Перейти к содержанию

Молитва и дыхание


Маричка
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Этого я так и не понял. Что это за молитва, где не нужны чувства или участие ума?

 

Я бы так сказал: в том отношении, в каком через формулу мы обращаемся к Богу -- это молитва. В том отношении, в каком требуется следование ума за смыслами (за многобуквенным повествованием) и требуется гамма чувств -- это не молитва. Поэтому требования к формуле и полноценной молитве разные.

 

Но, с другой стороны, в формуле ум всё равно участвует. Мы ведь понимаем значение слов "Господи Иисусе Христа, помилуй мя, грешнаго". Этим мы отличаемся от магнитофона и попугая. Но такое участие ума (на этом уровне) достаточно, по-моему. О чём ещё думать? Если о богословии, то не лучше ли думать до формулы или после формулы?

 

Да и чувство в формуле всё равно бывают, хотя бы на минимуме. Покаянное, например. Оно должно быть хотя бы на уровне интенции. Актуально бывает, что чувств вовсе нет. Никаких. Хочется, чтобы были. Но их нет. И тут формула как раз -- самое то (в отличие от молитвы).

 

А вот в молитвослове требуется напрягать ум и рождать чувства. Там минимальное задействование ума и чувств -- это недостаток. А в формуле этого достаточно.

 

Как-то так... [Всё имхо]

Изменено пользователем ioann22
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 53
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Я бы так сказал: в том отношении, в каком через формулу мы обращаемся к Богу -- это молитва. В том отношении, в каком требуется следование ума за смыслами (за многобуквенным повествованием) и требуется гамма чувств -- это не молитва. Поэтому требования к формуле и полноценной молитве разные.

Не совсем понял. "Формула" - это что? Краткое молитвенное воззвание наподобие Иисусовой молитвы? Мне просто этот термин непривычен в данном контексте.

 

Но, с другой стороны, в формуле ум всё равно участвует. Мы ведь понимаем значение слов "Господи Иисусе Христа, помилуй мя, грешнаго". Этим мы отличаемся от магнитофона и попугая. Но такое участие ума (на этом уровне) достаточно, по-моему. О чём ещё думать? Если о богословии, то не лучше ли думать до формулы или после формулы?

А если читаешь длинные молитвы, то что, надо при этом думать о богословии? Тут я не вижу принципиальной разницы между "многобуквенным молитвенным правилом", как ты выразился, и краткими молитовками, которые Франциск Сальский называет prieres jaculatoires (не знаю, как это лучше перевести на русский).

 

А вот в молитвослове требуется напрягать ум и рождать чувства. Там минимальное задействование ума и чувств -- это недостаток. А в формуле этого достаточно.

Почему так?

Изменено пользователем Владимир М.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...
Краткое молитвенное воззвание наподобие Иисусовой молитвы?

 

Ага

 

А если читаешь длинные молитвы, то то, надо при этом думать о богословии?

 

В длинных молитвах сам текст "заставляет" думать о Троице или домостроительстве куда больше, нежели в краткой "мантре".

 

Почему так?

 

Поправлю себя. В формуле чувства тоже могут быть сильными, но они сосредотачиваются на одну тему (например, покаяние). А в большой молитве всякие разные чувства нужны из-за многотемного текста. В этом отличие. И ум может напрягаться сильно, но не по части сюжета, а чтобы заставить себя втиснуться в пять слов, например, и не рассеиваться. Тоже работа. Я по складу темперамента неспособен к множественным чувствам за раз. Поэтому мне формула легче даётся. И в плане задействования ума большая молитва требует вникать в смыслы, о которых мне неинтересно думать в данный момент. Но приходиться заставлять себя следовать за скучным текстом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Краткое молитвенное воззвание наподобие Иисусовой молитвы?

 

Ага

 

А если читаешь длинные молитвы, то то, надо при этом думать о богословии?

 

В длинных молитвах сам текст "заставляет" думать о Троице или домостроительстве куда больше, нежели в краткой "мантре".

 

Почему так?

 

Поправлю себя. В формуле чувства тоже могут быть сильными, но они сосредотачиваются на одну тему (например, покаяние). А в большой молитве всякие разные чувства нужны из-за многотемного текста. В этом отличие. И ум может напрягаться сильно, но не по части сюжета, а чтобы заставить себя втиснуться в пять слов, например, и не рассеиваться. Тоже работа. Я по складу темперамента неспособен к множественным чувствам за раз. Поэтому мне формула легче даётся. И в плане задействования ума большая молитва требует вникать в смыслы, о которых мне неинтересно думать в данный момент. Но приходиться заставлять себя следовать за скучным текстом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться


×
×
  • Создать...