Перейти к содержанию

Молитва св.Терезы из Лизье и учение об оправдании


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Ну, Пеледа-то, по ходу, всё правильно изложил. Я имею в виду, что, как вижу, он точно передал лютеранскую позицию.

 

 

Я не знаю, что говорил он. Но Ваш пересказ его слов явным образом опровергается хотя бы этим: "Но они не отделяются друг от друга таким образом, как если бы истинная вера могла иногда существовать и продолжаться в течение некоторого времени вместе с порочными намерениями" (Et haec non ita divelluntur, quasi vera fides aliquando et aliquamdiu stare possit cum malo proposito).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 444
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

На счет "некоторого времени" - это характерная оговорочка. Скажите, я правильно понимаю картину: если лютеранин шел в кирху, но по дороге зашел в бордель, а к вечеру раскаялся, то истинная вера в нем существует, а грех "не вменен" ради заслуг Христовых?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На счет "некоторого времени" - это характерная оговорочка. Скажите, я правильно понимаю картину: если лютеранин шел в кирху, но по дороге зашел в бордель, а к вечеру раскаялся, то истинная вера в нем существует, а грех "не вменен" ради заслуг Христовых?

 

 

Никакой "оговорочки" нет. Говорится ровно обратное тому, что Вы хотите туда вчитать. Истинная вера не может сосуществовать с порочными намерениями ни в какой-то момент времени (aliquando), ни в течение какой-либо временной продолжительности (aliquamdiu).

А что касается лютеранина, зашедшего в бордель – то он, очевидно, в это время отпал от веры (и праведность ему отнюдь не вменялась). Но впоследствии он может, разумеется, раскаяться, снова обрести веру, а вместе с верой – прощение грехов.

Изменено пользователем n-vilonov
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Понятно, а скажите,

 

1) насколько порочным должно быть намерение, чтобы говорить, что человек "отпал от веры"? и

 

2) как по-лютерански, вообще возможно отпасть от веры? Ведь, как мы выясняли, возможности противления воли благодати Вы не признаете. Может, это всё надо понимать так, что через зашествие в бордель стало ясно. что человек и не имел истинной веры?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Понятно, а скажите, 1) насколько порочным должно быть намерение, чтобы говорить, что человек "отпал от веры"? и 2) как по-лютерански, вообще возможно отпасть от веры? Ведь, как мы выясняли, возможности противления воли благодати Вы не признаете. Может, это всё надо понимать так, что через зашествие в бордель стало ясно. что человек и не имел истинной веры?

 

1. Чтобы закончить с Вашим предыдущим возражением:Ваше истолкование текста (будто речь идёт о том, что вера может сосуществовать с порочными намерениями, только в течение непродолжительного промежутка времени) противоречило бы совершенно недвусмысленным словам, что "вера и дела неразрывно связаны" (sunt connexa inseparabiliter fides et opera).

 

2. То, что мы выясняли давеча - это что Бог делает нежелающих желающими, то есть обращает, несмотря на сопротивление воли - и это вовсе не специфически-лютеранская точка зрения, а позиция Аврелия Августина. А что люди могут сопротивляться благодати, и сопротивляются благодати, с этим никто и не спорил - именно это делают все необращенные люди начиная с Адама. И отпасть от веры вполне возможно (невозможность отпадения от веры - это кальвинистская, а не лютеранская позиция). А вот возвращение к вере будет, опять же, плодом благодати, результатом воздействия Св.Духа.

Изменено пользователем n-vilonov
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поймите правильно, я, в основном, Вам не возражаю. Я очень плохо представляю себе лютеранскую догматику и никогда ей особо не интересовался. А чтобы возражать, нужны те или иные экспертные знания. Я тут, главным образом, самообразовываюсь.

 

Поясните, а как человек может отпасть от веры? Получается, что Бог благодатью призывает его к вере, но не удерживает его благодатью в вере.

Изменено пользователем Maxim Bulava
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, и насчет порочности, пожалуйста проясните. Как лютеранская аскетика (?) или моральное богословие (?) устанавливает достаточную порочность для отпадения от веры.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, и насчет порочности, пожалуйста проясните. Как лютеранская аскетика (?) или моральное богословие (?) устанавливает достаточную порочность для отпадения от веры.

