Перейти к содержанию

Раны воскресшего Христа


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Почему у воскресшего Христа остались «язвы гвоздиные»? Ведь тела после воскресения меняются, и мученики, воскреснув, будут с головами, усеченными в земной жизни, а не без оных. Отцы либо обходят этот вопрос, либо отвечают в привычном русле: «по икономии», чтобы уверились ученики.

 

Однако примеры множества святых отцов — от апостола Павла, носившего «язвы гвоздиные», до свт. Димитрия Ростовского, написавшего в подражание католикам специальную службу пяти язвам Христовым, — заставляют подойти нас к этой тайне с бОльшим вниманием.

 

В раннем христианском богословии был распространен теологумен о том, что первый Адам не был ни смертным, ни бессмертным. Христос, родившийся от непорочной и безгрешной Девы сверхъестественным образом, был чужд греха. Но ведь смерть — последствие греха, и только благодаря ему стала властвовать над людьми. Поэтому уже само рождение Нового Адама — а не только Его воскресение — было началом восстановления человеческой природы. При рождении Спасителя человеческая природа была восстановлена до состояния Адама до грехопадения, а при воскресении эта природа стала бессмертной и получила вечную жизнь. Но потому и тело Его не было смертным по природе (если я верно помню, афтартодокетизм не был осужден в Византии официально Вселенским Собором; мнение прп. Иоанна Дамаскина является его частным суждением; кроме того, теологумен о «ни смертном ни бессмертном» Теле значительно тоньше, нежели утверждения афтартодокетов). Если бы Он прожил в Своей земной жизни дольше, Он вряд ли старел бы и вряд ли умер бы Сам по Себе естественной смертью. Как Второй Адам Он тоже не был ни смертным, ни бессмертным по человеческому естеству, и потому мог умереть только насильственно. Но сама физическая возможность смерти все-таки оставалась для Него, как и для Адама, хоть и была противоестественной для Него вдвойне — и как для безгрешного Нового Адама, и как для бессмертного Бога.

 

Если наши предположения верны, то Христос был в уникальной ситуации сравнительно с прочими людьми: смерть не имела над Ним силы, и если телесный состав всех людей после смерти распадается (во время Второго Пришествия и Страшного Суда — мгновенно), то безгрешное Тело Христа, подвластное смерти лишь насильственным образом (и то с согласия Христа, Который, думаю, добровольно испустил дух на Кресте), не могло увидеть ни тления, ни тем более истления. Именно поэтому в Ветхом Завете указано, что кости пасхального агнца не должны сокрушаться. Раны, нанесенные Телу Христа, не могли быть уврачеваны смертью. Именно поэтому кости Спасителя не были сокрушены, а язвы Его — прободенный бок и пронзенные руки и ноги — перешли в вечность как присное напоминание о том, что претерпел Господь за нас грешных.

 

https://danuvius.livejournal.com/155067.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 163
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Наверно, такое мнение тоже может иметь место. Но мне оно представляется спекулятивным. Мы не знаем, было ли тело Господа подвержено естественной смерти, мы не знаем, почему Он имел на руках язвы гвоздиные, мы многого не знаем. НО - то, что имеет для нас сотериологическое значение, эта часть нам известна. А спекулировать на тему почему да как у Христа остались язвы, мне представляется пустой тратой времени.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Цитаты святых отцов о качествах воскресшей плоти.

 

VII Вселенский Собор, Деяние VI, том 6. // Деяния, т. 4, с. 573:

 

"Но мы умалчиваем о том, что сказано в Евангелии об Иисусе Христе до Его страдания; я расскажу о том, что случилось по воскресении. Явившийся женам ни в каком случае не был неописуем; явиться двум ученикам есть признак описуемости; войти при заключенных дверях и быть осязаемым Фомою, что другое означает, как не описуемость? <...> Да! Вполне свидетельство. Так учили и все богоносные отцы наши. При том же для людей благомыслящих очевидно, что как Бог и Слово Бога и Отца Он невидим, неописуем и непостижим, и находится на всяком месте владычества Своего. С той же стороны, что Он воспринял естество человеческое, Он и видим и описуем... При том же Он доступен нашему ощущению, как уверил нас в этом Фома".

 

Св.Мефодий Патарский. О воскресении:

 

"Каков же, - говорит он, - будет вид воскресшего, если этот человеческий образ, как негодный, по мнению его (Оригена) исчезает, вид приятнейший из всех видов, какие свойственны живым существам, которого образ принимает и Божество, как изъяснил и премудрый Павел: муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия (1Кор.11:7), в который облекались и духовные существа ангельские? Неужели кругообразный, или многоугольный, или кубический, или пирамидальный? Весьма много различных видов; но это невозможно. Что же это за определение, чтобы богоподобный вид, как нечто неблагообразное (ибо и он сам признает душу по виду подобною телу), отвергалось, а безногий и безрукий воскресал?"

 

https://www.pagez.ru/lsn/0436_3.php

 

Св. Григорий Нисский. На Святую Пасху о воскресении:

 

"... как учит Павел, воскресение совершится во мгновении ока (1Кор.15:52). Мгновение же ока есть сомкнутие век, и ничто не может быть быстрее этого; стараясь понять это по-человечески, по мере твоей силы, ты не можешь представить в душе своей, сколько нужно было бы измерений времени, чтобы, во-первых, сгнившие и обратившиеся в землю кости составить и сделать по-прежнему твёрдыми и гладкими, а соединённые из раздробленных опять привести в стройный порядок и естественную связь. Затем обрати внимание на обложение их плотию, на протяжение мускульных связок, жил и артерий, тонких каналов, распространяющихся под кожею, на несказанное и бесчисленное множество душ, исходящих из некоторых тайных обиталищ; каждая из них узнаёт свое тело..."

 

https://www.pagez.ru/lsn/0580.php

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Прп. Феодор Студит. К братиям, находящимся в ссылке и темницах.//Послания. Кн. I. С. 211:

 

"Одна только особенность есть во Христе по сравнению с нами, - та, что Он был зачат в утробе Девы без семени и родился без тления, ибо не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его (1 Пет. 2,22). Прочее же всё, как у нас: Он ел, пил, дышал, рос, ходил, потел, уставал, был распят, умер, хотя, как Бог, в третий день воскрес, имея и после Воскресения наш изображаемый вид, обоготворенный и ставший нетленным в Нём."

 

Св.Афинагор Афинянин. О воскресении мертвых, 7:

 

"Если бы даже кто допустил, что из таких веществ пища, - пусть останется за нею это название, как употребительнейшее, - хотя она и противна природе тела, однако, войдет в него, раздробится и изменится во что-нибудь влажное или сухое, в теплое или холодное, и тогда из такого предположения противникам не будет никакой пользы, ... ибо воскресшие тела составятся опять из своих собственных частей, а из упомянутых веществ ни одно не будет их частию, даже не будет иметь и вида или места части, и притом не останется навсегда в воспринявших его членах тела, и при воскресении их не воскреснет, так как для поддержания жизни тогда не будут нужны ни кровь, ни влага, ни желчь, ни воздух. Ибо в чем прежде нуждались тела, когда они питались, в том не будут нуждаться и тогда, потому что вместе со скудостию и тлением питавшихся тел уничтожится нужда и в питающих веществах."

 

https://www.pagez.ru/lsn/0468.php

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Прп.Феодор Студит. Второе опровержение иконоборцев, 41, 43-44:

 

"Но ведь и после воскресения Христос описуем. Послушай, как Он говорит Своим ученикам, когда они после воскресения думали, что видят Его как дух: "Видите руце Мои и нози Мои, яко сам Аз есмь" (Лк.24:З9). Если (Христос) сказал, что Он, Который жил с нами до страдания, и Которого они видели после воскресения, - тот же самый; то ясно, что как до страдания Он был описуем, так и после воскресения подлежал описанию, потому что Он не утратил свойств человеческой природы. Ибо какие же, почтеннейший, Он показал руки и ноги? Как Он повелел и осязать Его, имеющего плоть и кости? Какую и пищу Он вкушал? Итак, необходимо, чтобы Тот, Кто всё это имеет, был описуем, или же, если Он не был описуем, то, значит, Он был духом, как и предполагали тогда апостолы?...

...веруй, что и после воскресения Он имел плоть и кости в истинном смысле."

 

https://www.pagez.ru/lsn/0587.php

 

Преп. Феодор Студит. Второе опровержение иконоборцев, 45 - 47:

 

"Еретик: Господь после воскресения явил Себя апостолам, пользуясь средствами снисхождения: хотя Он и имел свойства тела, но не в грубом виде и не в определённом очертании. Поэтому Он и был видим среди них, когда двери были закрыты, и снова сделался для них невидимым.

