Перейти к содержанию

Кто такие святые и что они хотят от нас


Дмитрий
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

 

Просьбы могут быть много о чём, не только о добродетелях. Мне вот скоро тяжёлый экзамен сдавать, я перед экзаменом буду просить о помощи. Да о чём угодно.

 

Да, о просьбах мой третий тезис.

 

А о чем, кроме заступничества перед Богом, ты просишь святого? Какой помощи ты ждешь от него при сдаче экзамена? Неужто, чтобы он за тебя написал ответ на вопрос? А если о вразумлении, то точно ли святого ты об этом просишь?

 

3. Помощь, ответ, встречную реакцию живого человека мы видим, чувствуем со всей очевидностью от того, к кому обращаемся. И, если только помощь не тайная, реакцию живого человека безошибочно увидит любой сторонний наблюдатель.

 

Помощь святых как правило опосредована руками живых людей и реакция святых нуждается в интерпретации. При этом, в сходных ситуациях два человека разного вероисповедания будут обращаться к своим личностям, описываемыми соответствующими мифами, и каждый будет приписывать помощь своим святым.

 

Согласен?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 130
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Ещё хочу уточнить: богословские книги входят в определение мифа? Определения соборов или там содержимое ККЦ - являются частью мифологического пространства? Я так понял, что да, но не уверен.

 

И да, и нет.

 

Они безусловно имеют мифологическую основу, интерпретацию откровений, которые относятся к мифологии. Но они раскрываются и развиваются по законам логики и содержат надмифологическую надстройку. Мне так кажется.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3. Помощь, ответ, встречную реакцию живого человека мы видим, чувствуем со всей очевидностью от того, к кому обращаемся. И, если только помощь не тайная, реакцию живого человека безошибочно увидит любой сторонний наблюдатель.

 

Помощь святых как правило опосредована руками живых людей и реакция святых нуждается в интерпретации. При этом, в сходных ситуациях два человека разного вероисповедания будут обращаться к своим личностям, описываемыми соответствующими мифами, и каждый будет приписывать помощь своим святым.

 

Согласен?

 

 

Конечно! :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

А именно я не согласен, что святой, (мифологические) знания о нём и молитва этому святому - одно и то же.

Не мифологические знания о святом, а миф о святом для нас (в том чиле для тебя) тождествен святому - вот что я утверждаю. Фраза "для нас (в том чиле для тебя)" неслучайна и ее нельзя опускать. Наши знания о святом могут быть скуднее мифа или вовсе не соответствовать ему. Но святой тождествен не твоему впечатлению о нем, а мифу, запечатленному в коллективных формах верований.

 

И мое утверждение зиждется на том, что в общении со святым все опосредовано мифом о нем, и нет ни единой грани, которая бы выходила за рамки мифа: общение со святым не является способом узнавания святого, не является инструментом обмена знаниями друг о друге и отклик святого не существует вне мифологической интерпретации. И при этом ты утверждаешь, что за мифом стоит личность, мифу не тождественная, подобно тому, что за биографией стоит живой человек, не тождественный биографии. Возможно, ты прав,но для тебя в этом разделении личности и мифа о святом нет никакого смысла, ибо твое взаимодействие со святым всегда опосредовано мифом.

 

Если ты не согласен, то приведи пример, что именно в твоем общении со святым не происходит в рамках мифа? Как личность святого, "стоящая за мифом о нем", входит в прямое взаимодействие с тобой вне мифа о нем?

Изменено пользователем Хараим
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так святой - это миф или не миф? И если он не миф, то что в житиях святых не соответствует тому описанию мифа, с которым ты только что согласился?

Кантианствуете, Аркадий.

Разумеется, мы можем познавать только явления. Соответственно святого - только в мифе и через миф.

Но вещь не сводится к явлению, а святой, его личность, не растворяется в мифе о нем, хотя они с мифом и едины. Сущность должна являться, ипостась, личность святого проступает в мифе.

Что именно в твоем общении со святым не происходит в рамках мифа? Как личность святого, "стоящая за мифом о нем", входит в прямое взаимодействие с тобой вне мифа о нем?

А вспомним-ка определение о. Александра Конева, что миф - это "символический рассказ о трансцендентном". С одной стороны миф - это действительно только миф, и все, что мы в нем укажем, во что ткнем пальцем - это только миф. Точно так же в вещи, что мы в ней не рассмотрим, не представим - все только явление. Но поднимемся выше представления, на уровень понятия, идей - мы постигнем сущность - то, что с одной стороны стоит "за явлениями", а с другой - пронизывает, пропитывает собой все явление. Таким же образом и миф, если мы смотрим его in abstracto, как отдельно взятый - он замкнут и закрыт в себе, в нем - ничего кроме него. Но в контексте веры в целом, богословской науки, in concreto содержание мифа о христианском святом выходит за пределы мифа и указывает уже на не-миф. В мифе обнаруживается указание на трансцендентное, на вещь-в-себе, на ноумен. На Бога и на ипостась святого, на онтологию божественной любви, лежащую в основе всего сущего, и мифа в том числе.

Святой, понимаемый диалектически - это и миф, и не-миф.

Как личность святого, "стоящая за мифом о нем", входит в прямое взаимодействие с тобой вне мифа о нем?

Строго, говоря, мы взаимодействуем прежде всего с личностью святого. Как и с личностью Иисуса. Миф здесь - производен, это - переплетение наших сложнейших взаимоотношений с ними.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Про субъектность мифа поднимался вопрос. Можно говорить про органический характер мифа, даже про разумный и живой (все же это идея). Можно полагать, что он в своей субъектности приближается к субъектности человека.

Вот только его субъектность - это скорее отражение субъектности действительных участников мифа. Пока участники - Бог, святые, люди пребывают в общении, миф поддерживается (может даже и обратную связь на них "оказывать"). Но если будут расходиться как в море корабли - миф начнет трещать по швам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Кантианствуете, Аркадий.

 

Минуточку. Кантиантствует как раз Дмитрий. Я как раз транслирую феноменологическую точку зрения о том, что чем бы ни была "вещь в себе", нам следует руководствоваться тем, как эта вещь проявляет себя в нашем мире. Так вот, святой проявляется в нашем мире через миф.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Святой, понимаемый диалектически - это и миф, и не-миф.

Как личность святого, "стоящая за мифом о нем", входит в прямое взаимодействие с тобой вне мифа о нем?

Строго, говоря, мы взаимодействуем прежде всего с личностью святого. Как и с личностью Иисуса. Миф здесь - производен, это - переплетение наших сложнейших взаимоотношений с ними.

Диалектика приветствуется. :)

 

Так давайте же найдем ту не-мифологическую сторону святого, которая в синтезе представляет святого.

 

Для начала ответьте и Вы - что в общении со святым у вас выходит за рамки мифа?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Про субъектность мифа поднимался вопрос. Можно говорить про органический характер мифа, даже про разумный и живой (все же это идея). Можно полагать, что он в своей субъектности приближается к субъектности человека.

Вот только его субъектность - это скорее отражение субъектности действительных участников мифа. Пока участники - Бог, святые, люди пребывают в общении, миф поддерживается (может даже и обратную связь на них "оказывать"). Но если будут расходиться как в море корабли - миф начнет трещать по швам.

Боюсь, я не понял Вашей мысли.

 

Суб'ектность (личностный характер) и одновременно об'ективность мифа вытекает из определения, которое я привел в начале (личностная история в онтологической цельности и коллективная вера в данный миф).

 

Швы, по которым что-то трещит - границы общин, которые используют одни и те же имена для разных мифов.

 

Самый яркий пример - Кунцевич. В одной общине политикан, негодяй и гонитель Христа в лице Его верных, а в другой - мученик за Христа, пострадавший от врагов Христа.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Братцы, а я давно хотел вас спросить: вы что, лосевцы, что принимаете за нечто исходное и начинаете серьезно обсуждать с Аркадием Хараимом всю эту муру?
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Часто бывает так, что когда начинаешь без удержу врать, то появляется какая-то вера в свое вранье. Врешь-врешь, а потом, смотришь, и сам поверил. Так и здесь. Начал я с провокации. Но в течение разговора постепенно уже перестал понимать, вру я о себе или говорю правду".

 

А.Ф. Лосев

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Минуточку. Кантиантствует как раз Дмитрий. Я как раз транслирую феноменологическую точку зрения о том, что чем бы ни была "вещь в себе", нам следует руководствоваться тем, как эта вещь проявляет себя в нашем мире. Так вот, святой проявляется в нашем мире через миф.

Вы оба по-своему "хороши")))). Дмитрий слишком отрывает личность святого от мифа и прячет ее "позади" него, Вы же, наоборот, недостаточно разделяете их. Вплоть до того, что у Вас миф - это "маска реальности под которой для нас ничего нет". То есть вещи в себе нет, она растворилась в мифе? Это уже даже не Кант, а крутое, перезрелое кантианство.

Моя позиция: личность святого и миф едины (вплоть до отождествления). Но в то же время не едины и не тождественны. Тезис и антитезис.

Синтез. В миф входит все, что есть в святом, но также в мифе есть момент, который, будучи в мифе, одновременно выходит за пределы мифа, Это, например, ипостась или личность святого. Да, она уходит в область трансцендентного, и знания о ней положительного, как о вещах нашего мира, как об явлениях, мы о ней иметь не можем. Но вот отрицательное знание о ней (и прежде всего полагание ее существования) мы себе вполне можем позволить. По крайней мере в рамках теоретического знания.

