Перейти к содержанию

Учение о предопределении


Дмитрий
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

 

 

Максим, хочу извиниться перед Вами, что обвинял Вас в передергивании и придирчивости. Простите меня.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 1,3 тыс
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

 

 

Когда Бог видит, что мы хотим склониться к добру, то направляет и укрепляет нашу готовность.

 

Если это у Иоанна не полупелагианство, то что же это тогда?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Если это у Иоанна не полупелагианство, то что же это тогда?

 

Вопрос к отцу Владимиру.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вообще тематика пелагианских споров, характерна наверное только для запада, а на востоке по своему видели тексты Апостолы Павла. И если мы возьмем Августина и последующие ему Соборы продвигавшие полуавгустинизм, то на востоке наверное не заморачивались и Августин будет одинок в отношении иной точки зрения Отцов, которые могли например так учить:

 

Антоний Великий:

 

Не приходите в страх слыша о добродетели, не смущайтесь при ее имени. Она не далеко от нас, не вне нас образуется; дело ее в нас, и оно легко, если пожелаем только. Еллины, чтобы обучиться только словесным наукам, предпринимают дальние путешествия, переплывают моря, а нам нет нужды ходить далеко ради Царствия Небесного, или переплывать море ради добродетели. Господь еще прежде высказал: Царство Небесное внутрь вас есть. Поэтому добродетель имеет потребность в нашей только воле; потому-то добродетель в нас и из нас образуется. Она образуется в душе, у которой разумные силы действуют согласно с ее естеством. А сего достигает душа, когда пребывает какою сотворена: сотворена же она доброю и совершенно правою. Посему и Иисус Навин, заповедуя народу, сказал: исправите сердца ваша к Господу Израилеву (Нав.24:23). И Иоанн говорит: правы творите стези (Мф.3:3), ибо душе быть правою — значит разумной ее силе быть в таком согласии с естеством, в каком она создана. Когда уклоняется душа и делается не сообразна с естеством, тогда называется сие пороком души. Итак, сие дело не трудно. Если пребываем какими созданы, то мы добродетельны. Если же рассуждаем худо, то осуждаемся, как порочные. Если б добродетель была чем-либо приобретаемым отвне, то, без сомнения, трудно было бы стать добродетельным. Если же она в нас, то будем охранять себя от нечистых помыслов и соблюдем Господу душу как принятый от Него залог, чтоб признал Он в ней творение Свое, когда душа точно такова, какой сотворил ее Бог. Будем же домогаться, чтоб не властвовала над нами раздражительность и не преодолела нами похоть, ибо написано: «гнев мужа правды Божия не соделывает. Похоть же заченши рождает грех, грех же содеян рождает смерть».

 

Иоанн Дамаскин:

 

Итак, оставаясь верными нашей природе, мы живем добродетельно; уклоняясь же от своей природы, т. е. от добродетели, вы приходим в противоестественное состояние и становимся порочными.

 

Можно еще порассуждать и в таком ключе, что Господь будет судить нас по делам. Для спасения, предлагаются дела милосердия: накорми голодного и прочее. Во времена праотцов, Бог дал людям заповеди, чтобы они их исполняли. В Книге Второзакония говорится: "Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твоё" (Втор 30:19). То есть предполагается, что человек может выбирать. В Послании к Римлянам говорится, что Бог желает всем спастись и всем в разум истины прийти, а такое утверждение, нейтрализует учение об ограниченном искуплении.

Изменено пользователем Денис В.Н.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Книге Второзакония говорится: "Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твоё" (Втор 30:19).

 

И как, избрали они жизнь?

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

И как, избрали они жизнь?

 

А здесь надо понимать в таком-же ключе, что не все спасаются, так-же и в отношении исполнения заповедей. Кто-то был праведником, а кто-то преступил Закон. Но суть в том, что предполагается в таком предложении действие воли, что человек сам выберет. Можно обратить внимание, что Ветхий Завет так-же предлагает любить Бога и предлагается это всем, заповедуется всему Израильскому народу, заключившему Завет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И как, избрали они жизнь?
А здесь надо понимать в таком-же ключе, что не все спасаются, так-же и в отношении исполнения заповедей. Кто-то был праведником, а кто-то преступил Закон. Но суть в том, что предполагается в таком предложении действие воли, что человек сам выберет. Можно обратить внимание, что Ветхий Завет так-же предлагает любить Бога и предлагается это всем, заповедуется всему Израильскому народу, заключившему Завет.

 

Праведники были праведниками без благодати?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Праведники были праведниками без благодати?

 

Я думаю, что там было участие свободной воли, которой они содействовали в стяжании благодати.

Изменено пользователем Денис В.Н.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Праведники были праведниками без благодати?
Я думаю, что там было участие свободной воли, которой они содействовали в стяжании благодати.

 

Ну что же, Кассиана Вы прочитали. Перечитайте сейчас (это, как Вы понимаете, не попытка давать приказы - не имею таких полномочий, а просто совет) св. Аврелия Августина ("О благодати и свободном произволении", "О предопределении святых", и т.п.). Сравните аргументы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Ну что же, Кассиана Вы прочитали. Перечитайте сейчас (это, как Вы понимаете, не попытка давать приказы - не имею таких полномочий, а просто совет) св. Аврелия Августина ("О благодати и свободном произволении", "О предопределении святых", и т.п.). Сравните аргументы.

 

Спасибо за совет, но я хотел бы обратить Ваше внимание, что Аврелий Августин, скорее всего в своем Богословии одинок, по сравнению с Богословие других Отцов, которые между собой солидарны, особенно это касается Восточных Отцов. Крайности Августина, наверное только ему одному присущи, может еще Исидору Севильскому, а все остальные западные августиане, они смягчали позицию Августина. Но если мы возьмем вообще Отцов в целом, то Августин будет одинок.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У меня и раньше были мысли, что сомнительно держаться позиций воли и благодати на одном Августине, когда целый ряд других Отцов, особенно Восточных, подчеркивали иную позицию и в этой иной позиции, они были солидарны. В таком перевесе, Августина мало.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну что же, Кассиана Вы прочитали. Перечитайте сейчас (это, как Вы понимаете, не попытка давать приказы - не имею таких полномочий, а просто совет) св. Аврелия Августина ("О благодати и свободном произволении", "О предопределении святых", и т.п.). Сравните аргументы.
Спасибо за совет, но я хотел бы обратить Ваше внимание, что Аврелий Августин, скорее всего в своем Богословии одинок, по сравнению с Богословие других Отцов, которые между собой солидарны, особенно это касается Восточных Отцов. Крайности Августина, наверное только ему одному присущи, может еще Исидору Севильскому, а все остальные западные августиане, они смягчали позицию Августина. Но если мы возьмем вообще Отцов в целом, то Августин будет одинок.

