Перейти к содержанию

Понимание смирения в православии и католичестве


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Точно Michael подметил. Есть, каюсь. Но и Вадим глубокие, правильные вещи говорит. Только реально вместить и постоянно соблюдать это сложно. Но и "пес" если действительно более, менее очистится(смирится, а это много пережить надо) - для немногих это уже в этой жизни - способен правильно "лаять"...

И порой, внешне несмиренная фраза, в Духе, может быть подлинно смиренна. Но большей частью наоборот.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 173
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

правильные вещи говорит.

Какой смысл в том, что я говорю правильные слова, а через минуту осуждаю всех и вся, показывая всем, что правильные слова для меня - ветер? :(

Может, вместо привычного " я хуже всех" думать, например: "А лучше ли я тех, о ком сейчас сужу?" :unsure:

Вот, написал и подумал. :)

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Согласен.

Но по сути это одна мысль. Просто у Вадима, в соответствии с некоторыми отцами, в крайней покаянной форме, та же мысль выражена. Но если: "говорю правильные слова, а через минуту осуждаю всех и вся, показывая всем, что правильные слова для меня - ветер?" - то нету смирения..., а есть замаскировавшаяся гордыня(лесть самому себе, иногда не вполне ясно осознанная)

Тоже написал и задумался :) ... и к чему пустословлю...

Но вот максима св. Силуана Афонского: "держи ум свой во аде, и не отчаявайся"... Очень глубокие слова...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 месяца спустя...

В беседе с Иоанном я как-то высказал мысль о том, что почитать себя худшим из всех грешников вполне возможно для того, кто помышляет о людях, худших него, как о лишенных тех милостей Божьих, которые были явлены в его жизни. И вот недавно натолкнулся на эту же самую идею в "Трактате о любви к Богу" св. Франциска Сальского:

 

Святому брату Руффину было видение славы, ожидающей святого Франциска по причине его смирения. Тогда он задал ему такой вопрос: "Мой дорогой отец, молю вас сказать мне откровенно, каково ваше мнение о самом себе". И святой отвечал: "Воистину я почитаю себя величайшим грешником во всем мире и тем, кто менее всех служит нашему Господу. "Но, - возразил брат Руффин, - как вы можете говорить это вполне искренне, ведь есть столько людей, совершающих грехи, которые вы, благодаря Богу, не совершаете?" На что Франциск ответил: "Если бы Бог удостоил тех, о ком вы говорите, той же милости, что и меня, то, уверен, какими злыми они бы ни были, они были бы намного более благодарны, чем я, и служили бы Ему намного лучше меня. Если бы Бог меня оставил, я бы совершил больше злодеяний, нежели кто-либо другой".

 

Чуть ниже Франциск Сальский заключает:

 

Эта мысль святого Франциска была одобрена и повторена всеми святыми людьми, жившими после него. И многие связывали ее со словами великого апостола Павла, когда тот говорил, что он "первый из грешников" (1 Тим 1:15).

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А где переведенный трактат нашли?

Нигде. Пока он не переведен. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 месяца спустя...
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хорошо сказала

По факту как таковой критики постоянной практики Иисусовой молитвы там нет: трактат направлен против пренебрегающих общественным богослужением. Ведь и само византийское богослужение пропитано покаянным духом, откуда и часто звучащая краткая версия Иисусовой молитвы: Господи, помилуй.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 год спустя...

Вот интересно, как соотносится апостольское "всегда радуйтесь, за все благодарите" с постоянным повторением Иисусовой молитвы, рекомендованным всем монахам и желающим спасаться по правилам мирянам? Я чего-то задумалась об этом по итогам сегодняшней поездки в метро.

 

Еду я, значит, домой довольная, улыбаюсь: получила очередную визу, по пути дочитала веселенькую книжицу, дома меня ждет верстка одной отличной книжки и интересные переводы - словом, все хорошо, слава Богу, а если есть что-то неприятное, то это мелочи, чего там.

 

Но поскольку книжку я дочитала за несколько остановок до моей, то решила зняться прямым деланием монаха, Иисусовой молитвой т.е. Через несколько минут замечаю, что мысли мои начинают поворачивать от вышеупомянутых хороших вещей к бренности всего сущего и памяти о смерти тем самым неприятным мелочам, которые вдруг начинают казаться вовсе не мелочами (типа, а вдруг станет хуже, случится то, се...), ведь типа с грешным все такое и должно случаться, ага, во очищение греховности и все такое прочее. И более того, я осознаю, что всякие следы улыбки с моего лица исчезли и оно приняло такое же угрюмое выражение, какое обычно бывает у большинства наших соотечественников в общественном транспорте.

 

Т.е. что получается? Все эти молитвы - если действительно молиться с осознанием смысла произносимых слов - они ведь нацелены именно на то, чтобы человек счел себя грешным и ужасным - и более того, не просто грешным, а хуже всех, - и постоянно просил помилования у Бога, постоянно думал о том, что по своим грехам он достоин кирпича на голову, а если таковой до сих пор не упал, то исключительно по великой милости Божией, но ежели испытывать Его долготерпения и не исправляться, то кирпич-таки упадет, т.е. случится что-нибудь плохое, а то и ваще помрешь и в ад, а посему надо непрестанно взывать "помилуй, помилуй". Сегодня, кстати, с утра в Евангелии как раз прочла эту историю про эллинскую жену, которой Христос не помог, пока она себя к псам не приравняла - это ведь из той же серии, не так ли?

 

А зачем оно? Чтобы все время ощущать себя мразью, недостойной жизни? А Богу-то оно от нас зачем? Вот что непонятно. Разве Ему мало сознания того, что Он и так в любой момент на любого может скинуть кирпич? Надо еще, чтобы люди постоянно боялись и вопили "помилуй, помилуй"? Но кто-нибудь, пожалуй, скажет, что Богу это не нужно, а нужно человеку, чтобы типа смирить свою гордыню и осознать, что он никто и без помощи Высшего Существа вообще и дыхнуть бы не мог? Но это опять же, гм... не совсем правда. Потому что взять какого-нибудь Брейвика, укокошившего несколько десятков человек, или там, американцев, отдавших приказ сбросить бомбу на Хиросиму, - никто же ведь не говорит, что они совершили это при Божем содействии? Так значит, человек-таки может сам совершать много чего - надо думать, и плохого, и хорошего. Причем вовсе же не обязательно, совершая что-либо хорошее, этим немедленно гордиться. Можно, например, просто радоваться, что тебе дана Богом возможность это сделать. И что в этом плохого? Но нет. Предполагается, что себя надо считать исключительно дрянью, а если что хорошее у тебя и выходит, то это потому, что "ангел надоумил", а сам по себе ты бы типа тут же взял автомат и укокошил народу, что тот Брейвик. Странное какое-то воззрение на человека.

 

Я тут еще письма Игнатия Брянчанинова читаю, прочла страниц двести, и так меня подмывает бросить это дело. Потому что скучища же страшная. Нет, я, конечно, понимаю, что такому болезненному человеку как ИБ трудно было смотреть на мир с долей здорового оптимизма. Но все-таки этот пафос непрестанного страдания и скорбей, обязательных для всех, кто идет за Христом (а если нет у тя больших скорбей, то типа Бог про тебя ваще забыл и пойдешь ты в ад, как тот богач), из письма в письмо в конце концов становится невыносим. Письма к монашествующим - просто тощища. Сколько я помню письма Оптинских старцев, особенно Анатолия Старшего и Амвросия, они были куда жизнерадостней. А Игнатий настолько непробиваемо и непоправимо серьезен в отношении к христианской жизни и к жизни вообще! У него, кажется, напрочь отсутствовало чувство юмора. По-моему, это ужасно.

 

Недавно еще читала у него письмо к некоему иноку о том, как вести себя в скорбных обстоятельствах и бороться с унынием. Надо медленно, с расстановкой и даже растягивая слова, повторять много-много раз "Слава Богу за все!" или др. подобные формулы, - "пока не умирится сердце" и не воссияет в нем вместо уныния "божественный мир". Вот интересно, откуда вообще следует, что оный мир действительно божественный? Судя по описанию методы, это чисто психофизический продукт аутотренинга. В общем, все это странно до зела.

 

Но на сем я, пожалуй, закончу. Пойду верстать хорошую книжку. У меня есть сильное подозрение, что Бог ее изданию порадуется больше, чем моему биению себя в грудь со слезами и воплями о моей непоправимой падшести.

 

https://mon-kassia.livejournal.com/1357149.html

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Надо еще, чтобы люди постоянно боялись и вопили "помилуй, помилуй".

 

Вообще-то "элейсон" по-русски будеть "умасли". А "умаслить" означает "склонить к чему-нибудь лаской, лестью, подарками", задобрить. Какое такое боялись-вопили? Странное недопонимание.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вообще-то "элейсон" по-русски будеть "умасли".

С чего Вы взяли? Eleeo происходит от eleos - милость, а "масло" будет elaion. А "натирать маслом" или "умасливать", как Вы говорите, - aleipho. Еще в этом же значении употребляется глагол chrio, от которого происходит слово "христос", других глаголов в значении "умаслить" я не знаю.

 

Ну ладно, гляну еще у Шантрена.

