Перейти к содержанию

Все вопросы об ИСПОВЕДИ


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Есть давний совет - исповедоваться так, как будто эта исповедь у тебя последняя. Тогда не будет формального отчёта.

Человек такая нехорошая скотина, что ко всему привыкает и всё со временем перестает его вразумлять. Тут кроме вмешательства Бога ничего не поможет. Когда нужно Он посылает раскаяние даже самому бесчувственному и равнодушному. В это верю и на это надеюсь.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну смертный грех не всегда страшный. Да и вообще это ощущение "слома", я боюсь, проходит по пословице "не пойман - не вор". То есть если действительно кого-нибудь убить, то, возможно, будет и слёзное раскаяние (хотя насчёт себя я сомневаюсь), но в большинстве случаев субъективно воспринимаемая тяжесть греха измеряется его последствиями в конкретной действительности. Если он повлёк последствия для здоровья, для отношений, для работы, тогда и возникает субъективное ощущение "слома". Очевидно, что таковые последствия к тяжести греха имеют только косвенное отношение.

Нет, эмоций не было никогда, даже в отношении серьёзных грехов, которые Бог мне простил. Раскаяния нет, как такового. Есть сожаление о грехах, есть злость на себя, отвращение к греху (в отдельных случаях). А раскаяния нет. Я знаю, что для прощения грехов это достаточный минимум, не надо катехизиса :).

Но я не хочу эмоций. Я хочу понять смысл. Метафоры меня не убеждают. Ладно, я поняла, что это к исповеднику :).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет, эмоций не было никогда, даже в отношении серьёзных грехов, которые Бог мне простил. Раскаяния нет, как такового. Есть сожаление о грехах, есть злость на себя, отвращение к греху (в отдельных случаях). А раскаяния нет.

Ну как же нет? Раскаяние - это и есть сожаление о грехе и нежелание его впредь повторять.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А я вот, зная учение КЦ о повседневных и смертных грехах и т.п., всё-таки считаю очень ползеной и - для себя - необходимой исповедь перед каждым Причастием.

Если считаешь полезной - значит, так и делай. :)

Только тут нужно следить чтобы исповедь не превратилась в профанацию.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А я вот, зная учение КЦ о повседневных и смертных грехах и т.п

Вообще то это не учение КЦ, а общехристианское.

 

«Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти» (1 Иоан. 5:16-17)

 

Соответственно "не к смерти" - повседневные, "к смерти" - смертные.

 

В подавляющем большинстве ПЦ такой же подход к исповеди как и в КЦ, т.е. она строго обязательна только при наличии смертных грехов, если таковых нет можно причащаться не исповедуясь и точно так же есть рекомендация исповедоваться время от времени и в повседневных. Исключения в виде обязательной исповеди перед Причастием: РПЦ МП, РПЦЗ, Болгарская ПЦ, российские старообрядцы поповцы. Все. Больше нигде такого нет.

 

Я практикующей православной была недолго (3 года), но весьма активной, уже через год подобная практика обязательной исповеди привела меня необходимости выбирать, либо профанировать исповедь, либо причащаться реже, ситуация необходимости подобного выбора прямо скажем бредовая. Последней каплей для меня стало, когда настоятель храма в который я ходила на пасхальной ночной службе сказал, что те кто прямо сейчас не исповедовались (представляете толпы народа на Пасху?), даже если они исповедовались на днях (в Великий Четверг), не могут причаститься, а если посмеют - это будет в суд и осуждение. Эффект усиливался тем, что сказано это было сразу после чтения пасхального слова свт. Иоанна Златоуста. У меня от этого округлились глаза и больше меня там не было.

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть давний совет - исповедоваться так, как будто эта исповедь у тебя последняя. Тогда не будет формального отчёта.

Не факт. Относясь даже не серьезно, а честно скажем, истерически, ко всем путешествиям на самолетах, я перед полетом непременно исповедуюсь. На полном серьезе относясь к этой исповеди как к очень возможно последней, она, тем не менее оказывается ну ничуть не серьезнее и глубже остальных.

И я уверена ,что и перед достоверной смертью, хоть перед смертной казнью, хоть на тонущем Титанике, хоть в хосписе, все равно не найдется достаточной глубины и сосредоточенности, адекватной ситуации. Вот ведь наверняка всякая посторонняя фигня будет в голову лезть, а исповедоваться и вспоминать грехи придется себя заставлять насильно.

Нет, я полагаю есть довольно печальная справедливость в том, что только наученный к покаянию дух, перед смертью сможет раскаяться. Так же как только тренированное тело перед падением сумеет вовремя сгруппироваться.

А истории про то что можно всю жизнь грешить а потом вдруг взять и раскаяться, это не то что бы сказки, но именно что чудо. В чудеса верить можно и нужно, но рассчитывать на чудо как на естественное и должное, это просто глупость.

  • Like 5
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну смертный грех не всегда страшный. Да и вообще это ощущение "слома", я боюсь, проходит по пословице "не пойман - не вор". То есть если действительно кого-нибудь убить, то, возможно, будет и слёзное раскаяние (хотя насчёт себя я сомневаюсь), но в большинстве случаев субъективно воспринимаемая тяжесть греха измеряется его последствиями в конкретной действительности. Если он повлёк последствия для здоровья, для отношений, для работы, тогда и возникает субъективное ощущение "слома"..

Из смертных грехов не слишком редких и не так чтобы осуждаемых в нашем обществе возможны:- убийство как аборт (не наказуемо и в среднем не осуждается) или как эвтаназия (официально нельзя но возможно и не осуждается) , воровство как крупная взятка (мелкие и бытовые не будут рассматриваться как смертный грех ,а вот принятие серьезного , для кого-то судьбоносного решения в результате подкупа, это возможный сценарий), вероотступничество как трусость перед угрозами или как участие в волшебстве, любодеяние как связь до брака (вообще не осуждается) и как связь на стороне (осуждается, но камнями не побивают).

 

Если их совершает невоцерковленный человек, то может и впрямь его реально пришибет раскаянием, только если последствия отдачу дадут. Но ведь мы говорим только о тех кто вообще-то исповедуется. Мне кажется все эти грехи, если их вдруг совершает верующий и воцерковленный католик , именно что ломают жизнь без относительно последствий в смысле не пойман не вор. Потому что когда делал это знал что душу свою губит, своего рода самоубийство совершал. Это даром не проходит. Да и реальные материальные последствия от таких дел всегда остаются, изменения в теле, слова, тексты, документы, чья-то память, все это всю жизнь будет висеть дамокловым мечем.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не факт. Относясь даже не серьезно, а честно скажем, истерически, ко всем путешествиям на самолетах, я перед полетом непременно исповедуюсь. На полном серьезе относясь к этой исповеди как к очень возможно последней, она, тем не менее оказывается ну ничуть не серьезнее и глубже остальных. И я уверена ,что и перед достоверной смертью, хоть перед смертной казнью, хоть на тонущем Титанике, хоть в хосписе, все равно не найдется достаточной глубины и сосредоточенности, адекватной ситуации.

А дело не в глубине, а в искренности и серьёзности.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ежели я ощущаю собственное великое раскаяние, серьёзность, глубину и искренность своей исповеди, ненависть к собственным грехам и горячее желание больше не грешить, то что это может быть? Правильно, прелесть.

Но тогда если я ничего подобного не ощущаю, а скучно и сухо заставляю себя исповедоваться в том, в чём до этого десятки раз исповедовался - это тоже ровно ничего не значит. Дело ведь совсем не в моих ощущениях. Имхо

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ежели я ощущаю собственное великое раскаяние, серьёзность, глубину и искренность своей исповеди, ненависть к собственным грехам и горячее желание больше не грешить, то что это может быть? Правильно, прелесть.

 

Совсем не обязательно прелесть. Это может быть серьёзным искренним покаянием, может быть минутным раскаянием, окрашенным эмоциями, может быть даже самообманом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я практикующей православной была недолго (3 года), но весьма активной, уже через год подобная практика обязательной исповеди привела меня необходимости выбирать, либо профанировать исповедь, либо причащаться реже, ситуация необходимости подобного выбора прямо скажем бредовая. Последней каплей для меня стало, когда настоятель храма в который я ходила на пасхальной ночной службе сказал, что те кто прямо сейчас не исповедовались (представляете толпы народа на Пасху?), даже если они исповедовались на днях (в Великий Четверг), не могут причаститься, а если посмеют - это будет в суд и осуждение. Эффект усиливался тем, что сказано это было сразу после чтения пасхального слова свт. Иоанна Златоуста. У меня от этого округлились глаза и больше меня там не было.

 

Мария, при всём уважении, тогда Вы - святая :o .

У меня в принципе не бывает такого, чтоб я не согрешила. Если согрешу (ЛЮБЫМ ГРЕХОМ), я могу не волноваться об этом в повседневной жизни, но о том, чтобы подходить так к Причастию, даже и речи не может быть. Срабатывает какой-то психологический "защитный механизм".

 

Ну вот, к примеру, последний раз был случай. Исповедовалась в субботу, а в воскресенье работала ( у меня нестандартный график) и причаститься не могла. Мне посоветовали прийти на Литургию Преждеосвященных Даров вечером в среду. И тут мне вдруг ударила в голову страшная мысль: "А вдруг перед Литургией в среду исповеди не будет, и я не смогу ещё раз исповедоваться?! Тогда надо до среды постараться не грешить". И я стала пытаться не грешить - всего 4 дня, с субботы до среды. Это было АДСКИ тяжело. Ведь я внезапно поняла, что чтоб не нагрешить, надо не столько себя контролировать, сколько НЕПРЕСТАННО молиться. А это, при всей любви Бога к нам, тоже всё-таки труд. В общем, это были реально очень тяжёлые дни.

И что же? Смертных грехов я, вроде бы, не совершила ни одного. Реально. Почти непрестанно молилась. Но ближе к среде поняла, что я всё равно просто физически не смогу подойти к Причастию без исповеди. Что я настолько несовершенна перед Богом, что у меня столько эмоций, недочётов, мгновенных мыслей, которые я могу не замечать, но которыми я могу Его оскорбить, что мне очень нужно покаяние.

Слава Богу, к счастью, в среду исповедь была. И, хотя исповеднику, по-моему, не понравился такой скрупулёзный подход (я сказала, что исповедовалась в субботу, а сейчас хочу буквально пару "грехов-помышлений" "доисповедовать"), я почувствовала реальное облегчение. Было чувство какой-то скорби оттого. что я - ничто перед Богом. И оскорбляю Его своими мерзостями.

 

Ключевой момент тут - оскорбляю даже теми мерзостями, которые могу не замечать и делать бессознательно (и, соответственно, они будут вроде как "не к смерти"). Но "пятнышки" на душе они они оставляют.

 

Мария, и ещё: разве в РПЦ МП так уж обязательна исповедь перед Причастием? Мне кажется, что сейчас как бы в разных приходах по-разному. Учитывая то, что я читала в инете статью в защиту обязательной исповеди перед Причастием, видимо, есть приходы, где она необязательна. Плюс мне как-то писали, что у православных модернистов (обновленцев?) так: можно по благословению какое-то время подходить к Причастию без исповеди :o - наверное, если нет смертных грехов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У меня в принципе не бывает такого, чтоб я не согрешила. Если согрешу (ЛЮБЫМ ГРЕХОМ), я могу не волноваться об этом в повседневной жизни, но о том, чтобы подходить так к Причастию, даже и речи не может быть. Срабатывает какой-то психологический "защитный механизм".

 

Ну вот, к примеру, последний раз был случай. Исповедовалась в субботу, а в воскресенье работала ( у меня нестандартный график) и причаститься не могла. Мне посоветовали прийти на Литургию Преждеосвященных Даров вечером в среду. И тут мне вдруг ударила в голову страшная мысль: "А вдруг перед Литургией в среду исповеди не будет, и я не смогу ещё раз исповедоваться?! Тогда надо до среды постараться не грешить". И я стала пытаться не грешить - всего 4 дня, с субботы до среды. Это было АДСКИ тяжело. Ведь я внезапно поняла, что чтоб не нагрешить, надо не столько себя контролировать, сколько НЕПРЕСТАННО молиться. А это, при всей любви Бога к нам, тоже всё-таки труд. В общем, это были реально очень тяжёлые дни.