 

Я разве говорю "соглашаться"? Нет. Я предлагаю "сравнить аргументы" ( а не считать количество "отцов" - из которых Вы сейчас почему-то исключаете западных "августиан", включая "отцов" Оранжского собора, и римского епископа, утвердившегося их решения ). Впрочем, конечно, дело Ваше.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я разве говорю "соглашаться"? Нет. Я предлагаю "сравнить аргументы" ( а не считать количество "отцов" - из которых Вы сейчас почему-то исключаете западных "августиан", включая "отцов" Оранжского собора, и римского епископа, утвердившегося их решения ). Впрочем, конечно, дело Ваше.

 

Я упомянал августиан, но я так-же написал, что они сглаживали в чем-то позиции Августина, даже тот-же Оранж, утверждая, что если человек захочет, а так-же осуждая учение о предопределении к погибели, если последнему вообще учил Августин. Об этом можно почитать в заключительной речи председателя Оранжского Собора - Цезария Арльского. Потом Оранж, нигде не учит отсутствию свободы воли, его каноны говорят об изможденности воли. Вот это и утвердил папа Бонифаций. Григорий Великий тоже сглаживал позиции Августина.

Изменено пользователем Денис В.Н.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я разве говорю "соглашаться"? Нет. Я предлагаю "сравнить аргументы" ( а не считать количество "отцов" - из которых Вы сейчас почему-то исключаете западных "августиан", включая "отцов" Оранжского собора, и римского епископа, утвердившегося их решения ). Впрочем, конечно, дело Ваше.
Я упомянал августиан, но я так-же написал, что они сглаживали в чем-то позиции Августина, даже тот-же Оранж, утверждая, что если человек захочет, а так-же осуждая учение о предопределении к погибели, если последнему вообще учил Августин. Об этом можно почитать в заключительной речи председателя Оранжского Собора - Цезария Арльского. Потом Оранж, нигде не учит отсутствию свободы воли, его каноны говорят об изможденности воли. Вот это и утвердил папа Бонифаций. Григорий Великий тоже сглаживал позиции Августина.

 

Если Вы считаете, что сильные аргументы может выдвигать только толпа, но не индивид - то, так и быть, Августина не перечитывайте :) Перечитайте утверждения Оранжа (хоть с Григорием Великим, хоть без Григория...)

Изменено пользователем n-vilonov
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

К сожелению брат Даниил еще не может вернуться на форум т к, несмотря на разбан, остаются некие технические сложности, поэтому я пока продолжу пересылать сообщения от него (тем более что может не на 100%, но по большей части с ним согласен):

 

К Вилонову:

 

1. Вы сами признали что умеренные синергисты тоже христиане и им спасение открыто. Однозначно ваши взгляды из Библии не выводятся, вы сами например очень сложно толкуете слова " Хочет всем спастися" ( людям всех социальных групп) ссылаетесь на Августина и соборы.

 

2. С другой стороны умеренный синергизм ( умеренный монергизм - они сходятся) догматизирован под анафему католиками в Триденте и православными в послании патриархов 1723 года.

 

3. Таким образом выгоднее быть умеренным синергистом/умеренным монергистом потому что к такой позиции можно приити по Библии и никакая серьёзная христианская власть под анафему это не осудила. А следуя лютеранскому/кальвинистскому радикальному монергизму который однозначно из Библии не следует я под анафему двух апостольских церквей попадаю.

 

Резюме "Зачем следовать однозначно не выводимому из Библии не догматизированному под анафему ни одной апостольской церковью учению и попадать под анафему двух солидных апостольских церквей?"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

К сожелению брат Даниил еще не может вернуться на форум т к, несмотря на разбан, остаются некие технические сложности, поэтому я пока продолжу пересылать сообщения от него (тем более что может не на 100%, но по большей части с ним согласен):
К Вилонову: 1. Вы сами признали что умеренные синергисты тоже христиане и им спасение открыто. Однозначно ваши взгляды из Библии не выводятся, вы сами например очень сложно толкуете слова " Хочет всем спастися" ( людям всех социальных групп) ссылаетесь на Августина и соборы. 2. С другой стороны умеренный синергизм ( умеренный монергизм - они сходятся) догматизирован под анафему католиками в Триденте и православными в послании патриархов 1723 года. 3. Таким образом выгоднее быть умеренным синергистом/умеренным монергистом потому что к такой позиции можно приити по Библии и никакая серьёзная христианская власть под анафему это не осудила. А следуя лютеранскому/кальвинистскому радикальному монергизму который однозначно из Библии не следует я под анафему двух апостольских церквей попадаю. Резюме "Зачем следовать однозначно не выводимому из Библии не догматизированному под анафему ни одной апостольской церковью учению и попадать под анафему двух солидных апостольских церквей?"

 

1. Я не толкую "все", как "представители всех социальных групп" (хотя подобное толкование возможно, и св. Аврелий Августин его давал).

 

2. Я не очень понимаю, что наш собеседник Даниил называет "умеренным синергизмом" и "умеренным монергизмом".

 

3. Тем паче, не понимаю, почему я должен принимать во внимание анафемы двух заблуждающихся собраний? Следовать нужно не тому, что "выгодно", а тому, что истинно.

 

3.1. Чтобы не приписывать мне те взгляды, которых я не выражаю, имело бы смысл, наверное, принимать во внимание мои посты в этой теме, в первую очередь,

 

652 и №679.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ранняя Церковь и учение о свободной воле

 

Иустин Мученик (ок. 100-165 гг. н.э.)

 

«Богу, хотящему, чтобы ангелы и люди следовали Его воле (сознательно), угодно было сотворить их с свободною силою для совершения правды… Если же Слово Божье предсказывает, что некоторые, люди и ангелы, будут наказаны, то это потому, что Бог предузнал, что они непременно сделаются нечестивыми, а не потому, что Он сделал их такими. Поэтому все желающие, если они покаются, могут получить милость от Бога» (Диалог с Трифоном иудеем, гл. 141). Обращаем внимание, что речь здесь не идет о предполагаемой свободной воле, необходимой для того, чтобы «прожить порядочную жизнь», а о свободе решения покаяться или не покаяться, т.е. принять незаслуженную Божью милость или отвергнуть ее.

 

Ириней Лионский (ок. 130-200 гг. н.э.)

 

«Слова «Сколько раз хотел Я собрать чад твоих, но вы не захотели!» указывают на первоначальное существование закона о свободе воли человека; потому что Бог с самого начала сотворил его свободным, имеющим свою власть, так же, как и свою душу, способным добровольно исполнять волю Божию, а не по принуждению от Бога. Ибо у Бога нет насилия, но лишь благая воля всегда присуща Ему. И потому Он… утвердил в человеке свободу выбора, — так же, как и в ангелах… Человек изначально имеет свободную волю, как и имеет ее Бог, по подобию Которого он был создан…» (Против Ересей, гл. 37).

 

Афинагор Афинский (ок. 133 – ок. 190 гг. н.э.)

 

«Как у людей есть свобода выбирать добро и зло (ибо вы не награждали бы добрых и не наказывали бы злых, если бы порок и добродетель не были в их власти, и одни оказываются исправными в том, что им поручено от вас, а другие – неверными), так и у ангелов» (Прошение о христианах, гл. 24).

 

Климент Александрийский (ок. 150-215 гг. н.э.)

 

«Итак, вера – это акт свободного выбора (proai/resi»), поскольку она есть некое стремление, и стремление разумное. Но так как каждое действие начинается со свободного выбора, то выходит, что вера и есть основа всякого разумного выбора. И именно ею мы руководствуемся во всех наших делах, так как она указывает разумные поводы для деятельности» (Строматы, кн. 2, гл. 2).

 

Вскоре после этого мы читаем: «Итак, из Писания мы знаем, что человек одарен от Бога неограниченной свободой принятия или отвержения, и сам себе господин. Остановимся поэтому на вере, и будем опираться на нее как на неизменный критерий суждения. Проявим же силу «жизнеутверждающего духа» и изберем жизнь, поверив Богу через Его слово» (Строматы, кн. 2, гл. 4).

 

Тертуллиан Карфагенский (ок. 155-225 гг. н.э.)

 

«Я нахожу человека созданным Богом свободным, могущим самостоятельно принимать решения и распоряжаться собой; и не обнаруживаю в нем никакого более заметного образа и подобия Божьего, чем образ этого Его права… Так в последующих законах Творца, предлагающего человеку благо и зло, жизнь и смерть, ты обнаружишь, что весь курс обучения через заповеди преподан призывающим и ободряющим Богом лишь свободному и вольному выбрать послушание или сопротивление человекуИ благость, и цели Божьи будут считаться тем, что преподнесло человеку столь великий дар, т.е. свободу воли» (Против Маркиона, кн. 2, гл. 5).

 

Ориген (ок. 185-254 гг. н.э.)

 

«В церковном учении определено и то, что всякая разумная душа обладает свободою решения и воли» (О Началах, Введение). «Вообще, в Священном Писании есть множество мест, где свобода воли утверждается весьма ясно» (О Началах, кн. 3, гл. 1).

 

Иоанн Златоуст (347-407 гг. н.э.)

 

«Все от Бога, но не так, чтобы нарушалась и наша свобода… Всё здесь зависит и от нас, и от Него; нам следует наперёд избирать доброе, а когда мы изберём, тогда и Он оказывает Своё содействие. Он не предупреждает нашего желания, чтобы не нарушилась наша свобода; когда же мы изберём, тогда Он подаёт нам великую помощь… Наше дело предъизбрать и восхотеть, а дело Божие – привести в исполнение и завершить» (Толкование на Послание к евреям, Беседа 12).

 

Из книги: П. Мэрстон и Р. Форстер. Божья стратегия в современном мире, гл. 22. Учение Ранней Церкви о свободной воле и избрании.

Изменено пользователем Денис В.Н.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В предыдущем моем сообщении, особенно очень отчетливо Тертуллиан заявляет о свободе воли. А так-же Иоанн Златоуст, чье наставление о свободе воли напоминает имхо Иоанна Кассиана Римлянина, который писал: "Когда Бог видит, что мы хотим склониться к добру, то направляет и укрепляет нашу готовность".
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ранние апологеты отстаивая свободу воли, опровергали фатализм гностиков, манихеев, но их апология вполне применима и в отношении отрицающих свободу воли протестантов:

 

Иустин Мученик:

 

Мы научены пророками, что каждому по достоинству дел воздаются или наказания и мучения, или награды, и объявляем это за истину. Ибо если не так, но все бывает от судьбы, то совершенно нет в нас свободы. Если судьбою определено одному быть добрым, а другому порочным, то один не был бы достоин одобрения, а другой порицания. Опять же, если бы человеческий род не имел способности со свободным произволением убегать порочного и избирать доброе: то он не был бы виноват ни в чем, что бы ни делал.

 

Иначе он не был бы достоин награды или похвалы, если бы не свободно избирал доброе, но был сотворен таким; и не мог бы, если бы худ был, по справедливости быть наказан, когда бы был таков не сам по себе, но потому что не мог бы быть иным, нежели чем он родился. Этому научил нас Святой Дух пророчественный, который свидетельствует через Моисея, что человеку Бог сказал таким образом: «Вот пред лицом твоим благо и зло, избери благое» (см. Второзаконие 30:15, 19).

