Jump to content

Мрачное Средневековье


 Share

Recommended Posts

По Европе, конечно. И необязательно художественного. Но интересуют не "исторические события", а быт-атмосфера.
Link to comment
Share on other sites

По Европе, конечно. И необязательно художественного. Но интересуют не "исторические события", а быт-атмосфера.

Посмотрите тут, например:

Early Medieval Europe 350 - 1100 CE

Link to comment
Share on other sites

  • 2 weeks later...

Есть еще такой термин "Темные века" (5-10 вв.), несколько выделяющийся, а иногда даже противопоставленный собственно Средним векам.

По-моему, в марксистской историографии с ее делением на общественно-экономические формации, какого-то специального выделения этого периода нет. Хотя упадок эпохи раннего Средневековья и "переселения народов" признается.

Поскольку в силу изначально негативного отношения к данной эпохе "темным" с этой точки зрения является в целом весь период Средних веков и феодального строя (476 - 1640 гг.)

Link to comment
Share on other sites

Тут, в теме про фильмы, упомянули фильм Германа "Трудно быть Богом". И стал я просматривать отзывы. Мало кто в диком восторге. Но все же это Герман, и вроде как нужно что-то похвалить, а то тебя сочтут за какого-то лоха... Поэтому многие пишут, что "автор хорошо передал атмосферу мрачного средневековья", или - "точно передана атмосфера того времени". Какого того? Видимо Стругацких человек не читал, а из фильма трудно понять где и когда происходит действие. Говорят, что после премьеры в Риме большинство зрителей осталось в уверенности, что посмотрело фильм о русском средневековье. Если кто не видел, то герои фильма всю дорогу ходят в крови, грязи и дерьме.

 

То есть к Стругацким претензий никаких, у них - фантастика, у них всё происходит -

 

A long time ago

in a galaxy far,

far away...

 

 

Понятно, что им по сюжету нужно было некое жестокое общество, и они выбрали его прообразам земное Средневековье, потому что их, как и всех нас, с детства учили, что это самый мерзкий период человеческой истории, когда и солнце не вставало, и люди не смеялись, а если изредка и улыбались, то через силу... Но формально у Стругацких все же не Земля...

А у большинства теперешних людей представление о людях средневековья сложилось, как о неисправимых грязнулях. Но это не так. Особенно усердствуют в поддержании этого мифа отечественные псевдоисторики. -

 

В то время, как

русско-православные протирали в себе дыры,

ночи и дни просиживая в бане,

на грязном и немытом Западе...

 

И хотя в соблюдении гигиены раньше действительно было больше проблем, нежели теперь, но бани в средневековой Европе все же были. В том числе и общественные. Что подтверждается многочисленными рисунками, миниатюрам, гравюрами и проч., оставшимися нам от того времени. Вот, например -

 

gallery_4_17_10077.jpg

 

Средневековая общественная баня. Миниатюра из рукописной книги. Франция, XV век.

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Вот еще -

 

gallery_4_17_80302.jpg

 

gallery_4_17_17873.jpg

 

Или вот, гляньте, как эти ребята из "Саксонского зерцала" весело парятся -

 

gallery_4_17_54366.jpg

 

Ну, пожалуй, хватит для доказательства того, что в Средние века не были все поголовно грязнулями. На самом деле таких изображений множество. Но, чтоб меня не обвинили в создании порнографического сайта, этих достаточно. :)

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Часто ссылаются на известные в истории случаи, когда человек давал обет не мыться и действительно не мылся долгое время. Но тут надо понимать, что обет - это обещание чего-то необычного, из ряда вон выходящего. Иначе , зачем обещать то, что ты и так все время делаешь (или то, чего ты и так не делаешь). Например, для св. Бенедикта Аньянского это была своеобразная аскетическая практика, причем своеобразная не только для него, не то окружающие бы этого не отметили, и в истории это бы не осталось - мол, все не мылись, и он не мылся, что тут необычного...
Link to comment
Share on other sites

О существовании бань в Средние века мы имеем множество упоминаний в самых различных исторических источниках:

 

Например, статья 89 "Саксонского зерцала" говорит - "Если кто-либо возьмет из общественной бани чужой меч, или платье, или умывальный таз, или ножницы, которые по общему мнению похожи на его вещи, ... а свое там оставит и если затем, полагая, что это его, будет держать эти вещи неспрятанными и затем обещает принести присягу, то эту вещь можно задержать и требовать ее возвращения. От обвинения в краже или ограблении, если он будет в этом обвиняться, можно очиститься присягой на реликвиях, если он имеет свидетелей в том, что он держал эти вещи неспрятанными."