И что же? Смертных грехов я, вроде бы, не совершила ни одного. Реально. Почти непрестанно молилась. Но ближе к среде поняла, что я всё равно просто физически не смогу подойти к Причастию без исповеди. Что я настолько несовершенна перед Богом, что у меня столько эмоций, недочётов, мгновенных мыслей, которые я могу не замечать, но которыми я могу Его оскорбить, что мне очень нужно покаяние.

Слава Богу, к счастью, в среду исповедь была. И, хотя исповеднику, по-моему, не понравился такой скрупулёзный подход (я сказала, что исповедовалась в субботу, а сейчас хочу буквально пару "грехов-помышлений" "доисповедовать"), я почувствовала реальное облегчение. Было чувство какой-то скорби оттого. что я - ничто перед Богом. И оскорбляю Его своими мерзостями.

 

Ключевой момент тут - оскорбляю даже теми мерзостями, которые могу не замечать и делать бессознательно (и, соответственно, они будут вроде как "не к смерти"). Но "пятнышки" на душе они они оставляют.

Сандра, наверное, это нездоровье, а не пример какой-нибудь греховности или там бездуховности. Сомневаюсь, что такая практика может привести к чему-то хорошему, скорее это тупик.

И никакие советы здесь, кроме совета обратиться к специалисту, очевидно не помогут, потому что, судя по всей этой твоей многолетней истории, освещенной тобой на форумах, этот процесс ты не контролируешь. Это какая-то порочная программа, какой-то изъян в твоей психике, который должен разрешить специалист, мне кажется. Можно и самому потихоньку, но не в твоем случае, потмоу что ты боишься даже поднять взор на эту проблему, ты упорно избегаешь ставить ёё (если бы ты ее признала, то было бы заметное продвижение, а так... видно, что самой тебе не справиться).

Если что, извини :)

 

 

 

И что же? Смертных грехов я, вроде бы, не совершила ни одного. Реально. Почти непрестанно молилась. Но ближе к среде поняла, что я всё равно просто физически не смогу подойти к Причастию без исповеди. Что я настолько несовершенна перед Богом, что у меня столько эмоций, недочётов, мгновенных мыслей, которые я могу не замечать, но которыми я могу Его оскорбить, что мне очень нужно покаяние.

Реально и объективно нет здесь никакого проступка и каяться в данном случае невозможно. Просто невозможно.

Что касается недочетов, нехороших мыслей и плохого настроения — над этим можно размышлять наедине, о размышлениях над этим с положительным исходом можно читать в хорошей литературе, об этом можно говорить с тем, кому доверяешь, но нельзя в этом каяться! Так можно придти к тому, чтобы ходить на исповедь на завтрак, обед и ужин, и еще перед сном непосредственно.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, психологический момент - может быть. Но и грех параллельно.

Почему вы мне не верите, что я реально грешу?!! :D :(

 

Сашко, а на какую проблему, по твоему мнению, я должна и боюсь обратить взор? Т.е. я боюсь, конечно, обратить взор на многие проблемы в жизни, но,боюсь, они все не психологические, а вполне себе осязаемые :). Поэтому если что видишь - скажи, буду благодарна.

 

Вы всё-таки, кажись, вынудите меня читать Брянчанинова :ph34r:. Вот не хочу, но надо же как-то парировать, что покаяние необходимо :wub: .

 

З.Ы. Кстати, только сейчас подумала: мне всегда нравился подход к самому Таинству исповеди в храмах РКЦ. Когда есть конфессионал(ы), в котором или которых практически всегда кто-то есть, и можно исповедоваться как до Мессы, так и во время её (если в приходе несколько священников), и т.п. Удобно то, что человеку: а) сразу видно конфессионал и понятно, где исповедь; б) как бы создаются условия, "подталкивающие", "приободряющие" исповедоваться (у меня всегда такое ощущение возникало).

 

И при этом - перед каждым Причастием - необязательно. Не понимаю :huh: .

 

Я вот чего не понимаю - неужели вам не кажется, что каждое своё дыхание без благодарности Богу, каждое слово на форуме вместо молитвы - это уже если не грех, что несовершенство? Ведь у нас испорченная природа, тянущая ко греху, довлеющая к нему.

