Перейти к содержанию

Юрий
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

  • 1 месяц спустя...

Объясните мне эти два сюжета:

 

1) Что это за шляпа и в чем здесь суть?

 

2444389ce25c858ca8b929bac9481344_zpsue7hmwg6.jpg

 

d1b05aad125fcdbe2613ac543ddfafde_zpsdhhkiswx.jpg

 

(первое фото из базилики Сан-Лоренцо во Флореции, второе из кафедрального собора в Пизе; но вообще сюжеты с такой вот шляпой здесь часто встречаются)

 

2) Почему у Спасителя завязаны глаза?

 

3b39c419d16fcda0f20c97544db8ab29_zpsaqf9cesl.jpg

 

bc5333f717f77edb61fcb0c1ad7b2acf_zpsccnkowtp.jpg

 

(фото из Сан-Марко во Флоренции)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Шляпа, очевидно, кардинальская (galero), а глаза у Христа завязаны в рамках иллюстрации к Мф. 26:68, Мк.14:65 и Лк. 22:64: слуги в синедрионе закрыли Спасителю лицо и били Его, требуя, чтобы он "прорек" (то есть угадал), кто именно Его ударил. В наши дни - популярная школьная "игра".
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Точно, я не догадался, что это изображены плевки и что это за палки. Понятно.

 

Насчёт шляпы не понятно :). Что она кардинальская, это не вызывает сомнений :). Но что это за сюжет? Босой нищенствующий монах, а под ногами у него на земле лежит кардинальская шляпа. Или он её бросает, или она уже лежит на земле (или на полу) перед ним. Вокруг монаха ещё другие люди, на разных фресках разные. Встречается во многих церквях в разных вариантах, встретили мы такое изображение и в Уфицци на одной из картин. Что это за сюжет?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На второй фотографии с шляпой скорее всего изображен св. Иероним Стридонский
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

Скажите, у православных утренняя пасхальная литургия имеется или нет?

У меня какие-то разрозненные вспоминания: вроде бы мне кто-то говорил что там праздничная служба всю ночь, она же и пасхальная. А утром все со службы приходят и отсыпаются. Но с другой стороны как бы точно помню что была в Японии в православной церкви на утренней пасхальной литургии (в 10 утра начиналась). Кстати служба шла при открытых царских вратах.

Каков правильный и/или обычный порядок пасхального церковного празднования у православных?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 месяца спустя...

Скажите, у православных утренняя пасхальная литургия имеется или нет?

Прошу прощения, не видел вопроса, иначе ответил бы своевременно.

Чаще всего утром литургия совершается там, где есть боковые пределы и есть возможность служить две литургии, в противном случае ограничиваются только ночной.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если в ЖЖ я добавил кого-нибудь в друзья в одностороннем порядке, то может ли этот пользователь также односторонне меня "отфрендить"?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чаще всего утром литургия совершается там, где есть боковые пределы и есть возможность служить две литургии, в противном случае ограничиваются только ночной.

Не поняла. Можно поподробнее объяснить? И еще, может быть так что ночной службы нет, только утренняя?

В картине Перова это ночная служба или утренняя? Если это первая праздничная ночная служба то как они там уже все все пьяные?

image001.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Можно поподробнее объяснить?

Порядок совершения богослужений на Пасху такой. Накануне вечером, а на практике утром в Великую субботу, совершается вечерня в соединении с литургией. На этой службе уже поются некоторые воскресные песнопения, читается Евангелие о воскресении Христа, но считается, что сама Пасха еще не наступила, и приветствие "Христос воскресе" еще не звучит. В 23 часа или 23.30 совершается пасхальная полунощница, во время которой плащаница с изображением Христова тела, находившаяся в пятницу и субботу на середине храма, заносится в алтарь и полагается на престоле , где и находится до Вознесения, символизируя этим, что в течение это периода воскресший Спаситель являлся Своим ученикам. Ровно в полночь начинается пасхальный крестный ход, а затем совершается праздничная утреня, затем поются пасхальные часы и служится литургия. Обычай начинать пасхальное богослужение именно в полночь - сравнительно поздний, установился за последние сто лет или чуть больше, Типикон же указывает лишь на то, что пасхальная заутреня начинается рано, и до революции могла начинаться часа в 2 ночи или позже. Как я уже отметил, часы с литургией присоединяются к утрене непосредственно, без какого-либо перерыва. В больших храмах, где в воскресные и праздничные дни бывает особенно большое стечение народа, и не просто каких-нибудь захожан, а много причащающихся, бывает необходимость служить по две литургии. В обычные воскресенья и двунадесятые праздники делается примерно так: в 7 утра ранняя литургия, в 9-10 - поздняя. Ну а на \пасху или Рождество первая литургия служится ночью, а вторая - в обычное время.

