Перейти к содержанию

Развесистая клюква. День реформации и популярная протестантская мифология.


Sibman
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

reformationday.jpg

 

Последнее время праздник Реформации, точнее, то, как он употребляется ан масс, вызывает у меня глухое раздражение, которое с годами все нарастает. На поверхности это связано с тем, что пятидесятники и им подобные ребята выходят на улицы наших городов с пантомимами с молотком, гвоздями и прочими артефактами и что-то там изображают. По какому праву? Какое отношение они-то имеют к Реформации? Вас, как говорится, тут не стояло. Реально.

 

Но это то, что на поверхности. Есть вторая причина.

 

Лютеране вообще носятся с этим днем Реформации как с писаной торбой. Сегодня все торжественно бьют себя кулаками в грудь, говорят громкие лозунги, торжественно поют Ein feste Burg и все в этом роде. Потом праздник проходит, игрушки выброшены на свалку до следующего года, можно возвращаться к своим баранам идиосинкразиям. Уже сейчас нарастает истерия по поводу 500-летия "Реформации." Если бы вы сказали об этом совершенно особенном дне, Величайшем Празднике Лютеран Всех Времен и Народов, обычному христианину Аугсбургского Исповедания 16 или 17 века, он бы посмотрел на вас недоуменно и просто не понял бы, о чем речь. А если бы вы объяснили ему, что имеется в виду, он бы скорее всего назвал вас сектантом. И был бы прав.

 

Гвозди и молоток – это революция. Это взгляд извращенцев 19-го века, породившего, среди прочего, Интернационал (с его "весь мир насилья мы разрушим до основанья" в каноническом переложении на русский), на век 16-й. До 19 века не знали лютеране такого праздника как "день Реформации." Точнее праздник у них был совсем другой, о котором сегодня многие совсем уже и не помнят. 25 июня. День представления Аугсбургского исповедания императору Священной Римской Империи германского народа Карлу V. Это был действительно церковный праздник, потому что Аугсбургское Исповедание - подлинно католический документ. А нынешний праздник Реформации отдает нехорошим сепаратистским душком. Здесь прусский дух, здесь пруссией пахнет. Так что я даже в каком-то смысле и не против, что его захватывают на разграбление пятидесятники. Если они теперь у нас протестанты, то почему бы им и не праздновать "день Реформации." По Сеньке и шапка.

 

На этом можно было бы и закончить. Но если не заканчивать, а спуститься еще поглубже, в сумрак.. Там откроются совсем удивительные вещи.

 

Тезисов как таковых не было. Лютер никогда сам не говорил о тезисах. Это обозначение появилось в 18 веке. Слово носит догматический характер. Если бы Лютер выдвинул "тезисы," его бы сразу зажали в угол и обвинили в ереси (тезисы отстаивают, это не подразумевает гибкости). А он не был революционером. Он был набожным монахом-августинцем. Он говорил о propositiones, предложениях, которые можно было обсуждать в частном порядке, написанных им на "клочке бумаги." Соответственно, эти мысли Лютера были скорее всего написаны от руки, в то время они еще не были напечатаны (и не предназначались для печати и всеобщего).

 

Публичного диспута в университете не было. Лютер хотел устроить обсуждение с несколькими коллегами, но никто не пришел. Когда он намеревался его устроить, точно не понятно. Но это было в какой-то момент после 31 октября.

 

Числа "95" не было. Лютер нигде не приводит такого числа. Оно появляется значительно позднее.

 

Итак, в документе под названием "95 тезисов" нет ни числа "95," ни, собственно, тезисов. А что есть? Что точно произошло 31 октября?

 

В общем, ничего особенного. Лютер был послушным католиком. Он действовал строго канонически, по-церковному, так, как и должен был. 31 октября он отправил предложения епископу своего диоцеза Иерониму Шульце. Это то, что подразумевает иерархия: священник не лезет через голову своего епископа, равно как и не сеет смуту среди духовенства и народа, но решает проблемы в первую очередь со своим церковным начальством.

 

Скорее всего Лютер не прибивал написанные им размышления ни к какой двери. Он сам об этом нигде не говорит. Сами описания Лютером событий того времени ничего такого не содержат (а он три раза рассказывает, как все было с его стороны). Картинки наподобие той, что приведена в самом начале поста, появились только в 18 веке, при том, что еще прижизненных изображений Лютера была масса. Диспут Лютера с Каетаном. Лютер на Вормском сейме. Лютер и Экк. Лютер на встрече в Марбурге. Но почему-то двери с пришпиленной к ней революционной листовкой места не нашлось.

 

Первый раз тема графически преподносится как сон Фридриха Мудрого, который тот пророчески увидел за день до события.

FredericksDream2.jpg

 

Потом из сна перешло в явь.

 

wittenburgCastleChurchDoor2.jpg

 

Оригинальная дверь сгорела в 1760 г. Эту дверь с "95 тезисами" в бронзе распорядился поставить ностальгирующий прусский романтик Фридрих Вильгельм IV. Сталин тоже распоряжался, чтобы снимали фильмы про Петра I, с которым он очень любил себя сравнивать.

 

Но вернемся к переписке Лютера со своим епископом. Через три с половиной месяца он послал ему также объяснения своих предложений, потому что к тому времени они уже получили распространение и некоторые злопыхатели не преминули очернить Лютера и неверно представить его мотивы. Поэтому ему пришлось объясняться. И что бы вы думали? Его владыка посчитал, что его объяснения – "хорошие католические." Если бы не римские теологи, разрулили бы. Альбрехт Майцский (еще один епископ, которому Лютер тоже отсылал его предложения) переправил текст Лютера в Рим, а там уже Приерий преподнес его Льву X в контексте "нападок на власть папы." Тут уже, как говорится, без вариантов.

 

Но надо мне остановиться, а то от лютеранства камня на камне не останется.

 

Ректор Лютеранской богословской семинарии СЕЛЦ, о. Алексей Стрельцов.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Смело однако. B)

 

Нам терять нечего. Нас (СЕЛЦ) другие давно уже католиками обзывают :)

Это не смело, Наташ, это правда. Очень многое в истории лютеранства заретушировано, подправлено, мифологизировано, в основном в 18-19 вв.

Ну а потом уже неопротестанты постарались.

Им нужна была какая-то знаковая фигура, что бы показать свою историчность, привязку к Церкви, и Лютер оказался в самый раз. Ибо кто сейчас особо помнит Мюнцера, Цвингли, Арминия? А Лютера знают все. По сему, и начали слагать про него свои мифы и легенды. Более всех адвентисты постарались.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот придут Пеледа и Иосифом, посмотрим, что скажут. :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот придут Пеледа и Иосифом, посмотрим, что скажут. :)

Разное могут сказать. Лютеранство не однородно :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

пятидесятники и им подобные ребята выходят на улицы наших городов с пантомимами с молотком, гвоздями и прочими артефактами и что-то там изображают.

 

Вспомнился израильский анекдот(Заранее прошу прощения, из песни слов не выкинешь): УДАЛЕНО

 

Не все, что вспоминается, надо тащить сюда. И если у ваших песен такие слова - пойте их в другом месте. Admin

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мда. Лютеранин против Лютера?

 

Почему "против"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, почему мы не празднуем День католической Реформации? Ну там с чтением канонов Тридентского Собора :D
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А что можно сказать? По сути все верно, вполне лютеранский взгляд, если бы не, простите, самолюбование и громкие фразы про "глухое раздражение" "уникальность СЕЛЦ" и "камня на камне от лютеранства".

Меня не раздражает день Реформации, потому что это день, когда Церковь (в лютеранском её понимании) начала пробуждаться ото сна. Не важно, прибивал кто-то тезисы, или нет, не важно то, что собственно вероучение церкви создал не Лютер, а Меланхтон, Лютер - тот самый мальчик который сумел крикнуть, что король-то - голый...

А собственно Реформацию в том виде, как она была, родили не слишком далекие люди в Риме, ИМХО.

Уникальность СЕЛЦ, пожалуй, только в том, что вместо лютеранского духа согласия, вы очень любите самолюбоваться и выделяться. Такие и перерастают в сектантов. Извините, не к вам лично.

А так - да. Лютера никто, кроме католиков ;-) не возвеличивал и в герои не вводил, название "лютеранская церковь" придумали в Риме, потому как Аугсбургское исповедание, видимо, выговорить сложно...

 

Мне кажется - сейчас диалог вполне возможен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, почему мы не празднуем День католической Реформации? Ну там с чтением канонов Тридентского Собора :D

 

А ведь богатая идея! Надо только с днем определиться. :)

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мда. Лютеранин против Лютера? Я так понял? Лдано, Мюнцер. Но уж Арминий? Впрочем, наверное, почему бы и нет?

А нам легче жить: для нас Лютер не сакрален. А каждый человек может ошибаться.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну конечно же не сакрален. Вообще, надо избегать сакрализаций обычных людей

:) Имхо, это немного не то место...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Не понял фразу, простите

 

Наши католические братья могут с нами не согласиться.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В общем, ничего особенного. Лютер был послушным католиком. Он действовал строго канонически, по-церковному, так, как и должен был.

 

 

Странно, что Папа Лев об этом не знал. Иначе как бы он написал вот это:

 

"По совету и согласию сиих досточтимых братьев Наших, по зрелому размышлению над всеми и каждым из вышеприведенных тезисов, и властью Бога всемогущего, блаженных апостолов Петра и Павла и Нашей собственной, Мы осуждаем, порицаем и всецело отвергаем все эти тезисы или заблуждения как еретиченые, смутительные, ложные, оскорбительные для благочестивого уха или соблазнительные для простых умов, а также противные католической вере. Перечисляя их, Мы постановляем и объявляем, что все верные обоего пола должны к ним относиться как к осужденным, порицаемым и отвергнутым . . . Мы обязываем всех в силу святого послушания и под страхом автоматического полного отлучения . . .

 

Далее, поскольку те заблуждения и многие другие содержатся в книгах или писаниях Мартина Лютера, Мы также осуждаем, порицаем и отвергаем всецело книги и все писания и проповеди вышеназванного Мартина, будь они на латыни или на любом другом языке, содержащие поименованные заблуждения или любые из них; и желаем, чтобы к ним относились как к полностью осужденным, порицаемым и отвергнутым. Мы запрещаем всем и каждому из верных обоего пола, в силу святого послушания и под страхом автоматического применения вышеназванных наказаний, читать, провозглашать, проповедовать, восхвалять, печатать, публиковать или защищать их. Они навлекут на себя оные наказания, если дерзнут их поддерживать каким бы то ни было образом, лично или посредством другого или других, прямо или косвенно, неявно или открыто, публично или тайно, в своих ли собственных домах или в иных публичных или частных местах. Незамедлительно по обнародовании этого письма сии труды, где бы они ни находились, ординариям и прочим [церковным и монашествующим лицам] следует тщательно разыскивать и, под страхом всех и каждого из вышеназванных наказаний сжигать публично и торжественно в присутствии клириков и народа.

 

Что же касательно до самого Мартина - о Боже правый, чем только мы пренебрегли или чего не сделали? Какую милость отцовскую забыли явить, чтобы призвать его обратно от подобных заблуждений? Ибо после того, как мы его вызвали, желая обойтись с ним добрее, мы увещевали его на различных собраниях с Нашим легатом и в личных письмах отбросить эти ошибки. Мы даже предложили ему охранную грамоту и деньги, необходимые для путешествия, призывая его явиться без страха и опаски, которые должна отбросить совершенная любовь, и говорить не тайно, но открыто и лицом к лицу, по примеру Спасителя нашего и апостола Павла. Сделай он это, Мы уверены, что он изменился бы сердцем и признал бы свои заблуждения. Он не нашел бы в Римской Курии всех тех ошибок, на которые столь яростно нападает, приписывая ей больше, чем следует, из-за пустых сплетен злых людей. Мы показали бы ему яснее света дневного, что Римские Понтифики, предшественники Наши, которых он атакует зло и без всякого приличия, никогда не ошибались в своих канонах или постановлениях, которые он тщится опровергнуть. Ибо, согласно пророку, нет в Галааде недостатка ни в бальзаме, ни во враче.

