Перейти к содержанию

Восток или Запад?


Дeниc
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Тут напрашиваются 3 вывода.

 

1) На Западе в конечном итоге возобладал Августинизм. Это послужило началом переосмысления наследия Восточных подвижников, пустынников и Отцов. Само понятие монашества было переосмыслено в ином конктексте. Появились ордена, занимавшиеся социальным служением и проповедью. Само монашество в настоящем понимании стало очень маргинальным.

Восточная церковь в общем-то монашеская. Монашеский устав, епископы монахи, культ монастыря и суровой аскезы.

На Западе монашество ушло в тень, а настоящий бум испытали ордена и соц.служения.

 

Архетип "инока - собеседника ангелов" - это не про Запад. Монастыри значили меньше, как места особого поклонения Богу, чем на Востоке.

Отсюда и планка монаха на Востоке. Тут можно вспомнить слова Св. Златоуста: «Все повеления закона у нас общие с монахами, кроме брака».

 

Это привело к тому, что в той же России миряне практически не причащались. Раз в год - уже хорошо.

 

На Западе в общем-то духовность пошла по другому пути. И далее:

 

2) Либо западная духовность - это реальный плод прелести, страсти и чувств плотских, о чем толковал тот же Брянчанинов, Мережковский, да даже и Осипов. Где святые женщины имели странный опыт похожий на оргазм, святые мужи часто не видели своего греха и страстей. Это плохо бьется с опытом Востока. Слишком чувственный, слишком странный. Не является ли он плодом похоти и страстей? Иконы, выражающие страсти и дело плоти. Музыка, вызывающая эмоции. Медитации, вызывание в уме каких-то образов и форм. Тот же розарий, где нужно представлять что-то из Евангелия и молиться на это. В корне противоречит духовному опыту восточных подвижиков, носящих титул "великий".

 

Либо

 

3) Такой опыт Запада действительно имеет место быть, он равноценен восточному опыту и дает настощие плоды. Вроде того же Иоанна Креста, Иоанна Вианея. Ослабление аскетики - это плод двух подходов: августинизма и милосердия. Действительно, если все же спасение наше от Бога, есть ли особая разница между тем, читаю ли я Отче Наш или же полный суточный круг? Символические вещи, символическая епетимья. Сейчас частенько даже епетимью не дают после исповеди. Символический пост и усердие в праведности. А зачем больше? А милосердие проявлется в том, что церковь опускает планку закона, оставляя на совести каждого опыт аскезы и личный подвиг. Не нагружая лишними грехами и правилами, тем не менее призывает к личному подвигу.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 148
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Странный спор. Опять же есть Писание.

 

8 Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.

(1Кор.8:8)

 

 

3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.

4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.

(Рим.14:3,4)

 

Я так понимаю - кто избрал для себя пост не должен ни осуждать, ни заставлять его соблюдать тех, кто не соблюдает. Ну и естественно кто не соблюдает не должен осуждать тех кто не ест. Главное всё делать для Господа. Почему человеческие постановления ставятся выше Слова Божьего? Я никогда не смогу понять ни православных, ни католиков. Написано одно, делают другое. :(

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Странный спор. Опять же есть Писание.

 

Я так понимаю - кто избрал для себя пост не должен ни осуждать, ни заставлять его соблюдать тех, кто не соблюдает. Ну и естественно кто не соблюдает не должен осуждать тех кто не ест. Главное всё делать для Господа. Почему человеческие постановления ставятся выше Слова Божьего? Я никогда не смогу понять ни православных, ни католиков. Написано одно, делают другое. :(

 

Писание само по себе ничего не решает. Решает церковное прочтение и авторитет. А то у нас каждый протестант сам себе писание и толкование :)

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

 

2) Либо западная духовность - это реальный плод прелести, страсти и чувств плотских, о чем толковал тот же Брянчанинов, Мережковский, да даже и Осипов.

 

Либо

 

 

Либо - какой опыт признают (соборно, в согласии разных мест и поколений) церковные иерархи - тот и хорош (полагаю, Вы вообще-то должны были бы думать так).

 

Либо - плодом прелести, страстей и чувств плотских является как раз условно "восточный" опыт. Суровая аскеза + концентрация внимания + отслеживание помыслов = измененные состояния сознания. Вполне "плотский" феномен.