 

Татиан:

 

Слово, прежде сотворения человеков, создало ангелов. Тот и другой вид творения создан свободным и не по естеству добрым, ибо это принадлежит одному Богу, а люди могут делаться добрыми по свободному определению воли своей; так что нечестивый по справедливости будет наказан, потому что сделался худым чрез себя, а праведник по достоинству получит похвалу за добрые дела, потому что он по свободе своей не преступал воли Божией. Таково дело по отношению к ангелам и человекам. Слово же, по Своему могуществу, имея в Себе предвидение того, что имеет произойти не по определению судьбы, но от свободного произволения избирающих, предсказывало будущие события, останавливало зло запрещениями, и похвалою поощряло тех, которые пребывали в добре.

 

Феофил Антиохийский:

 

Как непослушанием человек навлек на себя смерть, так повиновением воле Божией желающий может доставить себе вечную жизнь. Ибо Бог дал нам закон и святые заповеди, исполняя которые всякий может спастись и, достигнув воскресения, наследовать нетление.

 

Ириней Лионский:

 

Человек же, одаренный разумом и в этом отношении подобный Богу, созданный свободным в выборе и самовластным, сам для себя есть причина того, что он делается иногда пшеницею, иногда соломою.

 

Итак, если в Новом Завете Апостолы, как оказывается, дают некоторые заповеди из снисхождения, по причине невоздержания некоторых, чтобы такие люди, ожесточившись, не отчаялись совсем в своем спасении и не сделались отступниками от Бога; то не должно удивляться, если и в Ветхом Завете Бог допустил нечто такое для пользы народа и посредством вышеупомянутых обрядов привлекал к тому, чтобы они чрез них получили спасение, соблюдая Десятословие, и удержанные Им не возвращались к идолослужению и не отпали от Бога, но научились всем сердцем любить Его. Если же некоторые, из-за непокорных и развратных израильтян называют слабым Учителя Закона, то найдут в призвании относительно нас, что «много званных, мало же избранных» (см. Мтф. 20:16), что есть такие, которые внутри волки, а снаружи одеты в кожи овец (см. Мтф. 7:15), и что Бог в Своем увещании всегда соблюдал свободу и самовластие в человеке, дабы по справедливости неповинующиеся Ему были наказаны за то, что не повиновались, а послушные и верующие Ему были почтены нетлением.

 

Слова: «сколько раз хотел Я собрать чад твоих, и вы не захотели!» (см. Луки 13:34) показывают первоначальный закон свободы человека; потому что Бог изначала сотворил его свободным, имеющих свою власть, так же, как и свою душу, добровольно исполнять волю Божию, а не по принуждению от Бога. Ибо у Бога нет насилия, благая же воля всегда присуща у Него. И потому Он всем дает благой совет, но положил в человеке свободу выбора, – так же, как и в ангелах, ибо ангелы разумны, – чтобы повинующиеся по справедливости обладали благом, которое хотя дано Богом, но соблюдено ими самими. А неповинующиеся по справедливости не окажутся обладающими благом и получат заслуженное наказание, потому что Бог по благости Своей даровал благо, но сами они не соблюли его тщательно и не почитали его драгоценным, но презрели Его превеличайшую благодать. Посему, отвергая и как бы отталкивая благо, они все справедливо подвергнутся праведному суду Божию, как и Апостол Павел в послании к римлянам свидетельствует говоря: «или пренебрегаешь богатство благости, терпения и великодушия Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но по упорству своему и нераскаянному сердцу, сам себе собираешь гнев на день гнева и откровение праведного суда Божия. Слава же и честь всякому делающему доброе» (см. Рим. 2:4, 5, 10). Итак, Бог даровал благо, как и Апостол свидетельствует в том же послании, и делающие доброе получат славу и честь, потому что делали доброе, хотя могли не делать оное; а неделающие подвергнутся праведному суду Божию, потому что не делали доброе, тогда как могли делать оное.

 

А если бы некоторые по природе были добры, а другие злы, то ни добрые не заслуживали бы похвалы, ибо они таковыми устроены, ни те не были бы достойны порицания ибо они так созданы. Но поскольку все одной и той же природы могут соблюдать и делать доброе, а с другой стороны могут опускать и не делать его, то справедливо у людей, пользующихся благами законами, тем более у Бога, одни восхваляются и получают достойное одобрение за избрание добра и пребывание в нем, а другие порицаются и подвергаются достойному осуждению за отвержение доброго и благого. И потому пророки увещевали людей поступать справедливо и делать добро, как я пространно показал, потому что это в нашей власти, но по крайней небрежности мы забыли это и нуждаемся в благом совете, который благий Бог и даровал нам чрез пророков.

 

Поэтому и Господь говорил: «да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного» (см. Мтф. 5:16). И: «смотрите за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими» (см. Луки 21:34). И: «да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящие; и вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, чтобы когда придет и постучит, отворить ему. Блажен тот раб, котораго господин, пришедши, найдет так поступающим» (см. Луки 12:35–36). И еще: «раб знающий волю Господина своего и не делающий, бит будет много» (см. Луки 12:47). И: «что вы зовете Меня: Господи, Господи! и не делаете того, что Я говорю?» (см. Луки 6:46). И еще: «если же раб тот скажет в сердце своем: промедлит господин, и начнет бить слуг, есть, пить и напиваться, то придет господин его в день, в который он не ожидает, и рассечет его и подвергает его одной участи с лицемерами» (см. Луки 12:45–46; Мтф. 24:48–51). Все это показывает, что человек имеет свободу, и что Бог внушает совет, увещевая нас к покорности и отклоняя от неповиновения Ему, но не принуждая.

 

 

И если кто не захочет следовать самому Евангелию, это в его власти, но не полезно ему. Ибо во власти человека не повиноваться Богу и не делать доброго, но это причиняет ему не малый вред и зло. И поэтому Павел говорит: «все возможно, но не все полезно» (см. 1-е Кор. 6:12; 10:23), показывая и свободу человека, почему и «возможно все», так как Бог не принуждает его, и выставляя последствие, чтобы мы не злоупотребляли свободою для прикрытия зла, ибо «это не полезно». И еще говорит: «говорите каждый своему ближнему истину», и «никакое гнилое слово да не исходить из уст ваших; сквернословие, пустословие и смехотворство не приличны, а напротив благодарение» (см. Еф. 4:25, 29; 5:4). И: «вы были некогда тьма, а ныне свет о Господе; как чада света ходите честно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни гневу и зависти» (см. Рим. 13:13). «И такими были некоторые из вас, но омылись, но освятились именем Господа нашего» (см. 1-е Кор. 6:11). Если бы не в нашей власти было делать это или не делать, то какое основание имел Апостол, и еще прежде Сам Господь, давать увещание нечто делать, а от иного воздерживаться? Но поскольку человек изначала имеет свободную волю, как и Бог, по подобию Которого он создан, имеет свободную волю, то всегда ему дается совет соблюдать доброе, что исполняется чрез повиновение Богу.

