Во-первых, был ли Бонхеффер лютеранином в полном смысле этого слова, не по конфессиональной принадлежности, а по исповеданию? . В наше время его бы назвали "либеральным богословом" с креном в либерал-гуманизм. В некоторых его работах прослеживается явный пиетизм и семипелагиантсво, что противоречит лютеранскому учению об оправдании. Да и порой он высказывал такие идеи, которые противоречат не только лютеранству, но и христианству в целом - например, что общество способно достичь такой стадии развития, когда ему уже не нужна будет Церковь (читай - Христос). Гумманизм чистейшей воды. Я совершенно не оспариваю ни личное мужество Бонхеффера, ни его гражданской антифашистской позиции. Однако, увязывать это с христианством, думаю, не следует. То есть совершенно не факт, что Бонхеффер именно по промыслу Божьему принял мученичество. Я хочу сказать, что повешенный в лагере пастор, повешенный 9 апреля 1945 года, ровно за месяц до капитуляции Германии, по сути выступил лишь жертвой нацистского режима, вероятно даже мучеником, хотя казнили его не за веру. Моё личное мнение, что эти его попытки понятны и объяснимы, но тщетны в самом своём зародыше. Потому, видимо, что чему надлежало быть и какой предел положил Бог для нацистов, то и произошло. А попытки "исправить" этот Промысел закончились так как они закончились. Не только Бонхеффер, но и многие другие лютеранские пасторы Германии открыто выступали против Гитлера и фашизма, обличали его в своих проповедях, и закончили свои жизни в концлагерях. Но почему все помнят только Бонхеффера? Не потому ли, что это очень выгодный аргумент, что бы спорить с тем, чему учили Христос, Апостолы, и Лютер в том числе? А учение Лютеранской Церкви определяют ее вероучительные документы, а не поступки отдельных ее представителей, тем более, взгляды которых расходятся с этими документами.