Перейти к содержанию

Настоящий СССР


Владимир М.
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Вот чего я не понимал никогда, так это как любовь к тоталитаризму может уживаться с христианством у некоторых в головах

 

Ну есть же "христианский" феминизм, "христианское" ЛГБТ-движение и еще куча всяких разных "христианских" явлений. Даже вот, я слышал "христианский" атеизм бывает.

 

Почему бы, в таком случае, и "христианскому" советофильству не быть?

 

(пост написан на правах грусти и невесёлой иронии)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 193
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

А какая была блинная около места моей работы в 80-е!!! Порция - три блина прямо с печи со стаканом кофе в граненом стакане. С медом, со сгущенным молоком. с вареньем. Я брал три порции и объедался! Сейчас бы такую. Были, конечно, и тошниловки рядом. Но вот эта блинная! Ни разу жена не смогла сделать такие же (она форумы не читает, поэтому могу писать). Изменено пользователем Валерий
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Привлекательная антропология? Это какая?

Вера в то, что человек больше чем сумма его страстей, инстинктов, потребностей. А соответственно вера в своеобразную социальную педагогику социума как миссию. На первый взгляд тут много общего с фашизмом. Но опять же, вспоминая Быкова, фашизм глубоко порочен, он апеллирует к худшему в человеке, советский проект в самом деле верил и апеллировал к лучшему- братству, солидарности, бескорыстности, труду как служению обществу. Нельзя все свести к деньгам, как сейчас. Может нельзя все свести и к служению, а люди не ангелы. Но такая попытка благороднее, что ли.

 

Смешно читать: ведь классический марксизм - это как раз однозначно материалистическая (вспомним Энгельса с его "жизнь есть способ существования белковых тел) и вполне потребленческая идеологая, как раз развенчивавшая идеалы и ценности своего времени. И критиковавшая капитализм с позиций, что при нем пролетариату голодно, а при коммунизме будет материальное изобилие.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У Мировича посыл такой: СССР - нищебродская страна. Но вот интересно было бы сравнить не с тем, как сейчас, а как было тогда в Европе и Штатах.

Есть еще такой автор в ЖЖ - Германыч (1965) - у него тоже много воспоминаний об СССР и сравнений, в том числе с Западом. Помню были сравнения игрушек СССР и Запада эпохи 70-х - 80-х годов. И тоже - радикальный антисоветизм. Читать интересно, а по мне так он даже поглубже и поинтереснее в чем-то Мировича. Если интересует тема - рекомендую.

 

https://germanych.livejournal.com/

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С едой было все нормально до 80-х, там уже начался дефицит, конечно. А вот с одеждой и обувью было хуже. В смысле, что довольно страховидны были изделия советской легкой и обувной промышленности. Нас спасал бонный магазин и Литва рядом.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Есть еще такой автор в ЖЖ - Германыч (1965) - у него тоже много воспоминаний об СССР и сравнений, в том числе с Западом. Помню были сравнения игрушек СССР и Запада эпохи 70-х - 80-х годов. И тоже - радикальный антисоветизм. Читать интересно, а по мне так он даже поглубже и поинтереснее в чем-то Мировича. Если интересует тема - рекомендую.

 

https://germanych.livejournal.com/

 

Заглянула, благодарю Вас за ссылку.Возможно, буду почитывать дальше. Но: сразу попала на ляп и пару натяжек.