Моё имхо, что мы ПОСТОЯННО грешные, ну просто априори. Даже если не совершаем грех делом, он живёт внутри нас.

 

Заставите вы меня всё-таки читать Брянчанинова :( :D .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так можно придти к тому, чтобы ходить на исповедь на завтрак, обед и ужин, и еще перед сном непосредственно.

 

В идеале - имхо, да. Ну, то есть, бегать к аналою/конфессионалу необязательно, да и исповедник озвереет, но каяться непрестанно - надо.

Смысл жизни в том, чтоб хотя бы положить начало покаянию. И - благодарению Бога, имхо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мария, при всём уважении, тогда Вы - святая :o .

У меня в принципе не бывает такого, чтоб я не согрешила. (...)

И что же? Смертных грехов я, вроде бы, не совершила ни одного. Реально. Почти непрестанно молилась. Но ближе к среде поняла, что я всё равно просто физически не смогу подойти к Причастию без исповеди. Что я настолько несовершенна перед Богом, что у меня столько эмоций, недочётов, мгновенных мыслей, которые я могу не замечать, но которыми я могу Его оскорбить, что мне очень нужно покаяние.

Слава Богу, к счастью, в среду исповедь была. И, хотя исповеднику, по-моему, не понравился такой скрупулёзный подход (я сказала, что исповедовалась в субботу, а сейчас хочу буквально пару "грехов-помышлений" "доисповедовать"), я почувствовала реальное облегчение. Было чувство какой-то скорби оттого. что я - ничто перед Богом. И оскорбляю Его своими мерзостями.

В нравственном богословии есть такое понятие как "скрупулезная совесть". Это нездоровое состояние, в котором Вы, к сожалению, находитесь. Я, конечно, могу ошибаться, но в таком случае Вы - скорее всего святая, и это при всем уважении к Вам.

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

довлеющая к нему.

Так нельзя. Толкающая к нему, не довлеющая.

Сам недавно узнал. :D

 

Сашко, а на какую проблему, по твоему мнению, я должна и боюсь обратить взор?

По твоим постам мне кажется, что ты унижена и приучена к тому, чтобы быть униженной, и быть униженной это твоя потребность. Как сигареты у тех, кто курит. Я так думаю, потому что по твоих постах вижу ситуацию схожую с моей. Может быть, психотерапия тебе поможет. Религия в данном случае не в помощь. Наоборот — она раздолье для твоих демонов. :D

Это не значит, что нужно отказаться от религии, Боже упаси. Если ты откажешься от религии, появится что-то другое. Здесь зарыто глубже.

 

Я вот чего не понимаю - неужели вам не кажется, что каждое своё дыхание без благодарности Богу, каждое слово на форуме вместо молитвы - это уже если не грех, что несовершенство? Ведь у нас испорченная природа, тянущая ко греху, довлеющая к нему.

Моё имхо, что мы ПОСТОЯННО грешные, ну просто априори. Даже если не совершаем грех делом, он живёт внутри нас.

Это не страшно. Не бойся. :lol:

 

В идеале - имхо, да. Ну, то есть, бегать к аналою/конфессионалу необязательно, да и исповедник озвереет, но каяться непрестанно - надо.

Смысл жизни в том, чтоб хотя бы положить начало покаянию. И - благодарению Бога, имхо.

Смысл жизни в поклонении Богу. В том, чтобы жертвовать свою жизнь Богу. Смысл жизни не в покаянии!

Просто перед тем, как начать поклоняться Богу, нужно покаяться.

Изменено пользователем Saszko
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

З.Ы. Кстати, только сейчас подумала: мне всегда нравился подход к самому Таинству исповеди в храмах РКЦ. Когда есть конфессионал(ы), в котором или которых практически всегда кто-то есть, и можно исповедоваться как до Мессы, так и во время её (если в приходе несколько священников), и т.п. Удобно то, что человеку: а) сразу видно конфессионал и понятно, где исповедь; б) как бы создаются условия, "подталкивающие", "приободряющие" исповедоваться (у меня всегда такое ощущение возникало).