 

И не только в делах, но и в вере Господь сохранил свободу и самовластие человека, говоря: «по вере твоей да будет тебе» (см. Мтф. 9:29), и показывая, что вера принадлежит человеку, так как он имеет свою собственную волю. И еще: «все возможно верующему» (см. Мк. 9:23) и: «иди; как ты веровал да будет тебе» (см. Мтф. 8:13). И все такие (изречения) показывают собственную власть человека относительно веры. Поэтому то, «верующий в Него имеет жизнь вечную; а неверующий в Сына не имеет жизни вечной, но гнев Божий пребудет на нем» (см. Ин. 3:36). Поэтому же Господь показывая Свою собственную благость и вместе свободу и самовластие человека, говорил Иерусалиму: «сколько раз Я хотел собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не хотели! Посему оставится дом ваш пуст.

 

И поэтому Господь сказал, что «Царство небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (см. Мф. 11:12) т. е. те, которые с усилием и подвигом постоянно бодрствуют, восхищают его. Поэтому же и Апостол Павел говорит коринфянам: «не знаете ли, что бегущие на ристалище, бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Всякий же подвижник воздержен во всем, – те для получения венца тленного, а мы нетленного. И потому я бегу так не на неверное, бьюсь не так, как будто бил воздух; но усмиряю тело мое и порабощаю, дабы, проповедая другим, самому не остаться недостойным» (см. 1-е Кор. 9:24–27). Итак, добрый подвижник увещевает нас подвигом достигать бессмертия, чтобы мы увенчались и почитали венец драгоценным, – именно тот, который приобретается нами посредством подвига, а не приходит сам собою. И чем большим подвигом он достается нам, тем он драгоценнее, а чем драгоценнее тем больше будем любить его всегда. То, что приходит к нам само собою не бывает так ценимо, как то, что достается с великою заботою. Поскольку же от нас зависит больше любить Бога, то достигать того подвигом и Господь научил и Апостол преподал. Иначе наше доброе было бы неразумно, если бы не было плодом упражнения. И способность видеть не была бы для нас так вожделенна, если бы мы не знали, какое большое зло не видеть; и здоровье делается драгоценнее чрез испытание болезни, и свет чрез сравнение с мраком, и жизнь чрез сравнение с смертью. Так и Царство небесное драгоценнее для знающих земное. А чем оно для нас драгоценнее, тем больше его любим, и если больше его полюбим, то будем славнее пред Богом. Посему для нас Господь все это допустил, чтобы мы всем наученные были во всем предусмотрительны на счет будущего и пребывали во всякой любви к Богу.

 

 

Если же ты не будешь веровать в Него и убежишь от руки Его, то причина несовершенства будет в тебе неповиновавшемся, а не в Том, Кто призвал тебя. Ибо Он послал (слуг) звать на брачный пир, но те, которые не послушались, сами себя лишили царской трапезы. Итак не искусство Божие недостаточно, – ибо Он может из камней воздвигнуть чад Авраама, – но тот, кто не покоряется Ему, сам есть причина своего несовершенства. Не свет оскудевает для тех, кто сами себя ослепили, но тогда как он остается, каков есть, сами они, ослепшие по своей вине, находятся во мраке: потому что свет никого не порабощает насильно, и Бог не принуждает, если кто не хочет принять на себя Его художество. Посему, остудившие от Отчего света и преступившие закон свободы по собственной вине отступили, так как они созданы свободными и самовластными.

 

Климент Александрийский:

 

 

Мы, верующие, достигаем спасения, выбирая его по свободе; страх отличается в нас разумным характером, а не неразумным.

 

Итак, из Писания мы знаем, что человек одарен от Бога неограниченной свободой принятия или отвержения.

 

Божественное Слово и говорит открыто, всех призывая к себе, заранее зная тех, кто не пожелает прислушаться к его словам. Но поскольку всецело от нас зависит, решим мы повиноваться или противиться, то (чтобы никто не мог оправдываться незнанием) он обращается ко всем без исключения, от каждого требуя лишь того, что ему по силам.

 

Бог не является неким невольным благом, как например огонь, который просто греет. Он дарует благо добровольно, даже если его об этом предварительно просят. Точно так же, спасаемый спасается не помимо его воли, ибо он отнюдь не бездушен и в силу собственного желания и добровольно направляет к спасению. Для этой цели человек получил заповеди, дабы он мог сознательно выбирать среди вещей то, к чему следует стремиться и чего надлежит избегать. Итак, Бог не творит благо по необходимости, но в силу свободного выбора благоволит тем, кто самостоятельно обратился к нему.

 

«Если хочешь быть совершенным…» (см. Мф. 19:21). Стало быть юноша был еще несовершен, потому что «ничего нет совершеннее совершенного». И божественно Господь чрез это выражение если хочешь указывает на свободную волю души, с Ним разговаривающей; потому что от человека, как свободно избирающего, зависит выбор; а от Бога как от Господа – дар. Но Бог дарит только тем, которые желают и добиваются и просят, дабы таким образом спасение могло быть ими усвоено. Бог не принуждает, – насилие Богу особенно ненавистно, – но к ищущим приходит Он, просящим дает и толкающимся отворяет (см. Мф. 7:7; Лк. 11:9). Следовательно, если ты хочешь, если действительно хочешь и сам себя не обманываешь, то приобрети недостающее тебе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из слова о предопределении Илии Минятия:

 