Изменено пользователем Владимир М.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

:) Владимир, да я же чисто риторически :). Вы же не подумали, что я предлагаю молиться "Господи, умасли"? :) Но милость происходит от слова масло, eleos от elaion, насколько я понимаю. А не от фобоса и деймоса :).
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

:) Владимир, да я же чисто риторически :).

А получилось филологически. :)

 

Но милость происходит от слова масло

Вообще "масло" от "мазать", т.е. милость - это, по-Вашему, вымазанность, что ли?

 

eleos от elaion, насколько я понимаю.

А я не понимаю, это какой-то лингвистический миф. Ну похожи слова, да. Но это не означает, что они однокоренные.

Изменено пользователем Владимир М.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Давайте сойдёмся на том, что элейсон не происходит от деймоса и фобоса :). С этим Вы согласитесь? Чисто лингвистически :).
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но милость происходит от слова масло, eleos от elaion, насколько я понимаю.

 

А почему ты так понимаешь? С какой бы это стати?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но милость происходит от слова масло, eleos от elaion, насколько я понимаю.

 

А почему ты так понимаешь? С какой бы это стати?

У Сурожского так.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В смысле у владыки Антония Блума? Надо посмотреть. Но вообще он же тоже пользовался какими-то источниками, он же не был филологом.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я поищу цитату. Это у него было в "Школе молитвы ".
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот цитата. Митр.Сурожский Антоний. Пути христианской жизни. Беседы. Спасение в миру:

 

«И затем смысл слова помилуй. Его значение глубже и богаче, чем то, какое мы вкладываем, когда думаем о слове “помилуй” почти что в смысле “пожалей”, “отнесись ко мне без гнева”. Комментарий , который дают некоторые отцы греческого Добротолюбия, заключается в том, что корень греческого слова “элейсон” (“помилуй”) и того слова, которое дало по-гречески “оливковое дерево”, “оливковое масло” — один и тот же. Филологи об этом спорят; но достаточно того, что отцы Церкви мыслили в этом порядке. И можно себе представить, что это значит помимо филологии, если посмотреть на Священное Писание. Первый момент, когда появляется образ оливкового дерева, это конец потопа. Ной посылает голубя, который приносит ему веточку оливкового дерева, и эта веточка значит, что гнев Божий прекратился, милость и прощение Божии — даром, незаслуженно, по одной любви — даются человечеству, и теперь, когда видна земля, перед ним есть будущее, перед ним расстилается жизнь. Вот первое, что мы можем видеть в слове “помилуй”, “элейсон”.»

 

https://www.mitras.ru/pouty/spas.htm

https://www.mitras.ru/pouty/a_main.htm

Изменено пользователем ioann22
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Комментарий , который дают некоторые отцы греческого Добротолюбия, заключается в том, что корень греческого слова “элейсон” (“помилуй”) и того слова, которое дало по-гречески “оливковое дерево”, “оливковое масло” — один и тот же. Филологи об этом спорят; но достаточно того, что отцы Церкви мыслили в этом порядке.

Да отцы, вероятно, просто обыгрывали созвучие слов в греческом языке, причем то, что елей, масло - символ милости Божией, - совершенно бесспорно, независимо от греческой этимологии.

 

Первый момент, когда появляется образ оливкового дерева, это конец потопа. Ной посылает голубя, который приносит ему веточку оливкового дерева, и эта веточка значит, что гнев Божий прекратился, милость и прощение Божии — даром, незаслуженно, по одной любви — даются человечеству

Опять же, трудно с этим не согласиться, только греческий язык здесь ни при чем.

 

Короче говоря, "помилуй" означает именно "помилуй", а богословское значение понятия милости Божией можно, конечно, раскрывать без конца.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У вл. Антония смысл раскрывается через метанимию, т.е. сопоставление по месту события. В этом плане можно сказать, что оливковая ветвь символизирует милость, равно как и мир. Но этого явно недостаточно для того, чтобы вывести этимологию слова элейсон.

Мне как имеющем отношение к филологии, такая этимология кажется сомнительной.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 6 лет спустя...

В настоящем смирении перед Богом очень много любви к Нему.

Думаю так.

 

Многое может не нравиться в Божей воле для меня, но только Его любовь ко мне - моя путеводная звезда.

И моя любовь к Нему в ответ.

Только она помогает мне идти за Ним.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Смиренный человек реально понимает своё место в этом мире. Смиренный гений не скажет про себя, что он бездарь потому, что этим он уничижает свой дар, полученный от Бога. Это примерно как если бы я получил в подарок от сына новенький Лексус и сказал бы ему: Дерьмо машина. Изменено пользователем Amtaro
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уничижение себя - это одно из проявлений гордости, мне кажется.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться


×
×
  • Создать...