Перейти к содержанию

О необходимости произнесения Церковью осуждения на учение св. Августина о предопределении


joseph
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Людвиг Отт. Основные положения католической догматики. Страницы 170-172:

 

 

3. Свойства предопределения.

 

a) Неизменяемость.

 

Решение предопределения как акт Божественного познания и воли является неизменяемым, как и сама Божественная сущность. Число тех, кто вписан в «книгу жизни» (Фил. 4, 3; Откр. 17, 8; ср. Лк. 10, 20) установлено и формально, и материально, т.е. Бог заранее знает и определяет с непогрешимой точностью, сколько и какие из людей будут спасены. Насколько велико число предопределённых, знает Один Бог: Deus, qui soli cognitus est numerus electorum in superna felicitate locandus (Secreta pro vivis et defunctis). Согласно ригористическому (строгому) воззрению применительно к Мф. 7, 13 сл. (ср. Мф. 22, 14), которое защищал и Фома (S. th. I 23, 7), число предопределённых должно быть меньше числа отверженных. В противоположность этому допустимо всё же принять, имея в виду универсальную Божью волю спасения и универсальное спасительное дело Христа, что Царство Христа не меньше царства сатаны.

 

б) Неопределённость.

 

Тридентский собор провозгласил против Кальвина, что только на основе особого Откровения человек может достичь уверенности в том, предопределён ли кто-либо фактически: Nisi ex speciali revelatione sciri non potest, quos Deus sibi elegerit. D 805; ср. 825 сл.

Св. Писание напоминает, что мы должны со страхом и трепетом совершать своё спасение (Фил. 2, 12). «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Кор.10, 12). Несмотря на эту неуверенность, всё же существуют признаки предопределения (signa praedestinationis), которые по крайней мере с большей правдоподобностью позволяют иметь суждение о фактической предестинации (усердие в добродетелях, указанных в восьми блаженствах; частое приятие таинства святого Причастия, активной любви к ближнему, любовь к Христу и Церкви, почитание Богородицы).

 

 

 

§ 13. Тайна репробации (отвержения) 1. Понятие и реальность репробации.

 

Под репробацией понимают вечное решение Божественной воли об исключении определённых разумных тварей из вечного блаженства. Если Бог позитивно содействует Своей благодатью сверхъестественным заслугам, которые являются основой блаженства, то существование грехов, которые являются причиной отвержения, Он просто допускает.

 

По содержанию решения о репробации различают позитивную и негативную репробацию, в зависимости от того, является ли предметом Божественного решения о репробации вечное осуждение к наказанию в аду или не-избрание (non-electio) для небесного блаженства. По основанию для репробации различают условную и безусловную (абсолютную) репробацию, соответственно тому, зависит или не зависит Божественное решение о репробации от предвидения отсутствия заслуг в будущем.

 

Бог вечным решением Своей воли предопределил некоторых людей из-за их предвиденных грехов к вечному отвержению. De fide.

 

Реальность репробации не имеет формального определения, но она является всеобщим учением Церкви. Валенсийский собор (855 г.) учит: fatemur praedestinationem impiorum ad mortem (D 322). Библейски она засвидетельствована в Мф. 25, 41: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его», и в Рим. 9, 22: «Щадил сосуды гнева, готовые к погибели».

 

2. Позитивная репробация.

 

а) Еретический предестинацианизм в своих различных формах (южногалльский священник Луцидий в V в.; монах Готшальк в IX в. согласно свидетельствам его противников, однако не нашедшим подтверждения в его недавно обнаруженных произведениях; Виклиф, Гус и особенно Кальвин) учит о позитивном предопределении к греху и о  б е з у с л о в н о м  предопределении к вечному наказанию в аду, т.е. без связи с отсутствием заслуг в будущем. Это учение было осуждено как заблуждение на поместных соборах – Оранжском (D 200), Валенсийском (D 316, 322), в Кьерзи и на Тридентском вселенском соборе (D 827). Безусловная позитивная репробация ведёт к отрицанию универсальности Божественной воли спасения и искупления, а также противоречит праведности и святости Бога и свободе человека.

 

б) По учению Церкви имеет место условная позитивная, репробация, т.е. она наступает с учётом предвиденного отсутствия заслуг в будущем (post et propter praevisa demerita). Условность позитивной репробации вызвана всеобщностью Божественной воли спасения. Она исключает возможность, чтобы Бог с самого начала желал проклятия определённым людям. Ср. 1 Тим. 2, 4; Иез. 33, 11; 2 Пет. 3, 9.

 

Св.  А в г у с т и н  учит: «Бог благ, Бог справедлив. Он может кого-то спасти без добрых заслуг, потому что Он благ; но Он не может никого отвергнуть без плохих заслуг, потому что Он справедлив» (Contra Jul. III 18, 35).

 

3. Негативная репробация.

 

Соответственно абсолютной предестинации к вечному блаженству  т о м и с т ы  учат об  а б с о л ю т н о й, но только н е г а т и в н о й, репробации. Большинством томистов она понимается как не-избрание к вечному блаженству (non-electio), увязывается с решением Божественной воли, допускающим, что часть разумных тварей впадают в грех и таким образом по собственной вине лишаются вечного спасения. Томисты, в противовес абсолютной позитивной репробации предестинационистов, твёрдо придерживаются учения об универсальности Божественной воли спасения и искупления, уделении достаточной благодати отверженным и свободе воли [человека]. Однако здесь трудно найти равновесие между безусловным не-избранием и всеобщностью Божественной воли спасения. В результате безусловная негативная репробация томистов сводится к тому же самому, что и безусловная позитивная репробация еретических предестинацианистов, т.к. кроме неба и ада третьего конечного состояния не дано.

 

4. Свойства отвержения.

