Jump to content

Христианская символика в фильме "Хоббит: Нежданное путешествие"


Neta
 Share

Recommended Posts

Эксперт рассказал о христианской символике в фильме "Хоббит: Нежданное путешествие"

 

%D0%A5%D0%BE%D0%B1%D0%B1%D0%B8%D1%82-%D0%9D%D0%B5%D0%BE%D0%B6%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B5%D1%88%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5.jpg

 

Всего несколько дней осталось до выхода долгожданногофильма "Хоббит: Нежданное путешествие" - первого фильма в кинотрилогии режиссера Питера Джексона на основе шедевра Джона Рональда Руэла Толкиена.

Паоло Гулисано (Paul Gulisano), авторитетный публицист и эксперт в литературе фэнтези, автор книг по произведениям Толкиена, К.С. Льюиса, Г.К. Честертона, Джона Генри Ньюмена, опубликовал совместно с издательством Ancora книгу La Mappa dello Hobbit ("Карту Хоббита"), легко читаемый, но всеобъемлющий путеводитель по миру Толкиена, включающий в себя карту Средиземья, созданную художником Еленой Ванин (Elena Vanin), которая порадует многих поклонников жанра фэнтези.

 

Корреспондент католического агентства ZENIT встретился с профессором Гулисано в Мессине на Хоббит-марафоне, организованном Культурной Ассоциацией Terremoti di Carta, и взял у него интервью.

 

ZENIT: Хоббит: это "приквел" к Властелину Колец, детская сказка или менее значительное произведение великого Толкиена?

 

Павел Гулисано: Эта история – нечто гораздо большее, чем приквел к "Властелину Колец", как многие из новых читателей - или зрителей - могут подумать. Это не история – в отличие от многих приквелов – чтобы объяснить предшествующие события, секреты и тайны работы ... История о приключениях Бильбо Бэггинса и других персонажей, знакомых читателям по саге "Властелин Колец", таких как Гэндальф, Голлум, Элронд, гномы и эльфы, возникла в воображении Толкиена задолго до того, как были придуманы события Войны Кольца. В самом деле, "Властелин Колец" был задуман как продолжение "Хоббита", и в течение длительного времени, в переписке между Толкиеном и его издателем, книга называлась "новым Хоббитом".

 

"В земле была нора, а в норе жил да был хоббит". Эта странная фраза вдруг пришла в голову молодого профессора жарким летним днем в его доме в Оксфорде, когда он проверял экзаменационные работы своих студентов. Один из испытуемых оставил пустой бланк для эссе по английской литературе, и профессор Толкиен, подчиняясь таинственному вдохновению, написал это предложение на чистом листе бумаги. Так появился на свет хоббит, и вскоре после этого он прибрел свой неповторимый характер, став самым оригинальным творением в огромном мире фэнтези самого блестящего писателя художественной литературы. Вполне вероятно, что без этого смешного персонажа, хоббита, вся фантастическая вселенная, над которой Толкиен работал в течение многих лет, никогда бы не увидела публикации.

 

ZENIT: В своем эссе вы пишете, что книга родилась не только благодаря знаниям автора о мифах и древних легендах, но его благодаря его опыту как отца ...

 

Гулисано: Совершенно верно. Толкиен рассказывал своим четырем детям истории о чудаковатых персонажах: мистере Блиссе, собаке Роверандоме (Ровере), и, наконец, сказки, где храбрые молодые герои, такие как хоббит, боролись против зла. Совершенно очевидно, что писатель изначально задумывал эти произведения как сказки для детей, выдержанные в разговорном тоне, когда рассказчик обращается к маленьким читателям, призывая их самих принять участие в действии. Однако в течение нескольких лет работы над книгой, история постепенно обогащалась содержанием Легендариума Толкиена.

 

Эта история наполнена ароматом древности, здесь можно услышать отголоски древних легенд, и, более того, в ней присутствует оттенок радости, на отсутствие которой в современной фантастике жаловался Гилберт Честертон: "По своей сути, современная литература почти полностью лишена элемента радости. И я думаю, что справедливо будет сказать, обобщая, что она недостаточно наполнена духом детства, чтобы быть радостной". Толкиен обладал этим детским духом, понимаемым не как ребячество, но как умение смотреть на действительность глазами ребенка, который полон вопросов и удивления.

 

ZENIT: Хоббит наполнен христианской символикой, так же как и Властелин колец?

