Перейти к содержанию

Об адских муках и Божественном правосудии


Владимир М.
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Бог попустил испытать искушение Адаму от сатаны ровно тогда, когда это было нужно, то есть когда Адам достиг такого уровня сознательности и добровольности, чтобы сделать выбор в сторону Богу или против Бога.

 

Грех Адама средний по тяжести между грехом Люцифера и грехом какого-нибудь человека после грехопадения.

 

1) Он легче греха Люцифера (а потому в конце концов простительный), так как Адам не знал, что преслушание Бога действительно не сделает его богом и не даст ему вечную жизнь. Адам должен был поверить Богу, что умрёт в случае согрешения. Но доподлинно знать этого Адам не мог до греха. Следовательно, по уровню сознательности грех Адама легче греха Люцифера и падших ангелов. Поэтому Адам не был сразу брошен в геенну огненную.

 

2) С другой стороны, грех Адама тяжелее грехов его потомков, так как Адам был в состоянии благодати с неповреждённой (!) природой. У Адама не было похоти и склонности к материальному наслаждению, превышающему наслеждание духовное. В Адаме не было внутренней борьбы воли плоти с волей ума. Адам не был окружён злыми людьми. В Адаме не было повода к ропоту, так как он не болел, не страдал, не видел скорбей. Следовательно, в отношении добровольности грех Адама хуже какого-нибудь греха его потомка. Поэтому Адам не был сразу прощён, но по смерти оказался в Лимбе, а его дети и внуки с потомками были наказаны как и он в отношении безблагодатности и телесных страданий, терпя изгнание из рая.

Изменено пользователем ioann22
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что касается христианских толкований Ветхого Завета, то мы имеем Писание, но не знаем устрого Предания в полноте, чтобы толковать тексты аутентично. Первохристиане из иудеев знали как понимать эти тексты. Поэтому убедительным для книжников и фарисеев образом толковали Писание. Это нам кажется, что толкования притянуты за уши, так как тексты для нас оторваны от контекста.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Логического противоречия в божественном милосердии и бесконечности адских мучений нет, так как между двумя этими крайностями находится свобода выбора. Милосердие не противоречит нашей свободе, а свобода, в свою очередь, не противоречит аду. Но если убрать свободу, то действительно возникнет логическое противоречие.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Грех конечен лишь в отношении материи, но бесконечен духовно. Например, изнасилование конечно, а вот ненависть бесконечна. Поэтому и кара за смертный грех (пока он не был отозван покаянием) будет бесконечной.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И вообще, я бы не хотел жить в мире, где Бог всем всё прощал без покаяния. Это не бог, а тряпка, которая недостойна ни славы, ни благодарности.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из переписки знакомого Свидетеля Иеговы с А, Десницким:

 

 

Здравствуйте, Андрей Сергеевич!

Вам пишет Н. Н., Свидетель Иеговы из Харькова (на протяжении последних 5-6 лет я писал Вам по поводу разных вопросов).

Понимаю Вашу загруженность и всё-таки не удержался от искушения обратиться к Вам с просьбой, которая, надеюсь, не сильно Вас затруднит.

Однако, прежде всего, хочу поблагодарить Вас за здравые мысли из Ваших двух последних статей относительно закона о запрете миссионерской деятельности.

Жаль (а может быть, наоборот, к счастью?), конечно, что кое-кто наступает на собственные грабли, не зная истории Свидетелей Иеговы в России: им уже пытались закрыть рот (массовые переселения в Сибирь в 1951 году, тюрьмы, побои и т.д.), и с каким результатом? Их стало больше и они стали сильнее в своей вере. Итак, остаётся лишь дождаться времени...

Теперь о сути вопроса.

Несколько месяцев назад на портале «Богослов» появилась статья студента Московской Духовной Академии РПЦ МП Платона Кузьмина под названием «О бесконечности мук», в которой автор, озабоченный тем, что, как он пишет, «в настоящее время среди некоторых богословов существует тенденция утверждать и обосновывать тезис о том, что вечные муки всех грешников будут иметь конец», на основании анализа решений двух поместных соборов в Константинополе (536 и 543 гг.) обосновывает противоположное утверждение, а именно: муки грешников будут бесконечными.

Я вступил в переписку с автором и, в частности, привел несколько цитат православных авторов, касающихся этого вопроса. Вот они:

С одной стороны:

«Пройдут биллионы лет – это только начало блаженств для чистых сердцем … Пройдут биллионы лет страданий в аду – это только начало мучений для падших, и конца им не будет …» (Архимандрит Амвросий (Юрасов). О вере и спасении. Вопросы и ответы. – Иваново: Свято-Введенский женский монастырь, 1996. – с.13).

Но с другой стороны:

«Весь Новый Завет свидетельствует против той мысли, будто Геенна – некая непреходящая реальность, противоположная Царству. Она есть “смерть вторая”, небытие, уход в ничто» (Мень А. Сын человеческий. – М.: Правда, 1991. – с.72).

«Скажем прямо: идея вечного ада и вечных мучений для одних, вечного блаженства для других – безразличного к страданию других, не может больше в живом и обновлённом христианском сознании оставаться таковой, как её некогда изображали наши катехизисы и наши официальные учебники богословия. Это устаревшее понимание, пытающееся опираться на евангельские тексты, трактует их буквально грубовато, материально, не вникая в их духовный смысл, скрытый в образах и символах. Это понятие представляется всё больше и больше нетерпимым насилием над совестью, мыслью и верой христианина … Давно пора покончить со всеми этими чудовищными утверждениями прошедших веков, которые творят из нашего Бога то, что Он не есть: “внешнего” Бога, который лишь “аллегория” земных царей и ничего больше. Педагогика устрашения и ужаса больше не эффективна. Наоборот, она загораживает вход в Церковь многим из тех, кто ищет Бога любви». (Жив Бог. Православный катехизис / Пер. с франц. прот. Георгия Сидоренко, под ред. прот. Кирилла Фотиева, 1990. – с.426).

Разумеется, я знаком с позицией А.И. Осипова по этому вопросу.

Теперь собственно вопрос: а как Вы, Андрей Сергеевич, считаете, будут ли муки в аду грешников бесконечными? Для меня будет достаточно однозначного бинарного, выражаясь математическим языком, ответа.

А может быть, эта тема рассматривалась Вами в каких-то публикациях? Если да, то не могли бы указать на них ссылку?

Задаю Вам этот вопрос в связи с тем, что решил написать статью о том, какие существуют взгляды на упомянутый вопрос в современном Православии; она уже в процессе написания, и я думаю, что в ней было бы уместным упомянуть и Ваше мнение на этот вопрос, как популярного православного публициста.

С надеждой на получение ответа, а также добрыми пожеланиями, Н. Н.

 

 

А теперь - внимание! - ответ Десницкого:

 

Игорь, при всем уважении, я даже представить себе вечность не могу, не то, чтобы утверждать, как оно там будет. :)

 

 

Т.е. просто уход от ответа, причем довольно неуклюжий, поскольку он попросту не логичен: из непредставимости вечности никак не следует невозможность высказывать определенные суждения в данной области, ведь хотя мы и в самом деле не можем представить бесконечность, но помыслить ее вполне можем.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Почему судите? Возможно, это просто искреннее глубокое смирение...

Это Вам, дерзающим копаться в сверхчеловеческих реалиях, кажется "уходом, неуклюжестью"? Простите, если звучит дерзко. На самом деле, уважаю Ваши познания, глубокомыслие... Но Вы же не будете утверждать, что Ваш суд(мнение) безошибочны как у Бога?

Изменено пользователем Konst
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Или это педагогический, по ситуации, ответ конкретному человеку? Или ещё чего, что Вы не видите?...

 

Так же и я мог ошибиться, и тогда Вы правы...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вообще, благодарен за высокое богословие. Отвлекло от грехов... Хотя и кажется, что очень высоко забираетесь. "Не возносилось сердце моё и я не входил в великое и для меня недосягаемое, не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти отнятого от груди матери..."(Пс. 130).

