Перейти к содержанию

Церковное (священное) предание как проблема


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

244481799_4513325802066863_8720266441997521836_n.jpg?_nc_cat=106&ccb=1-5&_nc_sid=730e14&_nc_eui2=AeH-OPOQRCf7yJ7troXMsinai2BckXFblhKLYFyRcVuWEoLKJ6OvC8j4SVQp83g5HfKBW5lN-EvoG-8brVwslhRS&_nc_ohc=EoAZVVsbZeIAX9SFEIW&_nc_ht=scontent-arn2-1.xx&oh=cddd01f7ec8a7651e80ef1211486cd69&oe=618770E8

 

Я писал об этой проблеме в разные годы неоднократно, но здесь попробую выразить в концентрированном виде то, как я эту проблему вижу и как это постепенно открылось за многие годы.

 

Когда ап. Павел писал к Коринфянам (1Кор. 11:2) или к Фессалоникийцам (2 Фес. 2:15) о необходимости и важности "держать предание" (π????????), он вряд ли понимал это так, как понимают предание (или традицию, что то же самое, лат. traditio) многие современные православные христиане. И скорее всего, ап. Павел очень даже удивился бы, видя, какие выводы из его собственных слов сейчас делаются! Впрочем, не только сейчас, но уже многие века с подачи разных святых отцов, которые, всегда провозглашая верность преданию, тем не менее, вызывали вокруг себя споры современников, поскольку оказывались новаторами в определённых областях церковной жизни. Хорошо или плохо вообще это новаторство? Ни то, ни другое.

 

В большинстве случаев к нему следует относиться нейтрально как к явлению в общем исторически неизбежному. Новые богословские термины, неизвестные апостольскому веку (ну никак не возможно представить себе ап. Петра, Иоанна Богослова или того же Павла, рассуждающих о сущности Бога, трех ипостасях или двух природах Иисуса Христа!) и даже последующему периоду мужей апостольских и апологетов, неизбежно появлялись при восприятии христианства греко-римской интеллектуальной средой. "Эллинизация" христианства была неумолимым и неотменимым процессом, в результате которого изначальное церковное предание существенно пополнилось и расширилось. Но каждый раз это пополнение или расширение вызывало споры, подчас долгие, на десятилетия или даже столетия, в результате которых находили компромиссные формулировки, более-менее устраивавшие всех или подавляющее церковное большинство. При этом оставались и меньшинства, которые не принимали новшества.

 

Помимо этого, разные местные церкви древности имели свои обычаи или местные предания. О чем свидетельствовал, например, видный писатель и апологет второго века Ириней Лионский на примере предпасхального поста, который впоследствии назвали Великим:

 

«Разногласят не только об этом дне (Пасхе), но и самом образе поста: ибо одни думают, что должно поститься один день, другие – два, иные – больше, а иные – сорок, притом мерой своего дня почитают часы дневные и ночные. Такое различение в соблюдении поста произошло не в наше время, но гораздо раньше, у наших предков, которые, вероятно, не соблюдали в этом большой точности, и простой, частный свой обычай передавали потомству. Тем не менее, однако же, все сохраняли мир, и мы живем между собой в мире, и разногласием относительно поста утверждается единомыслие веры» (из послания к епископу Римскому Виктору по случаю спора о Пасхе, см. у Евсевия в «Церк. Ист». (V, 24)).

 

Он же убеждал еп. Виктора не надавливать на христиан Малой Азии и тем более не отлучать их за то, что они предпочитают праздновать Пасху строго в день 14 Нисана с иудеями, тогда как Римская церковь праздновала Пасху в воскресенье, следовавшее после 14 Нисана. Таким образом, малоазийские и римские христиане делали просто разные акценты: Иисус был распят на иудейскую Пасху, и в Малой Азии акцент делался на Его страдания. Но воскрес Он на третий день, и в Риме, Иерусалиме и др. регионах акцент стали делать на событии Воскресения как победе на смертью. Победила впоследствии практика Рима, став общехристианской, с первого вселенского Собора. Но до того малоазийские христиане сопротивлялись ей, указывая, что они приняли это предание от ап. Иоанна Богослова.

 

Таким образом, всегда было единое предание, когда верили более-менее одинаково в разные эпохи и повсеместно (как писал уже гораздо более поздний церковный писатель Викентий Леринский), и всегда были свои местные предания, не согласные между собой.

