Перейти к содержанию

Причины малочисленности греко-католиков в России


 Поделиться

Вопрос менявшим обряд с византийского на латинский:  

37 проголосовавших

  1. 1. Если бы были более благоприятные условия для того чтобы практиковать византийский обряд, остались бы вы греко-католиком?

    • Вероятно да.
      16
    • Нет.
      21


Рекомендуемые сообщения

Ого, сурово. А как о них узнали?
Не помню. Как-то что католики там знал задолго перед тем, как понял, что КЦ - истинная Церковь. Тогда и пришёл - мол, где тут у вас в католики записывают :)

 

А кинотеатр сей когда-то был храмом, и сейчас снова храм. Вот фото хорошее - вывеска кинотеатра ещё есть, но уже крест стоит:

hram02.jpg

 

А боковую комнату на втором этаже, которую когда-то арендовали, и сейчас, через 17 лет, в приходе некоторые называют часовней. Наверно, теперь многие не знают, почему - алтаря и дарохранительницы там теперь нет и на часовню совсем не похоже :)

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 1,1 тыс
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Уже отвечал. Курс Ватикана. Средневековые способы унии считаются устаревшими

 

Это мнение ряда чересчур экуменически настроенных товарищей. Но это не курс Ватикана.

 

Восточные обряды останутся там, где они уже есть, но новые греко-католические образования не будут создаваться (например, из куска РПЦ МП). Так я понимаю причину.

 

О создании каких-то новых структур речь и не идет. РГКЦ уже существует в виде Апостольского Экзархата, учрежденного в 1917 году. С 1917 по 1935 Апростольским Экзархом являлся блаженный Леонид Федоров. С 1939 по 1951 - блаженный Клементий Шептицкий. В настоящее время пост Экзарха является вакантным.

 

Да, и причин малочисленности греко-католиков, конечно, не одна. Все несколько (вернее, гораздо) сложнее.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Так я понимаю причину". И такое понимание гармонично с тем, что вижу в реальности. Официально Ватикан вроде говорил о сохранении восточных обрядов, запрещая гонения на них изнутри КЦ. Но так, чтобы Ватикан активно создавал новые греко-католические церкви, как это было когда-то... мммм.... не вижу. На мой взгляд, отношение примерно такое на практике: Мы создали новый, универсальный, современный, замечательный обряд и плюс сохранили всякие этнические старые обряды для некоторых народов и просто для любителей древностей. Так что пользуйтесь на здоровье. А конфликтовать с другими конфессиями мы уже не будем, как было раньше. Как-то так...

Тем более зачем Ватикану конфликты с ПЦ, когда Патриархи ряда ПЦ и так настроены более чем лояльно (Константинопольский, Антиохийский, может еще кто-то, но эти наиболее очевидно). Происходящее в современном мире делает все эти отгораживания христиан друг от друга вдвойне глупыми и бессмысленными. Я знаю что это излишне оптимистично, но надеюсь застать хотя бы в старости примирение КЦ и ПЦ, хотя бы с некоторыми ПЦ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Экуменически настроенные товарищи – это почти 90-99 процентов католиков, разве нет? Сейчас нет никаких физических препятствий для развития Русского Экзархата, были многократно попытки возродить (общался с одним человеком, который реально активно что-то делал в этом направлении, а потом вроде забил, не видя отклика). Ничего не мешает Ватикану сказать "да" и поставить епископа, кроме экуменизма самого Ватикана.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

но надеюсь застать хотя бы в старости примирение КЦ и ПЦ, хотя бы с некоторыми ПЦ.
Так примирение некоторых ПЦ с Ватиканом это и есть Уния :)
  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Экуменически настроенные товарищи – это почти 90-99 процентов католиков, разве нет?
Нет, но действительно много, а раньше было ещё больше. Только официальная позиция и мнения большинства - разные вещи... Мнения большинства всякие бывали.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так примирение некоторых ПЦ с Ватиканом это и есть Уния :)

Не совсем. Я читала что у них переговоры идут немного в другом направлении. В сторону появления главы всех православных по аналогии с Папой и равнозначнго ему и мирного сосуществования как восточной и западной ветви одной Вселенской Церкви. И вроде как это даже как то решаемо догматически, т.к. ап. Петр епископстовал не только в Риме. По поводу такого поворота в экуменическом диалоге очень возмущался митр. Иларион (РПЦ). Дело было кажется ранней весной.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, тоже хотела спросить , почему пост Экзарха вакантен ? Дипломатия? :(
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Патриарх Константинопольский Варфоломей давно уже продвигает модель возглавления всего православного мира в его лице, но большая часть православных считает это "восточным папизмом". Фанар давно видит себя апостолом Андреем, обнимающим родного брата апостола Петра (=Рим). Это и в официальных документах отражено.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Экуменически настроенные товарищи – это почти 90-99 процентов католиков, разве нет?

