Neta Опубликовано 17 октября, 2013 Поделиться Опубликовано 17 октября, 2013 В Писании никаких дыхательных практик нет. Из духовных писателей встречала только у Симеона Нового Богослова, и еще у кого-то, не помню уже. Но все равно не понимаю, зачем это нужно. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Маричка Опубликовано 17 октября, 2013 Автор Поделиться Опубликовано 17 октября, 2013 (изменено) Никита Стифат, Никифор Отшельник, еще неcкольких имен не помню- отцы "Добротолюбия" Изменено 17 октября, 2013 пользователем Маричка Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Vita Опубликовано 17 октября, 2013 Поделиться Опубликовано 17 октября, 2013 Мне кажется, что это не так. Дыхательные техники используются не только в христианстве. Впрочем, я тут спорить не буду. По большому то счету это все не важно - с чем что ассоциировано. Но вроде это неплохо от усиленной "работы на Мессе" и "умственного напряжения" отвлекаeт. Разные штрихи : дыхание на молитве- это образ Святого Духа, шум в органных трубах на Мессе - тоже образ Его дуновения и т.д. От всех таких деталей становишься как бы более просветленным (вместо сплошного "скрипа мозгов"), имхо. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Маричка Опубликовано 17 октября, 2013 Автор Поделиться Опубликовано 17 октября, 2013 (изменено) Но вроде это неплохо от усиленной "работы на Мессе" и "умственного напряжения" отвлекаeт. Разные штрихи : дыхание на молитве- это образ Святого Духа, шум в органных трубах на Мессе - тоже образ Его дуновения и т.д. От всех таких деталей становишься как бы более просветленным (вместо сплошного "скрипа мозгов"), имхо. Ну, вообщем да. Согласна. Главное теологичю не подкладывать под это дело. Изменено 17 октября, 2013 пользователем Маричка Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Дмитрий Опубликовано 17 октября, 2013 Поделиться Опубликовано 17 октября, 2013 Тут думаю вся фишка не в этом - просто если отталкиваться от того, что существующая реальность - это непостредственно настоящее время, (прошлое -прошло, будущее еще не наступило), причем в этом настоящем твоя молитва, посторонние мысли просто толпятся снаружи, ты знаешь о них, но это как шум алкашей под окнами, когда ты смотришь фильм дома, на 9 этаже. Ну да, шумят, вроде. Да и пусть. А когда они перестанут шуметь - и не заметишь даже. Ты ведь кино смотришь (ну или музыку слушаешь) Или шарф вяжешь. Маричка, посторонние мысли являются такой же частью настоящего, как и молитва. Если бы не отвлекаться было легко, то я бы это мог . Если ты умеешь не отвлекаться, научи меня как . Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Дмитрий Опубликовано 17 октября, 2013 Поделиться Опубликовано 17 октября, 2013 Мне кажется, что все потому, что мы пытаемся на Мессе "работать". Вот как сказали - миряне учавствуют в Мессе, должны быть вовлечены, Вот мы и стараемся.Я когда была в московском храме Св. Людовика Французского, мне очень понравилось роспись на потолке, в алтарной части - Преображение Господне. Очень точно. Вот мы все, как триа постола пали ниц и молчим пораженные, и только Петр, понимаешь, пытается сказать что то - но то, что он говорит, в общем то "не в кассу" И Бог его тут же поправил, Гласом с неба. Я думаю, на Мессе, мы как и апостолы должны смотреть и слушать. Для нас разворачивается космическое действие, не мы его режиссеры. Мы даже не оркестр. Месса по определению есть общее делание. Восточное название Литургия так и переводится - общее делание. Но речь даже не об этом. Даже если ты хочешь прото смотреть и слушать, то и для этого нужна собранность. Отвлекаться в любом случае нежелательно. Ну а чтобы воспринимать не отвлекаясь действие, происходящее со скоростью устной речи, большинству из нас нужно жахнуть, как минимум, таблетку тизерцина. Поскольку мысль иначе уходит вперед, назад и в обе стороны. Мысль должна двигаться, и она не может двигаться со скоростью речи, это слишком медленно. Это относится к молитве и дома, и в церкви. Какие ты предложишь способы борьбы с этим делом?