Alexander Posted November 6, 2020 Share Posted November 6, 2020 (edited) Я понимаю, что бывает когда есть сложно понимаемый контекст.Или разные толкование на одно слово имеющее много значений.Или опыт толкований предыдущих поколений христиан был разный. Это я все понять могу.Но не обращать внимания на прямые повеления с бухты-барахты, это .... как бы сказать.Извините, но подстраиваться под толкование каждой "сельской бабушки" я не могу. Edited November 6, 2020 by Alexander Link to comment Share on other sites More sharing options...
Alexander Posted November 6, 2020 Share Posted November 6, 2020 Снова тему разделять? С названием "Как правильно гневаться". Думаю лучше "Есть ли дозволенный гнев в Писании". 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Гостья Posted November 6, 2020 Author Share Posted November 6, 2020 (edited) И всё же псалмы это поэтическая книга. Там нет прямых повелений. Не говоря уж о том, что ветхий завет это ветхий завет. Для христиан наверное больше должен значить Новый Завет. И в Посланиях как раз изложено учение для Церкви. И учение говорит о недопустимости гнева и неоднократно. И только один раз Апостол говорит - гневаясь. Заметьте, не гневайтесь, т.е. даже здесь нет разрешения гневаться. Написано гневаясь, т.е. когда гневаетесь . Я не вижу здесь призыва гневаться. И уж тем более не вижу здесь ничего о праведном гневе. Праведный гнев только у Бога. Edited November 6, 2020 by Гостья Link to comment Share on other sites More sharing options...
Гостья Posted November 6, 2020 Author Share Posted November 6, 2020 Я понимаю, что бывает когда есть сложно понимаемый контекст.Или разные толкование на одно слово имеющее много значений.Или опыт толкований предыдущих поколений христиан был разный. Это я все понять могу.Но не обращать внимания на прямые повеления с бухты-барахты, это .... как бы сказать.Извините, но подстраиваться под толкование каждой "сельской бабушки" я не могу. А Вы исследовали мнение на этот счет предыдущих поколений? Link to comment Share on other sites More sharing options...
Alexander Posted November 7, 2020 Share Posted November 7, 2020 (edited) ...А Вы исследовали мнение на этот счет предыдущих поколений?... Вот например Иоанн Златоуст...Вот почему и пророк, зная это, говорит: «гневаясь, не согрешайте». Он не уничтожает гнева, который бывает и полезен, не отвергает негодования, которое бывает полезно, когда направлено против людей неправедных и нерадивых, но отвергает несправедливый гнев и безрассудное негодование. Как Моисей, начиная речь о нравственности, прежде всего, поставляет заповедь: «не убивай» (Исх. 20:13), так делает и этот пророк, и еще тем более, чем более известны были ему правила благочестия. Тот запрещает убийство, а этот истребляет самого виновника убийства – гнев, который есть корень и источник этого зла. ... Т.е. как видите, гнев описывается достаточно древним и уважаемым автором как с положительной, так и отрицательной стороны. Хороший ресурс "экзегет": https://ekzeget.ru/b...glava-4/stih-5/ - очень рекомендую всем тем, кто осознают свою духовную немощь и желают ознакомиться с мнением предыдущих поколений христиан в толковании Писания. Edited November 7, 2020 by Alexander Link to comment Share on other sites More sharing options...
Alexander Posted November 7, 2020 Share Posted November 7, 2020 Гостья, надеюсь, что Вы смогли убедиться в ходе дискуссии, что наше с Вами недопонимание (различие толкований), не от того что мы, католики и православный, плохо знаем Писание и отвергаем его авторитет ссылаясь на "предания старцев". Вовсе нет.Все дело в том, что мы искренне читаем Писание его под другому. П.С: За сим разрешите откланяться по данной теме, так как вижу, что по сути все аргументы представлены и трактования озвучены. Далее мы рискуем двигаться по кругу. Будет что-то существенно новое, с удовольствием вернусь к обсуждению.С уважением. Господь посреди нас ... Link to comment Share on other sites More sharing options...
Владимир М. Posted November 9, 2020 Share Posted November 9, 2020 Почему-то никто тут не вспомнил слова из Нагорной проповеди: "А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной." (Мф 5:22). Отдельного внимания заслуживает тот факт, что выделенное слово отсутствует в критических изданиях Нового Завета и, соответственно, в основанных на этих изданиях переводах, в том числе и в Новой Вульгате. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Гостья Posted November 9, 2020 Author Share Posted November 9, 2020 Почему-то никто тут не вспомнил слова из Нагорной проповеди: "А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной." (Мф 5:22). Отдельного внимания заслуживает тот факт, что выделенное слово отсутствует в критических изданиях Нового Завета и, соответственно, в основанных на этих изданиях переводах, в том числе и в Новой Вульгате. Ну я не знала этого. Т.е. по сути Иисус сказал, что всякий гневающийся подлежит суду? Link to comment Share on other sites More sharing options...
Владимир М. Posted November 9, 2020 Share Posted November 9, 2020 Ну я не знала этого. Т.е. по сути Иисус сказал, что всякий гневающийся подлежит суду?Именно так. Добавление в текст слова напрасно - своего рода комментарий или пояснение изречения Христа. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Alexander Posted November 9, 2020 Share Posted November 9, 2020 Более того, хочу напомнить что в католическом богословии один из главных грехов - гнев.Напоминаю кто забыл:1. Гордыня2. Зависть3. Гнев4. Уныние5. Сребролюбие6. Чревоугодие7. Похоть 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Владимир М. Posted November 23, 2020 Share Posted November 23, 2020 Я предлагаю быть последовательным. Если мы фундаменталисты-библеисты-буквоеды (не знаю, есть ли такой извод толкователей), то мы должны признать что и кричать нам нельзя ибо это грех ("ибо написано всякий ... гнев, крик ... да будут удалены от вас"). Либо принять что раз крик бывает разный, то и гнев бывает разный.Тогда и злоречие бывает разное - праведное и неправедное. Однако если мы еще раз внимательно прочитаем Еф 4:31, то увидим, что христиане призваны отложить гнев, крик и злоречие (видовые понятия) "со всякою злобою" (родовое понятие", то есть гнев и крик недопустимы именно как проявления злобы. Бывает ли гнев без злобы (типа разгневался, но при этом не разозлился) - вот в чем вопрос. 2 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Марион Posted November 25, 2020 Share Posted November 25, 2020 Бывает ли гнев без злобы (типа разгневался, но при этом не разозлился) - вот в чем вопрос.Ну а почему нет. Например, солдат в бою. Или боксер на ринге. Они даже должны диалектически сочетать в себе наличие одного и отсутствие другого.Если они не будут гневаться, они не смогут выполнить свою задачу - им необходимо яростное состояние.Но если они допустят злобу в сердце, наступит упадок духа, он будет приводить к потере сил и опять-таки задача стоящая перед ними не будет решена.Так что для них необходимы: ярость и гнев снаружи и мир Божий и покой внутри. 2 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Гостья Posted November 25, 2020 Author Share Posted November 25, 2020 Бывает ли гнев без злобы (типа разгневался, но при этом не разозлился) - вот в чем вопрос.Ну а почему нет.Например, солдат в бою. Или боксер на ринге. Они даже должны диалектически сочетать в себе наличие одного и отсутствие другого.Если они не будут гневаться, они не смогут выполнить свою задачу - им необходимо яростное состояние.Но если они допустят злобу в сердце, наступит упадок духа, он будет приводить к потере сил и опять-таки задача стоящая перед ними не будет решена.Так что для них необходимы: ярость и гнев снаружи и мир Божий и покой внутри. Какая то шизофрения. Нормальному человеку , мне кажется, такое не доступно. Боксеров знакомых нет, спросить не у кого. Но кажется мне, что в спорте это совсем не гнев, это вообще другое чувство. Это скорее азарт. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Alexander Posted November 25, 2020 Share Posted November 25, 2020 (edited) ...Тогда и злоречие бывает разное - праведное и неправедное. Отче, спасибо что обратили внимание на это.Но вот вспомнилось по этому поводу Деяния 23:3-5: Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня. Предстоящие же сказали: первосвященника Божия поносишь? Павел сказал: я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: начальствующего в народе твоем не злословь.Как видим предстоящий ругает Павла за злоречие в адрес первосвященника, и Павел защищается ссылается, что если бы знал что перед ним первосвященник не стал бы злословить. Т.е. и у Павла и у предстоящего акцент на должности того, на кого произносят злоречие, а не на сам факт злоречия. Не сказал предстоящий: "как тебе Павел не стыдно злоречия произносить", а Павел не ответил "извините, братья, сорвалось, ибо любое злоречие - грех перед Богом" Вот и думаю в вашей шутке, о. Владимир, есть доля шутки или все правда? Edited November 25, 2020 by Alexander Link to comment Share on other sites More sharing options...
