Перейти к содержанию

Кто такие святые и что они хотят от нас


Дмитрий
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Аркадий, в другой теме и в (несколько) другом контексте я встретил следующую очень интересную фразу:

 

Миф - это маска духовной реальности, под которой для нас ничего нет!

 

В контексте нынешней темы, согласен ли ты с этой мыслью? Я её понял так, что миф - это единственный способ, через который нам доступна духовная реальность. Но это именно духовная реальеность выражает себя для нас через миф, так что, всё нормально. Правильно ли я это понял? В контексте нынешней темы, согласен ли ты с той яркой и запоминающейся фразой? М.б. с какими-нибудь поправками, уточнениями?

Всему свое время. Учитывая твое разделение личности святого и мифа о святом, я пока не вижу твою готовность обсуждать этот вопрос. Я по-прежнему предлагаю тебе этот вопрос перенести в ту тему, там в контексте беседы о демифологизации Священного Писания, к которому призывал Владимир М., мои ответы будут органичнее и вписываться в феерический контекст, заданный Владимиром М в той теме.

 

Будем последовательны. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 130
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

То есть миф - это житие святого, а сам святой - это не миф. Я правильно понял твою мысль?

 

Да, конечно. Ты же сам говоришь, что под мифом нужно понимать "историю личности, представленную в ее онтологической цельности". Святой - личность; личность и история личности - явно не одно и то же. Мы молимся святым, но нельзя молиться "истории личности". Логично?

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В целях дальнейшего провоцирования и роста градуса я напомню историю о Хрисиппе. Это нелишне, тут прямая философская перекличка. Говорят, что ему принадлежит "парадокс о телеге":

 

"То, что ты говоришь, исходит у тебя изо рта.

 

Ты говоришь "телега".

 

Следовательно, телега выезжает у тебя изо рта"»

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Следовательно, телега выезжает у тебя изо рта"»

 

Ха, покажите мне античного грека, которого можно так просто развести. Сядь сначала в то, что выезжает у меня изо рта, и прокатись; тогда это будет телега.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Да, конечно. Ты же сам говоришь, что под мифом нужно понимать "историю личности, представленную в ее онтологической цельности". Святой - личность; личность и история личности - явно не одно и то же. Мы молимся святым, но нельзя молиться "истории личности". Логично?

Я пока не знаю, что стоит за твоими словами "мы молимся святым", поэтому пока не знаю, насколько логичен твой ответ.

 

Что ты знаешь о святом, помимо того, что отражает его житие, его иконы, обращенные к нему молитвы, акафисты, тропари и т.д.? Что, помимо этой самой истории, тебе о нем известно? И когда ты молишься ему, ты видишь его таким, как он представлен в этой "истории" или как-то иначе?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

То есть миф - это житие святого, ...?

 

Да, конечно.

Хочется зафиксировать второй достигнутый консенсус: житие христианского святого - это миф.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ха, покажите мне античного грека, которого можно так просто развести.

Античного грека нельзя, соглашусь. У греков пост-магическое мышление.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, конечно. Ты же сам говоришь, что под мифом нужно понимать "историю личности, представленную в ее онтологической цельности". Святой - личность; личность и история личности - явно не одно и то же. Мы молимся святым, но нельзя молиться "истории личности". Логично?

 

Я пока не знаю, что стоит за твоими словами "мы молимся святым", поэтому пока не знаю, насколько логичен твой ответ.

 

Что ты знаешь о святом, помимо того, что отражает его житие, его иконы, обращенные к нему молитвы, акафисты, тропари и т.д.? Что, помимо этой самой истории, тебе о нем известно? И когда ты молишься ему, ты видишь его таким, как он представлен в этой "истории" или как-то иначе?

 

Я бы ещё добавил, скажем так, статью в Википедии, что особенно актуально для таких святых, как, например, Николай Японский или Филарет Московский. Не говоря уже об Иоанне-Павле Втором. И плюс ещё обязательно общие знания о всех святых вообще. Например о том, как соотносится их воля с волей Бога, что позволяет очень чётко понимать "что они хотят от нас". Но об этом позже, я надеюсь.

 

Аркадий, ну в целом да, о святом я знаю именно это. Но почему ты спрашиваешь? Во время молитвы святого лучше никак не видеть, безОбразная молитва лучше. Но безОбразная молитва это идеал, реально какие-то мои представления во время молитвы присутствуют. Я не делаю из этого проблемы, ведь молюсь-то я всё равно не этим своим отрывочным убогим представлениям, а самому святому. Здесь нет в этом моменте принципиальной разницы с молитвой Богу - чтобы мы себе там не представляли, молимся мы Богу, а не этим образам.

 

Ну а ты, Аркадий, что ты подразумеваешь под молитвой святому? Ты молишься мифам, т.е. историям личностей, представленным в их онтологической целостности?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что ты знаешь о святом, помимо того, что отражает его житие, его иконы, обращенные к нему молитвы, акафисты, тропари и т.д.? Что, помимо этой самой истории, тебе о нем известно? И когда ты молишься ему, ты видишь его таким, как он представлен в этой "истории" или как-то иначе?

 

 

Аркадий, ну в целом да, о святом я знаю именно это.

Вот сейчас мне бы хотелось провести сопоставление формы твоего общения с живым человеком и с тем, кого ты вслед за своими единоверцами считаешь святым.

 

1. Знание о живом человеке корректируется и может поменяться вплоть до противоположного, в зависимости от формы взаимоотношений с этим человеком - рассказы о живом человеке (в виде биографии, автобиографии, слухов и т.п.) могут совершенно не совпадать с твоим впечатлением об этом человеке от общения.

 

Взаимоотношения со святым у тебя меняются только тогда, когда ты узнаешь о нем что-то новое в рамках мифов о нем (любых) - ты открываешь новые грани личности святого только в мифах. Твои личные грани общения со святым не корректируют твоего впечатления о святом, сложившегося в рамках мифа о нем, но могут приобретать личностные оттенки.

 

Согласен?

Изменено пользователем Хараим
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну а ты, Аркадий, что ты подразумеваешь под молитвой святому? Ты молишься мифам, т.е. историям личностей, представленным в их онтологической целостности?

Да, в молитве я обращаюсь к тому, кого знаю из мифов о нем в его онтологической цельности - в его неизменном состоянии в вечности, а не в сиюминутном состоянии. Ничего другого, кроме моего знания о нем из мифа о нем, мое обращение не содержит. Более того, отклик на мою молитву я тоже интерпретирую (а отклик святых нуждается в интерпретации, верно?) в рамках мифа о нем. Изменено пользователем Хараим
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Во время молитвы святого лучше никак не видеть, безОбразная молитва лучше. Но безОбразная молитва это идеал, реально какие-то мои представления во время молитвы присутствуют.

А как это противоречит тому, что моя молитва обращена к тому, кого я знаю из мифа о нем? Я вовсе не обязан создавать при молитве образ святого, он просто предстоит мне в моем знании об этом святом из мифов о нем. В чем ты видишь противоречие?

Изменено пользователем Хараим
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну а ты, Аркадий, что ты подразумеваешь под молитвой святому? Ты молишься мифам, т.е. историям личностей, представленным в их онтологической целостности?

Да, в молитве я обращаюсь к тому, кого знаю из мифов о нем в его онтологической цельности - в его неизменном состоянии в вечности, а не в сиюминутном состоянии. Ничего другого, кроме моего знания о нем из мифа о нем, мое обращение не содержит. Более того, отклик на мою молитву я тоже интерпретирую (а отклик святых нуждается в интерпретации, верно?) в рамках мифа о нем.

 

Твоё обращение, кроме знаний о том, к кому ты обращаешься, содержит ещё и обращение к нему :). То есть, просьбы, благодарность, славословие. То есть, собственно обращение. Ну ты что, святому или Богородице пересказывашь свои знания о них? Христу ты пересказываешь свои знания о Нём? Нет, ты просишь, благодаришь, славословишь. Ну и там ещё что-то. Ты когда Бога о чём-то просишь, ты обращаешься к Нему или к своим знаниям о Нём?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Взаимоотношения со святым у тебя меняются только тогда, когда ты узнаешь о нем что-то новое в рамках мифов о нем (любых) - ты открываешь новые грани личности святого только в мифах. Твои личные грани общения со святым не корректируют твоего впечатления о святом, сложившегося в рамках мифа о нем, но могут приобретать личностные оттенки.

 

Согласен?

 

Согласен, но принципиальной разницы не вижу. Ты считаешь, что эта разница принципиально важна?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

.

 

Согласен?

 

Согласен, но принципиальной разницы не вижу. Ты считаешь, что эта разница принципиально важна?

Конечно. Ведь общение с живым человеком - инструмент познания этого человека. А общение со святым таким инструментом не является.

 

2. Цель общения с живым человеком как с личностью (а не как с функцией в виде продавца в супермаркете) состоит либо в том, чтобы узнать его, либо в том, чтобы передать ему какое-то важное во взаимоотношениях с ним знание о себе.

 

Обращение ко святому как к личности не содержит ни того, ни другого, ибо мы узнаем святого не в личном общении и мы уверены в его знании о нас даже больше того, что мы сами о себе знаем. По сути наше общение со святым является инструментом усвоения, перенимания его личностных характеристик, о которых мы знаем из мифа о нем, подражания ему в том, что мы знаем из мифа о нем.

 

Согласен?

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

. Ничего другого, кроме моего знания о нем из мифа о нем, мое обращение не содержит.

 

Твоё обращение, кроме знаний о том, к кому ты обращаешься, содержит ещё и обращение к нему :). То есть, просьбы, благодарность, славословие. То есть, собственно обращение. Ну ты что, святому или Богородице пересказывашь свои знания о них?

Пардон за неудачный элипсис - мое обращение к святому не содержит никаких других ожиданий, кроме обусловленных моими знаниями мифов о нем. Миф очерчивает границы моего обращения, ожидания и отклика святого.

 

Согласен?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Конечно. Ведь общение с живым человеком - инструмент познания этого человека. А общение со святым таким инструментом не является.

 

2. Цель общения с живым человеком как с личностью (а не как с функцией в виде продавца в супермаркете) состоит либо в том, чтобы узнать его, либо в том, чтобы передать ему какое-то важное во взаимоотношениях с ним знание о себе.

 

Обращение ко святому как к личности не содержит ни того, ни другого, ибо мы узнаем святого не в личном общении и мы уверены в его знании о нас даже больше того, что мы сами о себе знаем. По сути наше общение со святым является инструментом усвоения, перенимания его личностных характеристик, о которых мы знаем из мифа о нем, подражания ему в том, что мы знаем из мифа о нем.

 

Согласен?

 

Я не уверен, что личностное общение с "живым человеком" всегда имеет только цель взаимного познания.

 

Я согласен, что молитвенное общение со святым лишено цели взаимного познания.

 

Я согласен, с тем, что "обращение к святому не содержит никаких других ожиданий, кроме обусловленных нашими знаниями мифов о нем"*. "Миф очерчивает границы моего обращения, ожидания и отклика святого" - тоже согласен.

 

Я не согласен, что молитвенное общение со святым ограничивается целью перенимания его личностных характеристик, подражания ему в добродетелях. Я даже не думаю, что это основное назначение молитвы. Вот тебе пример молитвенного обращегия, давай посмотрим, какова его цель:

 

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательница, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

 

Что, целью этих молитв являетя "усвоение личных качеств" Богородицы? Вся третья молитва здесь - обращение к Марии как к скорой Заступнице. О чём ты просишь -

разрешить твою обиду, помочь тебе яко немощну, быть твоей предстательницей - или ты здесь имеешь какие-то другие цели?

 

В общем, я согласен, что эта молитва не даёт мне никаких новых знаний о Богородице. Но обращаюсь я именно к Ней, и все цели моего обращения видны из текста молитвы. Просьба, благодарность, славословие. Я обращаюсь не к моим знаниям, я обращаюсь к Богородице. Отвечает не миф, отвечает Она.

 

Но все эти цели возможны и в общении с живым человеком - тебя я тоже могу о чём-то попросить, потом поблагодарить и даже иногда похвалить :). Единственная качественная разница в том, что попутно у меня есть шанс получить о тебе какие-то новые знания. Но я бы не стал возводить эту разницу в принцип.

 

Итак, мы молимся не своим знаниям о Боге, а Богу; не знаниям о святом, а святому.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

... мое обращение к святому не содержит никаких других ожиданий, кроме обусловленных моими знаниями мифов о нем.

 

Тебе не кажется, что слово "мифов" здесь несколько лишнее? Нет, смысл оно не меняет, но просто зачем оно, почему не сказать просто "моими знаниями"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Я не согласен, что молитвенное общение со святым ограничивается целью перенимания его личностных характеристик, подражания ему в добродетелях.

Фиксирую несогласие. И недоумеваю.

 

И что же, если не стремление усвоить добродетели, являет собой молитва, прямо цитирующая слова Ангела?

 

Просьба о чем? Благодарность за что? Хвала во имя чего?

Изменено пользователем Хараим
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

... мое обращение к святому не содержит никаких других ожиданий, кроме обусловленных моими знаниями мифов о нем.

 

Тебе не кажется, что слово "мифов" здесь несколько лишнее? Нет, смысл оно не меняет, но просто зачем оно, почему не сказать просто "моими знаниями"?

Нет, не лишнее. Ибо знание вообще и знание личности через миф о ней не одно и то же.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Я не согласен, что молитвенное общение со святым ограничивается целью перенимания его личностных характеристик, подражания ему в добродетелях.

Фиксирую несогласие. И недоумеваю.

 

И что же, если не стремление усвоить добродетели, являет собой молитва, прямо цитирующая слова Ангела?

 

Просьба о чем? Благодарность за что? Хвала во имя чего?

 

Аркадий, ты тоже меня удивил. За что нам благодарить Богородицу - ты вообще всерьёз это спрашиваешь? Если это риторический вопрос, то я не понял к чему он.

 

Хвала не во имя чего, хвала это самоцель, мы вообще-то ради этого в основном и созданы. Славить Бога (в т.ч, во святых Его) - это наше природное предназначение, для нас это должно быть самоцелью.

 

Просьбы могут быть много о чём, не только о добродетелях. Мне вот скоро тяжёлый экзамен сдавать, я перед экзаменом буду просить о помощи. Да о чём угодно.

 

Что до усвоения добродетелей, то эта цель, конечно, тоже всегда присутствует, это важный момент. Но сводить всё к нему... Чем тогда молитва отличается от чтения Писания и житий святых? Или для тебя молитва просто другой способ работать с житиями, пересказ основных тезисов вслух? Серьёзно, это вопрос - в чём разница?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Аркадий, ты тоже меня удивил. За что нам благодарить Богородицу - ты вообще всерьёз это спрашиваешь?

 

Всерьез. Ответь и ты поймешь, что в этой благодарности мы именно уподобляемся Ей самой. Благодарность - это не просто "спасибо" сказать, это внутренняя готовность в случае надобности вернуть доступными способами условный эквивалент полученного.

 

Что является для тебя эквивалентом жизни и спасения, что ты готов отдать Христу и Богородице? Неужто ты считаешь свою благодарственную молитву достаточным эквивалентом? А если нет, то какое именно намерение и готовность по отношению к Богородице стоит за твоей благодарственной молитвой?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Хвала не во имя чего, хвала это самоцель, мы вообще-то ради этого в основном и созданы. Славить Бога (в т.ч, во святых Его) - это наше природное предназначение, для нас это должно быть самоцелью.

 

...и ты об этом знаешь из мифов, так? И в хвале ты устремляешься к самоцели, определенной для тебя мифами о святых. Так? То есть уподобляешься святым. Так?

 

С чем же ты споришь? Как раз в хвале, благодарности ты и уподобляешься святым.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вообще у украинцев это, мифологическое пространство немного другое, вот. :)

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...и ты об этом знаешь из мифов, так? И в хвале ты устремляешься к самоцели, определенной для тебя мифами о святых. Так? То есть уподобляешься святым. Так?

 

С чем же ты споришь? Как раз в хвале, благодарности ты и уподобляешься святым.

 

 

А, ну да. Святые молились, мы тоже молимся, значит мы им подражаем. В этом смысле да. Но я же и говорю, момент подражания/перенимания/уподобления есть всегда и он важен. А спорю я с тем, что к нему всё и сводится. Нет! - отвечаю я. Ни в коем случае! 176a81e89687.gif

 

Знаешь как бывает, люди, до конца не разобравшись, выхыатывают из сложной вещи какую-то одну сторону, и начинают всё к ней сводить. Например, молитва обычно содержит какую-нибудь просьбу. О! Христиане корыстные! Бога превратили в волшебника и просят подачек! Или вот я слышал раз: молодой православный батюшка, после общей трапезы на приходе и благодарственной молитвы сделал умное лицо и заявляет: ну вот, наштопались, а теперь в Рай просимся! Что ему ответишь. Ну да, наштопались и в Рай просимся, можно и так посмотреть.

 

Или вот другой человек осознал в молитве момент подражания святым, и тоже начинает сводить всё к этому. По сути молитва ни что иное как... и т.д. Третий заметил определенные сложности личной коммуникации с обитателями Неба. Так сказать, обстоятельства времени и места работают не на нас - ответ святого не услышишь ушами. И тут же заявляет (порой), что для нас святой и знания о нём практически есть одно и то же.

 

Четвёртый заявляет, что все сведения о святых он получает через уши и глаза; значит, святые есть ни что иное, как звуковые и оптические волны определённого диапазона. Пятый возражает, что нет, святые это электрические импульсы в его мозгу (никто пока не смог молиться без мозга).

 

Это сейчас были, типа, общие рассужления. По теме же я хочу сказать, что согласен с тобой, Аркадий, не во всём. А именно я не согласен, что святой, (мифологические) знания о нём и молитва этому святому - одно и то же. Извини если ты этого не говорил, тогда я прошу тебя прояснить взаимоотношения этих трёх вещей - самого святого, мифа и молитвы

 

Сам я считаю, что это три разные вещи, хотя и взаимосвязанные. Ты согласен? Если да, не мог бы ты обозначить соотношения и взаимоотношения между этими вещами?

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ещё хочу уточнить: богословские книги входят в определение мифа? Определения соборов или там содержимое ККЦ - являются частью мифологического пространства? Я так понял, что да, но не уверен.

 

Думаю, в этой темк можно уже дать определение мифологического пространства.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...