Перейти к содержанию

Все вопросы об ИСПОВЕДИ


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Но именно поскольку мы недостойны этого Дара, не возникнет ли, если каждый раз не исповедоваться, противоположное ощущение? Не "что мы и даже после исповеди недостойны", а "что даже с повседневными грехами всё окей, можно причащаться?.."

Так никто из смертных этого Дара недостоин. Никто вообще!

Однако Господь просит нас, недостойных, чтобы мы вкушали Его Тело и могли таким образом спастись.

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Андрей, браво! Без греха мы будем уже только на небе... :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чтобы почувствовать стыд и раскаяние. Или хотя бы побудить себя к этому.

И чтобы после произнесения покаяния почувствовать очищение.

 

На исповедь ходят не за ощущениями "стыда" и прочими субъективными ощущениями, а для объективного оставления грехов. О вопросах духовной жизни поговори с духовником, эту духовную беседу не обязательно смешивать с исповедью, помни, что исповедь - это таинство а не просто "разговоры за жизнь", о желании "почувствовать стыд" поговори с психоаналитиком :)

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А теперь кончаю болтать и задаю очередной глупый конкретный вопрос.

 

Не кажется ли вам, что священникам как-то не нравится, когда исповедующийся кается в основном в эмоциях? Ну, там, не "убила, украла", а "мысленно усмехнулась, мысленно материлась, унывала, осуждала в сердце, злилась и мысленно хотела разорвать" и т.п.?

 

Мне просто на последней исповеди сказали, что у меня бардак в голове

 

Совершенно верно, это в католическом моральном богословии называется "скурпула", цитирую скрипт для студентов

 

"Назва походить від латинського слова “scrupulus”, що означає камінець, побоювання, неспокій. Скрупулом називаємо необґрунтоване побоювання перед гріхом. Людина з таким сумлінням вбачає гріх там, де його немає, або вважає легкий гріх за тяжкий"

 

"Природа. Явище скрупулів це не хвороба ані розумова, ані нервова, але є певним відхиленням. Про це відхилення засвідчує неодноразове появлення певних думок і уявлень, але їх постійне появлення, яке починає викликати відчуття прикрості болю. Зміст цих думок найчастіше стосується почуття вини, побоювання, що не визнано всі гріхи під час сповіді, різні еротичні думки). Висока ступінь відхилення може привести до психічної хвороби

 

Ознаки: багаторазове запитування кількох сповідників про раду в тій самій справі, незадоволення з отриманих відповідей, непослух сповідникові; постійний аналіз своєї поведінки, визнавання сповідникові всіх навіть найменших несуттєвих деталей, постійний страх що попередні сповіді та молитви були неважні, багаторазове переривання розпочатої молитви щоб розпочати її заново, використання особливих способів відкинення спокус (махання руками, кривляння обличчя, або переконання, що молитва буде прийнятою Богом, якщо не падатиме дощ)"

 

Психаоанлитик бы сказал, что здесь невроз... не кидайся в меня тапками Саша

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, ты был бы не ты, Паша, если бы к ночи не помянул Фрейда :) :D .

 

Но вообще - спасибо тебе :). Суммирую сказанное тобой и Анной (про "самокопание") и, кажись, потихоньку понимаю, почему мне в своё время на исповеди активно советовали читать о.А. Ельчанинова, который пишет, в частности, о наличии губительного самоанализа у молодёжи :ph34r: :) .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, ты был бы не ты, Паша, если бы к ночи не помянул Фрейда :) :D

 

По твоему все, что писал Фройд и Лакан ошибочно и бесполезно?

 

 

Но вообще - спасибо тебе :)

 

Да ну за что, уже в сто первый раз ты пишешь одно и то же, я одно и то же отвечаю :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Саш, я скажу то, что говорила много раз. Причастие - не награда за праведную жизнь. Это лекарство для больных. А мы именно больные грехом. Ты же не ждешь, пока спадет температура, чтобы пить жаропонижающее?