 

Божественное решение об репробации, равно как и решение о предестинации, является  н е о т м е н я е м ы м ,  а для людей без особого Откровения – н е и з в е с т н ы м.

Изменено пользователем ioann22
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Людвиг Отт. Основные положения католической догматики. Страницы 155-156:

 

§ 4. Главнейшие ереси относительно благодати.

[...]

 

3. Реформаторы

 

В то время как Пелагий отрицал сверхъестественное дарование [благодати] человеку, Лютер, ссылаясь на учения св. Августина, сделал его существенной составной частью человеческой природы. С её [благодати] потерей человеческая природа была полностью испорчена, т.к. при этом были отняты существенные её составные части, а порочная страсть, в которой, согласно Лютеру, заключается суть первородного греха, с тех пор постоянно живёт в человеке. Природа падшего человека не способна собственными силами достичь религиозного познания истины и совершать нравственно добрые дела. Человеческая воля несвободна и сама ничего не может, кроме как грешить. Благодать не в состоянии целиком и полностью исцелить эту испорченную природу человека, внутренне обновить её и освятить. Оправдание действует только как внешнее прикрытие существующей греховности. Воля относится к благодати чисто пассивно; действует одна благодать. Ср. Лютер, In Genesim c. 19.

 

 

Спасибо за обширные выдержки из Отта. Имеют ли они отношение к предмету дискуссии, выяснится тогда, когда инициатор разговора, уважаемый joseph, пояснит нам, какую именно Церковь он призывает осудить учение о предопределении :) .

 

Однако позвольте дать Вам совет. Я понимаю, что Вы его у меня не спрашивали; однако, высказываясь в публичном пространстве, каждый из нас подвергает себя суждениям других.

 

Никогда не изучайте догматику одной конфессии по трудам авторов, принадлежащих к другой конфессии. Дело не столько в злонамеренном искажении позиции конкурентов (хотя и этого тоже хватает), сколько в честном непонимании. Совершенно обычное дело, что в разных богословских системах одни и те же (на первый взгляд) понятия, обозначают совершенно разные вещи, и по-разному друг с другом связываются.

 

Поэтому, в частности, когда Отт излагает позицию Лютера, он допускает множество неточностей, и, в результате, полностью искажает лютеранское богословие.

 

Дело (прежде всего), в том, что в лютеранском богословии под "благодатью" отнюдь не имеется в виду, в отличие от католической схоластики, состояние/расположение человека, созданное в нём воздействием Бога. Для лютеран благодать - это не состояние, а акт, действие Бога по отношению к человеку. То, что Бог явился, искупил и примирил человека с собой в Иисусе Христе - это и есть благодать. Исходя из этого, можно показать, что почти каждая фраза в приведенном Вами отрывке является ошибочной.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Никогда не изучайте догматику одной конфессии по трудам авторов, принадлежащих к другой конфессии.

О да! Всегда взываю, но напрасно. )

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поэтому, в частности, когда Отт излагает позицию Лютера, он допускает множество неточностей, и, в результате, полностью искажает лютеранское богословие.

 

Дело (прежде всего), в том, что в лютеранском богословии под "благодатью" отнюдь не имеется в виду, в отличие от католической схоластики, состояние/расположение человека, созданное в нём воздействием Бога. Для лютеран благодать - это не состояние, а акт, действие Бога по отношению к человеку. То, что Бог явился, искупил и примирил человека с собой в Иисусе Христе - это и есть благодать. Исходя из этого, можно показать, что почти каждая фраза в приведенном Вами отрывке является ошибочной.

 

Но ведь католики различают благодать-состояние от благодати-акта, исповедуя и то, и другое. Во всех процитированных местах Отт говорит об актуальной благодати, а не о хабитуальной благодати, о которой будет говорить в других разделах отдельно. Кроме случая, когда говорится об уделении хабитуальной благодати первозданному человеку и потери им хабитуальной благодати через грех. Далее речь у него идёт только об актуальной благодати. Позвольте я процитирую отрывок, где чётко различаются виды благодати, особенно это касается пункта 5.

 

Людвиг Отт. Основные положения католической догматики. Страницы 153-154:

 

 

§ 3. Подразделение благодати.

 

1. Gratia increata (несотворённая) – gratia creata (сотворённая)

 

Несотворённая благодать - это Сам Бог, поскольку Он в Своей любви издревле предопределил дары благодати, поскольку Он при вочеловечении Христа проявил Себя в Его человеческой природе (gratia unionis), поскольку Он пребывает в душах оправданных и поскольку Он отдаёт Себя усопшим праведникам для обитания и наслаждения в отрадном созерцании Бога.

 

Хотя акт ипостасного единения, пребывания в душах и отрадного созерцания Бога и является сотворённой благодатью, потому что имеет начало во времени, но сам дар, который этим актом уделяется тварям, является не сотворённым. Сотворённая благодать является отличным от Бога сверхъестественным даром или действием Божьим.

 

2. Gratia Dei (Creatoris [Творца], Conditoris [Создателя], благодать первоначального состояния в раю) – gratia Christi (Redemptoris [Искупителя], Salvatoris [Спасителя], благодать падшей природы)

 

Благодать Бога или Творца - это благодать, которую Бог из единственного побуждения любви, невзирая на заслугу Христа, даровал ангелам и прародителям в раю, которые из-за своей безгрешности были лишь негативно недостойными (non digni) принять благодать.

Благодать Христа или Искупителя – это благодать, которую Бог из двойного побуждения любви и милосердия, имея в виду искупительную заслугу Христа, даровал и дарует падшим людям, которые из-за грехов являются позитивно недостойными (indigni) принять благодать. Как благодать Бога, так и благодать Христа возвышает принимающего её в сверхъестественный порядок бытия и действования (gratia elevans), задача же благодати Христа, кроме этого, состоит в том, чтобы лечить нанесенные грехом раны (gratia elevans et sanans seu medicinalis).

