Перейти к содержанию

Молитва и дыхание


Маричка
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Хотела поделится неким опытом и некоей наработкой что-ли.

известно, что на молитву себя надо нудить. Молитва - это тяжелый труд.И тд и тп.

Как мы молимся? Мы молимся (прошу прощения за то, что обобщаю, говоря "мы") в основном так: либо вычитываем молитвы (по молитвеннику, по памяти, неважно), нагружая вычитыванин известным умственным или может быть эмоциональным напряжением, те пытаемся заставить текст молитвы стать большим, чем просто слова. Мы молимся также спонтанно - но это случается много реже. Мы молимся также размышляя, как при чтении Розария, так же заставляя скрипеть мозги. Мы молимся "созерцая", напр на адорации.

 

 

Я хочу предложить несколько иной подход, вернее - несколько иную форму, может быть технику молитвы. Как дополнение и может быть как коррекцию описанных выше форм. предыдущих форм.

Возможно, я сейчас скажу о том, что хорошо всем известно. Тогда это действительно хорошо. Но момжет быть этот коротенький текст поможет кому то - это будет еще лучше.

Попробую коротко. Только суть. Но еще одно мини-вступление. Для чего?

Я назвала такую молитву - молитвенное дыхание. Можно это назвать медитацией, можно назвать как угодно.

Сам метод.

Сидя. (лучше сидя) С закрытыми глазами вы дышите, проговаривая слова молитвы в соответсвии с дыханием. Вот и все. Америки я не никакой не открываю.

Теперь те особенности, собственно сама техника,она неочевидна, поэтому ее и описываю.

Молитвенная формула должна быть очень короткой. Знаменитая "Исусова молитва" - да, возможно. Но все эе на мой взгляд для данного метода и эта формула слишком длинная. Оптимальна - Господи, помилуй. Или Кирие Элейсон, если на грецком языке. Или любая доугая, схожая по размеру, двухчастная молитвенная формула.

На вдох - первая часть. На выдох- вторая. Формулу лучше произносить в уме, не проихносить вслух.

Почему? Произнесение вслух сбивает дыхание, особенно на вдохе, но самое главное - повторение вслух регулирует дыхание. Парадокс? Кажущийся. Попробуйте и увидите. В итоге получается. после буквально нескольких минут практики этой формы, что вы устали, а вдохи-выдохи становятся волевым актом. То есть вы пришли к ритмическому дыханию, как оно описано во всех наставлениях по йоге, и прочему всякому-восточному. Такая молитва не может продолжаться долго, более того, она очень быстро измотает. У каждого свой физический предел и разная физическая форма, но это лишь вопрос времени - достигнете Вы своего предела раньше или позже на 10 минут . Плюс ритмическое дыхание приведет к гипервентиляции легких, головокружению и прочему. Оно надо? Оно не надо. Поэтому первое - молитва произносится в уме.

Правило второе - произносится вслед за дыханеим. Что это значит? Привычная практика, (например при выполнении физической работы) - действие определяет дыхание. Например сдвинуть шкаф - упелись плечом и включилось специфическое дыхание. Всем это знаком. Но эту модель придется поломать. Сначала - дыхание и лишь потом - действие. Это очень сложно. Но это очень важно.

Как выглядит на практике: Вам захотелось вдохнуть, Вам захотелось выдохнуть - вы произнесли млова молитвы. Но никак не - Вам захотелось произнсти слова - и Вы вдохнули(выдохнули)

Писать об этом долго, но всего лишь пара минут "эксперимента" продемонстрируют это гораздо лучше.

Ритм Вашего дыхания будет определяться ритмом молитвенной формулы, а надо как раз наоборот. Это позволит избежать и эффекта впадания в трансовое состояние, что очень часто случается при практикках, основанных на ритмическом духании. Про ритм, думаю, я сказала достаточно. Опыт - лучший учитель.

Теперь о мыслях. На мысли можно смело наплевать. Они будут, будут разные. Пусть будут. Не надо их гнать, не надо с ними бороться. Попробую объяснить так - цикл вдох-выдох, это не часть целого, не кирпичик в череде вдохов-выдохов, а и ест как раз то само целое. Кроме этого конкретного вдоха-выдоха и привязанной к ним молитвы ничего нет. Не было до, не будет и после. И тогда мысли просто уйдут. Остнется только молитва. Но и о молитве тоже не надо думать. Ошибкой будет нагружать ее либо ментально, либо эмоционально. Она (молитва) есть, но проходит как бы мимо Вас. Вы не оглядывается на нее. не останавливаетесь на ней. Не думайте о ней. Не думайите о смысле молитвенной формулы.

