Перейти к содержанию

Новости Ватикана


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Есть решение епископской конференции и заявление,  подписанное арх. Петой и еп. Шнейдером. Там же других епископов,  вроде,  нет?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 229
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Да, но только этими двумя иерархами. А в Казахстане  Католическая церковь состоит из Архиепархии-митрополии Пресвятой Девы Марии с центром в Астане, двух суффраганных епархий — Карагандинской и епархии Пресвятой Троицы в Алмате, а также Апостольской администратуры Атырау. Кроме того, на территории Казахстана и Средней Азии действует Апостольская администратура для грекокатоликов. (с)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вот, кстати, неожиданно на сторону Папы Франциска встал о. Андрей Кураев*, который толково и не так витиевато, как сами католики, изложил суть рекомого документа. И такое толкование мне близко, хотя предубеждений у меня стало не меньше. Каюсь.

Помнится, об инквизиции он тоже все разложил по полочкам, как добрый католик.)

*иноагент теперь

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У Кураева обычная фарисейская казуистика,  которая не выдерживает элементарного логического анализа. Он этим знаменит ещё со времён,  когда был спичрайтером Алексия II.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Теперь Польша присоединилась к запрету благословения однопопых. Это пока седьмая страна, где католические епископы не будут выполнять ватиканскую резолюцию о благословении содомских пар. Другие страны это Украина,  Казахстан, Нигерия, Малави, Руанда и Камерун. 

Изменено пользователем Amtaro
Ошибка
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А, ещё забыл про Замбию. Там священники тоже не будут благословлять содомские пары. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вот Пецци вроде не высказался на этот счёт. Интересно,  он будет благословлять заднеприводные союзы или воздержится?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, Amtaro сказал:

А вот Пецци вроде не высказался на этот счёт. Интересно,  он будет благословлять заднеприводные союзы или воздержится?

Скорее промолчит. Благословлять не будут, во всяком случае открыто, это точно. Это послужит антирекламе КЦ в российском обществе.

Тайком и отдельными священниками - не исключено.

Любопытно другое: вопрос благословения неурегулированных гетеросексуальных пар (второбрачных и т.д.) Вот на их благословение запрос в обществе, в отличие от заднеприводных, более реальный.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Думаю,  что начнётся благословение блудников и прелюбодеев, то есть тех,  кого вы назвали гетеросексуальными парами. Постепенно встанет на поток. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все же будем надеяться на лучшее, и на то, что Господь управит.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Моё скромное мнение по данному вопросу: понятно, что вся эта возня в Ватикане вокруг гомосексуализма и трансгендерства вызвана под мощным влиянием извне, со стороны светских, безбожных сил! Но я считаю, при всём уважении к Папе, раз ты дослужился до столь высокого чина в Церкви, то: либо "гори на костре" за чистоту Веры, либо уходи, скажи "Ну не могу я устоять перед дьявольским натиском со стороны внешнего мира! Я устал, я ухожу!" А вот всё это юление между двух стульев - весьма странно смотрится со стороны обычных верующих... В общем, мнение у меня такое, что за Веру нужно либо умирать, либо крест свой снимать... Как-то так... А вот эти все разговоры что "на папу оказывается давление" - ну, такое себе ...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как на партийном собрании: положи партбилет и на выход? Нам отсюда не видно, как все происходит. Ни подробностей, ни предпосылок, только слухи и официальная информация. Больше ничего. 

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 hours ago, Стасик said:

Моё скромное мнение по данному вопросу: понятно, что вся эта возня в Ватикане вокруг гомосексуализма и трансгендерства вызвана под мощным влиянием извне, со стороны светских, безбожных сил! Но я считаю, при всём уважении к Папе, раз ты дослужился до столь высокого чина в Церкви, то: либо "гори на костре" за чистоту Веры, либо уходи, скажи "Ну не могу я устоять перед дьявольским натиском со стороны внешнего мира! Я устал, я ухожу!" А вот всё это юление между двух стульев - весьма странно смотрится со стороны обычных верующих... В общем, мнение у меня такое, что за Веру нужно либо умирать, либо крест свой снимать... Как-то так... А вот эти все разговоры что "на папу оказывается давление" - ну, такое себе ...

Привет,  Стасик! Рад тебя видеть,  с Рождеством!

Думаю,  что на самом деле всё ещё хуже. Никакого давления на этих прелатов со стороны государства не оказывается,  они сами с радостью выполняют тот план,  ради которого они и пришли в Ватикан. Об этом, собственно,  проговорился сам Бергольо. 

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

QlC3mNC-yAs.jpg?size=602x807&quality=96&

Ватикан может канонизировать первого самурая-святого

В настоящее время Рим расследует обстоятельства чудес, связанных с заступничеством блаженного Укона Такаямы. Если они подтвердятся, то могут привести к канонизации первого святого самурая Католической Церкви.

Японский кардинал Осаки Фома Аквинский Маньо Маэда сообщил в четверг, что Ватикан продолжает расследование, связанное с чудесами блаженного Укона: "Мы молимся о том, чтобы изучение чудес Укона было завершено и утверждено, по крайней мере, в течение следующего года или двух", - сказал Маэда.

Кардинал Маэда сообщил о результатах расследования после специальной мессы в честь Такаямы в Манильском соборе на Филиппинах. Кардинал и еще 30 японских паломников приехали в Манилу 18-22 декабря в рамках ежегодного паломничества к месту изгнания и смерти Такаямы.