Есть теория и практика построения социалистического общества, а было государство - Советский Союз, декларировавшее социализм, и его население, часть из которого в социализм верила, часть - нет (подробности разбирать не будем), и это - разные вещи, но тотальный антисоветчик и фанатичный адепт социализма практически одно и тоже, стремление под любую техническую деталь подводить идеологическую базу - наверное, это и есть признак "советского мозга", и у милейшего германыча таковой очевидно присутствует ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Когда я это писала, казалась себе очень похожей на пожилую даму, совершающую .первую поездку из Сто-лата в Анк-Морпорк B) :rolleyes: Но, в конце концов, я, действительно, пожилая дама, и пока память не ослабела, позволю себе вспомнить:

До 80-х. В московских магазинах ассортимент был достаточно богатый (снабжение по высшей категории), но вкусно поесть было негде. Рестораны - дорого и долго, столовые с залом-аэродромом, длиннющим меню, из которого большей части блюд на момент твоего посещения случайно не было, а то, что было, не вдохновляло. Но готовилось все из качественных обычно продуктов, просто невкусно и не только тиграм «мяса не докладывали». Питер снабжался хуже, но в "Сырах" был даже вполне качественный "рокфор", а на каждом углу (не в новостройках типа ФРГ, ГДР , конечно) было какое-нибудь кафе, пирожковая, пышечная, кулинария, шашлычная и т.д. Даже в типичной советской столовой на Невском кормили очень вкусным супом "чанахи" и вполне съедобными ромштексами, в "академке" (университетской столовой) подавалась качественная треска по-польски, а в крошечном кафетерии в "12 коллегиях" - взбитые сливки (в граненых стаканах :P ). Описывать мучительный выбор пирожных в кулинарии на Васильевском острове (дюжина видов, а больше 2-3 разом в себя не впихнешь!) не стану. В Екатеринбурге в гостиничном ресторане подавали окрошку и карасей в сметане, и выбор колбас в магазинах был, в самом деле, хорош. В Южно-Сахалинске я брала в кулинарии морского гребешка в сметане в кастрюльку: вечером, когда родители приходили с работы, и я забирала брата из садика, мы ужинали этим гребешком, а в воскресенье мама с соседкой шли на рынок, покупали лосося с икрой или краба. Центр Саратова и Казани тоже изобиловал булочными и кафешками с неплохим ассортиментом пирожных (не сравнить, конечно, с Ригой, но тоже ничего). В Ереване для пикников покупали барашка, а в дополнение к домашним блюдам - свежесваренные хинкали и горячий лаваш из тандыра на углу. Очень привлекательная национальная кухня была и в Алма-Ате. В Новосибирске в станционном буфете лежали бутерброды с «красной» рыбой, впрочем, в любом театральном буфете такие бутерброды тоже были.

Коль скоро упомянула Ригу, нас с однокурсницей изумила кондитерская: с одной стороны к прилавку тянулись тинейджеры за стаканом сока с "ушками", с другой - взрослые "дяденьки" за рюмочкой горячительного с бутербродом. Мы прям даже заколебались: умные мы или красивые ;) В Таллине рестораны открывались только с 4 p.m., а утром мы не меньше часа сидели в кафе-аэродроме за чашкой кофе с пирожным. Из особенностей снабжения запомнила только великолепнейший "Вана Таллин", мясо кое-где в Питере, а картошку фри почти везде готовили лучше, нежели в ресторане, но такого обслуживания нигде в Союзе не было.

Омск. Поскольку я не ем беляши, продававшиеся с лотков по всему центру, вне дома там поесть было негде, но моя мама замечательно вкусно готовила, а мясо (да, без сортового разруба, но по 3) продавалось в коопторге. А еще в Омске иногда продавались вьетнамские бананы, не доехавшие до столицы. Но когда я ехала на каникулы к маме, обязательно везла с собой из Питера потрошенную импортную курицу, "восточные сладости", индийский чай "со слоником". Со свежими овощами и фруктами было не айс, но венгерский "джонатан" до всех больших городов, по-моему, доходил.

Кстати, о консервах. Не только "запас", но и СЭВ. Болгарские вина и соки, "моравские колбаски", венгерское лечо, латвийские шпроты и т.п. в продаже ... случались.

Нижний Новгород - промышленный город, теоретически коопторг был и там, практически мясо без того самого "разруба" - только на рынке по 8 руб. (Напоминаю, что это минимальный размер пенсии при неполном стаже, например лет по ... дцать колхозного и рабочего, они не суммировались). Но сыры, молочные продукты, колбасы, консервы – все это было достаточного качества и количества.

Липецк: я не видела более бедных прилавков и неразвитого общепита даже за Уралом, "колхозный рынок" к концу 70-х находился при последнем издыхании (частный сектор сменили на панельные многоэтажки, сады повырубили, козочек и курочек ...съели, наверное), но (за что купила, за то продаю) забастовала "магнитка" - и в начале 80-х прилавки наполнились СЭВовскими товарами.

Жила и бывала я преимущественно в больших городах, но отмечу и маленький – Белореченск, Краснодарский край, Кубань, бывшая станица. К 8 утра к ближайшему из 2 (?) магазинов выстраивалась очередь за молоком и хлебом, к 11 обычно не было ни очереди, ни хлеба, ни молока. Правда, там продавался сыр "Российский" местного производства, и он был очень хорош - зрелый, душистый, "со слезой". Ну, и, конечно, фрукты/овощи, в основном, с собственных участков. А да... там еще наладили собственное производство "козинак" из подсолнечника. Где люди брали мясо, честно, не знаю.

Отдельно о хлебе. В те годы я его почти не ела, но описанного в статье не видела нигде. Ассортимент был очень разный, но по качеству хлеб почти везде был хорош.

Единообразия не было никакого, да, и, когда я нагружалась в Караганде 5-литровой банкой маслин, а в аэропорту Алма-Аты спорила с контролером, не пускавшим в самолет флакон дезодоранта, я бесспорно сетовала на невозможность купить те самые маслины и дезодорант в городе, где жила. Но в последние годы, когда даже в сезон в Волгограде продают турецкие помидоры, я признаю, что «слишком хорошо – тоже нехорошо».

Не следует забывать о причинах, обеспечивших нам «застольно-застойный» период в 70-х: квоты и эмбарго ОПЕК, рост цен на сырую нефть, возможность для СССР, не входящего в ОПЕК, без всяких квот и ограничений эту нефть продавать. Который год я без устали напоминаю ностальгентам по Союзу: в 70-е мы, в основном, проедали нефтедоллары и … проели.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Временные дефициты возникали постоянно: то исчезал из продажи кофе и возвращался с десятикратным подорожанием, то выстраивались очереди за зубной пастой, из Москвы и Питера в провинцию какие-то продукты приходилось везти всегда. К началу 80-х (рекордное падение цен на нефть и несколько законов, увеличивших денежную массу в руках населения) дефицит вошел в обиход, поначалу безобидным, как котенок. Ну, подумаешь, где-то исчез кофе, куда-то подевался рокфор (да кто его ест-то, он же заплесневел уже!), где-то выстраивались очереди за молочными продуктами. Поскольку доллары все же были нужны, на экспорт пошли морепродукты, соответственно, полки рыбных отделов стала завоевывать морская капуста, а минтай победоносно вытеснил горбушу и треску. Скот, естественно, за нами на пути к коммунизму не успевал, что повлекло рост цен на мясо на рынках и исчезновение мясопродуктов в магазинах. Появились карточки, мягко именуемые талонами. Мы переехали в Волгоград в 83, и здесь уже были талоны на мясо, масло и, кажется, сахар. Сахар был отечественный, а вот масло на выбор, вплоть до новозеландского :P Рынок спасал отчасти, но хотя под Волгоградом работали 3 или 4 птицефабрики, перед Новым годом и Пасхой из продажи исчезали яйца. Талонная система развивалась и крепла, и к концу 80-х в Волгограде это уже были простыни на дюжину продуктов и товаров НП, включая мыло и… водку. Кое-где работали магазинчики на предприятиях и даже в буфете Нижегородской школы милиции продавали колбасу батонами.

