Перейти к содержанию

Placuit Deo


Владимир М.
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Документ Конгрегации доктрины веры «Placuit Deo»

 

Прот. Всеволод Чаплин обратил внимание на документ Конгрегации доктрины веры «Placuit Deo» (https://pravoslav-po...com/127936.html).

Там, в частности, говорится:

"В пятой части документа утверждается, что «местом, где мы получаем спасение, принесенное Иисусом, является Церковь», видимая община, в которой мы прикасаемся к плоти Иисуса, особенно в лице самых бедных и страждущих братьев.

 

В шестой, заключительной части документа Конгрегации вероучения речь идет о миссии и об отношениях с верующими других религий: «Осознание полноты жизни, в которую вводит Иисус Спаситель, побуждает христиан к миссии, чтобы возвещать всем людям радость и свет Евангелия. В этом усилии они готовы также установить искренний и конструктивный диалог с верующими других религий, с упованием, что Бог может привести к спасению во Христе всех людей доброй воли, в сердце которых невидимым образом действует благодать». Посвящая все свои силы евангелизации, Церковь «продолжает взывать к окончательному пришествию Спасителя». Спасение человека будет совершено только тогда, когда, одолев последнего врага – смерть, – мы все будем участвовать в славе Воскресшего Христа, Который приведет к полноте наши отношения с Богом, с братьями и со всем творением».

 

Документ, подписанный префектом Конгрегации вероучения архиепископом Луисом Ладария Феррером и секретарем Конгрегации архиепископом Джакомо Моранди, был одобрен Папой Франциском и опубликован по его распоряжению".

 

(https://sib-catholic....kogo-spaseniya/).

 

 

Можно, конечно, понять дело так, будто "Бог может привести к спасению во Христе всех людей доброй воли", присоединяя их к видимой общине (т.е. действующая призывающая благодать и конструктивный диалог приведут их ко крещению). Но можно понять и иначе, как версию "анонимного христианства", которого в разной степени открыто придерживались идеологи II Ватиканского собора.

 

Двусмысленность официальных документов -- это родовой признак пост-второватиканского способа изложения вероучения (не только, кстати, у католиков). И чтобы понять официальные тексты правильно, нужно видеть контекст. Например, если мы увидим, что спасение иудеев папа Франциск вовсе не связывает с крещением (https://kiprian-sh.l...com/358305.html), то нам станет яснее, как именно следует интерпретировать одобренный им текст «Placuit Deo».

 

https://kiprian-sh.livejournal.com/444891.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 13-ом пункте про Таинства говорится:

 

"13. Both the individualistic and the merely interior visions of salvation contradict the sacramental economy through which God wants to save the human person. The participation in the new kind of relationships begun by Jesus occurs in the Church by means of the sacraments, of which Baptism is the door,[20] and the Eucharist is the source and the summit.[21] In this, the inconsistency of the claims to self-salvation that depend on human efforts alone can be seen. Faith confesses that we are saved by means of Baptism, which seals upon us the indelible mark of belonging to Christ and to the Church. The transformation of the way of living our relationships with God, with humanity, and with creation derives from Baptism (cf. Mt 28:19). Thus, purified from original, and all other sins, we are called to a new existence conforming to Christ (cf. Rom 6:4). With the grace of the seven sacraments, believers continually grow and are spiritually renewed, especially when the journey becomes more difficult. "

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Можно, конечно, понять дело так, будто "Бог может привести к спасению во Христе всех людей доброй воли", присоединяя их к видимой общине (т.е. действующая призывающая благодать и конструктивный диалог приведут их ко крещению). Но можно понять и иначе, как версию "анонимного христианства", которого в разной степени открыто придерживались идеологи II Ватиканского собора.

 

Двусмысленность официальных документов -- это родовой признак пост-второватиканского способа изложения вероучения (не только, кстати, у католиков). И чтобы понять официальные тексты правильно, нужно видеть контекст. Например, если мы увидим, что спасение иудеев папа Франциск вовсе не связывает с крещением (https://kiprian-sh.l...com/358305.html), то нам станет яснее, как именно следует интерпретировать одобренный им текст «Placuit Deo».

 

https://kiprian-sh.l...com/444891.html

 

 

Нет тут некакой двусмысленности. Католическая Церковь уже давно сформулировала своё учение в этом вопросе. В соседней теме я уже цитировал документы. Ещё раз приведу цитаты.