 

Но он всегда отказывался слушать и, презирая и первый вызов, и все и каждое из вышеупомянутых предложений, счел ниже своего достоинства явиться. До нынешнего дня он был упрям. С ожесточенным духом пробыл он под осуждением больше года. Что хуже, дополняя зло злом, узнавши о вызове, он разразился безрассудным обращением к будущему Собору. Сие, несомненно, было противно установлениям Наших предшественников Пия II и Юлия II, по которым обращение подобного рода должно караться наказанием еретиков. Вотще взывал он к помощи Собора, поскольку открыто признает, что не верит в Собор.

Посему Мы можем без дальнейших вызовов или отсрочек выступить против него к его осуждению и проклятию, как того, чья вера всем подозрительна, и кто по сути есть подлинный еретик, со всей суровостью всех и каждого из вышеназванных наказаний и цензур. Но все же, по совету Наших братьев, подражая милосердию всемогущего Бога, желающего не чтобы грешник умер, а чтобы он обратился и жил, и забыв все оскорбления, причиненные Нам и Апостольскому Престолу, Мы решили прибегнуть ко всему состраданию, к какому только способны. Надежда Наша, насколько Мы ее питаем, на то, что он испытает изменение сердца, пойдя по пути кротости, как Мы предложили, вернется и отвратится от своих заблуждений. Мы с радостью примем его, как блудного сына, возвращающегося в объятия Церкви.

Посему пусть сам Мартин и те, кто за ним следует, и те, кто укрывает и поддерживает его, посредством милостивого сердца Бога нашего и излияния крови нашего Господа Иисуса Христа, Которым и через Которого было совершено искупление человеческого рода и возведение святой матери Церкви, знают, что от всего сердца Нашего Мы увещеваем и просим его перестать нарушать мир, единство и истину Церкви, о которой Спаситель столь горячо молил Отца. Пусть отвергнется своих пагубных ошибок, чтобы мог вернуться к Нам. Если они воистину послушают, и заверят нас юридическими документами в том, что послушали, то обретут в Нас щедрость отеческой любви, отверзение источника действий родительской милости и открытие фонтана милосердия и мягкости."е

 

Папа Лев X, булла Exsurge Domine.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Обо все по-порядку:

 

1. "Лютеране против Лютера" - это примерно, как пчелы против меда. Мы не против Лютера, а как верно выше отметили, против мифоголигизации его личности и деяний.

Д-р Лютер не является для нас "священной коровой", мы трезво и критично оцениваем его и его деятельность, не выхолащивая и его ошибки, и его определенные заблуждения.

Никто не относится к Лютеру более критично, чем сами лютеране, и далеко не все труды и сочинения Лютера являются для нас вероучительными.

Далее, очень многие люди судят о богословии Лютера по его ранним работам и взглядам, когда он был еще "молодой и горячий", в то время как богословие Лютера формировалось годами, и "поздний Лютер" уже не таков, как ранний.

За многие слова и высказавания раннего Лютера позднему Лютеру было просто стыдно.

Очень часто, говоря "Лютер, Меланхтон, Кальвин, Арминий" и т. д. Мы видим за этими словами догматы и учение, но забываем о том, что это - прежде всего ЛЮДИ, с их переживаниями, эмоциями, обстояледьствами и т. д.