Страна начала разваливаться на продовольственные зоны: помните, «карту москвича», продажу по предъявлении прописки и прочие прелести? На московском шоссе из Волгограда стали отлавливать мелких бахчеводов: частникам под страхом уголовной ответственности запретили вывоз арбузов из области. Курить, конечно, вредно, но я курю, и как-то мой муж, бедняга, ездил на вокзал, чтобы купить для меня сигареты у проводника. Проводник рисковал уголовной ответственностью за спекуляцию, но ведь где-то он купил эти сигареты, возможно, в Казани, я оттуда тоже привозила. Вообще, регулирование продовольственного вопроса с помощью уголовного кодекса сильно что-то напоминает, да? Но это было. Было через 70 лет после «великой революции», через 40 после победы в великой войне.

Тогда родилась серия прелестнейших «продовольственных» анекдотов, - единственная серия, которую (пока?) невозможно осовременить. «Город Горький меняет Сахарова на сахар» или « Город Горький меняет Сахарова на шаха, шаха – на заложников, заложников – на мясо». Благодаря Лузинскому свинокомплексу под Омском было открыто самое длинношее животное в мире – «Лузинская свинья – туша в Венгрии, а голова в Омске», и десяток-другой русских городов соревновались за звание «героя», потому как «только дустом еще не пробовали».

Правда, в середине 80-х появился кооперативный общепит. Где и как кооператоры брали продукты, можно только предполагать, но в некоторых городах появилась возможность вне дома съесть прилично приготовленное блюдо из дефицитных продуктов или (только не смейтесь: я анемик, и без кофе не живу), вечером побегав с термосом по центру, обеспечить себе утренний кофе

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вот теперь позвольте мне разоблачить еще два мифа (первый, как полагаю, содержится в комментируемой статье).

«Пустые прилавки, но полные холодильники». Я, лично, даже собак своих мясом кормила в 80-е, но за счет чего? Волгоградская область в значительной степени «овцеводческая», и в магазинах время от времени появлялась «баранина тощая». Тощая, зато бесталонная. Очереди, конечно, вырастали, как до Млечного пути, но я ходила с подругой: мы занимали очередь на двоих, затем (прошу прощенья за тавтологию) по очереди ходили гулять с собаками. Хорошо, когда приходилось вести дело для людей из села, они привозили свое – мясо, яйца, сметану, овощи и фрукты с собственных подворий. Но в основном я все же работала по «городским» делам, и, если клиенты приносили мне кусок мяса и банку растворимого кофе, я не спрашивала, где они их взяли. Каюсь. На рубеже 80-90-х мне в судах открылась такая тотальная система воровства снизу доверху, что полный холодильник стал для меня символом хищения (хотя иной раз он был всего лишь продуктом «колбасной электрички»).

Главный миф, который, боюсь, для многих стал символом веры, будто мы вышли на митинги за колбасу и джинсы. Нет, в конце концов, по-настоящему никто не умирал от голода. Да, с ширпотребом было плохо, но при ближайшем рассмотрении во многих, куда более благополучных странах, плохо было с крышей над головой. Да, и, вообще, стоять за колбасой в очереди или идти «за колбасу» на демонстрации – «две большие разницы». Просто нам твердили, как хорошо мы живем, а мы жили не хорошо и на памяти нашего поколения все хуже. Нам говорили, что мы строим социализм, а мы видели, что превращаемся в «Верхнюю Вольту с ракетами». Нам пели мантры о бесклассовом обществе, а мы видели, что общество превращается в кастовое. А люди, поездившие по Союзу, понимали, что и с «дружбой народов» не все так просто. Иными словами, мы вышли на митинги потому, что нам, мало того что врали, так еще и считали нас дебилами, способными в это вранье поверить.

 

Изменено пользователем Елена Томина
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Привлекательная антропология? Это какая?

