Перейти к содержанию

Естественный закон


Дмитрий
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Обратитесь подробнее к естественной теологии, она занимается обоснованием присущих Творцу атрибутов. На уровне благородного дикаря видно, что у Творца всё очень хорошо получилось, что, в свою очередь, плохо совместимо с экспериментаторством.

Рассматривайте творения в рамках естественной теологии на доступном Вам уровне. Нет языка и нет наречия, где не слышался бы голос их.

 

Не могу это рассматривать, как ответ по существу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это просто отсылка. Вы же просите, по сути, "докажите, что есть Создатель с такими-то атрибутами". Мне что тут, кратко "Сумму против язычников" переписывать? Такие доказательства есть, естественная теология - не секретная область.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы утверждаете, что любой человек, находящийся в здравом уме, не может не понять (причём без помощи благодати), что a. рождение и воспитание детей - это одна из важнейших целей, к которым естественно предназначена человеческая жизнь, и b. семейные отношения мужчины и женщины, состоящих в браке - это естественное средство для рождения и воспитания детей.

 

Это же достаточно базовые вещи из биологии и социологии. В чем я или Максим тут неправы?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это просто отсылка. Вы же просите, по сути, "докажите, что есть Создатель с такими-то атрибутами". Мне что тут, кратко "Сумму против язычников" переписывать? Такие доказательства есть, естественная теология - не секретная область.

 

Разумеется, в так называемую "естественную теологию" всё и упирается. Если бы в ней были хоть какие-нибудь доказательства. Но их нет. Нет даже убедительных аргументов для чего-либо, кроме самого факта наличия некоего Вселенского разума (вовсе не обязательно личностного, ставящего цели и т.п.). А переписывать, конечно, никого не надо - ни Аквината, ни Канта, ни Ричля, ни кого бы то ни было ещё.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы утверждаете, что любой человек, находящийся в здравом уме, не может не понять (причём без помощи благодати), что a. рождение и воспитание детей - это одна из важнейших целей, к которым естественно предназначена человеческая жизнь, и b. семейные отношения мужчины и женщины, состоящих в браке - это естественное средство для рождения и воспитания детей.

 

Это же достаточно базовые вещи из биологии и социологии. В чем я или Максим тут неправы?

 

См. выше, пост 174.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Возврващаясь к своему чуть более раннему посту:

 

Я в первые это ярко заметил на спорах об абортах: мы (христиане то есть) тут исходим из признаваемой и нашими оппонентами посылки, что людей убивать нельзя и рассуждений о том кого считать человеком, а про-абортное движение главным образом исходит из логики выгоды и последствий мол "если аборты запрещены это нанасет такой то и такой то вред, это будет так т и так то неудобно" и дальше уже под взятое заранее прагматически продиктованное решение подганяются аргументы почему аборт, якобы допустим. Причем таких теорий не одна и они не особо совместимы между собой

 

С предзначением сексуального акта, как я писал выше, похожая картина "злые догматики, мракобесы" пытаются рассуждать о наличиствующем явлении человеческой природы более менее отстраненно, а вот наши оппоненты явно руководствуются все теми же соображениями лоббизма своей пргаматичной выгоды, удобством, приятностью и т п

 

 

То есть даже если в порядке мысленного эксперимента допустить, что наш вывод ошибочен (да не будет!), то контраст между нами и неверующим миром все равно достаточно очевиден, кто больше пытается понять, как оно на самом деле объективно должно быть, а кто действует исходя из соображений удобства, лоббизма и подгонки фактов под заранее удобный вариант ответа

Изменено пользователем Pawlo
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С предзначением сексуального акта, как я писал выше, похожая картина "злые догматики, мракобесы" пытаются рассуждать о наличиствующем явлении человеческой природы более менее отстраненно, а вот наши оппоненты явно руководствуются все теми же соображениями лоббизма своей пргаматичной выгоды, удобством, приятностью и т п

 

Разговор стал бы чуть более осмысленным, если бы Вы вместо сценических ремарок в сторону, ответили бы по существу на мой пост №174 - в котором я специально для Вас повторил то, что уже не раз говорил в этой же самой теме.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Но этот взгляд Божий должен быть как-то известен человеку, чтобы человека справедливо можно было взять за ушко да и повесить наказываться. Вы же, как я понял, не верите в такого Бога, который что хочу, то и ворочу. Вы же верите в справедливого Бога.