 

Нет, конечно. И совершенно непонятно, при чем тут проценты?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Недавно прочитал, что Папа отказался посетить Украину... В этом тоже не надо видеть противоуниатский курс Ватикана?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну это уже надуманно. Он в этом году всех отказался посещать, кроме родной Латинской Америки, а именно Бразильского Рио. Например, его немцы тоже приглашали.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ясно. Будем надеяться, что потом посетит. Просто читая инфу на портал-кредо, я её воспринял политизированно.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не Бразилии, Аргентины. :)
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я крещена в латинском обряде, и, соответственно, не голосовала в опросе. Но, тем не менее, теоретически думала о переходе в византийский обряд, и, пожалуй, могла бы думать практически, если бы у нас старой Мессы не было, но уж очень это заморочно даже в Москве, быть греко-католиком. Тут проблема не только в том, что на Литургию ездить неудобно - много всяких проблем, не буду перечислять.

Тем не менее я знаю некоторых людей, которые вернулись в родной византийский обряд, побыв уже некоторое количество лет в латинском. Знаю одного человека точно, который был крещён в латинском обряде и перешёл в византийский. В некоторых случаях, как я думаю, сыграла свою роль харизма священника, но другие люди просто решили "оживить" свой официальный статус греко-католика или хотя бы выяснить, что он означает. У кого-то хватило упорства практиковать в византийском обряде, несмотря на все сложности; кто-то остался в "римлянах", но приобрёл некое знание византийского обряда и уважение к нему... В общем, призыв Церкви практиковать в своём обряде не прошёл совсем уж бесследно.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не Бразилии, Аргентины. :)

Да, торможу ^_^ Но на счет Бразилии я написала правильно. Fixed
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

уж очень это заморочно даже в Москве, быть греко-католиком. Тут проблема не только в том, что на Литургию ездить неудобно - много всяких проблем, не буду перечислять.

После нескольких страниц этой темы я пребываю в некотором недоумении: с одной стороны - византийский обряд, высокие идеалы, национальная идентичность, возвращение к истокам, красота восточной литургии, а потом бац! - и какое-то тривиальное "ездить неудобно". Разве Царство Божие не силой берется?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

После нескольких страниц этой темы я пребываю в некотором недоумении: с одной стороны - византийский обряд, высокие идеалы, национальная идентичность, возвращение к истокам, красота восточной литургии, а потом бац! - и какое-то тривиальное "ездить неудобно". Разве Царство Божие не силой берется?

Вы мне про несколько страниц говорите? Я на тех страницах не высказывалась.

Моя основная задача - спасение моей души. Про национальные идеалы это не ко мне. Про духовные скрепы тоже.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

После нескольких страниц этой темы я пребываю в некотором недоумении: с одной стороны - византийский обряд, высокие идеалы, национальная идентичность, возвращение к истокам, красота восточной литургии, а потом бац! - и какое-то тривиальное "ездить неудобно". Разве Царство Божие не силой берется?

А с каких пор Царство Божие берется исключительно в приходе какого-то конкретного обряда? :) Нет полноценной возможности практиковать, значит нет. Церковь слава Богу Вселенская и предоставляет альтернативы.

 

Но если конкретно о себе:

1) Я не обрядовер.

2) Я не русская и вообще не причисляю себя к какой то конкретной национальности. Их у меня много и они многоконфессиональны. Есть и православные, и католики, и лютеране.

3) Я выросла в атеистическом государстве и была воспитана родителями крещеными, но никогда не практиковавшими. Так что византийский обряд (именно как обряд), уж скажу честно, мне ничем не ближе какого-нибудь армянского или коптского.

Если бы в России была ситуация в точности противоположная имеющейся - обилие ГК приходов и крайняя малочисленность РК, я бы была греко-католичкой. Если бы более-менее равномерная - наиболее вероятно предпочла бы латинский обряд.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Старайтесь придерживаться темы.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я бы ещё хотел добавить (помимо того, что сказал о курсе Ватикана), что лично мне восточные обряды не близки тем, что

 

1) они "этничны" (не знаю как иначе выразиться),

2) менее сделанны в рациональном плане (в отличие от латинского обряда, который чаще корректировался Святым Престолом),

3) "перегружены" (тяжёлые и "неповоротливые"),

4) медитационны (постоянные повторы ектений, одних и тех же молитв и просьб, крутится одно и то же),

5) стары (ментальность современного человека сильно отличается от человека первого тысячелетия нашей эры).

 

Извините, если коряво и грубовато выразился. Но однозначно нравится

1) пышность нарядов (не священников, а только епископов),

2) обилие благоуханного канцерогена :)

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2) обилие благоуханного канцерогена :)

в мемориз!

