Перейти к содержанию

Вопросы атеисту


Maxim Bulava
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

желательно усложнить для большей убедительности.

 

Мы общаемся с атеистом вообще или конкретно с Валерием? Наоборот, я попытался попроще переформулировать :)

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 400
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Я бы заметил, что Дмитрий использует другую форму аргумента, которая прибегает к понятию Вселенная.

 

Кстати, нет. Вселенной мы называем то, что возникло (вроде бы как) в Большом взрыве. А я там написал Мироздание, давайте включим сюда всё, что могло бы предшествовать Взрыву (и быть его причиной), другие Вселенные, если они есть и т.п.ф.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я думаю, тут можно было бы возразить, что гипотетическое "Мироздание" может не иметь тех же законов (скажем, закона казуальности), что и наша Вселенная. Наша Вселенная имеет причину, а другая возникла просто так, и там огромные стеклянные шары просто так возникают среди полей и рощ. Я полагаю достаточном просто то, что ни с какой точки зрения нет необходимости говорить о каких-то иных вселенных.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, пусть будет Вселенная.

 

(хотя, если бы мне кто-то рассказал про миры без причинности, я бы не поверил :))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я бы заметил, что Дмитрий использует другую форму аргумента, которая прибегает к понятию Вселенная. Форма, которую привел я, не прибегает к понятию Вселенная.

 

Форму, которую привел Дмитрий, желательно усложнить для большей убедительности. Например, так, как это делает Крейг:

 

1. У любого начала существования есть причина

 

2. Вселенная начала существовать

 

3. Следовательно, у Вселенной есть причина.

 

Все кирпичи во Вселенной существуют в пространстве и времени. И то и другое является необходимым для причинности. Сначала толкаем кирпич, проходит некое время, кирпич начинает двигаться. В пространстве. В сингулярности нет ни пространства, ни время.

 

"Результаты наших наблюдений подтверждают предположение о том, что Вселенная возникла в определённый момент времени. Однако сам момент начала творения, сингулярность, не подчиняется ни одному из известных законов физики." (Стивен Хокинг)

 

Естественно, философы средневековья об этом знать не могли

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Просто физика сингулярности ещё не изучена.

 

На самом деле, причинность не требует времени и расстояния даже в физике - кирпич начинает двигаться не после приложения силы, а в момент её приложения. Кирпич и приложенную силу не разделяет пространство. Пространство разделяет два взаимодействующие объекта, но каждый из них не отделён от силы взаимодействия ни временем, ни пространством. Нельзя сказать: сначала в пространстве есть два кирпича, а через момент они гравитационно притягиваются - они притягиваются сразу. Тут есть причина и следствие, но они не отделены временем (и пространством).

 

Ещё важнее понять, что закон причинности вообще не физический. Логические законы, или, скажем, математические - по-Вашему нуждаются во времени и пространстве? Закон причинности не физический по своей природе, отмазки с сингулярностью здесь не прокатывают.

 

Но если это сложно, давайте просто скажем: физика сингулярности просто ещё не изучена :). Если всё вокруг без исключения подчиняется физическим законам, нет разумныз оснований считать, что где-то это не так :).

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Согласен. Естественно, по мере уплотнения материи, роста кривизны пространства и всего такого, какие-то законы утрачивают применимость. Допустим, закон всемирного тяготения не действовал спустя секунду после рождения Вселенной. Но почему должна прекратить действовать максимально общая закономерность, которая касается не времени и пространства, а самого существования?

 

Ну, Хокинг и глупее вещи говорил. Например, что вселенная не создана, потому что до нее не было времени, и у Бога не было бы поэтому возможности продумать ее творение.

Изменено пользователем Maxim Bulava
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, Хокинг и глупее вещи говорил. Например, что вселенная не создана, потому что до нее не было времени, и у Бога не было бы поэтому возможности продумать ее творение.

 

"Когда люди спрашивают меня: создал ли Бог Вселенную, я отвечаю им, что их вопрос не имеет никакого смысла. До Большого взрыва не существовало времени, поэтому у Бога не было времени на создание Вселенной"

 

inx960x640.jpg.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В сингулярности нет ни пространства, ни время.

 

"Результаты наших наблюдений подтверждают предположение о том, что Вселенная возникла в определённый момент времени. Однако сам момент начала творения, сингулярность, не подчиняется ни одному из известных законов физики." (Стивен Хокинг)

 

Естественно, философы средневековья об этом знать не могли

 

 

И кстати, чего именно из этого не знали философы Средневековья?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, Хокинг и глупее вещи говорил. Например, что вселенная не создана, потому что до нее не было времени, и у Бога не было бы поэтому возможности продумать ее творение.

 

Чем мне нравится аналогия с книгой и писателем, тем что напрочь снимает все вот эти пространственно-временные недоразумения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, по Канту пространство и время - априорные формы чувственности; причинность - одна из априорных форм рассудка. В приложении к миру явлений, вещам возможного опыта, действительно получается, что причинность действует в пространстве и времени, но она не обуславливается ими - в силу вышеуказнной принадлежности их к разным регионам сущего.

Кроме того, по Канту существуют два типа причинности. Во-первых, причинность в мире феноменов, когда одна из вещей обуславливает другую согласно необходимости. Этот ряд обусловленности, составляющий природную необходимость, может уходить в бесконечность. Во-вторых, это причинность ноумена, (согласно 3-й антиномии Канта), когда ноумен, вещь-в-себе или же свободный субъект, выходящий за рамки природного мира, как бы врывается в ряды природной детерминации и спонтанным образом обуславливает воздействие на феномен. Не отменяет природную детерминацию, но все же вклинивается, "принимает участие", выступает началом новой детерминации в мире явлений. Таким "свободным субъектом" согласно Канту может быть как Бог, так и человек.

Ну и безусловно, что всевозможные априорные, трансцендентальные формы человеческого познания существуют "до" всякой физики, до мира явлений.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И кстати, чего именно из этого не знали философы Средневековья?

То, что философы Средневековья все-таки знали:

 

Фома Аквинский "О вечности мира"

 

PS: вроде бы выкладывал перевод на форуме, но найти его не смог.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если всё вокруг без исключения подчиняется физическим законам, нет разумных оснований считать, что где-то это не так :).

 

Когда верующим выгодно, то законы физики вдруг начинают изменяться. И скорость света вдруг оказывается не та:

 

e0b032c0d320.jpg

А то "нет разумных оснований считать, что где-то это не так"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы, судя по всему, сейчас ссылаетесь на тех креационистов, которые отрицают эволюцию Вселенной. Вы хотите уйти из этой ветки и пойти спорить с ними, или же вы остаетесь в здешней компании?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если всё вокруг без исключения подчиняется физическим законам, нет разумных оснований считать, что где-то это не так :).

 

Когда верующим выгодно, то законы физики вдруг начинают изменяться. И скорость света вдруг оказывается не та:

 

e0b032c0d320.jpg

А то "нет разумных оснований считать, что где-то это не так"

 

Что Вам там не понравилось? Процитированный Вами автор верит, что Господь сотворил вещи сразу "зрелыми", т.е. мир сотворён уже имеющим прошлое. В земле на момент Творения уже лежат кости динозавров, лучи от звёзд уже на полпути и со сдвинутым спектром и т.д. Почему нет? Эта теория не кажется лично мне правдоподобной, но она красива, нужно признать. ГЛАВНОЕ: она не нарушает принцип причинности.

 

Вы зашли гораздо дальше: Вы отрицаете сам закон причинности! При этом имеете дерзость что-то ещё вещать за науку. Вам бы Валерий, как говорится, либо крест снять, либо (что гораздо лучше) надеть трусы. Либо за науку, либо против закона причинности. Пожалуйста, определитесь.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вам бы Валерий, как говорится, либо крест снять, либо (что гораздо лучше) надеть трусы. Либо за науку, либо против закона причинности.

 

Закон причинности? Такой в науке есть?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Закон причинности? Такой в науке есть?

У меня появились новые вопросы атеисту. а) У Вас есть высшее образование?

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если Вас это смущает, читайте везде не "закон", а "принцип".

 

Да, такой принцип в науке, мягко говоря, есть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

fd8ecb4c061b.jpg

 

«Клягин Н.В. Современная научная картина мира»: Логос; Москва; 2007

 

 

Аннотация

Рассматривается современная научная картина мира, охватывается широчайший спектр данных космогонии, биогенеза, антропогенеза, социогенеза и др. Эти данные настолько разнородны, что подпадают под общий знаменатель только на уровне универсального причинно-следственного закона. Для понимания его происхождения необходимо объяснить, как возникли законы сохранения и неубывания энтропии. Чтобы протянуть нить причинности от физического и астрономического мира к человеческому обществу, нужно осмыслить пути и результаты биоэволюции. Все это дает нам возможность понять, где находится центр Вселенной, как и почему возникли и угасли динозавры, отчего человек единственный на планете обладает наукой и искусством.

Для студентов высших учебных заведений, изучающих курс «Концепция современного естествознания». Может использоваться аспирантами при подготовке к экзамену по кандидатскому минимуму в области истории и философии науки.

 

Читайте:

 

Самая поразительная особенность сингулярности заключалась не в ее физических параметрах, которые вполне осознаваемы. Труднее вообразить себе акаузальность (независимость от причинности), несомненно присущую сингулярности. Поскольку время для сингулярности стояло, события не происходили, а наши физические законы не выполнялись, то и не было никаких условий для действия закона причинности. Для его осуществления требуются течение событий и принципы сохранения. В сингулярности последние господствовали, однако первое отсутствовало. Здесь сразу же возникает новый парадокс. Господство принципов сохранения не должно было допустить распада сингулярности по соображениям каузальности (причинности). Однако парадокс состоял в том, что в сингулярности причинно-следственный закон не действовал, и потому она беспрепятственно распалась.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Давайте разберемся: это ссылка на авторитет философа Клягина или простое согласие с приведенной аргументацией?
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вот эту не читали? Я всё собираюсь, да руки не доходят.

 

36e7df0a8703.jpg

 

https://www.ozon.ru/context/detail/id/4242695/

 

 

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Одно уже издательство "Русская правда" говорит за себя. Посмотрите про него, если еще не смотрели.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вот эту не читали? Я всё собираюсь, да руки не доходят.

 

Русская математика? Я лучше православную католическую математику почитаю

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...