Итак всемудрый, правосудный и всевидящий Бог возлюбил Иакова, ибо предуведовал богоугодное настроение Иакова, а Исава возненавидел, ибо наперед знал злой характер его. Он кого хочет милует, ибо предвидит, что он будет человеком хорошей и послушной воли; а кого хочет ожесточает, ибо предвидит, что он будет злого и нераскаянного сердца. Одного Он делает сосудом благословения, как Павла, а другого сосудом бесчестия, как фараона, ибо предвидит, что он (действительно) есть сосуд гнева, обреченный на погибель. Так должно понимать вышеприведенный текст, так его объясняют все святые отцы, особенно Златоуст в своем 16 слове на 9-ую главу послания к Римлянам. Итак, упомянутый текст не доказывает того, будто Бог не имеет всего желания спасти тебя, или будто ты не имеешь полной свободы спасаться. Всегда зовет тебя человеколюбец Бог, желай и ты свободен и будешь всегда предопределен. Мы исповедуем, что Бог делает, что хочет, ибо всемогущ. Но знаем (также), что Бог творит только должное, ибо Он правосуден. И хотя мы не знаем судеб Господних, ибо это бездна глубокая, – во всяком случае, веруем, что в Боге нет лицеприятия.

 

Ты не понимаешь, что такое Божественное предведение и что оно совершает. Так выслушай. Оно действительно есть камень преткновения, о который многие споткнулись и упали. Но кто думает о нем так (как ты) – сильно ошибается и очень далек от истины. Если ты нездоров, не правда ли, Бог предвидит, выздоровеешь ли ты или умрешь? Но разве из-за этого должно не приглашать врача, не принимать лекарств, а сидеть сложа руки ждать выздоровления или смерти? В таком случае ты был бы очень неразумным и глупым. Одно, если Бог предвидит твое исцеление или смерть (и это совершенно истинно) и совершенно иное, – будто Божие предведение дарует тебе здравие или смерть (а это совершенно ложно); ведь если ты будешь смотреть за собой, то выздоровеешь, а в противном случае умрешь. Бог предвидит и то, и другое, но ни первого, ни второго Божие предведение не приводит в исполнение. Ты или выздоровеешь, или умрешь, верно одно из двух, но не определено точно. Пойми это получше. Бог действительно предвидит, будешь ли ты в раю или аду, но узнай, что из этого следует. В зеркале мы оказываемся такими, какими есть на самом деле, красивые – красивыми, и наоборот. Точно также и в чистейшем предвидении Божием мы являемся такими, каковы и в действительности: – или записанными светлыми буквами в книгу живота, или помеченными в роковой книге смерти; если мы праведны, – то в лике спасенных праведников, а если грешны, – в списке осужденных грешников. Зеркало отражает наш вид, а предведение Божие – наше произволение. Это – мысль Григория Нисского. "Праведный суд Божий сообразуется с нашим расположением. Каково наше внутреннее (чувство), то же и Он воздает нам от Себя". И как зеркало, отражающее красивого и безобразного, не делает их такими, так и Божие предведение, в котором один является предопределенным в рай, а другой – осужденным на муки, (на самом деле) ни первого не влечет к спасению, ни второго на муки. "Предведение Божие, говорят Богословы, только созерцательно, а не деятельно". Это значит, что ты спасаешься или осуждаешься не потому, что Бог предвидит твое спасение или осуждение, а потому, – что добрыми своими делами содействуя благодати Божией, ты должен спастись, и Бог предвидит твое спасение; или потому, что злыми своими делами избегая благодати Божией, ты должен быть наказан, и Бог предвидит твои муки. Таким образом, Иуда предал Христа не потому, что Христос предвидел его предательство, а наоборот, Христос предвидел предательство Иуды потому, что он намерен был предать Христа. Так об этом говорит мудрый Иустин, философ и мученик. "Не предведение есть причина будущих событий, а будущие события – причина предвидения. Не из предвидения вытекает будущее, а из будущего – предведение; не Христос – виновник предательства Иуды, а предательство – причина Господнего предвидения". Если ты будешь жить богоугодно, спасешься, а если развращенно – погибнешь. Бог предвидит и то, и другое. Но ни того, ни другого не предрешает Божие предведение. Ты или спасешься, или погибнешь, одно из двух несомненно, но не определено наперед.

 

Ну, а если бы я тебе сказал, что предопределено, что уже решено, спасешься ты или погибнешь, неужели из-за этого не нужно тебе больше ходить в церковь, и ты не будешь больше обращаться к духовнику, не будешь стремиться к христианской добродетели, перестанешь каяться, и не предпринимая ничего со своей стороны, ждать своего спасения или осуждения? В таком случае ты был бы самый неразумный человек. Посмотри еще раз в зеркало, прошу тебя. Сегодня ты здоров и зеркало показывает хороший вид, завтра ты болен, и зеркало покажет худой, а когда выздоровеешь, – опять прежний. Как лицо твое изменяет свой вид, так и зеркало изменяет твой образ. Так теперь, когда ты живешь богоугодно, Бог предопределяет тебя в рай. Завтра ты согрешишь и Бог определит тебя на мучения. Опять раскаешься, опять предопределен (на спасение). Как ты изменяешь свою жизнь, так и Бог – решение. Божий суд сообразуется с нашим произволением, – "и сообразуется с нашим расположением". Я приведу два небольших примера из Божественного Писания и закончу. Блаженный Павел в узах плыл на одном александрийском корабле в Италию, чтобы предстать перед императором. И вот вдруг среди глубокой ночи подымается великая буря, сильный ветер, страшное морское волнение, великая смертная опасность, и – никакой надежды на спасение. Но Бог, желая сохранить Своего раба, посылает к нему ангела с такими словами: не бойся Павле... се дарова тебе Бог вся плавающия с тобою (Деян. 27, 24). При таком божественном обетовании, моряки несколько ободрились и уверенные в своем спасении, хотели оставить судно и на лодке пристать к берегу. Нет, – сказал Павел, – аще не сии прибудут в корабли, вы спастися не можете (31 ст.). Что ты говоришь, Павел? Разве Бог не определил спасти всех? Не все ли равно, останутся они в корабле, или нет? – Нет, Бог определил спасти их, но требует, чтобы и они тому содействовали. Если все не останутся в корабле и не будут делать своего дела, – они погибнут. – Погибнут те, которых Бог определил спасти? И Божие определение изменяется? Да, иначе не может быть. Аще не сии будут в корабли, вы спастися не можете. – Другой пример. Заболел царь Езекия, Бог определил его к смерти и послал к нему пророка Исайю сказать: заповеждь дому твоему, умреши бо ты и не будеши жив (4 Ц. 20, 1). Несчастный Езекия оборачивается к стене, вздыхает, плачет, умоляет. – Что ты делаешь, несчастный царь?! Разве Бог не определил тебя на смерть? Разве изменяется Божие решение?