Вот собственно и весь метод.

Разумеется, ни о каком счете молитв как на четках речи и быть не может. Зачем? Бессмыслица.

На самом деле - метод очень прост. Основной камень, основная сложность - не позволять словам вести дыхание.

-----------------

Перечитала сейчас пост, как обычно я не редактирую подобные посты, пусть остается таким, каким написан. Вроде все так, как и хотела сказать.

Еще подумала - может я описала одну из техник исихастов, может быть одну из техник дзен. Не знаю, скорее не то и не другое, но что то наверное среднее и конечно более примитивное.

Да, и еще замечание - на первые строки поста внимания не обращайте - я не знала с чего начать и поэтому написала их просто чтобы начать хоть с чего то. Обычное дело, читала, что даже профессиональные писатели начинают писать, оставляя в качестве введения в роман или повесть такую чушь, просто для того, чтобы обозначить контекст и не отвлекаться от того, что есть собственно суть. А уж потом они мучительно сочиняют первые строки к уже написанному роману. Я не писатель, писатели меня поправят, но мне кажется, что это вполне похоже на правду.

Мда. Я поэт, зовусь я Цветик...

Изменено пользователем Маричка
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 53
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Но и о молитве тоже не надо думать. Ошибкой будет нагружать ее либо ментально, либо эмоционально. Она (молитва) есть, но проходит как бы мимо Вас. Вы не оглядывается на нее. не останавливаетесь на ней. Не думайте о ней. Не думайите о смысле молитвенной формулы.

 

А почему тогда это молитва, что делает это молитвой? Как на Западе не знаю, а на Востоке считается желательным полное четкое осознание смысла произносимого.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А почему тогда это молитва, что делает это молитвой? Как на Западе не знаю, а на Востоке считается желательным полное четкое осознание смысла произносимого.

Не просто желательно, а обязательно. Очевидно, как на Востоке, так и на Западе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не просто желательно, а обязательно.

 

По возможности обязательно :).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По возможности обязательно :).

Просто если такой возможности нет, то это уже не молитва. Как об этом говорится в "Невидимой брани":

 

"Не словом только надо молиться, но и умом, и не умом только, но и сердцем, да ясно видит и понимает ум, что произносится словом, и сердце да чувствует, что помышляет при сем ум. Все сие в совокупности и есть настоящая молитва, и если нет в молитве твоей чего-либо из сего, то она есть или несовершенная молитва, или совсем не молитва. Ты, верно, слыхал такие слова: словесная молитва, мысленная молитва, сердечная молитва; слышал притом, может, и рассуждения о каждой из них особо. Отчего происходит такое разложение молитвы на ее части? Оттого, что по нашей оплошности бывает, что иной раз язык произносит святые слова молитвы, а ум блуждает невесть где или и ум понимает слова молитвы, а сердце не отзывается на них чувством. В первом случае молитва бывает только словесная и совсем не есть молитва, во втором - с словесной соединяется и молитва мысленная, и это есть молитва несовершенная, неполная. Полная и настоящая молитва есть, когда с словом молитвенным и молитвенною мыслью сочетавается и молитвенное чувство".

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Маричко, спасибо за столь подробный текст. Но лично я настороженно отношусь ко всяким медативным/молитвенным техникам. Я вижу в них отвлекающий момент. Если сердце не настроено на молитву, то "вы друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь" то хоть лоб разбей,
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А почему тогда это молитва, что делает это молитвой? Как на Западе не знаю, а на Востоке считается желательным полное четкое осознание смысла произносимого.

:) А какое еще может быть осознание здесь кроме "Господи, помилуй"? Зачем это разжевывать в своем уме постоянно? Смысл слов вполне очевиден, молитвенная формула проста и однозначно. Вот и надо позволить ей просто быть, находясь в безмолвии. Сложная молитва, такая как Отче Наш, например - да, требует именно "разжевывания", своего рода медитации над текстом. В "Господи помилуй" же - интенция в чистом виде.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Маричко, спасибо за столь подробный текст. Но лично я настороженно отношусь ко всяким медативным/молитвенным техникам. Я вижу в них отвлекающий момент. Если сердце не настроено на молитву, то "вы друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь" то хоть лоб разбей,

А мне кажется как раз наоборот - отвлекающий момент как раз присутсвует в молитве перегруженой как псевдо-диалогом так и повествовательностью. Оно красиво, но - скажи к примеру, при чтении Розария - ты молишься или размышляешь? Не оттого ли Розарий очень часто и многих выматывает даже физически. Помнишь, Треза Мартен сама страдала от того, что ежедневно приходилось Розарий читать? Я не против Розария пишу - просто он яркий пример молитвы технически сложной. При не-механическом выполнении, естественно.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Честно сказать, я не очень-то наблюдаю за своей молитвой. Как получается, так и молюсь. Стараюсь почаще за все Бога благодарить. А витиеватость слов давно уже ушла... как-то незаметно. Может, это и неправильно. Вообще у меня плохо получается молиться общими молитвами.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, еще одна мыслЯ по поводу. Наталия, знаешь ведь Ангел Господень молитву конечно. Так вот, попробуй ее "разгрузить" , прочитав вместо латинского варианта Ave - восточный - Богородице Дево, с обязательной формулой - Яко Христа Спаса родила, Избавителя душ наших, вместо - Санкта Мария, маиер Деи, ора про нобис этс. Попробуй почувствовать разницу, а она есть. Поменялась интенция, сдвинулась на полтона. А я скажу так, как я понимаю - весь Ангел Господень (молитва) перестала нести в себе разрыв контекста. Ну или, совсем такой простой - опусти из заключительной части этой молитвы, которая к Отцу, слова о возвещенном Ангелом воплощении - просто скажи - знающие о воплощении Сына Твоего и тд. Убери эту громоздкую конструкцию - и молитва станет почти музыкой. Станет легче и ближе. Ее душа сможет петь без усилия. Блин, тут уже сфера субъективного, ясное дело. Но попробуй. Естати, именно в византийском прочтении Ave, "Ангел Господень" становится как бы продолжением "Верую", раскрытием аспекта, и будет предшествовать Отче наш. И снова все - без разрыва. В итоге получается сплошная молитвенная ткань, одна форма перетекает в другую. Триптих. Как то так. Интересно твое мнение. Изменено пользователем Маричка
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Честно сказать, я не очень-то наблюдаю за своей молитвой. Как получается, так и молюсь. Стараюсь почаще за все Бога благодарить.

Ну это нам всем надо и всегда. Об этом и речи нет.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А какое еще может быть осознание здесь кроме "Господи, помилуй"? Зачем это разжевывать в своем уме постоянно? Смысл слов вполне очевиден, молитвенная формула проста и однозначно. Вот и надо позволить ей просто быть, находясь в безмолвии. Сложная молитва, такая как Отче Наш, например - да, требует именно "разжевывания", своего рода медитации над текстом. В "Господи помилуй" же - интенция в чистом виде.

Не совсем понял Вашу мысль. Вообще, молитва - это молитва, медитация (размышление) - это медитация. Как хорошо заметил митрополит Антоний (Блюм), размышление моет перейти в молитву, но молитва не должна превращаться в размышление.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не совсем понял Вашу мысль. Вообще, молитва - это молитва, медитация (размышление) - это медитация. Как хорошо заметил митрополит Антоний (Блюм), размышление моет перейти в молитву, но молитва не должна превращаться в размышление.

Медитация, размышление - уяснение, раскрытие смысла нашей мозгой :) Необходимость четкого осознания смысла в молитве - та же медитация, только замаскированная и выполняемая на автомате. Как мгновенно пронесшаяся в памяти 50-ти страничное толкование на Отче Наш (про 50 страниц - шучу) И праильно Антоний Сурожский говорит - может перейти в молитву размышление и не должна молитва первращаться в размышление. Молитва есть завершающий акт, то бишь выражение интенции. Все размышления - в прошлом. Вы же не считаете молитвой Cимвол Веры? Пример чистой декларации, пример материала для размышления и медитации. Но это не молитва. Так же как и любая молитва, помните как в старых молитвенниках ракомендовано - сначала прочитай, уясни ее, пойми ее, а потом встань перед Богом и молись (этой молитвой)

Молитва - способ непосредственного прямого действия. Размышление над словами молитвы - это подготовка к этому действию. Из Хагакурэ приведу цитату, мне кажется будет к месту - "к сложным проблемем стоит относится легко" Потому что сложная проблема должна быть обдумана заранее. И поэтому когда настанет время дейчтвовать - надо просто действовать без колебаний и не задумываясь. А если пытаться и действовать и при этом "держаться за действие" (например - размышлять о текущем дейчтвии), то мало того, что создаешь избыточность, но еще и подрываешь чистоту и искренность действия. Как бы ловишь действие за хвост, оно скребет лапами, а ты его за хвост держишь. Примерно это я хотела сказать, когда говорила о чистой интенции.

