Перейти к содержанию

Библейские основания почитания Марии


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

В 18.05.2023 в 11:10, Марион сказал:

О. Владимир, я так понимаю, разговор идет по поводу оборотов речи, ни о чем другом.

Речь скорее о внесении в текст того, чего там нет. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 160
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Батюшка Лютер цитирует Елизавету Иванькову:

"Однажды израильтянка по имени Анна очень долго не могла забеременеть. Она была уже в почтенном возрасте, но все равно продолжала молиться, чтобы Бог дал ей ребенка. У нее был любящий муж, средства к существованию, но без ребенка жизнь не казалась полной и она пришла в Храм, где пообещала посвятить ребенка Богу, если Тот услышит ее молитвы. Анна родила, Анна вскормила ребенка и ещё совсем маленьким привела к первосвященнику, служившему при Ковчеге Завета, и юное дитя с ранних лет служило Богу Израиля, ознаменовав собой окончание одной эпохи и начало другой.

Как звали этого ребенка вам ответит любая бабушка на приходе: Мария, Богородица. Почти все правильно, только Самуил, судья Израиля. Среди самых редко читаемых билейских книг Царства и Паралипоменон на первом месте, и именно 1Царств (в масоретском тексте 1Самуила) рассказывает, как родился и взрослел тот, кто станет последним судьей Израиля, помажет на царство первых его царей, завершая эпоху Судей и положив начало Царствам.

В четвертом веке Епифаний Кипрский писал о том, что развелось много фанфиков про Богородицу. Мол, мы про нее не знаем ничего толком, а тут из каждого утюга рассказывают о том как она жила, как умерла, какую кашу на завтрак ела (Панарион, глава "Против антидикомариамитов"). В конце пятого века эти фанфики (aka апокрифы) множатся ещё сильнее. Епифаний проиграет. В пятом веке возрастут недовольства почитанием Марии и в шестом Церковь начнет устанавливать богородичные праздники, вводя поздние апокрифические тексты в богослужение, обрастая таким количеством фольклора, что не почитать Богородицу теперь кажется воистину непостижимым, у нее в жизни чудес случалось едва ли не больше,  чем у Иисуса. В девятом веке финальный гвоздь забит и почти дословный пересказ библейской истории Самуила становится детством Богородицы.

И это, братья и сестры, причина, почему сначала Писание, а потом - все остальное. Это не протестантизм, это то, что позволит нам отличать Предание от средневекового фольклора, прочно засевшего в церковной традиции. Сначала Библия с параллельными комментариями разных толкователей, потом - жития святых, Богородицы и апостолов. Да, это долго. Да, Библию нужно изучать годами, чтобы пророки не смешивались в однообразную кашу, Песнь Песней не вгоняла в краску, и Послание в Коринф не путались с Посланием в Эфес. Но это куда важнее сказок про поединок Геркулеса Георгия и дракона, Марию в Святая Святых и Серафима с медведями.

Мария достойна того, чтобы не почитали не за враньё о ней. Ее нисколько не умаляет правда: история о том, что Дева родила и вырастила Бога, следовала за Ним, пробиваясь то через толпы фанатов, то через толпы палачей,  пытаясь защитить Создателя миров и от усталости, и от креста. Без ангелов за столом, без жизни в Храме, без воскресения раньше всех остальных. Она красивая без рюшей и трёх килограммов фольклорной косметики."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Даже не знаю, что и сказать, кроме того, что у нас появился новый цитируемый фаворит.))

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не протестантизм, конечно. Это этот... криптопротестантизм.

Цитата

В конце пятого века эти фанфики (aka апокрифы) множатся ещё сильнее. Епифаний проиграет. 

Вот только проиграл-то он не некоей партии с противоположными теологическими взглядами.

Проиграл Церкви.

Церковь почему-то решила, что почитание Богородицы необходимо. 

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

57 минут назад, Марион сказал:

Церковь почему-то решила, что почитание Богородицы необходимо. 

Безусловно, это так. Но основания этого почитания Церковь, выходит, увидела не в Библии, а в апокрифических писаниях.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 часов назад, Марион сказал:

Вот только проиграл-то он не некоей партии с противоположными теологическими взглядами.

Проиграл Церкви.

Почему же нельзя сказать, что проиграл партии, которая взяла верх в Церкви?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 часов назад, Владимир М. сказал:

Безусловно, это так. Но основания этого почитания Церковь, выходит, увидела не в Библии, а в апокрифических писаниях.