 

Гулисано: В "Хоббите" впервые появляется ведущая тема отречения, жертвы, что для Толкиена представляется одной из величайших добродетелей, одной из высших форм героизма, тема, которая будет более детально развита во "Властелине Колец". Отказ от обладания чем-либо, не из мазохизма, не для того, чтобы иметь "меньше", но чтобы приобрести "нечто большее" в человечестве и добродетели. Бильбо Бэггинс из Шира является свидетельством того, как мы можем стать героями, даже если мы не большие и сильные, даже если мы не принадлежим к элите, но когда мы решаем проблемы, которые жизнь ставит перед нами, какими бы непреодолимыми они не казались.

 

Пережитое приключение также научило его, что великие предприятия не осуществляются героем-одиночкой, но группой. Для Толкиена дружба была одним из самых важных чувств в жизни, и поэтому его герои также со страстью ищут ее. Наслаждаться обществом друг друга - одна из самых важных вещей. Это обмен интересами, чувствами и даже событиями. Это братские замечания, и, возможно, напоминания о важных вещах, как когда в конце истории, вспоминая совместные приключения, Гэндальф, оценив все его заслуги, между тем напоминает Бильбо о его возможностях: "Вы замечательный хоббит, мистер Бэггинс, и я вас очень люблю, — но помните, что вы маленькое создание, а мир велик!". "Вот и прекрасно!" — улыбаясь, произнес Бильбо.

 

ZENIT: Ваша последняя работа, "Карта Хоббита": что это такое?

 

Гулисано: На протяжении многих лет я работаю над произведениями Толкиена: я читаю и перечитываю его, я пишу о нем, я говорю о нем, но по большей части я замечаю, что работы Толкиена для меня неисчерпаемы. Толкиен - учитель, который никогда не перестает учить, и его мир для меня продолжает быть точкой отсчета, уютным домом, где можно укрыться от превратностей жизни. Есть еще столько вещей, о которых нужно сказать, которые можно обнаружить, почерпнуть из его страниц. Поэтому я подумал, что было бы неплохо дать читателям, тем, кто в течение многих лет путешествовали сквозь миры, созданные нашим любимым профессором, а также тем, кто открыл его только сегодня, своего рода "путеводитель" по миру "Хоббита".

 

Путеводитель, фактически, карта. Это был старый проект, который я лелеял в течение многих лет, с тех пор как я закончил аналогичную работу для миров "Властелина Колец" и "Сильмариллиона". Так что я мечтал о завершении моей собственной трилогии, и когда я получил возможность встретиться с Еленой Ванин, выдающимся художником, хорошо известным в мире фэнтези благодаря созданию латексных эльфийских ушей ("Neraluna"), которыми мечтает обладать каждый поклонник трилогии, и увидел священный огонь Искусства, сияющий в ее глазах, я понял, что это возможно. И вот мы, объединив усилия, создали "карту Хоббита" (издательство Ancora), книгу, более напоминающую карту, которая, как мы надеемся, будет по достоинству оценена всеми читателями мира Толкиена и теми, кто захочет узнать об этом больше

 

Католик.ру

  • Like 2
Link to comment
Share on other sites

Ой! "Хоббит" поразил ещё в детстве! На фильм - собираемся. Спасибо! Актуально! :)
  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

В понедельник вечером идём всей семьёй, кроме старшего, 17-летнего, который слишком взрослый для сказок. Во вторник ждите отчёта.
  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

А в России когда премьера? Тоже хочу...

 

Вроде, с 19 декабря...

Link to comment
Share on other sites

Знаю, что будет ужас-ужас. Как трилогия.

Но всё равно пойду.

 

Вот где подлинный мазохизм.

Link to comment
Share on other sites

В прямом :).

От джексоновского ВК у меня в целом достаточно мрачные впечатления остались.

Link to comment
Share on other sites

Мрак?.. Где там мрак-то?! Захватывающее приключение - есть. Напряжение. Страх, даже местами ужас - тоже есть. А мрак-то где?! Ну, гибнет один гном. Но мрак - явное преувеличение.

 

Кстати, вот "поперелистываю" книжку. На предмет мрака :D . Правда, дома она у меня только на немецком...