 

С преданием любят связывать и так называемое "согласие отцов" (consensus patrum). Но с этим согласием выходит далеко не всё просто! В истории известны как минимум два ярких примера. Первый - концепция о хилиазме или будущем тысячелетнем царстве Христа со святыми на земле, описанном в последних главах книги Откровения Иоанна Богослова (например, Откр. 20: 1-7).

 

В первые два-три века церковной истории её разделяли авторитетнейшие церковные писатели и святые: Иустин мученик, Ириней Лионский, Папий Иерапольский (канонизирован Сербской церковью), Ипполит Римский, Мефодий Патарский. Затем, начиная с Оригена и его ученика сщмч. Дионисия Александрийского, концепция хилиазма подверглась жёсткой критике и стала восприниматься аллегорически. 1000-летнее царство стали толковать в смысле самой уже наступившей истории земной Церкви, хотя отец Сергий Булгаков очень неплохо показал натянутость и безосновательность такого взгляда (см. его труд "Апокалипсис Иоанна).

 

Конечно, некоторые были склонны воспринимать будущее царство исключительно "по-плотски", буквально, и против этого восприятия нужно было прежде всего обратить остриё полемики. Но хилиазм древних отцов был основан фактически на писаниях поздних библейских пророков (в особенности у Исайи), и автор Апокалипсиса всё время использует их символику. И думается, что прошения в молитве Господней "Да приидет Царствие Твоё, да будет воля Твоя на земле, как на небе" нельзя правильно понять, если решительно отвергнуть древний пророческий и святоотеческий хилиазм, не плотский, но духовный.

 

Другой яркий пример согласия ранних отцов - по поводу священных изображений. В этом они следовали букве Ветхого Завета и выступали обычно против появлявшихся уже тогда первых икон. Ириней Лионский об изображениях пишет скорее неодобрительно: "Они называют себя гностиками, имеют частью нарисованные, частью из другого материала изготовленные изображения, говоря, что образ Христа сделан был Пилатом в то время, когда он жил с людьми. И они украшают их венцами и выставляют вместе с изображениями светских философов, именно с изображением Пифагора, Платона, Аристотеля и прочих; и показывают им другие знаки почтения, так же, как язычники" (Против ересей, кн. 1, 25:6).

 

Свят. Епифаний Кипрский два века спустя предупреждал: «Будьте внимательны к себе и держите предания, которые вы получили. Не уклоняйтесь ни направо, ни налево. Помните, дети возлюбленные, и о том, что не следует вносить икон в церкви, а также и в усыпальницы святых, но всегда памятуйте о Боге и держите Его в сердцах своих. Да не будет их и в частных домах, ибо христианину не прилично возноситься к Богу посредством глаз и блужданий ума».

 

Это его высказывание, кстати, приводили в пример иконоборцы на соборе 754 года. Другой современник Епифания на Западе, Лактанций, отмечал: «Можно ли назвать здоровым человека, который продолжает смотреть на портрет ушедшего друга, когда тот уже вернулся? Образ же Бога, который везде и всюду, всегда излишен. Только язычники боятся, что их религия станет пустой, если они не будут видеть перед собой тех, к кому обращаются с молитвой. Почитайте же живого Бога, чтобы и самим быть живыми» (Лактанций, Божественные установления, Спб., 2007, кн. 2).

 

Изображения в христианских катакомбах времен гонений, конечно, были распространены, но не имели культового значения и носили аллегорический характер. Но против этой древней практики несколько веков спустя выступил Трулльский собор 692 г. в 82-м правиле.

 

Можно ли утвердившееся впоследствии иконопочитание рассматривать как творческое развитие изначального предания вселенской Церкви? Учитывая долгую борьбу вокруг этого почитания, я бы ответил: и да, и нет. "Да" - при правильном отношении к изображениям, учитывая, что в древности они выступали своего рода "Библией для неграмотных". Если Слово стало плотью, видимой современниками, то и потомкам естественно было сохранять зрительную память об этом. "Нет" - при тех многочисленных злоупотреблениях, которые не только в народной среде, но даже в последующем богословии утвердились при иконопочитании.