 

А вот "августинизм", "чувственные" медитации Крестного пути, Розария, и т.п. - это как раз и есть христианская духовность. Тоже вариант.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

А вот "августинизм", "чувственные" медитации Крестного пути, Розария, и т.п. - это как раз и есть христианская духовность. Тоже вариант.

 

Вот и надо доказать, что эти вещи всегда были в аскезе Церкви, в практиках мирян, что это всегда дозволялось мирянам и монахам, начиная с самых первых аскетических трудов. Надо найти это у Макария Великого, Пахомия, Василий, у Лествечника. В Добротолюбии где-нибудь. ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А зачем что-то представлять себе или воображать в молитве Розария? Требуется лишь размышлять над тайнами. Я, например, задействую иконки, где изображены тайны Розария вокруг иконы Богородицы. В интернете они есть.

Насчёт планки, мне кажется, она такая же. Если работать шесть дней в неделю, приезжать домой в 21 или 22 часа и валиться от усталости, то достаточно пятничного воздержания от мяса и еженедельного исполнения воскресной обязанности. Если бы восточные мистики работали как я, делая всё то, что они делали в области аскетики, то они бы умерли через месяц. Ещё нужно учитывать нехватку солнца в Москве. А это витамин Д. Мы в одеждах большую часть года. Это не Египет или Синай. Так что планка — это всё фигня.

Изменено пользователем ioann22
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Насчёт планки, мне кажется, она такая же. Если работать шесть дней в неделю, приезжать домой в 21 или 22 часа и валиться от усталости, то достаточно пятничного воздержания от мяса и еженедельного исполнения воскресной обязанности. Если бы восточные мистики работали как я, делая всё то, что они делали в области аскетики, то они бы умерли через месяц. Ещё нужно учитывать нехватку солнца в Москве. А это витамин Д. Мы в одеждах большую часть года. Это не Египет или Синай. Так что планка — это всё фигня.

 

Тем не менее, аскеты и монахи Русского Севера делали все тоже самое, что и иноки восточных пустынь. И пост такой же держали. В условиях Карелии. Где фруктов нет. И духовный опыт у них был такой же. Соловки, Валаам, Свирский монастырь... русские северные подвижники Вологодчины, Ярославщины. Я видел, где подвизался Макарий Римлянин. Там сплошное непроходимое болото. Гнус, мгла, топь. Вонь болотная. Никаких фруктов и овощей. И мяса он не ел. Вода и трава только, ягоды болотные. Вот так.

 

Это не сейчас с вайфаем в келии быть, чтоб тебе еду приносили.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это все огромное болото. Я стою возле его начала. И вот там, в центре - мааааленький островок, на котором жил святой. Малюсенький. И маленький родничок. Все.

 

iqF6to16M2I.jpg

Изменено пользователем Дeниc
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

А вот "августинизм", "чувственные" медитации Крестного пути, Розария, и т.п. - это как раз и есть христианская духовность. Тоже вариант.

 

Вот и надо доказать, что эти вещи всегда были в аскезе Церкви, в практиках мирян, что это всегда дозволялось мирянам и монахам, начиная с самых первых аскетических трудов. Надо найти это у Макария Великого, Пахомия, Василий, у Лествечника. В Добротолюбии где-нибудь. ;)

 

Доказывайте, если надо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

До недавнего времени как само Добротолюбие, так и большинство авторов собранных в нем сочинений были известны на Западе лишь специалистам. Тем не менее нельзя утверждать, будто исихастское учение является чем-то абсолютно чуждым по отношению к западной духовной традиции. На самом деле одним из древнейших и важнейших его источников являются сочинения прп. Иоанна Кассиана Римлянина, познакомившего латинский мир с учением отцов-пустынников и аввы Евагрия; в Европе монахи постоянно читали труды прп. Иоанна Кассиана.

 

Таким образом, средневековое католическое монашество унаследовало частицу того, что в византийском мире вылилось в исихастскую традицию. В Западной Церкви монахи наряду с совершением богослужения отводили значительное место и личной молитве. Однако чаще всего она принимала форму того, что называлось lectia divina («божественное чтение»), то есть внутреннего и созерцательного чтения Священного Писания, услаждающего размышления над Словом Божиим. Это вполне соответствовало тому, как учение аввы Евагрия о первой стадии созерцания было представлено в пересказе прп. Иоанна Кассиана.