 

Православный: Если ты допустишь, что Христос после воскресения сделался неописуем вследствие того, что находился вне (границ) грубой материальности, - то должен будешь признать, что Он и не являлся апостолам. Если же был видим, то был и описуем. Всё, что подлежит чувству зрения, должно подпадать и очертанию, - особенно же это нужно сказать о том, кто имеет руки и ноги, плоть и кости, - подлежит осязанию и находится вместе с другими. … мы от самого апостола научаемся, что имеем одинаковое со Христом тело и являемся соучастниками с Ним, и, без сомнения, вследствие того, что удостоились такой благодати, мы не перестали подлежать описуемости. Если бы, по твоему мнению, Христос после воскресения был неописуем, то и мы, как имеющие одинаковое с Ним тело, должны быть неописуемы. Затем, сотелесность должна рассматриваться по связи с богоподобием. И отсюда не вытекает, что Христос неописуем, подобно тому как (нельзя заключать этого) о нас из того, что мы сотелесны Ему. Далее, послушай Григория Богослова, который говорит: "Един Бог и Посредник между Богом и человеками, Человек Христос Иисус (1Тим.2:5). Ибо Он ещё и ныне ходатайствует о моём спасении, как человек, [потому что Он пребывает с телом, какое воспринял], пока силою (Своего) вочеловечения не соделает меня Богом, - хотя Он более уже не познаётся по плоти, - я разумею плотские немощи и (всё) наше, кроме греха". Видишь, что Христос ещё и теперь пребывает с телом, которое воспринял? А то, что Он не познается по плоти, [свт. Григорий Богослов] сказал о плотских немощах и о всём, что кроме греха, а не о том, что Он неописуем, как ты утверждал. Ибо он (Григорий Богослов) говорит: "описуемый телом, неописуем духом", - утверждая это не об ограниченном времени, но безусловно - о вечности. И в другом месте он говорит так: "В каком смысле (следует понимать), что Он был и осязаем после воскресения и некогда будет доступен зрению тех, которые Его умертвили? - Божество само по Себе невидимо. Но Он придёт с плотью, по моему мнению, - Тот Самый, Который явился ученикам на горе, или как показал Себя им, когда Божество препобедило плотское естество, хотя Оно и было явлено до воскресения" [то есть, во время преображения]."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ириней Лионский. Против ересей,5,32:

 

"Ибо справедливо, чтобы в том же создании, в котором подвизались или подвергались скорбям, всячески испытавшие в страдании, они и получили плоды страдания своего, и в создании, в котором умерщвлены по любви к Богу, в том же и оживились, и в создании, в котором понесли рабство, в том же и царствовали."

 

Блж. Иероним Стридонский. Сказание о добродетелях блаженной Павлы:

 

«Если женщина не воскреснет женщиной, ни мужчина мужчиной, то не будет и воскресения мертвых; потому что пол имеет члены, а из членов состоит все тело. Если же полов и членов не будет, то где же будет воскресение тел, которые без пола и членов быть не могут? Далее, если не будет воскресения тел, то никак не будет воскресения мертвых. Что же касается до того возражения твоего, что, если будут те же тела, за ними должны последовать супружеские отношения; то и оно разрешается Спасителем так: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией; ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божий на небесах (Мф 22. 29, 30). Как скоро говорится - ни женятся, ни посягают, то сим уже указывается на различие полов. Ибо никто не говорит о камне и дереве, что они не женятся, не посягают, когда природой не дано им способности жениться: но о тех это сказано, которые и могли бы жениться, да по благодати и силе Христа жениться не будут. Если же ты возразишь: как же мы будем подобны ангелам, когда между ангелами нет ни мужчины, ни женщины, то выслушай следующее: Господь обещает нам не существо ангельское, а житие и блаженство, как и Иоанн Креститель был назван ангелом прежде своего усекновения, и как все святые и девственницы Божий ещё в сем веке представили собою житие ангелов. Ибо когда говорится: будете, яко ангелы; то сим обещается только уподобление ангелам, а не изменение естества. Ответь мне ещё, каким образом толкуешь ты то, что Фома вложил персты свои в язвы от гвоздей Воскресшего и видел прободенное ребро Его (Ин 20. 25), а Пётр видел Господа стоящим на берегу и вкушающим рыбы печеной часть и от пчел сот (Ин 21. 4 и далее, Лк 24. 42). Кто стоял, тот без сомнения имел ноги; кто показал у себя прободенное ребро, тот конечно имел и чрево и грудь, без которых нельзя представить ребер, с ними соединенных. Кто говорил, тот говорил языком, при помощи неба и зубов: ибо как смычок наигрывает на струнах, так язык - на зубах и делает звук гласным. У кого осязаемы были руки, тот имел, значит, и мышцы. Если же признано будет, что Он имел все члены, то необходимо Ему будет иметь и целое тело, которое составляется из членов, и притом тело не женское, но мужское, т. е. того пола, в котором Он умер».

