Перейти к содержанию

Применение физической силы в богословском споре


Юрий
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Название темы может показаться довольно странным. Но с интеллектуальной точки зрения я считаю себя человеком не 21 века, а скорее 12, 13, или 14-го. Это эпоха схоластики, когда ни один тезис и ни один вопрос не считался слишком зазорным для обсуждения в рамках средневекового университетского "disputatio". Не отрекаюсь и от неосхоластики и казуистики 16 и 17 веков.

Восточная традиция рассказывает нам о святителе Николае, публично заушившем ересиарха Ария на Первом Вселенском соборе. Наш настоятель, с Восточными Церквами мало знакомый, пришел в большой восторг, когда я ему рассказал эту историю.

А недавно я увидел вот этот видеосюжет, связанный с демонстрацией в поддержку "Pussy Riot". Молодой паренек (по его словам - православный активист), в пылу богословского спора дает пощечину девушке, по его мнению - похулившей Бога:

https://www.youtube.com/watch?v=KE-WoUL5bXw

 

Я, конечно, скорее склоняюсь к тому, что реакция этого молодого ревнителя веры была чрезмерной. Понимаю, что он сделал это в пылу юношеской ревности по вере, - но все равно это было слишком. Более того, поднимать руку на женщину считаю недопустимым и аморальным для мужчины (кроме совсем уж исключительных ситуаций, связанных с защитой собственной жизни, - но это, разумеется, не тот случай).

Но вопрос остается: есть ли такие исключительные ситуации (гипотезы), когда применение физической силы в богословском споре допустимо?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 115
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Вы, может быть, скажете, что история с о св. Николаем - это, мол, единственное исключение, да и то на Востоке, да и то легендарное, - то есть история темная и неясная. Хорошо, тогда перенесемся на Запад во времена более близкие к нашему времени. Вот что говорил святой Людовик, король Франции:

"Si quiconque s'avise de m?dire de la foi chr?tienne, il ne faut la d?fendre qu'avec l'?p?e, et on doit donner de l'?p?e dans le ventre autant qu'elle peut y entrer".

Перевод: "Если кто-нибудь позволит себе хулить христианскую веру, защищать ее надо только мечом, и разить мечом в живот кощунника так глубоко, насколько она туда входит".

То есть идея применения физической силы для защиты веры в принципе существовала и на Западе?

 

***

Кстати, эти слова св. Людовика были однажды в сердцах процитированы одним католическим священником, горько сетовавшим на то, что в "межрелигиозном диалоге" после Второго Ватиканского собора иноверцы иногда хулят христианскую веру, а наши только слушают и униженно улыбаются. :(

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но, извините, в богословском споре бить по мор... фейсам - это не по-христиански, как бы. :)
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не христиански - тереть хулу Бога ради термина "не по христиански".
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне кажется ,что если можно допустить правомерность бития по морде в каком-либо вообще разговоре, то точно так же можно допустить правомерность бития по морде в случае богословского спора.

 

Мы тут как-то "переландру" Льюиса обсуждали, так там вообще как нормальное и христианское поведение представлено убийство, физическое уничтожение тела посредством которого дьявол говорил и соблазнял. :) И большинство христиан, читателей книги это как-то вообще не смущало. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Знаете, я на миг почувствовал себя на месте этого молодого паренька (глубокая эмпатия "полного погружения"). Уверен, что в сердце его бурлило негодование к кощунницам и желание защитить православную веру от поругания. Слыша, как девушка щебечет об атрибутах Бога, он... натурально почувствовал себя святителем Николаем. Вот он - на Вселенском соборе в Никее. Девушка - это предводительница какой-то еретической восточной секты. Все присутствующие - участники Собора. А двое полицейских - это стражники императора Константина. Думаю, он совершенно честно и добросовестно вошел в роль.

Но после этого он был отведен в участок. Ревность, пыл и Никея ушли на второй план, и на первый план, к сожалению, выдвинулась угроза конкретной юридической ответственности 21 века. Вот интервью того же активиста, где он уже осторожнее оправдывает свои действия:

 

https://www.youtube.com/watch?v=NO0p8qS1PAQ

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но лично мне кажется, что физически бить человека (если это не защита от физического бития) может быть допустимо только в контексте личного, человеческого общения. Т е мне неприятна мысль что кого-то, чужого человека, не зная и не любя его хотябы немного, можно бить за идею.

Вот если любишь человека, то всякие любовные терки на фоне неких сложных взаимоотношений, например, беспокойство о его душе и для вразумления, в отдельных случаях вполне имеют право вылиться в пощечину или еще что-нибудь такое без нанесения серьезных увечий.

Т е, грубо говоря, бить можно только того кого любишь, хотя бы немного.

Мне например не трудно допустить, что св. Николай любил Ария, и потому врезал.

  • Like 4
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да ну! Негодование он почувствовал, когда его перебивали (достаточно противно) и не давали слова сказать. Ересиархов не так бьют :) Потом на секунду испугался, а потом попытался сохранить лицо, неся какую-то чушь - в результате вышел и вовсе полный клоун.

Мораль - ежели есть желание перевести богословский спор в богословскую драку, то надо по крайней мере выбирать ересиарха подходящего пола и весовой категории :)

  • Like 5
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не христиански - тереть хулу Бога ради термина "не по христиански".

Это вы о чем?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

То есть идея применения физической силы для защиты веры в принципе существовала и на Западе?

 

***

 

 

Может во время теологического диспута и нет. А так нападать например на протестантов, разрушать их храмы- конечно было. При чем на это священники и настраивали. И рушить мечети также под их предводительством. А то и поднимать восстания..

А из последнего: фанатичная толпа пыталась не пропустить порядочную публику на спектакль из-за чего театр был оцеплен полицией, но проходящих всё равно пытались завалить попкорном. То прошлой осенью театральный фестиваль был ,на который привезли спектакль "Концепция лика Христова", явно богохульный.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да ну! Негодование он почувствовал, когда его перебивали (достаточно противно) и не давали слова сказать. Ересиархов не так бьют :) Потом на секунду испугался, а потом попытался сохранить лицо, неся какую-то чушь - в результате вышел и вовсе полный клоун.

Да, в данном конкретном случае мне кажется (по крайней мере это именно так выглядит со стороны) речь шла отнюдь не о защите веры, это своего рода только прикрытие, тут мы имеем бой за себя, за свое лицо. Примерно тоже самое как если бы Катя Гордон в известной ситуации полезла бы морду бить Ксении Собчак.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Разве пощечина - это "применение физической силы"? Скорее, это оскорбление собеседника, т.е. это как матом обругать.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот крестовые походы, это применение физической силы. А пощечина на соборе, это оскорбление.
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, эти слова св. Людовика были однажды в сердцах процитированы одним католическим священником, горько сетовавшим на то, что в "межрелигиозном диалоге" после Второго Ватиканского собора иноверцы иногда хулят христианскую веру, а наши только слушают и униженно улыбаются. :(

Так подстроились под всех же..Но те, кто документов 2 Ватикана не читал ,продолжают мыслить по старому..Отсюда такой вывод: поменьше всяких документов читать, и больше полагаться на свою интуицию, она не подведет. А документы может и хорошие, но для какого то идеального мира писанные, а может послесоборных актов, как их толковать и осуществлять не хватает.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Приведенный пример к богословию не имеет никакого отношения. Типичный пример невоспитанности, неумения владеть собою и держать себя в руках. Человек не сумел совладать с искушением победить в споре с помощью физической силы. Так чаще всего ведут себя (в любом споре) люди слабые морально и физически, закомплексованные. Обычно им приходится затыкать свое мнение глубоко в то самое место, из опасения получить по тыкве. Оказавшись в ситуации, когда перед ними более слабый физически оппонент, такие люди очень часть просто не способны удержаться от желания, наконец-то, продемонстрировать свою силу и показать себя победителем.
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мораль - ежели есть желание перевести богословский спор в богословскую драку, то надо по крайней мере выбирать ересиарха подходящего пола и весовой категории

 

Ну, насчет весовой категории, вот еще выразительный пример: на телевидении, в присутствии протоиерея Всеволода Чаплина, какой-то рычащий полоумный в стиле "гот" избивает православного, защищающего христианскую мораль (см. в самом конце клипа). Ладно, там был спор не богословский, но все равно на тему морали.

 

https://www.youtube.c...d&v=xqMComn80cc

 

Если они против нас вот так идут физически, то, наверное, есть ситуации, где и мы должны ответить подобным образом? :(

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С Сережей Якимовым все ясно. Но дальше, ведь, возникает вывихнутая челюсть, и ставит в глупое положение всех, кто принял сторону девушки. Бесы. Оказывается и "жертва" и "обидчик" выскочили из одной табакерки... Ну просто как Сева Чаплин и Pussy Riot :) Это называется соблазн.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, насчет весовой категории, вот еще выразительный пример: на телевидении, в присутствии протоиерея Всеволода Чаплина, какой-то рычащий полоумный в стиле "гот" избивает православного, защищающего христианскую мораль (см. в самом конце клипа). Ладно, там был спор не богословский, но все равно на тему морали.

 

https://www.youtube.c...d&v=xqMComn80cc

 

Если они против нас вот так идут физически, то, наверное, есть ситуации, где и мы должны ответить подобным образом? :(

Так это же Никита Джигурда бьет Кирилла Фролова. Сейчас я акафист по этому поводу найду.

 

P.S. оказался не акафист. Ну ладно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Святому Кириллу, новому исповеднику, от Джигурды побиенному

 

Тропарь, глас 6-й

Православия велий подвижниче, вождей воспевателю сладчайший и владомых грозный смирителю, радуйся, Кирилле дерзновенне! Се бо Джигурда зверовидный, не терпя еже от тебе зело далече возниспослания, поят тя и повлече вон, и би преизрядно. Ты же, исповедниче благий, ничтоже противу дея, того кроткими и тихими вопиянии обличил еси, и чудовне от страшных язв перстновных абие исцелися. Тем же великий архиерей исповедника тя нарече, отче преславне. Сего ради моли о воцерковлении душ наших.

 

Кондак, глас 2-й

Ликует Церковь Русская видяще подвиг твой, Кирилле преславне, тобою бо нагота женская обличися, разномыслие людское уязвися, и Джигурда любосластный люто оскорбися. Того ради, исповедниче, за ризы взятие кротце возприял еси, такожде и еже в темныя места влачение, и хуления многия, и страшныя биения. Мы же на страсти твоя взирающе, вопием: радуйся, народа Божия веселие всеизрядное!

  • Like 6
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом; и если обвинят тебя, повлекут в суд, иди. (с)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот, кстати, мнение покойного священника Дмитрия Познанского на предмет битья Фролова. Приводится для справки.

 

"Люди, что вы делаете? С Кириллом Фроловым нельзя разговаривать. Кирилла Фролова можно только бить. Сразу при встрече. Желательно в лицо. Говорю это как православный священник, и именно как человек, который хорошо относится к Кириллу Фролову. Мне кажется, ему только так и можно чисто по-дружески помочь".

 

https://s2mitr.livejournal.com/360280.html?style=mine

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если они против нас вот так идут физически, то, наверное, есть ситуации, где и мы должны ответить подобным образом? :(

 

Юрий, а если неприятель будет плеваться, мы должны плеваться?

 

Что же до применения именно силы, так для этого нужно силу иметь. А то представьте, пойдете вы на неприятеля силой, а он вас за ухо публично оттаскает. И будут над нами смеяться нейтральные зрители. Нужно мышцы качать и учиться боксу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нужно мышцы качать и учиться боксу.
В качестве богословской подготовки
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот, кстати, мнение покойного священника Дмитрия Познанского на предмет битья Фролова. Приводится для справки.

 

"Люди, что вы делаете? С Кириллом Фроловым нельзя разговаривать. Кирилла Фролова можно только бить. Сразу при встрече. Желательно в лицо. Говорю это как православный священник, и именно как человек, который хорошо относится к Кириллу Фролову. Мне кажется, ему только так и можно чисто по-дружески помочь".

 

https://s2mitr.livejo...html?style=mine

О явный пример подтверждающий мою мысль, что иной раз от христианской любви иногда бить можно и даже нужно. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться


×
×
  • Создать...