Перейти к содержанию

Моральные казусы


Юрий
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Да это я даже понимаю. Но вот сами же говорите, что в принципе это может не быть грехом. Тогда всё как с вагонеткой?

У акта, попросту если, есть "объект" - то есть цель, к которой объективно устремлено само действие. Есть объект предательства - выдать тайну, для которой у тебя есть долг ее хранения (дальше, наверное, понятно, когда этот долг исчезает - "искренне понял, что изверги" и т.д.).

 

Объект перевода стрелки - перенаправление вагонетки. В первом случае объект акта греховен, во втором - нейтрален.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 1,8 тыс
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Максим, а как робота-водителя будем программировать? Тут вот есть мнение, что он должен предпочитать жизнь пассажиров. А иначе это будет робот-иуда. Что Вы думаете?

Я думаю, что это новый казус, и его еще четыре страницы придется разбирать.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Про радистку понял.

Про вагонетку не согласился, что нужно давить пятерых (аргументов нет).

 

Максим, а как робота-водителя будем программировать? Тут вот есть мнение, что он должен предпочитать жизнь пассажиров. А иначе это будет робот-иуда. Что Вы думаете?

Я думаю, что это новый казус, и его еще четыре страницы придется разбирать.

 

Интересно же.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Про вагонетку не согласился, что нужно давить пятерых (аргументов нет).

Я не аргументировал, что нужно давить пятерых. Нужно спасать пятерых, зная, что действия по их спасению вызовут одну смерть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Двое на эл.стульях. Через минуту ток пройдет через одного из них (назовём его №1). Есть возможность переключить на второго, но ток в любом случае пойдет, предотвратить это невозможно. Т.е. 100% убьет либо одного, либо другого. №1 - католик, а другой - атеист. Переключать?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Про вагонетку не согласился, что нужно давить пятерых (аргументов нет).

Я не аргументировал, что нужно давить пятерых. Нужно спасать пятерых, зная, что действия по их спасению вызовут одну смерть.

 

То есть я имел в виду наоборот.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Двое на эл.стульях. Через минуту ток пройдет через одного из них (назовём его №1). Есть возможность переключить на второго, но ток в любом случае пойдет, предотвратить это невозможно. Т.е. 100% убьет либо одного, либо другого. №1 - католик, а другой - атеист. Переключать?

 

А католик модернист или консервативный?

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Он любит Папу Франциска?
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не известно ))

Известно, что он любит Христа.

А второй - не просто атеист, но и богохульник.

Изменено пользователем TAH
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

То есть я имел в виду наоборот.

Если "наоборот", то надо заходить с другого конца. У Вас есть моральный долг по спасению находящихся в опасности людей (ну вот представим, что на второй ветке никто не привязан - нет ведь тогда никакого вопроса?). Что может отменить этот долг? Только неизбежность греха или серьезное материальное зло, сопоставимое или большее гибели 5 человек. Гибель одного человека в данном случае не является следствием Вашего греха, а материально смерть одного - меньшее зло, чем смерть пяти (как я говорил отцу Владимиру - при прочих равных).

 

Отсюда мой вывод о "переключать".

Изменено пользователем Maxim Bulava
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

... а материально смерть одного - меньшее зло, чем смерть пяти (как я говорил отцу Владимиру - при прочих равных).

 

Отсюда мой вывод о "переключать".

 

Я почему про робота-водителя вспомнил, потому что робота и я так же программировал бы. Потому что на уровне программы это была бы абстрактная ситуация и абстрактные люди. Но на рельсах конкретные.

 

Вот сажают же в шлюпки первыми детей и женщин, а почему? Для робота любой человек равен другому, робот бы посчитал кого по весу больше влезет. А вот мы давайте решим, на одной колее двое взрослых, а на другой один ребёнок. На кого вагонетку направить? Ну нельзя, просто нельзя решать такие вопросы. Нельзя выбирать.

 

Или вот тоже известная задача: мать должна выбрать, кого из её детей убьют, а иначе убьют всех. Пусть их будет пятеро. Так погибнут все, а так только один. Но мать должна выбрать кто. (Она же тут не является причиной смерти, она выбирает и спасает четверых) По-Вашему тоже она должна сделать этот выбор? ИМХО, мы просто не можем тут ничего выбирать.

 

Но робота, имеющего дела с абстракциями - того да, по Вашему способу нужно программировать.

 

(всё ИМХО)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не известно ))

Известно, что он любит Христа.

А второй - не просто атеист, но и богохульник.

 

Неизвестно, так сначала разберитесь. Вы, я вижу, не готовы к серьёзному разговору.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не известно ))

Известно, что он любит Христа.

А второй - не просто атеист, но и богохульник.

 

Неизвестно, так сначала разберитесь. Вы, я вижу, не готовы к серьёзному разговору.

Меня там, слава Богу, нет. Разбираться придется тому, кто получил шанс выбора. А ему известно то, что я сказал. И всего минута.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С другой стороны, роботу-водителю я заложил бы программу всегда выбирать меньшее возможное количество жертв. Когда там выбор только из двух вариантов, то робот пусть в любом случае давит одного, а не пятерых. Причём, робот не должен предпочитать собственных пассажиров.

Робот не должен выбирать. Он должен действовать по правилам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Многие ваши примеры явно подразумевают наличие некоторого внешнего зла. Вот это зло и ответственно за происходящее. А тому кто вынужден выбирать, можно посоветовать только одно — «делай что должен и будь что будет». Военачальник, например, этим только и занимается. Но вот посылка что «смерть одного — меньшее зло, чем смерть пяти» мне кажется неочевидной.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Материя поступка у радистки не меняется из-за ребёнка, но странно называть смертным грехом такой грех, когда не согрешить мог бы только святой (да и не каждый). Мы же не можем требовать от человека выдающейся святости? Значит, в такой ситуации странно говорить о смертном грехе, какой ни была бы материя.

Что же получается, Вы вводите новое условие совершения смертного греха (по крайней мере, для отдельных случаев)? Помимо серьезности материи, осознанности и добровольности, еще и наличие выдающейся святости?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Отсутствие :). Я неловко выразился, но смысл там, мне кажется, понятен, редактировать не буду :).
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Отсутствие :).

Почему? Наличие к моменту совершения действия. Вы ведь утверждаете, что только выдающийся святой может избежать греха, а потому, мол, грех не смертный. Следовательно, чтобы он был смертным, требуется выдающаяся святость, поскольку, с Вашей точки зрения, совершения противоположного грезу поступка мы можем требовать лишь от святого.

 

Я неловко выразился, но смысл там, мне кажется, понятен, редактировать не буду :)

.Не то что неловко, а, как бы это сказать, богословски оригинально.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Отсутствие :).

Почему? Наличие к моменту совершения действия. Вы ведь утверждаете, что только выдающийся святой может избежать греха, а потому, мол, грех не смертный. Следовательно, чтобы он был смертным, требуется выдающаяся святость, поскольку, с Вашей точки зрения, совершения противоположного грезу поступка мы можем требовать лишь от святого.

 

Мы сейчас обсуждаем конкретную ситуацию: невыдачу штирлица ценой мучительной смерти собственного грудного ребёнка на глазах матери. В такой ситуации для матери не согрешить - уровень святости. Следовательно, назвать её грех смертным (не по материи, а, так сказать, по степени вины) мы, я думаю, не можем. Ну и да, если ьы она раньше являла дары высокой святости, то и спрос был бы соответствующим.

Но я беру только с точки зрения степени вины. А так-то да.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не известно )) Известно, что он любит Христа. А второй - не просто атеист, но и богохульник.

Ага, стало быть, католик станет мучеником и за ним забронировано место в раю, а второму явно требуется время для покаяния ;)

Но, вообще, друзья мои, не вижу особого смысла разбирать сии абстрактные построения. Во-первых, Дмитрий прав, мы, действительно, не знаем, на что нас подтолкнет подсознание:)), а, во-вторых, нам в лучшем случае известен (и то не наверняка) непосредственный ближайший результат нашего действия/бездействия, не больше. (Ну, предположим, спасая пятерых мы спасаем четверых серийных убийц и одного, вообще, орка:))).

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мы сейчас обсуждаем конкретную ситуацию: невыдачу штирлица ценой мучительной смерти собственного грудного ребёнка на глазах матери. В такой ситуации для матери не согрешить - уровень святости. Следовательно, назвать её грех смертным (не по материи, а, так сказать, по степени вины) мы, я думаю, не можем. Ну и да, если она раньше являла дары высокой святости, то и спрос был бы соответствующим.

Ну так значит, святость матери - это, по-Вашему, условие того, чтобы грех стал смертным в случае его совершения, разве не так?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Получается, в данном конкретном случае, да. Но я же сам термин произвольно использую.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Получается, в данном конкретном случае, да.

Но это же новшество. Есть три условия совершения смертного греха и всё.

 

Но я же сам термин произвольно использую.

Ну как произвольно? Есть понятие ординарерй святости, под которой понимается нахождение человека в состоянии благодати, когда он не совершает никакого смертного греха. Есть экстраординарная святость (такие термины использует Лигуори, согласно французскому переводу), когда человек еще и стремиться к стяжанию всякой добродетели, к совершенству. Очевидно, Вы имеете в виду второй вид святости или даже ее высшие проявления.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Термин смертный грех. Исключительно в смысле степени вины. На правах дилетанта.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...