 

И еще, может быть так что ночной службы нет, только утренняя?

Все может быть. Если, к примеру, православная община где-нибудь на Западе арендует помещение, то ей приходится сообразовываться с выставляемыми хозяевами условиями. Бывает, что есть возможность послужить только в субботу вечером, и приходится выбирать: что служить - литургию Великой субботы или, может, пасхальную полунощницу, которая, если служить в точности по уставу, занимает не так уж мало времени.

 

 

В картине Перова это ночная служба или утренняя? Если это первая праздничная ночная служба то как они там уже все все пьяные?

Я думаю, сама картина слишком спорная, чтобы однозначно ответить на Ваши вопросы. Прежде всего отражает ли картина реалии жизни то эпохи или является своеобразным пасквилем в красках? Насколько Перов разбирался в богослужебных нюансах, чтобы адекватно изобразить тот или иной момент службы? С другой стороны, художник определенно был знаком с определенными реалиями, не вполне понятными нам сегодня. Я нашел описание картины: https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/1578-selskiy-krestnyy-hod-na-pashe-perov-1861.html

Из него я понял, что крестный ход направляется от дома (священника?) к храму. Но ведь на Пасху крестный ход совершается вокруг храма. Пишут, что это процессия после службы, но на Пасху крестный ход предваряет богослужение. С другой стороны, помимо ночной службы, он совершается после литургии, т.е. как раз второй, поздней литургии. Но едва ли две литургии возможны на небольшом сельском приходе. В общем, тут у меня самого больше вопросов, чем ответов, причем они вполне заслуживают обсуждения в отдельной теме.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как воспринимает массовое сознание во Франции (и др. южноевропейских странах) римский период своей истории? Кто для них римляне, захватчики/оккупанты или просветители/цивилизаторы? Римская Галлия - это культурный расцвет или чужеземное иго?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как воспринимает массовое сознание во Франции (и др. южноевропейских странах) римский период своей истории? Кто для них римляне, захватчики/оккупанты или просветители/цивилизаторы? Римская Галлия - это культурный расцвет или чужеземное иго?

Начну по аналогии. Я однажды спросил одного знакомого мальтийца: "А как мальтийцы сегодня воспринимают фигуру последнего правившего Великого Магистра Мальтийского Ордена фон Хомпеша (того самого, который удрал от Наполеона и схоронился в Санкт-Петербурге)?" Он честно ответил: "Знаете, я думаю, что нынешним мальтийцам на этот вопрос, скорее всего, наплевать. То есть никак..." :) Примерно так же можно ответить и насчет римского наследия Франции и отношения к нему нынешних французов.

 

Если же более подробно и серьезно, то во времена Третьей Республики вплоть до начала Первой Мировой - когда в стране правили масоны и Католическая Церковь преследовалась - действительно было в чести интенсивное про-галльское и анти-римское мифотворчество. В школьных учебниках и на лубочных картинках изображали галльских вождей и друидов, национальным героем был провозглашен Верцингеторикс (противостоявший Цезарю), и всюду форсировался мем "Nos anc?tres les Gaulois" ("Наши предки - галлы"). Ну, тут можно совершенно ясно понять причину этого феномена: пусть даже Рим во время завоевания Галлии был языческим, в конце 19 века он все равно ассоциировался с Католическoй Церковью. Экспансия империалистического Рима с его так называемой цивилизацией против гордых и свободолюбивых туземцев, живших в гармонии с природой, - и экспансия империалистической Церкви с ее так называемой христианской цивилизацией против гордых и свободолюбивых вольнодумцев, республиканцев, масонов.

