Перейти к содержанию

Об исихастах


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Я прекрасно знаю как у буддистов происходит их процесс рассматривания пупка или тазика. Как они вместо Бога видят свет самого себя, своей души и принимают его за свет Бога.

Конечно прекрасно что вы это знаете, но буддисты не верят в Бога. Разные божества у них есть, а Бога нет.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 65
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

...а заодно и выпадом в сторону русского зарубежного православия ХХ в., где статус рассказов несколько другой.

Да, кстати. Вот почему именно в зарубежье было такое превознесение этих рассказов? Я, ЕМНИП, встречал комплиментарные отзывы о них у Мейендорфа, Керна и, что самое удивительное, митрополита Антония Сурожского

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дунаев, как я понял, склонен рассматривать тему паламизма / исихазма в среде русского зарубежья в качестве средства спасения размываемой идентичности, а также как полемический таран в западном окружении:

 

"В поисках «идентичности» Православия на Западе в условиях постепенного размывания русской диаспоры и в попытке противопоставить Православие инославным конфессиям, развив историософию рус. религ. мысли и идеи нек-рых правосл. ученых 30–50-х гг. XX в., протопр. И. Мейендорф (к-рому в ряде публикаций последовали в Греции — А.-Э. Н. Тахиаос, а в России — Г. М. Прохоров) создал теоретическую концепцию, выдвигавшую на первый план паламизм и И. с целью подчеркнуть динамизм и своеобразие православия, развивавшегося в последние века Византии и в слав. странах по иным путям, нежели «возрожденческий гуманизм» на Западе, и связать восточную мистику с социально-политической жизнью" (прав. энциклопедия, дунаевская статья).

 

"Тут два момента:

1) Поиск религиозной самоидентификации в условиях диаспоры (плюс влияние имяславия);

2) Я согласен с Пентковским, что после очевидного проигрыша экклесиологического спора с католиками, особенно после вступления в полемику Мелера и Конгара, эмиграция выставила "пневматологический" аргумент: Палама + исихазм" (ЖЖ).

 

Ну то есть да. Сердцем чувствую, что Дунаев прав. Но всё же не очень понятно, почему под бренд была подверстана такая в высшей степени сомнительная книжка, как "откровенные рассказы". Или утвердить бренд "исихазм" другими средствами оказалось принципиально невозможно...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2) Я согласен с Пентковским, что после очевидного проигрыша экклесиологического спора с католиками, особенно после вступления в полемику Мелера и Конгара, эмиграция выставила "пневматологический" аргумент: Палама + исихазм" (ЖЖ).

 

Максим, а Вы случайно не знаете, что это за экклезиологический спор, проигранный эмиграцией, и кто такой Мелер?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Максим, а Вы случайно не знаете, что это за экклезиологический спор, проигранный эмиграцией, и кто такой Мелер?

Увы, увы. Ясно только, что это не Иоганн-Адам :) .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Основные выводы из лекции

 

Сформулирую здесь кратко некоторые выводы.

1) Традиция "умного делания" не была непрерывной, наблюдаются обрывы между "синайским" исихазмом и "омфалоскопическим" и между последним и Василием Поляномерульским/Паисием Величковским. В какой мере традиция была на самом деле единой, а в какой — лишь выдавала себя за таковую, выяснить невозможно. Восстановление традиции каждый раз происходило на основании скудных сведений из книг и из восточных практик, которые не прерывались.

2) Анализ двух дррус текстов, проведенный А. В. Бусыгиным, доставил еще одно, на сей раз неопровержимое, доказательство византийского происхождения исихастских сборников с текстом о трех годах раздельного вселения Троицы, откуда с неизбежностью следует вывод о еретическом и магическом характере византийского "омфалоскопического исихазма", равно как и многовековой (500-600 лет) русской практики Иисусовой молитвы.

3) Происхождение "Откровенных рассказов Странника" и возрождение интереса к психосоматической технике Иисусовой молитвы в к. 19 — 20 вв. не имеет ничего общего с реальной святоотеческой традицией. Техника молитвы, описанная в "Страннике", явилась следствием личных экспериментов Арсения Троепольского на основании сведений из "Добротолюбия", жития и 75 действий Василиска с использованием сведений из Бхагавад-Гиты и суфийской техники (и, возможно, опыта Игнатия Лойолы) вследствие особых богословских установок, проистекавших из теснейших контактов Арсения Троепольского с русскими масонами пер. пол. - сер. 19 в.

4) Влияние восточных практик можно предполагать на первом этапе (4-7 вв., йога), достаточно уверенно постулировать в 13 в. (суфизм и опосредованно йога), вполне доказательно (хотя и не во всех мелочах) — на "Странника" в 19 в.

5) В попытке богословски оправдать мистическую "омфалоскопическую технику" свт. Григорий Палама, не имевший личного опыта созерцания Света (в его сочинениях подобные свид-ва отсутствуют, что было очевидно его современникам, приписавшим ему "Главы" Симеона Нового Богослова), ошибочно счел естественный свет, зримый практиками разных религий, Нетварным, вследствие чего, с опорой на богословие Пс.-Дионисия Ареопагита (и тем самым косвенно — на Прокла), создал неверную богословскую систему, лишь частично скорректированную его последователями (мысленное, а не реальное различие между сущностью и энергиями). Богословие свт. Григория Паламы должно быть пересмотрено и, как минимум, значительно исправлено путем уточняющих формулировок. Только такой шаг даст шанс православному богословию вернуться к своей традиции и продолжить свое самостоятельное творческое развитие (в частности, дать соборную оценку имяславию).

 

https://danuvius.livejournal.com/520125.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"В попытке богословски оправдать мистическую "омфалоскопическую технику" свт. Григорий Палама, не имевший личного опыта созерцания Света (в его сочинениях подобные свид-ва отсутствуют, что было очевидно его современникам, приписавшим ему "Главы" Симеона Нового Богослова), ошибочно счел естественный свет, зримый практиками разных религий, Нетварным, вследствие чего, с опорой на богословие Пс.-Дионисия Ареопагита (и тем самым косвенно — на Прокла), создал неверную богословскую систему, лишь частично скорректированную его последователями (мысленное, а не реальное различие между сущностью и энергиями). Богословие свт. Григория Паламы должно быть пересмотрено и, как минимум, значительно исправлено путем уточняющих формулировок. Только такой шаг даст шанс православному богословию вернуться к своей традиции и продолжить свое самостоятельное творческое развитие (в частности, дать соборную оценку имяславию)".

Да, вот это определённо и довольно смело. Но как он мыслит отказ от исихазма / паламизма, промоушеном которого то же русское православие занималось последние сто лет? Коготок увяз.

 

А Дунаеву была бы прямая дорога в католики. Вот в чем, однако, неудобства нахождения в среде духовенства или конфессиональной науки - житейски сложно совершить переход.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Прародитель имябожия о происхождении молитвы Иисусовой

 

Схимонах Иларион. На горах Кавказа (1907). Гл. 16.

 

+Старец Паисий Величковский сообщает, что молитва Иисусова в первый раз на земле сообщена была Приснодевственной Богоматери, когда Она в превышеественной чистоте Своей, несравненно чистейшей солнечных лучей, пребывала во святом святых, возрастая девственно – чистейшею плотию, и развиваясь и укрепляясь духом, готовила Себя в Божие жилище, веселое и красное, – в это время, как бы в предобручение приятилища Божества, предварительно была свыше научена сему Божественному Священнодейству – всегдашнему призыванию имени Спасителя рода человеческого – Творца Своего и Господа.

И это сказание старца вполне согласуется с обстоятельствами дела, потому что прежде, нежели Преблагословенная имела в Приснодевственной утробе Своей плотью зачать от Духа Святого Сына Божия, должна была соединится с ним в духе Своем и быть едино с Сыном Божиим, как истинная Матерь Его, всепречистую плоть Свою Ему взаимодавшая и рождшая Создателя Своего.