 

В Регистре ремесел и торговли города Парижа есть специальный устав для банщиков.

 

Эйнгард в "Жизнеописании Карла Великого" сообщает - "Любил он также купаться в горячих источниках и достиг большого совершенства в плаванье. Именно из любви к горячим ваннам построил он в Ахене дворец и проводил там все последние годы жизни. На купанья, к источникам он приглашал не только сыновей, но и знать, друзей, а иногда телохранителей и всю свиту; случалось, что сто и более человек 'купались вместе."

 

О банях пишут Беда Достопочтенный, Вильгельм Тирский, Григорий Турский, Франсуа Вийон, Джованни Боккачо, Павел Диакон, Титмар из Мезенбурга, св. Хильдегарда Бингенская и др.

 

А вот что пишет армянский путешественник Симеон Лехаци про Папу: "каждый год в страстной четверг Папа должен вымыть ноги 12 человекам, но днем раньше он отправляет всех в баню и дает им рубаху, штаны, белую чуху, туфли и шапку". И это, заметьте, в Средние века (правда, в самом конце)! А сейчас XXI век в разгаре - в банб не посылают, ни штанов, ни шапок не дают (не говорю уж про белую чуху), да и ноги моют то каким-то мусульманам, то еще не пойми кому.... :(

Link to comment
Share on other sites

Даже средневековые монахи были весьма чистоплотными людьми, хотя казалось бы им-то чего, ходи себе грязнулей и в ус не дуй. Тем не менее монастырские уставы, сборники обычаев и правил неоднократно и довольно подробно описывают процессы посещения бань, купания, умывания и бритья.

 

Вот что пишет Лео Мулен в "Повседневной жизни монахов..." - "Начиная с VII века в некоторых монастырях существовали бани, в которых мылись горячей водой. В аббатстве Сен-Галль бани располагались рядом со спальней, и в них мылся каждый, кто хотел. Однако час, день и сам процесс мытья были строго регламентированы...

... Помимо мытья в банях (правила посещения которых, как мы уже видели, были самыми разнообразными), монахам предписывалось мыть руки перед едой и после еды; после сиесты; перед тем, как отправиться на хоры для совершения утрени; после мессы (в аббатстве Флёри горячей водой мыли и руки, и ноги); перед тем, как совершить омовение ног тринадцати бедным в Чистый четверг на Страстной неделе....

...Сборник обычаев аббатства Бек упоминает слово "умывание" ("ablotorium") более пятнадцати раз. Существовал специальный удар в колокол, возвещавший о том, что готова вода для умывания (об этом говорится в сборниках Бек и Эйнсхема)...

Устав законоучителя устанавливал, что следует омыть ноги пришельцам, постучавшимся у ворот монастыря, в воспоминание о той женщине, которая омыла слезами ноги Иисуса Христа. Устав Ланфранка уточнял, что необходимо вовремя менять загрязнившиеся полотенца для ног". И т.д.

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Для меня мрачное средневековье в первую очередь связано с мрачной медициной. Ампутации без наркоза, детская смертность, роды как русская рулетка. С такой медициной не до веселья. Edited by Валерий
Link to comment
Share on other sites

Мрачная медицина имела место быть до самого недавнего времени. В последние 150 лет появились заметные улучшения.
  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

С такой медициной не до веселья.

 

Ну так это с атеистической точки зрения. Т.е. помощь Божия автоматически исключается.

А мы говорим о Средневековье, когда такая точка зрения была очень мало распространена.

Link to comment
Share on other sites

 

С такой медициной не до веселья.

 

А мы говорим о Средневековье, когда такая точка зрения была очень мало распространена.

 

Какая точка зрения? Что умирать не очень весело? Или что ампутация без анестезии это больно?

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Какая точка зрения? Что умирать не очень весело? Или что ампутация без анестезии это больно?

Ну Вам же верно заметили, что развитая медицина это уже далеко не Средневековье. Анастезия до середины 19 века была такая же как до рождества Христова, то же относится и к антисептике, а антибиотики это вообще середина 20 века.
Link to comment
Share on other sites

Какая точка зрения? Что умирать не очень весело? Или что ампутация без анестезии это больно?