 

Исходя из принятия абсолютной предестинации вочеловечения Сына Божьего,  с к о т и с т ы  рассматривают благодать ангелов и прародителей также как благодать Христа, не потому, что Он Искупитель (gratia Christi tamquam redemptoris), а потому, что Он Глава всего творения (gratia Christi tamquam capitis omnis creaturae). См. Учение о деянии Искупителя § 2.

 

3. Gratia externa (внешняя) – gratia interna (внутренняя)

 

Внешняя благодать - это любое благодеяние Бога для спасения людей, являющееся внешним по отношению к человеку и воздействующее на него  м о р а л ь н о ,  напр., Откровение, учение и пример Христа, проповедь, литургия, таинства, добродетельный пример святых.

Внутренняя благодать охватывает душу и её силы внутренне и действует на них  ф и з и ч е с к и ,  напр., освящающая благодать, влитые добродетели, актуальная благодать. Внешняя благодать подчинена внутренней как её цель. Ср. 1 Кор. 3, 6.

 

4. Gratia gratis data (безвозмездно данная) – gratia gratum faciens (делающая угодным [Богу])

 

Хотя любая благодать вообще является добровольным подарком Божественной доброты, принимая во внимание Мф. 10, 8: gratis accepistis, gratis date (даром получили, даром давайте), в узком смысле под gratia gratis data понимают ту благодать, которая предоставляется отдельным лицам для спасения других. Сюда относятся экстраординарные дары благодати (харизмы, как напр., дар пророчества, дар чудодействия, дар разных языков; ср. 1 Кор. 18, 8 сл.), и ординарные полномочия посвящённого в сан и полномочия юрисдикции. Обладание этими дарами не зависит от личных нравственных качеств обладателя (ср. Мф. 7, 22 сл.; Ин. 11, 49–52).

 

Gratia gratum faciens или благодать освящения предназначена всем людям и даётся для личного освящения. Она делает принимающего угодным (gratum) перед Богом, тем, что она или освящает его существенно (освящающая благодать), или подготовляет его для освящения, сохраняет и умножает святость (актуальная благодать). Gratia gratum faciens достигается через gratia gratis data и поэтому она внутренне возвышеннее и ценнее её. Ср. 1 Кор.12, 31 сл.

 

5. Gratia habitualis (sanctificans) (габитуальная) – gratia actualis (актуальная)

 

Gratia gratum faciens или благодать освящения содержит в себе gratia habitualis (благодать габитуальную ) и gratia actualis (благодать актуальную ). Габитуальная благодать – это постоянное, сверхъестественное состояние души, которое делает человека внутренне святым, праведным и угодным Богу (благодать освящающая или оправдывающая).

 

Актуальная благодать (или благодать помощи) – это преходящее, сверхъестественное воздействие Божье на душевные силы к совершению акта освящения, цель которого либо достижение освящающей благодати, либо её сохранение и умножение.

 

6. Gratia actualis (актуальная) подразделяется:

 

а) по воспринятым от неё душевным силам (potentia) на благодать  р а з у м а  и благодать  в о л и  или по своему действию на благодать  п р о с в е т л е н и я  (gratia illuminationis) и на благодать  у к р е п л е н и я  (gratia inspirationis).

 

 

б) по её отношению к свободному волеизъявлению человека – на благодать  п р е д ш е с т в у ю щ у ю  свободному решению воли (gratia praeveniens, antecedens, excitans, vocans, operans) и на благодать  п о д д е р ж и в а ю щ у ю  и  с о п р о в о ж д а ю щ у ю  действие свободной воли (gratia subsequens, adiuvans, concomitans, cooperans).

 

c) по результату действия – на благодать достаточную (gratia sufficiens) и благодать действенную (gratia efficax). Первая дает склонность к акту освящения, последняя влечёт за собой совершение самого акта освящения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поэтому, в частности, когда Отт излагает позицию Лютера, он допускает множество неточностей, и, в результате, полностью искажает лютеранское богословие.

 

Дело (прежде всего), в том, что в лютеранском богословии под "благодатью" отнюдь не имеется в виду, в отличие от католической схоластики, состояние/расположение человека, созданное в нём воздействием Бога. Для лютеран благодать - это не состояние, а акт, действие Бога по отношению к человеку. То, что Бог явился, искупил и примирил человека с собой в Иисусе Христе - это и есть благодать. Исходя из этого, можно показать, что почти каждая фраза в приведенном Вами отрывке является ошибочной.

 

Но ведь католики различают благодать-состояние от благодати-акта, исповедуя и то, и другое. Во всех процитированных местах Отт говорит об актуальной благодати, а не о хабитуальной благодати, о которой будет говорить в других разделах отдельно.

 

....

3. Gratia externa (внешняя) – gratia interna (внутренняя)

 

Внешняя благодать - это любое благодеяние Бога для спасения людей, являющееся внешним по отношению к человеку и воздействующее на него м о р а л ь н о , напр., Откровение, учение и пример Христа, проповедь, литургия, таинства, добродетельный пример святых.

Внутренняя благодать охватывает душу и её силы внутренне и действует на них ф и з и ч е с к и , напр., освящающая благодать, влитые добродетели, актуальная благодать. Внешняя благодать подчинена внутренней как её цель. Ср. 1 Кор. 3, 6.

 

... 5. Gratia habitualis (sanctificans) (габитуальная) – gratia actualis (актуальная)

 

Gratia gratum faciens или благодать освящения содержит в себе gratia habitualis (благодать габитуальную ) и gratia actualis (благодать актуальную ). Габитуальная благодать – это постоянное, сверхъестественное состояние души, которое делает человека внутренне святым, праведным и угодным Богу (благодать освящающая или оправдывающая).