А Св. Предание? Ведь вера Церкви основана на Св. Писании и Св. Предании. 

Отче, эта Иванькова тоже бывшая протестантка?)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 часов назад, Владимир М. сказал:

Почему же нельзя сказать, что проиграл партии, которая взяла верх в Церкви?

Потому что в такой формулировке мысль не является завершенной, и хотя по смыслу все правильно, в перспективе могут следовать нехорошие выводы.

Потому толерантность навязывается: мол и одна партия, и другая - в принципе все имеют право на существование. Все партии хороши, все Бога ищут. Просто одна из них взяла верх.

Эдак мы договоримся, что мнение Ария примерно равнозначно мнению св. Афанасия, а то, что партия св. Афанасия победила - случайность, а может даже (найдутся такие, кто будет утверждать подобное) - несправедливость.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20 часов назад, Neta сказал:

А Св. Предание? Ведь вера Церкви основана на Св. Писании и Св. Предании. 

А эти апокрифы - действительно часть Св. Предания? Мне помнится, в католическом катехизисе есть такая хорошая фраза о том, что от апостольского предания следует отличать различные предания, бытующие в Церкви. которые могут в большей или меньшей степени соответствуют преданию апостольскому. Вот все эти апокрифические рассказы о Богородице в самом деле относятся к апостольскому преданию, а потому их нельзя подвергать сомнению? А в самой РКЦ неужели никто из ученых не подвергает сомнению, скажем, историчность события входа Марии во святая святых иерусалимского храма, не выходя при этом за рамки католической ортодоксии? Кажется, в этой теме я как раз приводил статью, критически рассматривающую историческую основу праздника Ввведения?

 

20 часов назад, Neta сказал:

Отче, эта Иванькова тоже бывшая протестантка?)

Кстати, я сам без малейшего понятия, кто она такая, но ее посты мне нравятся, они интересные.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Цитата

А эти апокрифы - действительно часть Св. Предания?

Если Церковь признает и вводит в круг предмета своей веры некоторое событие, описанное в апокрифе, то это означает, что апокриф ухватил что-то существенное и в этом плане уже выступает частью Предания. А как иначе? Или будем считать, что Церковь ошибается?

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Цитата

Вот все эти апокрифические рассказы о Богородице в самом деле относятся к апостольскому преданию, а потому их нельзя подвергать сомнению? А в самой РКЦ неужели никто из ученых не подвергает сомнению, скажем, историчность события входа Марии во святая святых иерусалимского храма, не выходя при этом за рамки католической ортодоксии?

По поводу Успения, Взятия на небо - тут никакого сомнения быть не может. Догмат теснейшим образом связан с НПЗДМ, одним из самых возвышенных католических догматов и уж точно догматом №1 в мариологии.

Я посмотрел бегло литературу по католической мариологии. Иосиф Кудасевич "Матерь Искупителя"; Станислав Целестин Напюрковский "Богородица в вероучении и предании Католической церкви". Книги есть в Интернете.

Объемные пособия, очень подробно изложено богословие Марии, и практически ничего - о ее жизненных вехах, за исключением событий, отмеченных в Писании. Связь с Писанием постоянно подчеркивается. Книги после введения начинаются с события Благовещения. Ни детство Марии, ни введение в храм не подчеркивается.

Также я посмотрел "Деву из Назарета", автор Хавьер Суарес-Гуанес. Это - художественная книга, но на ней стоит Imprimatur нашего епископа. Там про введение в храм рассказывается, но совсем не так, как у православных.

Во-первых, Мария идет в храм со всей семьей, когда ей еще нет и трех лет. Там она "принимает серьезный вид", слушает и запоминает писания, сидит на коленях отца и внимает его размышлениям по поводу прочитанного. Еще наблюдает за новорожденными ягнятами.

Во-вторых, Мария идет  в храм уже подросшей, 5-6 лет. Там у нее принимает экзамен один из священников, затем Мария остается в храме до вечера - ее будут учить шить, гладить, заботиться об облачении священников, наводить чистоту и порядок в храме. Вечером она возвращается домой до утра.

"Я ввел  Марию в храм не как в монастырь, - говорит автор книги, - и не для того, чтобы оградить Ее от опасностей мира. Если и существует традиция, согласно которой ее в трехлетнем возрасте привели в храм, чтобы представить перед Богом, , то, разумеется, не для того, чтобы оставить там жить".

Католический праздник Введение в храм Пресвятой Богородицы отмечается 21 ноября.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться


×
×
  • Создать...