Потом, – продолжает старец, – Преблагословенная Владычица научила сей священной и Божественной молитве святых апостолов, а они передали ее всему христианскому миру.+

(и т. д. и т. п. Выделено мной.)

 

Некоторые отзывы о книге:

Крайне не рекомендуется для чтения, так как может повлечь впадение в прелесть»+ (за точность цитаты из Вики не ручаюсь, но предостережение весьма нужное; ср. с отзывом патр. Иоакима III: «содержащей много ошибочного и ведущей к заблуждению и ереси»).

 

+Напротив, главы, посвященные учению о молитве Иисусовой, об условиях умного богообщения и об имени Божием, высоко оцениваются Лосевым: он видит в них «чистейший образец восточно-свято-отеч[еской] мистики, восходящей через паламитов и исихастов, Симеона Нов[ого] Бог[ослова], Максима Исп[оведника], Дион[исия] Ареопаг[ита], Григ[ория] Нисского к неоплатонизму и Плат[ону]» (Лосев А. Ф. О книге «На горах Кавказа» // Начала. 1995. М., 1996. № 1/4. С. 235-240).+ (из статьи в ПЭ).

 

Митр. Иларион прямо пишет, что трактат Пс.-Симеона лежит в основе учения Илариона о молитве Иисусовой. +Учение о созерцании умом собственной светозарности заимствовано из сочинений Евагрия Понтийского+ (на самом деле, не только из Евагрия).

https://danuvius.livejournal.com/520234.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 года спустя...

Монахиня Кассия (Сенина) пишет.

Зашел я к Дунаеву по последней ссылке на форуме, а там как раз про Кассию. Почитал и Кассию. А Кассия-то, оказывается, уже тово... Не хочу, говорит, вашего христианства и сладчайшего Иисуса - одно мученье, а толку ни на грош. Святых нет, всё сказки. Постится человек да таинничает, а сам - продолжает - разве что курить бросит. Ни тебе двиганья гор, ни даже простого обоженья. А наука доказала, еще говорит, что Адама с Евой не было. Короче, я сейчас за адвайту-веданту, только заниматься ей мне лень, хочу пожить всласть.

 

От оно как...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Монахиня Кассия (Сенина) пишет.

Зашел я к Дунаеву по последней ссылке на форуме, а там как раз про Кассию. Почитал и Кассию. А Кассия-то, оказывается, уже тово... Не хочу, говорит, вашего христианства и сладчайшего Иисуса - одно мученье, а толку ни на грош. Святых нет, всё сказки. Постится человек да таинничает, а сам - продолжает - разве что курить бросит. Ни тебе двиганья гор, ни даже простого обоженья. А наука доказала, еще говорит, что Адама с Евой не было. Короче, я сейчас за адвайту-веданту, только заниматься ей мне лень, хочу пожить всласть.

 

От оно как...

 

Просто нужно причащаться, молиться - вести духовную жизнь, тогда вера будет крепкой. А все эти сомнения о которых пишут те или иные люди, я обратил внимание, что эти люди духовные инвалиды, у них проблемы в духовной жизни, неверие, вот они это и выплескивают на страницах информативных площадок, а в итоге заканчивается тем что такие люди рано или поздно откровенно перестают позиционировать себя христианами, а это просто следствие причин духовного повреждения, либо эти люди и не были христианами, и видимо не имели опыта Благодати, например вот откровение Дмитрия Каниболотского, который себя ассоциировал с несторианами - https://kanibolotsky.livejournal.com/88379.html

Я думаю, что когда тот или иной человек выражает какое то свое неверие, то он уже давно не причащается, думаю что и молитвенное правило такой человек не читает, ведь его умонастроение просто стоит далеко от молитвенности, от желания молиться. Нужно не отравлять себя сомнениями, а читать например жизнеописания святых нашего времени, где приводятся современные свидетельства веры. Или вот например взять библеистику, я обратил внимание, что ведь есть верующие библеисты, которые обоснованно опровергают различных библейских критиков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Просто нужно причащаться, молиться - вести духовную жизнь, тогда вера будет крепкой.

Это, как бы сказать, не панацея. Дамочка вон и причащалась, и молилась, духовностью сейчас похваляется, опытностью искушенной...

 

Многослойная это проблема. Бывает, конечно, что просто не в коня корм. Но не всегда так.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Просто нужно причащаться, молиться - вести духовную жизнь, тогда вера будет крепкой.

Это, как бы сказать, не панацея. Дамочка вон и причащалась, и молилась, духовностью сейчас похваляется, опытностью искушенной...

 

Многослойная это проблема. Бывает, конечно, что просто не в коня корм. Но не всегда так.

 

У нее встречаются вот такие выпады: 1) https://www.proza.ru/2011/02/02/1701 , 2) https://www.portal-cr...=news&id=114230 , 3) https://mon-kassia.l...com/208504.html , 4) https://mon-kassia.l...om/1419395.html , 5) https://mon-kassia.l...com/211518.html , 6) https://mon-kassia.l...om/1307615.html

 

Вот после этого у меня сомнения на ее счет, такое ощущение что она оправдывается в этих записях, ну и какие то у нее нападки на пост, молитву. Вроде бы она противопоставляла интеллектуальный труд.

 

Ну а молитва, регулярное причащение, реально возрождают душу, укрепляют веру, если конечно потом это все не бросать.

Изменено пользователем Денис В.Н.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Речь моя о том. что утверждения "молись - и ты не потеряешь веру" или "главное - регулярно исповедоваться и причащаться, тогда вера будет с тобой" - не всегда работают. Вот другой вопрос - почему они не работают в том или другом отдельном случае.

 

Когда-то, допустим, отсылка к качествам "подложки" под молитву, то бишь свойствам личности, может многое объяснить. Ну как вот бесполезно ставить пломбу на определенный зуб. В случае с Кассией, мнится мне, очень, очень и очень многое объясняется как раз "зубом". Но есть другие случаи, и там могут быть проблемы другого порядка.

Изменено пользователем Maxim Bulava
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Издали творения святителя Феолипта Филадельфийского

 

Его можно считать первым представителем поздневизантийского исихазма и учителем святителя Григория Паламы. К сожалению, до недавнего времени творения этого выдающегося подвижника и духовного писателя были практически неизвестны. Лишь одно из них, в неполном и некорректном виде, было опубликовано в греческом "Добротолюбии", а затем вошло в церковнославянское и русское "Добротолюбие". Лишь в самом конце XX века было обнаружено большое количество сочинений Филадельфийского святителя, которые были изданы независимо друг от друга двумя учеными: канадским Р.Синкевичем и греческим И.К.Григоропулу.Начиная с 2000 года профессором А.И.Сидоровым начата работа над комментированным переводом этих сочинений, в которой посильное участие принимал и иерей Александр Пржегорлинский. Отдельные переводы творений святителя публиковались в различных периодических изданиях ("Альфа и Омега", "Сретенский сборник" и др.). Затем было решено собрать корпус аскетических творений и писем свт. Феолипта и издать их отдельной книгой, снабдив ее вступительной статьей и приложением.

 

https://www.ozon.ru/context/detail/id/143666586/

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 года спустя...

Так значит, все онм следуют принципу ora et labora, который я склонен считать универсальным для монашествующих.

Не только для монашествующих. Но и для отшельников - типа Робинзона Крузо :)

Причем если следовать классическому переводу Шишмиревой, то там именно ora et labora, и никак иначе. А если следовать адаптированному переводу-пересказу Чуковского, то остается только labora. Для советских детей...

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться


×
×
  • Создать...