Перейти к содержанию

"Неканонические" книги Ветхого Завета: их статус и трудности истолкования


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

А насчёт свидетельства Духа Вы, похоже, совсем уже запутались - то ли оно о "некоторых книгах НЗ", то ли о Евангелии, то ли оно о Лютере?! Попробую ещё раз. Оправдывающая вера, даруемая Св.Духом - это и есть Его "внутреннее свидетельство".
только в контексте веры в истинность "некоторых книг" Священного Писания. Давайте ещё раз, по порядку. Когда, после чего, при каких обстоятельстваз Вы впервые ощутили это ваше внутреннее свидетельство?

 

Я уже ответил. Вера в Христа, как в Бога и человека, и моего Спасителя - это и есть свидетельство о богодухновенности тех текстов, которые описывают Его.

 

P.S. Во избежание неверного понимания, и вопросов в духе "откуда я знаю, что Христос описан в этих текстах правильно, или что Он описан только там, и т.п.", уточняю. Вера, о которой я говорю - это вера в Христа, истинного Бога и человека, моего Спасителя, который мне стал известен посредством четырёх Евангелий. Если некий "Христос" описан в других текстах так, что это описание расходится с описанием в этих четырёх Евангелиях - то это просто не мой Христос, не Бог и не мой Спаситель.

Изменено пользователем n-vilonov
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 223
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Ещё раз - канон Писания есть результат непосредственной деятельности Бога в истории человечества, ибо Писания и есть Его Откровение.

 

Михаил, а Вы когда ощутили внутреннее свидетельство? Вам тоже, наверное, Дух свидетельствует изнутри? Когда это началось - непосредственно при чтении Священного Писания или позже, в какой-то другой момент?

 

Позже. Естественно, до этого я и Писание читал , и христианством серьезно интересовался.

Но, прошу меня простить, я не буду здесь рассказывать.

Изменено пользователем Михаил 1961
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мы получили книги Ветхого Завета от евреев, которые были избраны самим Господом , которые получили соответствующее Откровение непосредственно от Него, записали и сохранили до наших дней.

Именно поэтому мы не принимаем никакие последующие изменения в каноне книг Ветхого Завета.

А у Вас есть сведения о том, что евреи получили в виде Откровения и точный список книг, которые надо включить в канон?

Мне достаточно того, что состав ВЗ (у протестантов) не отличается от состава Танаха (и переводится с масоретского текста)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

только в контексте веры в истинность "некоторых книг" Священного Писания. Давайте ещё раз, по порядку. Когда, после чего, при каких обстоятельстваз Вы впервые ощутили это ваше внутреннее свидетельство?

 

Я уже ответил. Вера в Христа, как в Бога и человека, и моего Спасителя - это и есть свидетельство о богодухновенности тех текстов, которые описывают Его.

 

P.S. Во избежание неверного понимания, и вопросов в духе "откуда я знаю, что Христос описан в этих текстах правильно, или что Он описан только там, и т.п.", уточняю. Вера, о которой я говорю - это вера в Христа, истинного Бога и человека, моего Спасителя, который мне стал известен посредством четырёх Евангелий. Если некий "Христос" описан в других текстах так, что это описание расходится с описанием в этих четырёх Евангелиях - то это просто не мой Христос, не Бог и не мой Спаситель.

 

Николай, почему Вы меня совсем не уважаете? Почему демонстративно одно и то же повторяете, а на вопрос не отвечаете? Я Вас спрашиваю, когда конкретно Вы ощутили внутреннее свидетельство о Духа о богодухновенности некоторых текстов Библии? Когда конкретно?

 

1. При первых прочтениях,

2. позже, но ещё до Лютера,

3. после разъяснений Лютера,

4. после страданий о грех и второго рождения,

5. другой вариант?

 

Не хотите отвечать - так и скажите.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Николай, почему Вы меня совсем не уважаете? Почему демонстративно одно и то же повторяете, а на вопрос не отвечаете? Я Вас спрашиваю, когда конкретно Вы ощутили внутреннее свидетельство о Духа о богодухновенности некоторых текстов Библии? Когда конкретно? 1. При первых прочтениях, 2. позже, но ещё до Лютера, 3. после разъяснений Лютера, 4. после страданий о грех и второго рождения, 5. другой вариант? Не хотите отвечать - так и скажите.

 

Отвечаю, отвечаю, а Вы не замечаете :) Хорошо, поиграем в тест. Из предложенных Вами вариантов: 4

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне достаточно того, что состав ВЗ (у протестантов) не отличается от состава Танаха (и переводится с масоретского текста)

То есть Вы очень уважаете мнение иудеев о составе книг Священного Писания периода, вероятно, уже после разрыва с христианством. Ну что. понятно. Непонятно, почему надо соглашаться с какими-нибудь талмудистами, но не соглашаться с Папой Дамасом. Впрочем, он ведь Папа.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...

То есть Вы очень уважаете мнение иудеев о составе книг Священного Писания периода, вероятно, уже после разрыва с христианством. Ну что. понятно. Непонятно, почему надо соглашаться с какими-нибудь талмудистами, но не соглашаться с Папой Дамасом. Впрочем, он ведь Папа.

 

Я соглашаюсь не с мнением иудеев о составе книг Священного Писания, а с мнением Писания об иудеях.

Моисея знаю, Папу Дамасия - простите, нет. Ему тоже было особое Откровение прямо от Бога (ну как Моисею) ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я соглашаюсь не с мнением иудеев о составе книг Священного Писания, а с мнением Писания об иудеях.

Моисея знаю, Папу Дамасия - простите, нет. Ему тоже было особое Откровение прямо от Бога (ну как Моисею) ?

Поясните, пожалуйста, при чем тут Моисей. Насколько мне известно, Моисей не устанавливал канона библейских книг. Как я понимаю, в силу своих скромных познаний в библеистике, преобладает мнение, что иудейский канон составлен поздно, в первом веке по Р.Х. Итак, почему вы такой пиетет испытываете к иудейским решениям, состоявшимся уже после возникновения христианства?

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Николай, почему Вы меня совсем не уважаете? Почему демонстративно одно и то же повторяете, а на вопрос не отвечаете? Я Вас спрашиваю, когда конкретно Вы ощутили внутреннее свидетельство о Духа о богодухновенности некоторых текстов Библии? Когда конкретно? 1. При первых прочтениях, 2. позже, но ещё до Лютера, 3. после разъяснений Лютера, 4. после страданий о грех и второго рождения, 5. другой вариант? Не хотите отвечать - так и скажите.

 

Отвечаю, отвечаю, а Вы не замечаете :) Хорошо, поиграем в тест. Из предложенных Вами вариантов: 4

 

Вот, это уже конкретнее. Тогда другой вопрос. А что Вам свидетельствовало о новозаветных текстах, об их истинности, об их принадлежности к канону - до этого момента. Вы, допустим, уже лютеранин, но ещё не дваждырождённый. Вот в этот период что Вам свидетельствовало?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А что Вам свидетельствовало о новозаветных текстах, об их истинности, об их принадлежности к канону - до этого момента. Вы, допустим, уже лютеранин, но ещё не дваждырождённый. Вот в этот период что Вам свидетельствовало?

 

Так я до этого никогда и не мог избавиться от сомнений в их истинности. Надеялся, что это так, но сомневался. Критика библейских текстов, развернутая в последние двести лет - это, знаете ли, серьезный вызов. Многие из-за неё вовсе веру теряли. Вот и я - колебался, сомневался, библеистов разных читал, убеждался, что всё, что они могут предложить - это гипотезы. Шёл от одной неуверенности к другой.

Изменено пользователем n-vilonov
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я соглашаюсь не с мнением иудеев о составе книг Священного Писания, а с мнением Писания об иудеях.

Моисея знаю, Папу Дамасия - простите, нет. Ему тоже было особое Откровение прямо от Бога (ну как Моисею) ?

Поясните, пожалуйста, при чем тут Моисей. Насколько мне известно, Моисей не устанавливал канона библейских книг. Как я понимаю, в силу своих скромных познаний в библеистике, преобладает мнение, что иудейский канон составлен поздно, в первом веке по Р.Х. Итак, почему вы такой пиетет испытываете к иудейским решениям, состоявшимся уже после возникновения христианства?

 

Ну так и Папа не устанавливал канон. Вы верите папам, мы - Христу. Вы делаете вид что не понимаете моих (и Вилонова) или действительно не можете хотя бы в порядке эксперимента стать на точку зрения протестантизма ?

Вопрос канона вообще высосан из пальца , причём католиками. Вы же обосновываете власть церкви в веках в частности, примером что якобы церковь установила канон. Но это ложная точка зрения, точнее - сознательная ложь авторов этого пропагандистского приема. Что было доказано в самом начале темы. Общего у вас с православными. Но дойти до того, чтобы объявить какие-то книжки богодухновенными - это , конечно, что-то ! А некоторые каким-то пачамам удивляются.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну понятно: Вы решили поговорить о пачамамах, но не отвечать на вопрос. Я считаю это хорошим и показательным результатом беседы.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А что Вам свидетельствовало о новозаветных текстах, об их истинности, об их принадлежности к канону - до этого момента. Вы, допустим, уже лютеранин, но ещё не дваждырождённый. Вот в этот период что Вам свидетельствовало?

 

Так я до этого никогда и не мог избавиться от сомнений в их истинности. Надеялся, что это так, но сомневался. Критика библейских текстов, развернутая в последние двести лет - это, знаете ли, серьезный вызов. Многие из-за неё вовсе веру теряли. Вот и я - колебался, сомневался, библеистов разных читал, убеждался, что всё, что они могут предложить - это гипотезы. Шёл от одной неуверенности к другой.

 

Но потом воспроизвели нормативный в вашей конфессии духовный опыт, и он Вам подтвердил принятые в Вашей конфессии подходы в библеистики? Понятно.

 

Ну хорошо. Но смотрите, ведь Вы на момент второго рождения уже были лютеранином. Значит, свидетельством мозга уже понимали всё то же, что поняли позже свидетельством духа. Так в чём разница, только в большей степени уверенности?

 

И, собственно, главный вопрос. Чем Вы руководствовались во взглядах на канон до Вашего второго рождения и обретения несомненно убедительных внутренних свидетельств? Почему, считали Вы, Церковь включала или не вклячала в Канон те или иные книги?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так в чём разница, только в большей степени уверенности?

 

Разница в том, что христианство мне то казалось убедительным, то переставало таковым казаться, то снова казалось убедительным. Но уверенности, в точном смысле этого слова, не было.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чем Вы руководствовались во взглядах на канон до Вашего второго рождения и обретения несомненно убедительных внутренних свидетельств? Почему, считали Вы, Церковь включала или не вклячала в Канон те или иные книги?

 

Руководствовался тем же самым: А) внутренним свидетельством Духа - только не данным мне лично, а данным отцам Реформации и Б) историческими свидетельствами древних, принятыми во внимание теми же самыми отцами Реформации.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...Я считаю это хорошим и показательным результатом беседы.

Я тоже.

Рад что Вы верно все поняли

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но потом воспроизвели нормативный в вашей конфессии духовный опыт, и он Вам подтвердил принятые в Вашей конфессии подходы в библеистики? Понятно.

 

Ну хорошо. Но смотрите, ведь Вы на момент второго рождения уже были лютеранином. Значит, свидетельством мозга уже понимали всё то же, что поняли позже свидетельством духа. Так в чём разница, только в большей степени уверенности?

 

И, собственно, главный вопрос. Чем Вы руководствовались во взглядах на канон до Вашего второго рождения и обретения несомненно убедительных внутренних свидетельств? Почему, считали Вы, Церковь включала или не вклячала в Канон те или иные книги?

 

Руководствовался тем же самым: А) внутренним свидетельством Духа - только не данным мне лично, а данным отцам Реформации и Б) историческими свидетельствами древних, принятыми во внимание теми же самыми отцами Реформации.

 

А Вы не находите, что в этом уравнении ваши внутренние свидетельства можно сократить как лишний элемент?

 

Смотрите, Вы уже были лютеранином и руководствовались мнением Лютера. Потом Вы воспроизвели духовный опыт Лютера и получили внутреннее свидетельство правоты (кто бы мог подумать!) Лютера. Так давайте сократим Ваш духовный опыт как лишний элемент и попробуем пообщаться в рациональном ключе?

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А Вы не находите, что в этом уравнении ваши внутренние свидетельства можно сократить как лишний элемент? Смотрите, Вы уже были лютеранином и руководствовались мнением Лютера. Потом Вы воспроизвели духовный опыт Лютера и получили внутреннее свидетельство правоты (кто бы мог подумать!) Лютера. Так давайте сократим Ваш духовный опыт как лишний элемент и попробуем пообщаться в рациональном ключе?

 

Я уже где-то упоминал, что покаяние и обретение/укрепление веры - это процесс. До обретения мной уверенности он тоже уже шел. Почему мне христианство и начинало казаться убедительным. Если же этот процесс просто оставить за скобками, то предмет для "разговора в рациональном ключе" просто исчезнет - потому что у меня, не опирающегося на этот опыт, не было бы ни единой причины как-то соотносить себя с христианством.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Итак, почему вы такой пиетет испытываете к иудейским решениям, состоявшимся уже после возникновения христианства?

Весомый аргумент против признания второканонических книг может быть только один, но он от наших братьев-протестантов так и не прозвучал: ветхозаветный канон составлен не в первом веке, я на несколько столетий ранее, при Ездре; соответственно, книги, написанные позже автоматически не попадают в канон. Ну а то, что было в первом веке, именно так называемый Ямнийский собор, - это не считается, поскольку там обсуждался лишь частный вопрос о достоинстве книг Есфири и Песни песней (именно так нас учили).

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я уже где-то упоминал, что покаяние и обретение/укрепление веры - это процесс.

 

Если можно спросить, а у Вас он уже завершился?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я хочу задать вопрос господину Вилонову: вы считаете себя уже спасены? Вы считаете, что вы уже попадете в рай?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я хочу задать вопрос господину Вилонову: вы считаете себя уже спасены? Вы считаете, что вы уже попадете в рай?

https://catholichurch.ru/index.php/topic/3835-%d1%83%d0%b2%d0%b5%d1%80%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d0%be%d1%81%d1%82%d1%8c-%d0%b2-%d1%81%d0%bf%d0%b0%d1%81%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b8/page__fromsearch__1

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Весомый аргумент против признания второканонических книг может быть только один, но он от наших братьев-протестантов так и не прозвучал: ветхозаветный канон составлен не в первом веке, я на несколько столетий ранее, при Ездре...

Я в курсе этой версии, но, насколько понимаю, она не единственная и даже не преобладающая (это даже с учетом того, что Ямнийский собор ныне более не считается рубежной точкой в оформлении иудейского канона).

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Например, из "Православной энциклопедии":

 

"К настоящему времени идея «закрытия» канона на Ямнийском синедрионе практически полностью оставлена библейской наукой. На смену ей в академических кругах пришли 2 концепции, во многом противоположные.

4) Датировку «закрытия» евр. канона маккавейским периодом предлагают, напр., Р. Т. Бекуит и С. Лейман (Leiman. 1976; Beckwith. 1985; Idem. 1988). Отправной точкой для нее служат слова 2 Макк 2. 14 о том, что Иуда Маккавей «затерянное, по случаю бывшей у нас войны [Писание], всё собрал, и оно есть у нас». Это самая ранняя датировка, к-рая обсуждается в совр. науке, поэтому, по-видимому, она импонирует умеренно-консервативным протестантам. Датировка «закрытия» канона маккавейским периодом предполагает одновременную канонизацию книг, входящих в разделы «Пророки» и «Писания».

5) Мн. совр. исследователи (напр.: Sanders. 1987; Barth?l?my. 1984) в общем и целом согласны с тем, что «закрытие» евр. канона произошло в кон. I - нач. II в. по Р. Х. (т. е. более или менее одновременно с функционированием Ямнийской академии), но считают, что этот процесс нельзя моделировать по образцу христ. церковных Соборов и приписывать Ямнийской академии те функции, которыми она не могла обладать. «Закрытие» канона, с т. зр. этих ученых, не было одномоментным решением компетентного органа, а представляло собой длительный процесс, который к тому же протекал по-разному в различных евр. общинах.

 

<...>

 

 

Поворотным событием в истории иудаизма было разрушение Иерусалима римлянами. После 70 г. по Р. Х. уцелевшая евр. община Палестины консолидировалась вокруг фарисейской традиции, которая переросла в раннераввинистическую. Многообразию «иудаизмов» пришел конец, в особенности после катастрофы, постигшей в нач. II в. по Р. Х. александрийскую диаспору. Именно после 70 г. появились первые однозначные указания на то, что евр. канон стал закрытым".

 

Поэтому мое возражение Михаилу и, соответственно, его нежелание отвечать, сохраняют, как я думаю, свою наглядность.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...Поэтому мое возражение Михаилу и, соответственно, его нежелание отвечать, сохраняют, как я думаю, свою наглядность.

 

Это называется делать хорошую мину при плохой игре. Ваше непонимание логики оппонента не является доказательством правоты вашей позиции.

Вы спросили «причём тут Моисей ?»Это потому-то Вы не поняли, что канон богодухновенных книг ветхого завета (как и канон НЗ для христиан) был ясен и понятен еврейской общине всегда - как зафиксированное Откровение Бога. Причём это Откровение растянулось во времени в отличие от относительно короткого периода земной жизни Христа и апостолов, составивших книги нового завета . К евреям Бог обращался и непосредственно сам, и через пророков, и через авторов других книг. Но все эти книги изначально были записанным божественных Откровением и никаких решений по признанию или присвоению им этого особого статуса не требовалось, как и книги Нового Завета никогда этого не требовали.

Все решения по поводу канона - как и в случае с НЗ - были решениями не по признанию той или иной книги богодухновенной, а по непризнание вторничной литературы в качестве таковой. Т е во время появления вала апокрифической литературы потребовалось решение особого внешнего авторитета , который указал бы на неканоничность этой литературы, потребовалось оградить уде существующий канон Откровения от человеческой литературы. В первую очередь это было необходимо сделать в связи с появлением массы независимы религиозных учителей, ведущих проповедь в первую очередь среди необразованного неграмотного народа.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться


×
×
  • Создать...