Перейти к содержанию

Понимание смирения в православии и католичестве


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Действительно ли мы (православные и католики) понимаем смирение по-разному? В теме "Как не потерять религию?" между мной и Иоанном состоялась дискуссия о допустимости мыслить о себе в духе "я хуже всех" и о месте этой идеи в церковном предании. Вывод из дискуссии Иоанн сделал достаточно пессимистический:

 

Полагаю, что нам надо просто зафиксировать наше глобальное непонимание друг друга в этом вопросе. Как будто на разных языках говорим. Совершенно иные у нас законы молитвы, аскетика и понимание святости... Печаль :(

 

Все ли согласны с таким выводом? Мне представляется, что поскольку католичество предлагает верующим значительно большее многообразие духовных путей и практик, чем православие, его следует признать несколько поспешным. Т.е. в католическую аскетику, мне кажется, вполне может вписаться практика "самогнобления", как ее называют критики.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 173
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Мда, отче диаконе, давненько мы смирениями не мерялись. :D
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мда, отче диаконе, давненько мы смирениями не мерялись. :D

Так а кто предлагает меряться?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По опыту прогнозирую дискурс темы. ;)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Смотря кто будет принимать участие.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я всегда считала, что у нас с вами одинаковое понимание смирения, но при развитии дискуссий все сводилось к аскетическим практикам. Вот этого и опасаюсь на сей раз.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну я всё же больше имел ввиду различие между моими психологическими установками и конкретно о.Владимира, то есть наши практики, а не различие между конфессиями :)

 

В ходе дискуссии понял, что у нас тупик. И по прежнему считаю, что "яхужевсех" в расширительном понимании (в смысле хуже всех людей, даже антихриста) -- это установка для воцерковлённого и практикующего христинина, близкая к нечестию, вызывающая гнев Божий.

 

А вот в области lex credendi у нас c о.Владимиром гармония.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В ходе дискуссии понял, что у нас тупик. И по прежнему считаю, что "яхужевсех" в расширительном понимании (в смысле хуже всех людей, даже антихриста) -- это установка для воцерковлённого и практикующего христинина, близкая к нечестию, вызывающая гнев Божий.

Так я, собственно, не настаиваю на расширительном толковании и в принципе готов ограничиться христианами.:) Но что это существенно меняет на уровне аскетики?

 

В этой связи было бы интересно посмотреть, хуже каких именно грешников (в частности библейских персонажей) представляется в богослужебных книгах по ним молящийся. В каноне Иисусу Сладчайшему упоминаются ниневитяне, благоразумный разбойник (если не путаю), т.е. персонажи, явившие образец покаяния. Наверное нигде христианин не представляется, например, хуже Каина, хотя в каноне Андрея Критского автор уподобляет себя ему, равно как и другим отрицательным библейским героям.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так я, собственно, не настаиваю на расширительном толковании и в принципе готов ограничиться христианами. :)

 

Ну так сразу бы и сказал :)

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

хотя в каноне Андрея Критского автор уподобляет себя ему, равно как и другим отрицательным библейским героям.

 

Уподоблять - это другое дело. Это не "хуже", а что-то близкое к "равен".

 

Ведь если человек А совершил такой-то смертный грех, а человек Б совершил другой смертный грех, но при этом смертный грех Б хуже смертного греха А, то А не может честно сказать, что он хуже Б. Он может уподобить себя Б в том смысле, что тоже совершил грех, считающийся смертным.

 

Разве нелогично?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Разве нелогично?

Логично. Но это в каноне Андрея Критского. Зато в каноне Иисусу Сладчайшему есть такие слова: "Манассию, Иисусе мой, мытаря, блудницу, блуднаго, щедре Иисусе, и разбойника преидох, Иисусе мой, в делех студных и безместных, Иисусе" и "От Адама, Иисусе мой, согрешившия вся, прежде закона и в законе, Иисусе, и по законе, окаянный, и благодати, Иисусе мой, победих страстьми окаянно". И если в первой цитате, как я уже заметил,упоминаются грешники, явившие образец покаяния, то во второй говорится о всех людях, живших "прежде закона и в законе". Если и можно ограничить этот круг для ветхозаветного времени, то, на мой взгляд, разве что иудейским народом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По-моему, канон писался намеренно для всех людей, которые будут потом читать, чтобы каждый увидел свой грех и покаялся в нём. Ведь нельзя же полагать, что один человек может согрешить столько, сколько не могли согрешить все люди от Адама до Христа?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По-моему, канон писался намеренно для всех людей, которые будут потом читать, чтобы каждый увидел свой грех и покаялся в нём. Ведь нельзя же полагать, что один человек может согрешить столько, сколько не могли согрешить все люди от Адама до Христа?

Так ведь там нет перечисления конкретных грехов. И потом, ты сам писал о лжи. Вот и получается, что если человек молится "согрешившия вся... преидох", а сам так не считает, то он не искренен в молитве и по большому счету лжет.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Там (если брать твои цитаты) перечислены грехи, как минимум, мытаря (сребролюбие и безжалостные поборы), блудные грехи (вероятно, имелись ввиду все виды плотских грехов) и разбой (а значит и жестокость, воровство, плюс нарушение 10 заповеди).

 

А если в каноне перечислены ещё имена "отрицательных георев", то имелись ввиду и грехи, которые были совершены этими людьми до закона и под законом. Так что каждый мог покаяться и как мытарь, и как блудник, и как разбойник, и как те согрешившие.

 

Преидох - это превзошёл? Если реально не превзошёл кого-то, например, в грехе гробокопательства, то значит текст надо читать просто так для общего настроя (для тональности), не относя к себе буквально, а относя к тому гробокопателю, который будет читать этот кусок текста. Ну то есть как в богословии говорят: по относительному усвоению :)

 

Я думаю, что сам жанр требует "соборного" отношения к тексту, как если бы это была некая общая исповедь, когда все каются массой, из-за чего свои грехи как бы переносятся на других, а грехи других - на себя.

 

Но такой старый поэтический жанр у меня остался в прошлом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Человек воспринимает грех как бы осознавая, переживая его греховность. Он способен как-то осознавать и свои и чужие грехи. Однако свой грех всегда непременно осознается как собственно грех, острее, четче. Чужие грехи всегда несут некую долю абстрактности. К тому же нельзя в принципе знать, какие именно отношения с Богом у того, другого грешника. Соответственно свой грех в этой плоскости просто непременно должен быть тяжелее всех других, свой поступок всегда греховнее других потому что явно обнажает пропасть между тобой и Богом, в то время как пропасть между Богом и другими грешниками только предположительная, а не актуальная.

Если человек переживает чужой грех, какой бы он не был страшный, сильнее чем свой собственный, это что угодно, но только не покаяние.

 

А выбирать для сравнения какую-либо другую шкалу кроме шкалы между лично тобой и Богом, типа некую объективную шкалу по которой можно разложить все грехи всех людей по тяжести и скромно заметить, что ты не на передовой позора, а где-то в середине, это как минимум странно, если речь идет о покаянии а не о абстрактном теоретизирование какой там круг ада за каким следует и по каким критериям.

 

А отказываться вообще от каких-либо референций к другим грешникам, это утопия и лукавство. Я не один перед Богом. И не будь других людей с их грехами и добродетелями, пусть абстрактными для меня, но иконичными, работающими как ссылки, не был бы способен и осознавать вполне свой грех.

 

Итого, имхо, не только абсолютно нормально переживать себя как худшего из грешников, но и трудно видеть какая могла бы быть этому адекватная альтернатива. Только разве что отказаться от покаяния как актуального переживания и подходить чисто формально, рассматривая себя в какой-то размытой бесконечной среде грешников где всегда найдется кто-то справа от тебя и кто-то слева.

  • Like 8
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По-моему для православного человека характерна зацикленность на себе самом, и в частности, "я самый больщой грешник" и т п является одним из прэроявлений этой зацикленности. Этакое созерцание собственного пупа. Кроме того, Российское Православие чисто исторически не может не нести на себе черт рабства и отрицания человеческого достоинства, которые всегда были характерны для России. Это разумеется моя частная точка зрения.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поелику исступленное покаяние,

Как и необузданное грешение,

Равно к погибели ведут,

То хотя разнородны они и несхожи между собой,

Однако, сопоставляя суть каждого из них друг с другом,

[Видишь], что оба они порождают отчаяние

Григор Нарекаци, Книга скорбных песнопений, глава 10

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так тут речь об исступлённом покаянии, это "покаяние" как страсть - т. е. конкретная порочная практика.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По-моему для православного человека характерна зацикленность на себе самом, и в частности, "я самый больщой грешник" и т п является одним из прэроявлений этой зацикленности. Этакое созерцание собственного пупа. Кроме того, Российское Православие чисто исторически не может не нести на себе черт рабства и отрицания человеческого достоинства, которые всегда были характерны для России. Это разумеется моя частная точка зрения.

 

58 Третий пункт: Остановиться на себе, размышляя о своем ничтожестве, умаляя себя посредством примеров; во-первых, что я такое по сравнению со всеми людьми; во-вторых, что такое люди в сравнении со всеми ангелами и святыми на небе; в-третьих, что представляет собой все созданное в сравнении с Богом, и наконец, чём же буду я один в сравнении с Ним? в-четвертых - присмотреться ко всей испорченности и мерзости своей плоти; в-пятых - представить себя, преимущественно душу, как рану и язву, откуда истекло столько грехов, неправоты и столь гнусного яда.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Третий пункт:

Я так понимаю, это из "Духовных упражнений" Игнатия Лойолы? Вот, это то, о чем я говорил в старт-топике: практика "самогнобления" является общей для православия и католичества.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

я не встречал ни разу, ни на катехизации, ни на проповедях призывов следовать в этом Игнатию Лоиеле, зато знаком с несколькими православными, которые живут в соответствие с этой цитатой. Зато в даже в ККЦ имеется другая цитата "Христианин, осознай свое достоинство" Лев Великий
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

я не встречал ни разу, ни на катехизации, ни на проповедях призывов следовать в этом Игнатию Лойоле

Сомневаюсь, что Лойола единственный из западных святых, у кого встречается эта мысль.

 

Зато в даже в ККЦ имеется другая цитата "Христианин, осознай свое достоинство" Лев Великий

И что, Вы видите противоречие между этими подходами? Я не вижу. Если человек осознает достоинство, в которое возвел его Христос, то тем более он осознает и недостоинство, до которого он ниспал.

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

И что, Вы видите противоречие между этими подходами? Я не вижу. Если человек осознает достоинство, в которое возвел его Христос, то тем более он осознает и недостоинство, до которого он ниспал.

я думаю, что наиболее правильно это не впадать в крайности. и то и другое верно, но только при условии, что это "и-то-и-другое" а не "либо-либо"
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

я думаю, что наиболее правильно это не впадать в крайности. и то и другое верно, но только при условии, что это "и-то-и-другое" а не "либо-либо"

Мне показалось, что Вы противопоставили одно другому.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться


×
×
  • Создать...