 

А вообще, "Хоббита" впервые прочла лет в десять на одном дыхании. Взяла в библиотеке книжку с красивой обложкой - помимо "Хоббита", там ещё "Питер Пэн", вроде, был, и сказки чьи-то. Начала читать... И не могла оторваться. Причём я много лет после этого понятия не имела, кто это написал (была у меня дурная привычка "не смотреть" автора) и т.п., но впечатления - сильнейшие.

А вот "Властелин Колец" читался намного труднее. Несмотря на то, что в более старшем возрасте. Правда, читала только по-русски и, возможно, не в лучшем переводе. Надо бы хотя бы глянуть оригинал... Перечитать у меня вряд ли духу хватит :) .

Link to comment
Share on other sites

В прямом :).

От джексоновского ВК у меня в целом достаточно мрачные впечатления остались.

 

"Хоббит" "светлее", имхо :). И в целом менее навороченный.

Link to comment
Share on other sites

Так от ВК Толкина у меня никакого мрака и нет. У меня от Джексона мрак.

Он же в двух красках снят. В синей и в зелёной. И характеры такие же, в двух красках. Имхо, даже с отвлечённой точки зрения, даже как простое развлекательное кино, он несостоятелен (не веселит). Я уже молчу о том, что в идеале ожидаю от экранизации некоей творческой связи с первоисточником.

 

Я ещё забыла, что "Хоббита" эти артисты тоже на три части растянули. Как?!

 

Что там с Малером - ну не знаю :). Хотя всё влияет на всё, конечно же. И любая книга, любой фильм какой-то след оставляют.

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Я ещё забыла, что "Хоббита" эти артисты тоже на три части растянули. Как?!

 

ДА???????!!!!!!!!!!!! :blink:

Присоединяюсь к вопросу...

 

В тему фильмов - не знаю... Да, что-то такое есть (насчёт синего и зелёного). Но вообще, я крайне плохо разбираюсь в кино, а ВК смотрела по ТВ и, по-моему, частично даже по чёрно-белому:). Мир современного кинематографа и возможность получения удовольствия от хождения в кино открыла для себя недавно :).

Link to comment
Share on other sites

даже как простое развлекательное кино, он несостоятелен (не веселит).

В озвучке гоблиным вполне себе доставляет.
Link to comment
Share on other sites

Вообще, меня сейчас закидают тапками с помидорами. Но разве у Толкиена характеры персонажей яркие? Нет, образы яркие, сюжет - новаторский, действия - много. Но характеры персонажей так уж раскрыты?.. Имхо, как личности, что Бильбо, что Фродо для нас так и остаются загадкой. Уже молчу об Арагорне, Галадриэли и т.п. По-моему, чётко и ярко в ВК прорисовываются только характеры Сэма, Леголаса и Гимли.

(Это к постингу Маришкин о тусклости характеров персонажей в экранизациях Джексона).

Link to comment
Share on other sites

 

 

Что там с Малером - ну не знаю :). Хотя всё влияет на всё, конечно же. И любая книга, любой фильм какой-то след оставляют.

 

Я долго не мог понять, как складывать в целое такие разнородные куски, из которых слеплены симфонии и песни Малера. После фильма ВК я вдруг понял - его надо слушать как саундтрек к каким-то фильмам. Шор отлично сделал лейтмотивы для основных вех фильма - кольцо, братство, черные всадники, шир... И сложил их в симфонию. Вот и Малер отлично складывается в целое как набор лейтмотивов к фильмам, которые сам же сочиняешь под его музыку.

Link to comment
Share on other sites

Вообще, меня сейчас закидают тапками с помидорами. Но разве у Толкиена характеры персонажей яркие? Нет, образы яркие, сюжет - новаторский, действия - много. Но характеры персонажей так уж раскрыты?.. Имхо, как личности, что Бильбо, что Фродо для нас так и остаются загадкой. Уже молчу об Арагорне, Галадриэли и т.п. По-моему, чётко и ярко в ВК прорисовываются только характеры Сэма, Леголаса и Гимли.

(Это к постингу Маришкин о тусклости характеров персонажей в экранизациях Джексона).

ВК вообще-то не психологический роман. То что там происходит с каждым персонажем имеет надличностное значение и по сути масштабнее чем индивидуальные рефлексии героев. И я бы как раз сказала, что фильм пытался внести больше психологизма и больше эмоций, что делает все более поверхностным.

