Перейти к содержанию

УПЦ получила автокефалию (?)


wrobel
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Вопросы риторические.

Утопия.

 

Глас вопиющего в пустыне...

Изменено пользователем Helena
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 2,4 тыс
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Из fb Андрея Шишкова

https://www.facebook.com/andrew.shishkov

 

10 ТЕЗИСОВ О СИТУАЦИИ ВОКРУГ ПРОВОЗГЛАШЕНИЯ УКРАИНСКОЙ АВТОКЕФАЛИИ

 

До сих пор я воздерживался от того, чтобы комментировать ситуацию вокруг украинской автокефалии, потому что события развивались так стремительно, что порождали только эмоции и нежелание разбираться по существу. Однако пришло время разобраться.

 

 

 

Поскольку я написал уже немало статей на эту тему, а моя диссертация «Вопрос о верховной власти в Церкви в современном православном богословии» почти закончена, у меня сложилось некоторое понимание того, что происходит и какие шаги необходимо предпринять для выхода из кризиса. Я бы хотел обозначить здесь несколько тезисов.

 

1. Вопрос провозглашения автокефалии не регулируется каноническим правом Православной Церкви. В канонах лишь однажды напрямую поднимается вопрос об автокефалии в связи с Кипрской Церковью. Однако, этот случай не задаёт критериев для определения того, что такое автокефалия и какова процедура ее провозглашения. В Православной Церкви также нет устоявшегося обычая провозглашения автокефалии, который мог бы стать источником для правового решения вопроса. В каждом конкретном случае автокефалия провозглашалась по-своему. В большинстве из них это деяние сопровождалось разрывом общения между новой автокефальной церковью и кириархальной церковью (как правило, на многие десятилетия). Вряд ли можно считать такой «обычай» подходящим для создания правовой основы.

 

2. В современной Православной Церкви отсутствует институт права на уровне отношений между автокефальными церквами (аналог международного права). Будем по аналогии называть его межцерковным правом, хотя это и несколько режет слух. Существует лишь обычай, признающий существование автокефальных церквей, принадлежность которых к Православной Церкви определяется через категорию евхаристического общения. Видимым проявлением (манифестацией) этого общения является совместное участие членов разных автокефальных церквей в Евхаристии (как на уровне иерархии, так и - простых верующих). Символом этого общения также является поминание за литургией, возглавляемой предстоятелем церкви, других предстоятелей автокефальных церквей в согласии со священными диптихами. Однако, диптих — это обычай. Он может быть основанием для права, основанного на обычае, а может и не быть.

 

3. В отсутствие системы правового регулирования на всеправославном уровне отношения между автокефальными церквами выстраиваются совсем на другой основе. Источником организации экклезиального порядка становится не общее для всех участников право, а ничем не ограниченная воля автокефальных церквей, которые выступают здесь в роли разнообразных суверенов (суверенная воля не обязательно принадлежит главе церкви, она может быть локализована в предстоятеле, синоде или соборе). Таким образом, пространство отношений между автокефальными церквами — это пространство столкновения суверенных воль. Назовём эту систему децизионистской (здесь должна быть отсылка к К. Шмитту). И любые действия в этом пространстве, с точки зрения права, могут быть квалифицированы как произвол. Соответственно, все комментаторы, которые пишут о каноничности/неканоничности тех или иных действий попадают в ловушку. Вопрос о каноничности (легальности) может ставится только тогда, когда существует система права, которая включает в себя не только правовой кодекс, но и практику правоприменения, а также органы следящие за правоприменением. Апелляция к канонам в ситуации отсутствия правовой системы является ни чем иным, как обоснованием произвола.

 

4. В 1960-х годах в рамках всеправославного предсоборного процесса предпринимались попытки создать общую для всей Православной Церкви систему права, однако они провалились. Дальше вопроса о кодифицировании источников права и проектов документов, призванных регулировать отдельные стороны межцерковных отношений, ничего сделано не было. Вопрос об институтах правоприменения на всеправославном уровне даже не ставился. К сожалению, автокефальные церкви демонстрировали постоянное пренебрежение даже теми скромными правилами, которые были приняты, чтобы регулировать всеправославный предсоборный процесс. Больше всех преуспел в этом Константинопольский патриархат, который постоянно нарушал зафиксированные всеправославными предсоборными совещаниями правила и регламенты, но также в этом участвовали и другие автокефальные церкви. Например, решения синаксисов предстоятелей 2014 и 2016 годов прямо противоречили выработанному регламенту, согласно которому все ключевые решения по проведению собора должны были приниматься всеправославными совещаниями. Это говорит лишь о том, что никто не рассматривал эти правила как действующее право.