Известный в свое время японский воин и человек огромной образованности и культуры, Такаяма отказался от власти и владений вместо того, чтобы отказаться от своей католической веры. За свое неповиновение Такаяма был изгнан из Японии и вместе с 300 другими христианами бежал на Филиппины, где и умер в 1615 году. Его последними словами был призыв внукам твердо стоять в христианской вере.

В 2016 году Папа Римский Франциск утвердил декрет о признании смерти Такаямы мученической, а в феврале 2017 года он был официально причислен к лику блаженных. Чтобы он мог быть канонизирован в качестве первого самурая-святого, Ватикан должен утвердить хотя бы одно подтвержденное чудо, приписываемое заступничеству Такаямы.

Источник: Catholic News Agency

Христианская Россия

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В местечке Капокастелло алтарь церкви оригинально украсили к празднику.

В тамошнем вертепе к Младенцу склонилось сразу две женщины: Богоматерь и самозванка в радужном омофоре. Отец Витальяно делла Сала, кому принадлежит идея, объяснил, что «хотел показать, что у нас есть не только традиционные семьи».

Все вообще-то и так в курсе – но до такого святотатственного искажения библейской истории додумались впервые. В следующем году, наверно, установят двух Иосифов.

За день возмущённая петиция к епископу набрала 21.000 голосов, но, думается, творческому батюшке ничего не грозит. Угадайте, на кого он уверенно сослался в своё оправдание?

Правильно, на Франциска и его недавний финт с благословением ЛГБТ.

Одобрение от сильных мира сего – это всё. Традиция – ничто. Прискорбно, что миссия некогда могущественной Церкви видится нынешнему понтифику в том, чтобы нагибать лояльную паству в угоду миру.

https://t.me/bellchamber/3285

https://news.sky.com/story/italy-church-nativity-scene-featuring-two-mothers-of-jesus-sparks-accusation-of-blasphemy-13036843

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

К сожалению, не впервые. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А я вот впервые вижу такое. У католиков, естественно.

Хотя я не сильно интересуюсь особенностями в западных приходах. Поэтому, наверное, наивный.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это, видимо, у еретика делла Салла и его покровителя из Ватикана нетрадиционные семьи. А у католиков традиционные. 

Изменено пользователем Amtaro
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тему разделила. Обсуждайте в Камо грядеши

В этой теме только новости.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Первая вечерня праздника Пресвятой Богородицы (Ватикан, 31 декабря 2023 г.)

Первая вечерня праздника Пресвятой Богородицы (Ватикан, 31 декабря 2023 г.)

Вера, благодарность и надежда. Новогодняя проповедь Папы

Вечером 31 декабря Папа Франциск возглавил в Ватиканской базилике Первую вечерню праздника Пресвятой Богородицы. Торжественное богослужение завершилось выставлением Пресвятых Даров и пением благодарственного гимна Te Deum laudamus.

В своей проповеди Епископ Рима отметил, что вера в Иисуса Христа позволяет верующим по-новому ощутить время и жизнь – с благодарностью и надеждой, ведь мирской менталитет ограничен личными интересами и не идёт дальше удовлетворения и оптимизма. И, напротив, в церковной литургии мы облекаемся в атмосферу хвалы, благоговения, признательности и надежды, созерцая тайну воплощения Бога в Иисусе Христе.

Церковь учится этим возвышенным чувствам у Пресвятой Богородицы, которая благодарила Бога, взирая на новорождённого Иисуса, подчеркнул Святейший Отец:

«Надежда Пресвятой Девы Марии и Церкви – это вовсе не оптимизм, а нечто иное: это вера в Бога, верного Своим обетованиям (см. Лк 1,55). Эта вера принимает форму надежды в измерении времени, можно сказать, ‘в пути’. Христианин, как и Мария, – паломник надежды, и это будет темой Юбилея 2025 года: ‘Паломники надежды’».

Станет ли Рим «городом надежды» в Святой год? Этот вопрос наводит на размышления о свидетельстве и стиле жизни церковного и гражданского общества, отмечает Папа Франциск. Поэтому каждый в своей сфере должен работать, чтобы сделать этот город знаком надежды для его жителей и паломников. То, что люди разных национальностей, культур и религий свободно смешиваются на площади Святого Петра, вселяет надежду. По словам Папы, исторический центр Рима – вечно прекрасный и всеобъемлющий – должен быть гостеприимным и доступным для всех, включая стариков и людей с ограниченными возможностями.

В преддверии Юбилея, подчеркнул Епископ Рима, Церковь посвящает целый год молитве, чтобы лучше подготовиться к этому важному событию. Христиане призваны подражать Пресвятой Деве Марии, проживая каждый день и каждый момент с внутренним взором, обращенным к Иисусу в радости и печали: всё в присутствии Господа, с благодарностью и надеждой, подчеркнул в конце новогодней проповеди Папа Франциск.

Виктор Владимиров – Град Ватикан  

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И чего это в него вселяет надежду присутствие язычников и еретиков в святом граде?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Послание Папы Франциска на LVII Всемирный день мира (1 января 2024 года)

ПОСЛАНИЕ СВЯТЕЙШЕГО ОТЦА ФРАНЦИСКА НА ПРАЗДНОВАНИЕ LVII ВСЕМИРНОГО ДНЯ МИРА 1 ЯНВАРЯ 2024 ГОДА

Искусственный интеллект и мир

В начале Нового года, времени благодати, которую Господь дарует каждому из нас, я желаю обратиться к Народу Божьему, нациям, главам государств и правительств, представителям различных религий и гражданского общества, а также ко всем людям нашего времени с наилучшими пожеланиями мира.