Но спасибо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Т.е. просто уход от ответа, причем довольно неуклюжий, поскольку он попросту не логичен: из непредставимости вечности никак не следует невозможность высказывать определенные суждения в данной области, ведь хотя мы и в самом деле не можем представить бесконечность, но помыслить ее вполне можем.

 

Существование вне времени мы не можем и помыслить. Поскольку что бы мы не мыслили, это всё равно будет время. Ну а вне времени может, например, не быть разницы между конечным и бесконечным, даже между существованием и несуществованием - этого мы знать не можем.

 

Вот, например, тиранозавр Рекс, вымерший 100500555 лет назад - есть или нет? Г.Ю.Цезарь есть или нет? Мы с Вами есть? Рекса и Цезаря нет в нашем настоящем, а нас нет в их настоящем. Цезарь есть в будущем Рекса, оно же наше прошлое. И т.д. А вот если бы не было времени, о ком из нас можно было бы сказать "есть", а о ком "нет"? Нет ответа на этот вопрос :).

 

Так что, судить о вечности мы можем, но цена таким суждениям ноль, это нужно очень чётко понимать :). Так что, правильно он ответил, молодец :).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Неправильно он ответил. Есть конкретный биполярный ответ на вопрос о конечно/бесконечности мук ада. Не отвечать на него нельзя. Он знает как надо ответить, чтобы следовать догматике своей церкви, но он с ней в этом согласен и поэтому уклоняется от ответа. Изменено пользователем ioann22
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Неправильно он ответил. Есть конкретный биполярный ответ на вопрос о конечно/бесконечности мук ада. Не отвечать на него нельзя. Он знает как надо ответить, чтобы следовать догматике своей церкви, но он с ней в этом согласен и поэтому уклоняется от ответа.

 

Вы хотели сказать "не согласен"? Если Вы обратили внимание, он отвечает "не знаю" на вопрос "как". И это кажется рзумным, поскольку биполярный ответ мы хотя и знаем, но не более того.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Иоанн, можно Вас спросить, с чем именно Вы согласились в посте #53? И ещё, Вы тоже думаете, что Адам и Ева в Раю не моли не согрешить?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Иеговист не спрашивал как он себе представляет в полноте тварную вечность. Он спросил: будут ли муки в аду бесконечными, да/нет? Ответить надо было чётко: да, будут бесконечными. Это монотеистическая вера. За это никто Десницкому яйца не отрежет. Но он прикинулся глубокомысленным философом, знающим догматику, но в силу своей другой веры решивший ответить: не знаю.

 

Я согласился с тем, что Десницкий уходит от ответа.

 

Адам и Ева могли не согрешить. Предвидение Божье надо сравнивать с нашей памятью. Ничего сделать с прошлым мы не можем, но оно по факту было. Так и Бог видит будущее, как прошлое и изменить не может, а может только добавить к нему средства улучшения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет, с чем Вы согласились в посте #53 на 3 страничке темы? Я там озвучил интересную для себя идею, но никаких комментариев на неё не последовало, а идея мне интересна :).
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Адам и Ева могли не согрешить. Предвидение Божье надо сравнивать с нашей памятью. Ничего сделать с прошлым мы не можем, но оно по факту было. Так и Бог видит будущее, как прошлое и изменить не может, а может только добавить к нему средства улучшения.

 

Ну а вот Владимир говорит, что не могли не согрешить и что любой бы согрешил. Не понимаю в чём была трудность - всего лишь с одного дерева плодов не есть. Это же легко.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне кажется, что идея аннигиляции логически согласуется и с милосердием, и со свободой выбора, причём непосредственно. Допустим, попросят грешники, мучающиеся в аду, исчезнуть в небытие, а Бог по ходатайству святых исполнит просьбу и разрешит грешников в небытие. Такая полная эвтаназия. Если бы я придумал религию, то так бы и порешил.