 

Но это явление, насколько я могу судить, кануло в Лету. От него осталась (да и осталась ли?) только хулиганская школьная песенка: "Nos anc?tres les Gaulois / Avaient des capotes en bois..." ("У наших предков - галлов презервативы были из дерева...") Единственные, кто сейчас уверенно любит галлов и не любит римлян - это французские неоязычники; но они во Франции еще более маргинальны, чем родноверы в России.

 

Сегодня у среднестатистического француза и галлы, и римляне стойко ассоциируются с комиксами про Астерикса и Обеликса. :) Но среди интеллигентов и академиков, по-моему, отношение ровно-нейтральное: римляне - это просто одна из групп предков, принявших участие в этногенезе и культурогенезе французского народа наряду с галлами, франками, норманнами и региональными народами (басками, бретонцами, фламандцами, эльзасцами). Причем не следует забывать, что при завоевании Галлии конфликт между галлами и римлянами длился сравнительно совсем недолго, галлы стремительно романизировались, приняли латинский язык и римскую культуру, и появился новый этнос - галло-римляне... которые и встретили рассвет христианской веры.

Изменено пользователем Юрий
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

басками, бретонцами, фламандцами, эльзасцами

 

 

Ну,эти народы как раз в культурогенезе и тем более этногенезе французского народа не принимали участия и сохраняли свою отдельность вплоть до 20 века. Да и сейчас есть сепаратистские движения, хотя и не такие активные как корсиканские или те же баскские в Испании.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну,эти народы как раз в культурогенезе и тем более этногенезе французского народа не принимали участия и сохраняли свою отдельность вплоть до 20 века. Да и сейчас есть сепаратистские движения, хотя и не такие активные как корсиканские или те же баскские в Испании.

А это одно другому не мешает и не исключает. Это примерно так же, как если заменить "французов" на "русских", а "бретонцев", скажем, на "карелов". Часть сохранила свою самобытность, а часть ассимилировалась, вливаясь в большой этнос, но при этом привнося некоторые культурные элементы. Скажем, офранцуженных басков мы сплошь и рядом видим в истории Мартена Гера (одной из самых удивительных историй самозванства, имевшей место в 16 веке и экранизованной с Жераром Депардье в главной роли). Самобытные бретонцы, говорящие по-бретонски, сохранились только в Нижней (т.е., западной) Бретани, а Верхняя Бретань полностью офранцужена уже очень давно (во второй половине 15 века герцог Бретонский и знать Верхней Бретани по-бретонски уже, по-видимому, не говорили). При этом нельзя отрицать, что бретонская культура этого региона оказала влияние на французскую культуру. И так далее...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что касается Испании, то здесь, кажется, люди больше привязаны к территории, чем к языку или происхождению; для них и римляне, и всякие доримские кельты с иберами, и чуть ли не неандертальцы, от которых на полуострове осталось несколько очень приятных археологических зон - это "наши предки", равно как и визиготы, пришедшие на смену римлянам. Цитата из испанской Википедии: "В эту (римскую) эпоху испанский народ - или испанцы (pueblo hispano - o espanol) - сформировался как весьма выделяющаяся часть Римской империи, дав таких видных деятелей этого исторического периода, как Траян, Адриан, Марк Аврелий, Сенека, Квинтилиан или Марциал". Вот арабское правление не воспринимают как органичную часть своей идентичности, там речь идет именно о завоевании "нашей" земли и, наоборот, ее отвоевании обратно (реконкисте). Вообще "своя" история начинается, как мне кажется, с реконкисты и дальше уже не прерывается; по крайней мере, памятников, названий улиц и т. п., связанных с более ранними эпохами, немного. Ну, у басков, разумеется. свои особые взгляды на этот вопрос.
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот арабское правление не воспринимают как органичную часть своей идентичности, там речь идет именно о завоевании "нашей" земли и, наоборот, ее отвоевании обратно (реконкисте).