1.  Научно-технический прогресс как путь к миру

Священное Писание свидетельствует, что Бог наделил людей Своим Духом, дабы они обладали «мудростью, разумением и ведением и всяким искусством» (Исх 35,31). Разум есть выражение достоинства, дарованного нам Творцом, Который создал нас по Своему образу и подобию (см. Быт 1,26) и позволил свободно и сознательно отвечать на Его любовь. Наука и техника особым образом проявляют это главным образом межличностное качество человеческого интеллекта: они являются выдающимися плодами его творческого потенциала.

В пастырской конституции Gaudium et Spes Второй Ватиканский собор подтвердил эту истину, заявив, что «своим трудом и дарованием человек всегда старался расширить рамки собственной жизни»[1]. Когда люди «с помощью технологий» стремятся сделать землю «достойным местом обитания всей человеческой семьи»[2], они осуществляют замысел Бога и сотрудничают с Его волей, чтобы довести творение до конца и установить мир между народами. Также научно-технический прогресс – в той мере, в какой он способствует благоустройству человеческого общества, росту свободы и братского общения, – ведёт к совершенствованию человека и преобразованию мира.

Мы по праву радуемся и признательны за впечатляющие достижения науки и техники, благодаря которым были устранены неисчислимые беды, причинявшие человеческой жизни тяжкие страдания. В то же время научно-технический прогресс, позволяя осуществлять беспрецедентный доселе контроль над реальностью, вручает человеку огромное количество возможностей, некоторые из которых могут представлять опасность для нашего выживания и угрозу для общего дома[3].

Поразительные достижения новых информационных технологий, особенно в цифровой сфере, открывают захватывающие возможности и таят в себе серьёзные риски, значительно влияя на стремление к справедливости и гармонии между народами. Поэтому необходимо задать ряд неотложных вопросов. Каковы будут среднесрочные и долгосрочные последствия новых цифровых технологий? Какое влияние они окажут на жизнь отдельных людей и общества, на международную стабильность и мир?

2.  Будущее искусственного интеллекта: между перспективами и риском

Прогресс в области информатики и развитие цифровых технологий в последние десятилетия уже привели к глубоким преобразованиям в глобальном обществе и его динамике. Новые цифровые инструменты меняют облик коммуникаций, государственного управления, образования, потребления, взаимоотношений и бесчисленных других аспектов повседневной жизни.

Кроме того, технологии, использующие множество алгоритмов, могут извлекать из цифровых следов в Интернете данные, которые позволяют контролировать мыслительные и межличностные привычки людей в коммерческих или политических целях, часто без их ведома, тем самым ограничивая их сознательное осуществление свободы выбора. Действительно, в таком пространстве, как Интернет, характеризующемся информационной перегрузкой, они могут структурировать поток данных согласно критериям отбора, не всегда осознаваемым пользователем.

Необходимо помнить, что научные исследования и технологические инновации не оторваны от реальности и «не нейтральны»[4], а подвержены культурному влиянию. Являясь целиком человеческой деятельностью, направления их развития отражают выбор, обусловленный личными, социальными и культурными ценностями той или иной эпохи. То же самое относится к их достижениям: являясь результатом специфически человеческого подхода к окружающему миру, они всегда имеют этическое измерение, тесно связанное с решениями тех, кто разрабатывает эксперименты и направляет производство к определённым целям.

Это относится и к разновидностям искусственного интеллекта. На сегодняшний день в мире науки и техники не существует единого определения данного понятия. Сам термин, уже вошедший в обиход, охватывает целый ряд наук, теорий и методов, направленных на то, чтобы машины воспроизводили или имитировали в своей работе когнитивные способности человека. Выражение «формы интеллекта» во множественном числе помогает прежде всего подчеркнуть непреодолимый разрыв между этими системами – какими бы удивительными и мощными они ни были – и человеческой личностью: в конечном итоге они «фрагментарны» в том смысле, что могут лишь имитировать или воспроизводить определённые функции человеческого интеллекта. Использование множественного числа также подчёркивает, что эти весьма разные устройства всегда нужно рассматривать как «социотехнические системы». Ведь влияние любого устройства искусственного интеллекта, независимо от лежащей в его основе технологии, зависит не только от его проектирования, но и от целей и интересов его владельцев и разработчиков, а также от ситуаций, в которых он будет применяться.

Таким образом, искусственный интеллект следует воспринимать как галактику различных реалий, и мы не можем априори считать, что его развитие внесёт благотворный вклад в будущее человечества и в мир между народами. Такой положительный результат будет возможен лишь в том случае, если мы будем действовать ответственно и уважать такие фундаментальные человеческие ценности, как «инклюзивность, прозрачность, безопасность, справедливость, конфиденциальность и надёжность»[5].

Недостаточно также полагать, что разработчики алгоритмов и цифровых технологий будут действовать этично и ответственно. Необходимо укрепить или, при необходимости, создать органы для изучения возникающих этических проблем и защиты прав тех, кто использует формы искусственного интеллекта или подвергается их влиянию[6].

Поэтому колоссальное распространение технологий должно сопровождаться надлежащей подготовкой к ответственности за их развитие. Свобода и мирное сосуществование оказываются под угрозой, когда люди поддаются соблазну эгоизма, корысти, стремления к прибыли и жажды власти. Поэтому необходимо расширить взгляд и направить научно-технические исследования на достижение мира и общего блага, в интересах целостного развития человека и общества[7].

Неотъемлемое достоинство каждого человека и братство, связывающее нас как членов единой человеческой семьи, должны лежать в основе развития новых технологий и служить неоспоримыми критериями их оценки перед использованием, чтобы цифровой прогресс происходил с соблюдением справедливости и способствовал делу мира. Технические разработки, которые не ведут к улучшению качества жизни всего человечества, а, напротив, усугубляют неравенство и конфликты, никогда не смогут считаться подлинным прогрессом[8].

Искусственный интеллект будет приобретать всё большее значение. Вызовы, которые он ставит перед собой, носят не только технический, но и антропологический, образовательный, социальный и политический характер. Он обещает, например, освобождение от рутинной работы, более эффективное производство, облегчённую транспортировку и более динамичные рынки, а также революцию в процессах сбора, организации и проверки данных. Мы должны осознавать стремительность происходящих преобразований и управлять ими таким образом, чтобы обеспечить защиту основных прав человека, уважая институты и законы, способствующие целостному развитию человечества. Искусственный интеллект призван служить лучшему человеческому потенциалу и нашим самым высоким устремлениям, а не конкурировать с ними.

3.  Технология будущего: самообучающиеся машины

В своих многочисленных формах искусственный интеллект, основанный на методах машинного обучения (machine learning), хотя и находится на этапе становления, уже вносит значительные изменения в структуру общества, оказывая глубокое влияние на культуру, социальное поведение и миростроительство.

Такие разработки, как машинное обучение (machine learning) или глубокое обучение (deep learning), поднимают вопросы, которые выходят за рамки технологий и инженерии и тесно связаны с пониманием смысла человеческой жизни, основными процессами познания и способностью разума постигать истину.

Например, умение некоторых устройств создавать синтаксически и семантически связные тексты не является гарантией их надёжности. Считается, что они могут «галлюцинировать», то есть генерировать утверждения, которые на первый взгляд кажутся правдоподобными, но на самом деле являются необоснованными или содержат предвзятость. Создаёт серьёзную проблему использование искусственного интеллекта в кампаниях по дезинформации, распространяющих фальшивые новости и умножающих недоверие к СМИ. Конфиденциальность, владение данными и интеллектуальная собственность являются следующими областями, где технологии могут представлять потенциальную опасность. К ним добавляются и другие негативные последствия их неправильного использования, такие как дискриминация, вмешательство в избирательные процессы, слежка и контроль за населением, цифровая изоляция и обострение индивидуализма, всё больше оторванного от общества. Все эти факторы могут подпитывать конфликты и препятствовать установлению мира.

4.  Чувство предела в технократической парадигме

Наш мир слишком огромен, разнообразен и сложен, чтобы его можно было полностью познать и классифицировать. Человеческий разум никогда не сможет исчерпать его богатства, даже с помощью наиболее продвинутых алгоритмов. Они, по сути, не дают гарантированных прогнозов на будущее, а лишь статистические упрощения. Не всё можно предсказать, не всё можно просчитать; в конце концов, «реальность выше идеи»[9], и какими бы выдающимися ни были наши вычислительные способности, всегда существует недоступный остаток, который ускользнёт от любых попыток количественной оценки.

Кроме того, гигантский объём данных, анализируемых искусственными интеллектами, сам по себе не является гарантией беспристрастности. Когда алгоритмы экстраполируют информацию, они всегда рискуют исказить её, воспроизводя несправедливость и предрассудки среды, в которой они зародились. Чем быстрее и сложнее они становятся, тем труднее понять, почему они выдают тот или иной результат.

«Умные» машины могут выполнять поставленные перед ними задачи с прогрессирующей эффективностью, но цель и смысл их деятельности по-прежнему будут определяться или обеспечиваться людьми, обладающими собственной системой ценностей. Риск заключается в том, что критерии, лежащие в основе определённых решений, станут менее ясными, ответственность за их принятие будет скрыта, а производители могут уклониться от обязательств работать на благо общества. В каком-то смысле этому благоприятствует технократическая система, которая объединяет экономику с технологией и отдаёт предпочтение критерию эффективности, при этом склоняясь к игнорированию всего, что не связано с её прямыми интересами[10].

Это должно заставить задуматься о том, что часто упускается из виду в современном технократическом и ориентированном на эффективность менталитете: о «чувстве предела», поскольку оно имеет решающее значение для личного и общественного развития. Человек, смертный по определению, намереваясь выйти за любые пределы с помощью технологий, рискует потерять контроль над собой в навязчивом желании контролировать всё; в поисках абсолютной свободы мы рискуем попасть в спираль «диктатуры технологии». Признание и принятие собственной ограниченности как существ – необходимое условие для достижения, а точнее, принятия самореализации как дара. Однако в идеологическом контексте технократической парадигмы, вдохновлённой прометеевой презумпцией самодостаточности, неравенство может вырасти до предела, а знания и богатство – скопиться в руках немногих, что чревато серьёзными рисками для демократических обществ и мирного сосуществования[11].

5. Насущные вопросы этики

В будущем надёжность претендента на ипотеку, пригодность человека для трудоустройства, вероятность рецидива у осуждённого, право на получение политического убежища или социальной помощи смогут определяться системами искусственного интеллекта. Отсутствие различных уровней посредничества, которое вводят эти системы, особенным образом приводит к риску предвзятости и дискриминации: системные ошибки могут легко множиться, порождая не только несправедливость в отдельных случаях, но и – в силу эффекта домино – реальные формы социального неравенства.

Кроме того, порой формы искусственного интеллекта способны повлиять на решения людей с помощью заранее определённых вариантов, связанных со стимулами и сдерживающими факторами, или действуя через систему регулирования личного выбора, основанную на организации информации. Такие формы манипулирования или социального контроля требуют пристального внимания и надзора, а также предполагают чёткую юридическую ответственность со стороны их разработчиков, заказчиков и государственных органов.

Полагаясь на автоматические процессы классификации людей, например, путём повсеместного наблюдения или через системы социального кредитования, можно также серьёзно повлиять на социальную структуру, устанавливая рейтинг среди граждан. Кроме того, эти искусственные процессы ранжирования могут привести к конфликтам власти, поскольку они касаются не только виртуальных пользователей, но и реальных людей. Фундаментальное уважение к человеческому достоинству требует, чтобы мы не отождествляли уникальность человека с набором данных. Нельзя допустить, чтобы алгоритмы определяли наше понимание прав человека, отбрасывали такие важнейшие человеческие ценности, как сострадание, милосердие и прощение, или исключали возможность того, что человек может измениться и оставить прошлое позади.

В этом контексте нельзя не отметить влияние новых технологий на трудовые условия: рабочие места, которые раньше были прерогативой исключительно человеческого труда, быстро поглощаются промышленными приложениями искусственного интеллекта. В этом случае также существует значительный риск получения непропорционально больших выгод немногими за счет обнищания многих. Уважение достоинства трудящихся и важность занятости для экономического благосостояния отдельных людей, семей и обществ, гарантии занятости и справедливой заработной платы должны стать приоритетными для международного сообщества по мере того, как эти формы технологии всё глубже проникают на рабочие места.

6. Перекуём ли мы мечи на лемехи плугов?

В наши дни при взгляде на окружающий мир не избежать серьёзных этических вопросов, связанных с индустрией вооружений. Возможность проведения военных операций с помощью дистанционно управляемых систем привела к снижению восприятия наносимых ими разрушений, к снижению ответственности за их использование, способствуя ещё более холодному и отстранённому подходу к огромной трагедии войны. Серьёзную этическую озабоченность вызывают исследования новых технологий в области так называемых «смертоносных автономных систем вооружения», включая военное использование искусственного интеллекта. Автономные системы оружия никогда не смогут стать морально ответственными субъектами: уникальная человеческая способность к нравственному суждению и принятию этических решений – это нечто большее, чем сложный набор алгоритмов, и эта способность не может быть сведена к программированию машины, которая, какой бы «умной» она ни была, всё равно остаётся машиной. По этой причине крайне важно обеспечить адекватный, полный и последовательный человеческий надзор за системами вооружений.

Также нельзя игнорировать вероятность того, что сложное оружие попадёт в чужие руки, способствуя, например, террористическим атакам или интервенциям, направленным на дестабилизацию законных государственных институтов. Одним словом, миру не нужны новые технологии, способствующие несправедливому развитию рынка оружия и торговли им, поощряющие безумие войны. При этом не только интеллект, но и само человеческое сердце рискует стать всё более «искусственным». Самые передовые технические разработки должны использоваться не для продвижения насильственного разрешения конфликтов, а чтобы прокладывать путь к миру.

В более позитивной перспективе использование искусственного интеллекта для целостного развития человечества может привести к значительным инновациям в сельском хозяйстве, образовании и культуре, к повышению уровня жизни целых стран и народов, росту человеческого братства и социальной дружбы. В конечном счёте то, как мы используем искусственный интеллект в пользу наименьших, то есть наших самых слабых и нуждающихся братьев и сестёр, является показателем нашей человечности.

Гуманное мировоззрение и стремление к лучшему будущему нашего мира приводят к необходимости междисциплинарного диалога, направленного на этическое развитие алгоритмов, – алгорэтику, – в котором именно ценности направляют пути новых технологий[12]. Этические соображения должны приниматься во внимание с самого начала исследований, а также на этапах тестирования, проектирования, производства, дистрибуции и маркетинга. Таков подход этики проектирования, в котором образовательные учреждения и лица, принимающие решения, должны сыграть ключевую роль.

7.  Вызовы для образования

Развитие технологий, которые уважают человеческое достоинство и служат ему, имеет очевидные последствия для учебных заведений и для мира культуры. Умножая возможности коммуникации, цифровые технологии позволяют по-новому встречаться друг с другом. Однако по-прежнему необходимо размышлять о том, к каким отношениям они приводят. Молодёжь растёт в культурной среде, пронизанной технологиями, и это не может не бросать вызов методам преподавания, воспитания и обучения.

Образование в области использования форм искусственного интеллекта должно быть направлено прежде всего на развитие критического мышления. Пользователям всех возрастов, особенно молодёжи, необходимо развивать способность к анализу при использовании данных и контента, собранных в Интернете или созданных системами искусственного интеллекта. Школы, университеты и научные сообщества призваны помочь студентам и специалистам осознать социальные и этические аспекты развития и использования технологий.

Подготовка к использованию новых средств коммуникации должна учитывать не только дезинформацию, фейковые новости, но и тревожное возрождение «унаследованных от предков страхов, которые так и не были преодолены техническим прогрессом»[13]. К сожалению, нам снова приходится бороться с «соблазном построить культуру стен и возводить стены, которые препятствуют встрече с другими культурами, с другими людьми»[14] и развитию мирного и братского сосуществования.

8. Вызовы для развития международного права

Глобальный масштаб искусственного интеллекта делает очевидным, что, наряду с ответственностью суверенных государств за регулирование его использования внутри страны, международные организации могут сыграть решающую роль в достижении многосторонних соглашений и координации их применения и реализации[15]. В связи с этим я призываю сообщество наций к совместной работе по принятию обязательного к исполнению международного договора, регулирующего разработку и использование искусственного интеллекта в его многочисленных формах. Целью такой координации, разумеется, должно быть не только предотвращение неудачной практики, но и поощрение эффективной практики, стимулирование новых, креативных подходов и содействие личным и коллективным инициативам[16].

В поисках нормативных моделей, которые могли бы стать этическим руководством для разработчиков цифровых технологий, следует определить человеческие ценности, которые должны лежать в основе усилий общества по разработке, принятию и соблюдению необходимых законодательных рамок. Составление этических рекомендаций по созданию форм искусственного интеллекта не может обойтись без рассмотрения более глубоких вопросов о смысле человеческого существования, о защите основных прав человека, о стремлении к справедливости и миру. Этот процесс этического и правового распознания может стать ценной возможностью для совместных размышлений о том, какую роль должны играть технологии в нашей индивидуальной и общественной жизни и как их использование может способствовать созиданию более справедливого и гуманного мира. По этой причине при обсуждении вопросов регулирования искусственного интеллекта нужно учитывать мнения всех заинтересованных сторон, включая неимущих, обездоленных и других, которые часто остаются неуслышанными в глобальных процессах принятия решений.

* * * * *

Я надеюсь, что эти размышления побудят к тому, чтобы прогресс в развитии форм искусственного интеллекта в конечном итоге послужил делу человеческого братства и мира. За это отвечают не единицы, а вся человеческая семья. Мир, по сути, является плодом отношений, в которых признаётся и приветствуется достоинство другого человека; он – плод сотрудничества и стремления к целостному развитию всех людей и народов.

В начале Нового года я молюсь, дабы стремительное развитие форм искусственного интеллекта не привело к умножению существующего неравенства и несправедливости, но помогло положить конец войнам и конфликтам и облегчить многие формы страданий, угнетающих человеческую семью. Пусть христиане, верующие различных религий, люди доброй воли сообща и в гармонии воспользуются возможностями и справятся с вызовами, которые бросает цифровая революция, и таким образом передадут грядущим поколениям более солидарный, справедливый и мирный мир.

Ватикан, 8 декабря 2023 года.

ФРАНЦИСК

 

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

Таинство Крещения

Ватикан обнародовал документ о действительности Таинств

3 февраля Департамент вероучения обнародовал документ Gestis verbisque, посвящённый противодействию злоупотреблениям при совершении Святых Таинств.

В тексте, одобренном иерархами на недавней пленарной ассамблее департамента, а затем утверждённом Папой Франциском, подтверждается, что тайносовершительные формулы и материальные элементы, установленные в основном обряде Таинства, не могут изменяться по собственному усмотрению «во имя креативности». В таком случае само Таинство становится недействительным, следовательно, никогда не имевшим места.

Во вступлении к документу префект департамента кардинал Виктор Мануэль Фернандес объясняет мотивы его публикации, а именно «умножение ситуаций, в которых приходится констатировать недействительность совершаемых Таинств» из-за внесённых в них изменений: это «приводило к необходимости разыскивать причастных людей, чтобы повторять обряд крещения или миропомазания, и значительное число верующих справедливо выражали своё недовольство». В качестве примера приводятся изменения в формуле крещения, например, «Я крещу тебя во имя Творца...» или «От имени твоих отца и матери... мы крестим тебя». Эти обстоятельства также коснулись некоторых священников, которые «будучи крещёными с использованием подобного рода формул, с болью осознали недействительность собственного рукоположения и Таинств, совершаемых до сего момента». По словам кардинала, «если в других сферах пастырской деятельности Церкви есть достаточно места для творчества», то в контексте совершения Таинств это скорее превращается в «желание манипуляции».

«Через тесно связанные между собой события и слова, – говорится в документе, – Бог открывает и осуществляет Свой замысел спасения для каждого человека». К сожалению, «литургическое священнослужение, в частности, совершение Таинств, не всегда происходит в полной верности предписанным Церковью обрядам». Церковь «обязана обеспечивать приоритет Божьих деяний и сохранять единство Тела Христова в тех действиях, которые не имеют себе равных, поскольку являются священными par excellence с эффективностью, гарантированной священнодействием Христа». Церковь также «осознаёт, что распоряжаться Божьей благодатью не значит присваивать её, но становиться инструментом Святого Духа в передаче пасхального дара Христа. В частности, Церковь убеждена, что её власть в отношении Таинств ограничивается их содержанием» и что «в сакраментальных жестах она должна сохранять спасительные жесты, которые доверил ей Господь Иисус».

Далее в документе поясняется, что «материя Таинства состоит в человеческом действии, через которое действует Христос. В нём иногда присутствует материальный элемент (вода, хлеб, вино, елей), в иных случаях – особо красноречивый жест (крестное знамение, возложение рук, погружение, поливание, согласие, помазание)». Что касается формы Таинства, то она «образуется словом, которое придаёт материи трансцендентный смысл, преображая обычное значение материального элемента и чисто человеческий смысл совершаемого действия. Это слово всегда в той или иной степени черпает вдохновение из Священного Писания, укоренено в живом церковном Предании и авторитетно определено Учительством Церкви». Поэтому материя и форма «никогда не зависели и не могут зависеть от воли отдельного человека или отдельной общины».

Документ подтверждает, что «для всех Таинств и в любом случае соблюдение требований к материи и форме является непременным условием действительности священнодействия, с осознанием того, что произвольные модификации одного и/или другого (серьёзность и недействительность которых должна устанавливаться в каждом случае) ставят под угрозу эффективное дарование сакраментальной благодати, нанося очевидный ущерб для верных».  Всё, что закреплено в обнародованных богослужебных книгах, должно соблюдаться с точностью, без «добавления, изъятия или изменения чего-либо».

Литургия допускает разнообразие, которое сохраняет Церковь от жёсткого единообразия, о чём говорится в конституции II Ватиканского собора Sacrosanctum Concilium. Однако это разнообразие и креативность, способствующие большей понятности обряда и активному участию верующих, не могут касаться того, что в совершении Таинств является существенным.

Vatican News  

 

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Папа Франциск сводит апостольский дебет с куриальным кредитом

В Ватикане продвигаются финансовые реформы

Папа Римский Франциск в 2024 году ужесточил правила чрезвычайных расходов дикастерий – ведомств Римской курии. На официальном портале Святого престола опубликованы два послания motu proprio, направленных «на более эффективное управление расходами отдельных департаментов Ватикана и на повышение прозрачности в сфере договоров о подряде».

В пояснительном письме понтифик подчеркнул, что новые нормы «представляют собой объективное применение принципа субсидиарности в управлении временными благами апостольского престола». «Этот принцип, с одной стороны, гарантирует здоровую автономию поднадзорных субъектов, которые должны действовать с «прилежностью хорошего домовладельца», а с другой стороны, позволяет органам, осуществляющим контроль и надзор, выполнять свои собственные институциональные функции», – заверил Франциск.

Согласно первому документу, отныне все ватиканские структуры должны запрашивать специальное одобрение префекта Секретариата по экономике, если их расходы превышают 2% от общего бюджета самой дикастерии. При этом поясняется, что «цифра выводится из среднего значения итоговых балансовых отчетов за последние три года». «В любом случае для актов, стоимость которых не превышает 150 тыс. евро, утверждение не требуется», – поясняет текст. На получение одобрения устанавливается 30-дневный лимит. Если в течение этого времени департамент не получил одобрения, то запрос считается удовлетворенным. Вся процедура «должна быть завершена не позднее сорока дней». «Исключение покупок ниже определенного лимита будет способствовать гибкости, динамизму и прозрачной эффективности офисов Ватикана», – добавляется в motu proprio.

Второй документ уточняет нормы законодательства «О прозрачности, контроле и конкуренции в процессах оформления договоров о подряде Святейшим престолом и градом-государством Ватикан», который впервые был опубликован в июне 2020 года. Его цель – «более эффективное применение правил, которые с последними поправками учитывают замечания институтов, связанных со Святым престолом, и опыт управления, накопленный за последние годы». Как минимум пять из почти 91 параграфа посвящены рациональному использованию внутренних средств, прозрачности тендерной процедуры, равному обращению и недискриминации подрядчиков, а также содействию эффективной конкуренции между претендентами, в частности, посредством мер по противодействию незаконным конкурентным соглашениям и коррупции». Последние правки были внесены в документ в конце ноября 2023 года.

Оба motu proprio разрабатывались во время финансового скандала, который закончился реальным тюремным сроком для одного из самых высокопоставленных чиновников Ватикана – кардинала Джованни Анджело Беччу. Напомним, что в середине декабря уголовным судом града-государства он был приговорен к пяти с половиной годам тюремного заключения и штрафу в 8 тыс. евро. Прелат был признан виновным по трем пунктам обвинения: в растрате государственных средств, злоупотреблении служебным положением и фальсификации показаний свидетелей. Суд подтвердил растрату более 200 млн долл., составляющую примерно одну треть средств Государственного секретариата на тот момент (с 2013 по 2014 год). Во время этого коррупционного скандала, в марте 2023 года, папа Франциск распорядился отменить нормы, позволяющие бесплатно или на льготных условиях использовать недвижимость куриальных учреждений и организаций, относящихся к Святому престолу, включая римские резиденции.

Упомянутый в нынешних документах Секретариат по экономике был создан папой Франциском в 2014 году. Тогда же понтифик заявил, что намерен бороться с коррупцией при Святом престоле. Сегодня в распоряжении этой дикастерии все виды экономических активов Римской курии и города-государства Ватикана. Первым главой финансовой организации был назначен кардинал Джордж Пелл. Именно он заметил растрату госсредств еще в 2015 году и даже начал собственное расследование, но закончить его не успел, поскольку сам был обвинен в педофилии. Ходили слухи, что к тому, что в итоге Пелл был признан виновным и получил шесть лет тюрьмы, причастен кардинал Беччу. Спустя несколько месяцев Пелл был оправдан и освобожден, но пребывание в тюремных условиях не прошло для него бесследно, и 10 января 2023 года он скончался.

Сегодня префектом Секретариата по экономике является мирянин Максимино Кабальеро Ледо. Он крупный финансовый специалист, специально приехавший в Ватикан из США. Высокую должность получил в декабре 2022 года, однако до этого несколько лет занимал пост генерального секретаря этого ведомства. Как и папа Франциск, префект тяготеет к эффективным реформам и не боится их проводить. В октябре 2023 года на сайте Секретариата по экономике появилось невозможное доселе новшество: раздел «Работайте с нами», где мирянам, желающим трудиться при Святом престоле, напрямую предлагалось подавать заявки на ту или иную должность. Префект так пояснил начинание: «Центральная тема экономической реформы связана с человеческими ресурсами, что, как всегда, является одной из самых сложных реформ, не в последнюю очередь потому, что для ее осуществления и выполнения миссии Святому престолу нужны люди, обладающие достаточной компетентностью, мотивацией и прежде всего этическими принципами».

Согласно сайту секретариата, сейчас в Ватикане есть несколько вакансий. Среди них – кризисный менеджер, работающий в финансовом секторе и секторе недвижимости, сотрудник отдела закупок, аудиторы в сфере финансов и недвижимости, а также ответственный за соблюдение требований в финансовом секторе и секторе недвижимости. Поиск людей на эти должности был открыт в 2023 году. Кандидаты должны отвечать ряду требований, в числе которых «соответствие принципам церковного учения».

Подписанные Франциском документы также коснулись соискателей работы при ватиканских структурах. Во втором послании появилось расширение списка людей и компаний, с которыми офисам Ватикана не разрешено подписывать контракты. Отныне запрещено сотрудничать с теми, кто совершил «серьезные нарушения» в оплате налогов, был признан «нарушившими обязательства по защите здоровья и безопасности работников в соответствии с законом или применимыми коллективными договорами», а также людьми, которые «проживают или обосновались в юрисдикциях с высоким риском отмывания денег, финансирования терроризма и/или распространения оружия массового уничтожения». Список таких государств и юрисдикций можно найти на официальном сайте Управления надзора и финансовой информации Ватикана. Так, в разделе стран, которые «представляют постоянные и существенные риски отмывания денег и финансирования терроризма, не устраняя выявленные недостатки», значится лишь Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР). Иран и Мьянма относятся к территориям «риска, которые предоставили политическую приверженность высокого уровня для решения выявленных недостатков и решили обратиться за технической помощью к соответствующим международным органам для разработки плана действий». Еще 23 государства, среди которых Гаити, Йемен, Албания, Буркина-Фасо, Камбоджа, Мали, Марокко и т.д., описываются как «государства высокого риска, которые предоставили письменное политическое обязательство высокого уровня по устранению выявленных недостатков и разработали план действий совместно с соответствующими международными органами».

13 декабря папа Франциск направил в Секретариат поздравительный адрес по случаю грядущего десятилетия ведомства. В обращении понтифик подчеркнул: «То, что было сделано, не должно нас заставлять думать, будто путь экономических реформ уже завершен. Напротив, он только начался. Церковь динамична, и у нее есть долг приспосабливаться к переменам, чтобы нести утешительное послание Евангелия повсюду, в особенности заботясь о наиболее ущемленных. Реформа не всегда означает, что нужно все делать «не так, как в прошлом», в некоторых случаях она радикальна, в других же речь идет о приспособлении того позитивного, что уже есть: все изменения следует анализировать, делая выбор, который затем можно скорректировать в духе постоянного совершенствования».

За два дня до того Франциск провел встречу с сотрудниками Управления генерального аудитора Ватикана. Понтифик призвал их бороться с «коварством коррупции». Cейчас обязанности генерального аудитора при Святом престоле исполняет мирянин Алессандро Ригини. Ранее должность занимал Либеро Милоне. Он был назначен папой Франциском в 2015 году, однако в июне 2017 года неожиданно подал в отставку. Лишь через несколько месяцев Милоне пояснил, что был вынужден уйти из-за сфабрикованных обвинений в незаконной деятельности. Он также заявил, что в Ватикане есть люди, «которые хотят замедлить усилия папы Франциска по финансовой реформе», однако от разъяснения подробностей отказался. На эти слова резко отреагировал все тот же Беччу, который тогда был заместителем госсекретаря Святого престола. В интервью агентству Reuters он сказал, что «все утверждения Милоне ложны и неоправданны». 24 января с.г. суд Ватикана приговорил Милоне к возмещению Святому престолу примерно 50 тыс. евро за клеветнические обвинения в адрес Государственного секретариата и Управления генерального аудитора, которые экс-чиновник позволял себе после увольнения. В этот же день понтификом был подписан новый порядок отчетности перед генеральным аудитором, согласно которому теперь об аномалиях в использовании финансовых или материальных ресурсов, нарушениях в закупках и коррупционных действиях можно сообщать и через электронную почту.

Обращает на себя внимание и то, что в 2014 году, когда Франциск только объявил о начале финансовых реформ в Ватикане, на него обрушился поток критики, в том числе со стороны многих куриальных кардиналов. Сейчас же, особенно после суда над Беччу, даже самые неистовые оппоненты понтифика решили воздержаться от каких-либо комментариев.

Милена Фаустова

НГ-РЕЛИГИИ

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Папа назвал причины литургической реформы

«Без литургической реформы не может быть реформы Церкви»: Папа Франциск напомнил об этом сотрудникам Департамента богослужений и дисциплины Таинств, которых принял на аудиенции по случаю пленарной ассамблеи этого куриального ведомства.

Папа отметил, что и 60 лет спустя соборная конституция о священной литургии Sacrosantum Concilium продолжает вдохновлять в особенности своим предисловием, в котором были сформулированы цели Второго Ватиканского собора, а именно взращивать среди верных христианскую жизнь, успешнее приводить в соответствие с потребностями нашей эпохи те установления, которые подвержены изменениям, поддерживать все, что способствует единению верующих во Христе, и укреплять то, что помогает призвать всех людей в лоно Церкви. Таким образом, пояснил Папа, речь идет о «духовном, пастырском, экуменическом и миссионерском обновлении», которое невозможно без реформирования и продвижения литургии. Церковь, которая «не стремится понятным способом обращаться к людям своего времени, не испытывает боли от разделения христиан, не горит желанием возвещать Христа народам, - это Церковь больная», отметил Папа.

В обращении к сотрудникам Департамента богослужений и дисциплины Таинств Папа Франциск затронул также тему служения женщин в Церкви, подчеркнув, что этот вопрос не стоит сводить к «иерархическому служению», поскольку женщина сама по себе наделена «символическим величием» в Церкви, которое выходит за рамки иерархического измерения.  

Ольга Сакун - Град Ватикан

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...