 

Не видел и не слышал, чтобы грехи ранжировались таким образом, чтобы одни считались совместимы с верой, а другие нет. Порочное намерение - это и есть намерение, противоречащее Десяти заповедям. Заповеди есть, Катехизис, подробно истолковывающий их, есть. Достаточно, чтобы знать, какие намерения и действия являются порочными, а какие нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Понятно, то есть у вас отпадение-уверование - неизбежно кратный процесс. Все-таки проясните еще насчет благодати - Бог побуждает человека к вере благодатью, но не удерживает в ней благодатью? Как это может быть, если вера - дар благодати?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На счет "некоторого времени" - это характерная оговорочка. Скажите, я правильно понимаю картину: если лютеранин шел в кирху, но по дороге зашел в бордель, а к вечеру раскаялся, то истинная вера в нем существует, а грех "не вменен" ради заслуг Христовых?

 

АП IV:78 Под оправданием мы понимаем превращение неправедного человека в праведного, или возрождение человека.

 

АП IV:115 Эта вера также не является пустым знанием и не может сосуществовать со смертным грехом.

 

АП IV:142-143 Подобным же образом, вера, о которой мы говорим, существует в покаянии. Я имею в виду, что вера рождается в устрашенной совести, которая ощущает Божий гнев в отношении наших грехов и ищет прощения грехов, ищет освобождения от греха. В таком страхе и в прочих скорбях эта вера должна возрастать и укрепляться. И потому она не может существовать в людях, которые живут по плоти, которые находят удовольствие в собственных похотях и повинуется им.

 

ША III:iii:40 В христианах это покаяние продолжается до смерти. Ибо на протяжении всей жизни человека покаяние подвизается против греха, остающегося в плоти. Павел свидетельствует, что он сражается с законом, действующим в его членах (Рим. 8:1-17), не собственными силами, но по дару Святого Духа, который следует за прощением грехов. Этот дар день за днем очищает и выметает остающиеся грехи, и действует в человеке, делая его поистине чистым и святым.

 

ША III:iii:44 Святой Дух не позволяет греху властвовать, побеждать и совершаться, но подавляет его и не позволяет творить, что ему угодно (Пс. 50:11; Рим. 6:14). Если же грех творит, что хочет, то Святого Духа и веры нет там. Ибо св.Иоанн говорит: "Всякий, рожденный от Бога, не делает греха... он не может грешить" (1 Ин. 3:9). Однако Иоанн говорит и другую истину: "Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас" (1 Ин. 1:8).

 

ФС-ДИ 1:14 В-пятых, это наследственное зло столь велико и ужасно, что только ради Господа Христа оно может быть покрыто и прощено в крещеных и верующих пред Богом. Более того, человеческая природа, которая извращена и испорчена первородным грехом, должна быть и может быть исцелена лишь посредством возрождения и обновления Святым Духом (Титу 3:5). Однако это исцеление в земной жизни только начинается. Оно будет полным только в будущей жизни (Еф. 4:12-13).

Изменено пользователем Денис В.Н.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

2) как по-лютерански, вообще возможно отпасть от веры? Ведь, как мы выясняли, возможности противления воли благодати Вы не признаете. Может, это всё надо понимать так, что через зашествие в бордель стало ясно. что человек и не имел истинной веры?

 

Мартин Хемниц

Энхиридион

 

Свободная воля, или человеческие силы

 

Может ли человек сопротивляться такому Божию воздействию, препятствовать ему, изгонять его и противостоять ему обратным действием?

 

Конечно же, он может и, увы, делает это слишком часто и слишком активно. Но следует учить людей тому, что это - самый серьезный грех. Поскольку так они противятся Самому Святому Духу, труды Которого они в самих себе отвергают, презирают и разрушают. Ибо когда Бог через Слово порождает и производит в человеке начатки подобных переживаний, таким образом наделяя его силой и способностью начать и совершить то, что необходимо для покаяния, Он, конечно же, настоятельно требует от нас, чтобы мы не принимали эту благодать тщетно и не позволяли ей оставаться бездейственною, или тщетною, в нас. 1 Кор. 15:10; 2 Кор. 6:1. Давайте же благочестиво и с пользою употреблять полученный от Бога дар и усердно развивать его. Матф. 25:16-17. Не позволим ветхому Адаму противиться этому деянию Божию в нас и разрушать его. Рим. 6:12; 8:13; Гал. 5:24.