Да, и на Мальте совершенно так же. Более того: в короткометражном фильме, показываемом туристам в крепости Мдина (старая столица Мальты) 1127 год (когда норманны окончательно разбили магометан и присоединили Мальту к Королевству Сицилия) описывается так: "И так наша страна была освобождена от иноземных захватчиков, и свет Животворящего Креста снова воссиял над Мальтой". В Англии бы за такой фильм сразу арестовали бы и отдали под суд за "разжигание", а на Мальте наоборот, показывают всем туристам.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если же более подробно и серьезно, то во времена Третьей Республики вплоть до начала Первой Мировой - когда в стране правили масоны и Католическая Церковь преследовалась - действительно было в чести интенсивное про-галльское и анти-римское мифотворчество. В школьных учебниках и на лубочных картинках изображали галльских вождей и друидов, национальным героем был провозглашен Верцингеторикс (противостоявший Цезарю), и всюду форсировался мем "Nos anc?tres les Gaulois" ("Наши предки - галлы"). Ну, тут можно совершенно ясно понять причину этого феномена: пусть даже Рим во время завоевания Галлии был языческим, в конце 19 века он все равно ассоциировался с Католическoй Церковью. Экспансия империалистического Рима с его так называемой цивилизацией против гордых и свободолюбивых туземцев, живших в гармонии с природой, - и экспансия империалистической Церкви с ее так называемой христианской цивилизацией против гордых и свободолюбивых вольнодумцев, республиканцев, масонов.

 

Но это явление, насколько я могу судить, кануло в Лету. От него осталась (да и осталась ли?) только хулиганская школьная песенка: "Nos anc?tres les Gaulois / Avaient des capotes en bois..." ("У наших предков - галлов презервативы были из дерева...") Единственные, кто сейчас уверенно любит галлов и не любит римлян - это французские неоязычники; но они во Франции еще более маргинальны, чем родноверы в России.

 

На днях были в парке исторической реконструкции Пюи-дю-Фу в Вандее. Не совсем, конечно, это реконструкция, а скорее фэнтези-шоу на истроическую тематику. Но сделано отлично! Из пяти сюжетов два были отчетливо христианскими (м.б. остальные три тоже, без языка непонятно).

Вот один из сюжетов. Римский цирк, с одной стороны трибуна римлян (они в тогах и над ними орлы), с другой - галлов (они с рыжие, в рогатых шлемах, над ними петухи). Две трибуны постоянно пересвистываются и переругивются. После парада и колесничнх гонок выводят на казнь связанных христиан, галлы свитят и требуют отпустить их, римляне наоборот - большие пальцы вниз. Один из охранников пытается спасти главную героиню-христианку, большую часть христиан убивают, его загоняют в угол. Героиню привязывают к столбу и выпускают львов. Львы отказываются её есть и разгоняют римских воинов. Под дружные аплодисменты обеих трибун ВСЕ ПРИНИМАЮТ ХРИСТИАНСТВО!!! Кроме главного римского наместника, которого с позором прогоняет под трибуны невесть откуда взявшаяся гиена. Вот заключительная сцена:

 

c3884811e52b88393fa01e8c8feeebad_zpsqt50mhxu.jpg

 

 

Как видим, римляне здесь изначально плохие, галлы хорошие, но христианство, вроде, всех отчасти примиряет. Это не совсем согласуется с Вашими словами.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну,эти народы как раз в культурогенезе и тем более этногенезе французского народа не принимали участия и сохраняли свою отдельность вплоть до 20 века. Да и сейчас есть сепаратистские движения, хотя и не такие активные как корсиканские или те же баскские в Испании.

А это одно другому не мешает и не исключает. Это примерно так же, как если заменить "французов" на "русских", а "бретонцев", скажем, на "карелов". Часть сохранила свою самобытность, а часть ассимилировалась, вливаясь в большой этнос, но при этом привнося некоторые культурные элементы. Скажем, офранцуженных басков мы сплошь и рядом видим в истории Мартена Гера (одной из самых удивительных историй самозванства, имевшей место в 16 веке и экранизованной с Жераром Депардье в главной роли). Самобытные бретонцы, говорящие по-бретонски, сохранились только в Нижней (т.е., западной) Бретани, а Верхняя Бретань полностью офранцужена уже очень давно (во второй половине 15 века герцог Бретонский и знать Верхней Бретани по-бретонски уже, по-видимому, не говорили). При этом нельзя отрицать, что бретонская культура этого региона оказала влияние на французскую культуру. И так далее...

 

Они были просто ассимилированы французами. И всё. А то эдак можно будет рассуждать о вкладе шотландцев в формирование великорусского этногенеза и культурогенеза на примере Лермонтова

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как видим, римляне здесь изначально плохие, галлы хорошие, но христианство, вроде, всех отчасти примиряет. Это не совсем согласуется с Вашими словами.