 

Мне нравится язык (я его довольно хорошо знаю, в т.ч. без проблем могу читать ЦСЯ шрифт), точнее его передача смысла по сравнению с имеющимися русскими текстами РКЦ. К сожалению, переводы на современный русский, используемые в латинском обряде весьма далеки от идеала. :(

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, ЦСЯ - это большой плюс в греческо-славянском обряде.

 

Забыл упомянуть, что мне лично не нравится.

1) Крестное знамение народ ставит когда не нужно и чем чаще, тем лучше. У старообрядцев с этим иначе. Они чётко ставят знамение креста на себе все вместе и когда нужно, а значит редко, реже, чем новообрядцы. Например, в конце ектений один раз, а не на каждую ектению.

2) Отсутствие сидений. Нет скамеек - нет порядка в храме.

3) Монашеские требования (посты "круглогодичные" и прочие вещи, которые для монахов придуманы, которым не надо по всей Москве мотаться на разных работах, обеспечивая себя и семью круглый год с московской погодой, когда лето случается на 20 процентов в году).

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1) Крестное знамение народ ставит когда не нужно и чем чаще, тем лучше.

Это не особенность обряда, а от незнания. Вообще на самом деле все это точно так же расписано и регламентировано как у старообрядцев (когда, каким образом), но со своими отличиями. В синодальном обряде наоборот положенных поклонов и крестных знамений гораздо меньше, чем более ранних формах, просто прихожане повторяют за бабулями, а не изучают устав. :)

 

Ну а в целом с перечисленным вами в обоих постах согласна.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати на на счет единообразия поклонов и прочего у старообрядцев, это объясняется довольно просто, они не только помешаны на дотошном исполнении малейших предписаний своего обряда, но у них и есть обычно "специально обученный" человек, который стоит ближе к солее и за которым собственно все, кто еще не выучил уставные действия, и повторяют. В некоторых православных монастырях или скитах, которые не слишком осаждают туристы и паломники поступают так же. Уставщик стоит навиду и задает тон остальным братьям/сестрам.

 

Если интересно, устав о поклонах на богослужениях по синодальному обряду:

 

 

 

Устав о поклонах и крестном знамении

 

Краткое наставление.

Единообразие в молитве есть главная цель составления этого устава. Единообразие необходимо главным образом за тем, что бы мы не превозносились своим усердием и рвением, и других не осуждали, но все были едины, как члены одного Тела – Церкви, глава которого Христос. Поэтому более уместно особые подвиги благочестия в молитве, выраженные в увеличении числа поклонов как поясных, так и земных, оставить тайными, и совершать их келейно (дома), потому что Бог видяй в тайне, воздаст яве (Мф. 6:18). А в церкви совершать поклоны и знаменоваться крестом следует согласно правилам устава церковного. При выражении своего молитвенного настроения каждый должен всегда помнить наставление св. апостола Павла о поведении молящихся в церкви: "Вся же благообразно и по чину да бывают" (1 Кор. 14:40), а также слова Св. Евангелия (Мф. 6:5) «И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаться, молиться, чтобы показаться перед людьми» и пример молитвы мытаря (Лк. 18:13), который встал вдали и не смел даже поднять глаз на небо.

 

I. Креститься без поклонов полагается:

1. В начале и конце чтения Св. Писания.

2. В середине шестопсалмия при словах "аллилуиа".

3. При чтении и пении Символа веры при словах: "Верую...", "И во единаго Господа Иисуса Христа...", "И в Духа Святаго...". сейчас вошло в обычай осенять себя крестом и на словах «Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь»

4. На отпусте при словах: "Христос истинный Бог наш...", при поминовении празднуемых святых.

5. Допускается совершение крестного знамения без поклонов на Трисвятом в начале утрени, по великом славословии и на литургии, а также при словах "Силою Честнаго и Животворящаго Креста" и при поминании святых, на первом прошении литий и в молитве литии "Спаси Боже...".

6. В дни Пасхи, когда священник с крестом в руках (трисвечником) приветствует нас словами «Христос Воскресе».

II. Креститься с поясным поклоном:

1. При входе в храм и при выходе из него 3 раза.

2. При каждом прошении ектеньи.

3. При возгласе священника или чтеца, воздающего славу Святой Троице, и других возглашениях священника, по окончании ектеньи и особых, как например: "Слава Тебе, показавшему нам свет".

4. На литургии при возгласах: "Станем добре, станем со страхом...", "Победную песнь поюще...", "Приимите, ядите...", "Пийте от нея вси...", "Твоя от Твоих...".

5. При окончании Символа веры на слове: "Аминь".

6. При чтении и пении слов "Приидите, поклонимся...", "Святый Боже...", "Аллилуиа".

7. По окончании пения стихиры, тропаря или псалма.

8. При произнесении имени Пресвятой Богородицы, на прошении и в молитве "Спаси, Боже...".

9. На каноне на каждом припеве.

10. При пении на утрени Песни Богородицы при словах "Честнейшую..." и по "...величаем".

11. При произнесении возгласа "Слава Тебе, Христе Боже..." и последнего перед отпустом.

12. При окончании отпуста.

13. При возгласах: "Господу помолимся" или "Ко святому ... помолимся".

14. При благословении священника если оно совещается Крестом, Чашей, иконой, Евангелием, мощами или другой святыней.

15. При прохождении через церковь всякий раз следует остановиться напротив Царских врат и совершить крестное знамение и поклон.

III. Креститься с земным поклоном всегда, кроме дней особых, указанных в разделе X:

1. При входе и выходе из алтаря трижды.

2. На литургии при возгласе "Благодарим Господа", при окончании песни "Тебе поем...", после возгласа "И сподоби нас, Владыко...".

3. При первом и втором явлении Святых Даров.

4. Кроме того, устав не возбраняет совершить поклон при возгласе "Святая Святым".

В дни Великого поста многие поясные поклоны заменяются земными:

1. При входе и выходе из храма.

2. На славах при чтении кафизмы — три поклона.

3. На каждом припеве Песни Богородицы.

4. На "Достойно есть...".

5. На великом повечерии при возглашениях "Пресвятая Владычице Богородице..." и других.

6. На вечерне и часах при пении тропаря.

7. На Изобразительных при пении "Помяни нас, Владыко..." — три поклона.

8. При пении Великого покаянного канона Андрея Критского на каждом припеве.

9. На молитве св. Ефрема Сирина 3 земных (по одному на каждом прошении), 12 поясных с молитвой "Боже, очисти мя грешного" (читаются не всегда) и 1 земной после повторного полного прочитывания молитвы.

IV. При лобызании святыни

положено совершить крестное знамение с поклоном дважды, приложиться устами (есть обычай прикасаться к святыне челом), после чего совершается еще одно крестное знамение с поклоном. Лобзать икону в лик возбраняется. Икону Христа целуем в десницу, или стопы, или власы. Икону усекновения главы Предтечи лобзаем во власы. Иконы святых или в десницу, или стопы.

V. Креститься не положено

во время чтения или пения псалмов и стихир или тропарей; вообще во время любого пения.

VI. Поклонение головы:

1. Во время чтения Св. Евангелия за богослужением.

2. На Великом входе.

3. После особого прошения «Главы наша Господеви приклоните» или иных подобных ему.

VII. Поясной поклон без крестного знамения:

1. При словах "Мир всем".

2. При словах " Благословение Господне на вас..."

3. При словах "Благодать Господа нашего ... буди со всеми вами".

4. При словах " И да будут милости Великого Бога ... со всеми вами".

5. При словах диакона "и во веки веков" (после "Яко свят еси...").

6. При словах священника "вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии Своем..." кланяемся и отвечаем: "Священство (или протоиерейство, иеромонашество, священноархимандритство, ариерейство) твое да помянет... ".

7. При прочих благословениях священника, если оно совершается рукой, кадилом, свечой.

VIII. Преклонение до земли без крестного знамения:

1. Великим постом при возгласах "Свет Христов...".

2. При перенесении Святых Даров во время пения "Ныне силы Небесные".

IX. Стояние на коленях

1. Положено только при чтении особых молитв, предваряемых возгласом "преклонше колена... помолимся".

2. Великим постом при пении "Да исправится...".

3. На коленях стоят присутствующие в алтаре на литургии от слов священника «Приимите, ядите…» и до слов «Изрядно о Пресвятей…».

Здесь нужно отметить, что стояние на коленях совершается только в указанных случаях. Совершив земной поклон, положено сразу встать, но по немощи, допускается в тех случаях тогда следуют подряд несколько земных поклонов, совершив первый не подниматься с колен до окончания последнего в серии, и встать после него.

X. По уставу не положено совершать поклонов (но допускается совершение их как выражение молитвенного настроения молящегося при одиночной молитве или благоговения к святыне)

1. В дни воскресные, от предпразднства Рождества Христова до Крещения.

2. От утрени четверга Страстной седмицы до вечерни Пятидесятницы (исклучая поклоны перед Плащаницей).

3. В двунадесятые праздники (кроме праздника Воздвижения Креста Господня, когда совершается общее поклонение Честному Кресту).

4. В дни причащения Святых Тайн.

5. Поклоны прекращаются от вечернего входа на всенощном бдении под праздник до "Сподоби, Господи" на вечерне в самый день праздника.

 

Церковный обычай не возбраняет мирянам и священнослужителям, если только это не нарушает единообразия поведения молящихся в храме, совершать крестное знамение и поклоны для выражения своего молитвенного усердия при произнесении особо молитвенных воззваний в стихирах, тропарях, псалмах, молитвах, чтениях Писания и поучений.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться


×
×
  • Создать...