 

Лютер пишет о возможности отпадения. Например:

 

То есть: “Вы не находитесь более в царстве благодати”. Ибо как человек, упавший с корабля в море, тонет, независимо от того, с какой именно части судна он упал, так и всякий, кто отпадает от благодати, не может не погибнуть" (Комментарий на Послание к Галатам 5:4).

 

Общая позиция лютеран выражена в Аугсбургском вероисповедании:

 

"Они [наши церкви] осуждают анабаптистов, отрицающих, что однажды оправданные могут утратить Святого Духа" (АВ, Арт. 12).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Денис, мне Николай уже сказал, что у них отпадение возможно. Я спрашиваю, как оно возможно. Хемниц тут не при делах, потому что у лютеран люди всегда противятся Богу, это ясно. Я интересуюсь, имеется ли благодатное действие, удерживающее человека в обретенной вере. Если оно имеется, то как человеческая воля может его преодолеть, потому что собеседник как-то мне говорил, что когда действует благодать, человек противится ей не может.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Денис, мне Николай уже сказал, что у них отпадение возможно. Я спрашиваю, как оно возможно. Хемниц тут не при делах, потому что у лютеран люди всегда противятся Богу, это ясно. Я интересуюсь, имеется ли благодатное действие, удерживающее человека в обретенной вере. Если оно имеется, то как человеческая воля может его преодолеть, потому что собеседник как-то мне говорил, что когда действует благодать, человек противится ей не может.

 

Я помню ответ Николая:

 

Чем это учение отличается от лютеранского? Тем, что согласно РКЦ, человек, на которого воздействует благодать, сохраняет свободу ей противиться и её отвергнуть. Таким образом, если человек, влекомый благодатью, не воспользовался свободой отвергнуть благодать, значит, он следует за благодатью свободно... А чему учит ЕЛЦ по этому вопросу? Тому, что Св.Дух из не желающей воли делает желающую, из противящейся благодати - согласную с благодатью. Но делает Он это не посредством какого-то внешнего принуждения, а воспламеняя в человеке веру с помощью средств благодати - Слова и Таинств.

 

https://catholichurch...post__p__183248

 

Не знаю, помимо слов Хемница о противлении, Лютер и Аугсбургское исповедание говорят о возможности отпадения, хотя отпадение наверное уже несколько другое, нежели противление.

Изменено пользователем Денис В.Н.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поясните, а как человек может отпасть от веры? Получается, что Бог благодатью призывает его к вере, но не удерживает его благодатью в вере.

 

Этот вопрос уже относится к теме "одинарного предопределения". Одинарное предопределение всеми не-лютеранами считается противоречивой или вовсе непонятной доктриной - поэтому я даже и не слишком рассчитываю на Ваше понимание. Тем не менее, попробую. Начну с цитаты, которую уже приводил когда-то в разговоре с Вами - о том, как Св.Дух производит обращение человека.

 

"Эти дары Святой Дух производит средствами, или инструментами, Слова, если его читают, слушают и обдумывают" (Хемниц, "Исследование Тридентского собора", часть первая. "Лютеранское наследие", 2005, С.393). Об этом же говорится в Формуле согласия (одним из авторов которой был тот же самый "второй Мартин" Хемниц):

 

"В Священном Писании (Ин.6:44) верно и истинно говорится, что никто не может придти ко Христу, если не привлечет его Отец. Однако, Отец не желает никого привлекать без средств, так как Он установил обычные средства и инструменты, своё Слово и Таинства" (Pater autem neminem trahere vult absque mediis; sed utitur tamquam ordinariis mediis et instrumentis, Verbo suo et sacramentis) - Формула согласия, XI, 76.

 

Отсюда следует, что грешный человек не должен гадать, предопределен ли он к спасению, или нет, но без сомнений прибегать к Слову и Таинствам.

 

"...бедным грешникам подобает тщательно и внимательно слушать Слово Божие и не сомневаться, что Отец их привлечет к своему Сыну - Христу" ("...miseri peccatores conveniant, Verbum Dei accurata diligentia audiant neque dubitent quin Pater eos ad Filium suum Christum sit pertracturus") - Формула согласия, XI, 76.

 

Милость неизменно подаётся посредством Слова и Таинств также и тем, кто прежде отпал, а теперь возвращается.

 

"Так как наше избрание к вечной жизни (electio nostra ad vitam aeternam) основано не на нашей благочестивости или добродетелях, но целиком и полностью – на заслуге Христа и милостивой воле Его Отца, Который не может отречься от Себя (потому что Он неизменен по воле и сущности), то по этой причине, когда Его чада выходят из послушания и впадают в грехи (in peccata labuntur), Он снова призывает их Словом Своим к покаянию (per Verbum eos ad poenitentiam revocat), и Святой Дух желает подействовать на них через Слово, чтобы они вернулись на путь и очистили свою жизнь (et Spiritus Sanctus per Verbum vult in iis efficax esse, ut in viam redeant et vitam emendent)" - Формула согласия, XI, 75.

 

Но этим отнюдь не отвергается, что человек может сопротивляться благодати, может отказаться даже слушать Слово. И его сопротивление вполне достаточным образом объясняется его собственной волей, без гипотез о предопределении к осуждению.

 

"...многие, “когда услышат слово, с радостью принимают, но... во время искушения отпадают” (Лук.8:13). Однако, причина этого заключается не в том, что Бог, будто бы, не желает даровать благодать пребывания в вере тем, в ком Он начал доброе дело (autem rei causa non haec est, quasi Deus illis, in quibus bonum illud opus iam incepid, gratiam suam ad perseverandum dare nolit) – ибо это противоречило бы тому, о чем Павел говорит в Филип.1:6. Но настоящая причина их отпадения заключается в том, что они сами вновь бесстыдно отвратились от святой заповеди Божьей (sed vera causa defectionis ipsorum est, quod sese a sancto Dei praecepto rursus, et quidem petulanter, avertunt)" - Формула согласия, XI, 42

 

"...то, что не все слышащие Слово Божие, веруют, и некоторые, таким образом, осуждены на вечные тяжкие муки, не следует понимать так, что Бог не уделил им спасения (non existimandum est, Deus illis salutem invidere). Причина их погибели и их собственная вина (Ipsi suae perditionis causa sunt et culpam sustinent), что они услышали Слово не с тем намерением, чтобы его серьезно и охотно познавать – но для того, чтобы пренебречь им, надругаться над ним, подвергнуть поношению, и чтобы противиться Святому Духу, Который через Слово хотел действовать в них (et Spiritui Sancto, qui per Verbum in ipsis operari volebat, resisterent)" - Формула согласия, XI, 78

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Понятно, то есть у вас отпадение-уверование - неизбежно кратный процесс.

 

Поскольку речь идёт о спасающей вере (то есть, о всецелом уповании на Христа, который спасает меня, бедного грешного человека - и соответственно, о столь же всецелом видении себя, как грешника), а не об "исторической вере" (то есть, не о вере, что (библейское и основанное на нём церковное) описание реальности соответствует фактам) - да, как правило так. Иначе бы и покаяние после крещения было не нужно.

Изменено пользователем n-vilonov
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы были совершенно правы и насчет непонятности, и насчет, насколько есть всё же понятность, непротиворечивости. В смысле, что так это воспринимается.

 

Оправданный человек свободен в любой момент отвергнуть благодать, удерживающую его в вере? Ведь Вы, кажется, говорили, что, совершая оправдание в отношении не оправданных, Бог так действует на человека, что у человека нет возможности не уступить благодати.

 

Откуда в оправданных появилась способность отвергать благодать? Почему оправданные вдруг взяли, да и "отвратились от святой заповеди"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы были совершенно правы и насчет непонятности, и насчет, насколько есть всё же понятность, непротиворечивости. В смысле, что так это воспринимается. Оправданный человек свободен в любой момент отвергнуть благодать, удерживающую его в вере? Ведь Вы, кажется, говорили, что, совершая оправдание в отношении не оправданных, Бог так действует на человека, что у человека нет возможности не уступить благодати. Откуда в оправданных появилась способность отвергать благодать? Почему оправданные вдруг взяли, да и "отвратились от святой заповеди"?

 

Это непонятно, если убрать из картины средства благодати - но понятно, если исходить из того, что всё вокруг них и строится.

 

Св.Дух ведь обращает не так, что человека ловят, сильно бьют по голове, и пока он без сознания, чистят мозги. Нет, Св.Дух обращает, делает человека желающим из не-желающего посредством Слова и Таинств. Например, человек слышит/читает Слово, думает о нём - и, в какой-то момент понимает, что не может уклониться от обращения. В какой-то момент он замечает, что уже превратился из не-желающего в желающего, более того - в не могущего не желать.

 

Приведу конкретный пример: Вы, кажется, цитировали где-то здесь на форуме Хиллари Уайт. Вот с Вашей подачи я почитал кое-что из того, что она пишет. И вот, описывая, как она стала традиционалисткой, она употребляет такое выражение, что-де невозможно перестать знать то, что ты узнал.

 

Обращение примерно так и происходит (mutatis mutandis): в какой-то момент человек понимает, что не может не осознавать то, что осознаёт.

 

Однако невозможность перестать видеть то, что ты сейчас видишь, увы, не исключает того, что со временем, переключившись на что-то другое, совсем об этом забудешь, а забыв - перестанешь понимать то, что понимал раньше (в общем, так, как это в притче о сеятеле Христос рассказывает).

 

Однако отпав от благодати, от веры, от спасения, вернуться всё-таки возможно - посредством тех же самых средств благодати. Предопределение к спасению реализуется не как некий "слепой рок" - нет, оно реализуется как неизменность спасающего действия Св.Духа через Слово и Таинства. Любой грешник, отпавший от веры, может, тем не менее, быть уверен, что воля Бога к спасению грешников, о которой говорится в Писании, относится и к нему - и что эта воля эффективно действует, когда он читает Писание, слушает Писание, размышляет о нём, участвует в церковном богослужении.

 

Но именно поскольку спасающее действие Бога - это не слепой рок, а благодать, воздействующая через Слово и Таинства, её вполне можно и отвергать, противиться ей. Правда и здесь возможны ситуации, когда, допустим, человек взялся читать Библию, чтобы над ней насмехаться - а в какой-то момент вдруг понял, что уже уверовал, и не может не веровать. В подобном случае происходит именно то, о чём мы говорили выше - благодатное воздействие Св.Духа побеждает сопротивление, обращает человека, несмотря на то, что он сопротивлялся. Но и здесь это происходит посредством Слова.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Св.Дух ведь обращает не так, что человека ловят, сильно бьют по голове, и пока он без сознания, чистят мозги. Нет, Св.Дух обращает, делает человека желающим из не-желающего посредством Слова и Таинств. Например, человек слышит/читает Слово, думает о нём - и, в какой-то момент понимает, что не может уклониться от обращения. В какой-то момент он замечает, что уже превратился из не-желающего в желающего, более того - в не могущего не желать.

 

Приведу конкретный пример: Вы, кажется, цитировали где-то здесь на форуме Хиллари Уайт. Вот с Вашей подачи я почитал кое-что из того, что она пишет. И вот, описывая, как она стала традиционалисткой, она употребляет такое выражение, что-де невозможно перестать знать то, что ты узнал.

 

Обращение примерно так и происходит (mutatis mutandis): в какой-то момент человек понимает, что не может не осознавать то, что осознаёт.

 

Однако невозможность перестать видеть то, что ты сейчас видишь, увы, не исключает того, что со временем, переключившись на что-то другое, совсем об этом забудешь, а забыв - перестанешь понимать то, что понимал раньше (в общем, так, как это в притче о сеятеле Христос рассказывает).

Увы, я не могу признать это удовлетворительным ответом.

 

Сначала Вы описываете действие благодати при обращении, как оно воспринимается субъективно. Никаких особых возражений у меня тут нет.

 

Но далее Вы говорите, что человек со временем может перестать стремиться, понимать и так далее. Но так в этом и проблема. Почему это происходит? Я вижу тут две возможности: либо Бог не воздействует на человека, удерживая его в вере, либо человек противится благодатному воздействию.

 

Вы выбираете, первое, второе или же формулируете какое-то третье объяснение?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Св.Дух ведь обращает не так, что человека ловят, сильно бьют по голове, и пока он без сознания, чистят мозги. Нет, Св.Дух обращает, делает человека желающим из не-желающего посредством Слова и Таинств. Например, человек слышит/читает Слово, думает о нём - и, в какой-то момент понимает, что не может уклониться от обращения. В какой-то момент он замечает, что уже превратился из не-желающего в желающего, более того - в не могущего не желать.

 

Приведу конкретный пример: Вы, кажется, цитировали где-то здесь на форуме Хиллари Уайт. Вот с Вашей подачи я почитал кое-что из того, что она пишет. И вот, описывая, как она стала традиционалисткой, она употребляет такое выражение, что-де невозможно перестать знать то, что ты узнал.

 

Обращение примерно так и происходит (mutatis mutandis): в какой-то момент человек понимает, что не может не осознавать то, что осознаёт.

 

Однако невозможность перестать видеть то, что ты сейчас видишь, увы, не исключает того, что со временем, переключившись на что-то другое, совсем об этом забудешь, а забыв - перестанешь понимать то, что понимал раньше (в общем, так, как это в притче о сеятеле Христос рассказывает).

Увы, я не могу признать это удовлетворительным ответом.

 

Сначала Вы описываете действие благодати при обращении, как оно воспринимается субъективно. Никаких особых возражений у меня тут нет.

 

Но далее Вы говорите, что человек со временем может перестать стремиться, понимать и так далее. Но так в этом и проблема. Почему это происходит? Я вижу тут две возможности: либо Бог не воздействует на человека, удерживая его в вере, либо человек противится благодатному воздействию.

 

Вы выбираете, первое, второе или же формулируете какое-то третье объяснение?

 

Объяснение, которое даётся в Формуле согласия, состоит в том, что Бог, желая, чтобы все люди спаслись (1 Тим.2:4), людей и обращает к вере, и удерживает в вере. Но и то и другое Он делает согласно определенному, Ему угодному порядку - через средства благодати. Другими словами, посредством Слова и Таинств. В том, кто слушает/читает и обдумывает Слово, кто принимает Таинства, Господь и сопротивление побеждает, и желание уверовать (и удержать веру) производит, и саму веру создает и поддерживает.

 

Но если кто не прибегает к средствам благодати, то благодать на него и не воздействует. И далее, если кто ранее обращённый не прибегает к средствам благодати, чтобы удержаться к вере, то он в ней и не удерживается. Поддержание веры - это же тоже не установка какого-то ментального блока, действующего автоматически, и не лоботомия.

 

Конечно, этот ответ не устраняет возможность новых вопросов. Можно спросить, например, почему одного грешника Бог через определенные жизненные обстоятельства подтолкнул к слышанию/чтению Слова, а другого, ничуть не худшего грешника - нет. Но такие вопросы излишни и практически бесцельны. С одной стороны, они выходят за рамки того, что нам открыл Бог в Откровении. С другой стороны, любой человек, который их задаёт, очевидно, не лишён знания о существовании средств благодати, и может их применять к себе,слушая, читая, обдумывая, и т.д., чтобы Господь создал в нём желание верить и веру.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не видел и не слышал, чтобы грехи ранжировались таким образом, чтобы одни считались совместимы с верой, а другие нет. Порочное намерение - это и есть намерение, противоречащее Десяти заповедям. Заповеди есть, Катехизис, подробно истолковывающий их, есть. Достаточно, чтобы знать, какие намерения и действия являются порочными, а какие нет.

Скажите, а если лютеранин украл у соседа одну копейку, он отпал от веры?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Объяснение, которое даётся в Формуле согласия, состоит в том, что Бог, желая, чтобы все люди спаслись (1 Тим.2:4), людей и обращает к вере, и удерживает в вере. Но и то и другое Он делает согласно определенному, Ему угодному порядку - через средства благодати. Другими словами, посредством Слова и Таинств. В том, кто слушает/читает и обдумывает Слово, кто принимает Таинства, Господь и сопротивление побеждает, и желание уверовать (и удержать веру) производит, и саму веру создает и поддерживает.

 

Но если кто не прибегает к средствам благодати, то благодать на него и не воздействует. И далее, если кто ранее обращённый не прибегает к средствам благодати, чтобы удержаться к вере, то он в ней и не удерживается. Поддержание веры - это же тоже не установка какого-то ментального блока, действующего автоматически, и не лоботомия.

 

Николай, если честно я уже стал путаться. Я помню предыдущую тему где Вы, Максим и Дмитрий обсуждали предопределение в лютеранском и католическом богословии.

На сколько я помню (если нет, поправьте меня пожалуйста) главное отличие было в том, что в католическом богословии человек может своей волей сказать Богу нет.

А в лютеранском богословии Бог всегда своей благодатью, если задумал, приведет человека ко спасению и сопротивляться человек не может.

 

Но в этой теме я уже начинаю сомневаться все ли я правильно понял.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, я понимаю что есть средства благодати (Слово и Таинства) и мы не можем со стороны точно судить отпал человек от веры потому что Бог не дал благодати или человек сам ее отринул, но все же...