Владимир М. Posted November 25, 2020 Share Posted November 25, 2020 (edited) Деяния 23:3-5: Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня. Предстоящие же сказали: первосвященника Божия поносишь? Павел сказал: я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: начальствующего в народе твоем не злословь. Я не думаю, Александр, что это вполне релевантный пример, поскольку в Еф 4:31 речь идет о blasphemia (букв. "хула"), под которой в данном случае уместно понимать брань, проклятия и т. п., а в Деян 23:5 говорится, по-видимому, о kakologia - более общем понятии, ср. перевод еп. Кассиана: "о начальствующем в народе твоем не говори худо"; обратите также внимание на значение глагола kakologeo в Мф 15:4-6. Edited November 25, 2020 by Владимир М. 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Марион Posted November 26, 2020 Share Posted November 26, 2020 Какая то шизофрения. Нормальному человеку , мне кажется, такое не доступно. Боксеров знакомых нет, спросить не у кого. Но кажется мне, что в спорте это совсем не гнев, это вообще другое чувство. Это скорее азарт.Не любое удерживаемое духом противоречие является шизофренией. Зачастую оно служит источником вполне конструктивного образования. Например, игры.Начнем издалека с такого примера. Папа одевается тигром и с рычанием кидается к сыну. Сын с визгом убегает: догони меня!Вопрос: сын считает, что папа - это тигр?Если он не считает папу за тигра, то никакой игры не получится. Папа - не тигр, зачем от него убегать и зачем просить догнать?Если же папа - тигр, то в этом случае дело серьезное. Малюк скорее в штаны от страха наделает, может и умрет на месте. Но игры опять-таки не будет.Что же тогда? А папа все же тигр. Но не настоящий. То есть одновременно и тигр, и не-тигр.Теперь вернемся к боксеру. Ему на ринге соперника надо победить, приложить все силы для этого. И физические, и душевные. Выложиться по полной. Так, чтобы соперник лежал поверженным. Но с другой стороны, к сопернику нет ничего личного, нет желания уничтожить его как человека, как личность, как творение Божие.То есть и противостоящий на ринге - он соперник и не-соперник, враг и не-враг. То есть может и враг, но не абсолютный, не совсем настоящий. Не хотел он сеять горе,Побежденному грозя.Для него в спортивном спореВсе соперники - друзья. (Е.Ильин. Солнечный факел) Теперь вспомним о примере христолюбивого воина. Это воин который дерется, который воюет, который вырабатывает в себе ярость к врагу. Потому что послала родина. Потому что надо защищать свой народ. Потому что... дерусь, потому что дерусь. Хотя враг - это такой же человек, может, даже единоверец, брат во Христе, а может немного еретик. Поет псалмы по-французски, которые мы поем по-латыни. Ну и другое того же рода. И опять-таки: враг - это и враг, и не враг. Враг в той мере, в которой его определила родина. Или царь. Или еще кто-то. Не враг в той, в какой он брат во Христе, брат по крови, по человеческой природе, поскольку он тоже тварь Божья и т.д. Враг, но тоже в какой-то мере не настоящий, поскольку не-абсолютный. Но когда гнев проникает в сердце и наступает злоба, "враг" вытесняет в сопернике "не врага". Враг становится абсолютным. Высшее выражение этого - экзистенциальное неприятие: "все могу простить тебе кроме одного, что ты существуешь. Ибо ты недостоин существовать".При всем напускном благочестии, если такие нотки проскакивают в душе - это значит, накатывают богоборческие поползновения. Ибо здесь налицо упрек Творцу: не так Ты сотворил, не того, кого надо. 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Гостья Posted November 26, 2020 Author Share Posted November 26, 2020 Не очень поняла про христолюбивого воина, готового убивать брата во Христе в угоду мирским безбожным правителям. 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Владимир М. Posted November 26, 2020 Share Posted November 26, 2020 Статья "Праведный гнев" на Православии.RU: https://pravoslavie.ru/110746.html Цитирую: "Здесь у святых отцов абсолютно единодушное мнение: гнев — оружие, которое человек получил от Бога при сотворении, чтобы обороняться им от дьявола — злобного духа, врага рода человеческого. А также — от греховных помыслов, которые этот враг все время пытается внушить людям. У меня, как, наверное, и у каждого, в жизни были ситуации нравственного выбора, когда мне очень хотелось сделать что-либо недолжное, а совесть говорила — не надо, ну пожалуйста, не делай этого. И тогда, лишь с большой неохотой повинуясь какому-то еле заметному движению души, я все-таки отказывался от греха. Вот это слабенькое мое душевное движение и было тем самым праведным гневом. Не бурлящий в крови адреналин, не грозные слова и сверкающий из-под бровей взор, а это едва ощутимое стремление отодвинуть от себя грех, не делать того, что и сам считаешь плохим, неправильным, хотя оно тебя и влечет. Не стоит удивляться такой слабости праведного гнева в моем случае. Ведь ровно то же бывает и с любой другой нашей способностью, которую мы не развиваем, над которой не работаем специально. Если не заниматься спортом, мышцы потихоньку теряют упругость и силу, становятся дряблыми и неспособными к серьезным нагрузкам. Если не развивать ум, мысль становится ленивой и медленной. Точно так же и навык гнева на собственные грехи приобретается лишь осознанным и постоянным его применением. Однако и в самой этой слабости праведного гнева у нетренированной души есть утешительное свидетельство. Если даже в таком жалком состоянии он способен отогнать от нас грех и дьявола, какова же мощь этого оружия, которым снабдил нас Господь." Вот что такое праведный гнев! 3 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Гостья Posted November 26, 2020 Author Share Posted November 26, 2020 Другими словами - праведный гнев направлен не на другого человека, а на собственные грехи? Link to comment Share on other sites More sharing options...