;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А почему тогда это молитва, что делает это молитвой? Как на Западе не знаю, а на Востоке считается желательным полное четкое осознание смысла произносимого.

:) А какое еще может быть осознание здесь кроме "Господи, помилуй"? Зачем это разжевывать в своем уме постоянно? Смысл слов вполне очевиден, молитвенная формула проста и однозначно. Вот и надо позволить ей просто быть, находясь в безмолвии. Сложная молитва, такая как Отче Наш, например - да, требует именно "разжевывания", своего рода медитации над текстом. В "Господи помилуй" же - интенция в чистом виде.

 

Тут интенция и является смыслом. Но я просто не понял тебя с первого раза :). "Молитва проходит мимо вас", "не думаете о смысле молитвенной формулы" - я понял так, что побоку смысл, тверди и тверди. Извини, я должен был понять :).

 

Если ты имеешь в виду, что акт внимания должен быть направлен не на саму молитву, не на интенцию, а на Объект молитвы, то это, конечно, ДА. Но просто это уже очень высокий уровень, для меня на постоянной основе не доступный. Особенно что касается не обращать внимания на посторонние мысли, чтобы их присутствие не отвлекало от молитвы. Это очень круто, если тебе это доступно всегда, то что тут сказать, молись о нас грешных :).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А мне кажется как раз наоборот - отвлекающий момент как раз присутсвует в молитве перегруженой как псевдо-диалогом так и повествовательностью. Оно красиво, но - скажи к примеру, при чтении Розария - ты молишься или размышляешь? Не оттого ли Розарий очень часто и многих выматывает даже физически. Помнишь, Треза Мартен сама страдала от того, что ежедневно приходилось Розарий читать? Я не против Розария пишу - просто он яркий пример молитвы технически сложной. При не-механическом выполнении, естественно.

 

Это индивидуально. Мне легче быть собранным при молитве сложной, а еще легче при молитве своими словами. Сложная молитва больше загружает мозг, соответственно, меньше ресурсов остается для отвлекающих мыслей. Сложная молитва своими словами способна загрузить мозг почти полностью - лично мне так проще, а иначе мысль улетат во все соторны.

 

Кстати, вот чем для меня лучше в церкви (современный) латинский обряд, тем что он более концентрированный. Мысль гораздо быстрее, чем устная речь, это основная проблема концентрации на молитве в храме. А уж восточный обряд, при всех своих плюсах, такой медленный! Как заставить мысль работать с такой скоростью - я не знаю :). В латинском проще, там всё побыстрее. А в традиционном латинском обряде, когда молишься на латыни, может быть эта проблема решается вообще полностью, ведь там нужно еще и переводить. М.б. благодаря этому не остается времени отвлечься. Не знаю, не пробовал :).

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, еще одна мыслЯ по поводу. Наталия, знаешь ведь Ангел Господень молитву конечно. Так вот, попробуй ее "разгрузить" , прочитав вместо латинского варианта Ave - восточный - Богородице Дево, с обязательной формулой - Яко Христа Спаса родила, Избавителя душ наших, вместо - Санкта Мария, маиер Деи, ора про нобис этс. Попробуй почувствовать разницу, а она есть. Поменялась интенция, сдвинулась на полтона. А я скажу так, как я понимаю - весь Ангел Господень (молитва) перестала нести в себе разрыв контекста. Ну или, совсем такой простой - опусти из заключительной части этой молитвы, которая к Отцу, слова о возвещенном Ангелом воплощении - просто скажи - знающие о воплощении Сына Твоего и тд. Убери эту громоздкую конструкцию - и молитва станет почти музыкой.

 

Не совсем корректно, латинский вариант, это, фактически, не одна молитва, а две соединенные, хвалебная и просительная. Опять же, лично мне так лучше - чем больше переключаешься, тем меньше отвлекаешься.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не совсем корректно, латинский вариант, это, фактически, не одна молитва, а две соединенные, хвалебная и просительная. Опять же, лично мне так лучше - чем больше переключаешься, тем меньше отвлекаешься.

 

Это да, соединены две молитвы в одной. Как и в молитве "Под Твою защиту..."

Читала на форуме (еще на старом, у пана) мне очень понравилась чья то шутка по этому поводу - добавлена в силу латинского практицизма. Чтобы не тратить молитвенный ресурс :) - при чтении 150 Ave :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тут интенция и является смыслом. Но я просто не понял тебя с первого раза :). "Молитва проходит мимо вас", "не думаете о смысле молитвенной формулы" - я понял так, что побоку смысл, тверди и тверди. Извини, я должен был понять :).

Это я просто невнятно излагаю. Не Иоанн Креста все таки и не Экхарт :)

 

Если ты имеешь в виду, что акт внимания должен быть направлен не на саму молитву, не на интенцию, а на Объект молитвы, то это, конечно, ДА. Но просто это уже очень высокий уровень, для меня на постоянной основе не доступный. Особенно что касается не обращать внимания на посторонние мысли, чтобы их присутствие не отвлекало от молитвы. Это очень круто, если тебе это доступно всегда, то что тут сказать, молись о нас грешных :).

Тут думаю вся фишка не в этом - просто если отталкиваться от того, что существующая реальность - это непостредственно настоящее время, (прошлое -прошло, будущее еще не наступило), причем в этом настоящем твоя молитва, посторонние мысли просто толпятся снаружи, ты знаешь о них, но это как шум алкашей под окнами, когда ты смотришь фильм дома, на 9 этаже. Ну да, шумят, вроде. Да и пусть. :) А когда они перестанут шуметь - и не заметишь даже. Ты ведь кино смотришь (ну или музыку слушаешь) Или шарф вяжешь. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, вот чем для меня лучше в церкви (современный) латинский обряд, тем что он более концентрированный. Мысль гораздо быстрее, чем устная речь, это основная проблема концентрации на молитве в храме. А уж восточный обряд, при всех своих плюсах, такой медленный! Как заставить мысль работать с такой скоростью - я не знаю :). В латинском проще, там всё побыстрее. А в традиционном латинском обряде, когда молишься на латыни, может быть эта проблема решается вообще полностью, ведь там нужно еще и переводить. М.б. благодаря этому не остается времени отвлечься. Не знаю, не пробовал :).

Мне кажется, что все потому, что мы пытаемся на Мессе "работать". Вот как сказали - миряне учавствуют в Мессе, должны быть вовлечены, Вот мы и стараемся.

Я когда была в московском храме Св. Людовика Французского, мне очень понравилось роспись на потолке, в алтарной части - Преображение Господне. Очень точно. Вот мы все, как триа постола пали ниц и молчим пораженные, и только Петр, понимаешь, пытается сказать что то - но то, что он говорит, в общем то "не в кассу" И Бог его тут же поправил, Гласом с неба. Я думаю, на Мессе, мы как и апостолы должны смотреть и слушать. Для нас разворачивается космическое действие, не мы его режиссеры. Мы даже не оркестр.

 

Я ереси никакой не сказала часом? (задумчиво)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сложная молитва, такая как Отче Наш, например - да, требует именно "разжевывания", своего рода медитации над текстом.

 

Из нового Youcat (молитвенника для молодежи);

"Попробуй читать "Отче наш", правильно дыша. C каждым выдохом произноси одно предложение. Это сам Святой Дух молиться в тебе. А твое дыхание - это образ Его, Духа, данного тебе Богом, когда Бог дал тебе жизнь (ср. Быт 2,7).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я пробовала молиться (вслед за каналом "Союз" )восточными молитвами и такие там витиеватые словеса сплошным текстам, в котором пытаешься разобраться походя, что множество католических молитв-коронок , повторяющихся и похожих на мантры как раз менее концентрирующими на смысл слов показались..
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из нового Youcat (молитвенника для молодежи);

"Попробуй читать "Отче наш", правильно дыша. C каждым выдохом произноси одно предложение. Это сам Святой Дух молиться в тебе. А твое дыхание - это образ Его, Духа, данного тебе Богом, когда Бог дал тебе жизнь (ср. Быт 2,7).

 

Как то это...чегой то не то...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как то это...чегой то не то...

 

Почему не то? По моему дыхательные техники в христианстве с этим и связаны- с дыханием как образом Святого Духа.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Почему не то? По моему дыхательные техники в христианстве с этим и связаны- с дыханием как образом Святого Духа.

Мне кажется, что это не так. Дыхательные техники используются не только в христианстве. Впрочем, я тут спорить не буду. По большому то счету это все не важно - с чем что ассоциировано.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться


×
×
  • Создать...