 

Актуальная благодать (или благодать помощи) – это преходящее, сверхъестественное воздействие Божье на душевные силы к совершению акта освящения, цель которого либо достижение освящающей благодати, либо её сохранение и умножение.

 

6. Gratia actualis (актуальная) подразделяется:

 

а) по воспринятым от неё душевным силам (potentia) на благодать р а з у м а и благодать в о л и или по своему действию на благодать п р о с в е т л е н и я (gratia illuminationis) и на благодать у к р е п л е н и я (gratia inspirationis).

 

 

Приводимые Вами слова Отта ясно показывают, что различение актуальной и хабитуальной благодати не имеет отношения к предмету нашего разговора. И хабитуальная, и актуальная благодать, исходя от Бога, придают человеку определенные качества, определенные "душевные силы", только первая это делает постоянно, а вторая - преходящим образом, для достижения, сохранения и умножения первой. Поэтому, вполне закономерно, и хабитуальная "благодать", и актуальная "благодать" суть разновидности "внутренней благодати", gratia interna. Соответствующую фразу в Вашей цитате я выделил.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поэтому, в частности, когда Отт излагает позицию Лютера, он допускает множество неточностей, и, в результате, полностью искажает лютеранское богословие.

 

Дело (прежде всего), в том, что в лютеранском богословии под "благодатью" отнюдь не имеется в виду, в отличие от католической схоластики, состояние/расположение человека, созданное в нём воздействием Бога. Для лютеран благодать - это не состояние, а акт, действие Бога по отношению к человеку. То, что Бог явился, искупил и примирил человека с собой в Иисусе Христе - это и есть благодать. Исходя из этого, можно показать, что почти каждая фраза в приведенном Вами отрывке является ошибочной.

 

Но ведь католики различают благодать-состояние от благодати-акта, исповедуя и то, и другое. Во всех процитированных местах Отт говорит об актуальной благодати, а не о хабитуальной благодати, о которой будет говорить в других разделах отдельно. Кроме случая, когда говорится об уделении хабитуальной благодати первозданному человеку и потери им хабитуальной благодати через грех. Далее речь у него идёт только об актуальной благодати. Позвольте я процитирую отрывок, где чётко различаются виды благодати, особенно это касается пункта 5.

 

 

 

Продолжая предыдущее: чтобы понять, о чём вообще говориться в лютеранстве, нужно смотреть на лютеранские категории.

 

Что такое первородный грех? А это отнюдь не в первую очередь порочная страсть, которая только следует, а прежде всего - противостояние человека Богу, нарушение первой заповеди - незнание Бога, презрение к Богу, отсутствие страха Божьего и доверия Богу, неспособность почитать Бога ("ignorationem Dei, contemptum Dei, vacare metu Dei et fiducia erga Deum, non posse diligere Deum" - Филипп Меланхтон, "Апология Аугсбургского исповедания", артикул II "О первородном грехе", пункт 14). Человек, не имеющий доверия к Богу, страха Божьего, не почитающий Бога, находится в двух состояниях - или презирает Бога, будучи благополучен, или ненавидит, когда благополучие терпит урон (см. там же, пункт 24). Отсюда и проистекают все прочие грехи.

 

Как происходит примирение Бога с человеком? Только по благодати, только ради Христа, только через веру (притом, что спасающая вера неразрывно связана с покаянием, и вне контекста покаяния не существует).

 

Что такое покаяние? Это не просто раскаяние в тех или иных отдельных поступках, отдельных грехах, смертных или нет, но полное отчаяние во всем, на что человек полагался и к чему стремился, и переживание по этому поводу подлинного сердечного страдания и ощущения смерти ("verum cordis passio et sensus mortis").

 

Что такое спасающая вера? В ситуации покаяния человек видит, что не может рассчитывать ни на что своё, но возлагает всё свое упование только на Христа, умершего ради грешников. Эта вера производится в человеке действием Св.Духа, пробуждает от смерти, порождает новую жизнь в сердце ("a morte liberat, et novam vitam in cordibus parit et est opus Spiritus Sancti" - Апология Аугсбургского исповедания, артикул IV(II), пункт 64).

 

Иначе можно сказать, что посредством спасающей веры осуществляется союз души человека с Христом (см. Мартин Лютер, "Лекции по Посланию к Галатам", комментарий на Гал.2:20).

 

Небольшое пояснение: фактически, здесь речь идет о том, что в состоянии покаяния человек видит реальность так, как она есть. Он видит тщетность всех своих надежд на плоть (в том числе на плотскую, основанную на собственных силах человека, мудрость и праведность) В частности, он не способен предаваться иллюзиям о своей способности любить Бога (не идола, которому поклоняются друзья Иова, но того Бога, который Сам говорит с Иовом).

 

Поэтому для него, отчаявшегося во всех других своих устремлениях и надеждах, нет никакого выхода из "подлинных сердечных мук и ощущения смерти", если только он не верит, что Иисус Христос Сам осуществил "радостный обмен" - взял на Себя его (этого человека) грехи, и покрыл его Своей праведностью.

 

Но когда человек действительно в это верит, действительно на это возлагает свою надежду, Христос, со Своей праведностью, действительно становится причастен его душе, и начинает в ней действовать. Об этом подробно говорится в трактате Лютера "О свободе христианина", и в уже упомянутых "Лекциях по Посланию к Галатам". Богословие Лютера - это не схоластическая, а мистическая и медитативная теология.

 

Вот некоторые вехи, некоторые отправные пункты, которые можно было бы, при необходимости, обсуждать. Ничего похожего (например) на "оправдание, которое действует только как внешнее прикрытие существующей греховности" (приведенные Вами слова Отта о лютеранском учении), здесь нет.

