arkadiy Опубликовано 25 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 25 февраля, 2013 Я так понимаю, это из "Духовных упражнений" Игнатия Лойолы? Вот, это то, о чем я говорил в старт-топике: практика "самогнобления" является общей для православия и католичества. https://azbyka.ru/tse...ya_06-all.shtmlДушеполезные поучения и посланияпреподобный Авва ДорофейПоучение второе.О смиренномудрии "Помню, однажды мы имели разговор о смирении, и один из знатных граждан города Газы, слыша наши слова, что чем более кто приближается к Богу, тем более видит себя грешным, удивлялся и говорил: как это может быть? И, не понимая, хотел узнать, что значат эти слова? Я сказал ему: "Именитый господин, скажи мне, за кого ты считаешь себя в своём городе?" Он отвечал: "Считаю себя за великого и первого в городе". Говорю ему: "Если же ты пойдёшь в Кесарию, за кого будешь считать себя там?" Он отвечал: "За последнего из тамошних вельмож". "Если же, - говорю ему опять, - ты отправишься в Антиохию, за кого ты будешь там себя считать?" "Там, - отвечал он, - буду считать себя за одного из простолюдинов". "Если же, - говорю, - пойдешь в Константинополь и приблизишься к царю, там за кого ты станешь считать себя?" И он отвечал: "Почти за нищего". Тогда я сказал ему: "Вот так и святые, чем более приближаются к Богу, тем более видят себя грешными". 3 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Марион Опубликовано 25 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 25 февраля, 2013 Напоминает другую легенду - о древнегреческом философе Анаксимене: Гуляя в тенистой роще, Анаксимен беседовал со своим учеником. «Скажи мне, — спросил юноша, — почему тебя так часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом и учился у великих эллинов. Как же так, что и для тебя осталось столь много неясных вопросов?»В раздумье философ начертил посохом перед собой два круга: маленький и большой. «Твои знания — это маленький круг, а мои — большой. Но все, что осталось вне этих кругов, — неизвестно. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем шире круг твоих знаний, тем большее его граница с неизвестностью. И впредь, чем больше ты будешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя вопросов». https://www.philos.lv/Filosofija_Babajeva.html#_Toc292393462 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Макс Али-хан Опубликовано 25 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 25 февраля, 2013 Кроме того, Российское Православие чисто исторически не может не нести на себе черт рабства и отрицания человеческого достоинства, которые всегда были характерны для России.А еще все канадцы яйцеголовые, а все евреи носят на шее мешочки с золотом. Кстати, стереотипное мышление иссушает мозг (особенно в России). 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ioann22 Опубликовано 25 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 25 февраля, 2013 https://azbyka.ru/tse...ya_06-all.shtmlДушеполезные поучения и посланияпреподобный Авва ДорофейПоучение второе.О смиренномудрии "Помню, однажды мы имели разговор о смирении, и один из знатных граждан города Газы, слыша наши слова, что чем более кто приближается к Богу, тем более видит себя грешным, удивлялся и говорил: как это может быть? И, не понимая, хотел узнать, что значат эти слова? Я сказал ему: "Именитый господин, скажи мне, за кого ты считаешь себя в своём городе?" Он отвечал: "Считаю себя за великого и первого в городе". Говорю ему: "Если же ты пойдёшь в Кесарию, за кого будешь считать себя там?" Он отвечал: "За последнего из тамошних вельмож". "Если же, - говорю ему опять, - ты отправишься в Антиохию, за кого ты будешь там себя считать?" "Там, - отвечал он, - буду считать себя за одного из простолюдинов". "Если же, - говорю, - пойдешь в Константинополь и приблизишься к царю, там за кого ты станешь считать себя?" И он отвечал: "Почти за нищего". Тогда я сказал ему: "Вот так и святые, чем более приближаются к Богу, тем более видят себя грешными". Я не доверяю русским переводам, пока лично не сверюсь. Речь должна идти о том, что самые приближённые к Богу ощущают сильнее онтологическую пропасть между творением и Богом, а не большую греховность. Кто ближе всех к Богу? Пресвятая Богородица. Она ощущает в Себе большую греховность? Нет. Что же? Онтологическую пропасть между природами. Так и святые ангелы. Так и любой другой святой человек. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
arkadiy Опубликовано 26 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 26 февраля, 2013 Речь должна идти о том, что самые приближённые к Богу ощущают сильнее онтологическую пропасть между творением и Богом Так и понимаю.Вот ссылка на православный источник:https://azbyka.ru/ver...1g_23_all.shtmlиерей Олег ДавыденковДогматическое богословие "Грех в православном понимании — это не преступление или оскорбление в юридическом смысле, это и не просто некий безнравственный поступок; грех — это прежде всего болезнь человеческой природы". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Марион Опубликовано 26 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 26 февраля, 2013 Аркадий, не путайте, пожалуйста, с "онтологизмом" грехопадения.Онтологическую пропасть в данном смысле с Богом испытывает всякая тварь, поскольку она является таковой. Неважно где - на небе или на земле.И эта пропасть - не вследствие грехопадения, а вследствие тварного происхождения, меонального начала всякой твари. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
arkadiy Опубликовано 26 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 26 февраля, 2013 Аркадий, не путайте, пожалуйста, с "онтологизмом" грехопадения. Не силен в философских терминах.Уточню, что хотел сказать. Цитата из поучения о смиреномудрии:"Вот так и святые, чем более приближаются к Богу, тем более видят себя грешными". Вот понимание греха в православии (ссылка на источник была выше):"Для святоотеческого богословия свойственно говорить о грехе и спасении не в юридических и не в нравственных, а в органических категориях, т. е. в категориях природы. Грех в православном понимании — это не преступление или оскорбление в юридическом смысле, это и не просто некий безнравственный поступок; грех — это прежде всего болезнь человеческой природы". Т.е. чем ближе к Богу - тем белее видны болезни природы человека.Так вот понимаю этот момент. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ana Опубликовано 26 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 26 февраля, 2013 Уже много раз отмечалось, но не лишним отметить еще раз, что аналогии греха с болезнью в чем-то конечно хороши, и некую истину это отражает, однако они ущербны как и вообще любые аналогии (включая "юридическую"). В данном случае ущербность состоит в том что привлечение образа болезни совершенно снимает с грешника вину и, естественно, ответственность за те мерзости которые он совершает своей, довольно-таки свободной волей. Не стоит зацикливаться на той или иной модели греха как единственно правильной. Представление о грехе как о болезни человеческой природы верно отмечает универсальность человеческой грешности и делает акцент на Боге как на милостивом целителе, а юридический подход верно отмечает наличие у человека свободной воли и напоминает о личной ответственности человека за всю его собственную личную мерзость, в Боге же подчеркивает справедливость. Понятно что в современном мире снятие ответственности за поступки по факту принадлежности к некой априорно данной природе, будь то природа меньшинств любого рода, будь то природа человека вообще, куда как более в унисон с современностью, но не стоит забывать и о другой, "юридической" стороне медали. 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Марион Опубликовано 26 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 26 февраля, 2013 Так понимание греха как "болезни" ("онтологический подход") выражает проблематику грехопадения с объективной стороны. Понимание же греха как "вины" ("юридический подход") выражает проблематику грехопадения с субъективной стороны.И онтологический, и юридический подходы надобно рассматривать в их единстве, коль скоро и сам человек представляет из себя субъектно-объектный дуализм. Как-то так. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бърз Опубликовано 26 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 26 февраля, 2013 ...привлечение образа болезни совершенно снимает с грешника вину и, естественно, ответственность за те мерзости которые он совершает своей, довольно-таки свободной волей.При чём тут снимает вину... У нас ни разу не так. И не какого то "образа", а реального духовного состояния, которое не позволяет ни объективный "диагноз" себе поставить, ни самоисцелиться без Господа.Слова читаемые на общ. исповеди -"понеже бо пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши" - они нменно об этом. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