 

5. Соответственно, возникающие между церквами конфликты не могут быть разрешены в рамках общецерковного права (потому что его нет). Варианты разрешения двухсторонних конфликтов укладываются в два сценария: а) победа одного суверена над другим (когда одна сила значительно превосходит другую), в этом случае одна из сторон теряет свой суверенитет и признает верховную власть другой стороны; б) достижение компромисса, которое выражается в заключении договора между сторонами. Однако второй вариант не означает, что этот договор не может быть нарушен, поскольку отсутствует инстанция, следящая за выполнением договоров. В ситуации отсутствия межцерковного права бессмысленно апеллировать к договорам 300-летней давности, потому что единственными гарантами выполнения такого договора являются воли двух суверенных сторон. Это как если бы сейчас Австрия вдруг заявила, что никогда не отпускала Венгрию и предъявила бы документы из прошлого, подтверждающие это (пример с Австрией и Венгрией — произвольный, здесь может быть любой случай изменения границ государств до установления системы международного права). Разрешение трёхсторонних конфликтов и конфликтов с ещё большим числом участников в децизионистской системе ещё сложнее. Аналогично тому, как Константинопольская церковь апеллирует к документам 1686 года, утверждая неканоничность нынешнего положения Украинской церкви, Русская церковь могла бы оспорить каноничность Греческой архиепископии в Америке, которая была образована параллельно юрисдикции Русской церкви и должна была бы сейчас войти в состав Православной Церкви в Америке, которая получила свою автокефалию в 1970 году от церкви-матери. Однако, такие споры лишь усугубят проблему.

 

6. Сегодня в православной экклезиологии существует два различных понимания того, как устроена верховная власть в Православной Церкви. Ни одна из этих моделей не может быть названа общепринятой и нормативной. Первая модель опирается на существующую практику межправославных отношений и описывает верховную власть с помощью понятия автокефалии. Согласно этому пониманию, верховная власть локализована в автокефальных церквах и осуществляется в их границах. Каждая автокефальная церковь суверенна и не существует никакой власти, которая бы доминировала над автокефальной церковью (гипотетически это мог бы быть всеправославный собор, но его власть превышала бы власть автокефалий только потому, что проявлялась благодаря сложению суверенных воль). Такую модель можно для краткости назвать «равные без первого». Вторая модель опирается на теорию, продвигаемую иерархам и богословами Константинопольского патриархата и описывает верховную власть с помощью понятия первенства. Согласно этому пониманию, верховная власть в Церкви локализована в персоне вселенского патриарха, занимающего первое место в диптихах Православной Церкви. Эта модель предполагает, что вселенский патриарх обладает дополнительными эксклюзивными властными полномочиями по отношению к другим церквам (управление диаспорой, провозглашение автокефалий, всеправославный арбитраж, созыв всеправославного собора и т.д.). Такую модель для краткости можно назвать «первый без равных» (термин, который запустил в обиход в 2014 году митрополит Элпидофор Ламбриниадис).

 

7. Важно понимать, что право вселенского патриарха единолично предоставлять автокефалию не имеет никакого иного источника, кроме суверенной воли собора Константинопольской церкви, который в начале сентября это право подтвердил. Вновь напомню, вопрос о провозглашении автокефалии отсутствует в канонических источниках. Системы межцерковного права, в которую это право могло бы быть инкорпорировано, не существует. Нет и консенсуса других суверенных воль о делегировании такого права вселенскому патриарху. Именно поэтому само существование такого права в пространстве межправославных отношений является произволом, а его применение на практике — актом агрессии одного суверена по отношению к другому.

 

8. Совершенно очевидно, что межцерковные отношения нельзя рассматривать вне общественно-политических процессов. Церкви существуют не в «чистом» пространстве экклезиального, а в сложном пространстве, где церковные и политические интересы переплетены. Однако, влияние «внешних» политических игроков не меняет механизма принятия решений в пространстве межцерковных отношений, потому что «светское» международное право не регулирует отношения между церквами, а значит сохраняется ситуация столкновения суверенных воль (просто источники, из которых складывается суверенитет становятся более сложными в описании). Решение конфликта все равно будет находиться в пространстве межцерковных отношений, даже если его участники будут подталкиваться к действиям «извне».

