Перейти к содержанию

Модернизм


Гость Алексей 1976
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Вы меня тоже веселите - уже вторые сутки.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 362
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Гость Алексей 1976
Да, отвергаю. Поэтому с помощью разума можно быть правым, а можно и неправым, и достоверно проверить это разумом нельзя. Вот это и есть мой тезис. Против одних доказательств всегда будут выставлены другие, точь-в-точь как в Житии Спиридона Тримифунтского. Разумеется, каждая из сторон спора вольна бездоказательно объявить свой ход рассуждений истинным, а ход рассуждений противника неистинным. Но что это даст?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, отвергаю. Поэтому с помощью разума можно быть правым, а можно и неправым, и достоверно проверить это разумом нельзя.

Тогда это ничем проверить нельзя. Даже авторитетом веры. Поскольку само соотнесение истины веры с рассматриваемым положением - это уже разумная операция.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976
Ну и надо отводить разуму подобающее место. Да, он инструмент, но ничуть не более замечательный, чем глаза например. А говорить "я верю потому что..." значит отдавать веру в залог этому "потому что", и если только кто выставит против этого удачный силлогизм, глядишь, и уже в душе червячок сомнения, пусть даже незаметный. А потом ходим и охаем о кризисах веры. Не кризисы ли разума они по сути-то своей зачастую, а?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Разумеется, каждая из сторон спора вольна бездоказательно объявить свой ход рассуждений истинным, а ход рассуждений противника неистинным.
Вы в принципе отрицаете возможность использовать разум вовсе без сторон? В отдельно взятой голове?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

человеческий разум хоть и несовершенен, но он единственная защита против прелести, против самообольщающей некритичной очевидности.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976

человеческий разум хоть и несовершенен, но он единственная защита против прелести, против самообольщающей некритичной очевидности.

 

А что нас защитит от самого защитника?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Критичность к собственным выводам это сутевое свойство разума. Это другая сторона упомянутого выше свойства неизменного присутствия червячка сомнений.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976
Да уж, особенно уместна "критичность к выводам" в делах веры...
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Она, имхо ,всегда уместна.

Преодолевать сомнения призвана не некритичная самоотдача очевидности, но решение воли, преодаление.

Именно в критичности, в этой самоосознающей слабости разума, залог потребности в помощи из вне, от Бога.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А что нас защитит от самого защитника?

Вера и защищает. Но не та слепая вера, которая отвергает и отбрасывает разум, а та, которая поднимает на свою высоту и облагораживает его. На высоту, где вода человеческой логики становится вином логики богочеловеческой.

Ну и надо отводить разуму подобающее место. Да, он инструмент, но ничуть не более замечательный, чем глаза например.

 

Ему и так отводят подобающее место. А все же он - не глаза.

 

А говорить "я верю потому что..." значит отдавать веру в залог этому "потому что", и если только кто выставит против этого удачный силлогизм, глядишь, и уже в душе червячок сомнения, пусть даже незаметный. А потом ходим и охаем о кризисах веры. Не кризисы ли разума они по сути-то своей зачастую, а?

Кто об этом говорит? Здесь в теме?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976
Логика всегда одна и та же. Та, которая доступна для нашего понимания. Возможно, существует божественная логика, но нам её не понять. А что Вы разумеете под "богочеловеческой логикой", решительно не понимаю. Образ красочный, но содержание-то у него есть?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976

Вот например, то же арианство, что в примере выше. Многие авторы называют его порождением неумелого применения логики к христианству. Даже Честертон, певец разума, вкладывает в уста Ария сентенцию "...мир принял бы мою, разумную веру". Попробуем разобраться, что тут разумно и что нет.

 

"Разумность" арианства заключается, собственно, в одном: желании устранить противоречие между многократно заповеданным в Ветхом Завете единобожием и божественностью Христа. Но это задача логически неразрешимая. Два (точнее Три) логически никогда не Один. Поэтому существует перекос в сторону единобожия, а Христос оказывается таки "тварью".

 

Есть иная, никейская, логика: Господь и Учитель должен быть совершенным и всецелым Богом, иначе ни откровение, ни спасение не абсолютны. Ценой этого является фактическая невозможность убедить в христианском единобожии, например, мусульман.

 

Так вот, ариане, грубо говоря, жертвуют спасением во имя единобожия, православные единобожием (в его человеческом понимании) в пользу спасения. Что логичнее с точки зрения логики, земного разума? А ничего! Если считает человек, что Иисусу дОлжно быть Богом, то он сочтёт убедительной логику ортодоксии, а если считает, что незыблемым должно быть единобожие, то почти наверняка мусульман или иудеев.

