мания... Армяне не выражали того, что поддерживают монофизитские взгляды. Однако и католическая и православная церкви веками видели в них еретиков.на том лишь основании, что они не поддержали решений Четвёртого собора.

Там, конечно, и запутанная история какая-то с армянами, это возможно, что все было сложнее чем "веками представляли". Но еретичность их мыслили по схеме "они были частью Церкви, потом вся Церковь приняла догмат на Вселенском соборе, а они не приняли и вследствие этого откололись". То бишь мыслили так, что они не приняли ясно соборно провозглашенного как церковное и обязательного учения, будучи на момент неприятия частью Вселенской Церкви. Как легко заметить, ничего общего с восприятием великой схизмы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вопрос об опресноках вообще имел очень большое значение, намного большее, чем о "Filioque": последователи Керуллария, как мы знаем, вовсе отрицали возможность пресуществления пресного хлеба, что видно из того, что при погроме, учиненном ими в латинских церквах Константинополя, сакелларий Константин выбрасывал из дарохранительниц Святые Дары и топтал их ногами.

 

 

Кстати странно что стольков веков до того опресноки в вину не ставили.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати странно что стольков веков до того опресноки в вину не ставили.

Разве полемика не началась еще до Фотия? Или тогда речь шла только о посте в субботу, целибатстве и бородах?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Маричка, а кто тут вообще схизматик? Почему католики должны выискивать на себе вину? Тебя послушать, так во всем виновата КЦ. Вот кто-то ушел в схизму или в ересь, виновата КЦ. Вот теперь их внуки возвращаться не хотят, виновата КЦ. Ну может отец и неидеально вел себя по отношению к блудному сыну, не бывает идеальных людей. Ну так что же теперь, отец виноват, что сын вовзвращаться не хочет? Ну не все еще деньги проел, не торкнуло пока раскаяться. Может и никогда не торкнет, что теперь. Давай будем выискивать, кто ему виноват. Католики ему виноваты, ога.

Дмитрий, Маричка говорила об РКЦ, как я понял, а Вы - о католиках. Католики не виноваты, имхо.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это, кстати, один из фотианских мифов. Там были преданы анафеме те, кто вносит изменения в НИКЕЙСКИЙ Символ веры (повторена формула Эфесского собора). Про Filioque же ни единого слова нет.

 

Повторена формула Эфесского Вселенского Собора на Шестом Вселенском Соборе. А на Большом Софийском "разбойничьем" соборе была осуждена вроде бы именно вставка филиокве.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Повторена формула Эфесского Вселенского Собора на Шестом Вселенском Соборе. А на Большом Софийском "разбойничьем" соборе была осуждена вроде бы именно вставка филиокве.

 

Нет. Можете убедиться сами: col. 519 - 522.

https://www.documentacatholicaomnia.eu/20vs/200_Mansi/1692-1769,_Mansi_JD,_Sacrorum_Conciliorum_Nova_Amplissima_Collectio_Vol_017_(1),_LT.pdf

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дмитрий, Маричка говорила об РКЦ, как я понял, а Вы - о католиках. Католики не виноваты, имхо.

да, именно - я говорила именно о виноватости КЦ как структуры. В схизму бегут не от хорошей жизни. И вовсе не от суровости учения бегут, а наоборот - уходят к ортодксальности. А православные эту ортодоксальность (нет, не учения, а уклада) прекрасно демонстрируют. Еще бегут от всякого рода современных (читай - протестантских) наворотов. Короче говоря бегут к стабильности.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться


×
×
  • Создать...