 

Читать далее - Добротолюбие и Западный мир: сходства и различия

 

Личная молитва - это не исихазм.

Чтение Писания как молитва - общая практика, особенно развитая протестантами. Да имкако5 писание могли читать Исихастов, абсолютное большинство которых во времена Паламы были неграмотны, «из простых» ?

Учение Евагрия - это не исихазм Паламы, а смесь неоплатонизма Оригена с практиками Востока, развившейся в отколовшейся от Византии сирийской церкви.

Исихазм Паламы - как утверждение догмата о наличии в Боге не только сущности, но и энергии - очевидная ересь.

Вообще надо понимать , что между восточным христианствам и римским есть и были всегда неустранимые противоречия - просто до поры, до времени они не были заметны. Естественно, истину Христа с наименьшими искажениями несёт именно Западное христианство.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...

Тем не менее, аскеты и монахи Русского Севера делали все тоже самое, что и иноки восточных пустынь. И пост такой же держали. В условиях Карелии. Где фруктов нет. И духовный опыт у них был такой же. Соловки, Валаам, Свирский монастырь... русские северные подвижники Вологодчины, Ярославщины. Я видел, где подвизался Макарий Римлянин. Там сплошное непроходимое болото. Гнус, мгла, топь. Вонь болотная. Никаких фруктов и овощей. И мяса он не ел. Вода и трава только, ягоды болотные. Вот так.

 

Это не сейчас с вайфаем в келии быть, чтоб тебе еду приносили.

 

Спасибо, не знал про такого Макария , очень интересно !

Кстати, вспомнил, - у монахов Шри Ланки есть практика жизни под деревом, когда практикующий часами медитирует под деревом в лесную а живет рядом в шалаше. Осталось вспомнить про количество вредной живности в тропическом лесу и представить , как все это по вам ползает, лазает и кусает. А есть и сегодня тихое и мирное отшельническом житие буддистов на горе в Китае - см. фильм «Среди белых облаков». И см «Великое безмолвие»

Думаю, однако, что все такие подвиги - ничто по сравнению с действиями христиан, спасавших евреев от холокоста, например. И среди таких христиан были представители всех деноминаций. Или по сравнению с пребывающими сегодня в тюремных заключениях христиан Китая, свидетелей Иеговы в различных авторитарных странах.

Вообще, помимо красивого и героического сидения на болотах не надо забывать про многочисленные примеры из именно Восточных житий действий и форм жизни «святых», вызывающих естественную тошнотворную реакцию в наше время. Не говоря уже про юродивых.

Физическая аскеза не имеет отношения к спасению - не приближает его, иногда является знаком Божьего избрания, иногда - лишь выражением патологии и самомнения.

К мирянам вообще все эти «подвиги» не имеют никакого отношения.

Единственное значение имеет духовная аскеза - отклонение всякой лжи , борьба со злом, проставление своими делами и словами Христа Спасителя во всяком месте и во всякое время на протяжение всего нашего жизненного пути

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чтение Писания как молитва - общая практика, особенно развитая протестантами.

 

Для Запада, характерна практика Lectio Divina.

 

Папа Бенедикт XVI сказал в своей речи в 2005 году: «Я бы, в частности, хотел вспомнить и порекомендовать древнюю традицию Божественного чтения: усердное чтение Священного Писания, сопровождаемое молитвой, ведет в тому близкому диалогу, в котором читающий слышит Бога и в молитве отвечает Ему с открытым в доверии сердцем». Тоже самое пишет св. Августин: «В молитве мы беседуем с Богом, в Священном Писании Бог беседует с нами».

 

Lectio Divina предполагает: Lectio (чтение), meditatio (размышления), oratio (молитва) – реакция на отрывок, раскрытие сердца Богу, здесь уже переход с интеллектуального в общение с Богом. Contemplatio (созерцание) - слушание Бога. В этой практике, задействован и интеллект, и раскрытие сердца.

 

Конечно у протестантов может быть и не до такой степени, относительно тишины помыслов, потому что contemplatio, предполагает освобождение себя от собственных мыслей, как земных, так и благочестивых, и слушание того, как Бог обращается к нам, да и сама практика Lectio Divina, предполагает ее совершать в тишине, есть что-то в этом объединяющее с исихазмом, но протестантский акцент наверное связан с этой западной традицией. А еще, кальвинист 17 века Вуциус написал трактат об аскетике. В ней он рассматривал такие темы: молитва, духовная медитация, раскаяние, слезы, планирование дня с соблюдением постоянного времени для молитвы (трижды в день), пост и бодрствование, обеты, одиночество, молчание, искушения, потеря осознания благодати, чтение и слушание слова Божьего, значение таинств, эвтаназия (искусство умереть по-христиански) . Большое внимание автор уделяет и молитве. Он рассматривает такие вопросы: Как часто следует молиться? В каком месте? Кому? Каково должно быть положение тела во время молитвы? Как должна быть построена молитва? Как и кого следует благодарить? Когда мы используем короткую молитву? Что нам может помешать молиться? Голландский реформат Йохем Даума пишет: «Прежде в богословие входил предмет, впоследствии вычеркнутый из учебной программы. То, что мы называем духовностью, раньше именовалось аскетикой. Например, Вуциус преподавал не только theologia moralis .. но и theologia ascetica .. но аскетика как учебная дисциплина исчезла из богословских курсов».

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Михаил, западная практика Lectio Divina, предлагает по сути тот-же исихазм. Там предлагается тишина, а в моменте созерцания (contemplatio), освобождение себя даже от благочестивых мыслей. Сама практика, начинаясь наверное с интеллектуального подхода, переходит в сердечный, с раскрытием последнего. Созерцательно-аскетические подходы, встречаются и у протестантов, говорится даже о протестантской мистике, особенно в пиетистской среде. Так, игумен Петр (Мещеринов), упоминает труд "Об очищении души" кальвиниста Пьера Пуаре (1646 - 1719), а его труды оказали решающее влияние на Терстегена.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Единственное значение имеет духовная аскеза - отклонение всякой лжи , борьба со злом, проставление своими делами и словами Христа Спасителя во всяком месте и во всякое время на протяжение всего нашего жизненного пути

 

Вооот же... вот именно. Какая польза от жизни в болоте? Главное в обычной жизни жить по христиански. Пост и физическая аскеза не избавляет от гордыни и превозношения, а иногда еще и добавляет. И как, живя на болоте, можно исполнить заповедь Христа о любви к ближнему как к самому себе? Кого там можно любить, кроме себя?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тут напрашиваются 3 вывода.

Денис, где "тут" и какие ещё "напрашиваются"?

 

Ничего пока не напрашивается, особенно из написанного Вами. Ну вот с самого начала:

 

"На Западе в конечном итоге возобладал Августинизм. Это послужило началом переосмысления наследия Восточных подвижников, пустынников и Отцов. Само понятие монашества было переосмыслено в ином конктексте. Появились ордена, занимавшиеся социальным служением и проповедью. Само монашество в настоящем понимании стало очень маргинальным".

 

"Августинизм" "возобладал" в начале V-го века, а "ордена", которые занимались социальным служением и проповедью, появились только в XIII-м. 800 лет! И на всем их протяжении в том, что сейчас называется посвященной жизнью, господствовало именно монашество. Через сто лет после Августина приходит Бенедикт и зачинает традицию, которая безраздельно господствовала более полутысячи лет. При безраздельном же господстве "августинизма" в богословии. Никак не помешал августинизм бенедиктинцам, а уж если выбирать что-то максимально близкое восточной киновии - так это бенедиктинцы.

 

А появление "орденов" совпровождается взлетом схоластики, которая, конечно, почитала Августина, но метод и философские основания у нее совершенно иные.

 

К чему, таким образом, эти поспешные синтезы? ТорОпитесь.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И как, живя на болоте, можно исполнить заповедь Христа о любви к ближнему как к самому себе? Кого там можно любить, кроме себя?

Например, о всех молиться.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И как, живя на болоте, можно исполнить заповедь Христа о любви к ближнему как к самому себе? Кого там можно любить, кроме себя?

Например, о всех молиться.

 

Да он там даже не знает никого, ни о ком молиться, ни о чем молиться. Просто - Господи спаси всех?

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да он там даже не знает никого, ни о ком молиться, ни о чем молиться. Просто - Господи спаси всех?

 

Ну как не знает? Родственников своих ведь знает.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И духовный опыт у них был такой же.