И хотя святой проявляется в нашем мире через миф, то все же, как правильно говорит Дмитрий, мы взаимодействуем не с мифом, не с "житием", не с "одним только мифом".

Для начала ответьте и Вы - что в общении со святым у вас выходит за рамки мифа?

Да хотя бы такая немаловажная вещь как мое общение с Богом. Которое входит в мое общение со святым (ибо обращаясь к святому, я на самом деле обращаюсь к самому Богу), но которое в то же время всегда масштабнее вот этого мифа о вот этом святом.

Что ты знаешь о святом, помимо того, что отражает его житие, его иконы, обращенные к нему молитвы, акафисты, тропари и т.д.?

Я знаю, что святой пребывает в блаженном видении Бога, в общении с Богом. Но я сам обращаюсь, взываю к Богу и тоже нахожусь в общении с Богом, хоть и не в столь совершенном модусе (блаженного видения Бога у меня, например, нет). Но в какой-то точке наши communicatio могут пересечься и совпасть, а коль скоро трансценденция Бога может задавать измерение, превосходящее все мифы, то можно сказать, что я могу в какой-то миг, даже "оказаться", "встретиться" со святым вне пространства мифа о нем. Хотя это будет происходить через чтение жития, молитву перед иконой святого, медитацию и т.д., то есть не в вакууме, а вполне в "пространстве мифа".

И любовь Божья превосходит все мифы. А ведь она - и моя цель, и цель святого, и всех верных. Мифы можно представить, наверное, как способы открытия, осуществления любви, но сама любовь - выше их. Может ли мне уже в этой жизни открыться любовь? Да, и прежде всего она явлена во Христе. Можем ли мы вместе со святым войти в чертог Бога, сосредоточие, резонанс этой любви, так сказать? По-видимому, да. Вот это и составляет смысл общения святых, вот за этим мы и ищем поддержки святых, а они - рады помочь нам, рады поделиться с нами.

Ну и если абстрактную вещь-в-себе, ноумен последовательный кантианец мог с достаточно большим основанием отбросить, оставить только маску реальности без того, что под ней, то подобное не может сделать христианин с любовью Божией. Загадка, проблематичный ноумен для теоретизирующего разума, но для христианина в его жизненном пути к Богу он начинает сиять ярким светом, светом явленного, воплощенного Бога.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Братцы, а я давно хотел вас спросить: вы что, лосевцы, что принимаете за нечто исходное и начинаете серьезно обсуждать с Аркадием Хараимом всю эту муру?

"Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу" (Кол 2:8) ;)

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

... чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу" (Кол 2:8) ;)

Я бы только добавил, что и сама античная философия перерастает миф. Попытки Флоренского и Лосева реинкарнировать миф и магию были подвигом декадентства. Хотя у Лосева к этому еще и примешивались бесконечные провокаторские порывы и неистребимое желание троллить советскую власть, но так, чтобы никто не догадался.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вплоть до того, что у Вас миф - это "маска реальности под которой для нас ничего нет".

Вот этот тезис возник в другой теме в контексте предложения Владимира М. искать в Писании сказки и демифологизировать их. Готов орпавдываться за тезис только в той теме и в том контексте. Здесь я такого не говорил, поэтому прошу не апеллировать к этим словам. Я уже просил об этом, прошу повторно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Братцы, а я давно хотел вас спросить: вы что, лосевцы, что принимаете за нечто исходное и начинаете серьезно обсуждать с Аркадием Хараимом всю эту муру?

;)

Я прошу прощения, а модераторы больше не наказывают за оффтопик?

 

Настоятельно прошу эгригорины булавинские вычищать.

Изменено пользователем Хараим
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Модераторы, это не оффтопик.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Моя позиция: личность святого и миф едины (вплоть до отождествления). Но в то же время не едины и не тождественны. Тезис и антитезис.

Синтез. В миф входит все, что есть в святом, но также в мифе есть момент, который, будучи в мифе, одновременно выходит за пределы мифа, Это, например, ипостась или личность святого. Да, она уходит в область трансцендентного, и знания о ней положительного, как о вещах нашего мира, как об явлениях, мы о ней иметь не можем. Но вот отрицательное знание о ней (и прежде всего полагание ее существования) мы себе вполне можем позволить. По крайней мере в рамках теоретического знания.

 

В целом я согласен, кроме последнего слова в этой фразе. Знания? Или веры? Или для Вас это тоже тождественные понятия?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Братцы, а я давно хотел вас спросить: вы что, лосевцы, что принимаете за нечто исходное и начинаете серьезно обсуждать с Аркадием Хараимом всю эту муру?

