Гость Алексей 1976 Опубликовано 24 января, 2012 Поделиться Опубликовано 24 января, 2012 Разум - проститутка, таков вывод из моего жизненного опыта, как своего, так и наблюдений.Ну, это просто повторение слов брата Мартина... Да, а маршал Петэн хорошо заваривал кофе. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Solowhoff Опубликовано 24 января, 2012 Поделиться Опубликовано 24 января, 2012 Если никогда не возникает мысль: "возможно Бога нет", то это дар Бога, особый дар, данный не всем и не навсегда. У меня тоже так было, 15 лет назад, аж целый месяц! А если возникает? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Дмитрий Опубликовано 24 января, 2012 Поделиться Опубликовано 24 января, 2012 Ну, это просто повторение слов брата Мартина... Нет, это Вы просто в латинском пленении, Марион. А в РПЦ уже вышли . Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ana Опубликовано 24 января, 2012 Поделиться Опубликовано 24 января, 2012 а то совсем дискуссия получается терминологически безлепая.А мне кажется с религиозным модернизмом мы вполне разобрались.Можно открывать новую тему о религиозном постмодернизме и в чем его отличие от религиозного модерна.Можно наконец в отдельной теме поговорить о сверхразумности веры и выяснить тождественен ли этот термин иррациональному постижению Бога.Или открыть тему где можно продолжить углубляться в спор о рацио против чувств.Ну или окончательно сконцентрироваться на обсуждении качества веры Алексея как отрицающего рациональное постижение и веры тех кто пришел к ней путем разума. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Алексей 1976 Опубликовано 24 января, 2012 Поделиться Опубликовано 24 января, 2012 А если возникает? Нормальный вариант. Я ведь вовсе не хвастаюсь, да и хвастаться-то нечем, коли вера у меня часто без дел. Я только об этом потому упомянул, что по-моему, чем трезвее вера, тем меньше опасность сомнений. А трезвее она в том числе и в понимании, что "истинные учёные" вовсе не доказали, что Бог есть. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
boroda Опубликовано 24 января, 2012 Поделиться Опубликовано 24 января, 2012 А если возникает?А если возникает, то это обычнейшее состояние обычнейшего христианина. Банальное до скуки. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Алексей 1976 Опубликовано 24 января, 2012 Поделиться Опубликовано 24 января, 2012 А мне кажется с религиозным модернизмом мы вполне разобрались. Если разобрались, мы и сами это поймём. А если нет, уж не обессудьте Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ana Опубликовано 24 января, 2012 Поделиться Опубликовано 24 января, 2012 Если разобрались, мы и сами это поймём. А если нет, уж не обессудьте Тогда может будут от тебя аргументы по теме? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Алексей 1976 Опубликовано 24 января, 2012 Поделиться Опубликовано 24 января, 2012 Так это ж надо глубоко вникать сначала в писания Папы, а потом ещё и в твои... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Дмитрий Опубликовано 24 января, 2012 Поделиться Опубликовано 24 января, 2012 Он не прикрывает разумным таинственное. Через разум человек открывает то, чего достигает таинственным путем. Я не знаю что было раньше, курица или яйцо. Также не могу сказать что лучше или что важнее. Т.е. я ни за ни против . И всё же, вопрос к Бороде и Мариону. Вот вы своим разумом открыли веру, она у вас имеет разумные основания. А почему вас вообще заинтересовали эти вопросы? В основе интереса к теме веры/безверия - что лежит? 95 человек из 100 вообще этим не интересуется. Им это скучно, а вам интересно. Почему? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Марион Опубликовано 24 января, 2012 Поделиться Опубликовано 24 января, 2012 Ну, это просто повторение слов брата Мартина...-Да, а маршал Петэн хорошо заваривал кофе.У Мартина можно найти - можно! - и ряд достойных мыслей и начинаний. Скажу так при всей нелюбви своей к этой фигуре. Но вот антиразумные выходки его имхо никак не красят. Дело совекршенно не в том, кто сказал, но что сказал. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Алексей 1976 Опубликовано 24 января, 2012 Поделиться Опубликовано 24 января, 2012 Да это банально и очевидно. Но из этого неясно, чем "Мартин" неправ в этом "что". Ну, отверг схоластов... Мы их тоже не принимаем, делов-то. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ana Опубликовано 24 января, 2012 Поделиться Опубликовано 24 января, 2012 Да, а маршал Петэн хорошо заваривал кофе.Да, все религиозные модернисты умеют заваривать кофе. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Solowhoff Опубликовано 24 января, 2012 Поделиться Опубликовано 24 января, 2012 А если возникает, то это обычнейшее состояние обычнейшего христианина. Банальное до скуки. Да. Но еслибы это можно было обосновать чисто рационально,то сомнения б не возникали. Как не возникают сомнения, что 2Х2=4 или что тигр принадлежит к семейству кошачьих. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Марион Опубликовано 24 января, 2012 Поделиться Опубликовано 24 января, 2012 Можно наконец в отдельной теме поговорить о сверхразумности веры и выяснить тождественен ли этот термин иррациональному постижению Бога.Сразу можно дать ответ: ни в коем случае.Иррационализм - это свихнувшаяся гармония сверхрацио+рацио. Сверхразумность веры требует разумности, но не избегает и не боится ее. А иррационализм бежит от разума и мира, при этом, однако, аргументируя свое бегство псевдо-разумными доводами.Можно сказать и так, что иррационализм - это отвлеченная сверхразумность. Точно так же как рационализм новоевропейского типа - отвлеченная разумность. Хотя по истине отторгать разумность от сверхразумности противоестественно. 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Marishkin Опубликовано 24 января, 2012 Поделиться Опубликовано 24 января, 2012 двадцать лет жить с Богом, отвергнуть проповедь всех буддистов, мусульман, иеговистов, атеистов, кастаньедистов, презреть все логически возможные информационные искусы, вытекающие из знания истории, литературы, публицистики, все возможные качествнные и количественные разновидности греховности священнослужителей... Послужной список, конечно, впечатляет . Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Алексей 1976 Опубликовано 24 января, 2012 Поделиться Опубликовано 24 января, 2012 Я просто хотел сказать, что удивить меня принципиально нечем. С точки зрения разума, конечно Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Дмитрий Опубликовано 24 января, 2012 Поделиться Опубликовано 24 января, 2012 Сразу можно дать ответ: ни в коем случае.Иррационализм - это свихнувшаяся гармония сверхрацио+рацио. Сверхразумность веры требует разумности, но не избегает и не боится ее. А иррационализм бежит от разума и мира, при этом, однако, аргументируя свое бегство псевдо-разумными доводами.Можно сказать и так, что иррационализм - это отвлеченная сверхразумность. Точно так же как рационализм новоевропейского типа - отвлеченная разумность. Хотя по истине отторгать разумность от сверхразумности противоестественно. ППКС, но хочется добавить .Есть иррациональное познание и рациональное познание. Есть то, что стоит над тем и над этим. Вы назвали его сверхрациональным, но так же оно и сверхиррациональное. Отвлечённая рациональность и отвлечённая иррациональность одинаково ущербны. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
boroda Опубликовано 24 января, 2012 Поделиться Опубликовано 24 января, 2012 Да. Но еслибы это можно было обосновать чисто рационально,то сомнения б не возникали. Как не возникают сомнения, что 2Х2=4 или что тигр принадлежит к семейству кошачьих.2Х2 не всегда 4. Это как математик в позапрошлой жизни говорю. А семейство кошачьих - абстракция, которая реально не существует, в отличие от тигра. Он останется тигром, если я отнесу его к семейству собачьих. Чисто разумно не бывает, разуму свойственно сомневаться в себе самом, а дьявол не спит - ему сон без надобности. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Марион Опубликовано 24 января, 2012 Поделиться Опубликовано 24 января, 2012 Про Бернарда сошлюсь на православную энциклопедию. Кого не устраивает, что она православная - опровергайте, но конкретику, а не источник. Итак: ...."С недоверием он относился к философии и логико-философским методам исследования в области богословия, презрительно называя их «игрой в диалектическое искусство» (Contr. Abaelard. I 1). Мирской философии Б. К. предпочитает «Павлову философию»: «Знать Иисуса, и притом распятого (2 Кор 2. 2),- вот моя тонкая, внутренняя философия» (Sermo in Cant. XLIII 4; VII 1). В отличие от Абеляра он, как и Августин, полагает, что вера должна предшествовать знанию (Contr. Abaelard. I 1). Если Абеляр считал, что даже самые возвышенные и священнейшие истины христианства могут быть постигнуты и доказаны разумом, то, согласно Б. К., они «содержатся в глубинном лоне святой веры» (Ibid. I 2). Он подвергает критике определение Абеляра, что вера есть всего лишь смутная «оценка» (aestimatio - Ibid. IV 9). «Все, что есть в нашей вере,- утверждает Б. К.,- основано на достоверной и прочной истине, подтверждено пророчествами и чудесами от Бога, упрочено и освящено рождением от Девы, Кровью Искупителя, славой Воскресшего» (Ibidem). Определение, к-рое он дает вере, основывается на словах ап. Павла (Евр 11. 