Да, но ведь Ваш вопрос был про общее отношение во французском обществе, а не про сюжет и тональность конкретного спектакля Puy-du-Fou (организованного при участии уважаемого мною Филиппа де Вилье). :)

То, что "римляне плохие, а галлы хорошие", по-моему, отражает тот исторический факт (который подчеркивает и Том Вудс в своей книге "Как Католическая Церковь создала западную цивилизацию"), что зачастую Церкви было легче евангелизировать "простых", "близких к природе" язычников (типа франков), чем "цивилизованных" язычников или укоренившихся в ереси христиан-еретиков (типа ариан).

И потом, не будем забывать, что Пюи-дю-Фу - это шоу с явной про-христианской направленностью, а французское общество сейчас в большинстве своем дехристианизировано. С точки зрения христианина галлы действительно симпатичнее римлян, ибо последние кидали христиан ко львам и т.д., - но для среднестатистического французского "бобо" (т.е., современного мещанина) это ничего не значит.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И потом, не будем забывать, что Пюи-дю-Фу - это шоу с явной про-христианской направленностью, а французское общество сейчас в большинстве своем дехристианизировано.

 

А мы-то думали, что это соответствует представлениям обычного француза. Ну что сказать, жаль.

Юрий, а кто это - Филипп де Вилье?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

В картине Перова это ночная служба или утренняя? Если это первая праздничная ночная служба то как они там уже все все пьяные?

Для понимания картины надо учесть, что она изображает действо, которого просто нет в современной церковной жизни.

 

1. Место действия. Это не храм, а изба (храм видел слева вдали).

 

2. Время действия. Вечер. Значит, это не пасхальная полночь (когда, собственно, и совершается пасхальный крестный ход) и не утро любого из дней Светлой седмицы, когда ход повторяется. В любом случае это литургическое действие происходит вокруг храма.

 

3. Священник в голубом облачении, а не в белом (если это ночной ход) или красном (если дневной). То есть вообще не в пасхальном. Это значит, что он "на требе", то есть совершает частную службу.

 

 

Все это означает, что перед нами действие, которое называлось "славление".

Хождение по избам в день Рождества и Пасхи для сбора подаяний. По мемуарной литературе 19 века священники очень стеснялись этого своего вынужденного попрошайничества. Идти к бедным людям, чтобы от их нищеты что-то принести и для своих детей...

 

Зарплат в ту пору у духовенства не было вообще. Что дадут люди -на то и жили. Порой сами же пахали землю или ловили рыбу (как на иной картине Перова). Деньги люди давали при совершении треб. Количество таких треб предвидеть нельзя (когда кто родится или помрет или венчается).

 

Но зато и "епархиальных налогов" не было (разве что строго регламентированные отчисления от продажи свечей или "венчальных памятей" конкретно на содержание епархиальных школ для детей того же самого духовенства. Сами епархиальные нужды финансировались из госбюджета.

 

На "славлении" заходили в каждый дом, и была надежда что-то накопить на пару следующих месяцев. Но в основном крестьяне давали пожертвование продуктами. Денег у них у самих не было. А выгоднее всего для прижимистого крестьянина было вместо десятка яиц уважить батюшку рюмкой водки.

 

Вот поэтому к концу славления (на картине - вечер) клирики были пьяны. И поэтому они же очень сильно ждали, что государство все же возьмет их на зарплату, избавив от этих унижений перед лицом собственных прихожан.

 

https://diak-kuraev.livejournal.com/935973.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...
Меня тут недавно уверяли, что Дзержинский - польский еврей. Насколько маргинально среди историков мнение о еврейских корнях железного Феликса? Является ли оно своего рода маркером приверженцев конспирологии? Или это, наоборот, общеизвестный факт?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чушь какая-то... Дзержинские (Дзержиньские) - шляхетский род герба Сулима, владельцы одноименного хутора Дзержиново. И по матери там сплошь дворянские роды.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чушь абсолютная. Это старый шляхетский род. Да и когда это евреи учились на ксендзов?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Да и когда это евреи учились на ксендзов?"

 

Феликс Дзержинский в детстве мечтал стать ксёнзом. Но учился в гимназии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...