Я вижу сходу всего три варианта: - Ускорять действие. Латинский обряд более сжатый, быстрый, это позволяет синхронизироваться в гораздо большей степени, чем в восточном богослужении.- Усложнять действие, информационно насыщать его. Когда ты молишься своими словами, да еще и не теми же, что и каждый раз, мозг загружен гораздо больше и мысль не успевает убегать далеко от слов молитвы.- Включать эмоции. Эмоции способствуют концентрации внимания как ничто другое. На Востоке это не рекомендуется, но и зря. Другое дело, что искусственные эмоции - плохо, а естественные по заказу не бывают. Есть еще, наверное, четвертый вариант, мною до сих пор не изведанный - молиться на иностранном языке . На латыни . Но это ж ее сначала выучить нужно . Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Маричка Опубликовано 17 октября, 2013 Автор Поделиться Опубликовано 17 октября, 2013 Поздно увидела пост - только завтра уже напишу, сейчас с ног валюсь и засыпаю на ходу. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Drogon Опубликовано 17 октября, 2013 Поделиться Опубликовано 17 октября, 2013 Вот как сказали - миряне учавствуют в Мессе, должны быть вовлечены, .........................................................................................................Я думаю, на Мессе, мы как и апостолы должны смотреть и слушать. А разве смотреть и слушать, это не "вовлечены"? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Владимир М. Опубликовано 17 октября, 2013 Поделиться Опубликовано 17 октября, 2013 (изменено) - Включать эмоции. Эмоции способствуют концентрации внимания как ничто другое. На Востоке это не рекомендуется, но и зря.Дмитрий, кто Вам такое сказал? Именно, что рекомендуется! См. выше приведенную мной цитату из "Невидимой брани", согласно которой молитва без участия чувств является несовершенной. Причем процитированных слов у Лоренцо Скуполи нет, это, очевидно, добавление Никодима Святогорца. Там еще есть целая глава объясняющая, как научиться молиться таким образом. Изменено 17 октября, 2013 пользователем Владимир М. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Владимир М. Опубликовано 17 октября, 2013 Поделиться Опубликовано 17 октября, 2013 (изменено) Итак, словеса молитвенные имеешь, что значит понимать их и чувствовать, знаешь, и это в твоей власти. Стало быть, молитва и успех в ней - в твоих руках. Трудись неленостно, и успеешь. Предложу, однако ж, нечто в руководство к удобнейшему успеху. 1) Потрудись не в молитвенный час, а в другое свободное время, обдумать и прочувствовать положенные молитвы. Сделав это, ты во время молитвословия не встретишь никакого труда воспроизвести в себе все содержание читаемой молитвы; даже лишь только начнешь какую молитву, ее мысли и чувства предстанут сознанию твоему, и ты будешь произносить молитвенное слово, как бы оно было твое собственное и исходило из твоего сердца, в нем порождаясь, а не влагаемо будучи в него. 2) Потрудись, обдумав и прочувствовав молитвы, заучить их на память. Сделав это, ты будешь молитвы носить в себе. Пока они в молитвеннике, они вне тебя; а когда заучишь их, они станут внутрь тебя, и ты, в каких бы обстоятельствах ни находился, всегда будешь иметь с собой молитвенник свой. К тому же, заучивая молитвы, ты глубже напечатлеешь в себе мысли и чувства молитвенные, нежели как просто только обсудив их и обчувствовав. От такого изучения в тебе образуется молитвенный строй, если будешь не слова только заучивать, но и в мыслях тех и чувствах быть, которые содержатся в молитве. А это наилучший путь к успеху в навыке достодолжной молитвы. 3) Когда настанет время для молитвословия, не вдруг, как только оторвешься от обычных дел, начинай молитвословить, а наперед приготовься к тому: "Постой мало молча, дондеже утишатся чувства", как учит тебя молитвенник, и воспомяни, к чему приступаешь и что имеешь совершить, кто ты, имеющий молиться, и кто Тот, пред Кем будешь изрекать молитвы твои, и что именно должен ты изречь и как. Такое приготовление делают необходимым - утром одебеление души от погружения в сон и нападение забот о предлежащих делах дня тотчас по пробуждении, а вечером - многообразные впечатления дня и особенно случаи выдающиеся и поразительные, приятные и неприятные. Постарайся все выпроводить из сознания, чтоб дело молитвы заняло потом все твое внимание и ей одной исключительно мог ты посвятить предлежащее время. Случаи поразительные, если не успеешь управиться с ними, обращай в предмет молитвы или благодарения, или испрашивания помощи и избавления, или предания их и себя, и всего своего в волю Божию. 