ioann22 Posted November 27, 2020 Share Posted November 27, 2020 (edited) 1606125012[/url]' post='211889']Бывает ли гнев без злобы (типа разгневался, но при этом не разозлился) - вот в чем вопрос. Бывает. Достаточно посмотреть на ютубе любой мастер-класс знаменитого пианиста Дмитрия Башкирова. Он гневается, кричит, но без злобы. Да так многие педагоги делают. И это нормально, когда по делу. Ни о каком зле или вражде и речи быть не может. Edited November 27, 2020 by ioann22 3 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Гостья Posted November 27, 2020 Author Share Posted November 27, 2020 Бывает ли гнев без злобы (типа разгневался, но при этом не разозлился) - вот в чем вопрос. Бывает. Достаточно посмотреть на ютубе любой мастер-класс знаменитого пианиста Дмитрия Башкирова. Он гневается, кричит, но без злобы. Да так многие педагоги делают. И это нормально, когда по делу. Ни о каком зле или вражде и речи быть не может. Мне кажется это не гнев. Это досада на то, что ученик делает что то не правильно. С досады учитель повышает голос. Но это не гнев. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Alexander Posted November 29, 2020 Share Posted November 29, 2020 ...Я не думаю, Александр, что это вполне релевантный пример...Отче, я сам не знаю на сколько он релевантен, просто размышляю. ...поскольку в Еф 4:31 речь идет о blasphemia (букв. "хула"), под которой в данном случае уместно понимать брань, проклятия и т. п., а в Деян 23:5 говорится, по-видимому, о kakologia - более общем понятии, ср. перевод еп. Кассиана: "о начальствующем в народе твоем не говори худо"; обратите также внимание на значение глагола kakologeo в Мф 15:4-6. Из того что Вы сказали, я прихожу ко мнению, что обзываться на других людей используя blasphemia нельзя, а вот обзываться используя kakologia уже можно. Т.е. мы опять пришли к тому с чего начали: виды ругательств и обзывательств таки действительно бывают разные.Собственно как и с гневом. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Alexander Posted November 29, 2020 Share Posted November 29, 2020 (edited) Отче, а каким видом ругательств Иоанн Креститель обзывал пришедших к нему фарисеев и саддукеев? Мф. 3:7Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева Думаю праведным обзывательством он их называл , в том смысле что не грешил в этот момент. Edited November 29, 2020 by Alexander Link to comment Share on other sites More sharing options...
Владимир М. Posted November 30, 2020 Share Posted November 30, 2020 А "стена подбеленная" или "порождения ехиднины" - это ругательства в собственном смысле слова? Link to comment Share on other sites More sharing options...
Гостья Posted November 30, 2020 Author Share Posted November 30, 2020 Из того что Вы сказали, я прихожу ко мнению, что обзываться на других людей используя blasphemia нельзя, а вот обзываться используя kakologia уже можно. Т.е. мы опять пришли к тому с чего начали: виды ругательств и обзывательств таки действительно бывают разные.Собственно как и с гневом. Вот мне интересно - почему людям, вместо того что бы признать, что Апостолы были не безгрешными людьми и ошибались, в чем собственно и сами признавались, легче признать некоторые виды ругательств не греховными? Не напоминает ли это то, как некоторые неверующие приводят в пример Давида с Вирсавией в оправдание своих грехов. Все равно мол, Давид назван человеком по сердцу Божьему. Да и Соломон родился от Вирсавии. Главное во время покаяться. Мне кажется примеры с Иоанном Крестителем и Апостолом просто показывают, что ничто человеческое им не было чуждо. Но никак не оправдывают и не делают их поступки безгрешными. Как и наши. "все мы много согрешаем" надо повторять нам вслед за Апостолом, а не искать себе оправдания в их ошибках. Ну раз Апостол ругался.... ну нам вообще всё можно... Как по мне, так не верный подход в принципе. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Recommended Posts
Create an account or sign in to comment
You need to be a member in order to leave a comment
Create an account
Sign up for a new account in our community. It's easy!
Register a new accountSign in
Already have an account? Sign in here.
Sign In Now