 

Совершенно не факт. Мы видим лишь то, что они говорили о своём опыте теми же или похожими словами. Но когда речь идёт о таких ощущениях, как движение кундалини по чакрам или созерцание незримого света, нельзя быть уверенным даже в том, что два монаха в двух соседних кельях, произнося одни и те же слова, имеют действительно похожие ощущения.

 

Более того, даже когда просто две пожилые православные прихожанки делятся собственным опытом исихазма - на меня в Желтоводской пустыни сошла благодать! - а на меня прямо от нашего батюшки на Пасху сошла благодать! - они действительно имеют в виду одни и те же ощущения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да он там даже не знает никого, ни о ком молиться, ни о чем молиться. Просто - Господи спаси всех?

 

Ну как не знает? Родственников своих ведь знает.

 

Так может пока он на болоте живет кто то уже покаялся, а кто то умер.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так может пока он на болоте живет кто то уже покаялся, а кто то умер.

У Бога все живы.:)

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Более того, даже когда просто две пожилые православные прихожанки делятся собственным опытом исихазма - на меня в Желтоводской пустыни сошла благодать! - а на меня прямо от нашего батюшки на Пасху сошла благодать! - они действительно имеют в виду одни и те же ощущения.

 

Сошла благодать или нет не по ощущениям должно быть видно, а по изменению в жизни или в отношениях с людьми. Одна женщина говорила, что когда молится, то чувствует как Господь ее за плечи обнимает. Но при этом она продолжает ненавидеть собственного мужа и говорит - никогда не прощу. Да и не только мужа. Человек по ее собственному признанию ненавидит многих и простить никого не может. Но считает, что когда молится, на нее сходит благодать и Господь обнимает ее. Мне кажется, что это самообман, самовнушение. И когда человек говорит - побывал в храме и очистился душой, а потом спокойно идет воровать, обманывать и блудить, я в такое очищение не верю. Я не говорю о разовых падениях, а об образе жизни.

  • Like 5
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пост у православных в плане норм - это не каноничские, а типиконовские нормы.

Ну а кроме того, что такое типиконовские нормы? Современный Типикон, по крайней мере, отчасти, представляет собой попытку синтеза разных уставов, а значит, и разных норм, что порой видно из самого текста: в такой-то день постимся так-то и так-то, "нецыи же" вкушают то-то. Пример - вкушение рыбы по средам и пятницам в период от Пасхи до Троицы. Иногда встречаются откровенные противоречия. А самый, на мой взгляд, вопиющий случай - это противоречие между Типиконом и Книгой правил: согласно Типикону, если Благовещение выпадает на Страстную седмицу, рыба не благословляется, что противоречит одному из канонов (кажется, в правилах святых отцов), дозволяющему есть рыбу на Благовещение даже в Страстную пятницу.

 

Это что касается поста. А еще не обсуждался вопрос о богослужебном уставе, также прописанном в Типиконе, и если нормы поста хоть какие-то монахи соблюдают, то типиконные богослужения уж точно нигде в РПЦ не совершаются, так, чтобы со всеми назидательными чтениями и проч.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

и если нормы поста хоть какие-то монахи соблюдают, то типиконные богослужения уж точно нигде в РПЦ не совершаются, так, чтобы со всеми назидательными чтениями и проч.

 

А в первую седмицу Великого поста и на Страстную?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Августинизм" "возобладал" в начале V-го века, а "ордена", которые занимались социальным служением и проповедью, появились только в XIII-м. 800 лет! И на всем их протяжении в том, что сейчас называется посвященной жизнью, господствовало именно монашество. Через сто лет после Августина приходит Бенедикт и зачинает традицию, которая безраздельно господствовала более полутысячи лет. При безраздельном же господстве "августинизма" в богословии. Никак не помешал августинизм бенедиктинцам, а уж если выбирать что-то максимально близкое восточной киновии - так это бенедиктинцы.

 

Согласен, что возобладал к этому времени.

 

При этом, вместе с Бенедиктом пришел и Кассиан Римлянин. Пришли практики Востока. Потом упадок бедениктинства и новый взлет в т.н. Клюнийской реформе.

 

При этом, даже после реформы созерцательное монашество уже не вышло на первый план. Так и осталось маргинальным. А вот с 13 века как раз новое переосмысление августинизма.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться


×
×
  • Создать...