 

Например, Иоанн Дамаскин считал, что что иконы чествуются не сами по себе, но постольку, поскольку в них Своими энергиями пребывает Бог: «Итак, почитаю вещество, через которое соделалось мое спасение, и благоговею [перед ним], и поклоняюсь [ему]. Но почитаю не как Бога, а как исполненное божественного действия и благодати" (2-е слово в защиту икон, 14). Но отсюда уже один шаг к "иконопоклонству", что и происходило широко в народе, вызвав, естественно, волну иконоборчества, поддержанного не только императорами того времени, но и большинством епископата, без особого на него давления!

 

В общем, развитие предания в истории - вещь весьма сложная и неоднозначная, которая приводила к разделениям внутри христиан, по-разному это предание понимавших. Мы видим это и в новейшей истории. Православные любят упрекать протестантов, что те разделились на десятки деноминаций по поводу понимания Писания. Но сами не хотят замечать того, что с не меньшим успехом разделяются по поводу понимания предания! По поводу тех же канонических правил соборов и святых отцов. Старообрядческий раскол произошел исключительно на основе разного понимания предания. Раскол между РПЦ МП и РПЦЗ, продолжавшийся более 70 лет - аналогично. События последних лет, приведшие к кризису общения во всем православном мире, - несомненно тоже, плюс, как и в случае РПЦЗ, немалую долю внесла чисто политическая составляющая.

 

В самом лучшем случае верность преданию - это просто жизнь во Христе и Святом Духе. Но для неё нет и не может быть внешних критериев, помимо неё полагаемых, кроме как критерии смирения и любви (см. Галатам 6:22 - "плод же духа любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера" и т.д.). Но они бывают очевидными далеко не для всех. Тот, кто так живёт, и есть выразитель этого предания, при жизни нередко не признаваемый современниками. А в выражении мыслей, писании текстов и другого творчества всегда могут быть если не ошибки, от которых тоже никто не застрахован, то какие-то дискуссионные моменты.

 

Разные предания как те или иные идеологемы или богословские концепции обычно скорее разделяли христианский мир, если на них настаивали директивно, но не объединяли его. В то же время, при всей разделённости христиан, по-прежнему остаётся то, во что верили всегда и повсюду, если вспомнить тот же критерий Викентия Леринского. Но это относится и к православным, и к католикам, и к дохалкидонитам, и к большинству протестантских церквей! И в этом я как раз вижу чудесную работу Святого Духа, вопреки всем многочисленным разделениям церквей в истории.

 

Свящ. Филипп Парфенов

 

Источник

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Изображения в христианских катакомбах времен гонений, конечно, были распространены, но не имели культового значения и носили аллегорический характер.

 

А сейчас они какой характер имеют, культовый или аллегорический?

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Скорее, культовый.

 

М.б. только некоторые наиболее почитаемые.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Когда ап. Павел писал к Коринфянам (1Кор. 11:2) или к Фессалоникийцам (2 Фес. 2:15) о необходимости и важности "держать предание" (π????????), он вряд ли понимал это так, как понимают предание (или традицию, что то же самое, лат. traditio) многие современные православные христиане.

А что же, собственно, имел в виду апостол Павел? «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим.» /2-е Фессалоникийцам 2:15/ Чему же учил Павел фессалоникийцев словом? Имеется ли в виду, что эти устные предания - некая дополнительная информация, отличающаяся от переданного письменно? Что об этом достоверно известно? "Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога. Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний, открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых и что Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам." (Деян 17:1-3). Вот и вся премудрость! Павел на основании Ветхозаветных Писаний рассказывал фессалоникийцам о Христе. Причем это не было какой-то особенностью его проповеди в Фессалониках: Павел делал это "по своему обыкновению", то есть он всегда так проповедовал! Коринфские "предания" не были исключением: "И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости, ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого, и был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете." (1 Кор 2:1-3). Таким образом явно, что предания апостола Павла едва ли имеют что-то общее с вопросом почитания икон или мощей, и когда он возвещал ефесянам всю волю Божью (ср. Деян 20:27), то, наверное, не совсем правильно представлять себе апостола Павла в кругу эфесских христиан, говорящего: "Вы знаете, а ведь Мария зачата без первородного греха", или рассказывающего, как трехлетняя Богородица поднималась по пятнадцати ступеням иерусалимского храма, и все слушатели такие хором: "Ух ты!..".

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Эллинизация" христианства была неумолимым и неотменимым процессом, в результате которого изначальное церковное предание существенно пополнилось и расширилось.

Терминологически или содержательно? В этом главный вопрос.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Когда ап. Павел писал к Коринфянам (1Кор. 11:2) или к Фессалоникийцам (2 Фес. 2:15) о необходимости и важности "держать предание" (π????????), он вряд ли понимал это так, как понимают предание (или традицию, что то же самое, лат. traditio) многие современные православные христиане.

А что же, собственно, имел в виду апостол Павел? «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим.» /2-е Фессалоникийцам 2:15/ Чему же учил Павел фессалоникийцев словом? Имеется ли в виду, что эти устные предания - некая дополнительная информация, отличающаяся от переданного письменно? Что об этом достоверно известно? "Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога. Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний, открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых и что Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам." (Деян 17:1-3). Вот и вся премудрость! Павел на основании Ветхозаветных Писаний рассказывал фессалоникийцам о Христе. Причем это не было какой-то особенностью его проповеди в Фессалониках: Павел делал это "по своему обыкновению", то есть он всегда так проповедовал! Коринфские "предания" не были исключением: "И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости, ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого, и был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете." (1 Кор 2:1-3). Таким образом явно, что предания апостола Павла едва ли имеют что-то общее с вопросом почитания икон или мощей, и когда он возвещал ефесянам всю волю Божью (ср. Деян 20:27), то, наверное, не совсем правильно представлять себе апостола Павла в кругу эфесских христиан, говорящего: "Вы знаете, а ведь Мария зачата без первородного греха", или рассказывающего, как трехлетняя Богородица поднималась по пятнадцати ступеням иерусалимского храма, и все слушатели такие хором: "Ух ты!..".

 

Это как раз замечательный пример, когда Писание раскрывается самим же Писанием, что наглядно демонстрирует баптист Герасин - https://youtu.be/FtsE8mWudBQ?t=4

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ТГК "Быть":

 

"Проблема Преданий в том, что оно, как продукт человеческого творчества, пытается давать объяснение Божественным действиям. Объяснения, которые логичны для человека, но при этом лишают часть Божественного его изначального смысла.

 

Например, история с благоразумным разбойником. В Писании это человек, распятый по правую руку от Христа, который будучи абсолютным грешником, осознал, что рядом с ним - Господь. Осознал, покаялся и получил прощение от Христа и обещание войти в рай. Разбойник не был святым молитвенником, он не был героем веры. Он был разбойником, который только в последний момент своей жизни попросил Господа о помощи. Попросил вспомнить его в Его Царствие.

 

Естественно, с точки зрения солидной традиционной церкви эта история выглядит возмутительно. Мало того, что разбойник не был крещён - предположим, что крещение он получил по намерению или из крови Христа. Но он же был просто грешником, который наверняка и покаяться толком не успел. Не отстоял службы, не прочитал 105 раз молитву деве Марии. И так далее.

 

Поэтому очень быстро появляется Предание, в котором рассказывается, что это был не простой разбойник. А очень необычный. Рассказывается, что он родился одновременно с Христом. Что дева Мария выкармливала его шесть дней, потому что его мама не могла это делать по болезни. Что позже, когда он вырос, защищал Христа и его семью от бандитов. В общем, рисуют человеку «биографию», с которой уже не стыдно войти в Рай. Есть только одна проблема - эти истории искажают главную мысль Писания: каждый человек, вне зависимости от того, кормила ли его Дева Мария или нет, может быть спасён Христом, если призовёт Его имя и попросит о милости."

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно, что у отцов Церкви, которые обычно говорили о важности придерживаться Предания, мы находим тем не менее и "соласкриптурные" высказывания, причем порой довольно радикальные. Вот Василий Великий в "Нравственных правила" пишет следующее: "Что свойственно христианину? «Вера, действующая любовью» (Гал.5,6). Что свойственно вере? Несомненная уверенность в истине богодухно­венных глаголов, которая не колеблется никаким помыслом, наводит ли его естественная необходимость или прикрывается он видом благочестия. Что свойственно верному? Располагаться в таковой уверенности силою сказанного, и не отваживаться что-нибудь отринуть или прибавить. Ибо ежели «всяко же, еже не от веры, грех есть», как говорит Апостол (Рим.14,23), а «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим.10,17); то все, чего нет в богодухновенном Писании, будучи не от веры, «грех есть»." https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/nravstvennye_pravila/80
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Эллинизация" христианства была неумолимым и неотменимым процессом, в результате которого изначальное церковное предание существенно пополнилось и расширилось.

Терминологически или содержательно? В этом главный вопрос.

 

В обоих позициях. Разве не так?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В обоих позициях. Разве не так?

Если по содержанию, то это уже не раскрытие первоначального depositi fidei (залога веры),а некое новшество, идущее вразрез с богооткровенной истиной.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не обязательно вразрез, но домысливание.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ибо ежели «всяко же, еже не от веры, грех есть», как говорит Апостол (Рим.14,23), а «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим.10,17); то все, чего нет в богодухновенном Писании, будучи не от веры, «грех есть»." https://azbyka.ru/ot...nnye_pravila/80

Ср. прп. Иоанн Дамаскин об иконопочитании: "Ибо, как мы говорили, честь в отношении к благоразумным из сорабов имеет доказательство расположения к общему Господу, и честь, воздаваемая изображению, переходит на первообраз. Это же – предание, из числа незаписанных в Священном Писании, подобно тому как и касающееся поклонения на восток и поклонения кресту, и другого весьма многого и подобного этому." https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/4_16

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поэтому очень быстро появляется Предание, в котором рассказывается, что это был не простой разбойник. А очень необычный. Рассказывается, что он родился одновременно с Христом. Что дева Мария выкармливала его шесть дней, потому что его мама не могла это делать по болезни. Что позже, когда он вырос, защищал Христа и его семью от бандитов.

 

Это что, реально такое "предание" существует? Что-то я ни разу не слышал. Такой анекдот я бы запомнил, если бы он реально ходил.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это что, реально такое "предание" существует? Что-то я ни разу не слышал. Такой анекдот я бы запомнил, если бы он реально ходил.

http://pravicon.com/info-3269

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вот текст проповеди, где эти, с позволения сказать, бабьи басни (ср. 1 Тим 4:7) прямо названы преданием Церкви.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По первой ссылке это названо "поздним народным преданием", по второй - действительно преданием Церкви. Нуу чо сказать, мы знаем в чём состоит простонародное благочестие и понимаем Вашу усталость от него. Но темой было священное предание, а не бабьи басни на его основе. Автор текста в топике предлагает пообсуждать правильность решений Вселенского собора и практики благочестия, достоверно известные с первого-второго веков. "Кровь мучеников - семя Церкви" - помните? Вот тех самых мучеников практики. Если мы не отрицаем священное предание как таковое, то иконопочитание как таковое вопросов вызывать не должно. Причём здесь анекдоты про разбойников - даже не совсем понятно.
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Естественно, с точки зрения солидной традиционной церкви эта история выглядит возмутительно. Мало того, что разбойник не был крещён - предположим, что крещение он получил по намерению или из крови Христа. Но он же был просто грешником, который наверняка и покаяться толком не успел. Не отстоял службы, не прочитал 105 раз молитву деве Марии. И так далее.

 

Вот этот пассаж звучит прямо хамски. Автор приписывает "солидной традиционной церкви" авторство анекдота, которого я в этой Церкви за 30 с лишним лет и ни разу не слышал, и с которого любой вменяемый церковный человек только пожмёт плечами (если вежливый), и намекает, что священное предание и состоит в производстве таких вот анекдотов. Это спор на уровне "попы жирные и ездят на мерседесах".

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Естественно, тема подмены Евангелия человеческой логикой существует. Обычно логикой справедливости. Помню до сих пор, как, уже будучи католиком, ходил на православную Пасхальную службу в нашу сельскую церковь (я жил в селе в 5 км от границы Н.Новгорода). И прислали нового священника - чудо какого хорошего. Молодой, только из семинарии, вдохновенный, глаза горят, речь поставлена прекрасно. И вот он зачитал пасхальное слово Иоанна Златоустого, а потом собственную проповедь, всю состоящую из одних "если". Если будем молиться, если будем поститься, дела хорошие делать... Получим награду от Господа. Если... И он явно не чувствовал контраста между этой своей Если и словами Златоуста.

 

Но тут ведь как - что является церковным преданием, а что наросшим балластом? Пасхальное слово Иоанна Златоустого является церковным преданием, и там не было никакой Если. А с подменами нужно бороться, это да.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Про "балласт".

"Бога очень легко заменить всяческими кумирами. И часто такими кумирами становятся религиозные по внешности обряды и действия.

Во-первых, эти якобы религиозные действия могут превращаться в бессмысленную привычку, вырождаясь в некий «ритуальный тик». Примеры такого поведения на уровне чистого невроза мы нередко наблюдаем в храме, когда, скажем, люди часто и бессмысленно налагают на себя крестное знамение.

Во-вторых, ритуалы могут осознаваться как некая жертва. Ведь известно, сколь длительны во времени наши православные службы, молитвенные правила и посты. Но Господь неоднократно говорил, что никакие жертвы Ему не нужны: «Милости хочу, а не жертвы».

В-третьих, выставляемое на вид благочестие может служить цели фарисейского тщеславия, стремления к похвале и одобрению.

В-четвертых, посты и молитвы могут пониматься как способ выслужиться перед Богом и таким образом получить какую-то награду – как если бы человек мог иметь какие-то заслуги перед своим Создателем!

Наконец, в-пятых, люди частенько ходят на богослужения с единственной целью получить наслаждение от прекрасного ритуала, от хорового пения, от созерцания замечательных икон, пышной религиозной живописи и так далее.

Но все перечисленное не имеет никакого прямого отношения к Евангелию Христову."

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, эти слова вполне относятся и к католикам.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, эти слова вполне относятся и к католикам.

 

Ну да, при том они и являются церковным преданием. Примерно каждая вторая проповедь - об этом, ты и цитируешь проповедь. Вот это церковное предание, а не байки про разбойников.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И вот он зачитал пасхальное слово Иоанна Златоустого, а потом собственную проповедь, всю состоящую из одних "если". Если будем молиться, если будем поститься, дела хорошие делать... Получим награду от Господа. Если... И он явно не чувствовал контраста между этой своей Если и словами Златоуста.

 

Но тут ведь как - что является церковным преданием, а что наросшим балластом? Пасхальное слово Иоанна Златоустого является церковным преданием, и там не было никакой Если. А с подменами нужно бороться, это да.

В Православной энциклопедии написано, что как раз это слово ему не принадлежит: "Приписывавшееся И. З. начиная с IX в. и доныне читаемое на правосл. пасхальной заутрене «Слово огласительное на Святую Пасху» (Sermo catecheticus in pascha; CPG, N 4605; PG. 59. Col. 721-724; рус. пер.: Творения. Т. 8. Кн. 2. C. 923-924) в действительности ему не принадлежит (см.: Пролыгина. 2006. С. 241)" https://www.pravenc....ext/540881.html и так же помечено как Sp. - то бишь Spuria (ложное) на официальном сайте РПЦ в файле "Уставные чтения" http://www.patriarch...xt/5624046.html

 

Мало того, по мнению известного историка-литургиста М. Н. Скабаллановича, по уставу на пасхальной службе "название Огласительного слова (с наименованием автора) не произносится" - это я цитирую официальные Богослужебные указания РПЦ http://www.patriarch...sdfootnote57sym Так что по идее, народ и не должен знать, что это слово приписывается Златоусту.

 

А в настоящем слове Златоуста на Пасху https://azbyka.ru/ot...slovo_na_pashu/ есть то самое "если" (выделено мной):

 

"Должно всячески воздерживаться и от непристойного смеха, и походку иметь тихую и спокойную, и одежду скромную, и вообще во всем нужно благоустроять себя вступившему на поприще добродетели, потому что благопристойность внешних членов есть некоторое выражение внутреннего состояния души.

6. Если мы усвоим себе такую привычку с самого начала, то, идя потом по этому пути с легкостью, будем преуспевать во всякой добродетели без большого труда и приобретем себе великую помощь свыше. Таким образом, мы будем в состоянии и с безопасностью переплыть волны настоящей жизни и, став выше сетей диавола, получить вечные блага..."

Изменено пользователем Vladimir Gennadevich
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Православной энциклопедии написано, что как раз это слово ему не принадлежит:

 

В контексте разговора вообще не имеет значения, кто там подлинный автор. Читать это в каждом храме на Пасху - церковное предание.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...