4) Пред самым началом молитвословия поставь себя в присутствие Божие до сознания и чувства Его с благоговейным страхом и восставь в сердце живую веру, что Бог видит и слышит тебя, что Он не отвращается от молящихся, но благоволительно взирает на них и на тебя в час молитвы сей, и окрылись упованием, что Он готов и исполнить, и действительно исполнит прошение твое, если оно душеполезно для тебя. 5) Настроясь так, изрекай молитвы свои, всеусильно углубляясь в них и всячески заботясь о том, чтоб они исходили из сердца как твои собственные, хотя они заученные. Не дозволяй вниманию своему отклоняться инуды и мыслям твоим улетать на сторону. Как только осознаешь, что это случилось, возврати мысли свои внутрь и начинай опять молитвы с того пункта, с которого внимание твое отклонилось на другое что. Заметь, что внимание не рассеивается, когда сердце бывает в чувствах молитвенных. О сих чувствах потому и пекись паче всего. Не дозволяй себе спешить в молитвословии, а все его благоговейно, как священное дело, с терпением доводи до конца. 6) Если среди молитвословия в таком настроении и порядке какой-нибудь предмет молитвы особенно падет тебе на сердце, окует твое внимание как по обстоятельствам близкий к тебе и вызовет у тебя собственное молитвенное слово, не попускай сему случаю пройти мимолетно, но остановись на нем и молись своим словом, пока удовлетворится породившееся молитвенное чувство или потреба. 7) Если потрудишься так совершить молитвословие, то вынесешь из сего молитвенное настроение, которое позаботься сохранить сколько можно в силе. Для сего не тотчас кидайся на обычные дела и никогда не думай, что, совершив свое молитвенное правило, ты все кончил в отношении к Богу и что тебе можно теперь дать волю своим мыслям и чувствам. Нет, ты и во весь день должен стараться держать себя так, как был на молитвенном правиле. Чтоб это поддержать, не забывай, что пред Богом ходишь и Его десницей держим еси над бездной ничтожества, и содержа сие в мысли, всякое дело свое, и большое, и малое, совершай, как Бог того хочет, у Него испрашивая на то благословения, и ко славе имени Его обращай все. Действуя так, ты до самого вечернего своего молитвословия дотянешь в добром молитвенном настроении. Совершив и вечернее правило таким же образом, ты ночь проспишь добре. И вот у тебя сутки доброго молитвенного настроения. Проводи так день за днем, и в несколько месяцев, а может быть, и недель, сделаешься сильным молитвенником, и молитва, как неугасимая лампада, начнет непрестанно теплиться в сердце твоем. 8) Приложу и еще одно правильце, именно - непрерывность такого делания молитвенного, от начатия его до преуспеяния в нем... Если же ныне ты хорошо помолишься и подержишь себя в молитвенном настроении, а завтра дашь себе волю и проведешь день распущенно, то, так действуя, никогда не успеешь в молитве. Это будет то же, что строить и разорять... И можно дойти до того, что молитва совсем заглохнет и душа сделается негожею для нее. Начавши, надо терпеливо пребывать в молитве, не ослабевая и себе не поблажая льготами и вольностями. https://www.wco.ru/biblio/books/bran1/Main.htm Изменено 17 октября, 2013 пользователем Владимир М. 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Дмитрий Опубликовано 17 октября, 2013 Поделиться Опубликовано 17 октября, 2013 Так это не прелесть? Я очень рад . 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Владимир М. Опубликовано 17 октября, 2013 Поделиться Опубликовано 17 октября, 2013 Даже Игнатий Брянчанинов осторожно писал о чувствах, которые должен иметь христианин во время молитвы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Neta Опубликовано 17 октября, 2013 Поделиться Опубликовано 17 октября, 2013 Даже Игнатий Брянчанинов осторожно писал о чувствах, которые должен иметь христианин во время молитвы.