 

Вот мы и возвращаемся к принятию Иисуса как Господа и Учителя. К ВЕРЕ В НЕГО. Если веруешь, будешь православным. А арианином - если веруешь недостаточно. Где же разумные основания этой веры? В силлогизмах ли враждующих сторон? Никак. Они в чём-то ином.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Даже Честертон, певец разума
:o Нет. Здравого смысла - может быть.

 

православные единобожием (в его человеческом понимании) в пользу спасения
Оговорка в скобках не только у Вас. С самого начала снова и снова о том, что единобожием не жертвуется, что три Лица не три Бога, и т. п., а уж как до воль дошло ... И всё это зачем, если разум не нужен. Ведь зачем-то изобретали всё новые и новые разумные доводы, как же Вы отрицание разума называете традицией? Это новая, причём порождённая именно разумом теория, а никакая не традиция.

 

Ценой этого является фактическая невозможность убедить в христианском единобожии, например, мусульман.
Муслимы главным источником по христианству считают коран, а там написано, что у христиан три Бога: Бог, Христос и Дева Мария. Если сказать, что Троица у христиан вовсе не это - значит, коран обвиняют во лжи, дальше слушать не будут. Ведь христиане лгут - это тоже согласуется с кораном. Здесь арианские споры вообще ни при чём, до них и дело не дойдёт. А если всё-таки дойдёт, то ведь и муслимы иногда обращаются.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976
Вот эти "снова и снова" только для внешних, а не чтобы самих себя в чём-то убедить. Для самих себя достаточно принятия, что Бог Един, но в то же время Христос Бог, но в то же время Он самостоятелен, а не маска Отца. Вот и всё: набор аксиом. Притом логически противоречивых. Поэтому (также "снова и снова") и повторяли, что "тайна сия велика есть".
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976

А если говорить с практической стороны, то нищету разума (наряду с его блеском) полезно познать тем, кто любит называться "сынами", "сотрудниками" и "народом святых", часто уподоблять свои миссию апостольской и так далее...

 

Впрочем, это не все католики, на сей раз делаю эту оговорку, - нередко вынужденную, - добровольно и с готовностью.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так каждый внутренний, когда сомневается, становится внешним. Это же "снова и снова" и в проповедях есть, к своим. И теперь с помощью отцов можно озадачивать иеговистов - эти, в отличие от муслимов, слушают - а потом будут думать, глядишь, до чего додумаются. Существование по крайней мере двух Лиц обычно доказать можно.

 

А противоречия тут нет, хоть убейте. Не всё можно понять разумом, но всегда разумом можно понять, ПОЧЕМУ что-то нельзя понять. Ну не поместится модель Бога в человеческой голове. Если помещается - значит это не Бог, а выдумка. Но чтобы это понять тоже разум нужен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976

Нет, тот, кто познал условность разума, тот себя им уже не убедит в случае сомнений. Разум в делах веры не доказательство, а "демонстрация", так сказать, удобный для восприятия интерфейс, но то, что вставлено в эту рамочку, внеразумно, и в первую очередь Сам Бог.

 

Все аргументы не более чем "убедительно", "достоверно", "правдоподобно", но никогда не доказывают. Если кому-то кажется, что ему железно доказали, например, бытие Божие, такой человек просто, извините, глуп. И наверняка при первом же повышении его ай-кью у него возникнет пресловутый "кризис веры".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Алексей, а разумом в той же геометрии чего-то можно доказать? Или ссылка одна - "на то воля Божия" и "тайна сия велика"?

Про Ария - неудачный довод. Я наличие сверхразумных истин под сомнение и не ставил. Но это не значит, что кроме них нет еще и разумных истин. И немало.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976

Впрочем, довольно мне проповедовать - пора перейти к вопросам собеседникам.

 

Ну а вы, уважаемые оппоненты, в чём видите значение веры, коль скоро этот термин явно обозначает нечто иное, чем разум?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976

Алексей, а разумом в той же геометрии чего-то можно доказать? Или ссылка одна - "на то воля Божия" и "тайна сия велика"?

 

Только одно - следствие из внеразумно данных аксиом. Поэтому, когда эти аксиомы меняются, меняется и геометрия, притом полностью (Евклид - Неевклиды).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

внеразумно данных аксиом
однако. определять аксиомы как внеразумные это явно какое-то извращенно-новое представление о разуме.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976
Возможно, в наше время какими-нибудь извращённо-новыми способами и доказали, что параллельные прямые не пересекаются, но во времена Евклида это была просто ненавидимая тобой Очевидность.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

но во времена Евклида это была просто ненавидимая тобой Очевидность.

это было закономерное и разумное обобщение имеющегося опыта.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться


×
×
  • Создать...