 

И это определение, братие, изменилось! Бог сжалился над слезами Езекии и определил его к жизни, даже дарует ему пятнадцать лет жизни. Тако глаголет Господь: се Аз исцелю тя, приложу к летам твоим лет пятьнадесят (5, 6 стт.). Я хочу, брат, чтобы состоялось определение о твоем спасении. Но говорю при этом, что если ты не будешь содействовать этому, если до самого конца не будешь жить богоугодно, твердый в благодати и любви к Богу, – не смотря на все решение о спасении, ты погибнешь. Пусть даже и состоялось решение о твоей погибели, но я говорю тебе: если ты обратишься и раскаешься, то спасешься, не смотря на определение о твоей муке. Подобно тому, как твоя воля переходит от хорошего к дурному или наоборот, так и Божие решение переходит от спасения к наказанию и наоборот. "Праведный суд Божий сообразуется с нашим расположением: каково наше внутреннее состояние, то же и Он воздает нам от Себя". Таким образом, предведение и определение Божие не препятствует ни Богу в желании спасти тебя, ни тебе – в свободе спастись.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из послания патриархов восточно-кафолической церкви о православной вере (1723 г.):

 

 

Веруем, что всеблагий Бог предопределил к славе тех, которых избрал от вечности; а которых отвергнул, тех предал осуждению, не потому, впрочем, чтобы Он восхотел таким образом одних оправдать, а других оставить и осудить без причины; ибо это несвойственно Богу, общему всех и нелицеприятному Отцу, «Который хощет всем человекам спастися и в познание истины прийти» (1Тим.?2,?4), но поелику Он предвидел, что одни будут хорошо пользоваться своею свободной волею, а другие худо; то посему одних предопределил к славе, а других осудил. О употреблении же свободы мы рассуждаем следующим образом: поелику благость Божия даровала Божественную и просвещающую благодать, называемую нами также предваряющею, которая, подобно свету, просвещающему ходящих во тьме, путеводит всех; то желающие свободно покоряться ей (ибо она споспешествует ищущим ее, а не противящимся ей), и исполнять ее повеления, необходимо нужные для спасения, получают посему и особенную благодать, которая, содействуя, укрепляя и постоянно совершенствуя их в любви Божией, т.е. в тех благих делах, которые требует от нас Бог (и которых требовала также предваряющая благодать), оправдывает их и делает предопределенными; те, напротив, которые не хотят повиноваться и следовать благодати и потому не соблюдают заповедей Божиих, но, следуя внушениям сатаны, злоупотребляют своей свободой, данной им от Бога с тем, чтобы они произвольно делали добро – предаются вечному осуждению.

 

Но что говорят богохульные еретики, будто Бог предопределяет или осуждает, ни сколько не взирая на дела предопределяемых или осуждаемых, – это мы почитаем безумием и нечестием; ибо в таком случае Писание противоречило бы само себе. Оно учит, что всякий верующий спасается верою и делами своими, и вместе с тем представляет Бога единственным виновником нашего спасения, поелику то есть Он предварительно подает просвещающую благодать, которая доставляет человеку познание Божественной истины и учит его сообразоваться с нею (если он не противится) и делать добро, угодное Богу, дабы получить спасение, не уничтожая свободной воли человека, но предоставляя ей повиноваться или не повиноваться ее действию. Не безумно ли после сего без всякого основания утверждать, что Божественное хотение есть вина несчастия осужденных? Не значит ли это произносить страшную клевету на Бога? Не значит ли это изрекать ужасную несправедливость и хулу на небо? Бог непричастен никакому злу, равно желает спасения всем, у Него нет места лицеприятию; почему мы исповедуем, что Он справедливо предает осуждению тех, которые остаются в нечестии по развращенной своей воле и нераскаянному сердцу. Но никогда, никогда не называли и не назовем виновником вечного наказания и мучений, как бы человеконенавистным, Бога, Который Сам изрек, что радость бывает на небе о едином грешнике кающемся. Верить таким образом или мыслить мы не дерзнем никогда, доколе имеем сознание; и тех, которые так говорят и думают, мы предаем вечной анафеме и признаем худшими всех неверных.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вот что писал Феофан Затворник:

 

«Тот человек живет в состоянии отпадения от Бога, который для себя только живет и не думает о Боге и небе, или, по словам Давида: не предлагает Бога пред собою (Пс. 53:5; 85:14). У такого обыкновенно вся забота о чем-нибудь своем: или о познании, или об искусстве, или о должности, или о семействе, или, еще хуже, о наслаждении и удовлетворении какой-нибудь страсти; о будущей жизни он не думает, а настоящую старается устроить так, чтобы жить спокойно и как бы вечно; внутрь себя не обращается, поэтому и не знает своего состояния и тех следствий, какие будут от его жизни, но всегда считает себя чем-то великим и гоним бывает все вперед суетною заботою… он иногда делает и добрые дела, но они все суть свойства душевного (Посл. Вост. Патр., 3 чл.), напитаны общим его духом самолюбия, которое отнимает у них истинную цену. …необратившийся пока пребывает в сем состоянии, как бы иногда, по-видимому, строго ни принимался разбирать себя и свою жизнь, никак не может уверить себя, что его дела ничтожны и злы. Сатана, обладающий человеком посредством греха, живущего в человеке вместе с его самостию, как летаргическим сном поражает его дух во всех силах. Поэтому он недугует ослеплением, нечувствием и нерадением.

 

Человеку, находящемуся в таком состоянии, самому очувствоваться нельзя, пока в его греховной тьме не воссияет свет Божественной благодати. Тьму наводит на него сатана, запутывает его в свои сети, от которых никто не возникнет без вразумления свыше (2 Тим. 2, 26). Никтоже может прийти ко Мне, говорит Господь, аще не Отец, пославый Мя, привлечет его... Всяк слышавши от Отца и навык, ко Мне приидет (Ин. 6, 44, 45). Посему Сам Господь стоит при дверех сердца и толчет, как бы говоря: востани спяй и воскресни от мертвых (Откр. 3, 20; Ефес. 5,14).

