Перейти к содержанию

Ответ православной Церкви на вызовы времени


Ana
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Есть тут у меня «Законъ Божiй» который «составилъ Протоiерей Серафимъ Слободской», 1991 года издания (переизданный в 1999 году) по благословению Преосвященнаго Лавра Архiепископа Сиракузскаго и Троицкаго (ПРЦЗ).723 страницы.

 

Все предисловие написано с лейтмотивом "в наше время необходимо" с обяснениями почему нужны это новое издание "Закона Божия" и почему не годятся старые учебники.

 

Вот характерные начала абзацев:

"Все эти указанные условия и другие обстоятельства нашего трудного времени...

В наше время необходимо...

Наше время требует особого внимания ...

В наши дни необходимо..." и т .п.

 

Очень похоже на то что мы тут привыкли слышать от православных о том что никаких новых проблем и новых особенностей нет, не правда ли?

 

А какое значение оказывается для православной Церкви имеет современная наука! Для примера приведу отрывок про то как неверно в старых учебниках рассказывается о Потопе:

 

В подавляющем большинстве учебников довольствуются сказать, что шел дождь 40 дней и 40 ночей и наполнилась земля водою, покрыв все высокие горы.

Дальше идет цитирование собственно текста Библии и вывод:

С предельной ясностью Божественное Откровение говорит, что потоп усиливался почти полгода, а вовсе не 40 дней. Затем вода стала убывать и только на 10 месяц показались верхи гор. Это особенно важно знать в наше рационаличтическое время , ибо и научные геологические данные это всецело подтверждают.

Правда батюшка ссылку не дал на соответствующие научные геологические данные.

 

Отдельная главка в "Зконе Божьем" посвящена ученым. Составитель говорит

представители истинной науки признают что их сведения о мире должны быть восполняемы из другого источника. И этот источник – религия

Приятно конечно , что я, таким образом, по мысли протеирея отношусь к представителям истинной науки, в отличии от многих моих коллег и учителей.

Далее идет солидная подборка про-религиозных или хотя бы могущих быть таким образом истолкованных цитат из всяких ученых, включая Макса Планка , Энштейна и т д и т п. С полным указанием их научных регалий и полученных премий.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, одним из дефектов более ранних учебников "Закона Божия" является то, что в старых учебниках обнаруживается еще один прискорбный факт – там говорится что крестное знамение нужно наносить на себя правой рукой на лоб, затем на грудь и на правое и на левое плечи. Поставители же нынешнего учебника исправляют эту «страшную ошибку» указывая что правильно будет на лоб, потом на чрево, а потом на правое и левое плечи. Если класть знамение через грудь а не через чрево, то получает перевернутый крест, бесова радость! Данные указания снабжены схематической иллюстрацией в которой видно как получается перевернутый крест при неправильном осенении.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть тут у меня «Законъ Божiй» который «составилъ Протоiерей Серафимъ Слободской», 1991 года издания (переизданный в 1999 году) по благословению Преосвященнаго Лавра Архiепископа Сиракузскаго и Троицкаго (ПРЦЗ).723 страницы.

 

Замечательная книга! У меня она тоже есть.

 

Кстати, одним из дефектов более ранних учебников "Закона Божия" является то, что в старых учебниках обнаруживается еще один прискорбный факт – там говорится что крестное знамение нужно наносить на себя правой рукой на лоб, затем на грудь и на правое и на левое плечи. Поставители же нынешнего учебника исправляют эту «страшную ошибку» указывая что правильно будет на лоб, потом на чрево, а потом на правое и левое плечи. Если класть знамение через грудь а не через чрево, то получает перевернутый крест, бесова радость! Данные указания снабжены схематической иллюстрацией в которой видно как получается перевернутый крест при неправильном осенении.

 

Да, судя по всему, православные христьяне блуждали в потемках аж со времен Стоглавого собора:

 

и на себя крестное знамение рукою возлагати двема персты, якоже предаша святия отцы воображати крестное знамение. Первое возлагати на чело, таже на перси, сиречь на сердце, и потом на правое плечо, таже на левое плечо, то есть истинное воображение крестного знамения.

 

(Стоглав, Гл.31 "О крестном знамении").

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976

Зарубежники тоже западники. От них всего можно ожидать, вплоть до экуменизма.

 

Вообще, ни одному человеку, живущему в том вывихнутом мире, я не доверяю.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да нет, экуменизма у них традиционно меньше чем у вас.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976
Они ведь так хорошо уживаются с обществом вокруг себя.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, одним из дефектов более ранних учебников "Закона Божия" является то, что в старых учебниках обнаруживается еще один прискорбный факт – там говорится что крестное знамение нужно наносить на себя правой рукой на лоб, затем на грудь и на правое и на левое плечи. Поставители же нынешнего учебника исправляют эту «страшную ошибку» указывая что правильно будет на лоб, потом на чрево, а потом на правое и левое плечи. Если класть знамение через грудь а не через чрево, то получает перевернутый крест, бесова радость! Данные указания снабжены схематической иллюстрацией в которой видно как получается перевернутый крест при неправильном осенении.

 

b89ee1232557.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976
Можно это объяснить и более рационально - ленивое крестное знамение, укороченное. Конечно, это не хорошо.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Можно это объяснить и более рационально - ленивое крестное знамение, укороченное.

 

Модернизм и обновленчество! Ну вот, и Вы туда же.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да нет, экуменизма у них традиционно меньше чем у вас.

Но католиков и лютеран они канонизировать умудрились. ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Зарубежники тоже западники. От них всего можно ожидать, вплоть до экуменизма.

 

Вообще, ни одному человеку, живущему в том вывихнутом мире, я не доверяю.

 

Какой экуменизм, Алексей :). Более того, существует мнение и исследования (читала - найду, вставлю ссылку), что мигрантские группы в других государствах пытаются сохранить свою национальную идентичность и принимают новые идеи гораздо медленнее, чем в их родных странах. Частенько и до сих пор греческих или сербских жен привозят с Родины (тут их может быть маловато для выбора) - и потом слышишь жалобы, что таких свекровей как здесь Сербия или Греция не видела с 30-х годов :).

 

Проблема РПЦз и РПЦ в том, что большинство старых прихожан считает РПЦ безблагодатной, а себя истинными хранителями Православия.

А экуменизма у них намного меньше.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Зарубежники тоже западники. От них всего можно ожидать, вплоть до экуменизма.

 

Вообще, ни одному человеку, живущему в том вывихнутом мире, я не доверяю.

 

У Вас, Алексей, ненависть к Западу становится иррациональной уже. Уж РПЦЗ в неортодоксальности (с точки зрения рекомых православных) подозревать - это что-то с чем-то. Не потому ли, что Вы в душе ему (Западу) симпатизируете, но признаться в этом не хотите? :P

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Алексей, обратная зависимость это тоже зависимость. Это я про Запад.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976
Это известно на примере антисемитов. Постепенно ненависть к евреям у них переходит в болезненную любовь (вполне естественную при углубленном знании Талмуда и всяких этнографических деталей) :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В этом "Законе Божьем" на самом деле меня сильно печалит это вот фактически низкопоклонство перед наукой. Ничего кроме отвращения это вызвать не может. Отсылки к выдранным цитатам ученых которые не были христианами, но были блестящими учеными и на них ссылаются как на авторитеты. При этом происходит лукавое деление на "настоящую науку" и "ненастоящую науку".

Что бы Алеша не говорил, а такое встречается далеко не только у представителей РПЦЗ. Достаточно по местным православным сайтам походить чтобы встретить все те же отсылки к "настоящим ученым". Более того, в РПЦ по моим наблюдениям этого не сравнить больше чем у католиков, хотя, увы ,и у нас такое не редкость.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну что делать... Прот. Серафим Слободской жил все-таки во времена, когда православным, как на Западе, так и на Востоке прилично было быть просвещенным. Сейчас же в моде всякое мракобесие, по сравнению с которым даже такое - экуменизм. Жалко. Но именно поэтому отдаю предпочтение старым православным изданиям типа такого - там хороших вещей все же много, и с логикой, и с аргументацией лучше дело обстоит. В отличие от современных благоглупостей.

Есть тут у меня «Законъ Божiй» который «составилъ Протоiерей Серафимъ Слободской», 1991 года издания

Очень популярное репринтное издание было. У нас издавалось по благословению архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия. Да и сейчас в букинистических магазинах его достаточно легко приобрести за умеренную цену.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В этом "Законе Божьем" на самом деле меня сильно печалит это вот фактически низкопоклонство перед наукой. Ничего кроме отвращения это вызвать не может.

Там не столько низкопоклонство, сколько попытка показать, что положения веры не противоречат знанию. Немного в наивной форме, но сама тенденция заслуживает похвалы.

Хотя мне про "свет до Солнца", что это был "свет эфира" (кажется так) и улыбнуло...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976
Вот Марион правильно сказал: вполне католическая тенденция апелляции к разуму.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Там не столько низкопоклонство, сколько попытка показать, что положения веры не противоречат знанию.

Мне куда как ближе высказывание ректора католического университета в котором я сейчас работаю: "если религия входит в противоречие с нашей наукой, то не все еще в порядке с нашей наукой." В этом высказывании куда больше и уважения к религии и понимания динамической, изменчивой сути науки.

Нельзя неизменное тестировать на предмет соответствия с изменчивым. Это переворачивать и то и другое с ног на голову. Извращать суть того и другого.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне куда как ближе высказывание ректора католического университета в котором я сейчас работаю: "если религия входит в противоречие с нашей наукой, то не все еще в порядке с нашей наукой." В этом высказывании куда больше и уважения к религии и понимания динамической, изменчивой сути науки.

Нельзя неизменное тестировать на предмет соответствия с изменчивым. Это переворачивать и то и другое с ног на голову. Извращать суть того и другого.

Вы забываете, когда книга написана. В XX веке, в разгар эпохи, когда очарование позитивизма еще окончательно не спало.

И понятно, что аргументы адресованы людям, находящимся под этим очарованием. Сейчас уже такое не катит, доводы сии - в стиле ретро.

Далее. Религия - "неизменное", в противоположность "изменчивому" в науке по содержанию, но не всегда по форме. Так что с вашим ректором можно согласиться лишь в относительном плане. Поскольку асолютизировать форму даже возвышенной религии - так можно докатиться до фарисейства. Так что определенное "тестирование" самой религии - тоже не исключено

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, одним из дефектов более ранних учебников "Закона Божия" является то, что в старых учебниках обнаруживается еще один прискорбный факт – там говорится что крестное знамение нужно наносить на себя правой рукой на лоб, затем на грудь и на правое и на левое плечи. Поставители же нынешнего учебника исправляют эту «страшную ошибку» указывая что правильно будет на лоб, потом на чрево, а потом на правое и левое плечи. Если класть знамение через грудь а не через чрево, то получает перевернутый крест, бесова радость! Данные указания снабжены схематической иллюстрацией в которой видно как получается перевернутый крест при неправильном осенении.

В книгах иногда встречаются такие слова: "издание ...надцатое, переработанное и дополненное". Это происходит не потому, что автор чего-то не знал раньше, а потом прозрел. Просто уже в процессе самостоятельной жизни книги автор видит, что и где сформулировано недостаточно чётко, где можно что-то двояко истолковать, а где-то и излишнее многословие. Если не ударяться в конспирологию, то здесь именно такой случай.

А крестное знамение в любом случае не должно быть небрежным, "кривым", "перевёрнутым". Мне однажды священник в ММОМ (Марфо-Мариинская обитель милосердия) сделал замечание даже за торопливость в крестном знамении. И он прав: либо изволь креститься чинно и аккуратно из уважения и любви к Господу и Его крестной смерти за нас, или уж совсем руки не поднимай, стой истуканом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Правда батюшка ссылку не дал на соответствующие научные геологические данные.

Геологические данные необходимы в детском, в общем-то, учебнике Закона Божьего?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...