 

2. По поводу того, что СЕЛЦ "любит выделяться". Честно говоря, я как-то этого не замечал. Обычная такая высокая Лютеранская Церковь. И я не знаю, чем например, мы можем выделиться преред теми же Инграми. Однако если речь идет о либеральных немцах, или самосвятах из ЕЛЦАИ, претендующих на "истинное российское лютеранство",

то тут уж извиняйте. Да, консерваторы, да, "консервы в глазах" (с), да, филокатолики, но на том стоим и иначе не можем.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да и вообще не любят у нас слово "лютеране" и тем более, "протестанты", просто исторически приклеился ярлык, как банный лист,. Предпочитаем "реформато-католики", ибо мы суть то. Аугсбургское исповедание - это католическое исповедание.

Ну а "протестантами" нынче считают себя все, кому ни лень, не понимая того, что Шпайерская протестация - это не догматический, а политический документ, о предоставлении лютераним Германии свободы вероисповедания, и подписан от политиками - курфюрстами и князьями, а не священниками и богословами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Аугсбургское исповедание - это католическое исповедание.

 

Католическое исповедание - это символ веры Тридентского Собора. Вот этот самый - https://www.unavoce.ru/library/tridentinae.html Вот если можешь сказать "Аминь" на этот Символ - то исповедание католическое. А нет...увы, увы.

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, процентов на 90 :)

Остальное - теологумены и адиафора.

 

Ну и потом, зачем мне исповедовать Тридентский Символ Веры, если я исповедую Вселенские Символы веры?

Что такого Тридент добавил к Никею? :)

 

Все это является кратким обобщением нашего учения, в котором, как видно, ничто не противоречит Святым Писаниям и учениям Католической Церкви или же Римской церкви, согласно писаниям ее представителей. Поэтому настаивающие на том, чтобы наши учителя считались еретиками, судят резко и вызывающе.

 

Из заключения к Аугсбургскому исповеданию, представленному Карлу V

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, процентов на 90 :)

Остальное - теологумены и адиафора.

 

 

Кто сказал, что это теологумены? Там ясно прописаны анафематизмы. Это точно такой же Вселенский Собор Католической Церкви и если ты не признаешь его - то нет смысла признавать другие. Собственно, это и есть ересь как таковая - говорить, что православное учение я признаю только до сих пор, а от сих пор не признаю. Еретик - как раз тот, кто православен на 90% :-)

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не запрозелитируйте лютеранина до смерти. ;)
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не запрозелитируйте лютеранина до смерти. ;)

 

Ежели чего, Кекса завещаю тебе :D

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не запрозелитируйте лютеранина до смерти. ;)

 

Да, мы осторожно, а то вдруг станет католиком? И рухнет в очередной раз прекрасная идиллия на тему "Да не важно кто мы, главное мы верим во Христа". :rolleyes:

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Да, мы осторожно, а то вдруг станет католиком? И рухнет в очередной раз прекрасная идиллия на тему "Да не важно кто мы, главное мы верим во Христа". :rolleyes:

 

Католиком я уже стал. Стану ли я римо-католиком? Только в том случае, если наши Церкви придут к единству, чего искренне желаю.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Католиком я уже стал. Стану ли я римо-католиком? Только в том случае, если наши Церкви придут к единству, чего искренне желаю.

 

Как говорил св. Августин - Католическая Церковь это та, которую даже враги её называют Католической, потому что в противном случае не будут поняты. Твоё исповедание записано у тебя в профиле, и оно звучит как-то иначе, чем "католик". Католик - это тот, кто исповедует католическую веру, а католическая вера выражена посредством 21 Вселенского Собора и вероучительных высказываний Римских Первосвященников. Так что ты, Вадим, увы, пока не католик, а еретик. Для того, чтобы стать католиком тебе нужно не ждать мифического единства лютеран с Церковью - что общего у праведности с беззаконием - а просто прийти в ближайший к тебе католический храм и попросить о присоединении. Если кто-то из католиков не желает тебе этого же самого - то ты имеешь дело с плохим католиком, не знающим учения собственной Церкви.

  • Like 4
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...