Перейти к содержанию

Моральные казусы


Юрий
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Со стороны радистки. Должен погибнуть или её ребёнок, или Штирлиц и с ним вся сеть. Она может или спасти ребёнка, выдав Штирлица, или спасти Штирлица, дав погубить ребёнка. Мне кажется, эта та же проблема вагонетки.

Нет, не проблема вагонетки. Вы ситуацию анализируете исключительно с точки зрения последствий.

 

Убийство ребенка - не ее действие, выдача Штирлица - ее действие. Если мы рассматриваем выдачу Штирлица, как запрещенный поступок, то она никогда не имеет права его совершать.

 

Переключение стрелки, т.е. убийство одного человека - моё действие. Убийство пятерых при непереключении - не моё действие. В чём разница?

 

И почему это, кстати, выдача Штирлица - запрещённое действие? Маленькие дети не хуже Штирлицов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 1,8 тыс
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Должен ли робот-водитель предпочитать жизнь пассажиров? В смысле, как программировать?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но насчёт радистки я почему-то интуитивно согласен, что Штирлица выдавать не нужно. Не знаю почему. Наверное, как и со стрелкой - не мне (не ей) решать, кому жить. Но это теоретически, а на практике вот попробуй.

 

Максим, но только не говорите, что выдача Штирлица в такой ситуации - смертный грех.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Должен ли робот-водитель предпочитать жизнь пассажиров? В смысле, как программировать?

Должен. Иначе такие машины покупать никто не будет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Должен ли робот-водитель предпочитать жизнь пассажиров? В смысле, как программировать?

Должен. Иначе такие машины покупать никто не будет.

 

Но-но, мы же тут богословы.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но-но, мы же тут богословы.

Ну да, робот должен предпочитать жизнь хозяина и его соседей по авто. А что там на улице - не ему судить, кто прав-виноват, человек ли это вообще или манекен, лось и пр.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А чем хозяин лучше-то?
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Максим, но только не говорите, что выдача Штирлица в такой ситуации - смертный грех.

А, собственно, почему в ситуации такого типа радистка не может совершить смертного греха?

 

Ну вот Вам химически чистая ситуация: в тыл развивающей наступление на Пуатье арабской конно-механизированной группы заброшена ДРГ "Дюрандаль". Во время неравного боя захвачена радистка группы, от которой требуют выдать места базирования группы и христианское подполье в районе Бордо. Это что, materia levis такая - выдать христианское подполье?

Изменено пользователем Maxim Bulava
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А чем хозяин лучше-то?

Лучше чего?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Максим, но только не говорите, что выдача Штирлица в такой ситуации - смертный грех.

А, собственно, почему в ситуации такого типа радистка не может совершить смертного греха?

 

Ну вот Вам химически чистая ситуация: в тыл развивающей наступление на Пуатье арабской конно-механизированной группы заброшена ДРГ "Дюрандаль". Во время неравного боя захвачена радистка группы, от которой требуют выдать места базирования группы и христианское подполье в районе Бордо. Это что, materia levis такая - выдать христианское подполье?

 

Если при этом её ребёнка на вертеле поджаривают, то грех становится простительным. Не по материи, а по совокупности. Тут искушение непреодолимой (без прямого Божьего чуда) силы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Переключение стрелки, т.е. убийство одного человека - моё действие.

Нет, Вы переключили стрелку, но Вы не убили человека. Есть разница между убийством и действиями, повлекшими смерть.

И почему это, кстати, выдача Штирлица - запрещённое действие? Маленькие дети не хуже Штирлицов.

А почему вы сравнили сейчас Штирлица с маленьким ребенком Кэт? Потому что опять принимаете во внимание только результат: смерть ребенка либо смерть Штирлица.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если при этом её ребёнка на вертеле поджаривают, то грех становится простительным. Не по материи, а по совокупности. Тут искушение непреодолимой (без прямого Божьего чуда) силы.

Я говорю именно о материи.

 

Кстати, разве можно для благих результатов совершать простительные грехи?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Переключение стрелки, т.е. убийство одного человека - моё действие.

Нет, Вы переключили стрелку, но Вы не убили человека. Есть разница между убийством и действиями, повлекшими смерть.

 

Ну так я и Штирлица не убил, а только правду сказал, где он находится. Мало ли, может немцы его простят и наградят медалью. Всё как с вагонеткой. Честно, не понимаю разницу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну так я и Штирлица не убил, а только правду сказал, где он находится.

Так я и не говорю, что Вы его убили. Вы его выдали.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если при этом её ребёнка на вертеле поджаривают, то грех становится простительным. Не по материи, а по совокупности. Тут искушение непреодолимой (без прямого Божьего чуда) силы.

Я говорю именно о материи.

 

Кстати, разве можно для благих результатов совершать простительные грехи?

 

Грех нельзя совершать никакой никогда, но простительный простителен. Материя поступка у радистки не меняется из-за ребёнка, но странно называть смертным грехом такой грех, когда не согрешить мог бы только святой (да и не каждый). Мы же не можем требовать от человека выдающейся святости? Значит, в такой ситуации странно говорить о смертном грехе, какой ни была бы материя.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Грех нельзя совершать никакой никогда, но простительный простителен. Материя поступка у радистки не меняется из-за ребёнка, но странно называть смертным грехом такой грех, когда не согрешить мог бы только святой (да и не каждый). Мы же не можем требовать от человека выдающейся святости? Значит, в такой ситуации странно говорить о смертном грехе, какой ни была бы материя.

Для казусов с "двойным эффектом" не имеет никакого значения, является ли совершаемый грех смертным.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну так я и Штирлица не убил, а только правду сказал, где он находится.

Так я и не говорю, что Вы его убили. Вы его выдали.

 

Так и стрелку я перевёл.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так и стрелку я перевёл.

Правильно. Выдача подполья - грех, а перевод стрелки - нет. Выдача подполья - по природе плохое действие, а не по одним последствиям. Ну вот отпустил бы Пилат Христа - разве Иуда меньше бы согрешил? Нет, не меньше.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А выдача подполья в любом случае грех?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я же мог разочароваться в целях борьбы и понять, что подпольщики на самом деле террористы. Да ну нет, в каких-то случаях это не будет грехом.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А выдача подполья в любом случае грех?

А предательство Христа? Если "да", то почему?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я же мог разочароваться в целях борьбы и понять, что подпольщики на самом деле террористы. Да ну нет, в каких-то случаях это не будет грехом.

Когда это "не будет грехом", это всё равно не связано с тем, что с выданными сделают. Пытать их будут, отпустят, перевербуют. Я к тому, что моральность акта не связана единственно с его объективными последствиями

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А выдача подполья в любом случае грех?

А предательство Христа? Если "да", то почему?

 

Потому что Он очевидно праведник. Но если бы Иуда предал не ради денег (а мы точно знаем его мотивы), а ради идеи, например, спасения Родины, или просто поверил бы учителям Закона, что Христос не Мессия, а соблазнитель - тогда и не факт, что это было бы грехом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я же мог разочароваться в целях борьбы и понять, что подпольщики на самом деле террористы. Да ну нет, в каких-то случаях это не будет грехом.

Когда это "не будет грехом", это всё равно не связано с тем, что с выданными сделают. Пытать их будут, отпустят, перевербуют. Я к тому, что моральность акта не связана единственно с его объективными последствиями

 

Да это я даже понимаю. Но вот сами же говорите, что в принципе это может не быть грехом. Тогда всё как с вагонеткой?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Максим, а как робота-водителя будем программировать? Тут вот есть мнение, что он должен предпочитать жизнь пассажиров. А иначе это будет робот-иуда. Что Вы думаете?
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...