 

Просто вспомнилось: Domine, non sum dignus, ut intres sub tectum meum: sed tantum dic verbo, et sanabitur anima mea - я не достоин чтобы Ты вошёл, но скажи лишь слово... Одни из самых любимых слов мессы. :)

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Просто вспомнилось: Domine, non sum dignus, ut intres sub tectum meum: sed tantum dic verbo, et sanabitur anima mea - я не достоин чтобы Ты вошёл, но скажи лишь слово... Одни из самых любимых слов мессы. :)

И исцелится душа моя...Воистину..
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Просто вспомнилось: Domine, non sum dignus, ut intres sub tectum meum: sed tantum dic verbo, et sanabitur anima mea - я не достоин чтобы Ты вошёл, но скажи лишь слово... Одни из самых любимых слов мессы. :)

 

Уже неоднократно в темах создаваемых Сашей приводил эти слова Иоанна Кассиана Римлянина которые цитирует Шмеман

 

"мы не должны устраняться от Причащения Господня из-за того, что сознаем себя грешниками; но еще более и более, с жаждою нужно поспешать к нему для врачевания души и очищения духа, однако с таким смирением духа и верою, чтобы, считая себя недостойными принятия такой благодати, мы больше желали лекарства для наших ран. А иначе и один раз в год нельзя достойно принимать причащение, как некоторые делают... Они больше высказывают гордости, нежели смирения, как им кажется; потому что когда принимают их, то считают себя достойными принятия их"

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Упс :wub:

 

Сегодня как раз проповедовали, что: а) причащаться надо чаще; б) если на совести нет смертных грехов, достаточно взять благословение.

 

Извините за упрямство :wub:.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Извините за упрямство :wub:.

Нет пророка на своем форуме в своем отечестве.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Упс :wub:

 

Сегодня как раз проповедовали, что: а) причащаться надо чаще; б) если на совести нет смертных грехов, достаточно взять благословение.

 

Извините за упрямство :wub:.

Каждый батюшка в РПЦ дает советы кто во что горазд. Настоятель/епископ в своем приходе/епархии царь и бог и реально делает и проповедует что ему вздумается. О чем тут можно вообще говорить, если у РПЦ нет даже единого катехизиса, а куча разных и все кем-то одобрены, а в Уставе РПЦ черным по белому написано, что глава Церкви не Христос, а Патриарх Кирилл. Могу лишь порадоваться за вас, что вам в этом плане повезло с приходом. Мне один знакомый рассказывал о целой епархии в Беларуси, где православным по указанию архиерея запрещают причащаться чаще 4 раз в год (постами), кроме случаев возможной близкой смерти, и о том как ему приходится придумывать какие то хитроумные ходы, чтобы причаститься чаще.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, насчёт Патриарха - именно Кирилла в уставе вряд ли что сказано :) , а насчёт патриарха вообще - он глава поместной церкви, всё-таки, а не всей Церкви ;).

 

Ну, не знаю... Я в этот храм хожу недавно, до этого ездила в другой, где таки у батюшек были разные мнения :). Но даже самые ригористичные советовали раз в месяц (не реже). Такое, чтоб только постами и всё - это как-то совсем... :blink: А они не пробовали написать митрополиту - рассказать о такой практике архиерея?..

 

Кстати, об этом тоже сегодня на проповеди. Что практика редкого Причащения, вплоть до "только в посты" появилась в синодальное время (так, кажется?) и, увы, до сих пор кое-где имеется.

 

Впрочем, моё имхо такое, что причащаться часто - это... труд. Потому что с бухты-барахты - не молился, грешил себе, пришёл, Таинства принял и дальше пошёл - это всё-таки как-то не очень. Нужна работа над собой, молитва, подготовка... Кажется, у святого праведного Иоанна Кронштадского есть слова, что важно не количество подходов к Причастию, а "качество", хоть и хорошо, когда чаще.

Можно причаститься 2 раза в жизни и молитвенным подвигом всей жизни искупить свой грех и снискать святость, как святая Мария Египетская, а можно - так, как я: причастилась - и каждый раз "по новой" :(.