 

А почему должно быть очень весело умирать? Само действие не предполагает чрезмерного веселья, хотя спектор эмоций при этом, полагаю, достаточно широк. Но это никак не соотносится с историческим периодом в который смерть происходит. И болезненность ампутации без анестезии зависит не от периода человеческой истории, а от совсем других причин. Болезненность (или безболезненность) ампутации органа, пораженного проказой, примерно одинакова и в Средние века и в марте 2014 года.

Link to comment
Share on other sites

"Мрачное средневековье", очевидно, официальной исторической наукой негласно противопоставляется "светлому Возрождению". Под эту идею много чего можно подогнать.

 

А бани те были римские, грешные, для верных католиков негодные )))

Link to comment
Share on other sites

А бани те были римские, грешные, для верных католиков негодные )))

 

Полагаю, что Церковь никогда не была против тот, чтоб в банях мылись. Главное, чтоб их в бордель не превращали...

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

  • 6 months later...

Для меня мрачное средневековье в первую очередь связано с мрачной медициной. Ампутации без наркоза, детская смертность, роды как русская рулетка. С такой медициной не до веселья

 

Применяя Ваш критерий к сериалу "Больница Никербокер" - мрачное Средневековье продлилось до начала XX века, даже тогда мясник мог бы подрабатывать хирургом

Link to comment
Share on other sites

"Мрачное средневековье", очевидно, официальной исторической наукой негласно противопоставляется "светлому Возрождению". Под эту идею много чего можно подогнать.

 

А бани те были римские, грешные, для верных католиков негодные )))

 

Ну собственно, а Эразм Роттердамский не мог знать в 1517 году, что впереди Европу ожидает не "Золотой Век" Ренессанса, а столетняя резня

Link to comment
Share on other sites

  • 5 months later...

Даже средневековые монахи были весьма чистоплотными людьми, хотя казалось бы им-то чего, ходи себе грязнулей и в ус не дуй. Тем не менее монастырские уставы, сборники обычаев и правил неоднократно и довольно подробно описывают процессы посещения бань, купания, умывания и бритья.

Это на Западе, а на Востоке, похоже, было по-другому. Посмотрите тут обсуждение этой цитаты из Григория Богослова из его наставления девам: "Невымытую свою одежду и непричесанные волосы цени выше жемчужных и шелковых уборов. Прекрасный цвет – румянец стыдливости; великое убранство – бледность; прекрасная ткань – увенчаться всеми добродетелями. Пусть другая обезображивает образ Божий притираниями, делается одушевленной картиной, безмолвным обвинителем внутренних пороков; а ты умертви в себе, сколько можно, и то благообразие, какое имеешь, сияй же красотой души, которая находит для себя украшения в Боге. Убегай взора мужчин, даже, когда только можно, и целомудренных, чтобы не уязвить другого и самой не быть уязвленной от насмешливого велиара". В обсуждении, ниже, в частности, есть такой комментарий:

 

"ха. ну, м.б. с прической и одеждой оно и так. но немытый это немытый, тут уж или или. или ты ходишь в баню, или нет. у монахов идеал точно был туда никогда не ходить. устав женского монастыря 11 в. напр. говорит о бане для монахинь 4 раза в год (!). чаще только для больных. кажется, еще в некоторых местах было раз в месяц, не помню точно. пустынники вообще никогда не мылись. даже считалось воду на ноги полить и то "расслабление"..."

Link to comment
Share on other sites

Я буду в баню в год водить четыре раза

Шоб не пристала, мой душа, к тебе зараза (с)

Link to comment
Share on other sites

Как церковь с наукой боролась в разгар борбы за темные века.

 

III. Капитулярий о занятиях науками.

(Encyclica de litteris colendis).

(787 г.).

 

Карл, милостью божией король Франков и лонгобардов, и патриций Рима, Баугульфу аббату и всей общине, отправив к ним предварительно своих молитвенников (oratores) посылаем во имя всемогущего Бога свой ласковый привет:

 

Да будете ведомо вашему благочестию в Бозе, мы вместе с своими верными определили считать полезным, чтобы в епископствах и в монастырях, врученных, милостью Христа, нашему управлению, кроме исполнения правил, монастырской жизни и религиозных упражнений, прилежали к размышлению о науках и их изучению, каждый по своим способностям, как он может учиться, при помощи Божией; как монастырские правила содействуют чистоте нравов, так обучение и учение украшает нашу речь; пусть тот, кто желает угодить Богу правильною жизнью, не пренебрегает и тем, чтобы угодить Ему правильным словом. Ибо сказано в писании: «Или по словам твоим оправдаешься, или по словам твоим осудишься». Конечно, хороший поступок лучше, чем хорошее знание, однакож нужно прежде знать дело, чтобы его сделать (quamvis enim melius sit bene facere, quam nosse, prius tamen est nosse quam facere). Таким образом, каждый должен предварительно изучить то, что он желает привести в исполнение; чтобы плодотворно было каждое дело, пусть знают, какой опасности может подвергнуть душу язык, даже и воздавая похвалу Богу, без предосторожностей против ошибок. Если всякому следует избегать ложного, то тем более должны заботиться о том, по мере сил своих, те, которые только для того и поставлены, чтобы исключительно служить истине.

 

К нам приносили в последние годы из некоторых монастырей послания, в которых говорилось, что братия, живущая в них, поминает наше имя в своих святых и благочестивых молитвах; но мы заметили, что в большей части таких посланий внутренний смысл речи хорош, но сама речь необработана; внутреннее верно продиктовано благочестием, но в отношении внешнем, невежественный язык был не в силах выражаться без ошибок. Вот потому-то мы и начали бояться, что, если братия так мало смыслит в искустве письма, то еще гораздо менее, может быть, она смыслит в чтении священного писания. А мы все хорошо знаем, что, как ни опасны ошибки в словах, но еще опаснее ошибки в уразумении смысла. Почему и убеждаем вас не только не пренебрегать научными занятиями, но, со всею скромностию и благим пред Богом намерением, предаваться им прилежно, чтобы вы могли тем легче и вернее проникать в таинства священного писания. Так как на его страницах встречаются аллегории, тропы и тому подобное, то без сомнения, только тот поймет все это духовно, кто был предварительно наставлен в области науки. Но для такого дела избирайте таких людей, которые имели бы способность и охоту учиться сами, и вместе желание учить других. Все это должно делать только с таким намерением, какое внушается нашим благочестием: потому что мы желаем, чтобы вы, как то и приличествует воинству церкви, были бы в одно и тоже время и внутри благочестивы, и вне учены, чисты жизнью и красноречивы; чтобы всякий, кто пригласил бы вас к себе имени божьего ради и для назидания в беседе, был бы наставлен одним взглядом на вас и возвратился бы радостно, благодаря всемогущего Бога, почерпнув для себя вашей мудрости, которую он мог услышать и в чтении и в вашем пений.

 

Если желаешь приобресть нашу благосклонность, то не забудь разослать копию с этого письма ко всем подведомственным тебе сопастырям (coepiscopos) и по всем монастырям. И чтобы ни один монах вне монастыря не занимался разбирательством дел, и не скитался по народным собраниям и торжищам. Читающему доброго здоровья!

 

Источник

Link to comment
Share on other sites

Господа, можете прокомментировать утверждение:

"В Париже в 1355 г. было разрешено преподавать геометрию Эвклида только по праздникам"*

 

Почему по праздникам? Геометрия Эвклида рассматривалась как дилекатес к праздничному меню? Чем так замечателен 1355 год в отношении геометрии Эвклида?

 

Фраза взята из лекции жертвы сталинизма физика Гессена «Социально-экономические корни механики Ньютона»

https://www.ihst.ru/projects/sohist/books/hessen.pdf

Link to comment
Share on other sites

"В Париже в 1355 г. было разрешено преподавать геометрию Эвклида только по праздникам", а по праздникам никто не работал :D
Link to comment
Share on other sites

Господа, можете прокомментировать утверждение:

"В Париже в 1355 г. было разрешено преподавать геометрию Эвклида только по праздникам"*

Вообще сомнительно, чтобы по большим праздникам в университетах проводились занятия.

 

UPD. Дрогон меня опередил.:)

Edited by Владимир М.
Link to comment
Share on other sites

Так и я о том же. Может геометрия Эвклида и не рассматривалась как работа, а именно как праздничное бла-бла-бла развлечение?
Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
 Share

×
×
  • Create New...