 

И при этом - перед каждым Причастием - необязательно. Не понимаю :huh: .

 

Я вот чего не понимаю - неужели вам не кажется, что каждое своё дыхание без благодарности Богу, каждое слово на форуме вместо молитвы - это уже если не грех, что несовершенство? Ведь у нас испорченная природа, тянущая ко греху, довлеющая к нему.

Моё имхо, что мы ПОСТОЯННО грешные, ну просто априори. Даже если не совершаем грех делом, он живёт внутри нас.

Саш, я скажу то, что говорила много раз. Причастие - не награда за праведную жизнь. Это лекарство для больных. А мы именно больные грехом. Ты же не ждешь, пока спадет температура, чтобы пить жаропонижающее?

Мы никогда не будем достаточно хороши, достаточно подготовлены к тому, чтобы принимать Причастие. Если ты думаешь, что сходив на исповедь автоматически заслужила некое право, то... Это ошибка. Это вообще не право, это милость, которую Господь дарует нам потому, что Он милосерден. И нужно этот дар принимать с благодарностью, а не ломаться а не впадать в истерию. Мы грешные, это наша природа. Это нужно принять. "Принять" не значит пуститься во все тяжкие. Неужели Бог не знает, чего от нас ждать, на что мы способны, а на что нет, в чем больше виноваты, а в чем меньше? Ну Он же любит нас! И хочет помочь! Дай ты Ему возможность действовать в тебе, доверься Ему...

  • Like 7
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мы никогда не будем достаточно хороши, достаточно подготовлены к тому, чтобы принимать Причастие.

У меня появилась мысль, что разумно будет в этой фразе (это я как бы не Ваши слова, Ксения, цитирую, а вообще христианский принцип) слово "хороши" заменить на слово "божественны". Мы никогда не будем достаточно божественными, чтобы принимать Божество.

Из этого следует, что достойно принимать Бога — это, принимая Бога, помнить о месте человека, твари Божьей, и о положении Бога, Творца всякой твари.

Подход же Сандры заключается в том, чтобы осуждать человека, тварь Божью, и тем самым оскорблять Бога, Творца человека, твари Божьей.

Конечно, этот подход гарантирует недостойное причастие.

Но это тебе не вменится Сандра, потому что ты введена в заблуждение. Желаю тебе скорейшего из него исхода! :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не "божественны", а "достойны". Ксения правильно сказала.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А нет ли в желании оптом отгрузить свои грехи и сомнения исповеднику желания свалить ответственность за различение со своих плеч?

Спрашиваю без иронии, у самой было так и отчасти есть и сейчас.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ксения правильно сказала.

Ксения, не спорю, правильно сказала.

Быть достойным божества, это как быть божеством. Вот эта мысль у меня появилась, понимаете?

Изменено пользователем Saszko
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А нет ли в желании оптом отгрузить свои грехи и сомнения исповеднику желания свалить ответственность за различение со своих плеч?

Спрашиваю без иронии, у самой было так и отчасти есть и сейчас.

Но это, мне кажется, вполне нормально, когда человек еще учится различать, что является грехом, а что нет, что грех смертный, а что - простительный.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А нет ли в желании оптом отгрузить свои грехи и сомнения исповеднику желания свалить ответственность за различение со своих плеч?

Спрашиваю без иронии, у самой было так и отчасти есть и сейчас.

Конечно, может быть. И если так, то, думаю, от того, что человек должен стараться вписаться во временные рамки — раз в месяц должен что-то иметь сказать*, это обстоятельство утомляет человека и он вообще отказывается от серьезного размышления над моральными проблемами и различения грехов — он отгружает оптом и по графику, как ему предписали.

 

* или в РПЦ каждый раз перед Причастием.

Изменено пользователем Saszko
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У меня проблема возникла вследствие того, что я после крещения ужасно боялась греха и было примерно как у Сандры - психологический барьер перед причастием. Так что я пыталась исповедоваться перед каждым причастием, даже если это было чаще чем раз в неделю.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

я ужасно боялась греха

У меня когда-то было такое ощущение, болезненно сильное. Сейчас я смотрю на то (что у меня было) как на слюнтяйство и безответственность.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...