Вера в то, что человек больше чем сумма его страстей, инстинктов, потребностей. А соответственно вера в своеобразную социальную педагогику социума как миссию. На первый взгляд тут много общего с фашизмом. Но опять же, вспоминая Быкова, фашизм глубоко порочен, он апеллирует к худшему в человеке, советский проект в самом деле верил и апеллировал к лучшему- братству, солидарности, бескорыстности, труду как служению обществу. Нельзя все свести к деньгам, как сейчас. Может нельзя все свести и к служению, а люди не ангелы. Но такая попытка благороднее, что ли.

 

Смешно читать: ведь классический марксизм - это как раз однозначно материалистическая (вспомним Энгельса с его "жизнь есть способ существования белковых тел) и вполне потребленческая идеологая, как раз развенчивавшая идеалы и ценности своего времени. И критиковавшая капитализм с позиций, что при нем пролетариату голодно, а при коммунизме будет материальное изобилие.

Я про Быкова, а не про Энгельса с Марксом. Не знаю сколько Вам лет, но полагаю не открою Америку если скажу, что совок жил не по Марксу с Энгельсом. Все было сложнее и интереснее,это хотя бы по искусству видно. И соцреализм и бульдозерная выставка и Бродский- это все продукты совка. Благодаря, вопреки ли- но это его дети.

А наш удел- Пелевин с Сорокиным. Не то что плохо, нет (я вообще Пелевина люблю)- но явственно понимаешь: империя умерла. На смену пришла невнятная хрень.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А люди, поездившие по Союзу, понимали, что и с «дружбой народов» не все так просто.

Это вообще отдельная тема. Ее еще предстоит отдельно и тщательно изучить. Совок был полон стихийной ксенофобии, возможно как подспудная реакция на задранную декларативную планку полного и законченного интернационализма.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Смешно читать: ведь классический марксизм - это как раз однозначно материалистическая (вспомним Энгельса с его "жизнь есть способ существования белковых тел) и вполне потребленческая идеологая, как раз развенчивавшая идеалы и ценности своего времени. И критиковавшая капитализм с позиций, что при нем пролетариату голодно, а при коммунизме будет материальное изобилие.

Павел, вы в своем рассуждении допустили логическую ошибку - эквивокацию.

Материализм - обычно выделяют 2 значения.

1. Философское направление (причем бывает разным, может быть диалектический материализм, или механистический, или стихийный, натуралистический, а то и и т.н. "вульгарный материализм");

2. Потребительское, утилитарное отношение, жизненный подход.

1 и 2 пересекаются далеко не всегда. Вы их просто смешали.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

я вообще Пелевина люблю

Да, Пелевин одной ногой в совке. Читаешь - и ностальгия охватывает, невероятная. Что-то он выцепляет в нем такое.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 8 месяцев спустя...

Если бы Кен и Барби жили в СССР

 

ipknQrgmTko.jpg

 

GWa2mRDcXvw.jpg

 

vJtptRG09PM.jpg

 

aT0HO-qYevk.jpg

 

F67gtWbFzl4.jpg

 

m2lIPReEDmI.jpg

 

dyzIj0UW5-4.jpg

 

O8Xx4cVO3jI.jpg

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Смешно читать: ведь классический марксизм - это как раз однозначно материалистическая (вспомним Энгельса с его "жизнь есть способ существования белковых тел) и вполне потребленческая идеологая, как раз развенчивавшая идеалы и ценности своего времени. И критиковавшая капитализм с позиций, что при нем пролетариату голодно, а при коммунизме будет материальное изобилие.

Павел, вы в своем рассуждении допустили логическую ошибку - эквивокацию.

Материализм - обычно выделяют 2 значения.

1. Философское направление (причем бывает разным, может быть диалектический материализм, или механистический, или стихийный, натуралистический, а то и и т.н. "вульгарный материализм");

2. Потребительское, утилитарное отношение, жизненный подход.

1 и 2 пересекаются далеко не всегда. Вы их просто смешали.

 

Я не допускал ошибки, я отдельными двумя пунктами сказал:

 

/////ведь классический марксизм - это как раз однозначно материалистическая (вспомним Энгельса с его "жизнь есть способ существования белковых тел) и вполне потребленческая идеологая, как раз развенчивавшая идеалы и ценности своего времени.////

 

Классический марксизм и материалистическая (по №1) и потребленческая (по №2) идеология

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Классический марксизм ... потребленческая (по №2) идеология

 

На стенке Маркс.

Рамочка ала.

На «Известиях» лежа, котёнок греется.

А из-под потолочка

верещала

оголтелая канареица.

 

Маркс со стенки смотрел, смотрел…

И вдруг...

разинул рот,

да как заорёт:

«Опутали революцию обывательщины нити.

Страшнее Врангеля обывательский быт.

Скорее

головы канарейкам сверните —

чтоб коммунизм

канарейками не был побит!»

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 месяца спустя...

(оффтоп удалён)

 

И что за флаг такой? Если Вы про бело-красно-белый, то он христианский.

Запачканный коллаборационизмом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

(оффтоп удалён)

 

И что за флаг такой? Если Вы про бело-красно-белый, то он христианский.

Запачканный коллаборационизмом.

Как и все флаги европейских держав! (шёпотом!) как и триколор российский также. И к сведению, зелёно-красный флаг БССР придуман при Сталине в 1951 году. он .кровью мучеников запачкан.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И к сведению, зелёно-красный флаг БССР придуман при Сталине в 1951 году. он .кровью мучеников запачкан.

А вот это очень вряд ли. За веру никого не приследовали, нет ни одного приговора "за веру". Все 100% дела - за антисоветскую деятельность. Очень сильно сомневаюсь, что это мученики за Христа.

некоторым странам.

Изменено пользователем Дмитрий
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И к сведению, зелёно-красный флаг БССР придуман при Сталине в 1951 году. он .кровью мучеников запачкан.

А вот это очень вряд ли. За веру никого не приследовали, нет ни одного приговора "за веру". Все 100% дела - за антисоветскую деятельность. Очень сильно сомневаюсь, что это мученики за Христа.

Именно триколор и имела ввиду. Посмотрите фото Власов в Пскове 1943 год. Их полно в сети. Но я считаю, что исторические флаги имеют право не смотря на кратковременное их бытование при немцах. А при Сталине за веру ещё как сидели! Равно как православные, так и католики. Вера=антисоветская деятельность.

Изменено пользователем Дмитрий
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Именно триколор и имела ввиду. Посмотрите фото Власов в Пскове 1943 год.

Да знаю я про это фото. Единственный момент, когда триколор "засветился" по личной инициативе Кромиади, за которую он потом получил по голове от немцев.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Именно триколор и имела ввиду. Посмотрите фото Власов в Пскове 1943 год.

Да знаю я про это фото. Единственный момент, когда триколор "засветился" по личной инициативе Кромиади, за которую он потом получил по голове от немцев.

Не единственный. Ещё казачки с флагом замечены. Но это не суть важно. Все европейские страны свою символику сохранили и в войну и после. Флаг тут не виноват. Поэтому и на бело-красно-белый не нападайте. В конце концов это наше внутреннее дело.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

(оффтоп удалён) Изменено пользователем Дмитрий
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Модер, не хочешь объясниться? Какой пункт правил нарушен написал хотя бы. Или персонально мне нельзя писать про флаги?

 

 

Про флаги писать можно. Но не всё, что приходит в голову. Вам предупреждение по пунктам 3.6, 3.8, 3.9 Устава.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ясно. Главное что все мимо кассы, а так все норм. Так и бы и написали, что "мне просто лично не нравится, что ты там лабаешь" и никаких вопросов :D

Бан на 3 суток за обсуждение модерации.

Оффтоп удалён.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться


×
×
  • Создать...