arkadiy Опубликовано 26 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 26 февраля, 2013 Уже много раз отмечалось, но не лишним отметить еще раз, что аналогии греха с болезнью в чем-то конечно хороши, и некую истину это отражает, однако они ущербны как и вообще любые аналогии (включая "юридическую"). В данном случае ущербность состоит в том что привлечение образа болезни совершенно снимает с грешника вину и, естественно, ответственность за те мерзости которые он совершает своей, довольно-таки свободной волей. О болезнях души говорят еще как о ранах души.Греховный поступок - нарушения законов моего существования, которые действуют как в материальном, так и в духовном пространстве.Греховным поступком наношу душе очередную рану, или усугубляю старые раны.Искреннее покаяние и воздержание от греховных поступков исцеляют раны.При таком понимании можно и без понятия вины обойтись - сам себя наказываю. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ana Опубликовано 26 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 26 февраля, 2013 Греховным поступком наношу душе очередную рану, или усугубляю старые раны.ну так наношу же сам, своею волей и в этом как ни крути а своя собственная вина. ну невозможно покаяние без осознания вины. Как ни крути, а сказать, что мол, на меня болезнь греха напала, или обострилась хроническая болезнь греха моей природы, а моей собственной личной вины тут нет, это ни разу не покаяние. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ana Опубликовано 26 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 26 февраля, 2013 При чём тут снимает вину... У нас ни разу не так. И не какого то "образа", а реального духовного состояния, которое не позволяет ни объективный "диагноз" себе поставить, ни самоисцелиться без Господа.Слова читаемые на общ. исповеди -"понеже бо пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши" - они нменно об этом.любой термин это некий образ. И термин болезнь, врачебница и т. п. подразумевают совершенно определенные ассоциации ,именно по этому и используются. Так же как термины вина, судья, оправдание, наказание подразумевают несколько иные ассоциации. Первые взяты из медицинской практики, вторые из юридической. Сам Иисус Христос в притчах и комментариях к ним пользовался судебно-юридической и торговой товарно-денежной терминологией даже чаще чем медицинской. А вообще-то надмирные понятия не могут быть полностью и адекватно во всех их многогранности отражены ни медицинской, ни торговой, ни юридической, ни научной, ни философской терминологией. Разные нюансы подчеркиваются использованием различной терминологией, различными всегда не совершенными аналогиями. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бърз Опубликовано 26 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 26 февраля, 2013 ...любой термин это некий образ. И термин болезнь, врачебница и т. п.Ну а Вы то как себя чувствуете/ощущаете - в "разрезе некой терминологии", или реально "духовным/ой калекой"? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ana Опубликовано 26 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 26 февраля, 2013 да все мыслят не так сказать вообще, а в рамках определенных понятий. Только не все это осознают. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бърз Опубликовано 26 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 26 февраля, 2013 Только не все это осознают. Простите, можно ещё раз получить ответ на мой вопрос:Ну а Вы то как себя чувствуете/ощущаете - в "разрезе некой терминологии", или реально "духовным/ой калекой"? простым/однозначным/не двусмысленным (не академическим) языком , для таких туго соображающих как я? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ana Опубликовано 26 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 26 февраля, 2013 ну если Вы мне ответите что значит "реально" в отличии от " в разрезе некой терминологии", то я смогу адекватно ответить. Знаете, в одной из серий "доктора Хауса", оный доктор восхищался неким святилой медицины который ввел терминологию по описанию характеров боли, дифференцировав десятки различных оттенков болевых ощущений ( колющая, режущая, давящая и пр и пр) и, там говорится что данная классификация создала едва ли не качественный скачек в диагностике заболеваний.Так что, после того как предложена эта квалификация больные стали по другому реально переживать болезнь? Да ничуть, просто когда им предоставили на выбор термины для определения характера болей, оказалось что переживаемую сложную реальность можно неплохо спроецировать на набор схем, каждая из которых ведет к определенному диагнозу. В духовной жизни происходит то же самое. Мы ищем слова которые, пусть с некоторой долей условности и приближения, но во всяком случае понятным для других образом описывают переживаемую нами реальность. В некоторых случаях наиболее подходящие слова "немощь", "слабость" , "уродство", а в некоторых случаях это "моя вина, моя вина, моя великая вина", хотя это всегда и то и другое. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бърз Опубликовано 26 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 26 февраля, 2013 Спасибо. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ioann22 Опубликовано 27 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 27 февраля, 2013 Давыденков написал свою Догматику-2, а ту свою старую Догматику-1 считает ошибочной и устаревшей, так как он там много от Осипова и Лурье нахватался. Но и Догматика-2 Давыденкова -- это еще не учение РПЦ МП о вере, а учение Давыденкова о вере. Это принципиально разные вещи. Вероучение РПЦ МП издадут через несколько лет, когда сочинят новый Катехизис. А пока довольствуйтесь, Аркадий, старым Катехизисом митр.Филарета. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Mirabile_Futurum Опубликовано 27 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 27 февраля, 2013 Хороший катехизис, годный Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
arkadiy Опубликовано 27 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 27 февраля, 2013 это еще не учение РПЦ МП о вере, а учение Давыденкова о вере. Это принципиально разные вещи. Вероучение РПЦ МП издадут через несколько лет, когда сочинят новый Катехизис. А пока довольствуйтесь, Аркадий, старым Катехизисом митр.Филарета. Катехизисом митр.Филарета вообще не пользуюсь, т.к. он написан и дополнялся в синодальный период, да и другими катехизисами тоже.Это всего лишь мнения одного человека или группы людей по вопросам веры. Новый катехизис будет таким же.Считаю, что достаточно понимать стоящую передо мной как православным христианином задачу, и для её реализации использовать заключенный в Предании практический опыт. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ioann22 Опубликовано 27 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 27 февраля, 2013 Ой, понятно. Установка популярная в низшей среде МП: как хочу, так и верчу Преданием. И никакой свт.Филарет не указ. Это такое мирянское богословие, терпимое в ПЦ. Главное, чтобы деньги давали Церкви. Только зачем Вы Догматику-1 Давыденкова процитировали? Она ведь даже самому Давыденкову не нужна. А будущий Катехизис кир Алфеева Вам таки придется принять. Его даже на Вашей православной Азбуке повесят, вот увидите. Будете ссылаться на него как на "православный источник", как Вы выразились. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Марион Опубликовано 27 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 27 февраля, 2013 Считаю, что достаточно понимать стоящую передо мной как православным христианином задачу, и для её реализации использовать заключенный в Предании практический опыт. Аркадий, это что получается, для Вас Ваше личное понимание стоит выше Учительства Вашей Церкви? Хотя понимаю, в РПЦ определить, где Учительство, а где "мнение одного человека или группы людей по вопросам веры" бывает весьма проблематично, с официальными документами напряг, но все же? "Мне достаточно понимать" - это протестантизм какой-то Тем более - "заключенный в Предании практический опыт". Откуда Вы знаете, что Вы его верно понимаете? 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
arkadiy Опубликовано 27 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 27 февраля, 2013 А будущий Катехизис кир Алфеева Вам таки придется принять. Его даже на Вашей православной Азбуке повесят, вот увидите. Будете ссылаться на него как на "православный источник", как Вы выразились. А я и сейчас часто на него ссылаюсь. И книги его у меня есть.Но я не обязан принимать за истину каждое его слово. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
arkadiy Опубликовано 27 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 27 февраля, 2013 Тем более - "заключенный в Предании практический опыт". Откуда Вы знаете, что Вы его верно понимаете? Так там не теории, а практический опыт аскетов, и достаточно ясно говорится - что делать можно, а что строго запрещено.Причем каждый из этого опыта может выбрать по своим силам и проверить на себе.Например борюсь с гневливостью и раздражительностью, кажется следуя рекомендациям Отцов, а сам продолжаю постоянно срываться.Значит неверно понимаю, или что-то не учитываю, и буду долбить в это место, пока хоть иногда удастся сдержаться - значит хотя бы начал смотреть в нужном направлении. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти