Jump to content

Игнатий Брянчанинов


 Share

Recommended Posts

Открытое письмо игумена Сергия(Рыбко) протодиакону Андрею Кураеву в защиту монашества

 

Игнатию Брянчанинову здесь дана высокая оценка - автор ставит его в один ряд с Василием Великим.

Link to comment
Share on other sites

  • Replies 365
  • Created
  • Last Reply

Top Posters In This Topic

вне благодати человек есть духовный труп,

Но это же криптокальвинизм.

Link to comment
Share on other sites

Но это же криптокальвинизм.

Кальвинизм, хоть крипто, хоть некрипто, - в учении о характере взаимоотношений благодати и свободной воли, в осуждении естественных добродетелей, а не в признании основополагающей роли благодати в деле спасения. Противоположным утверждению "вне благодати человек есть духовный труп" является тезис "вне благодати человек духовно жив". Комментарии, как говорится, излишни.

Link to comment
Share on other sites

Интересное место: "если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода" (Ин. 12:24). Хотя бы потому, что вынесено эпиграфом к "Братьям Карамазовым" :) Имеет, очевидно некторую связь с (Мф 13:3-9), под "зерном" здесь надо понимать Божью любовь в душе, под "землей" - самое душу.

 

Что ж, получается любовь Божия в душе (не земная, человеческая, плотская и т.д., а именно Божия) согласно Писанию умирает? Или что следует понимать под словами "если зерно умрет"?

Я всегда думал, что зерно, здесь, это именно человек, его душа. Надо принести себя в жертву за то, во что ты веришь. Тогда будет плод. Жертва всей жизнью. То же что 'потерять, возненавидеть душу(земную, с земной любовью, страстями)' ."Мы верим только тем свидетелям, которые дали себе перерезать глотку"
Link to comment
Share on other sites

Ну, успешный по "чисто светским" меркам и "успешный" в духовном плане - это ведь разные вещи...

А что, хороших - тоже мало?! :o :(

А умные на форуме, вроде, есть.... Соответственно, и в Церкви :D .

Сандра, браво!

Правда ум это ещё не духовность. А хорошими надо всех видеть. Вроде из свят. Игнатия цытата: "если в сердце ты имеешь нерасположение, хотя бы к одному человеку, то ты находишься в горестном самообольщении".

Но тогда он сам находился в нем, по отношению ко всем католикам скопом, и к их святым?!

Link to comment
Share on other sites

Наш человек! Отныне буду звать - сестра :)

И впрямь наш :)
Link to comment
Share on other sites

Разница между монахом и плотским вот скорее в чем: у первых любовь к Богу как правило более масштабна и стабильна, ее непрерывные интервалы более продолжительны. У мирского любовь к Богу более случайна, мелка и кратковременна. Но в очах Божиих ценность неопытной любви последнего никак не ниже опытной любви первого: "...на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии" (Лк. 15:7)

+

Но права Маришкин: Грош цена флуктуациям(покаяниям), если кончаются возвратом к прежней плотской жизни.

И все же не принижайте монахов! Под монахом я разумею, любого безбрачного по любви к Богу, в покаяние за грехи и опять по любви к Богу(и людям). "Не пострижение и одежда и место делают монахом, а внутренняя(постоянная) решимость и (целомудренная, жертвенная) жизнь"(с). А внешне таковые могут быть самыми невзрачными мирянами...

Link to comment
Share on other sites

Во-во. Стало быть, если ты видишь то, чего другие не видят, то что это значит?..

 

Может быть, дети (крещёные) действительно могут что-то такое иногда видеть. Я просто не только от тебя слышала такие вещи. А может быть, дети просто более зависимы, чем взрослые, от своих эмоций и не отличают грёзы от яви.

Вариантов достаточно много, то есть большинство людей, которым ангелы помогают или бесы чудят, я думаю, некритически относятся к своему восприятию жизненных событий. Но если прямо "видит", то это что-то странное, скорее всего болезнь.

Сурово. Критично. Это хорошо... но... так критично лучше к себе любимому... А вот к остальным: презумпция позитива(совет святых). Ну кроме случаев явной одержимости, бреда, ереси(серьезной!)... и то если Вы точно, неоднократно, и по плодам, за годы убедились.

Мы верим и в ангелов и демонов, но не претендуем на видение их. Но всяко бывает...

Link to comment
Share on other sites

Сандра, браво!

Правда ум это ещё не духовность. А хорошими надо всех видеть. Вроде из свят. Игнатия цытата: "если в сердце ты имеешь нерасположение, хотя бы к одному человеку, то ты находишься в горестном самообольщении".

Но тогда он сам находился в нем, по отношению ко всем католикам скопом, и к их святым?!

 

Может, у него это было не по отношению к католиКАМ (как людям), а к Католичеству (как явлению)? И не к самим святым, а к плодам? (С его т.зрения).

Не знаю - увы, св. Игнатия Брянчанинова не читала (за исключением брошюрки "в помощь кающимся" в почти детском возрасте). Предполагаю.

 

А вообще, грустная фраза... Подумать только, где находимся мы... :(

Но у меня бОльший ужас вызывает не это, а то, что я поняла, что я - ещё бОльшая эгоистка, нежели раньше думала. Я не просто люблю себя больше других. Я не люблю других. И даже те, кого, как мне кажется, я люблю... Я люблю их РАДИ СЕБЯ. Я общаюсь с ними или стараюсь их порадовать не потому, что хочу им доставить радость, а потому, что хочу доставить удовольствие себе. Этим и объясняется моё (почти) равнодушие, когда им плохо и мне с ними общаться тяжело (=не доставляет мне удовольствия).

 

И к людям вообще я испытываю неприязнь. Не к кому-то конкретному, хотя и это бывает - в общем и целом я их вроде как люблю. Но вот... избегаю контактов с людьми почти всегда. Даже идти к метро с работы с кем-то не люблю - слегка раздражает. Не понимаю, как можно искренне любить. Если и люблю - то из любви к себе.

 

Такие пироги :(.

Link to comment
Share on other sites

Прям исповедь.... Помоги Господи! И хорошо, что Вы так строго к себе относитесь - хотя бы - в постинге. Это то чему и учит свт. Игнатий и многие святые. Величайшая милость Божия увидеть свои грехи, несовершенство своей любви... Это уже путь к исправлению. И при условии искреннего сожаления о несовершенстве, привлекает Благодать!
Link to comment
Share on other sites

... а если искреннего сожаления толком нет? В чём вся и фигня :(. Раскаяния глубокого нет. Даже неглубокого нет или мало.

Да ничего строгого - просто констатация факта. Не покаяние, а сухая констатация.

Link to comment
Share on other sites

Ну, самокритичная констатация это уже что то. Без обвинения других - это то же что то... Сухость констатации... может потом, при сохранении покаянного настроя и прошения у Господа(помощи), сменится очистительным плачем, или искренним сокрушением, за которым последует плод.
Link to comment
Share on other sites

"Людям смиренным Сам Бог открывает грехи их, чтобы они познали их и покаялись."

Прп. Исайя Отшельник

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

По какому опыту это видно? Пример можете привести?

Маришкин, я попросил конкретный пример, который подтверждал бы данную тенденцию, более того, говорил бы о некоторой необходимой связи, что с увеличением роста любви в душе то, с чем она смешана, тоже раздувается. С абстрактной точки зрения вроде бы все логично, но по жизни все не так просто.

 

Я приведу вот какой пример. Допустим, двое молодых людей, девушка и парень любят друг друга. Эта любовь молодых основана как правило на чувственном влечении друг к другу, на "жаре крови", на "естественном вдохновении". Насколько эта вначале непосредственная (и оттого простая, еще во многом поверхностная любовь) ценна, бесценна и т.д. говорить не будем. Посмотрим, что может произойти, когда страстное, чувственное вдохновение по какой-то причине или прошло, или резко упало.

 

1) Расставание (по принципу "прошла любовь - завяли помидоры"). Тут пока все в согласии со свт. Игнатием, к сожалению часто встречается.