Сложность отношений заменяется суперпозицией эмоций, эпичность заменяется количеством компьютерных боев, трагичность мрачноватой атмосферой, величие заменяется нарисованными в абсурдно гигантоманском духе замками, статуями.

 

Где-то это оправдано. Как можно передать что кольцо это тяжесть которая вобрала в себя все соблазны мира? Естественно проще всего это сделать, изображая наркоманское вожделение на лице Фродо. Но в целом это результат того как развращает художника легкий доступ к средствам. Все сделано по принципу - положим больше золота и будет красивее.

 

Мне кажется в фильме хорошо показана трагедия Баромира (тут даже нотки творческого развития имеются), хороши Сэм и Горлум (оба такие какие в восприятии читателя, не больше но и не меньше), Гендальф меня тоже удовлетворил (он мог быть и другим но и этот правомерен). Фродо мне не особо нравится, но право на такой образ и такое прочтение я бы оставила. То же касается и Эовин. Она получилась слишком деревенской девушкой-Аленушкой, но хоть не выставили её какой-нибудь феминисткой-амазонкой-воительницей и на том авторам спасибо.

А вот Арагорна зачем-то "развили". любовные переживания вообще никуда. Фаромира зачем-то испоганили. А на Галадриель и смотреть больно. Видать слишком разные у нас с авторами представления об ослепительной красоте.Что касается Сарумяна то он там такой идиот, что вообще не понятно как его за умного долго держали. Но самая большая проблема это не образы, а то что они, хорошие ли, плохие, в фильме дело десятое, а на переднем фоне компьютерная игрушка.

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Меня вот волнует вопрос, имеет ли смысл трехлетнего ребенка вести на Хоббита? Так-то она по телеку фильмы смотрит лучше чем я хотела бы. Как завороженная прилипает к экрану, даже если не по её возрасту фильм. Но все-таки .. в кино первый раз.

Муж хочет 3D версию посмотреть, но ребенок в очках точно сидеть не будет, его если вести то только в обычный зал, а мне самой почти по-барабану. Я не испытываю (как в большинстве случаев) чувства отвращения при мысли сидеть 2 с лишним часа и пялиться в экран, и это уже можно трактовать как желание сходить.

Link to comment
Share on other sites

Я бы не решилась, но это я сужу исключительно по своей дочери. Моя бы в 3 в кино испугалась... Там все- таки экран большой, темно и т.п. Помню даже на Brave ее водила, было ей 6 и то некоторые моменты и она и подруга переживали намного сильнее, чем если бы смотрели дома... А Горлум и другие персонажи могут напугать.
Link to comment
Share on other sites

В озвучке гоблиным вполне себе доставляет.

О да! Я третью часть видела :).

Link to comment
Share on other sites

Вообще, меня сейчас закидают тапками с помидорами. Но разве у Толкиена характеры персонажей яркие? Нет, образы яркие, сюжет - новаторский, действия - много. Но характеры персонажей так уж раскрыты?.. Имхо, как личности, что Бильбо, что Фродо для нас так и остаются загадкой.

Да нет, зачем кидать. Ну не море Ну не характеры. Образы там цельные. А в фильме - нет.

Персонажи фильма зеркалят среднего зрителя: инфантильного, необразованного, понимающего только самые грубые эмоции, и то если объяснят. Вот самолюбие, вот самодовольство, вот желание раздавить соперника, вот желание обладать. Это понятно. В принципе, если бы это дело компенсировать как-нибудь - красотой, атмосферой, юмором, обаянием, то и сошло бы. Ну как в старых "Звёздных войнах", тоже ведь не Достоевский. Но вот как-то не скомпенсировалось.

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Трилогия Джексона - конечно, шедевр киноисскуства 20 столетия. Я даже затрудняюсь поставить какой-либо фильм рядом с ним. И по глубине проникновения в толкиеновские характеры, и по философской глубине. Очень бы хотелось, чтобы новый фильм был таким же светлым и глубоким. Но... посмотрим.
  • Like 2
Link to comment
Share on other sites

О да! Я третью часть видела :).

там все три хороши. На редкость удачно текст на выражения физиономий ложиться и вообще на ситуацию. я если пересматривала, то только в гоблиновком варианте.
Link to comment
Share on other sites

Что касается Гоблина - не одобряю людей, паразитирующих на чужом труде. Не нравится - сделай лучше, не порти чужое.
  • Like 4
Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
 Share

×
×
  • Create New...