 

Сей голос Божий зовущий приходит к грешнику или непосредственно, прямо в сердце, или посредственно, преимущественно через Слово Божие, а нередко и через многообразные происшествия внешние в природе и в жизни его самого и других. Но всегда он падает на совесть, пробуждает ее и, наподобие молнии, освещает (ясно представляет сознанию) все законные отношения человека, которые им были нарушены и извращены. Поэтому сие действие благодати и открывается всегда сильным беспокойством духа, смятением, опасением за себя и самопрезрением. Впрочем, оно не влечет насильно человека, а только останавливает его на пути порочном, после чего человек совершенно властен или обратиться к Богу, или опять погрязнуть в тьму самолюбия. В притче о блудном сыне сие состояние выражено словами: в себе пришед (Лк. 15, 17).

 

В человеке, внявшем (не противодействующем) действию благодати, призывающей и просвещающей его внутреннюю тьму, открывается особенная способность живо воспринимать откровенные истины, как бы некоторый особенный сердечный слух и внятие: открываются очи (Деян. 26, 18), действует дух премудрости в познании истины (Еф. 1, 17). … Под действием же благодати сердце именно и питается ими, принимая их внутрь себя, совершенно усвояя и удерживая их в себе…При сем… обращающийся испытывает двоякого рода изменения: одни тяжкие и безотрадные, другие облегчающие и успокаивающие душу. Однако ж соответственно состоянию обращающегося, прежде всего, всею тяготою своею налегает на него закон и истязует его, как виновника. Ряд изменений такого рода в сердце составляет совокупность покаянных чувств.

 

В сем порядке прежде всего происходит познание грехов. Закон показывает человеку все обязательные для него действия, или заповеди Божий, а сознание представляет целое поле действий, противных им, с уверением, что они могли и не быть, что все суть дело его свободы и допущены им нередко с сознанием их незаконности. Следствием сего бывает внутреннее обличение человека во всех опущениях и нарушениях: человек чувствует себя всесторонне виновным пред Богом, безызвинительным, безответным. Отсюда, далее, болезненные, скорбные, сокрушительные о грехах чувства теснятся в сердце с разных сторон: презрение к себе и негодование на злой свой произвол, потому что сам всему виною; стыд, что до такого уничижительного состояния довел себя; болезненный страх и ожидание близких зол оттого, что оскорбил грехами своими Бога всемогущего и праведнейшего; наконец, смятенное чувство беспомощности и безнадежности довершает поражение: желал бы человек все зло это стрясть с себя, но оно срослось будто с ним; желал бы даже умереть, чтобы восстать в лучшем состоянии, но не властен сделать это. Тогда-то человек из глубины души начинает вопиять: что сотворю, что сотворю! — как вопиял народ от обличений Иоанна Крестителя (Лк. 3: 10, 12, 14) и от слов апостола Петра, по сошествии Святого Духа (Деян. 2:37). Здесь всякий, хотя бы был властелин или другой какой знаменитейший в свете человек, чувствует, что он пойман судом Божиим и совершенно подлежит Его силе, что он — червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей (Пс. 21:7), то есть в прах обращается вся самость человеческая и воскресает сознание повинности Богу, или чувство зависимости от Него — полной, неизбежной.

 

Такие чувства тотчас готовы принесть и плод свой — возбудить то есть к покорности Богу или, в настоящем случае, к тому, чтобы исправиться и начать новую жизнь по воле Божией. …Здесь-то в благовременную помощь приходит к нему, с одной стороны, вера, а с другой — благодатная, вспомоществующая в делании всякого добра сила.

 

…Стесненному строгим обличением закона грешнику нигде нельзя найти утешения, кроме Евангелия — проповеди о Христе Спасителе, пришедшем в мир грешников спасти.

 

… Верх же совершенства веры составляет живейшее личное убеждение, что Господь как всех, так и меня спас… Человек, как бы уничтоженный судом закона, по мере вступления в область веры оживает отрадою в сердце, восклоняет главу убитый скорбью… Пока не уверится человек в помиловании и помощи Божией, не может положить и решительного намерения жить по воле Божией (1 Пет. 1:3). Посему-то, когда чувство благонадежности в Боге и Божия благословения, изливаемое в сердце верою во всеумилостивительную смерть Господа Иисуса, уверяет его, что Бог не презрит его, не отвергнет, не оставит Своею помощию при исполнении закона ради Господа; тогда уже, утверждаясь на сем чувстве, как на камени, дает человек решительный обет оставить все и посвятить себя Богу всего... Здесь-то совершается перелом воли: человек бывает в том состоянии, в каком был блудный сын, когда говорил: восстав, иду.

 

Решительное, впрочем, намерение сие есть только условие жизни по Богу, а не самая жизнь. Жизнь есть сила действовать. Жизнь духовная есть сила действовать духовно, или по воле Божией. Такая сила потеряна человеком; посему, пока снова не дастся ему, он не может жить духовно, сколько бы ни полагал намерения. Вот почему излияние благодатной силы в душу верующего существенно необходимо для жизни истинно христианской. Истинно христианская жизнь есть жизнь благодатная. Возводится человек до святой решимости, но чтобы он мог и действовать по ней, необходимо чтобы с его духом сочеталась благодать…"

 

P.S.: Есть созвучные моменты о которых упоминал Николай, например справедливость Закона и милость Евангелия. Ну и какие-то другие слова, выделенные мною жирным шрифтом, наверное будут близки Николаю.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Феофан Затворник пишет, что человек может либо последовать призыву предваряющей благодати, так и не последовать:

 

Впрочем, оно не влечет насильно человека, а только останавливает его на пути порочном, после чего человек совершенно властен или обратиться к Богу, или опять погрязнуть в тьму самолюбия. В притче о блудном сыне сие состояние выражено словами: в себе пришед (Лк. 15, 17).

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться


×
×
  • Создать...