Изменено пользователем n-vilonov
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Приводимые Вами слова Отта ясно показывают, что различение актуальной и хабитуальной благодати не имеет отношения к предмету нашего разговора. И хабитуальная, и актуальная благодать, исходя от Бога, придают человеку определенные качества, определенные "душевные силы", только первая это делает постоянно, а вторая - преходящим образом, для достижения, сохранения и умножения первой. Поэтому, вполне закономерно, и хабитуальная "благодать", и актуальная "благодать" суть разновидности "внутренней благодати", gratia interna. Соответствующую фразу в Вашей цитате я выделил.

 

Вы выше говорили следующее: "То, что Бог явился, искупил и примирил человека с собой в Иисусе Христе - это и есть благодать". А до этого сказали, что имеется терминологическое различие в дефиниции благодати, будто у католиков благодать — это только состояние. Я Вам возразил, что у католиков "благодать" — это не только состояние. В вероучении католиков есть "благодати" и актуальные. И да, они воздествуют физически внутрь человека. Но опять же не все. Есть ведь в нашем понимании и gratia externa. Это полный аналог лютеранского понимания благодати. Так что здесь дело не в различном понимании благодати. У католиков есть понимание благодати точно такое же, как у протестантов. Вот, что я хотел сказать. Просто это не единственное понимание у нас.

Поэтому нельзя сказать, что у нас разница в богословских языках. Язык ведь тот же.

Лютеранское определение благодати — это gratia externa в католическом вероучении.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

Лютеранское определение благодати — это gratia externa в католическом вероучении.

 

Максимум, с чем можно согласиться - с тем, что здесь существует аналогия. Эквивалентными эти два понятия не являются, потому что функции этой благодати понимаются по-разному.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Приводимые Вами слова Отта ясно показывают, что различение актуальной и хабитуальной благодати не имеет отношения к предмету нашего разговора. И хабитуальная, и актуальная благодать, исходя от Бога, придают человеку определенные качества, определенные "душевные силы", только первая это делает постоянно, а вторая - преходящим образом, для достижения, сохранения и умножения первой. Поэтому, вполне закономерно, и хабитуальная "благодать", и актуальная "благодать" суть разновидности "внутренней благодати", gratia interna. Соответствующую фразу в Вашей цитате я выделил.

 

Так что здесь дело не в различном понимании благодати. У католиков есть понимание благодати точно такое же, как у протестантов. Вот, что я хотел сказать. Просто это не единственное понимание у нас.

Поэтому нельзя сказать, что у нас разница в богословских языках. Язык ведь тот же.

Лютеранское определение благодати — это gratia externa в католическом вероучении.

 

Кстати говоря, если уж искать аналогии, так они будут относиться скорее к оправдывающей вере. Меланхтон отмечает, в ААИ (Артикул IV(II)), что ее вполне можно назвать gratia gratum faciens. Но здесь же виднее и различия.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 6 лет спустя...

У меня есть вопрос, касательно учения кальвенизма.

 

Дает ли Бог благодать (духовные силы) тем верующим сегодня, которые, в конце концов, потеряют веру завтра и не спасутся?

 

В лютеранстве, например, это возможно, ибо возможно отпасть от Бога.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дает ли Бог благодать (духовные силы) тем верующим сегодня, которые, в конце концов, потеряют веру завтра и не спасутся?

 

В лютеранстве, например, это возможно, ибо возможно отпасть от Бога.

В т.н. классическом Пятиступенчатом Кальвинизме есть учение о Неотступности Святых - т.е. обретя веру, человек хоть падает и ранится грехами, но веру и спасение как таковое уже не теряет

Про святых понятно. Я спрашиваю о "предопределенных к погибели", которые сегодня верующие. Дает ли Бог им благодать до момента их отпадения или не дает?

 

Другими словами, эта католическая анафема про Вашу конфессию или нет:

 

17. Если кто-либо говорит, что благодать объемлет лишь тех, кто предопределен к жизни, все же остальные, кто призван, хоть и призываются, но благодати не получают, поскольку Божественной властью предопределены ко злу, – да будет анафема.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дает ли Бог благодать (духовные силы) тем верующим сегодня, которые, в конце концов, потеряют веру завтра и не спасутся?

 

В лютеранстве, например, это возможно, ибо возможно отпасть от Бога.

В т.н. классическом Пятиступенчатом Кальвинизме есть учение о Неотступности Святых - т.е. обретя веру, человек хоть падает и ранится грехами, но веру и спасение как таковое уже не теряет

Про святых понятно. Я спрашиваю о "предопределенных к погибели", которые сегодня верующие. Дает ли Бог им благодать до момента их отпадения или не дает?

 

Другими словами, эта католическая анафема про Вашу конфессию или нет:

 

17. Если кто-либо говорит, что благодать объемлет лишь тех, кто предопределен к жизни, все же остальные, кто призван, хоть и призываются, но благодати не получают, поскольку Божественной властью предопределены ко злу, – да будет анафема.

Анафема? да хоть бы и на нас - нам-то что?

У Августина есть труд о двойном предопределении, писали об этом и другие авторы-реформаты.

И да, кальвинисты верят, что есть и те, что не спасутся и не обретут веры.

Но в самих трудах отцов кальвинизма об этом совсем немного, но людям хотелось вырвать сие из контекста и раздуть до некого учения.

А так-то в трудах самого Жана во главе всего и на каждой странице - Иисус

 

Я сейчас не пытаюсь никого в чем-нибудь обвинить. Я просто пытаюсь разобраться в учении о благодати Вашей конфессии.

 

Допустим, человек с 20 лет верит в Бога - крестился, ходит в церковь каждое воскресение. В 70 лет он теряет веру, в 71 умирает и, предположим, попадает в ад.

 

Вопрос: получал ли благодать от Бога этот человек те 50 лет, которые он ходит в церковь?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

.

 

Допустим, человек с 20 лет верит в Бога - крестился, ходит в церковь каждое воскресение. В 70 лет он теряет веру, в 71 умирает и, предположим, попадает в ад.

 

Вопрос: получал ли благодать от Бога этот человек те 50 лет, которые он ходит в церковь?

Мое личное мнение - если он теряет веру, как вы сказали, то он зерно на каменистой почве. То есть, настоящей веры у него и не было

Вот в этом, как мне видится, одна из особенностей кальвенизма

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Итак, мы утверждали, что то пребывание, благодаря которому [люди] пребывают во Христе вплоть до конца, – это дар Божий. Я говорю здесь о том конце, которым завершается наша жизнь, поскольку лишь пока мы находимся в ней, мы должны опасаться, как бы не пасть. Итак, получил ли кто-либо этот дар или нет – это неизвестно, пока длится эта его жизнь. Ведь если он падет прежде, чем умрет, то можно сказать, что он не пребыл, и это будет вполне истинно. А разве можно говорить, что получил или имел пребывание тот, кто не пребыл? Ведь если бы кто-то имел воздержание и [затем] отступил от него, сделавшись невоздержанным, точно так же если имел бы он праведность, или терпение, или саму веру, [а затем оставил все это], то правильно будет говорить, что он имел, а [теперь] не имеет; ведь он был воздержанным, был праведным, был терпеливым, был верным, пока был таким, но поскольку перестал быть таким, ныне уже не есть то, чем был. Итак, разве был пребывающим тот, кто не пребыл [в добре], если всякий самим своим пребыванием доказывает, что он пребывающий, а этот [человек] не сделал этого? Но пусть никто не противится и не говорит: «Если некто, став верующим, прожил, к примеру, десять лет и посередине этого срока отпал от веры, разве не пребыл он тем не менее [в вере] пять лет?» Я не стану спорить о словах, если кто сочтет, что и это следует называть пребыванием как бы на определенный срок, но что касается того пребывания, о котором мы ныне ведем речь, благодаря которому [люди] пребывают во Христе вплоть до конца, – не следует говорить, что имел это пребывание тот, кто не пребыл до конца. Скорее уж имел его верующий в течение всего лишь одного года или даже меньшего срока, какой можно помыслить, если жил он верно все [это малое] время до своей смерти, чем тот, кто, веруя долгие годы, за несколько минут до смерти отступил от твердости в вере.

 

Аврелий Августин

О даре пребывания

De dono perseverantiae

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

В предпоследнем и последнем предложениях предыдущего сообщения, Августин отвечает на ваш вопрос. Обратите особое внимание на предпоследнее и последнее сообщение, начиная именно с предпоследнего. Вот вам будет и ответ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если открыть Вестминстерское исповедание веры, там говорится следующее:

 

Остальные же неизбранные, хотя и могут быть призваны служением Слова и иметь некоторое общее воздействие Святого Духа, все же никогда истинно не придут ко Христу, и потому не могут быть спасены.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий (1 Ин. 4:5).

 

Следовательно, не побеждающий мир, не рожден от Бога.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

В лютеранстве, например, это возможно, ибо возможно отпасть от Бога.

 

В лютеранстве есть учение о безусловном предопределении ко спасению, следовательно, предопределенный ко спасению, не может окончательно отпасть от Бога.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

В лютеранстве, например, это возможно, ибо возможно отпасть от Бога.

 

В лютеранстве есть учение о безусловном предопределении ко спасению, следовательно, предопределенный ко спасению, не может окончательно отпасть от Бога.

Это понятно. Так во всех конфессиях. Кто в Книге Жизни - тот так или иначе спасётся.

 

Другой вопрос, может ли, согласно лютеранству, верующий в определенное время, но не спасшийся в конце, получать благодать в течение жизни, а потом потерять ее?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Здравствуйте! У меня есть вопрос к Вам, как к лютеранину.

 

Допустим, человек с 20 лет верит в Бога - крестился, ходит в церковь каждое воскресение. В 70 лет он теряет веру, в 71 умирает и, предположим, попадает в ад, не спасается.

 

Вопрос: получал ли благодать от Бога этот человек те 50 лет, которые он ходит в церковь? Т.е. было ли его крещение действительным рождением свыше, а не просто окунанием; причастие шло на пользу или же во вред; Бог действительно помогал ему в духовной жизни и человек из-за своего упорства обратился ко греху и погиб или же Бог изначально не помогал ему благодатью?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Другой вопрос, может ли, согласно лютеранству, верующий в определенное время, но не спасшийся в конце, получать благодать в течение жизни, а потом потерять ее?

 

За лютеранство я мало что знаю, но если писать за кальвинизм, то я вам выше привел цитату из Вестминстерского исповедания веры, а еще ранее из труда Августина. Можно еще вспомнить, что Иуда Искариот назван неверующим в Ин.6:64. А на счет лютеранства, я вам написал, что если лютеране верят в безусловное предопеределение ко спасению, то логично, что безусловно предопределенный ко спасению не может окончательно отпасть от Бога.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Здравствуйте! У меня есть вопрос к Вам, как к лютеранину.

 

Допустим, человек с 20 лет верит в Бога - крестился, ходит в церковь каждое воскресение. В 70 лет он теряет веру, в 71 умирает и, предположим, попадает в ад, не спасается.

 

Вопрос: получал ли благодать от Бога этот человек те 50 лет, которые он ходит в церковь? Т.е. было ли его крещение действительным рождением свыше, а не просто окунанием; причастие шло на пользу или же во вред; Бог действительно помогал ему в духовной жизни и человек из-за своего упорства обратился ко греху и погиб или же Бог изначально не помогал ему благодатью?

 

В каких-то других темах этот вопрос уже обсуждался с деталями и цитатами. Но так как я сам не помню уже, где именно, Вас отправлять неведомо куда тем более не буду :)

 

Сейчас могу перечислить некоторые пункты, которые в совокупности, как мне представляется, не то чтобы дают ответ на Ваш вопрос, но объясняют, почему на него ответить в принципе невозможно.

 

1. И самого доктора Лютера, и последующих лютеранских богословов, разумеется, интересовал вопрос: как человеку узнать, распространяется ли безусловное предопределение к спасению на него, или нет? Никакого способа напрямую соединиться с Божьим разумом и узнать это не существует. Любые попытки даже рассуждать об этом выводят нас за пределы того, что дано в откровении, и ведут к заблуждению и гибели. Вот как об этом писал сам Лютер (в Лекциях по книге Бытие):

 

"Это дьявольская, смертоносная сеть, сам первородный грех, совершить который дьявол соблазнил прародителей, когда сказал: «Будете как боги». Они были благословлены божественным откровением, но не довольствовались этим, а желали проникнуть в глубину Божества. <...> Вот как я учил в книжке о рабстве воли и в других местах. Говоря о Божестве, следует различать, о каком понятии, точнее, о каком предмете идёт речь. Предметом обсуждения может быть или Бог сокровенный, или Бог, явленный в откровении. Бог, поскольку Он не явлен в откровении, не может быть предметом ни веры, ни знания, ни изучения. Здесь подходит высказывание: «То, что превосходит нас, для нас ничто». Таким образом, размышления, которые сверх или помимо откровения Бога устремлены к чему-то более возвышенному, определенно являются дьявольскими; кроме того, они и не могут привести ни к чему, кроме нашего падения, потому что берутся за непостижимый объект, то есть за Бога, не явленного в откровении" - Weimarer Ausgabe, 43, S. 458.

 

2. Чтобы что-то узнать о воле Бога, в том числе о предопределении, следует не гадать о Боге сокровенном (Deus absconditus), но смотреть на Него, явленного в откровении (Deus revelatus) - то есть на Иисуса Христа.

 

"Вот, это мой сын: Его слушай, на него смотри, лежащего в яслях, на лоне матери, висящего на кресте. Смотри, что он делает, что говорит. Здесь ты меня точно обретешь <...> Если будешь его слушать, и будешь крещен во имя Его, и возлюбишь слово Его, то достоверно, что ты предопределен и нет сомнений в твоём спасении" - WA, 43, S. 459.

 

Эта идея (я предопределен, если у меня есть вера, и если я следую этой вере на практике, в своих делах), хотя и сформулирована Лютером, но основополагающей стала не столько в лютеранстве, сколько у реформатов. Отсюда проистекает характерная черта реформатской духовности - "оптимизм" (часто встречающееся утверждение, что истинно верующие не грешат и т.п.), на практике оборачивающийся нравственным ригоризмом, а то и ханжеством - только "безгрешные" люди признаются христианами; а поскольку безгрешных на деле не бывает, то их место занимают люди, имеющие облик благочестия и благонравного поведения.

 

Однако у самого Лютера, как и в последующей лютеранской традиции, более сложный подход. Лютер многократно обращал внимание, что в жизни верующего человека бывают разные периоды. Бывают времена, когда человек как бы "не слышит" Бога, не ощущает Его присутствия, испытывает "прерывание благодати" (suspensio gratiae) - и откуда тогда в самом себе отыскать эту самую веру, любовь и т.д.? И на каком основании тогда верить в своё предопределение к спасению? Вот, например, как Лютер разбирает эту тему, отталкиваясь, с одной стороны, от Быт. 8:1, с другой стороны, от некоторых аспектов монашеской традиции

 

" Отнюдь не следует преуменьшать слова Моисея «Бог вспомнил о Ное», как если бы филологический анализ этого выражения показывал, что смысл здесь такой: Бог поддерживает видимость, что забыл об этом Ное, в то время как на самом деле Бог не может забывать о святых. Однако филолог не знает, что это такое – жить, сознавая, что Бог о тебе забыл <...> Монахи, обладавшие хотя бы небольшим опытом, в какой-то момент переживали подобные испытания, и называли это «прерыванием благодати» (suspensio gratiae). Однако понять это можно и во время легких испытаний. Пламя полового желания, присущее молодости, совершенно невыносимо, если только его не ослабят слово Божие и Дух Святой. Таким же образом в зрелом возрасте никак не получается одолеть нетерпимость и жажду мести, если Бог не удаляет это из души. Насколько же легче впасть в мрак отчаяния или в ловушку предопределения, когда испытываешь прерывание благодати?" - WA, 42, S. 336.

 

3. Итак, опираться на собственное духовное состояние невозможно. На что же тогда опираться? Да просто на самого Христа. На то, что Он за меня умер - и желает моего спасения несмотря на то, в каком состоянии я сейчас нахожусь. Лютер пояснял эту мысль разными способами, в том числе словами, которые запомнил как исходящие от Штаупица: " Штаупиц утешал меня такими словами: «Зачем ты мучаешь себя такими размышлениями? Воззри на раны Христовы и кровь, за тебя пролитую. Из них воссияет предопределение" - WA, 43, S. 461.

 

4. Лютеранские богословы схоластического периода, не удовлетворяясь "незавершенностью" мысли Лютера, разрабатывали сложную схему, чтобы объяснить всю процедуру спасения. Эта схема изложена в Формуле согласия, в артикулах II и XI. Если кратко, суть вот в чём - Иисус Христос действительно умер за всех, и Бог желает спасения всех. Однако для этого спасения Он учредил определенный порядок - средства благодати (Слово и Таинства). Посредством Слова и Таинств (Крещение + Евхаристия) благодать действительно подаётся всем, кто эти средства к себе применяет - и начинает пробуждать в человеке веру, любовь к Богу и т.д. А для того, чтобы начать применять эти средства к себе, благодать не требуется - ведь человек и без благодати, и без веры, и без любви может совершать определенные внешние действия - открыть книгу и читать, или пойти в церковь и слушать и т.д. Если же человек не читает, не слушает и т.д. - то он сам виноват, что остаётся без благодати, без веры, без любви, без спасения.

 

5. Легко заметить, что схема, изложенная в предыдущем пункте, на Ваш вопрос не отвечает. К людям, которые веру имели, но потом её потеряли, или же были внешне усердными прихожанами, но веру так и не обрели, она не может относиться. Иными словами, попытка перевести богословие Лютера на язык схоластики в этом отношении потерпела неудачу. Рассуждая о предопределении, спасении и т.п. как об "объективных" данностях, как о "вещах", доступных рассмотрению извне, мы сами себя запутываем. О "предопределении к спасению", как и о благодати, имеет смысл рассуждать только изнутри своего собственного акта веры - как это и делал Лютер. Акт веры в том и состоит, чтобы, пренебрегая собственным душевным и духовным состоянием, смотреть на Христа. Я смотрю, и вижу (слышу, читаю), что Он за меня умер - это и есть данная мне благодать. Я смотрю, и вижу (слышу, читаю), что Он желает моего спасения несмотря на мою греховность (ср. Рим. 5:8) - это и есть моё предопределение. Ничего иного мы о предопределении (тем паче, о предопределении других людей или каких-то абстрактных лиц, специально для примера сконструированных) не знаем и знать не можем.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Эта идея (я предопределен, если у меня есть вера, и если я следую этой вере на практике, в своих делах), хотя и сформулирована Лютером, но основополагающей стала не столько в лютеранстве, сколько у реформатов. Отсюда проистекает характерная черта реформатской духовности - "оптимизм" (часто встречающееся утверждение, что истинно верующие не грешат и т.п.), на практике оборачивающийся нравственным ригоризмом, а то и ханжеством - только "безгрешные" люди признаются христианами; а поскольку безгрешных на деле не бывает, то их место занимают люди, имеющие облик благочестия и благонравного поведения.

 

Ни одно из реформатских исповеданий веры, такого не заявляет, про не грешат, а заявляет следующее:

 

1) Каноны Дортского синода: "В должное время избранным дается, хотя и различным образом и в разной степени, уверенность в вечном и неизменном избрании ко спасению. Подобная уверенность происходит не от настойчивого исследования глубин и тайн деяний Божиих, но от наблюдения в себе (в духовной и святой радости) безошибочных плодов избрания, указанных в Слове Божием, — таких как истинная вера во Христа, сыновний страх Божий, благочестивая печаль о грехах, жажда праведности и другие плоды. В осознании этого избрания и уверенности в нем дети Божии каждодневно находят все большее основание смирять себя пред Богом, восхищаться неисследимой глубиной Его милосердия, очищать себя и отвечать горячей любовью Тому, Кто прежде возлюбил их. Как далеко от истины утверждение, будто учение и размышление об избрании делают детей Божиих небрежными в соблюдении Его заповедей или плотски самоуверенными.

 

2) Из Вестминстерского исповедания веры: "Те же, кто истинно верует в Господа Иисуса, искренно любят Его, стремясь ходить пред Ним в доброй совести, — в этой жизни могут быть твердо уверенными, что они пребывают в благодати, и могут радоваться в надежде на славу Божию. И эта надежда никогда не постыжает их".

 

Николай, я думаю, что вы ранее читали эту главу из Вестминстерского исповедания веры: "Об уверенности в благодати и спасении", поэтому смысла нет далее оттуда цитировать. Но там говорится, что уверенность базируется на обетованиях и на удостоверении внутреннего свидетельства милостей благодати, на удостоверении Духа усыновления. Говорится, что эта уверенность может становится твердой, непоколебимой, и может угасать, из-за греха. Но самое главное, что я хочу вам ответить, что ни в канонах Дортского синода, ни в Вестминстерском исповедании веры, нигде не говорится про не грешить, а говорится о благочестивой печали о грехах, жажде праведности, стремлении ходить перед Богом в доброй совести. Что касается слов Апостола Иоанна о том, что всякий рожденный от Бога, не грешит, там имеется в виду привычка, продолжающееся действие, то есть, что рожденному свыше не свойственно жить во грехе, как в привычном для него действии, а свойственно всё таки отвергать грех, бороться с ним. Кстати, эти слова Апостола Иоанна, созвучны вашему лютеранскому исповеданию: "АП IV:115 Эта вера также не является пустым знанием и не может сосуществовать со смертным грехом". Созвучна со второй его частью. Но если возвращаться к реформатам, в том-же Вестминстерском исповедании, нигде нет отсылки на 1 Ин. 5:18, на другие слова из этого Послания есть отсылки, но именно на это, нет. Да и я вам процитировал выше, там не безгрешность преподносится, а печалование за грехи, сыновий страх, жажда по праведности, стремление ходить перед Богом в доброй совести. А что касается уверенности, то она имеет право быть, в силу обетований, в силу милостей благодати, в силу Духа усыновления. Сам Апостол Павел преподносит эту уверенность, когда пишет о Духе усыновления: "Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии" (Рим. 8:16).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Согласно Вестминстерскому исповеданию, уверенность в спасении, может быть поколеблена, ослаблена или утеряна по причине небрежения сохранения ее, или по причине впадения в особый грех, который ранит совесть и огорчает Духа. Тут тоже нигде не говорится про не грешить, а говорится, что эта уверенность ослабляется или теряется, по причине впадения в особый грех, то есть, тяжкий. Или по причине небрежения сохранения уверенности в спасении, это наверное, когда христианин впадает в беспечность, теплохладность, когда он не возогревает в себе дар благодати.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У римо-католиков, я что-то читал такое из сообщений здешних участников, что святым может подаваться Откровением уверенность об их спасении. Но подобного рода откровения, являются экстраординарными случаями. Вроде бы такое было со святым Франциском Ассизским.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...