 

Но это моё имхо :wub: :).

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

молитвенным подвигом всей жизни искупить свой грех и снискать святость

Молитвенный подвиг без частого Причастия, которое есть лекарство от греха и средство спасения, невозможен..ИМХО. :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, Мария Египетская - святая и у католиков, и у православных ;). Да и другие наверняка есть примеры отшельничества и не только. А есть и противоположные примеры.

 

Видимо, зависит таки всё от Бога и от интенции... :).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все это понавыдумывали в России в синодальную эпоху. К учению ПЦ (в широком смысле слова) это не имеет никакого отношения. Греки, которые привели русских к христианству, как причащались в том же режиме что и католики, так и по сей день делают это. Хорошо что наконец то в РПЦ есть движение к возвращению к нормальной практике регулярного Причастия без искусственно созданных ограничений.

 

И простите, Сандра, но кажется вы запускаете одну и ту же шарманку уже далеко не по первому кругу. Вполне можно понять, что вас в РПЦ так научили, но это не православное учение, а местная традиция противоречащая канонам никак не регламентирующим частоту Причастия для верных и не требующих какой то специальной подготовки, кроме евхаристического поста, да и то не для всех.

 

У греков есть выражение "русское благочестие", оно означает увлечение соблюдением внешних предписаний и потерю понимания сути. Наши предки комплексовали, что приняли христианство значительно позже других европейцев и пытались (и до сих пор пытаются) "компенсировать" это избранием самого строго монашеского устава из всех возможных (Иерусалимского), применением его не только для монахов, но и для мирян, требованием строгого выполнения внешних предписаний и созданием своих собственных, к сожалению, нередко сползая при этом в откровенное законничество и фарисейство, когда священники нагружая паству дополнительными постами и молитвенными правилами сами ничего из этого не соблюдают и когда православный христианин соблюдший все предписания считает себя "готовым" и "достойным".

  • Like 4
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне Святое Причастие помогает жить, верить и молиться. И я рада, что могу принимать его часто - это мой "хлеб насущный". :)

 

Кто хочет - пусть усложняет...Вольному - воля...

Такое ощущение, что такими практиками хотят быть достойными Причастия. Мы его получаем по милости, и никогда сами по себе не будем его достойны.

 

И действительно, ходим кругами... :)

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, не знаю. Меня в своё время "абсолютно свободный подход к Таинствам" расхлябал настолько, что пропал всякий смысл молиться и вообще что-то делать. Раз в неделю на Причастие - и выходила из храма с чувством выполненного религиозного долга. К счастью, в итоге накопилось понимание, что это, мягко говоря, неправильно. И, конечно же, проблема не в правилах и не в "свободном подходе", а во мне, но тем не менее.

 

Поэтому кому - как, но мне однозначно ближе именно наш подход, пусть он сколько угодно отдаёт "специфическим русским благочестием". Он научил меня (хотя бы пытаться) ценить Таинства.

 

Хотя, личное мнение - это, конечно, не аргумент :).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Саша, так ценить Таинства надо не за сложность их получения, а за то, что они нам дают... :)

У меня нет проблемы с ценностью Таинств, я знаю, что они мне жизненно необходимы, что это та помощь для меня, которую Бог вложил в руки Церкви...

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поэтому кому - как, но мне однозначно ближе именно наш подход, пусть он сколько угодно отдаёт "специфическим русским благочестием". Он научил меня (хотя бы пытаться) ценить Таинства.

Сдается мне все же он не Таинства научил вас ценить а свои приложенные усилия и потраченное время на подготовку. ;) А если бы вы ценили Таинства, у вас было бы стремление приступать к ним чаще как одному из важнейших элементов спасения.

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, не знаю. Спорить не буду, принципиально :).
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Возвращаясь к теме - исповедь перед каждым Причастием - профанация Таинства. ИМХО.

Конечно, если Причастие частое, а не 1-4 раз в год. :)

 

Частоту исповеди человек регулирует с Богом. Никто за этим не следит.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все это понавыдумывали в России в синодальную эпоху. К учению ПЦ (в широком смысле слова) это не имеет никакого отношения. Греки, которые привели русских к христианству, как причащались в том же режиме что и католики, так и по сей день делают это. Хорошо что наконец то в РПЦ есть движение к возвращению к нормальной практике регулярного Причастия без искусственно созданных ограничений.

 

И простите, Сандра, но кажется вы запускаете одну и ту же шарманку уже далеко не по первому кругу. Вполне можно понять, что вас в РПЦ так научили, но это не православное учение, а местная традиция противоречащая канонам никак не регламентирующим частоту Причастия для верных и не требующих какой то специальной подготовки, кроме евхаристического поста, да и то не для всех.

 

У греков есть выражение "русское благочестие", оно означает увлечение соблюдением внешних предписаний и потерю понимания сути. Наши предки комплексовали, что приняли христианство значительно позже других европейцев и пытались (и до сих пор пытаются) "компенсировать" это избранием самого строго монашеского устава из всех возможных (Иерусалимского), применением его не только для монахов, но и для мирян, требованием строгого выполнения внешних предписаний и созданием своих собственных, к сожалению, нередко сползая при этом в откровенное законничество и фарисейство, когда священники нагружая паству дополнительными постами и молитвенными правилами сами ничего из этого не соблюдают и когда православный христианин соблюдший все предписания считает себя "готовым" и "достойным".

 

Плюсую! Господь дает людям свое Тело и Кровь, чтобы люди имели в себе жизнь. Спаситель не требовал ни исполнения длиннющих молитвенных правил и вычиток, ни трехдневных строгих постов для получения "права" причаститься его Тела и Крови, и уж, конечно, не ограничивал частоту , с которой верные могут вкушать Их. ПЦ МП ограничивает людей в принятии Таинства, выставляя на пути к нему препятствия, ограничения и налагая бремена неудобоносимые. Из-за этих ограничений и бремен верующие избегают частого причащения. Но, кому больше дано, с того больше и спросится, и спрос будет не с тех, кто редко причащался, а с тех, кто выстроил столько ограничений и препятсвий на пути верующих к Христу Живому. (имхо)

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

"Существует средневековая разрешительная молитва, оканчивающаяся словами: “И да простит тебе Господь все грехи, в которых ты истинно раскаялся”. Прощается не просто то, что ты рассказал, а то, перед чем ты содрогнулся душой, что тебя обдало ужасом. Остальное является новой твоей задачей. Ты должен дальше и дальше, глубже и глубже уходить в себя, и продолжать находить то, что недостойно ни тебя, ни Бога, ни того, что о тебе думают люди. Таким образом исповедь делается частью постепенно углубляющегося покаяния".

 

Митрополит Антоний Сурожский

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А теперь кончаю болтать и задаю очередной глупый конкретный вопрос.

 

Не кажется ли вам, что священникам как-то не нравится, когда исповедующийся кается в основном в эмоциях? Ну, там, не "убила, украла", а "мысленно усмехнулась, мысленно материлась, унывала, осуждала в сердце, злилась и мысленно хотела разорвать" и т.п.?

 

Мне просто на последней исповеди сказали, что у меня бардак в голове. Не, это как бы правда :D , конечно, но вот как это можно определить по моей исповеди, понять могу весьма с трудом. Может, дело в том, что не надо подробно и смачно описывать все эмоции? Я просто стараюсь описать грешную эмоцию подробно - так, как её чувствовала. Т.е. если не просто "гневалась", а исходила злобой, мечтала убить, мучить и терзать, то так и говорю - "грешна дикой злобой, представляла, как кого-то убиваю, терзаю, мучаю, четвертую" и т.п... Просто если я просто скажу "гневалась" - не почувствую как бы полного очищения от этой эмоции.

Это неправильно?

 

З.Ы. Что я дура - эт я в курсе :) . Вы мне на вопрос ответьте, пожалуйста :wub: .

 

Патриарх Алексий II:

  • Не лучше и другая крайность, характерная в основном для духовенства монастырей. Человеку, пришедшему на исповедь, внушают, что он должен вспомнить и рассказать каждый грех до мельчайших подробностей. И не только грех, но даже и помысел. Результат бывает плачевным: человек, отходя от исповеди, чувствует себя неисцеленным, а то и приходит в полное отчаяние, осознавая невозможность вспомнить абсолютно все.
     
    Таким духовникам надлежало бы вспомнить первоначальное предназначение Таинства Покаяния. Здесь не требуется большой премудрости, надо только открыть Требник и посмотреть вопросы, задаваемые кающемуся в последовании исповеди. Изначально к этому Таинству прибегали в тех случаях, когда человек совершал смертный грех, через который отпадал от Церкви. Что же касается греховных пожеланий, совершенных в мыслях (борьбы помыслов), то они открывались обычно на исповедании помыслов, совершаемом прежде в монастырях. Но исповедание помыслов не было связано с Таинством Покаяния — его принимал старец, порой не имеющий сана. При этом он давал наставления и, конечно же, не читал разрешительной молитвы, поскольку это была беседа.
    <...>
    Некоторые верующие, готовясь к исповеди, делают записи. Этот обычай, полезный сам по себе, при неправильном понимании смысла исповеди имеет отрицательное воздействие на душу кающегося. При подходе, требующем «рассказать все до мельчайших подробностей», у верующего вырабатывается отношение к исповеди как к рапорту перед Богом о допущенных грехах. На исповеди таких людей хорошо прослеживается желание зачитать все как можно быстрее (по недостатку времени) и полнее, чтобы что-то не упустить, иногда без всякого покаянного чувства. После исповеди такие люди часто подходят вновь и неоднократно, говоря, что забыли такой-то грех. При этом, как правило, они просят священника разорвать или сжечь запись, считая это действие чуть ли не главным тайносовершительным моментом всей исповеди.
    <...>
    Следует объяснить верующему, что исповедь — не отчет перед Богом, а тем более перед духовником о совершенных грехах, а запись — лишь памятка для самого исповедующегося. Не надо, гоняясь за дешевой популярностью, рвать или сжигать запись исповеди, а наоборот, надо объяснить, что разрывание бумажки никакого сакраментального значения не имеет, а является если не суеверием, то фарисейством («согрешений моих рукописание раздери»).
     
    К сожалению, мы часто рассматриваем Таинства статически, а их следует рассматривать динамически. Надо объяснять верующим, что главное на исповеди — не слова, а осознание своей греховности, отпадения от Бога через грех, желание вернуться к Нему и не повторять ошибок прошлого. Следует сосредотачивать внимание не столько на прощении грехов, сколько на благодати для борьбы с грехом, подаваемой в этом Таинстве, и на ответственности за получаемую благодать. Здесь уместно вспомнить притчу о талантах, процитировать слова из требника: «От сих отныне должен еси блюстися, понеже вторым крещением крещаешися».
     
    В наши дни вседозволенности издано много брошюр типа «Чинопоследование исповеди», «Таинство Покаяния» и тому подобных. Многие изданы без нашего благословения, хотя на первой странице и напечатано: «По благословению Святейшего Патриарха Алексия». В них можно встретить вопросы духовника или образец исповеди во всех грехах, начиная от помыслов и оканчивая уголовными преступлениями. Один пример для иллюстрации качества некоторых из этих брошюр. Можно, например, встретить упоминание о таком грехе, неизвестно, правда, против какой заповеди: «Тратила много времени на ненужную стирку белья». И это предлагается для подготовки к исповеди мирскому человеку, женщине, хозяйке?! Что же — бездельничать и ходить в грязи, это будет христианский образ жизни? Не у всех ведь есть сегодня возможность приобрести импортные автоматические стиральные машины. Читал ли составитель этой брошюры слова Апостола Павла: Кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5:8)? <...>

  • Like 4
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...