 

 

 

Второй Ватиканский Собор Lumen gentium 16( https://cathmos.ru/fi...ts/VatCouns.pdf ) :

 

16. Наконец, те, кто ещё не принял Евангелия, определены принадлежать к Народу Божию в силу различных причин. 18 Прежде всего это — тот народ, которому были даны заветы и обетования, от которого Христос был рождён по плоти (ср. Рим 9, 4-5), народ, в отношении к избранию возлюбленный ради отцов, ибо дары и призвание Божие непреложны (ср. Рим 11, 28-29). Но спасительный Промысел объемлет и тех, кто признаёт Творца, и среди них прежде всего мусульман, которые, исповедуя свою приверженность вере Авраама, вместе с нами поклоняются Богу единому, милосердному, Который будет судить людей в последний день. Но и от прочих, взыскующих неведомого Бога через тени и образы, Бог недалеко, ибо Он Сам дарует всему жизнь и дыхание и всё прочее (ср. Деян 17, 25-28), и потому, что Спаситель хочет, чтобы все люди спаслись (ср. 1 Тим 2, 4). А те, кто не по своей вине не знает Евангелия Христова и Его Церкви, но всё же ищет Бога искренним сердцем и под воздействием благодати стремится исполнять своими делами Его волю, познаваемую голосом совести, могут обрести вечное спасение. Божественное Провидение не отказывает в помощи ко спасению тем, кто не по своей вине ещё не достиг ясного познания Бога, но пытается вести правильную жизнь не без благодати Божией. Ибо всё доброе и истинное, что можно у них обнаружить, Церковь считает неким приуготовлением к Евангелию и даром Того, Кто просвещает всякого человека, чтобы он, наконец, обрёл жизнь. Но чаще люди, обманутые Лукавым, осуетились умствованием своим, заменили истину Божию ложью и служат твари вместо Творца (ср. Рим 1, 21-25) или, без Бога живя и умирая в этом мире, предаются крайнему отчаянию. Поэтому, чтобы содействовать славе Божией и спасению всех этих людей, Церковь, памятуя заповедь Господню, Который сказал: “Проповедуйте Евангелие всей твари” (Мк 16, 15), ревностно забо тится о поощрении миссий.

 

 

ККЦ 846 - 848 ( https://catholic.toms...23.htm#s2p3a3t5 ) :

 

«Нет спасения вне Церкви»

 

Как надо понимать это утверждение, часто повторяемое отцами Церкви? Сформулированное позитивно, оно означает, что спасение целиком исходит от Христа-главы через Церковь, Тело Его:

 

«Основываясь на Священном Писании и на Предании, Собор учит, что эта странствующая по земле Церковь необходима для спасения. Один только Христос - посредник и путь ко спасению, а Он присутствует для нас в Своем теле, которое есть Церковь; прямо преподав нам необходимость веры и Крещения. Он одновременно подтвердил необходимость самой Церкви, в которую люди входят через Крещение, как через дверь. Поэтому знающие, что Вселенская Церковь основана Богом через Иисуса Христа как необходимая, и все же не желающие вступить в нее или оставаться в ней, не могут спастись».

Это утверждение не относится к тем, кто не по своей вине не знает Христа и Его Церковь:

«А кто без вины своей, не знает Евангелия Христова и Его Церкви, но все же ищет Бога искренним сердцем и под воздействием Его благодати стремится исполнять своими делами Его волю, которую познает благодаря голосу совести, те могут наследовать вечное спасение».

«Итак, хотя людей, не по своей вине не знающих Евангелия, Бог может путями, которые Ему одному известны, вести к вере, без которой „Богу угодить невозможно” (Евр 11, 6), однако на Церкви лежит обязанность и одновременно священное право проповедовать Евангелие» всем людям.

 

 

ККЦ 1260 (
) :

 

«Поскольку Христос умер за всех и поскольку окончательное призвание человека действительно единственное, то есть божественное, мы должны считать, что Дух Святой открывает всем - известным Богу путем - возможность приобщаться этой Пасхальной тайне» . Каждый человек, который, ничего не зная о Евангелии Христа и о Его Церкви, ищет истины и исполняет волю Божию настолько, насколько ее знает, может быть спасен. Можно предположить, что такие люди высказали бы желание получить Крещение, если бы знали о его необходимости.

Изменено пользователем Mihail
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

«Нет спасения вне Церкви»

 

Как надо понимать это утверждение, часто повторяемое отцами Церкви? Сформулированное позитивно, оно означает, что спасение целиком исходит от Христа-главы через Церковь, Тело Его:

 

Правильная трактовка более важна, чем само утверждение!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И надо сказать, что процитированное учение о возможности спасения непреодолимо заблуждающихся - это не новелла Второго Ватикана, а мнение которое высказывали многие именитые консервативные богословы прошлого. По моему этой возможности даже владыка Марсель Лефевр не отрицал.

 

Очень правильное на самом деле учение. Не мог Бог любящий всех людей и желающий всем спасения оставить вообще без возможности спастись тех же жителей Доколумбовой Америки, к примеру. Или других людей неимеющих даже физической возможности сознательно уверовать.

Изменено пользователем Pawlo
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для сравнения предлагаю ознакомиться с точкой зрения некоего Георгия Максимова.

Представим себе, есть далекая языческая, нехристианская, неправославная страна. Православной миссии в нее пока не наблюдается (а до начала миссии самой миссии собственно еще нет). Как так, Бог не хочет спасения этих людей? Почему он не посылает к ним миссионеров?

 

Или Бог знает, что в неком неправославном народе есть человек, чье сердце открыто и готово принять Его, хочет спасти этого человека, но не может – и тогда Он не всемогущ.

Или Бог может спасти такого человека, желает его спасти, но не знает, к чему склоняется сердце человека и не способен разобрать, кто из людей открыт для истины, – и тогда Он не всеведущ.

Или Бог знает, что есть человек, открытый для истины и жаждущий её, может его спасти, но не хочет спасать – и тогда Он не всеблагой.

Но это все богохульства.

И Максимов приходит к единственному, как ему кажется, "небогохульному" выводу:

 

Что если Бог-то знает, может и хочет, но просто в этом народе в данный момент его истории «никто не ищет Бога; все до одного негодны» (Рим.3:11–12)? И потому Бог и не посылает им миссионеров, что хорошо знает: их труды в данный момент будут здесь безуспешны... Ибо Господь... зная по предведению о том, какой выбор свободно сделает тот или иной человек в сердце своём, для избравших истину предопределяет внешние обстоятельства, позволяющие им реализовать этот выбор и раскрыть его с наилучшей стороны...

 

https://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksimov/vne-tserkvi-net-spasenija/1

 

Который по факту едва ли не хуже отмеченных богохульных.

Вот оно как получается. "Истинная церковь" может спокойно сидеть на пятой точке и не озадачиваться евангелизацией: если бы Бог хотел, он бы уже обратил. Действительно, раз из 8 миллиардов населения более 7 миллиардов не просвещает "по-православному" Словом Божьим, значит они однозначно "негодны", можно среди них и не проповедовать.

Прекрасное обоснование миссионерской лени. Ну и просто по-человечески нравственно низкая позиция.

О том, что у Бога могут быть и иные промыслительные пути, кроме предложенных, что могут быть особые провиденциальные планы насчет народов, нам неведомые или малопонятные, или что в самой инициативе миссионера, даже в ее субъективном начинании уже может просвечивать Божий помысел и попечительство о спасении народа - об этом ничего.

Радует, что в ПЦ это только одна из точек зрения. Но плохо, что там нет четкого официально провозглашенного учения, поэтому и такое "мнение" может долго болтаться среди разных альтернатив, да еще и позиционироваться в качестве какой-нибудь "святоотеческой" мысли.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Placuit Deo - совершенно проходной документ. Писался он ради обличения "неопелагианства", но оно получилось каким-то вовсе жидким, даже не обидно. В общем, ажиотаж неоправдан.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для сравнения предлагаю ознакомиться с точкой зрения некоего Георгия Максимова.

 

Ужасная богохульная мерзость, да. Я как раз ее читал в этом году и не скрою, что она оказала некоторое влияние на мой окончательный конфессиональный выбор(хотя, конечно, признание истинности западных учений о исхождении Духа и примате Римского Епископа, оказали куда большее влияние).

 

Отец Георгий просто хочет любой оправдать миссионерскую импотенцию отделённых восточных поместных Церквей. Он хочет встроить живую реальность в прокрустово ложе своих представлений, а то что получающийся результат оказывается мерзким, циничным, аморальным, богохульным, что в итоге вместо Православия получается какой-то крипто-кальвинизм - это "так, мелочи жизни".

 

Отдельно хотелось бы отметить, что в отделённом Православии имеет место парадоксальная картина. Как раз либералы допускающие большую свободу действия Духа и шире смотрящие на границы Церкви куда активней ведут миссию среди инославных(относительно отделённого Православия, инославных, конечно) и иноверных, а экстремисты прямо приговаривающие почти всех людей на земле к аду обычно и пальцем не шевелят, чтобы этих самых людей спасти. Хотяказалоь бы, всё должно быть наоборот.

 

И еще одно, самое главное, соображение: такими рассуждениями, как у отца Георгия могут защищать себя даже самые крайние секты. Любая секта теперь может сказать "ну и что, что нас не было большую часть истории и сейчас мы мало где предсавлены? Значит большую часть времени и в большей чати земли не видет Господь людей желающих спасения". Прекраная отмазка для мормонов, лже-свидетелей, единственников-модалистов, христаделфиан и прочих псевдо-христианских культов

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И еще одно, самое главное, соображение: такими рассуждениями, как у отца Георгия могут защищать себя даже самые крайние секты. Любая секта теперь может сказать "ну и что, что нас не было большую часть истории и сейчас мы мало где предсавлены? Значит большую часть времени и в большей чати земли не видет Господь людей желающих спасения". Прекраная отмазка для мормонов, лже-свидетелей, единственников-модалистов, христаделфиан и прочих псевдо-христианских культов

Однако свидетели Иеговы рассуждают по-другому: да, мол, мы появились только в девятнадцатом веке, однако во все времена были люди, одобряемые Богом и которых на этом основании также можно назвать свидетелями Иеговы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, сам то Георгий Максимов как раз таки миссионер.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересный момент. Даже кальвинисты не так категоричны, как Максимов.

 

Вестминстерское исповедание веры

 

3. Избранных, умирающих в младенчестве, Христос возрождает и спасает Духом, Который действует, когда, где и как Ему угодно. Это же относится и к другим избранным, которые не способны воспринять внешний призыв через проповедь Слова.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только один пример относительно т.н. православной миссии.

 

В Израиле достаточно храмов Иерусалимской патриархии и несколько РПЦ. Первые служат исключительно для арабов-православных, но в не выгоняют, естественно, русских, которые, впрочем ни шиша не понимают на богослужении. Миссии для евреев нет в принципе, как и ни одной службы на иврите.

 

РПЦшные храмы служат на церковнославянском, но расписание такое же неудобное, как и арабов. К слову сказать, если человек живёт не в Иерусалиме, ему нужно брать отпуск или отгул чтобы попасть на любую православную службу. ИП служит в воскресенье в кувуклии один раз – в 2 часа ночи. Видно, чтобы никто не приехал.

 

Для сравнения – католики служат св. Мессы в кувуклии каждый час. Служат на арабском, иврите, английском, французском. Раз в месяц или чаще есть службы на русском языке. Кроме того, при Латинском Патриархате создан викариат для ивритоговорящих католиков. До своей смерти в 2005 г. Его возглавлял епископ Жан-Батист Гурион, по происхождению алжирский еврей, аббат бенедектинского монастыря Абу-Гош под Иерусалимом, где возрождён, кстати, грегорианский хорал. Сейчас викариат возглавляет о. Иезуит Давид Нейхауз, тоже этнический еврей, по-моему из Германии.

 

Более подробно об ивритоговорящих католиках можно прочесть в моей давней статье - https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=2379

 

Так что разница в подходе к миссии очевидна. Она особенно очевидна на святой Земле, где очень многое тайное становится явным.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересный момент. Даже кальвинисты не так категоричны, как Максимов.

 

Вестминстерское исповедание веры

 

3. Избранных, умирающих в младенчестве, Христос возрождает и спасает Духом, Который действует, когда, где и как Ему угодно. Это же относится и к другим избранным, которые не способны воспринять внешний призыв через проповедь Слова.

 

Кстати интересно, что о некрещенных младенцах отец Георгий хотя и не говорит прямо, что они спасены в плане вхождения в Царство Небесное, но признает, что Господь даст им некую вцелом положительную участь в жизни будущего века(сам смотрел его видео, где он это говорит), за которую они будут Ему благодарны.

 

Хотя, казалось бы, в рамках его же логики, что мешает сказать "Да все они попадут в ад, Бог просто предвидел, что эти младенцы умершие некрещённым, даже если бы были крещены и выжили бы, то всё равно так и не уверовали бы, или потом отпали бы от веры и не спаслись"?

 

Слава Богу хватило отцу Георгию христианской совести не делать такого ужасного вывода. Жаль, что не хватило ее на непреодолимо заблуждающихся взрослых нехристиан.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...