 

Не помните, кто сказал "покажите мне вашего человека и я покажу вам вашего Бога?" Святой Василий Великий?

 

Это я к чему? Заметил, что то представлением о Боге к которому склонны многие кальвинисты и мусульмане, к которому кажется был склонен ранний Лютер (могу ошибиться), (это всё не про Гостью речь, конечно), возможно и некоторые современные не в меру радикально-правые (в богословском смысле, не в политическом) католики, оно очень похоже на человека, каким его видит современность:

 

"Что хочу то и ворочу, отсутствие любых внутренних принципов поведения, т к их наличие ограничивало бы свободу" короче получается такой себе Бог слепленный по образу и подобию либертарианского человека

Изменено пользователем Pawlo
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

1. Собственная нежность, как Вы изволите выражаться, тут к делу не относится. Лично я пока что, слава Богу, живу не так уж плохо, а что это благополучие очень хрупкое - так оно у любого человека так. Не во мне лично дело - а в том, что видя мир, где живым существам приходится умирать, а до смерти - многообразно испытывать боль, множество её видов, физической и эмоциональной, я не могу считать, что это хорошо устроенный мир. По изначальному замыслу - да, не спорю, но уж никак не по фактическому осуществлению.

 

 

А тут нужна та самая добродетель благоразумия, чтобы не поддаваясь эмоциям констатировать, что в мире много и добра (в виду его не до конца искаженной нашим грехом природы) и зла (в виду человеческих грехов).

 

 

А современный человек часто склонен воспринимать хорошее, как некий ноль, как минимальную точку отсчета, не ценить его и обращать внимание только на плохое. Отсюда и то квази-гностическое мышление о мире, как о всецелой юдоли зла и мрака, которое раскритиковал брат Максим

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У меня, кстати, тут в процессе размышлений родилось продолжение "темы с Иовом". Николай утверждает, что только принятие Христа примиряет человека с ужасом жизни, а вне знания Христа возможно только такое отношение: "И на "благодарность" и "почитание", по любой человеческой справедливости, по любому "естественному закону", доступному человеческому разуму, он может рассчитывать только одно - в духе сестер Хачатурян. То, что Бог, вопреки этой очевидности, добр, милостив и благ, что Бог есть любовь, что Он достоин доверия и почитания - всё это вещи сверхразумные, доступные только через Откровение, только при взгляде на Христа".

 

Но дело в том, что Христос пришел в определенное время и точку пространства. Всякого рода благородные дикари не знали о Христе. Да и иудеи, хотя в Библии есть пророчества о страдающем Мессии и о Его Божественности, в общем и целом не предвидели, что Мессия будет воплощенным Богом, принимающим страдание и смерть за людей.

 

И что, все они имели полное право хулить Создателя? Не думаю.

Изменено пользователем Maxim Bulava
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И что, все они имели полное право хулить Создателя? Не думаю.

 

По Николаю - даже обязанность.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У меня, кстати, тут в процессе размышлений родилось продолжение "темы с Иовом". Николай утверждает, что только принятие Христа примиряет человека с ужасом жизни, а вне знания Христа возможно только такое отношение: "И на "благодарность" и "почитание", по любой человеческой справедливости, по любому "естественному закону", доступному человеческому разуму, он может рассчитывать только одно - в духе сестер Хачатурян. То, что Бог, вопреки этой очевидности, добр, милостив и благ, что Бог есть любовь, что Он достоин доверия и почитания - всё это вещи сверхразумные, доступные только через Откровение, только при взгляде на Христа".

 

Но дело в том, что Христос пришел в определенное время и точку пространства. Всякого рода благородные дикари не знали о Христе. Да и иудеи, хотя в Библии есть пророчества о страдающем Мессии и о Его Божественности, в общем и целом не предвидели, что Мессия будет воплощенным Богом, принимающим страдание и смерть за людей.

 

И что, все они имели полное право хулить Создателя? Не думаю.

 

Некоторое видение прообразов или предвосхищение Христа бывало сообщено и людям, жившим до/вне христианства. Иудеям - более прямо, иным народам - в более символическом, даже аллегорическом виде (ср. легенды о махаянских бодхисаттвах). Но для того, кому не встретились даже эти прообразы или символы, мир с полным основанием может казаться мрачным и безнадежным местом. Следует ли отсюда хула на Творца? Отнюдь. Само представление о Творце, создающем мир ex nihilo и полностью свободно - это характерная принадлежность именно библейской традиции (откуда его восприняли также мусульмане, бахаи, возможно ещё кто-то). А упреки можно, конечно же, предъявлять только такому Творцу, а не обычным богам языческих народов, которые сами, так или иначе, подчинены необходимости.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, тем более.

 

Они тяжело согрешили перед Творцом, что не бунтовали против Него.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А тут нужна та самая добродетель благоразумия, чтобы не поддаваясь эмоциям констатировать, что в мире много и добра (в виду его не до конца искаженной нашим грехом природы) и зла (в виду человеческих грехов).

 

 

А современный человек часто склонен воспринимать хорошее, как некий ноль, как минимальную точку отсчета, не ценить его и обращать внимание только на плохое.

 

К вопросу о добродетели благоразумия. Велит ли благоразумие есть да похваливать из бочки, где мёд примерно в равных пропорциях смешан с навозом?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Некоторое видение прообразов или предвосхищение Христа бывало сообщено и людям, жившим до/вне христианства. Иудеям - более прямо, иным народам - в более символическом, даже аллегорическом виде (ср. легенды о махаянских бодхисаттвах).

Про иудеев - сообщено-то - сообщено. И даже сейчас страшно, как местами точно. я вот только напомню, что даже апостолы из Двенадцати и из Семидесяти не очень-то здорово справлялись с сообщенным.

 

Нам-то ведь нужна не вера в Мессию, будущего Спасителя и т.д., а очень конкретный образ - Бог, который разделяет все страдания человечества и саму смерть.

 

Буддистов и бодисатв не комментирую. Про политеистов я, конечно, согласен, что они не должны были хулить Творца, но получается странное дело - чем ближе вера к истине, тем естественнее было бы хулить Творца.

 

 

Ой. не то, не то что-то здесь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Некоторое видение прообразов или предвосхищение Христа бывало сообщено и людям, жившим до/вне христианства. Иудеям - более прямо, иным народам - в более символическом, даже аллегорическом виде (ср. легенды о махаянских бодхисаттвах).

Про иудеев - сообщено-то - сообщено. И даже сейчас страшно, как местами точно. я вот только напомню, что даже апостолы из Двенадцати и из Семидесяти не очень-то здорово справлялись с сообщенным.

 

Нам-то ведь нужна не вера в Мессию, будущего Спасителя и т.д., а очень конкретный образ - Бог, который разделяет все страдания человечества и саму смерть.

 

Буддистов и бодисатв не комментирую. Про политеистов я, конечно, согласен, что они не должны были хулить Творца, но получается странное дело - чем ближе вера к истине, тем естественнее было бы хулить Творца.

 

 

Ой. не то, не то что-то здесь.

 

1. Я про точность и очевидность этих прообразов ничего и не говорю. С моей стороны это не более чем посторонняя ремарка в ответ на Вашу (тоже постороннюю) ремарку.

 

2. А насчёт "ближе к истине" - смотря в каком отношении ближе. Если бы существовала вера, последовательно утверждающая, что Бог един, что он сотворил мир из ничего - но при этом настаивающая, что его единственное побуждение и единственная цель творения - многообразно мучить сотворенные существа, и радоваться их боли - то, я думаю, любой культурный политеизм (будь-то греческий или египетский, индийский или японский и т.д.) был бы ближе к христианству, чем это.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

К вопросу о добродетели благоразумия. Велит ли благоразумие есть да похваливать из бочки, где мёд примерно в равных пропорциях смешан с навозом?

 

Если ты его туда сам и подмешал, то это было бы благоразумно. Тем более если ты профессиональный подмешивальщик навоза в мёд. Или это твоё хобби. Весьма благоразумно, да.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А насчёт "ближе к истине" - смотря в каком отношении ближе. Если бы существовала вера, последовательно утверждающая, что Бог един, что он сотворил мир из ничего - но при этом настаивающая, что его единственное побуждение и единственная цель творения - многообразно мучить сотворенные существа, и радоваться их боли - то, я думаю, любой культурный политеизм (будь-то греческий или египетский, индийский или японский и т.д.) был бы ближе к христианству, чем это.

Исторический вариантов описанного Вами монотеизма, кажется, нет.

 

Но проблема в том, что Вы говорили о совершенной натуральности вывода на предмет нехорошести монотеистического Бога вне веры во Христа Распятого. А до пришествия Христова никакой монотеизм, даже Богооткровенная религия, не содержал образа страдающего Бога. Вернее, у евреев в Откровении образ присутствовал, а в сознании адептов - нет.

 

Остается проблема, да.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

К вопросу о добродетели благоразумия. Велит ли благоразумие есть да похваливать из бочки, где мёд примерно в равных пропорциях смешан с навозом?

 

Если ты его туда сам и подмешал, то это было бы благоразумно. Тем более если ты профессиональный подмешивальщик навоза в мёд. Или это твоё хобби. Весьма благоразумно, да.

 

Мы же рассуждаем в рамках разума, не ссылаясь на Писание и постбиблейские традиции? А коли так, человек прекрасно знает, что некоторую толику зла в этот мир, конечно же, привнёс лично он. Но на фоне всего остального зла, которое он наблюдает - это просто капля в море. Я даже не останавливаюсь специально на том, что он знает - зло в мире есть даже там, где люди вовсе отсутствуют. Это зло - боль и смерть других живых существ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Николай, я Вам не по существу возражал, а чисто обиделсо на аналогию :).
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А насчёт "ближе к истине" - смотря в каком отношении ближе. Если бы существовала вера, последовательно утверждающая, что Бог един, что он сотворил мир из ничего - но при этом настаивающая, что его единственное побуждение и единственная цель творения - многообразно мучить сотворенные существа, и радоваться их боли - то, я думаю, любой культурный политеизм (будь-то греческий или египетский, индийский или японский и т.д.) был бы ближе к христианству, чем это.

Исторический вариантов описанного Вами монотеизма, кажется, нет.

 

Но проблема в том, что Вы говорили о совершенной натуральности вывода на предмет нехорошести монотеистического Бога вне веры во Христа Распятого. А до пришествия Христова никакой монотеизм, даже Богооткровенная религия, не содержал образа страдающего Бога. Вернее, у евреев в Откровении образ присутствовал, а в сознании адептов - нет.

 

Остается проблема, да.

 

Вполне можно считать, что в сознании благочестивых ветхозаветных иудеев этот образ тоже как-то присутствовал. И никакой "проблемы" не остаётся.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вполне можно считать, что в сознании благочестивых ветхозаветных иудеев этот образ тоже как-то присутствовал. И никакой "проблемы" не остаётся.

Из кого только тогда Христос набирал апостолов! С Фомой всё ясно, но хоть Петр-то был благочестивым? (спрашиваю как католик).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А насчёт "ближе к истине" - смотря в каком отношении ближе. Если бы существовала вера, последовательно утверждающая, что Бог един, что он сотворил мир из ничего - но при этом настаивающая, что его единственное побуждение и единственная цель творения - многообразно мучить сотворенные существа, и радоваться их боли - то, я думаю, любой культурный политеизм (будь-то греческий или египетский, индийский или японский и т.д.) был бы ближе к христианству, чем это.

Исторический вариантов описанного Вами монотеизма, кажется, нет.

 

Но проблема в том, что Вы говорили о совершенной натуральности вывода на предмет нехорошести монотеистического Бога вне веры во Христа Распятого. А до пришествия Христова никакой монотеизм, даже Богооткровенная религия, не содержал образа страдающего Бога. Вернее, у евреев в Откровении образ присутствовал, а в сознании адептов - нет.

 

Остается проблема, да.

 

Она остаётся, да. Мне до сих пор непонятно, как возможна Теодицея вне Откровения о распятом Боге. Я даже тему такую когда-то открывал, но мы там ответа не нашли:

 

https://catholichurch.ru/index.php/topic/1599-%d1%82%d0%b5%d0%be%d0%b4%d0%b8%d1%86%d0%b5%d1%8f/page__hl__%D1%82%D0%B5%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B5%D1%8F__fromsearch__1

 

Однако, деторождение/воспитание является естественным назначением независимо ни от чего, даже вообще от веры в Творца.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...