 

Блаженный Августин. О граде Божием, 2, 22 - 23:

 

"О телах святых после воскресения, которые будут духовными, но так, что плоть не превратится в дух... Итак, тела праведных, которые они получат при воскресении, не будут нуждаться ни в каком дереве, и потому не наживут никакой болезни или старости, и не умрут; не будут нуждаться и ни в какой другой телесной пище, устраняющей неприятное чувство голода и жажды: потому что несомненно и всецело облекутся в ненарушительный дар бессмертия, так что если захотят, то будут употреблять пищу вследствие возможности, а не вследствие необходимости... относительно самого Спасителя вера христианская не сомневается в том, что Он и по воскресении, будучи уже хотя в духовной, однако в истинной плоти, принимал вместе с учениками пищу и питье (Лук. гл. XXIV). Ибо у таких тел отнимается не возможность, а потребность в пище и питье. Поэтому они и духовными будут не потому, что перестанут быть телами, а потому, что будут существовать оживотворяемые духом... Человек тогда будет уже не земным, а небесным, -- не потому, что тело, созданное из земли, не будет тем же самым, а потому, что оно по небесному дарованию будет уже таким, что будет способно жить и на небе, вследствие не утраты своей природы, а изменения свойства."

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Св. Мефодий Патарский. О Воскресении,II, 4:

 

"Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать царствия Божия, и тление не наследует нетления (1Кор.15:50). Плотью он называет не самую плоть, но безумное стремление души к постыдным удовольствиям. Сказав, что плоть и кровь не могут наследовать царствия Божия, он прибавил: и тление не наследует нетления. Тление же не есть самое растлеваемое, а растлевающее. Когда получает господство смерть, то тело склоняется к тлению, а когда опять водворяется в нем жизнь, то оно становится неразрушимым. Так как плоть, находясь между нетлением и тлением и не будучи сама ни тлением, ни нетлением, подпала под власть тления по сладострастию, то, хотя она была творением и стяжанием нетления, потому и сама подверглась тлению. Но, после того, как она подпала тлению и предана смерти для наказания, Бог не оставил её тлению, как бы наследие его после победы, но опять победив смерть воскресением, возвратил её нетлению, чтобы не тление обладало нетлением, но нетление тленным".

 

https://www.pagez.ru/lsn/0436_3.php

 

Святой Мефодий Патарский. О Воскресении (против Оригена),7:

 

"А тело Иисуса воскресло с тою же плотью и костями, какие Он имел, как убедился в то и Фома".

 

Святой Мефодий Патарский. О Воскресении (против Оригена),19-20:

 

"... Ибо ещё прежде устроения этих одежд первозданный признаёт, что имеет кости и плоть, когда увидев приведенную к нему жену, восклицает: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа своего. Поэтому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть (Быт.2:23.24). Я не могу потерпеть некоторых празднословящих и бесстыдно насилующих Писание, которые, чтобы провести мнение, будто нет воскресения плоти, предполагают и кости духовные и плоть духовную, и с иносказаниями бросаются туда и сюда, вверх и вниз. А что это надобно принимать так, как написано, подтверждает Писание. Христос фарисеям, спрашивавшим об отпущении жены, отвечает: разве не знаете, что сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и т.д. (Мф.19:45). Далее, как можно принимать только в рассуждении душ слова: плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю? (Быт.1:28) И еще: и создал Господь Бог человека из праха земного (2:7), что очевидно сказано собственно о теле; ибо не от персти и не из тяжелого вещества душа получила существо. Таким образом из всего этого по всей справедливости следует, что человек сотворен с телом прежде кожаных одежд, потому что обо всем этом сказано прежде его падения, а о том, что касается одежд, после падения. Поэтому приступим опять к рассмотрению того, что пред нами, достаточно доказав, что кожаные одежды не суть тела, но смертная принадлежность, приготовленная для разумного...."

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Архиеп.(блж.)Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки,глава 2:

 

"Когда Закон дал заповеди, тогда нарушители оных подвергались проклятию. Итак, Господь обрезуется, чтобы, и в этом исполнив Закон и не опустив ничего из заповеданного оным, искупить нас от проклятия. Да пристыдятся отселе те, кои говорят, что воплотился призрачно, ибо как обрезан, если воплотился призрачно? Исследовать же, где находится обрезанная часть, бесполезно. Ибо не должно изыскивать того, о чем Писание умолчало. Да это и совершенно бесполезно. Можно сказать, что она по отрезании пала на землю и освятила оную, подобно как кровь и вода, истекшие из ребер Его. А Он известным Ему образом сохранил частицу эту неврежденной и по Воскресении снова восприял оную, чтобы и в сем отношении не оказаться с недостатком; подобно как и мы в воскресении получим тело наше в целости."

 

Выходит, что Христос по воскресении не обрезанный, так как в Воскресении крайняя часть вновь присоединилась к члену.

 

Феофилакт Болгарский. Толкование на 1 Кор.15,44:

 

"Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Душевное тело то, которое управляется силами души и в котором душа имеет господство и владычество; духовное же то, которое имеет обильную деятельность Духа Святого и Им управляется во всем. Ибо хотя и ныне Дух действует в нас, но не так и не всегда; ибо от тех, кои грешат, отлетает. Хотя и ныне Дух присутствует, но управляет телом душа; а тогда Дух непрерывно будет пребывать в телах праведников. Или: духовным просто называет тело нетленное, как тончайшее и легкое, могущее носиться и по воздуху, только не воздушное и эфирное, то есть не из сущности воздуха и эфира, как говорит Ориген".

 

Николай Кавасила говорит, что раны по воскресении останутся у святых как трофеи, подобно тому, как они остались у воскресшего Христа. Раны не будут причинять боль, но будут памятью о подвигах и будут сиять в Божественной славе.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Простите, что привёл так много цитат (пускай эти полезные цитаты останутся как в копилке). Главное, что консенус патрум в том, что воскресшие тела будут такими же биологическими по составу (с нервами, с мышцами, с желудком, с печенью, с детородными органами, с волосами и т.д.), но будут иметь новый тропос существования (не будут разрушаться, страдать, желать размножаться, нуждаться в еде, питье, туалете и сне).

 

И в Евхаристии тело Христово тоже имеет телесную форму (а иначе это не тело), оно с волосами, с мышцами и костями. Всё это мы буквально едим.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Простите, что привёл так много цитат (пускай эти полезные цитаты останутся как в копилке). Главное, что консенус патрум в том, что воскресшие тела будут такими же биологическими по составу (с нервами, с мышцами, с желудком, с печенью, с детородными органами, с волосами и т.д.), но будут иметь новый тропос существования (не будут разрушаться, страдать, желать размножаться, нуждаться в еде, питье, туалете и сне).

А кроме упоминаемого Оригена кто-либо из Отцов имел альтернативные мнения?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А кроме упоминаемого Оригена кто-либо из Отцов имел альтернативные мнения?

 

Не встречал ни одного мнения в пользу "эфирности" воскресшего тела. Даже такой "оригенист" как Григорий Нисский, говорит, что воскресшее тело мышечное.

 

Есть интересная цитата у свт.Никифора Констанинопольского, который тоже (вместе с Феодором Студитом) защищал описуемость и осязаемость воскресшего тела Христа. Он там говорит, что воскресшее тело, с одной стороны, уже не находится в условиях нашего мира (например, не нуждается в воздухе), но, с другой стороны, оно именно полноценное тело (с индивидуальной формой и материей).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мной лично телесность воспринимается несколько иначе чем в этих текстах, т е все составляющие вроде костей, мышц, волос и пр, для меня это тоже более менее сиюминутные и не обязательные формы телесности, причем даже той же самой телесности.

 

Ну как например генетический код в значительной степени определяет телесность конкретного человека, так сказать безотносительно того облачена эта телесность конкретными мышцами или нет. И уж точно независимо от того какие раны нанесены телу с этим генетическим кодом. Так что некоторые (как видно из других дискуссий) легко отождествляют конкретную плоть именно с формулой зашитой в спиралях ДНК.

Грубо говоря, если формула та же самая, представляющая некий инвариант тела, то конкретно материальное наполнение конкретной тканью может быть разное, вплоть до сменяемой как одежда или макияж, тело же будет оставаться прежним.

 

Но ДНК это не тот код, который мне кажется, определяет то же самое тело в сущностном смысле. Однако по аналогии с ДНК, я бы сказала что именно душа человеческая является носительницей некой формулы своего тела (именно как форма тела по Аквинату), по которой может быть воссоздано то же самое тело из любого, или достаточно широкого набора материала, что с ранами, что без них, что старое, что молодое, что из белков, что из каких-либо иных молекулярных конструктов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И в Евхаристии тело Христово тоже имеет телесную форму (а иначе это не тело), оно с волосами, с мышцами и костями. Всё это мы буквально едим.

Это не совсем так, Иоанн.

Волосы, ногти и проч. относятся скорее к акциденциям. Мы же принимаем в себя Саму Субстанцию Тела Христова. Один из известных традиционных католических священников , выступая по EWTN несколько лет назад как раз подчёркивал, что не стоит думать, что мы вкушаем ногти или волосы. Мы вкушаем Нечто гораздо более серьёзное - Субстанцию Тела Христова.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А как следует относиться к так называемому "Ланчанскому чуду",что это - миф или реальность?

 

Ланчанское чудо

 

Шел VIII век от Рождества Христова. В Церкви Сан - Легонций старинного итальянского города Ланчано совершалось Таинство Евхаристии. Но в сердце одного из священников, служившего в тот день Литургию, вдруг возникло сомнение, истинны ли Тело и Кровь Господни, сокрытые под видом хлеба и вина. Хроники не донесли до нас имени этого иеромонаха, но зародившееся в его душе сомнение стало причиной Евхаристического чуда, почитаемого до сей поры.

 

Священник гнал от себя сомнения, но они назойливо возвращались вновь и вновь. "Почему я должен верить, что хлеб перестает быть хлебом, а вино становится Кровью? Кто это докажет? Тем более, что внешне они никак не изменяются и не изменялись никогда. Наверное, это всего лишь символы, просто воспоминание о тайной вечере."

 

В ту ночь, когда Он был предан, Он взял хлеб: благословил, преломил и подал ученикам Своим, говоря: "Примите, вкусите: сие есть тело Мое, которое за вас преломляется во оставление грехов". Также и чашу, говоря: "Пейте из нее все: сия есть Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов".

 

Со страхом произносил священник святые слова Евхаристического канона, но сомнения продолжали мучить его. Да, Он, жертвенный агнец, мог Своей Божественной властью обратить вино в кровь, а хлеб - в Плоть. Все мог Он, пришедший по воле Отца Небесного. Но Он ушел давно, оставив этот грешный мир и дав ему в утешение Свои святые слова и Свое благословение: И, может быть, Свои Плоть и Кровь? Но возможно ли это? Не ушло ли подлинное Таинство причастия вместе с Ним в мир горний? Не стала ли святая Евхаристия лишь обрядом - и не более того? Тщетно пытался священник восстановить в душе мир и веру. Между тем, пресуществление произошло. Со словами молитвы он преломил Евхаристический Хлеб, и тут крик изумления огласил небольшую церковь. Под пальцами иеромонаха преломляемый Хлеб вдруг превратился во что-то другое - он не сразу понял, во что именно. Да и в чаше было уже не вино - там была густая алая Жидкость похожая на: кровь. Ошеломленный священник смотрел на предмет, который был у него в руках: это был тонкий срез Плоти, напоминающий мышечную ткань человеческого тела. Монахи окружили священника, пораженные чудом, не в силах сдержать изумления. А он исповедал перед ними свои сомнения, разрешенные таким чудесным образом. Окончив святую литургию, молча упал на колени и погрузился в долгую молитву. О чем молился он тогда? Благодарил за данный свыше знак? Просил прощения за свое маловерие? Мы этого не узнаем никогда. Но подлинно известно одно: с тех пор в городе Ланчано двенадцать веков хранятся чудесные Кровь и Плоть, материализовавшиеся во время Евхаристии в церкви Сан - Легонций (ныне Сан - Франческо). Весть о чуде быстро облетела тогда близлежащие города и области, и в Ланчано потянулись вереницы паломников.

 

Прошли века - и чудесные Дары стали объектом внимания ученых. С 1574 года над Святыми Дарами велись различные опыты и наблюдения, а с начала 1970-х годов они стали проводиться на экспериментальном уровне. Но данные, полученные одними учеными, не удовлетворяли других. Профессор медицинского факультета Сиенского университета Одоардо Линолди, крупный специалист в области анатомии, паталогической гистологии, химии и клинической микроскопии, проводил со своими коллегами исследования в ноябре 1970 и в марте 1971 годов и пришел к следующим выводам. Святые Дары, хранящиеся в Ланчано с VIII века, представляют собой подлинные человеческие Плоть и Кровь. Плоть является фрагментом мышечной ткани сердца, содержит в сечении миокард, эндокард и блуждающий нерв. Возможно, фрагмент плоти содержит также левый желудочек - такой вывод позволяет сделать значительная толщина миокарда, находящаяся в тканях Плоти. И Плоть, и Кровь относятся к единой группе крови: АБ. К ней же относится и Кровь, обнаруженная на Туринской Плащанице. Кровь содержит протеины и минералы в нормальных для человеческой крови процентных соотношениях. Ученые особо подчеркнули: более всего удивительно то, что Плоть и Кровь двенадцать веков сохраняются под воздействием физических, атмосферных и биологических агентов без искусственной защиты и применения специальных консервантов. Кроме того, Кровь, будучи приведена в жидкое состояние, остается пригодной для переливания, обладая всеми свойствами свежей крови. Руджеро Бертелли, профессор нормальной анатомии человека Сиенского университета, проводил исследования параллельно с Одоардо Линоли и получил такие же результаты. В ходе повторных экспериментов, проводившихся в 1981 году с применением более совершенной аппаратуры и с учетом новых достижений науки в области анатомии и паталогии, эти результаты вновь были подтверждены.

 

По свидетельствам современников чуда, материализовавшаяся Кровь позже свернулась в пять шариков разной формы, затем затвердевших. Интересно, что каждый из этих шариков, взятый отдельно, весит столько же, сколько все пять вместе. Это противоречит элементарным законам физики, но этот факт, объяснить который ученые не могут до сих пор. Помещенная в античную чашу из цельного куска горного хрусталя, чудесная кровь уже двенадцать веков предстает взорам посещающих Ланчано паломников и путешествующих.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У меня еще один вопрос, если можно, понимаю, что глупый и невежественный, но уповаю на терпимость и снисходительность теологически грамотных участников форума. В Церкви и в Костёле в пресвятом сакраменте присутствует живой Христос, живого Христа мы принимаем во время Святой Коммунии ( Причастия). Христос в гостии - воскресший или в прежнем теле, в котором пребывал до своей смерти и в котором, собственно, и установил таинство Евхаристии (Берите и вкусите от него все, ибо это есть Тело Моё, которое за вас будет предано. Потом взял чашу с вином и сказал: Примите и пейте из неё все, ибо это есть чаша Крови Моей нового и вечного завета, которая за вас и за многих прольётся во отпущение грехов.)? Спаситель говорит в будущем времени, что Тело будет предано, а Кровь прольется, значит в самой первой Евхаристии Он дает ученикам свои Тело и Кровь те, что имел до Своей смерти? Если же Святые Дары есть Плоть и Кровь воскресшего Христа, то , согласно описанным исследованиям, плоть имеет ту же природу и строение, что и прежде - миокард, нервы и т.д. И группа крови остается та же - четвертая, что и Кровь распятого Христа на плащанице.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Виктория!

Тело Христа одно и то же. Субстанция Его Пречистого Тела одно, что до, что после Воскресения. И группа крови вряд ли важна при принятии в себя Богочеловека.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

И в Евхаристии тело Христово тоже имеет телесную форму (а иначе это не тело), оно с волосами, с мышцами и костями. Всё это мы буквально едим.

Но как быть с тем что в каждой частице Даров Оно присутсвует всецело?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

[

А кроме упоминаемого Оригена кто-либо из Отцов имел альтернативные мнения?

Ну строго говоря Ориген не Отец.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это не совсем так, Иоанн.

Волосы, ногти и проч. относятся скорее к акциденциям. Мы же принимаем в себя Саму Субстанцию Тела Христова. Один из известных традиционных католических священников , выступая по EWTN несколько лет назад как раз подчёркивал, что не стоит думать, что мы вкушаем ногти или волосы. Мы вкушаем Нечто гораздо более серьёзное - Субстанцию Тела Христова.

Андрей, для меня это трудный вопрос, поскольку я отношусь к нему примерно как ты написал в своем первом ответе в эту тему, но все-таки: говоря о субстанции этот священник не приблизился к лютеранскому пониманию Евхаристии (консубстанции)? Если нет, то в чем разница? Когда-то вы, кажется, с Олегом-Михаилом мне растолковывали (еще на заглобе), но в свете такого понимания католическим священником - можно еще раз?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это не совсем так, Иоанн.

Волосы, ногти и проч. относятся скорее к акциденциям. Мы же принимаем в себя Саму Субстанцию Тела Христова. Один из известных традиционных католических священников , выступая по EWTN несколько лет назад как раз подчёркивал, что не стоит думать, что мы вкушаем ногти или волосы. Мы вкушаем Нечто гораздо более серьёзное - Субстанцию Тела Христова.

 

В орто-секторе ЖЖ по этому поводу были серьёзные обсуждения. Вкушаем ли мы Тело с бородой Христа? И те, кто защищал предельно реалистическую точку зрения, на мой взгляд, показались более убедительными своих оппонентов.

 

Дело в том, что тело - это не только субстанция, но и форма (в философском смысле). Без формы "тело" будет абстракцией. Форма задаёт индивидуальность телу. И если мы вкушаем не просто тело_вообще, а тело конкретного Человека (Иисуса Христа), то это евхаристическое тело не является одной только субстанцией без акциденций, а является сформированным телом, индивидуальным, а значит с неотделимыми акциденциями.

 

Дамаскин условно различает два типа акциденций: отделимые и неотделимые. Так, например, карий цвет глаз - это неотделимая акциденция (нельзя кареглазость отделить от субстанции глаза конкретного кареглазого человека). А положение человека (сидение, стояние, лежание, прыгание) - это отделимые акциденции.

 

Существует предание. В античной школе учитель говорил ученикам, что человек - это животное словесное и смертное. На следующий урок учителю показали попугая и сказали, что по его определению и попугай будет человеком. Тогда учитель добавил в определение человека следующее: "...и с плоскими ногтями". С тех пор ногти считаются субстанцией человека, а не акциденцией.

 

И потом, как можно вкушать одну только субстанцию Тела, когда это Тело именно Христово? Ведь субстанция "тело" - это понятие, общее для всех индивидов человеческого вида. Не бывает в реальности безакцидентального тела. Любое тело обязательно обладает акциденциями (глаз не может быть просто глазом без цвета), а потому оно индивидуально.

 

Мы не вкушаем некий сгусток материи, который был бы общим для каждого человека. Мы вкушаем тело в том состоянии, в каком оно вознеслось на небеса (с конкретной бородой, с конкретными почками и конкретными нервами Иисуса Христа).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

значит в самой первой Евхаристии Он дает ученикам свои Тело и Кровь те, что имел до Своей смерти?

 

Да. По воскресении евхаристическое тело воскресшее. До воскресения евхаристическое тело было смертным.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но как быть с тем что в каждой частице Даров Оно присутсвует всецело?

 

"Частица Даров" - это часть акциденции хлеба, а не часть человеческого тела. Евхаристическое тело не раздробляется. Раздробление касается только акциденций хлеба, а не акциденций и субстанции тела.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дело в том, что тело - это не только субстанция, но и форма (в философском смысле). Без формы "тело" будет абстракцией. Форма задаёт индивидуальность телу. И если мы вкушаем не просто тело_вообще, а тело конкретного Человека (Иисуса Христа), то это евхаристическое тело не является одной только субстанцией без акциденций, а является сформированным телом, индивидуальным, а значит с неотделимыми акциденциями.

Тело конкретного человека, но не конкретное тело как оно есть в определенный момент жизни. В течении жизни у каждого человека тело очень меняется. Постоянно сменяются все клетки тела. Значительно меняется форма тела (пропорции младенца, человека в 20, 30, 40, 70 лет бывают весьма различны). Некоторые органы тела есть во младенчестве и нет во взрослом состоянии. А форма зародыша вообще слабо напоминает человеческое тело. И тем не менее во всех этих ипостасях это то же самое тело того же самого человека.

Изменено пользователем Ana
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дамаскин условно различает два типа акциденций: отделимые и неотделимые. Так, например, карий цвет глаз - это неотделимая акциденция (нельзя кареглазость отделить от субстанции глаза конкретного кареглазого человека). А положение человека (сидение, стояние, лежание, прыгание) - это отделимые акциденции.

Цвет глаз это особенности генотипа. Если допустить, что на ранней стадии эмбриона (на стадии зиготы, например) можно вмешаться в генотип и сделать незначительные изменения в хромосомах, так чтобы изменить будущий цвет глаз, вряд ли это будет означать сущностное изменение тела.

А добавление меланина в сетчатку глаз изменит их цвет и во взрослом состоянии. Какая же тут неотделимость?

Я уж не говорю о том что цвет глаз одного человека меняется с течением жизни.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...