2) Опора с чувственной основы переносится на основу духовную. Страсть в отношениях перестает играть свою прежнюю главенствующую роль, но вот любовь между людьми от того только возрастает, становится более нежной, более духовной. То, что было наносного, случайного, преходящего в отношениях - прошло, более же истинное и прочное осталось. Такой поворот в отношениях тоже бывает, и вот он-то в модель свт. Игнатия не вписывается совершенно.

 

Хотя случилось вот что: житейская практика как критерий истины позволила удержать истинное и отсечь как фильтром наносное. Важно, чтобы участники отношений жили по заповедям, впадать же в абсолютно-монашескую аскетику им просто необязательно, и даже пожалуй противопоказано. И никаких сугубых покаяний, ведер слез и сокрушений в отдельной келье (хотя на деле все эти испытания и тернии, имеющие место в монашестве, есть и у мирян, ведь и у мирян есть и слезы, и заботы, и проблемы, и испытания).

Но если двое живут в законном браке и дают верность друг к другу и в бедности и в богатстве, и в радости, и в печали, и держат эту верность, то даже если любовь их будет существовать в связи с чувственной сферой, в ней будет все более проступать божественная компонента. Ибо божественное в душе конституируется не абстрактным отрывом, убеганием от чувственного, но освобождением и победой над ними.

 

Сама жизнь с ее завихрениями и тяготами помогает этому освобождению даже в миру, надо только правильно следовать этим путем. И вовсе не непреложен закон, что вместе с любовью обязательно возрастает и грязь.

 

Нет, я не понимаю, почему Брянчанинов обскурантист, а Иоанн Креста святой? Ведь пишет параллельные вещи, причём довольно хлёстко.

Надо конкретно смотреть на цитаты, в контексте и не соблазняться "похожестью". Тексты Брянчанинова похожи и на Евангелие, и (тем более) на Отцов, на Лествичника того же. Но и разницу тем не менее увидеть тоже можно.

Link to comment
Share on other sites

Так я и привела конкретный пример :). Верующий человек всё сильнее и сильнее старается любить Бога. Ну как любить. Участвовать в приходской жизни, больше молиться, ездить на семинары, я не знаю. И всё молитвенные и приходские скиллы у него развиваются. А вместе с тем он всё больше утопает в неправде.

 

В вашем же примере, в тот момент, когда

Опора с чувственной основы переносится на основу духовную. Страсть в отношениях перестает играть свою прежнюю главенствующую роль, но вот любовь между людьми от того только возрастает, становится более нежной, более духовной.

естественная любовь идёт на убыль, а её место занимает любовь духовная :).

Link to comment
Share on other sites

Игумен Сергий Рыбко, игнатианство на практике: "Но благодать очень редко к кому приходит".

Ну тут опять же нужно смотреть в контексте, я не знаю, что о. Сергий имел в виду.

Я так думаю, под "благодатью" он имел в виду какие-то Божественные подарки, какую-то сверхъестественную помощь или харизматические дары, скажем так :). Так ведь правда, что "это" редко к кому приходит. И правда то, что некоторые люди надеются на это в Церкви.

Так-то понятно, что все наши успехи и наши способности - от Бога, от благодати. Откуда же ещё :).

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Ну тут опять же нужно смотреть в контексте, я не знаю, что о. Сергий имел в виду.

Я так думаю, под "благодатью" он имел в виду какие-то Божественные подарки, какую-то сверхъестественную помощь или харизматические дары, скажем так :).

Конечно, если что Брянчанинова, что Сергия Рыбко подкрасить, подлакировать и поставить у теплой стенки, если стараться не замечать особенностей употребления ими общепринятых богословских терминов, то, может, они покажутся очень даже ничего. Мне только не очень ясно, зачем из этого делать конфетку. У нас ведь Брянчанинов не канонизирован, да и в РПЦ, кабы не великая любовь к нему Пимена Извекова, был бы он просто одним из писателей средней известности.

 

В принципе же дело не в вычурном отношении автора к терминологии. Он и без всяких терминов ту же пелагианскую линию гнет: ты потрудись, ты смирись, да покайся, и тогда тебя Бог от страстей начнет чистить.

  • Like 2
Link to comment
Share on other sites

Так-то понятно, что все наши успехи и наши способности - от Бога, от благодати. Откуда же ещё :).

Об успехах пишут подвижники латинства. В горестном самоослеплении приняли они за успехи разгорячение крови, движение естества плотского человека. Чадо Церкви Греко-Российской! Дщерь Евы! Не дерзни помыслить себя достигшей успеха на стезе духовной, хотя бы и ничтожнейшего! Старайся о приобретении познания существенно нужного - познания глубины нашего общего падения...

 

И не забывай-таки про радио "Радонеж". Ну и берегись леса Бирнамского.

  • Like 3
Link to comment
Share on other sites

Еще наезд на св. Терезу, на этот раз Калькуттскую! На Большую и Малую уже нападали, пришла очередь и этой.

Без Брянчанинова, конечно же, не обошлось...

https://pro1122.serve...znaet-samu.html

 

Чем больше знакомлюсь с подобными сентенциями, тем более крепнет во мне соображение, что достаточно рядовые, не слишком прозорливые, совсем не основательные слова свт. Игнатия позапрошлого века в наши дни спускают как будто свору злых собак. Повод нашелся, только и всего, и досаточно "авторитетный".

Link to comment
Share on other sites

Еще наезд на св. Терезу, на этот раз Калькуттскую!

https://pro1122.serve...znaet-samu.html

 

Автор - некий Александр Иссопов.

Что самое забавное, по ссылке нобнаружилась еще одна статья про святую Терезу - на этот раз какой-то Татьяны Добролюбовой (фамилии, полагаю, вымышленные) - в которой использованы те же цитаты свт. Игнатия и Амвросия, но только в другом порядке:

https://pro1122.server4you.net/15243-latinyane-vozvelichivayut-svoix-lzhesvyatyx.html

Link to comment
Share on other sites

Справедливости ради следует обратить внимание, что сайт этот - раскольнический. Привел лишь как свидетельство того, что идеи Брянчанинова живут и побеждают! берутся на вооружение в том числе и весьма недостойными персонажами.
Link to comment
Share on other sites

Об успехах пишут подвижники латинства. В горестном самоослеплении приняли они за успехи разгорячение крови, движение естества плотского человека. Чадо Церкви Греко-Российской! Дщерь Евы! Не дерзни помыслить себя достигшей успеха на стезе духовной, хотя бы и ничтожнейшего! Старайся о приобретении познания существенно нужного - познания глубины нашего общего падения...

 

И не забывай-таки про радио "Радонеж". Ну и берегись леса Бирнамского.

Классно. Похоже. :) Ну если "Радонеж" и лес отбросить. Вполне себе святоотечески звучит. Понятно, одних таких покаянных строгостей недостаточно. Но на то есть другие отцы... А так, нельзя конечно лишь на таком поучении зацыкливаться... А что свт. Игнатий запрещал читать других отцов? Или Новый Завет?!....
Link to comment
Share on other sites

.. крепнет во мне соображение, что достаточно рядовые, не слишком прозорливые, совсем не основательные слова свт. Игнатия позапрошлого века в наши дни спускают как будто свору злых собак. Повод нашелся, только и всего, и досаточно "авторитетный".

Это да. +
Link to comment
Share on other sites

Справедливости ради следует обратить внимание, что сайт этот - раскольнический. Привел лишь как свидетельство того, что идеи Брянчанинова живут и побеждают! берутся на вооружение в том числе и весьма недостойными персонажами.

Именно, что побеждают: сайт, может быть, и раскольнический, однако, цитаты взяты отнюдь не из раскольнических источников. Сколько рядовых членов ПЦ поддерживают эти идеи?

Link to comment
Share on other sites

Справедливости ради следует обратить внимание, что сайт этот - раскольнический. Привел лишь как свидетельство того, что идеи Брянчанинова живут и побеждают! берутся на вооружение в том числе и весьма недостойными персонажами.

 

И флаг у них в шапке перевёрнут. Патриоты такие патриоты.

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
 Share

×
×
  • Create New...