Где? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Владимир М. Опубликовано 17 октября, 2013 Поделиться Опубликовано 17 октября, 2013 В теме об Игнатии Брянчанинове я уже приводил цитату: "Цель правила – доставить душе недостающее ей количество молитвенных мыслей и чувств, притом мыслей и чувств правильных, святых, точно – богоугодных. Такими мыслями и чувствованиями наполнены благодатные молитвы святых отцов". 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Vita Опубликовано 18 октября, 2013 Поделиться Опубликовано 18 октября, 2013 А примеры богоугодных чувств ? сокрушение , умиление ..Еще какие? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ioann22 Опубликовано 18 октября, 2013 Поделиться Опубликовано 18 октября, 2013 В Православии есть аскетическая линия, которая отнюдь не симпатизирует линии Невидимая брань – Феофан Затворник. И Брянчанинов пользование чувствами разрешал только "святым отцам", а значит никому. Когда я еще был в Православии и исповедовался в Сретенском монастыре, там мне исповедующий иеромонах настоятельно рекомендовал не читать Невидимую брань, чтобы не заразиться латинской прелестью. И еще у меня есть знакомый православный молитвенник, который категорически не приемлет чувственную молитву и считает правильной механическую молитву. Так что в Православии две линии: "латинствующая" и "антилатинская". В "антилатинской" линии не принято чувствовать. А думать принято не во время молитвы, но до молитвы и после молитвы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ioann22 Опубликовано 18 октября, 2013 Поделиться Опубликовано 18 октября, 2013 (изменено) Я согласен с Маричкой. Формула – это не молитва из молитвослова. Для формулы не нужны чувства и размышления. Нужна чистая интенция и следование дыханию. А мысли будут так и так. Не надо на них обращать внимания. Если отвлеклись и мысль улетела в богословие, то надо очнуться и махнуть рукой на богословие. Говорят, что дьявол отвлекает от молитвы даже богословскими полетами, лишь бы отвлечь. Иногда отвлекает богохульствами, лишь бы молящийся отвлекся от шока и стал нервничать по этому поводу. Здесь-то и нужно "буддистское спокойствие". Мне один дьякон советовал говорить таким мыслям: не мое. И не нервничать на молитве. Если на молитве постоянно напрягать мозги, то мозг устанет, а молитва станет короткой. Поэтому совет Марички очень трезвенный, по-моему. Изменено 18 октября, 2013 пользователем ioann22 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Владимир М. Опубликовано 18 октября, 2013 Поделиться Опубликовано 18 октября, 2013 (изменено) И Брянчанинов пользование чувствами разрешал только "святым отцам", а значит никому.А как же приведенная мной цитата о молитвенном правиле? И еще у меня есть знакомый православный молитвенник, который категорически не приемлет чувственную молитву и считает правильной механическую молитву.Имеется в виду молитва, в которой участвует только ум или вообще бессознательное повторение слов? Так что в Православии две линии: "латинствующая" и "антилатинская". В "антилатинской" линии не принято чувствовать.А это не противоречит древним отцам? А думать принято не во время молитвы, но до молитвы и после молитвы.В каком смысле думать? Думать о молитве, ее смысле и т.д. или следовать умом за словами молитвы, вкладывать в них ум, как говорят отцы? Изменено 18 октября, 2013 пользователем Владимир М. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ioann22 Опубликовано 18 октября, 2013 Поделиться Опубликовано 18 октября, 2013 Молитвенное многобуквенное правило (где ум должен работать, чтобы понимать смысл и где желательно все это еще и прочувствовать) и практика повторения краткой молитвенной формулы синхронно с дыханием – это разве одно и то же? У них разные законы, насколько я знаю. Хорошее в одном плохо в другом. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Vita Опубликовано 19 октября, 2013 Поделиться Опубликовано 19 октября, 2013 В Православии есть аскетическая линия, которая отнюдь не симпатизирует линии Невидимая брань – Феофан Затворник. И Брянчанинов пользование чувствами разрешал только "святым отцам", а значит никому. Когда я еще был в Православии и исповедовался в Сретенском монастыре, там мне исповедующий иеромонах настоятельно рекомендовал не читать Невидимую брань, чтобы не заразиться латинской прелестью. И еще у меня есть знакомый православный молитвенник, который категорически не приемлет чувственную молитву и считает правильной механическую молитву. Так что в Православии две линии: "латинствующая" и "антилатинская". В "антилатинской" линии не принято чувствовать. А думать принято не во время молитвы, но до молитвы и после молитвы. Механические молитвы антилатинскими тоже не назовешь, потому что и в латинстве такой способ практикуется. Какие могут быть чувства при прочтении венчиков, подобно мантр?И наоборот какие-нибудь советы преп. Серафима Саровского по поводу соединений мыслей и чувств , ума и сердца в молитве, орошений слезами и умилений выглядят экзотично. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
kajum Опубликовано 19 октября, 2013 Поделиться Опубликовано 19 октября, 2013 ...Я назвала такую молитву - молитвенное дыхание. Можно это назвать медитацией, можно назвать как угодно.Сам метод.Можно наверно еще использовать нехитрые психофизиологические приемчики типа "укороченный вдох - удлиненный выдох", и наоборот...(А там уж переходить к более сложным молитвенным практикам - молитва по Куссмаулю, или по Чейн-Стоксу... ) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Маричка Опубликовано 19 октября, 2013 Автор Поделиться Опубликовано 19 октября, 2013 (изменено) Можно наверно еще использовать нехитрые психофизиологические приемчики типа "укороченный вдох - удлиненный выдох", и наоборот...(А там уж переходить к более сложным молитвенным практикам - молитва по Куссмаулю, или по Чейн-Стоксу... )Мне нравится Ваше здоровое чувство юмора Изменено 19 октября, 2013 пользователем Маричка Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Владимир М. Опубликовано 19 октября, 2013 Поделиться Опубликовано 19 октября, 2013 Механические молитвы антилатинскими тоже не назовешьА какие назовешь? Тут об антилатинских молитвах никто и не писал. Антилатинская молитва - это разве что молитва об искоренении "латинской веры" или что-то в этом роде. Я таких не встречал. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Vita Опубликовано 20 октября, 2013 Поделиться Опубликовано 20 октября, 2013 (изменено) А какие назовешь? Тут об антилатинских молитвах никто и не писал. Антилатинская молитва - это разве что молитва об искоренении "латинской веры" или что-то в этом роде. Я таких не встречал. Может это слезная и чувствительная молитва о латинянах, механически клепающих молитвы на скорость? Изменено 20 октября, 2013 пользователем Vita Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Владимир М. Опубликовано 23 октября, 2013 Поделиться Опубликовано 23 октября, 2013 Я согласен с Маричкой. Формула – это не молитва из молитвослова. Для формулы не нужны чувства и размышления. Нужна чистая интенция и следование дыханию.Этого я так и не понял. Что это за молитва, где не нужны чувства или участие ума? А мысли будут так и так. Не надо на них обращать внимания.Согласен. Тут еще, пожалуй, уместно будет процитировать "Трактат о любви к Богу" св. Франциска Сальского: Кто, молясь Богу, замечает, что молится,тот не вполне внимателен в молитве, поскольку отвращает внимание от Бога, которому молится, чтобы подумать о молитве, посредством которой он молится, Сама забота о том, чтобы не отвлекаться, часто служит для нас большим отвлечением, В духовных делах наиболее желательна простота. (...) Пребывающий в пламенной молитве не знает, пребывает он в молитве или нет, так как думает не о молитве, которую совершает, а о Боге, к которому она обращена. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти