Перейти к содержанию

Церковное (священное) предание как проблема


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Кстати, эти слова вполне относятся и к католикам.

Более того, это в разной степени относиться ко всем конфессиям.

Помню как оооочень удивлялся, будучи протестантом, причинам, почему разные люди ходят в Церковь.

В смысле не ради истины Христовой, а по каким-то своим причинам (общение, поддержка и прочее).

Сейчас как-то пообвыкся, хотя и коробит, но тогда сильно удивлялся, да...

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Владимир Геннадьевич!

Это лишь мнение Скабаллановича. А в Цветной Триоди указывается, что иерей должен произнести название и автора: Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Владимир Геннадьевич!

Это лишь мнение Скабаллановича. А в Цветной Триоди указывается, что иерей должен произнести название и автора: Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго...

Да, всего лишь мнение. Но оно приводится в официальных указаниях РПЦ и не противоречит Триоди. Если в Триоди написано название, то это не значит, что его надо читать.

 

Триодь: "По целовании же чтется Огласительное слово Златоустаго от настоятеля или екклисиарха: не седим же на сицевом чтении, но стояще слушаем вси.

 

Иже во святых отца нашего Иоанна, Архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго, слово Огласительное во святый и светоносный день преславнаго и спасительнаго Христа Бога нашего Воскресения.

 

Аще кто благочестив и боголюбив..." https://fullbooks.cl...etnaya-csl.html

 

Типикон: "По целовании же чтется огласительное слово Златоустаго от настоятеля, или екклисиарха: Аще кто благочестив, и боголюбив: Не седим же на сицевом чтении, но стояще слушаем вси" https://azbyka.ru/ot...enie/tipikon/50

 

Вот в Типиконе вроде намёк, что читать надо без заглавия. Типикон выше Триоди.

 

Скабалланович: "Для них должен быть именно такой авторитетный чтец, так как они наполнены прямыми увещаниями и обличениями к братии (начинаются: «Братия мои и отцы»). Потому же пред ними неуместно и «предисловие» (поименование автора и чтения), как не произносится оно и пред точно соответствующим оглашениям Студитовым огласительным словом св. Иоанна Златоуста на пасхальной утрене. Игумен в данном случае изображает самого преподобного, и оглашение представляется исходящим из уст его самого, незримо стоящего среди молящихся" https://azbyka.ru/ot...льное+златоуста

Изменено пользователем Vladimir Gennadevich
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В контексте разговора вообще не имеет значения, кто там подлинный автор. Читать это в каждом храме на Пасху - церковное предание.

Или наросший балласт, в Вашей терминологии. В этом "Слове..." содержится намёк, что можно всем причащаться, даже кто не постился и пришёл к концу службы. Если это и имел ввиду автор, то это именно балласт.

Изменено пользователем Vladimir Gennadevich
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В контексте разговора вообще не имеет значения, кто там подлинный автор. Читать это в каждом храме на Пасху - церковное предание.

Или наросший балласт, в Вашей терминологии. В этом "Слове..." содержится намёк, что можно всем причащаться, даже кто не постился и пришёл к концу службы. Если это и имел ввиду автор, то это именно балласт.

 

Ну вот, теперь я знаю Ваше мнение по этому вопросу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Володя!

Два вопроса.

Если сказано, что читается огласительное слово иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго, архиепископа Коестантинопольсеого, то как это намекает на то, что автор огласительного слова не Иоанн Златоуст?

И второй вопрос. С чего бы это Типикон стал выше Триоди?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нуу чо сказать, мы знаем в чём состоит простонародное благочестие и понимаем Вашу усталость от него. Но темой было священное предание, а не бабьи басни на его основе. Автор текста в топике предлагает пообсуждать правильность решений Вселенского собора и практики благочестия, достоверно известные с первого-второго веков. "Кровь мучеников - семя Церкви" - помните? Вот тех самых мучеников практики. Если мы не отрицаем священное предание как таковое, то иконопочитание как таковое вопросов вызывать не должно. Причём здесь анекдоты про разбойников - даже не совсем понятно.

Вы правы в том, что следует различать Предание и отдельные предания, достоверность которых может быть в той или иной степени сомнительна. Вместе с тем, наверное, можно говорить о взаимосвязи этих понятий. Так, именно в контексте обсуждения вопроса об иконопочитании, которое мы безусловно относим к Священному Преданию, возникли предания о нерукотворном образе или о написании первых икон Богородицы апостолом Лукой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если сказано, что читается огласительное слово иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго, архиепископа Коестантинопольсеого, то как это намекает на то, что автор огласительного слова не Иоанн Златоуст?

Никак. Я и не говорил такого. Очевидно, что составители Типикона и Триоди считали, что автор именно Златоуст. Но, возможно, что авторы Типикона считали, что не нужно читать заглавие (по причинам, изложенным Скабаллановичем). А в итоге по Божьему промыслу получилось, что народ и не должен знать автора.

И второй вопрос. С чего бы это Типикон стал выше Триоди?

Ну, Триодь это фактически сборник текстов. А Типикон распределяет, когда эти тексты нужно читать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Опять не понял. Ежели за каждой пасхальной заутрени читается слово Златоуста с упоминанием его имени как автора, то почему же народ не будет знать чьё это авторство?

А относительно Типикона - он же, если я не забыл, не регулирует чтения цветной и постной?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Опять не понял. Ежели за каждой пасхальной заутрени читается слово Златоуста с упоминанием его имени как автора, то почему же народ не будет знать чьё это авторство?

Если не упоминать имени автора, то и не будет. Всё просто.:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Опять не понял. Ежели за каждой пасхальной заутрени читается слово Златоуста с упоминанием его имени как автора, то почему же народ не будет знать чьё это авторство?

Я такого не говорил. Я сказал: "народ и не должен знать автора". Потому что, скорее всего, по замыслу Типикона, автора не должны упоминать.

А то, что на практике автора упоминают - это другое дело.

А относительно Типикона - он же, если я не забыл, не регулирует чтения цветной и постной?

Он именно что регулирует, как читать тексты Триоди. Любые тексты: каноны, стихиры, святоотеческие чтения. Правда, в новых богослужебных книгах проявляется тенденция к тому, что скоро они будут повторять друг друга.

Но приведу пример цветной Триоди XVI-ХVІІ вв., стр. 245 https://old.stsl.ru/...-402/#image-245P9121388.JPG

Просто написаны тексты недели жён-мироносиц.

А Типикон регулирует: "Аще храм святых жен мироносиц: на малей и Велицей Вечерни, и на утрени и на Литургии поем во всем подобне, якоже великомученику Георгию, точию на вечерни паремии чтем, писаны в неделю всех святых" https://azbyka.ru/ot...enie/tipikon/50

В современной Триоди на этом месте дублируется указание Типикона https://lib.pravmir....=1256:2,1256:34

Изменено пользователем Vladimir Gennadevich
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А почему вам кажется, что не надо читать имя автора, хотя минея или Типикон этого требуют?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А почему вам кажется, что не надо читать имя автора, хотя минея или Типикон этого требуют?

Типикон как раз этого не требует:

Типикон: "По целовании же чтется огласительное слово Златоустаго от настоятеля, или екклисиарха: Аще кто благочестив, и боголюбив: Не седим же на сицевом чтении, но стояще слушаем вси" https://azbyka.ru/ot...enie/tipikon/50

Минея вообще не при чём.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну да, я перепутал. Не Минея, а Триодь требует обязательного прочтения с именем автора.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...