 

Но и бесконечность мук согласуется с милосердием, но опосредованно через свободу. К тому же, при таком раскладе ад действительно страшен.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если адские муки конечны, то это - близко к оригенству, апокастасис. То есть ересь.

Признание адских мук вечными - православная вера.

Если же человек пытается строить из себя агностика, "ни рыба, ни мясо, ни вашим, ни нашим", в то время как Церковь по этому поводу четко высказалась, то это не есть хорошо.

Потому что, разобравшись с мятежниками-еретиками, Бог займется дезертирами (с) - (Скорее шутка, на уровне "Догмы", но в каждой шутке есть доля истины).

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А как быть в таком случае. Например, сын попадает в ад, а его мать - в рай. Мать будет мучиться из-за того, что сын в аду, или в раю ей станет по фигу на сына, и она будет пребывать в этаком блаженном состоянии (мне сразу вспоминается человек под наркотой - он "счастлив" и ему все до лампочки)? То есть произойдет стирание матери как личности? Изменено пользователем Hermiona317
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Наверное, Бог специально пшеницы с плевелами связал родством или сексуальной любовью, чтобы пшеницы вымаливали плевелы до Суда и превращали их в пшеницы. Неравнодушная мать не может не вымолить сына, всё сделает, чтобы он был с ней в раю. А вот если сын и мать отвергнет, то тут уже все бессильны.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Почему судите? Возможно, это просто искреннее глубокое смирение...

Ну извините. Я думал, смирение - это когда человек безоговорочно принимает учение Церкви.

 

Это Вам, дерзающим копаться в сверхчеловеческих реалиях, кажется "уходом, неуклюжестью"? Простите, если звучит дерзко. На самом деле, уважаю Ваши познания, глубокомыслие... Но Вы же не будете утверждать, что Ваш суд(мнение) безошибочны как у Бога?

Мое мнение не безошибочно, зато безошибочно мнение Церкви, потому что ее Глава - Сам Христос.

 

Существование вне времени мы не можем и помыслить. (...)

 

Так что, судить о вечности мы можем...

У Вас явное противоречие: мыслить - это и есть выносить суждения.

 

...но цена таким суждениям ноль

А цена суждениям Церкви - тоже ноль? Отцов Церкви - ноль? Свидетельствам Писания (а значит, Самого Бога) - ноль?

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если адские муки конечны, то это - близко к оригенству, апокастасис. То есть ересь.

Апокатостасис, кстаи, целиком осуждён не был. И неизвестно даже был ли осуждён по частям. Св. Григорий Нисский учил о конечнчности адских мучений, которые заканчиваются вплоть до выгорания индивидуальности в душе. И это учение не осуждено.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Например, сын попадает в ад, а его мать - в рай.

Случай, думаю, крайне редкий.

Но отвечу так - любовь Бога к своему творению превосходит любовь матери к сыну. Вы думаете, что Бог будет мучиться?

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Наверное, Бог специально пшеницы с плевелами связал родством или сексуальной любовью, чтобы пшеницы вымаливали плевелы до Суда и превращали их в пшеницы. Неравнодушная мать не может не вымолить сына, всё сделает, чтобы он был с ней в раю. А вот если сын и мать отвергнет, то тут уже все бессильны.

Справочно, вот во что мы мусульмани по этому поводу верим:

Коран, сура 80, стихи 33-37:

 

"33. И когда придет Оглушающий (звук Дня Суда),

34. в тот день, когда человек убежит от своего брата (будучи озабоченным самим собой),

35. и (убежит он от) матери, и отца,

36. и спутницы [жены] и детей.

37. У каждого человека из них в тот день будет забота, которая займёт его (полностью) (что он будет занят только самим собой)."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Например, сын попадает в ад, а его мать - в рай.

Случай, думаю, крайне редкий.

Но отвечу так - любовь Бога к своему творению превосходит любовь матери к сыну. Вы думаете, что Бог будет мучиться?

 

Случай как раз НЕ редкий. Нет, конечно, Бог не будет мучиться. Но что это матери дает? Мы-то не боги.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...