 

9. Внутренний конфликт существующей системы межправославных отношений — это конфликт между двумя базовыми ценностями этой системы: единством и независимостью. Как сочетать стремление к выявлению всеправославного единства с независимостью автокефальных церквей? Существующие подходы, как это ярко проиллюстрировал Критский собор, очевидно, не справляются с этим. Подход, связанный с подчинением автокефалий суверенной воле вселенского патриарха, совершенно не устраивает автокефальные церкви (во всяком случае значимую их часть), которые не готовы видеть в нем гаранта единства в таком ключе. С другой стороны, акцент на абсолютной независимости автокефалий не позволяет достичь единства, потому что то пространство, в котором автокефальные церкви встречаются, становится пространством столкновения суверенных воль. Вся система отношений между автокефальными церквами вот уже 100 лет находится в перманентном кризисе, который в последние годы только обострился.

 

10. Единственным, на мой взгляд, способом разрешения конфликта между единством и независимостью, является создание на всеправославном уровне системы права, которой был бы передан суверенитет (пресловутое верховенство закона). Иными словами — власть законов, а не людей. На практике это означает возвращение к всеправославному соборному процессу и его основным принципам — в первую очередь к коллегиальности и консенсусу. Только, следуя этим принципам, возможно создание правовой системы, которая бы, с одной стороны, объединяла все мировое православие, а, с другой — защищала независимость автокефалий. В нынешних действиях Константинопольской церкви я с сожалением вижу отход от принципов всеправославного соборного процесса и обесценивание результатов Критского собора. Можно ли сказать, что это констатация его окончательного провала?

 

В заключение я бы хотел сказать, что испытываю сдержанный пессимизм относительно перспектив переустройства системы межправославных отношений, потому что это зависит от тех самых суверенных воль, о которых много говорилось выше. Кроме того, препятствием является присущее современным православным (и на уровне культуры, и на уровне богословия) пренебрежительное отношение к праву. Частью нашего современного православного этоса является риторика «власти любви, а не права» и высмеивание «юридизма».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вообще-то этой "вознёй" с автокефалией и "дележом" сфер влияния, приходов, прихожан, а в конце-концов бабла - просто православие дискредитируют. Народ (паства) просто ломанётся из православия и всё. Ну а Константинопольская Церковь как была с гипертрофированной переоценкой своей роли в христианстве и манией величия, и как понагадила в 1054г, так и сейчас продолжает гнить и гадить. Автокефалии как было уже выше сказано - тупик.
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Украине не ломанется.

А вопрос да, в основном - политический.

как и все ПЦ.

 

Каждое государство хочет свою церковь.

Изменено пользователем Helena
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Объясните бестолковому, что светило РПЦ на Украине с их царебожием. :wub:
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ничего.

УПЦ КП там давно есть.

Проблема старая.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так вот очевидно же.... :rolleyes:
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Украине не ломанется.

 

Униаты будут терпеть "процветание" автокефальной Украинской православной Церкви? Или православные УПЦ МП сдадутся (без боя)? Католики и протестанты в Украине будут тихо наблюдать разборки и делёж православных и не усилят своё влияние ?

 

 

А вопрос да, в основном - политический.

 

Экономический или проще - бабло.

Изменено пользователем black cat
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот они и не терпят. :)

А просят свою церкву.

 

Имеют право.

40 млн. человек.

Изменено пользователем Helena
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Экономический или проще - бабло.

 

В том числе.

 

Но главное - это влияние.

И политика.

ИМХО.

Изменено пользователем Helena
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я не знаю, как хохлы должны были неуважать себя и презирать, чтобы терпеть ТАКОЕ:

https://www.obozreva...t-v-yarosti.htm

Это Ваше "хохлы" восхитительно. Священник отказавшийся отпевать и его епископ не украинцы ли? Да есть и ТАКИЕ украинцы. Или Москва должна методички рассылать, как им внутри себя общаться с денисенковцами? Украинцы знаете ли разные, как и русские. В конце концов главный отечественный царебожник - выходец с Украины (я о мадам Поклонской). Митрополит Онуфрий так вообще западенец. При этом куча этнических русских вполне себе записные бандеровцы. Конфликт давно уже гражданский, потому что по обе стороны есть и Ивановы и Шевченки, образно выражаясь. Фанар еще не понял во что ввязался.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 1989г. я была так далека от Бога, но прожив в Житомире - именно там увидела настоящую живую веру во Христа в людях.

Кстати, снимали мы комнату у поляков, и тетя Женя взяла меня с собой в костел на Рождество... :)

Кафедральный собор Святой Софии...

Ясли..Служба на польском..

А потом был Львов...

 

Тогда Бог сеял семена в моем сердце, которые взошли многие годы спустя.

Бог, Ты все знаешь обо мне!

 

Говоря о живой вере - я говорю о всех - и о католиках, и о православных в Украине.

Изменено пользователем Helena
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вообще-то этой "вознёй" с автокефалией и "дележом" сфер влияния, приходов, прихожан, а в конце-концов бабла - просто православие дискредитируют. Народ (паства) просто ломанётся из православия и всё. Ну а Константинопольская Церковь как была с гипертрофированной переоценкой своей роли в христианстве и манией величия, и как понагадила в 1054г, так и сейчас продолжает гнить и гадить. Автокефалии как было уже выше сказано - тупик.

Да, с целом так и есть.

Репутационно проиграют все участники процесса. И в конечном счете и Украина тоже, т.к. будет поставлена на грань вполне реального гражданского раскола и реальной гражданской войны. А все для того, чтобы один жирный диабетик не проиграл выборы. При этом он сам по сей день остается в УПЦ МП. К Денисенке так и не перешел. Бессмертную душу бережет видимо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Честно говоря, не отпеть ребенка - это вообще за гранью добра и зла. :angry:

У меня отец отпел мою некрещенную маму, и у нас заказывают Мессы за самоубийц.

Потому что "Бог любит всех людей, и мы не знаем...".

 

А так ничего страшного в Украине не будет, не пугайте.

Они народ мудрый - разберутся сами.

Недаром УПЦ КП сколько лет уже существует.

А они упёртые. :)

Изменено пользователем Helena
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Друзья, не побоюсь этого слова, сограждане.

Давайте не будем выяснять, кто больше знает про Украину. Прошу.

Сто раз выясняли, взляды диаметрально противоположные и обычно обмен мнениями заканчивается раздачей банов Натальей и закрытием темы.

Давайте не будем в этот раз, а?

Изменено пользователем alexua
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Недаром УПЦ КП сколько лет уже существует.

А они упёртые. :)

Думаю, что и дальше будут существовать в том же формате. Непонятно с чего КП решил что является бенефициаром происходящего? Как только Денисеко поймет, что игра не про него...Короче, это будет интересное зрелище, при его то адских амбициях.

Бенефициар один- Порошенко. У него рейтинги горят.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Меня умиляют спбшники, которые кушать не могут, переживая за незалежность Украины. Езжайте в Жмеринку и там переживайте за нарождающееся майданное народовластие.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Короче, это будет интересное зрелище

 

Думаю, что они там в Украине сами разберутся с помощью Константинополя. :)

Изменено пользователем Helena
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот они и не терпят. :)

А просят свою церкву.

 

Имеют право.

40 млн. человек.

Прям вот так 40 млн. и просят автокефалии? :)

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По моим наблюдениям, автокефалии для православных на Украине просят исключительно неправославные. Во всяком случае, за исключением Драбинко, мне неизвестен ни один православный украинец, который бы просил автокефалии. Так что вычтите из 40 млн. всех православных - они ничего такого не просят себе. Им автокефалию навязывают. Изменено пользователем Хараим
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По моим наблюдениям, автокефалии для православных на Украине просят исключительно неправославные. Во всяком случае, за исключением Драбинко, мне неизвестен ни один православный украинец, который бы просил автокефалии. Так что вычтите из 40 млн. всех православных - они ничего такого не просят себе. Им автокефалию навязывают.

Я даже готов поверить в то, что и навязывают. Хотя, думаю, вам за всехправославных расписываться не стоит. Одни наверное автокефалию приветствуют, другие нет. Но дело не в этом. Нельзя все время обвинять других. Иногда хотя бы надо на себя, кума, оборотиться и подумать, что я делаю не так, что меня не любят. Банальная вроде мысль, для христиан особенно, ан нет в голову не как не помещается

Изменено пользователем wrobel
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Прежде всего надо заметить, что УПЦ попросту не могла получить автокефалию по той причине, что ее не просила и даже прямо высказывалась против в лице своего Синода.

https://diak-kuraev....om/2140484.html

Это обращение 1992 года? Ну так оно было сделано под давлением Филарета. Или у Вас есть другие сведения?

Ну и к Константинополю в любом случае никто не обращался.

не понимаю, какие рычаги у Филарета для давления Просто я Вам тут некоторое время назад заметил, что бумагу написать недолго. Вот видите вчера автокефалию просили, сегодня не просят, завтра что будет знаете?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

К сожалению, сейчас нет возможности почистить тему, сделаю это позже.

На Форуме запрещены политические темы. Пожалуйста, перестаньте хулиганить.

Доминик Веннер и Евстафий Новичек, прекратите взаимные наезды.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А я правильно понял, что кто-то из участников-католиков испытывает чувство некоторого злорадства в отношении РПЦ?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться


×
×
  • Создать...