По гамбургскому счету, в богословии лютеранства, человек отпадает от веры потому что Господь его (этого человека) перестал Своей святой волей удерживать благодатью в вере или человек таки может сопротивляться действию благодати в себе и её отбрасывать?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не видел и не слышал, чтобы грехи ранжировались таким образом, чтобы одни считались совместимы с верой, а другие нет. Порочное намерение - это и есть намерение, противоречащее Десяти заповедям. Заповеди есть, Катехизис, подробно истолковывающий их, есть. Достаточно, чтобы знать, какие намерения и действия являются порочными, а какие нет.

Скажите, а если лютеранин украл у соседа одну копейку, он отпал от веры?

 

А является ли кража копейки у соседа нарушением седьмой заповеди? (У вас она, наверное, восьмая). Нужно ли даже в таком нарушении этой заповеди каяться? Если Вы ответите на эти вопросы утвердительно, то и я утвердительно отвечу на Ваш. В тот момент, когда человек решает нарушить заповедь, спасающей веры в нём нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Объяснение, которое даётся в Формуле согласия, состоит в том, что Бог, желая, чтобы все люди спаслись (1 Тим.2:4), людей и обращает к вере, и удерживает в вере. Но и то и другое Он делает согласно определенному, Ему угодному порядку - через средства благодати. Другими словами, посредством Слова и Таинств. В том, кто слушает/читает и обдумывает Слово, кто принимает Таинства, Господь и сопротивление побеждает, и желание уверовать (и удержать веру) производит, и саму веру создает и поддерживает.

 

Но если кто не прибегает к средствам благодати, то благодать на него и не воздействует. И далее, если кто ранее обращённый не прибегает к средствам благодати, чтобы удержаться к вере, то он в ней и не удерживается. Поддержание веры - это же тоже не установка какого-то ментального блока, действующего автоматически, и не лоботомия.

 

Николай, если честно я уже стал путаться. Я помню предыдущую тему где Вы, Максим и Дмитрий обсуждали предопределение в лютеранском и католическом богословии.

На сколько я помню (если нет, поправьте меня пожалуйста) главное отличие было в том, что в католическом богословии человек может своей волей сказать Богу нет.

А в лютеранском богословии Бог всегда своей благодатью, если задумал, приведет человека ко спасению и сопротивляться человек не может.

 

Но в этой теме я уже начинаю сомневаться все ли я правильно понял.

 

Насколько я помню, после того, как уважаемый Максим объяснил мне, что в РКЦ принимается учение св.Августина, что согласие с благодатью в человеке производится самой благодатью, я сказал, что тогда между нами по этому вопросу нет принципиальных разногласий.

 

То, что написано в ФС (и что я пространно цитировал выше), сводится к следующему - согласие с благодатью, желание обращения и само обращение, желание уверовать и сама вера производятся во взрослом человеке воздействием Св.Духа через Слово и Таинства, когда он слушает Слово и думает о нём. При этом Св.Дух преодолевает его колебания и его сопротивление.

 

Однако человек вполне может "успешно" сопротивляться Св.Духу, в том смысле, что может отвергать средства благодати. При этом, повторюсь, очевидно, что всемогущий Творец может воздействовать на человека через жизненные обстоятельства, чтобы изменить его отношение к средствам благодати. И даже порой это делает. Почему с одним делает, а с другим нет? Это уже открытый вопрос, ответ на который нам не дан, да и не полезен. Нам достаточно того, что нам открыто - что Бог желает спасения всех людей, и что несомненно и неизменно надежное средство для этого, данное Им - это Его Слово и Таинства.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А является ли кража копейки у соседа нарушением седьмой заповеди? (У вас она, наверное, восьмая). Нужно ли даже в таком нарушении этой заповеди каяться? Если Вы ответите на эти вопросы утвердительно, то и я утвердительно отвечу на Ваш. В тот момент, когда человек решает нарушить заповедь, спасающей веры в нём нет.

Да, нарушение. Но необходимости упоминать на исповеди о такой мелочи нет.

 

Но в принципе понятно: раз разграничения между смертным и простительным грехом у лютеран нет, то всякий грех, совершаемый осознанно и свободно, является смертным и свидетельствует об отпадении от веры, так? Типа чуть повысил голос на родителей - тоже отпал от веры...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться


×
×
  • Создать...