 

Мне, например, интересно. Чего хочу от темы я - чтобы позиция Аркапдия превратилась в систему, была проработана, структурирована и чётко сформулирована. То, что она некорретируема - это уже понятно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

нам следует руководствоваться тем, как эта вещь проявляет себя в нашем мире. Так вот, святой проявляется в нашем мире через миф.

Ещё хочу уточнить: богословские книги входят в определение мифа? Определения соборов или там содержимое ККЦ - являются частью мифологического пространства?

И да, и нет.

 

Они безусловно имеют мифологическую основу, интерпретацию откровений, которые относятся к мифологии. Но они раскрываются и развиваются по законам логики и содержат надмифологическую надстройку. Мне так кажется.

Но в контексте веры в целом, богословской науки, in concreto содержание мифа о христианском святом выходит за пределы мифа и указывает уже на не-миф.

 

 

Позиция Аркадия понятна и мне уже начинает казаться, что мы слишком надолго задержались на этом этапе разговора. Можно было бы констатировать разногласия и двигаться дальше. Но вот этот момент мне тоже кажется важным. Если богословие (любого уровня) относить к мифологии, если богословские рассуждения имеют одну природу с пересказыванием друг другу мифологических... сведений, то просто констатируем позицию Аркадия: нам не доступно ничего, что не является мифом. Но если нет - нет.

 

Поэтому прошу всех высказаться: как соотносятся мифология и богословие? Назвать определения Соборов мифом было бы слишком смело, я думаю, даже для Аркадия. Или вот споры сторонников чисто юридического и чисто органического понимания сотериологии - это что борьба двух мифологческих систем? Да вроде нет, обе стороны апеллируют к мозгу.

 

Но если так, у нас есть как минимум ещё один метод, кроме мифологического. Причём, освящённый двухтысячелетней историей богословских споров и богословских анафем, что не смогут игнорировать даже последовательные мифологисты.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

"Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу" (Кол 2:8)

Излюбленная цитата тех, кто ленится изучать философию.

 

Это философская тема, так что совсем необязательно свое философское невежество в ней оправдывать - для этого масса иных тем есть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Для начала ответьте и Вы - что в общении со святым у вас выходит за рамки мифа?

Да хотя бы такая немаловажная вещь как мое общение с Богом. Которое входит в мое общение со святым (ибо обращаясь к святому, я на самом деле обращаюсь к самому Богу), но которое в то же время всегда масштабнее вот этого мифа о вот этом святом.

 

Боюсь, я опять не понял. Что именно в Вашем общении с Богом немифологично, не интерпретируется в рамках мифа?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спросил сегодня нашего второго приходского священника, отца Александра Конева. Он тоже высказался за "мифологический" подход, и даже в схожих выражениях. Между прочим, походя дал замечательное определение мифа: "символический рассказ о трансцендентном". Спрашиваю, откуда определение. Он посмотрел удивленно (мол, какое определение?), призадумался и ответил: нуу, это у меня, наверное, на основе Лосева и Шеллинга. Удивительный человек :) :).

 

А вспомним-ка определение о. Александра Конева, что миф - это "символический рассказ о трансцендентном".

 

Прикол в том, что это не было определением. Это было сказано походя посредине какой-то значительно более длинной фразы. Просто отец Александр так вот общается непринуждённо за чашкой чая. Сорит определениями. Это я просто порадовался вслух, вот какой у нас на приходе (был тогда) второй священник :).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу" (Кол 2:8) ;)

 

Я верю, что на основании "мифологического" подхода можно построить систему, в принципе не противоречащую Христианству. Удасться ли это нам сейчас - посмотрим. Почему не попробовать, а вдруг? :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но в какой-то точке наши communicatio могут пересечься и совпасть, а коль скоро трансценденция Бога может задавать измерение, превосходящее все мифы, то можно сказать, что я могу в какой-то миг, даже "оказаться", "встретиться" со святым вне пространства мифа о нем.

Спасибо за эти слова. Они понуждают меня восполнить одно важное упущение - я упустил в определении мифа на первой странице слово "чудо": миф - это чудесная история и далее по тексту. Чудо отличает миф от биографии умершего человека и от общения с умершими людьми вообще. Чудо - неот'емлемая составляющая мифа.

 

И в свете этого любая встреча со святым - чудо. Вот только здесь мы подходим к важной детали. Чудо встречи с трансцедентным происходит не только у христиан. В общем случае это то, что происходит в момент экзистенционального прорыва. И чтобы узнать в этот момент Бога или святого, необходимо быть причастным мифу. Не обязательно его разделять, но надо знать о его содержании и о его последователях (как это случилось с Савлом).

 

Поэтому я не согласен, будто такая чудесная личная встреча происходит вне мифа.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...