1): «Вера есть твердое основание (substantia) того, на что надеемся, и доказательство (argumentum) того, что невидимо» (Contr. Abaelard. IV 9). Поэтому вера «не есть смутная оценка, но сама достоверность (certitudo)» (Ibidem). В своем позднем соч. «De consideratione» Б. К. также рассматривает эту проблему. Он полагает, что вера (fides) занимает среднее положение между мнением (opinio) и разумением (intellectus) (V 3. 5). Мнение основывается на правдоподобии (veri similitudine), вера - на авторитете (auctoritati), а разумение - на разуме (rationi); мнение - принятие за истину того, о ложности чего мы не знаем; вера - волевое и верное предвкушение (certa praelibatio) еще не открытой истины; разумение - верное и ясное понятие о к.-л. невидимом предмете (Ibid. V 3. 6). Б. К. предостерегает от смешения этих 3 способов исследования, ибо если мнение претендует на точное утверждение, то оно безрассудно; если вера пребывает в сомнении, она непрочна; если разумение пытается вторгнуться в то, что «запечатано верой» (signata fidei), оно становится «грабителем, посягающим на величество» (Ibidem; ср.: Sermo in Cant. XXXI 3). В отличие от мнения и вера, и разумение обладают точной истиной (certam veritatem), но вера обладает ею как сокрытой и прикровенной (clausam et involutam), а разумение - как открытой и явной (nudam et manifestam) (De consideratione. V 3. 5). Поэтому Б. К. вслед за блж. Августином полагает, что вера есть именно промежуточное состояние человеческого духа. «Мы желаем познать только то, - утверждает он, - что уже знаем благодаря вере. И для блаженства недостает только того, чтобы то, что уже известно нам благодаря вере, было бы ясно также и непосредственно» (Ibid. V 3. 6). Отсюда термин intellectus у Б. К. следует понимать скорее как «духовное постижение», даже «умное созерцание», чем «знание» или «разумение». По-видимому, именно ему соответствует понятие «созерцательное размышление» (speculativa consideratio)". https://www.pravenc.ru/text/78178.html Как видим, при известной полемической неточности в моём постинге, всё же выделенные места явно плохо согласуются с томистским, и следовательно, современным пониманием.Они плохо согласуются не с томистским, а именно с абеляровским, отвлеченно-рационалистическим подходом ("игра в диалектическое искусство"). Абеляр и Фома - все же совершенно противоположные типы.Впрочем, Ваши нападки, Алексей, на разум, кажется понятны. Вы сводите его исключительно к отвлеченному разуму. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
boroda Опубликовано 24 января, 2012 Поделиться Опубликовано 24 января, 2012 А почему вас вообще заинтересовали эти вопросы? В основе интереса к теме веры/безверия - что лежит? 95 человек из 100 вообще этим не интересуется. Им это скучно, а вам интересно. Почему?А вот здесь, наверно, разум не при чём Не знаю, как-то так вышло без моего желания. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Алексей 1976 Опубликовано 24 января, 2012 Поделиться Опубликовано 24 января, 2012 Не только разные, но и одинаковые. Несколько часов назад кстати вдруг подумал, что если Фома "Соломон схоластики", то Абеляр - её Саул. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Solowhoff Опубликовано 24 января, 2012 Поделиться Опубликовано 24 января, 2012 А семейство кошачьих - абстракция, которая реально не существует, в отличие от тигра. Он останется тигром, если я отнесу его к семейству собачьих. Нукак сказать. В аглийском всех кошачьих так и называют - кошками (cats). А грань между подвидом, видом, родом итд расплывчата. Одни ученые считают домашнюю кошку отдельным видом,а другие - одомашненным подвидом дикого кота, или даже точнее, его ливийского подвида. Но тем не менее ни у кого нет сомнения,что тигр - это кошка, а не собака. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
boroda Опубликовано 24 января, 2012 Поделиться Опубликовано 24 января, 2012 И что? Если я сомневаюсь в семействе кошачьих - его для меня нет, потому что это лишь условность. А попробовал бы я усомниться в тигре - он же меня съест. Тигр и семейство кошачьих реальны в разной степени. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Solowhoff Опубликовано 24 января, 2012 Поделиться Опубликовано 24 января, 2012 И что? Если я сомневаюсь в семействе кошачьих - его для меня нет, потому что это лишь условность. А попробовал бы я усомниться в тигре - он же меня съест. Тигр и семейство кошачьих реальны в разной степени. А может реальна большая полосатая кошка? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти